Меры уголовно правового характера

Понятие иных мер уголовно-правового характера

Вопрос о понятии и содержании иных мер уголовно-правового характера относится к числу дискуссионных и недостаточно разработанных в теории отечественного уголовного права. Несмотря на то что это понятие содержится в нескольких статьях (ч. 2 ст. 2, ст. 6, 7) Общей части УК РФ, за редким исключением в учебниках и иной учебной литературе по уголовному праву предметно оно не анализируется. В связи с изменением названия разд. VI УК РФ и дополнения его гл. 15 «Конфискация имущества» в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 153-ФЗ требуется более основательно рассмотреть вопрос о понятии, содержании и видах иных мер уголовно-правового характера.

Традиционно понятие иные меры уголовно-правового характера упоминается при анализе понятия уголовная ответственность и сопоставлении его с понятием наказания. При этом речь идет о формах реализации уголовной ответственности, к которым, помимо собственно уголовного наказания, относятся любые другие способы (меры) уголовно-правового принуждения (воздействия) к лицам, совершившим преступления, либо общественно опасные деяния, не являющиеся преступлениями, предусмотренные в Особенной части УК РФ. Это обоснованно, поскольку в вышеназванных положениях Кодекса (ч. 2 ст. 2, ст. 6, 7) иные меры уголовно-правового характера упоминаются наряду с наказанием, которое, будучи по сути репрессивной, принудительной мерой, выступает естественной (типичной) формой реализации уголовной ответственности, обеспечивая реализацию задач, стоящих перед уголовным законом. Так, в ч. 2 ст. 2 сказано, что для осуществления своих задач «Кодекс устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений» (выделено нами. — Лет.). Раскрывая содержание принципов справедливости (ст. 6 УК РФ) и гуманизма (ст. 7 УК РФ), которые в своей основе определяют использование уголовной репрессии в борьбе с преступностью, законодатель наряду с наказанием упоминает о свойственных УК РФ иных мерах уголовно-правового характера.

Таким образом, по мысли законодателя, выраженной в букве уголовного закона, иные меры уголовно-правового характера призваны дополнять уголовное наказание, выступать своеобразной его альтернативой, выполняя при этом его функцию, либо в установленных УК РФ случаях быть неким аналогом, заменителем государственного принуждения, реализуемого в форме уголовного наказания в связи с совершением общественно опасных деяний (преступлений).

Иной позиции по данному вопросу придерживаются авторы учебника «Уголовное право России: Общая часть» (под редакцией И. Э. Звечаровского). По их мнению, иные меры уголовно-правового характера — это такие, применение которых влечет изменение уголовно-правового статуса лица, обусловленное уголовно-правовым преступным и даже непреступным его поведением. Речь при этом преимущественно идет не столько о самостоятельных мерах принуждения, альтернативных уголовному наказанию и применяемых судом в связи с рассмотрением уголовного дела, сколько об уголовно-правовых последствиях, вытекающих из освобождения лица, совершившего преступление, от уголовной ответственности, а осужденного — от наказания, об институтах замены наказания более мягким или более строгим наказанием и даже о погашении (снятии) судимости. В связи с этим принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые к несовершеннолетним (ч. 2 ст. 90, ч. 2 ст. 92 УК РФ), упомянуты лишь вскользь, а принудительные меры медицинского характера и вовсе не отнесены к разряду иных мер уголовно-правового характера.

Представляется, что такая точка зрения необоснованно сужает содержание иных мер уголовно-правового характера, которые законодатель согласно ч. 2 ст. 2 УК РФ ставит в один ряд с уголовным наказанием при фиксации в УК РФ уголовно-правового механизма охраны интересов личности, государства и общества.

Изменения в названии разд. VI УК РФ, а также дополнение его гл. 151, посвященной такой мере уголовно-правового характера, как конфискация имущества, лишний раз свидетельствуют в пользу данного вывода. Другое дело, что, исходя из традиционной для российской уголовно-правовой системы архитектоники Общей части УК РФ, законодатель не счел возможным объединить в одном (специальном) разделе все меры уголовно-правового характера, которые следует считать альтернативными традиционному наказанию, а ограничился только двумя из них — принудительными мерами медицинского характера и конфискацией имущества (которая, как будет показано ниже, изначально по УК РФ являлась уголовным наказанием).

