Материальная помощь ТК РФ

Когда работник сможет получить выплату?

Выплата может быть:

  • перечислена по безналичному расчету на банковский счет работника;

  • выдана наличными деньгами из кассы предприятия.

Чаще всего ее начисление происходит в ближайший день зарплаты.

В целях стимулирования профессиональной деятельности и обеспечения социальных гарантий должностных лиц Следственного комитета Российской Федерации, имеющих специальные звания либо замещающих должности, по которым предусмотрено присвоение специальных званий (далее — сотрудники), в соответствии со статьями 13 и 35 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 1, ст. 15; № 30, ст. 4595; № 46, ст. 6407; № 48, ст. 6730; 2012, № 50, ст. 6954; 2013, № 7, ст. 607; № 19, ст. 2329; № 27, ст. 3477; № 48, ст. 6165; № 52, ст. 6961; 2014, № 6, ст. 558; № 23, ст. 2930; № 52, ст. 7542; № 52, ст. 7550; 2015, № 41, ст. 5639; 2016, № 1, ст. 55) приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке выплаты премий по итогам службы за квартал и за год и оказания материальной помощи сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Председатель
Следственного комитета
Российской Федерации
генерал юстиции
Российской Федерации
А.И. Бастрыкин

Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 сентября 2016 г.

Регистрационный № 43531

I. Общие положения

1. Положение о порядке выплаты премий по итогам службы за квартал и за год и оказания материальной помощи сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации (далее — Положение) определяет порядок выплаты премий по итогам службы за квартал и за год и оказания материальной помощи должностным лицам Следственного комитета Российской Федерации (далее — Следственный комитет), имеющим специальные звания либо замещающим должности, по которым предусмотрено присвоение специальных званий (далее — сотрудники).

2. При формировании фонда оплаты труда на год предусматриваются средства на выплату:

а) премий по итогам службы за квартал и за год — в размере трех должностных окладов с доплатой за специальное звание;

б) материальной помощи — в размере двух должностных окладов с доплатой за специальное звание.

3. Премия по итогам службы за квартал и за год, материальная помощь (в том числе дополнительная) сотрудникам Следственного комитета выплачивается на основании приказов:

Председателя Следственного комитета Российской Федерации (далее — Председатель Следственного комитета) — первому заместителю и заместителям Председателя Следственного комитета Российской Федерации, старшим помощникам по особым поручениям и помощникам по особым поручениям Председателя Следственного комитета Российской Федерации, старшим помощникам и помощникам Председателя Следственного комитета Российской Федерации, руководителям подразделений центрального аппарата Следственного комитета (за исключением сотрудников, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта), руководителям образовательных организаций высшего образования Следственного комитета;

должностного лица, уполномоченного Председателем Следственного комитета, — сотрудникам центрального аппарата Следственного комитета (за исключением сотрудников, указанных в абзаце втором и четвертом настоящего пункта), руководителям главных следственных управлений, следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (за исключением военных) следственных управлений и следственных отделов Следственного комитета (далее — руководители следственных органов Следственного комитета), руководителям организаций Следственного комитета (за исключением руководителей организаций, указанных в абзаце втором настоящего пункта);

заместителя Председателя Следственного комитета Российской Федерации — руководителя Главного военного следственного управления (далее — руководитель Главного военного следственного управления) — сотрудникам Главного военного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации (далее — Главное военное следственное управление), руководителям военных следственных управлений Следственного комитета по военным округам, флотам и других военных следственных управлений, приравненных к главным следственным управлениям и следственным управлениям Следственного комитета по субъектам Российской Федерации (далее — военные следственные управления Следственного комитета окружного звена);

руководителей следственных органов и организаций Следственного комитета — подчиненным сотрудникам;

руководителей военных следственных управлений Следственного комитета окружного звена — сотрудникам военных следственных управлений Следственного комитета окружного звена и военных следственных отделов Следственного комитета по объединениям, соединениям, гарнизонам и других военных следственных отделов Следственного комитета, приравненных к следственным отделам и следственным отделениям Следственного комитета по районам и городам (далее — военные следственные отделы Следственного комитета гарнизонного звена).

II. Порядок премирования сотрудников Следственного комитета по итогам службы

4. Премирование сотрудников Следственного комитета производится по итогам службы за квартал и за год в целях стимулирования профессиональной деятельности и обеспечения социальных гарантий сотрудников Следственного комитета.

