Мегарегулятор ЦБ РФ

Необходимость и история создания финансового мегарегулятора в Российской Федерации

Необходимость создания института «финансового мегарегулятора» в национальной экономике была связана с определенной неразвитостью самой российской системы финансов, что означало недостаточный уровень ее регулирования, то есть признание того факта, что этот процесс находится на начальном этапе. Во-вторых, такая неразвитость системы национальных финансов в свою очередь обусловила достаточно медленное продвижение идеи создания национального института «финансового мегарегулятора».

Создание национального института «финансового мегарегулятора» было продиктовано также необходимостью:

  • во-первых, проведения реформирования существующего механизма формирования цен на рынке ценных бумаг;
  • во-вторых, формирования реальных рыночных ставок по процентам по различным видам кредитов;
  • в-третьих, создания соответствующих рыночных условий для работы системы национальных финансов и отечественных финансовых рынков;
  • в-четвертых, увеличения степени ликвидности отечественных ценных бумаг на фондовых и финансовых рынках.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Замечание 1

Фактически институт «финансового мегарегулятора» представляет собой создаваемую на основе Банка России специальную организационную структуру федеральной государственной исполнительной власти, основной задачей которой является организация регулирования национальных финансовых рынков и осуществление эффективного надзора за ними.

Исторически все банки в Российской Федерации находятся под контролем ЦБ РФ (Центрального Банка России). Отдельно действовала ФСФР (Федеральная служба по финансовым рынкам), основной задачей которой был контроль за деятельностью всех профессиональных участников рынка ценных бумаг, негосударственных пенсионных фондов.

В сфере страхования страховые компании контролировались Росстрахнадзором (Федеральной службой страхового надзора).

Замечание 2

При наличии такого количества организаций, которые контролировали финансовый рынок, достаточно сложно было решать комплексные проблемы в финансовой сфере эффективно и согласованно. Поэтому назрела актуальная необходимость интеграции всех контролирующих органов в один институт «финансовый мегарегулятор».

Но российский институт «финансового мегарегулятора» формировался постепенно, его формирование началось в 2003 году. В начале Росстрахнадзор в 2011 году вошел в состав в ФСФР. А с 1 сентября 2013 года ФСФР включена в состав ЦБ РФ.

В институте «финансовый мегарегулятор» на первом этапе была сформирована специальная организационная структура – СБР ФР (служба Банка России по финансовым рынкам), но она была 3 марта 2014 года ликвидирована.

Таким образом, с весны 2014 года Центральный Банк Российской Федерация является официальным «финансовым мегарегулятором» Российской Федерации.

ЦБ РФ как мегарегулятор финансового рынка

В соответствии с Законом Российской Федерации от 23 июля 2013г. N251 – ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков»в сферу действия института «финансового мегарегулятора» попадают:

  • не кредитные финансовые организации:страховые компании; клиринговые компании; организации микрофинансирования; НПФ (негосударственные пенсионные фонды); ПИФ (паевого инвестиционного фонда);
  • кредитные организации (банки);
  • профучастники рынка ЦБ (ценных бумаг);
  • специализированные депозитарии: ИФ (инвестфонды); НПФ; ПИФ;
  • управляющие компании, ИФ, НПФ, ПИФ;
  • акционерные инвестфонды.

Институт «финансового мегарегулятора» осуществляет контроль и надзор за: клиринговой деятельностью; деятельностью субъектов страхового дела; деятельностью НПФ; деятельностью различного рода кредитных и накопительных кооперативов (ЖНК, КПК и СКПК); деятельностью рейтинговых агентств и бюро кредитных историй;

Замечание 3

Также Банк России наделен правом законодательной инициативы для внесения в Правительство РФ проектов нормативно-законодательных актов по своему профилю деятельности. Такие законодательные инициативы в Государственную думу будут вноситься от имени Президента Российской Федерации либо Правительства Российской Федерации.

Также в компетенции Центрального Банка Российской Федерации находится утверждение стандартов бухгалтерского учета и добавлены полномочия, связанные с регистрацией выпуска ценных бумаг как российских банков, так не кредитных финансовых организаций.