Весьма показательно, что в ряде уголовных кодексов зарубежных государств наряду с наказанием предусмотрены иные, не являющиеся таковым, однако выполняющие его функцию или дополняющие арсенал уголовно-правовых средств меры правового принуждения к лицам, совершившим преступные деяния или обнаружившим иные формы отклоняющегося поведения. Например, согласно § 45 Уголовного кодекса ФРГ «дополнительным последствием» совершения преступления является лишение права занимать определенные должности, права пользоваться правами, полученными в результате публичных выборов, права публично голосовать, избирать и быть избранным. Глава 6 этого Кодекса посвящена особым «мерам исправления и безопасности», которые не являются уголовным наказанием, но отдельные из которых состоят в принудительном лишении свободы лица, совершившего преступление, а гл. 7 регулирует применение конфискации имущества как особой уголовно-правовой санкции1.

Раздел ИА Уголовного кодекса Голландии, именуемый «Меры», включает две главы, первая из которых регламентирует такую меру, как конфискация незаконно полученных доходов от преступления, а вторая — «заключение под стражу в психиатрическую больницу и помещение на принудительное лечение». По своим содержанию и правовой природе эти меры не являются уголовным наказанием и применяются судом наряду с ним .

В Уголовном кодексе Дании есть гл. 9 «Иные правовые последствия наказуемого деяния». Они применяются судом наряду с наказанием в целях предупреждения преступлений и состоят в надзоре за осужденным после отбытия наказания, принудительном лечении от наркотической или алкогольной зависимости, психиатрическом лечении (в том числе путем помещения в специализированное медицинское учреждение), а также конфискации преступно полученного имущества, доходов от него и его стоимости, если такое имущество у виновного лица фактически отсутствует1.

Таким образом, иными мерами уголовно-правового характера следует считать все те предусмотренные УК РФ способы (формы) принудительного воздействия на лицо, совершившее преступление или не являющееся таковым общественно опасное деяние, которые применяются судом взамен уголовного наказания или наряду с ним в целях реализации стоящих перед уголовным законом задач. Помимо рассмотренных в соответствующих главах настоящего учебника условного осуждения (ст. 73, 74 УК РФ), отсрочки отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей (ст. 82 УК РФ), отсрочки отбывания наказания больным наркоманией (ст. 82* УК РФ), принудительных мер воспитательного воздействия, применяемых к несовершеннолетним (ч. 2 ст. 90, ч. 2 ст. 92 УК РФ), к ним следует отнести принудительные меры медицинского характера (гл. 15) и конфискацию имущества (гл. 151). Каждая из названных иных мер служит предупреждению новых преступлений (общественно опасных деяний) со стороны лица, к которому она применяется, а отдельные из них обеспечивают исправление осужденных (условное осуждение, отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, принудительные меры воспитательного воздействия) или создают условия для достижения данной цели (принудительные меры медицинского характера в отношении лиц, у которых после совершения преступления возникло психическое заболевание, отсрочка отбывания наказания больным наркоманией).

Следовательно, иные меры уголовно-правового характера нельзя смешивать с такими характеризующими согласно УК РФ изменение уголовно-правового статуса осужденного институтами, как условнодосрочное освобождение от отбывания наказания (ст. 79), замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ст. 80), освобождение от уголовной ответственности (ст. 75, 76, 78), освобождение от наказания (ст. 801, 81, 83). Этим институтам отведено самостоятельное, не менее важное, чем иным мерам уголовно-правового характера, место в механизме реализации задач уголовного закона, но юридическая природа их все же иная.