5. Предложения о размерах премий по итогам службы, решение о выплате которых принимает Председатель Следственного комитета, вносят:

должностное лицо, уполномоченное Председателем Следственного комитета, — в отношении старших помощников по особым поручениям и помощников по особым поручениям Председателя Следственного комитета Российской Федерации, старших помощников и помощников Председателя Следственного комитета Российской Федерации, руководителей подразделений центрального аппарата Следственного комитета, подчиненных непосредственно Председателю Следственного комитета, руководителей образовательных организаций высшего образования Следственного комитета;

первый заместитель и заместители Председателя Следственного комитета Российской Федерации — в отношении руководителей подразделений центрального аппарата Следственного комитета по курируемым направлениям деятельности.

6. Предложения о размерах премий по итогам службы, решение о выплате которых принимает должностное лицо, уполномоченное Председателем Следственного комитета, вносят:

первый заместитель и заместители Председателя Следственного комитета Российской Федерации — в отношении своих помощников по особым поручениям, руководителей следственных органов Следственного комитета по курируемым направлениям деятельности;

руководители подразделений центрального аппарата Следственного комитета (за исключением Главного военного следственного управления) — в отношении подчиненных сотрудников;

руководитель подразделения центрального аппарата Следственного комитета (иное должностное лицо) в соответствии с распределением обязанностей — в отношении руководителей организаций Следственного комитета (за исключением руководителей организаций, указанных в абзаце втором пункта 5 настоящего Положения).

7. Предложения о размерах премий по итогам службы, решение о выплате которых принимает руководитель Главного военного следственного управления или руководители военных следственных управлений Следственного комитета окружного звена, вносят должностные лица военных следственных органов Следственного комитета, определенные руководителем Главного военного следственного управления.

8. Предложения о размерах премий по итогам службы, решение о выплате которых принимают руководители следственных органов Следственного комитета, вносят:

заместители руководителей следственных органов Следственного комитета — в отношении помощников (старших помощников) руководителей следственных органов Следственного комитета, руководителей подразделений аппаратов следственных органов Следственного комитета, а также руководителей следственных отделов и следственных отделений Следственного комитета по районам, городам и приравненных к ним, включая специализированные, следственных подразделений Следственного комитета;

руководители подразделений аппаратов следственных органов Следственного комитета и руководители следственных отделов и следственных отделений Следственного комитета по районам, городам и приравненных к ним, включая специализированные, следственных подразделений Следственного комитета, — в отношении подчиненных сотрудников.

9. Предложения о размерах премий по итогам службы, решение о выплате которых принимают руководители организаций Следственного комитета, вносят заместители руководителей (проректоры) организаций Следственного комитета в соответствии с распределением обязанностей.

10. Должностные лица, указанные в пунктах 5, 6, 7, 8, и 9 настоящего Положения, вносят предложения о конкретных размерах премии по итогам службы каждому сотруднику из расчета 75 процентов его должностного оклада с доплатой за специальное звание ежеквартально.

Сотрудникам, награжденным нагрудным знаком «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации» в Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации либо до назначения в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, размер премии по итогам службы исчисляется из расчета 105 процентов от должностного оклада с доплатой за специальное звание ежеквартально.

С учетом обеспеченности бюджетными ассигнованиями, выделенными на оплату труда, премирование сотрудников по итогам службы за квартал может производиться из расчета иного размера, согласованного с Главным управлением обеспечения деятельности Следственного комитета Российской Федерации (соответствующим финансовым подразделением следственных органов и организаций Следственного комитета).

В случае уменьшения размера или лишения премии по итогам службы отдельных сотрудников центрального аппарата, следственных органов и организаций Следственного комитета размер премии по итогам службы другим сотрудникам тех же подразделений за эффективную работу и достижения по службе может быть пропорционально увеличен исходя из общего фонда оплаты труда.

В случаях увеличения или уменьшения размера премии по итогам службы, а также лишения сотрудника премии по итогам службы указывается причина такого решения.

11. Предложения о премировании по итогам службы не менее чем за три рабочих дня до окончания I, II и III кварталов и конца ноября текущего календарного года передаются в управление кадров Следственного комитета (отдел кадров Главного военного следственного управления), кадровые подразделения следственных органов и организаций Следственного комитета, военных следственных управлений Следственного комитета окружного звена или работнику, на которого возложены обязанности по обеспечению кадровой работы, для подготовки соответствующего проекта приказа о премировании.