Функции ЦБ РФ как финансового мегарегулятора

Функции Центрального Банка Российской Федерации как финансового мегарегулятора:

  • ЦБ РФ является представителем государства, за которым законодательством закреплено право (выпуска) эмиссии наличных денежных знаков, организация процедур их обращения на товарных и финансовых рынках, а также процедур изъятия их из обращения на территории РФ;
  • деятельность ЦБ РФ направлена обеспечение условий для стабильного функционирования финансового рынка;
  • ЦБ РФ организует проведение безналичных расчетов между субъектами хозяйствования в национальной экономике;
  • ЦБ РФ организует предоставление коммерческим банкам кредитов, в тех случаях, когда у них возникают временные финансовые затруднения, то есть процессы рефинансирование коммерческих банков;
  • ЦБ РФ организует надзор за деятельностью коммерческих банков, который направлен на безопасное и стабильное функционирование банковской системы страны;
  • ЦБ РФ осуществляет валютное регулирование и валютный контроль, с целью создания необходимых объемов золотовалютных резервов страны на безопасном уровне, формирование их оптимальной структуры;
  • ЦБ РФ осуществляет РКО (расчетно-кассовое обслуживание) государственного бюджета РФ.

По своему статусу ЦБ РФ – это финансовый агент Правительства РФ. В связи с этим ЦБ РФ, во-первых, проводит необходимые операции по размещению и погашению государственного внутреннего и внешнего долга РФ; во-вторых, ведет текущие счета Правительства РФ; в-третьих, организует кассовое исполнение бюджета РФ; в-четвертых, осуществляет надзор за выпуском, хранением и изъятием из обращения монет и казначейских билетов.

Банк России как мегарегулятор

1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков», который знаменует собой создание в России единого регулятора на финансовых рынках, наделенного функциями регулирования и надзора.

Существовавший до 2013 г. в Российской Федерации финансовый надзор был распределен между несколькими органами, обладающими известной долей самостоятельности. Регулятивные полномочия в области регулирования финансового рынка находились в руках законодателя, Правительства РФ, Минфина России, Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) и Банка России. Надзорные полномочия были сосредоточены в руках Банка России (надзор за банковским сектором и субъектами национальной платежной системы); Федеральной службы по финансовым рынкам (надзор за рынком ценных бумаг, страховым сектором, частично за деятельностью государственных пенсионных фондов, микрофинансовых организаций и ряда других сегментов финансового рынка). Также отдельные полномочия в области надзора существовали у служб, находящихся в ведении Минфина России. Надзор за негосударственными пенсионными фондами осуществляло Министерство труда и социальной защиты. Таким образом, была очевидна сегментированность системы надзора за финансовым рынком, которая нередко приводила к рассогласованности действий, запаздыванию в принятии решений как в регулятивной сфере, так и в сфере осуществления надзора.

Необходимо отметить, что в России долго велась дискуссия, нужно ли создавать мегарегулятор на базе Банка России, на базе ФСФР или необходимо создавать новый орган. Были и возражения против создания мегарегулятора. Так, еще в 2009 г. С. В. Рыбакова писала: «Думается, в современных российских условиях создание единого мегарегулятора на рынке финансовых услуг, действительно, преждевременно, что также связано с необходимостью формирования в каждом сегменте финансового рынка правовых и деловых традиций, повышения качества оказания финансовых услуг их потребителям, а также автономностью функционирования различных его сегментов. В частности, на примере института банковского регулирования можно убедиться в том, что оно направлено на регулирование деятельности кредитных организаций лишь в той мере, в которой это необходимо для осуществления последними именно банковских операций».

В результате всех дискуссий тем не менее было принято решение о создании мегарегулятора на базе Банка России, чему во многом способствовали особенности правового статуса Центрального банка Российской Федерации (Банк России представляет собой независимую структуру; имеет достаточно ресурсов (благодаря наличию собственного бюджета и независимости от федерального бюджета); и др.), а также то, что именно Банк России имеет возможность в кризисный период предоставить участникам финансового рынка недостающую ликвидность.

Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» были внесены следующие изменения в Закон о Банке России:

  • • Банк России совместно с Правительством РФ стал определять политику в области финансовой стабильности и развития финансовых рынков;
  • • была зафиксирована передача Банку России функции по регулированию и надзору за небанковскими финансовыми организациями;
  • • расширен состав Совета директоров Банка России (вместо 12 членов предполагается 14);
  • • был создан Комитет финансового надзора в Банкс России (но аналогии с Комитетом банковского надзора);
  • • было изменено название и уточнена компетенция Национального банковского совета (стал Национальный финансовый совет).

Цели деятельности Банка России дополнились двумя новыми: 1) развитие финансового рынка Российской Федерации и 2) обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

На принятие решения о создании на базе Банка России мегарегулятора повлияла прежде всего необходимость совершенствования качества регулирования и надзора па финансовых рынках, что должно предусматривать решение проблем, связанных с наличием регулятивного арбитража и возможным нарастанием рисков в так называемой «теневой банковской системе»; создание эффективной риск-ориентированной системы надзора на финансовом рынке, включая создание эффективного консолидированного надзора за финансово-банковскими группами.

Повышение качества финансового регулирования и надзора на финансовых рынках прямо влияет на обеспечение финансовой стабильности, в том числе и за счет дополнительных возможностей по выявлению и анализу системных рисков (наличие информации о финансовых операциях и сопровождающих их рисках всех участников финансового рынка).

Таким образом, к преимуществам создания мегарегулятора следует отнести:

  • 1) в части совершенствования надзора и обеспечения финансовой стабильности:
    • • исключение регулятивного арбитража;
    • • эффективный консолидированный надзор за финансовыми группами;
    • • повышение культуры надзора и внедрение лучших практик в небанковском надзоре (в том числе применение профессионального суждения);
    • • возможность перехода от формального надзора к риск-ориентиро- ванному надзору в отношении небанковских финансовых организаций;
    • • максимальные возможности выявления и предотвращения системных рисков;
    • • полноценную реализацию макропруденциальиого надзора;
    • • большую оперативность антикризисной политики;
  • 2) в части развития финансовых рынков и международного финансового центра:
    • • ускорение процедуры принятия нормативных актов за счет отсутствия необходимости межведомственных согласований и повышение их качества;
    • • формирование целостной стратегии развития финансового сектора;
    • • устранение дублирования отчетности ФСФР и Центрального банка Российской Федерации;
  • 3) в части ресурсов и эффективности:
    • • увеличение ресурсов, позволяющее привлекать и сохранять высококвалифицированный персонал;
    • • максимальную экономию средств федерального бюджета;
    • • создание единого информационного комплекса баз данных Центрального банка Российской Федерации и ФСФР;
    • • минимизацию затрат за счет объединения административно-хозяйственных функций.

Но обратной стороной создания мегарегулятора на базе Банка России является опасность монополизма регулирования и, как следствие, снижение качества правового регулирования.

Законодатель с целью предупреждения этой опасности ввел требование о необходимости обеспечить в Банке России политики по выявлению, предупреждению и устранению конфликта интересов. Конфликт интересов стимулируется, во-первых, тем, что Банк России является одновременно, с одной стороны, регулирующим и надзорным органом, а с другой стороны — осуществляет полномочия акционера отдельных участников рынка и, наконец, является участником рынка, с третьей стороны. Во-вторых, существует определенное противоречие между целями денежно-кредитной политики и политики в области обеспечения развития банковской системы, системы финансовых рынков, платежной системы.

В связи с созданием мегарегулятора Банк России дополнительно к своим «традиционным» функциям по осуществлению денежно-кредитной политики, политики по обеспечению устойчивости развития банковской системы и платежной системы, стал выполнять функции по регулированию, контролю и надзору за участниками различных секторов финансового рынка.

Закон о Банке России (ст. 76.1) определяет, что целями регулирования, контроля и надзора за некредитными финансовыми организациями являются обеспечение устойчивого развития финансового рынка Российской Федерации, эффективное управление рисками, возникающими на финансовых рынках, в том числе оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям, защита прав и законных интересов инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионном}’ страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда но негосударственному пенсионному обеспечению, иных потребителей финансовых услуг (за исключением потребителей банковских услуг).

