Методы контроля в таможенных органах

Способы осуществления таможенного контроля и деятельность должностных лиц в таможенных органах

2. ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

Таможенный контроль – один из важнейших институтов таможенного права, под которым понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации12.

2.1 МЕТОДЫ И ВИДЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

Субъектами таможенного контроля являются должностные лица таможенных органов, лица оказывающие содействие в проведении таможенного контроля (эксперты, специалисты и понятые), а также лица, перемещающие товары через таможенную границу Российской Федерации и оказывающие им договорные услуги (таможенный перевозчик, таможенный брокер, владелец склада).

При этом необходимо отметить, что правовые основы таможенного контроля непосредственно описаны и закреплены в Таможенном кодексе Российской Федерации – обязательность таможенного контроля всех товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу (ст. 14 ТК РФ), обязательность их декларирования (ст. 123 ТК РФ), запрет пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами до их выпуска не иначе как в порядке и на условиях, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации (ст. 15 ТК РФ).

Целью таможенного контроля является определение посредством проверок соответствия таможенных операций и таможенных процедур, осуществляемых участниками таможенных отношений, требованиям таможенного законодательства Российской Федерации.

Таможенный контроль может проводиться исключительно таможенными органами13.

Если таможенные органы проводят проверку товаров и транспортных средств, на ввоз которых в Российскую Федерацию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности установлены запреты и ограничения, обеспечение соблюдения которых находится также в компетенции других государственных органов, таможенные органы обеспечивают координацию таких действий и их одновременное проведение14.

Окончательное решение о выпуске товаров принимается таможенным органом по результатам проведения таможенного контроля. При этом следует отметить, что неотъемлемой частью таможенного контроля является проверка документов и сведений, в том числе и разрешительных документов, оформляемых иными государственными органами (органами санитарно-карантинного, фитосанитарного, ветеринарного контроля), по результатам проведенных контрольных действий.

При ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товары и транспортные средства считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы и до момента15:

  1. Выпуска для свободного обращения.

  2. Уничтожения.

  3. Обращения в федеральную собственность.

  4. Реализации как не востребованных (например, в случаях превышения сроков хранения на складе временного хранения или на таможенном складе).

  5. Реализации, как незаконно ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации (в случае отказа лиц, приобретших товары, незаконно ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, от уплаты таможенных платежей и совершения таможенных операций).

  6. Вывоза с таможенной территории Российской Федерации (например, как запрещенные к ввозу в Российскую Федерацию или вывезенных в соответствии с таможенным режимом реэкспорта).

Российские товары и транспортные средства считаются находящимися под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации с момента принятия грузовой таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, и до пересечения таможенной границы (фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации).

Кроме того, при обнаружении таможенными органами товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а так же у лиц, приобретших товары на таможенной территории Российской Федерации в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, на такие товары налагается арест либо товары подлежат изъятию и помещению на временное хранение16.

Проверка достоверности сведений после выпуска товаров и транспортных средств может осуществляться таможенными органами в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем17. Само по себе установление такого срока является важным правовым нововведением, так как данная статья устанавливает особый порядок проверок, проводимых таможенными органами, и предусматривает возможность осуществления проверки достоверности сведений, заявленных при выполнении таможенных процедур в течение года. При этом исчисление срока начинается в день утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем.

Метод таможенного контроля – совокупность приемов и способов его осуществления. Среди методов таможенного контроля необходимо выделить18:

  1. Таможенный контроль, осуществляемый по прибытии товаров и транспортных средств в таможенный пункт.

  2. Таможенный контроль, осуществляемый в процессе движения транспортного средства.

  3. Сплошной таможенный контроль, имеющий место, когда используются все формы контроля, установленные Таможенным кодексом Российской Федерации.

На практике различают следующие виды таможенного контроля:

  1. Таможенный контроль товаров.

  2. Таможенный контроль транспортных средств.

В зависимости от вида транспортных средств контроль подразделяется на:

  1. Таможенный контроль морских судов.

  2. Таможенный контроль речных судов.

  3. Таможенный контроль железнодорожных составов.

  4. Таможенный контроль воздушных судов.

  5. Таможенный контроль автотранспортных средств.

Применительно к таможенному контролю товаров различают таможенный контроль импортных (ввозимых), экспортных (вывозимых) и транзитных товаров.