12. Премирование производится с учетом личного вклада сотрудника в решение поставленных задач, соблюдения трудовой дисциплины и правил внутреннего распорядка.

13. За неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, нарушения трудовой дисциплины, а также в связи с привлечением к дисциплинарной ответственности в установленном порядке размер премии по итогам службы сотруднику может быть уменьшен либо сотрудник может быть полностью лишен указанной премии.

Лишение премии по итогам службы или уменьшение ее размера возможно только за тот квартал, в котором нарушение было совершено или в котором сотрудник был привлечен к дисциплинарной ответственности за указанное нарушение, и оформляется приказами соответствующих руководителей с указанием причин, а также отражается в приказах о премировании по итогам службы за квартал.

Вопрос о выплате премии сотрудникам, подвергнутым дисциплинарному взысканию в квартале, за который производится премирование, решается соответствующими руководителями, указанными в пункте 3 настоящего Положения.

14. Соответствующие руководители, указанные в пункте 3 настоящего Положения, могут принять решение о премировании сотрудников по итогам службы за год.

Премирование по итогам службы за год производится в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктами 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10 настоящего Положения.

15. Размер премии по итогам службы, выплачиваемой сотруднику, устанавливается в процентах к его должностному окладу с доплатой за специальное звание или в конкретной сумме (в рублях). Премия по итогам службы максимальными размерами не ограничивается.

При исчислении премии по итогам службы за I — III кварталы в расчет принимаются размеры должностного оклада и доплаты за специальное звание, установленные сотруднику на первое число месяца, следующего за истекшим кварталом, за IV квартал — на 1 декабря календарного года, а за год — на дату издания приказа о премировании.

Сотрудникам, прослужившим неполный квартал (в связи с поступлением на службу, увольнением со службы и другое), премия выплачивается пропорционально прослуженному времени в этом квартале исходя из размера должностного оклада и доплаты за специальное звание, установленных на день принятия решения о выплате премии.

16. Премия по итогам службы за квартал начисляется за фактически отработанное время, в том числе за периоды нахождения сотрудника в служебной командировке, получения дополнительного профессионального образования или стажировки.

17. Не подлежат премированию сотрудники, увольняемые (уволенные) со службы по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2-6 части второй статьи 30, статьей 30.2 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», а также пунктами 5, 6, 11 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2006, № 27, ст. 2878; 2012, № 50, ст. 6954; № 53, ст. 7605; 2013, № 19, ст. 2329).

18. Премия по итогам службы учитывается при исчислении среднего заработка для оплаты ежегодных оплачиваемых отпусков и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

III. Порядок оказания материальной помощи

19. Материальная помощь сотрудникам Следственного комитета выплачивается в пределах фонда оплаты труда:

при уходе в ежегодный оплачиваемый отпуск по их письменному заявлению;

в течение календарного года на основании приказов Председателя Следственного комитета (уполномоченного им должностного лица), руководителя Главного военного следственного управления, руководителей следственных органов Следственного комитета, руководителей военных следственных управлений Следственного комитета окружного звена, руководителей организаций Следственного комитета;

в связи с особыми жизненными обстоятельствами, непредвиденными событиями, предусмотренными пунктом 22 настоящего Положения, на основании заявления сотрудника по решению Председателя Следственного комитета (уполномоченного им должностного лица), руководителя Главного военного следственного управления, руководителей следственных органов Следственного комитета, руководителей военных следственных управлений Следственного комитета окружного звена, руководителей организаций Следственного комитета.

20. Выплата материальной помощи при уходе в ежегодный оплачиваемый отпуск производится в размере должностного оклада и доплаты за специальное звание.

В случае разделения ежегодного оплачиваемого отпуска в установленном порядке на части материальная помощь выплачивается один раз в календарном году при предоставлении любой из частей указанного отпуска с учетом пожелания сотрудника по его письменному заявлению.

В случае, если сотрудник не реализовал свое право на использование ежегодного оплачиваемого отпуска в текущем году (в том числе за первый год работы до истечения шести месяцев его непрерывной работы), материальная помощь выплачивается в конце календарного года на основании приказов Председателя Следственного комитета (уполномоченного им должностного лица), руководителя Главного военного следственного управления, руководителей следственных органов Следственного комитета, руководителей военных следственных управлений Следственного комитета окружного звена, руководителей организаций Следственного комитета.