  • См.: Российское уголовное право: курс лекций / под ред. А. И. Коробеева. Владивосток, 1999. Т. 2. С. 3—8; Уголовное право России: Общая часть: учебник / под ред.И. Э. Звечаровского. М., 2010. С. 408—413.
  • См.: Российское уголовное право: курс лекций / под ред. А. И. Коробеева. Владивосток, 1999. Т. 2. С. 3—8; Уголовное право России: Общая часть: учебник / под ред.И. Э. Звечаровского. М., 2010. С. 408—413.
  • См.: Уголовное право России: Общая часть: учебник / под ред. И. Э. Звечаровского. М„ 2004. С. 324.
  • См.: Уголовный кодекс Федеративной Республики Германия. СПб., 2003.С. 171-214.
  • См.: Уголовный кодекс Голландии. СПб., 2001. С. 155—172.

>Глава 20. Иные меры уголовно-правового характера

§1. Понятие и виды иных мер уголовно-правового характера

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму» раздел VI УК получил наименование «Иные меры уголовно-правового характера» и дополнен гл. 15.1 «Конфискация имущества». Тем самым законодательно оформлено существование самостоятельного уголовно-правового института – иных мер уголовно-правового характера, к которым, помимо конфискации имущества, отнесены принудительные меры медицинского характера.

В разгоревшейся научной дискуссии о правовой природе, особых признаках иных мер уголовно-правового характера, их перечне, соотношении с уголовной ответственностью и уголовным наказанием высказаны не просто противоречивые, но и взаимоисключающие мнения. Многие ученые категорично возражают против появления нового уголовно-правового института, считая его надуманным, искусственным, неоправданным (А.П. Козлов, В.Б. Малинин).

Законодатель, введя новый уголовно-правовой институт, отказался от конструирования нормы-определения иных мер уголовно-правового характера, в настоящее время это понятие активно разрабатывается представителями науки уголовного права, при этом (и вполне ожидаемо) отсутствует единое понимание иных мер уголовно-правового характера.

Объединяет указанные меры формальный признак — их предусмотренность уголовным законом (Общей частью УК РФ). Это государственные, принудительные меры. Применение любой меры уголовно-правового характера находится в исключительной компетенции суда.

Федеральным законом от 29.02.2012 № 14-ФЗ в УК РФ были включены принудительные меры медицинского характера, применяемые к лицам, страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости. Указанный вид медицинских мер применяется по просьбе или с согласия осуждённого, однако, осуждённые, выражая согласие на применение таких мер, находятся в условиях ограниченной свободы воли; фактически они понуждаются к согласию. В этой связи применение (тем более, процедура исполнения) медицинской меры не утрачивает принудительного характера, как и само наименование лечения – принудительное.

Принудительный характер мер уголовно-правового характера подчеркивает то, что назначение и исполнение таких мер осуществляется безотносительно воли соответствующего лица (хотя и не обязательно вопреки ей).

Иным мерам уголовно-правового характера не свойственно наличие карательной составляющей.

Иные меры уголовно-правового характера не являются наказанием и не ставят своей задачей исправление лица. Они могут заключаться в оказании лицу, совершившему преступное деяние, медицинской помощи, в том числе в условиях отбывания наказания, в его изоляции, если данное лицо представляет угрозу для окружающих, возвращении имущества законному владельцу или возмещении причиненного ему ущерба и т.д. Уголовно-правовой институт конфискации имущества, кроме того, призван служить целям противодействия финансированию терроризма, экстремизма и организованных преступных структур. Тем самым, целями применения иных мер уголовно-правового характера являются восстановление социальной справедливости (в том числе – охрана интересов общества и его членов) и частная превенция.

Содержание и цели применения иных мер уголовно-правового характера обусловливает и то, что закон, как правило, не устанавливает предельные сроки их применения. Как принудительные меры медицинского характера, так и конфискация имущества могут применяться до тех пор, пока не будут достигнуты их непосредственные цели: излечение осужденного и изъятие имущества, неправомерно находящегося у лица. Более того, это единственные меры, предусмотренные уголовным законом, срок применения которых не ограничен.

В отличие от наказания и типичных мер уголовно-правового характера, применение иных мер находится вне связи с судимостью. Так, судимость является правовым последствием применения любого вида наказания; судимыми признаются лица, отбывающие условное осуждение, отсрочку и т.д. Назначение иных мер уголовно-правового характера не порождает судимости; равно как и погашение или снятие последней в связи, например, с отбытым наказанием не служит препятствием для исполнения отдельных принудительных мер медицинского характера или конфискации имущества.