Кроме этого, Закон о Банке России определяет, что Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства РФ об акционерных обществах и ценных бумагах, а также регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах в целях защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов.

  • Рыбакова С. В. Теоретические основы регулирования деятельности кредитныхорганизаций как субъектов современного финансового права : дис…. д-ра юрид. наук. Саратов, 2009. С. 434.

Субъекты рынка коллективных инвестиций

Обзор ключевых показателей негосударственных пенсионных фондов за II квартал 2018 года

Сценарий стресс-тестирования финансовой устойчивости негосударственных пенсионных фондов

Обзор ключевых показателей негосударственных пенсионных фондов за I квартал 2018 год

Обзор ключевых показателей паевых и акционерных инвестиционных фондов за I квартал 2018 года

Обзор ключевых показателей негосударственных пенсионных фондов за 2017 год

Сценарий стресс-тестирования финансовой устойчивости негосударственных пенсионных фондов

Приказ Банка России от 14.06.2018 № ОД-1474 «Об утверждении сценариев стресс-тестирования финансовой устойчивости негосударственных пенсионных фондов»

Информационное письмо Банка России о представлении в Банк России некредитными финансовыми организациями отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации от 22.05.2018 № ИН-05-47/30

Обзор ключевых показателей негосударственных пенсионных фондов за III квартал 2017 года

Обзор ключевых показателей паевых и акционерных инвестиционных фондов за III квартал 2017 года

Сценарии для проведения негосударственным пенсионным фондом стресс-тестирования в соответствии с Указанием Банка России от 4 июля 2016 года № 4060-У

Обзор ключевых показателей негосударственных пенсионных фондов за II квартал 2017 года

Обзор ключевых показателей паевых и акционерных инвестиционных фондов за II квартал 2017 года

Обзор ключевых показателей негосударственных пенсионных фондов за I квартал 2017 года

Обзор ключевых показателей паевых и акционерных инвестиционных фондов за I квартал 2017 года

Обзор ключевых показателей негосударственных пенсионных фондов за IV квартал 2016 года

Обзор ключевых показателей паевых и акционерных инвестиционных фондов по итогам 2016 года

Методика стресс тестирования негосударственных пенсионных фондов

Сценарии для проведения негосударственными пенсионными фондами стресс тестирования в соответствии с Указанием Банка России от 4 июля 2016 г. № 4060-У

Обзор ключевых показателей профессиональных участников рынка ценных бумаг за III квартал 2016 года

Положение Банка России от 01.03.2017 № 580-П «Об установлении дополнительных ограничений на инвестирование средств пенсионных накоплений негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего обязательное пенсионное страхование, случаев, когда управляющая компания, действуя в качестве доверительного управляющего средствами пенсионных накоплений, вправе заключать договоры репо, требований, направленных на ограничение рисков, при условии соблюдения которых такая управляющая компания вправе заключать договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, дополнительных требований к кредитным организациям, в которых размещаются средства пенсионных накоплений и накопления для жилищного обеспечения военнослужащих, а также дополнительного требования, которое управляющая компания обязана соблюдать в период действия договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений для финансирования накопительной пенсии»В настоящий момент Положение № 580-П проходит государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации.

Обзор ключевых показателей паевых и акционерных инвестиционных фондов за III квартал 2016 года

Обзор ключевых показателей негосударственных пенсионных фондов за III квартал 2016 года

Обзор ключевых показателей негосударственных пенсионных фондов за II квартал 2016 года

Обзор ключевых показателей паевых и акционерных инвестиционных фондов за II квартал 2016 года

Обзор ключевых показателей некредитных финансовых организаций по итогам 2015 года

Обзор ключевых показателей негосударственных пенсионных фондов за I квартал 2016 года

Обзор ключевых показателей паевых и акционерных инвестиционных фондов за I квартал 2016 года

Информационное сообщение от 14.06.2016 «Об установлении уровня рейтинга долгосрочной кредитоспособности для целей инвестирования средств пенсионных накоплений»

Информационное сообщение от 31.12.2015 «О порядке определения общего количества некредитных финансовых организаций, необходимого для получения некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации на финансовом рынке в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка и о внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Обзор ключевых показателей некредитных финансовых организаций по итогам III квартала 2015 года

Обзор ключевых показателей некредитных финансовых организаций по итогам II квартала 2015 года

Вниманию участников информационного обмена – участников рынка коллективных инвестиций!