При увольнении сотрудника, если он не использовал в течение календарного года свое право на ежегодный оплачиваемый отпуск, за который выплата материальной помощи не производилась, материальная помощь выплачивается сотруднику вместе с денежной компенсацией за этот неиспользованный отпуск.

Сотрудникам, переведенным на службу из одного следственного органа (организации) Следственного комитета в другой, материальная помощь выплачивается при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в одном из следственных органов (организации) один раз в календарном году.

21. Выплата материальной помощи в течение календарного года на основании приказов Председателя Следственного комитета (уполномоченного им должностного лица), руководителя Главного военного следственного управления, руководителей следственных органов Следственного комитета, руководителей военных следственных управлений Следственного комитета окружного звена, руководителей организаций Следственного комитета производится в размере должностного оклада и доплаты за специальное звание в 4 квартале текущего года.

Право на получение материальной помощи, указанной в настоящем пункте, у сотрудника возникает по истечении шести месяцев непрерывной службы в системе Следственного комитета.

Сотрудникам, прослужившим более шести месяцев в системе Следственного комитета, материальная помощь может быть выплачена в течение календарного года в другое время по его письменному заявлению на основании приказа соответствующего руководителя.

При увольнении в течение календарного года сотрудника, прослужившего более шести месяцев в системе Следственного комитета, выплата материальной помощи, указанной в настоящем пункте, производится по его письменному заявлению на основании приказа соответствующего руководителя об освобождении от замещаемой должности и увольнении из Следственного комитета.

Сотрудникам, поступившим на службу в Следственный комитет в текущем календарном году и прослужившим менее шести месяцев в этом календарном году в связи с увольнением со службы, материальная помощь, указанная в настоящем пункте, не выплачивается.

22. При наличии экономии фонда оплаты труда на основании заявлений сотрудников может оказываться материальная помощь в связи с особыми жизненными обстоятельствами, непредвиденными событиями:

а) в случае смерти (гибели) супруга, супруги, детей, родителей (усыновленных и усыновителей) при предъявлении свидетельства о смерти и документов, подтверждающих родство, копии которых прилагаются к заявлению, — в размере до 60 000 (шестидесяти тысяч) рублей.

В случае смерти (гибели) сотрудника материальная помощь может выплачиваться одному из членов его семьи (супруг, супруга, дети, родители (усыновленные и усыновители) на основании его заявления при предъявлении свидетельства о смерти и документов, подтверждающих принадлежность к членам семьи сотрудника, копии которых прилагаются к заявлению, в размере до 60 000 (шестидесяти тысяч) рублей;

б) в случае причинения сотруднику материального ущерба в результате пожара или стихийного бедствия и иных непредвиденных обстоятельств (квартирная кража, авария систем водоснабжения, отопления и другие обстоятельства) при предъявлении справок из соответствующих органов (местного самоуправления, внутренних дел, противопожарной службы и других), копии которых прилагаются к заявлению, — в размере до 60 000 (шестидесяти тысяч) рублей;

в) в случае лечения (восстановления здоровья) сотрудника в связи с увечьем (ранением, травмой), заболеванием, несчастным случаем, аварией при наличии показаний лечащего врача для лечения и невозможности получения бесплатной медицинской помощи в государственной или муниципальной системах здравоохранения или компенсации лечения в установленных случаях при предъявлении документов, подтверждающих расходы, копии которых прилагаются к заявлению (копии договора об оказании соответствующих медицинских услуг, копии кассовых чеков, квитанций), — в размере до 30 000 (тридцати тысяч) рублей;

г) в случае рождения ребенка у сотрудника, регистрации брака сотрудника при предъявлении свидетельства о рождении или свидетельства о заключении брака соответственно, копии которых прилагаются к заявлению, — в размере до 30 000 (тридцати тысяч) рублей одному из супругов (родителей), работающему (проходящему службу) в Следственном комитете.

В случае, если оба супруга (родителя) работают (служат) в Следственном комитете, сотрудник, обратившийся за материальной помощью по указанным основаниям, дополнительно представляет справку с места работы (службы) супруга (другого родителя) о том, что материальная помощь по тому же основанию ему не выплачивалась;

д) в случае острой необходимости и по другим уважительным причинам, подтвержденным документами, — в размере до 10 000 (десяти тысяч) рублей.