Основанием применения иных мер уголовно-правового характера является не только обвинительный приговор суда, но и другие судебные решения. Принципиально и то, что иные меры уголовно-правового характера, в отличие от всех других уголовно-правовых мер, предусмотренных уголовным законом, могут назначаться самостоятельно, т.е. не в сочетании с наказанием.

Следовательно, можно выделить такие признаки иных мер уголовно-правового характера:

1. могут быть назначены обвинительным приговором и другим решением суда;

2. назначаются в связи с совершением общественного опасного деянии или преступления как лицам их, совершившим, так в предусмотренных законом случаях – в отношении третьих ли;

3. не содержат порицания; не являются формой реализации уголовной ответственности; могут реализовываться вне рамок уголовной ответственности; могут назначаться самостоятельно, т.е. не в сочетании с наказанием, не являются альтернативой наказанию;

4. не обладают возмездным характером, не предусматривают лишения или ограничения прав и свобод адресата;

5. не влекут судимости и других юридических последствий;

6. целями применения иных мер уголовно-правового характера являются восстановление социальной справедливости (в том числе – охрана интересов общества и его членов) и частная превенция, а также иные специальные цели;

7. закон, как правило, не устанавливает предельные сроки их применения.

Иная мера уголовно-правового характера может быть определена как предусмотренная уголовным законом некарательная мера государственного принуждения, назначаемая по решению суда в связи с совершением общественного опасного деянии или преступления как в отношении лиц их, совершивших, так и в предусмотренных законом случаях – в отношении третьих лиц. Мера уголовно-правового характера применяется в целях восстановления социальной справедливости, предупреждения совершения новых преступлений и других специальных целях.

Классификация мер уголовно-правового воздействия

Уголовный кодекс РФ не содержит понятия и перечня видов мер уголовно-правового воздействия. Однако в основе всех этих мер лежит уголовный закон.

Уголовно-правовое воздействие можно представить, как специальную деятельность государства, общества и отдельных граждан, в сфере противодействия преступности, посредством использования возможностей и средств, закрепленных в уголовном законе, составляющих в своей совокупности механизм уголовно-правовой борьбы (противодействия) преступности. Целью применения мер уголовно- правового воздействия является противодействие преступности посредством профилактики, борьбы с преступлениями, минимизации и (или) ликвидации последствий их совершения.

Подобную позицию занимает, например, В.Ф. Ширяев, определяя систему мер уголовно-правового воздействия как совокупность ограниченного количества элементов, носящих основной или вспомогательный характер, объединенных результатом ее направленности, выраженным в целях наказаний, регламентированных УК РФ . Похожую точку зрения высказывают другие ученые, предлагающие под уголовно-правовым воздействием понимать способы уголовно-правового выражения государственного принуждения, применяемые к лицу, совершившему общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом, путем наложения на осужденного дополнительных правоограничений (лишения либо ограничения прав и свобод лица) .

Предлагается группировать такие меры следующим образом:

  • — уголовно-правовые меры предупреждения преступлений;
  • — уголовно-правовые меры пресечения преступлений;
  • — уголовно-правовые меры реализации ответственности правонарушений.

С данной классификацией следует согласиться. Вместе с тем, анализ видов таких мер в действующем уголовном законе, позволяет уточнить и изменить перечень мер уголовно-правового воздействия.

Начнем с того, что круг отношений, па которые воздействуют уголовно-правовые меры значительно шире вышеуказанных, носящих исключительно правоограпичительный характер. Вместе с тем, меры, не содержащие уголовно-правовых ограничений, но регламентируемые УК РФ, по своей правовой природе следует отнести к мерам уголовно- правового воздействия.

Признаками таких мер являются:

  • — закрепление в УК РФ;
  • — наличие правомочий их применения, используемых правоохранительными органами, их должностными лицами, судом, гражданами;
  • — наличие, как правило, процессуального порядка их применения.

Относительная самостоятельность мер уголовно-правового воздействия по целям и содержанию является основой для их дифференциации.