Поскольку при осуществлении таможенного контроля больше значение имеют отдельные существенные характеристики товаров, подвидами таможенного контроля товаров можно считать таможенный контроль ручной клади, контроль сопровождаемого или несопровождаемого багажа.

В зависимости от характера участия в осуществлении контроля таможенных органов сотрудничающих стран выделяются:

  1. Двусторонний таможенный контроль, при котором таможенный досмотр раздельно осуществляют таможенные органы каждой из стран.

  2. Односторонний таможенный контроль, когда таможенный досмотр проводят таможенные органы только одной из стран.

  3. Совместный таможенный контроль, имеющий место в случае проведения таможенного досмотра одновременно таможенными служащими обоих государств.

Таможенный контроль может быть однократным или повторным. Однократный таможенный контроль имеет место, если таможенная граница пересекается только в одном направлении и таможенный досмотр проводится один раз. Если товары и транспортные средства в течение сравнительно короткого периода времени пересекают таможенную границу дважды, они подпадают под повторный таможенный контроль.

Объектами таможенного контроля являются:

  1. Товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, в том числе в международных почтовых отправлениях, в сопровождаемом иди несопровождаемом багаже, ручной клади.

  2. Таможенная декларация и другие документы, содержащие информацию о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.

  3. Деятельность таможенного брокера, таможенного перевозчика, владельца склада временного хранения, таможенного склада, магазина беспошлинной торговли по соблюдению таможенного законодательства.

  4. Соблюдение ограничений на пользование и распоряжение

товарами и транспортными средствами, установленных таможенным законодательством Российской Федерации.

  1. Уплата таможенных пошлин, налогов.

2.2 СПОСОБЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

В соответствии с ТК к способам проведения таможенного контроля можно отнести все то, что не является формами таможенного контроля, но при этом призвано способствовать их проведению. Таким образом, в качестве способов применения отдельных форм таможенного контроля или проведения таможенного контроля вообще следует рассматривать19:

  1. Создание зон таможенного контроля (ст. 362 ТК);

  2. Истребование необходимых документов и сведений (ст. 363 ТК);

  3. Идентификацию товаров, транспортных средств (ст. 83, 390 ТК);

  4. Привлечение специалистов и экспертов (ст. 378, 384, 385 ТК), взятие проб и образцов товаров (ст. 383 ТК);

  5. Создание и применение информационных ресурсов (ст. 387, 425 ТК);

  6. Применение технических и иных средств проведения таможенного контроля (п. 4 ст. 294, ст. 370, 388 ТК);

  7. Наложение ареста на товары или изъятие товаров (ст. 377, п. 1 ст. 391 ТК).

Необходимо рассмотреть выделенные способы проведения таможенного контроля подробнее.

  1. Создание зон таможенного контроля. Зоны таможенного контроля создаются для целей проведения таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением20. Зоны таможенного контроля могут быть созданы вдоль таможенной границы РФ, в местах производства таможенного оформления, в местах перегрузки товаров, их осмотра и досмотра, в местах временного хранения, в местах стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары и в иных местах, определяемых ТК.

Зоны таможенного контроля могут быть двух видов: постоянные и временные. Постоянные зоны таможенного контроля создаются в случаях регулярного нахождения в них товаров, подлежащих таможенному контролю. Временные зоны таможенного контроля могут создаваться на основании письменного решения начальника таможенного органа (лица, его замещающего): 1) при производстве таможенного оформления вне установленных для этого мест (на период совершения таможенных операций); 2) при необходимости осуществления осмотра или досмотра товаров и транспортных средств, обнаруженных таможенными органами вне постоянных зон таможенного контроля.

Деятельность таможенных органов в пределах зон таможенного контроля вдоль таможенной границы не должна препятствовать выполнению задач, возложенных законодательством РФ о Государственной границе РФ на пограничные органы и пограничные войска Федеральной службы безопасности РФ, в пределах приграничной территории Российской Федерации.

Зона таможенного контроля (как постоянная, так и временная) представляет собой четко ограниченную территорию, предназначенную для нахождения товаров и транспортных средств, подлежащих таможенному контролю. Соответственно осуществление производственной и иной коммерческой деятельности, перемещение товаров, транспортных средств, лиц через границы зон таможенного контроля и в их пределах допускаются с разрешения таможенных органов и под их надзором.

: № Тема: Контроль за деятельностью таможенных органов

Лекция №________

Тема: Контроль за деятельностью таможенных органов.