Решение о выплате материальной помощи в указанных в настоящем пункте случаях и ее размере принимается на основании мотивированного заявления сотрудника или члена его семьи, согласованного с соответствующим финансовым подразделением центрального аппарата, следственного органа и организации Следственного комитета в пределах средств фонда оплаты труда, и оформляется распорядительным документом соответствующего руководителя, указанного в пункте 3 настоящего Положения, если обращение за ней последовало не позднее шести месяцев со дня наступления соответствующего события.

23. При наличии экономии по фонду оплаты труда в целях социальной поддержки сотрудников денежные средства по решению (приказу) Председателя Следственного комитета, руководителя Главного военного следственного управления, руководителей следственных органов Следственного комитета, руководителей военных следственных управлений Следственного комитета окружного звена, руководителей организаций Следственного комитета могут направляться на оказание сотрудникам дополнительной материальной помощи без представления письменного заявления сотрудника.

Размер дополнительной материальной помощи руководителям следственных органов Следственного комитета, руководителям организаций Следственного комитета определяется Председателем Следственного комитета на основании письменного предложения управления кадров Следственного комитета, согласованного с заместителями Председателя Следственного комитета Российской Федерации по курируемым направлениям деятельности и Главным управлением обеспечения деятельности Следственного комитета Российской Федерации.

Размер дополнительной материальной помощи сотрудникам Главного военного следственного управления, руководителям военных следственных управлений Следственного комитета окружного звена определяется руководителем Главного военного следственного управления на основании письменного предложения отдела кадров Главного военного следственного управления, согласованного с заместителями руководителя Главного военного следственного управления (в соответствии с распределением обязанностей).

Размер дополнительной материальной помощи сотрудникам военных следственных управлений Следственного комитета окружного звена и военных следственных отделов Следственного комитета гарнизонного звена определяется руководителями военных следственных управлений Следственного комитета окружного звена на основании письменного предложения кадрового подразделения или сотрудника, на которого возложены обязанности по обеспечению кадровой работы, согласованного с заместителями руководителей военных следственных управлений Следственного комитета окружного звена (в соответствии с распределением обязанностей).

24. Размеры и выплата материальной помощи не зависят от наличия у сотрудника дисциплинарных взысканий.

25. Общая сумма материальной помощи, выплачиваемой в календарном году конкретному сотруднику, максимальными размерами не ограничивается.

26. Материальная помощь, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 22 настоящего Положения, не выплачивается:

сотрудникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, за полный календарный год нахождения в данном отпуске;

сотрудникам, отстраненным от должности;

сотрудникам, уволенным из Следственного комитета и получившим материальную помощь в текущем календарном году и вновь принятым в этом же году на службу в Следственный комитет;

сотрудникам, принятым на федеральную государственную службу переводом с государственной службы иного вида в Следственном комитете, получившим материальную помощь в период данной службы в текущем календарном году;

сотрудникам, увольняемым со службы с предоставлением при увольнении отпуска, оканчивающегося в следующем календарном году, за календарный год, в котором оканчивается отпуск;

сотрудникам, увольняемым со службы по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2-6 части второй статьи 30, статьей 30.2 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», а также пунктами 5, 6, 11 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации. Если указанным сотрудникам материальная помощь была оказана ранее, то при их увольнении выплаченная сумма удержанию не подлежит.

В каких документах искать опору?

В Трудовом кодексе и других законодательных актах РФ четкое определение «материальная помощь» отсутствует, поэтому и могут возникать различные толкования и разночтения.

Более точен Стандарт РФ ГОСТ Р52495-2005, рассматривающий это понятие в связи с бедствиями людей при катастрофах, терактах и других чрезвычайных ситуациях. По этому стандарту, в качестве материальной помощи могут быть переданы:

  • денежные средства;
  • продукты питания;
  • одежда и обувь;
  • медикаменты;
  • предметы ухода за детьми;
  • вещи первой необходимости.

Этот нормативный документ далеко не всегда можно применить к отношениям в процессе труда.

Различные нормативные акты об оказании этого вида социальной помощи могут быть изданы местными федеральными органами исполнительной власти. Внутренний документ предприятия – «Положение о материальной помощи» – часто разрабатывается в качестве локального нормативного акта.

Если с сотрудниками заключен коллективный договор, условия выплаты финансовой поддержки могут быть прописаны в нем.