К первой группе — уголовно-правовые меры предупреждения преступлений, следует отнести:

  • — добровольный отказ (ст. 31 «… прекращение лицом приготовления к преступлению либо прекращение действий (бездействия), непосредственно направленных па совершение преступления, если лицо осознавало возможность доведения преступления до конца», 205.4 — добровольное прекращение участия в террористическом сообществе и сообщение о его существовании, а также ст.ст. 205.5, 206, 208, 210, 282.1, 228.2) — как мера уголовно-правового воздействия, побуждающая правонарушителя к добровольному и окончательному отказу от продолжения начатых противоправных действий;
  • — уголовная ответственность за преступления с двойной превенцией. «Уголовно-правовые нормы с двойной превенцией — это нормы, устанавливающие уголовную ответственность за общественно опасные деяния, которые обусловливают последующее совершение других преступлений». Под данную категорию подпадают преступления, предусмотренные ст.ст. 222-223, 326, 327, 327.1 УК РФ, а также ст. 115, 116, 117, 119, 135, 139, 150, 151, 151.1, 156,215,217.1,218,219, 230 УК РФ и др., то есть те общественно опасные деяния, которые сами, как правило, не представляют большой общественной опасности, но могут привести к совершению более значимых по степени и характеру опасности и по тяжести наступивших последствий преступления. В данных мерах уголовно-правового воздействия содержится предупредительный потенциал уголовного законодательства;
  • — принудительные меры медицинского характера (глава 15), целями применения которых являются не только излечение определенной категории лиц или улучшение их психического состояния, но и предупреждение совершения ими новых деяний, предусмотренных статьями Особенной части УК РФ (ст. 98);
  • — профилактика преступлений, ресоциализация лиц, отбывших наказание, путем возложения на лицо обязанностей, способствующих его исправлению: пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания, трудиться (трудоустроиться) либо продолжить обучение в общеобразовательной организации и др. (ч. 5 ст. 73); при освобождении от наказания судом помещение несовершеннолетних в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (ч. 2 ст. 87); требование возвратиться в образовательную организацию либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа (ч. 4 ст. 91); и др. Так, назначение принудительных мер медицинского характера в виде принудительного наблюдения и лечения у врача-психиатра в амбулаторных условиях к лицам, осужденным за преступления, совершенные в состоянии вменяемости, но нуждающимся в лечении психических расстройств, не исключающих вменяемости (ч. 2 ст. 99), можно отнести к мерам социальной реабилитации. В ст. 72.1 закреплена обязанность лица, признанного больным наркоманией, пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию);
  • — минимизация последствий — деятельное раскаяние; возмещение вреда (ст. 75 — лицо «… добровольно явилось с повинной, способствовало раскрытию и расследованию преступления, возместило причиненный ущерб или иным образом загладило вред, причиненный в результате преступления, и вследствие деятельного раскаяния перестало быть общественно опасным», 76, 76.1, глава 15.1 «Конфискация имущества», 126, 127.1, 134, 178-лицо «… возместило причиненный этим преступлением ущерб или иным образом загладило причиненный вред…», 184, 199 — полная уплата суммы недоимки и соответствующих пеней, а также суммы штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, 200.1 — добровольная сдача наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, 204, 206, 212, 228, 228.3, 275, 291,291.1, 307).

Во вторую группу — уголовно-правовые меры пресечения преступлений входят:

  • — пресечение преступлений путем причинения вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны (ст. 37); причинения вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании (ст. 38);
  • — пресечение преступлений па стадиях умышленного неоконченного преступления (уголовная ответственность за приготовление (ч. 2 ст. 30) и уголовная ответственность за покушение на преступление (ч. 3 ст. 30);
  • — добровольное сообщение (например, добровольное сообщение о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело (ст. 204); своевременное предупреждение органов власти или иным способом способствование предотвращению осуществления террористического акта (ст. 205), 205.1, 205.3; прекращение участия в преступном сообществе (преступной организации); ст. 210 — активное способствование пресечению этих преступлений; добровольная сдача наркотических средств и т.п. (ст. 228, 228.3); ст. 275 — добровольное и своевременное сообщение органам власти или иным образом способствование предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации; ст. 282.2 — добровольное прекращение участия в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации; ст. 291 — добровольное сообщение о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело; ст. 291.1).