План

  1. Законность и дисциплина в деятельности таможенных органов.
  2. Обжалований решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц: основания, поводы и порядок реализации.
  3. Прокурорский надзор и ведомственный контроль за деятельностью таможенных органов.

1. Законность является одним из основных принципов го­сударственной таможенной службы и имеет под собой конституционную основу , что означает, что вся деятельность таможенных органов и их должностных лиц должна осу­ществляться на основе строго и неуклонного соблюдения требований действующего российского законодательства. Законность в деятельности таможенных органов про­является:

• в верховенстве законов над издаваемыми ФТС Рос­сии и иными таможенными органами правовыми актами, это означает, что все формы и методы реализации таможенными органами своей компе­тенции должны осуществляться в строгом соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Издаваемые таможенными органами в процессе реализации ими сво­ей компетенции правовые акты управления в сфере тамо­женного дела не должны выходить за рамки законов.

• в необходимости единообразного применения норм таможенного права всеми таможенными органами неза­висимо от каких-либо условий, это означает, что на тер­ритории Российской Федерации действует единое тамо­женное законодательство и оно должно иметь единооб­разное применение со стороны таможенных органов

• в недопустимости противопоставления требований норм законодательства и целесообразности их примене­ния. Нередко на практике возни­кают случаи, когда действующие законы либо устарели и не отвечают реалиям сегодняшнего дня, либо не в полной мере регулируют те или иные общественные отношения. В этой связи предпринимаются различные по­пытки «оцелесообразить» законодательство путем издания всевозможных ведомственных и межведомственных инструкций вместо внесения в органы законодательной власти инициативных предложе­ний.

• в открытости форм и методов реализации таможен­ными органами своих задач и функций и возможности обжалования их решений и действий. Все формы и методы деятельности таможенных органов, носят открытый, гласный характер.

Эффективность управления в сфере таможенного дела зависит не только от строгого и неуклонного соблюдения государственными таможенными служащими требований законности при осуществлении своей деятельности, но и от строгой служебной дисциплины в каждом таможенном органе.

Служебная дисциплина состоит в обязательном для всех сотрудников выполнении сво­их должностных обязанностей, установленных нормами федерального законодательства, нормативно-правовыми актами ГТК России, правилами внутреннего распорядка таможенного органа, должностными инструкциями, приказами начальни­ков, а также условиями контракта о службе в таможен­ных органах.

Нарушение служебной дисциплины влечет за собой применение к нему мер дисциплинарного взыскания вплоть до увольнения из таможен­ных органов. И наоборот, за добросовестное исполнение своих служебных обязанностей применяются меры поощрения.

Персональную ответственность за состояние служебной дисциплины в таможенном органе несет его начальник. Поощрения и дисциплинарные взыскания применяются начальника­ми таможенных органов в пределах предоставленных им прав. Они объявляются приказами.

2. Обжалованию решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц посвящена глава 7 первого раздела ТКРФ. Любое лицо (как физическое, так и юриди­ческое) имеет право обжаловать решения (в том числе нормативные акты), действия или бездействие таможенных органов России и их должностных лиц, если считает ущемленными свои права и законные интересы и если упомянутые решения действия или бездействие затрагивают это лицо непосредствен­но и индивидуально.

Порядок обжалования предусмотрен ст. 46 ТКРФ. Обжалование – это обращение по поводу нарушенного права или законного интере­са, причем право на обжалование может реализовываться как через обращение в таможенные органы, так и путем обращения в суд.

Основные особенности подачи жалобы

1. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа и начальника таможенного органа подается в вышестоящий таможенный орган.

2. Жалоба на решение действие (бездействие)должностного лица таможенного органа подается в таможенный орган, в котором проходит службу это лицо.

3. Таможенный орган, на решение, действие (бездействие) кото­рого или начальника которого подана жалоба, направляет ее в вышестоящий таможенный орган вместе с подтверждающими мате­риалами в пятидневный срок со дня ее поступления.

4. Срок подачи жалобы не должен превышать трех месяцев со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, со­здании препятствий к их реализации.

5. Срок рассмотрения жалобы не должен превышать 1 месяц со дня ее поступления, но в определенных случаях может быть продлен, но не более, чем на 1 месяц.

6. В соответствии со ст. 50 ТК жалоба подает­ся в письменной форме и должна быть подписана лицом, обратив­шимся с жалобой.