ВАЖНО! Иногда положения о материальной помощи вписываются прямо в трудовой договор или являются частью других локальных документов, например, о премировании. Работодателю не стоит этого делать, т.к. эта выплата является социальной помощью, не зависящей от трудовой деятельности сотрудника.

Качественные признаки материальной помощи

Проанализировав различные нормативные акты, регламентирующие выплату материальной помощи, можно сделать вывод об основных ее признаках и отличиях от других выплат на предприятии.

  1. Личности, а не должности. Материальная помощь не связана с трудовыми инициативами и успехами работника, как и с его провалами и нарушениями в работе. Это не форма стимулирования работников, и не имеет никакого отношения к вознаграждению за труд. Назначается конкретному человеку, столкнувшемуся в жизни с особыми обстоятельствами. Вне зависимости от того, какую должность тот занимает.
  2. «Просить нельзя планировать». Исключительность случаев, в которых предоставляется такая поддержка, делает невозможной регулярный характер подобных выплат. Если «материальную помощь» назначают и получают постоянно, эти выплаты будут относиться совсем к другой статье расходов предприятия, что подтвердит первая же налоговая проверка.
  3. Обстоятельства чрезвычайны! Материальная помощь может быть получена тогда, когда в жизни сотрудника произошло нечто, не связанное с работой, заставившее его понести непредвиденные финансовые затраты. Добрая воля работодателя по назначению помощи может поддержать его в непростое время. Эти особые обстоятельства обязательно должны быть подтверждены в письменном виде: свидетельством, справкой, другим документальным основанием.
  4. Просьба о помощи. Данная финансовая выплата может быть инициирована только самим сотрудником, нуждающимся в помощи. Работодатель рассмотрит его заявление с обосновывающими бумагами и принимает решение. Оно не обязательно должно быть положительным, ведь помощь – дело добровольное.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Даже если в компании закреплено «Положение о материальной помощи», это не может обязать работодателя ее выплатить. «Положение» лишь регламентирует основания и порядок данной выплаты, но решение о ее назначении работодатель принимает индивидуально в каждом конкретном случае.

Кому можно надеяться на денежную помощь?

Теоретически, рассчитывать на эту выплату может любой сотрудник предприятия, даже бывший, попросивший о ней в сложный жизненный момент. На практике социальную поддержку работодатель чаще всего оказывает по факту:

  • необходимости поправки здоровья (если нетрудоспособность не связана с виной работодателя);
  • неожиданного финансового ущерба сотрудника (стихийное бедствие, кража, коммунальные неприятности, авария и т.п.);
  • наступления финансово дорогих жизненных событий (свадеб, похорон, рождения детей и т.д.);
  • ухода на пенсию (помимо положенных законом выплат).

К СВЕДЕНИЮ! Материальная помощь может быть и нецелевой, в заявлении в таком случае пишут «в связи с тяжелым материальным положением». Но, поскольку она подпадает под другие категории налогообложения, ее редко начисляют в размере больше 4 тыс. руб.

Если таким особым обстоятельством является смерть самого сотрудника, то финансовую помощь работодатель окажет его ближайшим родственникам (при наличии заявления от них, подкрепленного свидетельством о смерти, и подтверждающих родство документов).

СПРАВКА! Размер пособия в каждом случае определяется работодателем, во внимание принимаются сами обстоятельства и тонкости налогообложения. Ориентировочные суммы могут указываться в «Положении о материальной помощи», если такой акт действует в данной компании. Сроки подачи письменной просьбы на оказание этой помощи не регламентируются, кроме рождения малыша: в этом случае заявление принимается не позже, чем пройдет год с этого события.

Все обстоятельства, которые могут служить основанием для назначения финансовой помощи, обязательно перечисляются в соответствующем локальном акте – «Положении о материальной помощи», колдоговоре. Формулировки их должны быть как можно более точными и конкретными, во избежание обвинений в снижении налоговой базы со стороны инспекции.

Как это происходит для работодателя

Для сотрудника нужно совершить всего лишь три действия:

  • написать заявление, приложив к нему соответствующие документальные подтверждения;
  • дождаться резолюции начальства;
  • получить деньги на банковскую карту или на руки под роспись в ведомости или отдельном кассовом ордере.