Третью группу мер уголовно-правового воздействия составляют меры реализации уголовной ответственности.

К формам реализации уголовной ответственности принято относить: 1) наказание и 2) осуждение без назначения наказания или без его отбывания.

Уголовную ответственность предлагается рассматривать как основанную на нормах уголовного права обязанность лица, совершившего преступление, претерпеть неблагоприятные для себя последствия совершения преступления (быть осужденным от имени государства и понести заслуженное наказание), дать в установленном порядке отчет в совершенном им преступлении. Реализация уголовной ответственности заканчивается погашением или снятием судимости.

К карательным мерам уголовно-правового воздействия, направленным на реализацию уголовной ответственности, относятся следующие меры:

  • — наказание (главы 9-10, ст. 88) — мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда;
  • — смягчение наказания (ч. 2 ст. 10, ч. 6 ст. 15, ст. 61, 62, 64) — по обстоятельствам, смягчающим наказание;
  • — ужесточение наказания (ст. 63. Обстоятельства, отягчающие наказание), рецидив преступлений (ч. 5 ст. 18) влечет более строгое наказание;
  • — изменение вида исправительного учреждения (ч. 4 ст. 58);
  • — замена наказания (ч. 5 ст. 46, ч. 3 ст. 49, ч. 4 ст. 50, ч. 5 ст. 53, чч. 2 и 6 ст. 53.1, ч. 3 ст. 59, ч. 2 ст. 72, ст. 80, ч. 3 ст. 81, амнистия (ч. 2 ст. 84) и помилование (ч. 2 ст. 85) в части заменены назначенного наказания более мягким видом наказания);
  • — сокращение срока (отсрочки отбывания наказания — ч. 4 ст. 82, амнистия и помилования в части сокращения назначенного наказания (ч. 2 ст. 84 и ч. 2 ст. 85 -соответственно);
  • — судимость (ст. 86, 95), как совокупность ограничений прав и свобод, налагаемых в равном объеме па всех осужденных.

Отдельно можно выделить меры обеспечения реализации уголовной ответственности, заключающиеся в следующем:

  • — квалификация преступлений как совокупность приемов и способов применения уголовного закона, предусмотренных самим законом; уголовно-правовая оценка выявленных общественно-опасных деяний с целью решения вопроса о наличии основания и пределов уголовной ответственности, (общие правила квалификации преступлений — ст. 3, 9, 10, 11, 12; частные правила квалификации преступлений: 1) в рамках одного состава с особенностями: а) субъективных признаков преступления — ст. 5, 20-28; б) частично неоконченной преступной деятельностью (ст. 29, 30); в) соучастия (ст. 32-36); 2) множественности преступлений (ст. 17);
  • — выдача иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации и находящихся па территории Российской Федерации, иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации (ст. 13).

Помимо карательных уголовных правоограничений (наказание) уголовный закон содержит некарательные уголовно-правовые меры. Меры некарателыюй реализации уголовной ответственности предлагалось объединить единым понятием — «испытание». Испытание есть мера уголовной ответственности, заключающаяся в обязанностях в виде запретов и предписаний, возлагаемых на осужденного под угрозой отбывания наказания в случае уклонения от их исполнения.

По содержанию эти правоограничепия состоят из возлагаемых на испытуемого запретов и предписаний, выполнение которых позволяет убедиться в его способности в дальнейшем вести правопослушный образ жизни. К испытательным (условным) мерам уголовно- правового воздействия следует отнести:

  • — освобождение от наказания (ст. 79 и 93 Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания; ст. 82. Отсрочка отбывания наказания; ст. 82.1. Отсрочка отбывания наказания больным наркоманией);
  • — условное осуждение (ст. 73, 74);
  • — принудительные меры воспитательного воздействия (ст. 90, 91).

Учитывая, что наказание применяется в целях исправления осужденного, а испытательный срок, назначается для того, чтобы осужденный своим поведением доказал свое исправление, карательные (наказание) и испытательные меры можно объединить в одну группу как совокупность мер уголовно-исправительного воздействия.