7. Согласно ст. 52 ТК таможенный орган отказывает в рассмотре­нии жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица по существу в случае, если:

1) не соблюдены установленные сроки обжалования и лицо не обратилось с заявлением о восстановлении пропущенного срока для обжалования либо заявление о восстановлении пропущенного срока для обжалования отклонено;

2) лицо уже обратилось с жалобой аналогичного содержания в суд и такая жалоба принята судом, арбитражным судом к рас­смотрению либо по ней вынесено решение;

Решение таможенного органа об отказе в рассмотрении жалобы по существу может быть обжаловано в выше­стоящий таможенный орган или в суд, арбитражный суд.

Решение т/о по жалобе принимается в письменном виде по форме, определяемой ФТС РФ. В таком решении должны быть указаны:

  1. Наименование т/о, рассмотревшего жалобу;
  2. Должность, ф.и.о. д/л т/о, принявшего решение по жалобе;
  3. Ф.И.О. или наименование лица, обратившегося с жалобой;
  4. Краткое изложение жалобы по существу;
  5. Принятое по жалобе решение;
  6. Доводы и основания принятого решения.

Основные особенности упрощенного порядка обжалования решений

Статья 57 ТК предусматривает возможность упрощенного по­рядка обжалования решения, действия (бездействия) должностно­го лица таможенного органа. В упрощенном порядке могут быть обжалованы решения, действия (бездействие) должностного лица таможни или таможенного поста в связи с перемещением через та­моженную границу товаров, стоимость которых не превышает 1,5 млн руб., и (или) одного транспортного средства.

Упрощенный порядок заключается в обращении лица с устной жалобой к вышестоящему должностно­му лицу соответственно таможни или таможенного поста, а в слу­чае обжалования решения, действия (бездействия) начальника та­моженного поста — к начальнику таможни, в регионе деятельно­сти которой находится данный таможенный пост. Рассмотрение жалобы осуществляется безот­лагательно, и решение по ней принимается незамедлительно.

3. Осуществление общего надзора за деятельностью т/о и их д/л входит в компетенцию прокуратуры. Проверки исполнения законов т/о и их д/л, законности издаваемых ими правовых актов, нарушений прав и свобод человека и гражданина осуществляется органами прокуратуры на основании поступивших заявлений, сообщений, жалоб о фактах нарушения закона. В случае выявления нарушений прокурор обязан реагировать соответствующим образом. Законом предусмотрены три формы реагирования прокурора на нарушение законности: принесение протеста, внесение представления и вынесение соответствующего постановления.

Наиболее распространенным актом прокурорского реагирования на нарушение законности является принесение протеста на противоречащий правовой акт. В нем прокурор излагает свои требования об отмене правового акта или его части, либо требует привести этот правовой акт в соответствие с законом. Протест подлежит обязательному рассмотрению т/о в течение 10-ти дневного срока со дня поступления. При исключительных случаях прокурор может установить более короткий срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения прокурору сообщатся в письменной форме.

Следующей формой прокурорского реагирования является внесение представления. Основанием внесения представления может быть выявленное нарушение закона либо их совокупность, обобщение жалоб на действия таможенных органов и их должностных лиц, регулярно поступающих в прокуратуру и т.д. Представление прокурора в месячный срок подлежит обязательному рассмотрению, о чем прокурору должно быть сообщено в письменной форме.

И, наконец, исходя из характера нарушения закона должностным лицом т/о, прокурор вправе вынести постановление о возбуждении в отношении этого лица уголовного дела или о возбуждении производства об административном правонарушении. Уголовное дело остается в производстве в прокуратуре, а постановление о возбуждении производства об адм. правонарушении направляется в уполномоченный на его ведение орган, который обязан рассмотреть его в установленные законом сроки, затем сообщить об этом прокурору в письменной форме.

Ведомственный контроль за деятельностью т/о осуществляется по трем направлениям::

— инспекционный контроль – осуществляется подразделениями таможенной инспекции, основными функциями которой являются инспекционная проверка на конкретных участках работы нижестоящий органов, выявление и анализ причин и условий, способствующих возникновению негативных явлений в деятельности таможенных органов;

— финансовый контроль- организация финансового и бухгалтерского учета и контроля за рациональным использованием материальных и финансовых ресурсов, которыми располагает таможенный орган;

— юридический контроль – проверка правильности использования правовых средств для обеспечения соблюдения законности т/о и их д/л, осуществление контроля за соответствием действующему законодательству проектов нормативно-правовых актов, представляемых на подпись руководству, рассмотрение жалоб, заявлений, в которых указывается на нарушение действующего законодательства в деятельности таможенных органов.