Порядок действий работодателя несколько сложнее:

  1. Рассмотрение поданного заявления:
    • оценка основания обращения (включен ли повод в перечень локального документа о начислении материальной помощи);
    • изучение подтверждающей документации (свидетельства о браке, рождении, смерти, справки, выданной подразделением МЧС или ЖЭКом и т.п.).
  2. Издание приказа о выплате указанной помощи в обозначенном размере в определенный срок. В приказе обязательно должно быть:
    • ФИО претендента на данную выплату;
    • основание для начисления (указать вид обосновывающего документа);
    • ссылка на локальный правовой акт, регламентирующий такие выплаты в компании;
    • источник помощи (обычно это прибыль предприятия – текущая или прошлая; признание социальной выплаты частью оплаты труда неправомерно).
  3. Начисление назначенной суммы бухгалтером предприятия.
  4. Перечисление ее на банковскую карту работника или выдача наличными кассиром предприятия.
  5. Расчет бухгалтерским отделом налогов и отчислений в социальные фонды.

Нужно ли прописывать в Положении об оплате труда разделы о премировании и материальной помощи, если в организации они не выплачиваются?

Ответ на вопрос:

Каждая организация самостоятельно определяет, какую систему оплаты труда применять в отношении своих сотрудников. При этом выбранную систему оплаты можно зафиксировать не только в коллективном или трудовом договоре, но и отдельном внутреннем документе организации, например Положении об оплате труда. Это следует из части 2 статьи 135 Трудового кодекса РФ.

Трудовым законодательством не установлена типовая форма Положения об оплате труда, поэтому организация может составить его в произвольной форме с учетом специфики своей деятельности.

Как правило, в Положение включают следующие разделы:

Следовательно, работодатель сам решает, из каких разделов будет состоять Положение. Если система премирования и материального поощрения в организации отсутствует, то смысла включать данные разделы в Положение, нет.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1.Ответ: Как составить Положение об оплате труда сотрудников

И.И. Шкловец

Закрепление системы оплаты труда

В каком документе нужно закрепить порядок оплаты труда сотрудников организации

Каждая организация самостоятельно определяет, какую систему оплаты труда применять в отношении своих сотрудников. При этом выбранную систему оплаты можно зафиксировать не только в коллективном или трудовом договоре, но и отдельном внутреннем документе организации, например Положении об оплате труда. Это следует из части 2 статьи 135 Трудового кодекса РФ.

Если организация или ИП, которые относятся к микропредприятиям, заключат с сотрудниками трудовые договоры по типовой форме, то с 2017 года они могут не разрабатывать локальные нормативные акты, в том числе Положение об оплате труда. Однако все условия и гарантии, предусмотренные Положением об оплате труда, нужно включить в типовой трудовой договор.

Если микропредприятие утратит свой статус, то в течение четырех месяцев работодателю придется привести трудовые отношения к общему порядку. Это нужно сделать не позднее четырех месяцев с даты, когда в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства внесли изменения.

Это следует из статей 309.1 и 309.2 Трудового кодекса РФ.

Оформление Положения об оплате

Из каких разделов должно состоять Положение об оплате труда

Трудовым законодательством не установлена типовая форма Положения об оплате труда, поэтому организация может составить его в произвольной форме с учетом специфики своей деятельности.

Как правило, в Положение включают следующие разделы:

  • общие положения;
  • система оплаты труда, применяемая в организации;
  • положения о полагающихся сотрудникам доплатах и надбавках;
  • порядок премирования сотрудников;
  • порядок выплаты и индексации зарплаты сотрудников.
  • общие положения;
  • система оплаты труда, применяемая в организации;
  • положения о полагающихся сотрудникам доплатах и надбавках;
  • порядок премирования сотрудников;
  • порядок выплаты и индексации зарплаты сотрудников.

Согласование Положения об оплате труда

Как согласовать и ввести в действие Положение об оплате труда

После того как Положение об оплате труда будет составлено, согласуйте его с представительным органом сотрудников, например с профсоюзом, если он имеется в организации. Об этом говорится в части 2 статьи 135 Трудового кодекса РФ.

После согласования с представительным органом Положение следует утвердить у руководителя организации и ознакомить с его текстом сотрудников организации под подпись (ч. 3 ст. 68 ТК РФ). Для этого можно, в частности, вести лист ознакомления сотрудников с Положением, где сотрудники будут ставить свои подписи.

Пример оформления Положения об оплате труда

В ООО «Альфа» разработали и ввели в действие Положение об оплате труда.