Таким образом, основанная на нормах уголовного права обязанность лица, совершившего преступление, претерпевать неблагоприятные для себя последствия совершения преступления выражается не только в отбывании заслуженного наказания, но и в испытательном сроке.

При наличии определенных условий уголовная ответственность не может быть реализована с использованием карательного или исправительного воздействия. Это связано с объективными обстоятельствами, либо субъективными особенностями лица, совершившего общественно-опасное деяние, не связанными с самим фактом совершения конкретного преступления, и носящими не реабилитирующий характер:

  • — малозначительность (ч. 2 ст. 14) — признание того, что деяние не представляет общественной опасности, т.е. оно не причинило и не создавало угрозу причинения значительного вреда объекту уголовно- правовой охраны;
  • — сроки давности (ст. 78, 83, 94). Под давностью по уголовным делам подразумевается истечение указанных в законе сроков после совершения преступления или же вступления в силу приговора суда, в силу чего привлечение к ответственности или исполнение приговора не может иметь места и делает излишним и нецелесообразным само наказание;
  • — освобождение от наказания: в связи с изменением обстановки (ст. 80.1); в связи с болезнью (ст. 81); освобождение от наказания несовершеннолетних (ст. 92);
  • — амнистия (ст. 84) в отношении индивидуально не определенного круга лиц в части освобождения от уголовной ответственности либо освобождения от наказания;
  • — помилование (ст. 85) в отношении индивидуально определенного лица, в части освобождения лица, осужденного за преступление, от дальнейшего отбывания наказания;
  • — освобождение от уголовной ответственности вследствие стечения тяжелых обстоятельств: если дезертирство явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств (ст. 338); если вовлечение несовершеннолетнего в занятие бродяжничеством совершено родителем вследствие стечения тяжелых жизненных обстоятельств, вызванных утратой источника средств существования или отсутствием места жительства (ст. 151 УК РФ).

Данные меры уголовно-правового воздействия можно определить, как уголовно-правовые меры безусловной единичной не реабилитирующей декриминализации. Так, изменение обстановки или истечение сроков давности не связано с выполнением каких-либо запретов или предписаний, а является объективным признанием самоисправле- ния конкретного лица с учетом конкретных обстоятельств.

Анализ мер уголовно-правового воздействия позволил сделать вывод, что такие меры нельзя отождествлять с мерами уголовной ответственности, как исключительно мерами принуждения и помимо мер принуждения (реализации уголовной ответственности — наказания и судимости) уголовный закон содержит меры:

уголовно-предупредительного воздействия (добровольный отказ

и др.);

уголовно-профилактического воздействия (адаптация);

уголовно-восстановительного воздействия (возмещение вреда, деятельное раскаяние и др.);

уголовно-исправительного воздействия (в части испытаний);

обеспечения реализации уголовной ответственности (квалификация, выдача);

единичной не реабилитирующей декриминализации (амнистия

и др.);

уголовно-лечебного воздействия (принудительные меры медицинского характера).

Таким образом, анализ уголовного законодательства, регламентирующего механизм уголовно-правового воздействия на участников общественных отношений, позволил сформулировать определение «меры уголовно-правового воздействия» — это различные, закрепленные в уголовном законе, формы и средства специальной деятельности государства, общества и отдельных граждан, применяемые для достижения как общих целей уголовно-правового противодействия преступности (профилактика, борьба с преступлениями, минимизация и (или) ликвидация последствий их совершения), так и самостоятельных целей для каждой группы мер воздействия, отличающихся присущим только им предполагаемым результатом реализации:

уголовно-правовые меры предупреждения преступлений; уголовно-правовых меры пресечения преступлений; меры реализации уголовной ответственности; по характеру воздействия это меры: уголовно-предупредительного воздействия; уголовно-профилактического воздействия; уголовно-восстановительного воздействия; уголовно-исправительного воздействия (карательные (наказание) и испытательные меры);

обеспечения реализации уголовной ответственности единичной не реабилитирующей декриминализации; уголовно-лечебного воздействия.