С 01.10.2015 негосударственным пенсионным фондам и управляющим компаниям инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов необходимо использовать актуальную версию Программы-анкеты подготовки электронных документов версии 2.16.3 (далее – Программа-анкета) (сборка 1.2.91.3 от 30 сентября 2015 г.).

В Программу-анкету (сборка 1.2.91.3 от 30 сентября 2015 г.) внесены следующие изменения:

  • добавлен раздел «Отчетность об операциях с денежными средствами (Указание № 3719-У), содержащий новую форму отчетности (форма 0420001 «Информация о видах и суммах операций с денежными средствами некредитных финансовых организаций». Данная форма введена в действие Указанием Банка России от 09.07.2015 № 3719-У «Об отчетности некредитных финансовых организаций об операциях с денежными средствами».

Программа-анкета (сборка 1.2.91.3 от 30 сентября 2015 г.) для указанных участников информационного обмена доступна для загрузки на сайте Банка России в разделе «Финансовые рынки / Личные кабинеты и отчетность / Отчетность субъектов рынка коллективных инвестиций / Программы для работы с электронными документами / Программа-анкета подготовки электронных документов (отчетность участников рынка коллективных инвестиций)», а также в Личном кабинете участника финансового рынка.

Перед установкой актуальной версии Программы-анкеты необходимо удалить с Вашего компьютера все ранее установленные версии Программы-анкеты (Пуск – Панель управления – Программы и компоненты)

Обзор ключевых показателей некредитных финансовых организаций по итогам I квартала 2015 года

Обзор ключевых показателей некредитных финансовых организаций по итогам 2014 года

Информационное сообщение от 29.10.2014 «О требованиях по составлению, представлению и публикации годовой консолидированной финансовой отчетности»

Объявление о приеме заявок саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и арбитражных управляющих на включение в Список саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и Список арбитражных управляющих соответственно

Информационное письмо Банка России от 21.01.2015 № 06-54/355 «Об инвестировании средств пенсионных накоплений»

Информационное письмо Банка России от 25.09.2014 № 06-52/7617 «О некоторых вопросах, связанных с реорганизацией негосударственных пенсионных фондов»

Информационное письмо Банка России от 22.09.2014 № 015-57/7564 «О предоставлении отчетности управляющими компаниями и специализированными депозитариями – участниками отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений»

Информационное письмо Банка России от 26.08.2014 № 06-54/6883 «О совмещении деятельности по управлению (доверительному управлению) активами акционерного инвестиционного фонда и доверительному управлению паевым инвестиционным фондом с деятельностью в качестве застройщика»

Информационное письмо Банка России от 26.08.2014 № 06-54/6884 «О размещении средств пенсионных накоплений на счетах в кредитных организациях»

Информационное письмо Банка России от 20.08.2014 № 015-54/6729 «О порядке приема к учету специализированными депозитариями первичных документов»

Информационное письмо Банка России от 18.08.2014 № 015-54/6666 «О распределении обязанностей по контролю и надзору за деятельностью субъектов рынка коллективных инвестиций в Банке России»

Информационное письмо Банка России от 15.08.2014 № 06-57-2/6659 «О предоставлении отчетности и уведомлений»

Информационное письмо Банка России от 16.07.2014 № 06-54/5737 «О представлении в Банк России ходатайства о вынесении Банком России заключения о соответствии негосударственного пенсионного фонда требованиям к участию в системе гарантирования прав застрахованных лиц»

Информационное письмо Банка России от 09.04.2014 «О передаче средств пенсионных накоплений при исполнении заявлений застрахованных лиц о переходе из одного негосударственного пенсионного фонда в другой негосударственный пенсионный фонд»

Информационное письмо Банка России от 28.02.2014 № 50-02/7024 «О реорганизации негосударственных пенсионных фондов, являющихся некоммерческими организациями»

Обзор ключевых показателей паевых и акционерных инвестиционных фондов за 2017 год