Лица содействующие уплате налогов

19. Лица, способствующие уплате налогов: понятие, виды, права и обязанности.
При необходимости аккумуляции финансовых средств у большого количества налогоплательщиков (как, например, при сборе НДФЛ у физических лиц) целесообразно встраивание в цепочку дополнительного субъекта (налогового агента), обладающего в части сбора налоговых платежей расширенными полномочиями (например, не только обязанностями по приему, но и по исчислению и удержанию соответствующих сумм). Так, к примеру, в России налоговые агенты осуществляют функции не только по перечислению налоговых платежей, но и исчисляют их размер и удерживают соответствующую сумму при выплате налогоплательщику.
Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
Обязанности налогового агента могут быть возложены только на те организации и физических лиц, которые являются источником выплаты доходов налогоплательщику. Лицо получает статус налогового агента только для исполнения конкретных обязанностей по исчислению и уплате налога. При этом в разных налоговых отношениях одно и то же лицо может выступать как в роли налогового агента, так и налогоплательщика и плательщика сборов.
Налоговыми агентами признаются также российские организации, выплачивающие доходы иностранным организациям от источников в Российской Федерации, на которых в соответствии со ст. 310 части второй НК возлагается обязанность исчислить и удержать налог с таких доходов при каждой их выплате.
Лицо не вправе отказаться от статуса налогового агента, не отказавшись одновременно и от соответствующей функции по перечислению и выплате доходов налогоплательщику.
Права налоговых агентов. Если иное не предусмотрено НК, налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, а именно:
– право на информацию;
– право на получение официального письменного разъяснения;
– право на управление налоговыми выплатами (право осуществлять налоговый менеджмент);
– право на возврат излишне уплаченных денежных сумм в процессе реализации налогового правоотношения;
– право лично или через представителя участвовать в налоговых правоотношениях;
– право давать пояснения о характере собственных действий в сфере налоговых правоотношений;
– право на корректное отношение со стороны иных участников налоговых правоотношений;
– право не соблюдать незаконные предписания и требования;
– право на обжалование;
– право на возмещение неправомерно нанесенных убытков;
– право на защиту нарушенных прав и законных интересов.
Обязанности налоговых агентов отличаются от обязанностей налогоплательщиков не только по составу, но и по содержанию. Согласно НК налоговые агенты обязаны:
1) исчислять, удерживать и перечислять законно установленные налоги (подп. 1 п. 3 ст. 24 НК);
2) информировать налоговые органы и их должностных лиц о результатах своей деятельности (подп. 2, 4 п. 3 ст. 24 НК);
3) вести в установленном порядке учет (подп. 3 п. 3 ст. 24 НК);
4) обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов (подп. 5 п. 3 ст. 24 НК).
Обязанность уплачивать законно установленные налоги для налогового агента означает необходимость правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять на соответствующие счета Федерального казначейства соответствующие налоги.
Нормы НК, регулирующие порядок уплаты налогов, установленный для налогоплательщиков, применяются к налоговым агентам только в отношении удержанных с налогоплательщиков сумм налогов.
Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК для уплаты налога налогоплательщиком.
Обязанность информировать налоговые органы и их должностных лиц о результатах своей деятельности для налогового агента означает, что он должен в установленный срок (в течение месяца) сообщать в налоговый орган по месту своего учета:
– о невозможности удержать налог у налогоплательщика;
– сумме задолженности налогоплательщика.
Кроме этого, налоговый агент должен представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.
Обязанность вести в установленном порядке учет для налогового агента означает необходимость общего и персонального (по каждому налогоплательщику) учета:
– начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов;
– исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему налогов.
Ответственность налогового агента. В налоговых отношениях налоговый агент в отличие, например, от представителя налогоплательщика, представляет не интересы налогоплательщика, а собственные интересы. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством РФ. Налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за допущенные налоговым агентом ошибки и нарушения при исполнении последним своих обязанностей, в том числе при исчислении им, удержании у налогоплательщика или перечислении в бюджетную систему налогов.

Возникновение и развитие налогообложения

^ Учет налогоплательщиков.
Учет налогоплательщиков — система обязательных процедур постановки на учет, переучета и снятия с учета, присвоения идентификационного номера налогоплательщика, предусмотренных ст. 83—86 НК, осуществляемых в целях проведения налогового контроля.
Налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения обособленных подразделений российских организаций, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.
Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.
МНС вправе определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков. Особенности учета иностранных организаций устанавливаются МНС.
Постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика организации и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога.
Заявление о постановке на учет организации или физического лица, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, подается в налоговый орган соответственно по месту нахождения или по месту жительства в течение 10 дней после их государственной регистрации.
Заявление организации о постановке на учет по месту нахождения подлежащего налогообложению недвижимого имущества или транспортных средств подается в налоговый орган по месту нахождения этого имущества в течение 30 дней со дня его регистрации.
Заявление о постановке на учет частных нотариусов, частных детективов, частных охранников подается в налоговый орган по месту их жительства в течение 10 дней после выдачи им лицензии, свидетельства или иного документа, на основании которого осуществляется их деятельность. В случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом.
Налоговые органы обязаны на основе имеющихся данных и сведений, сообщаемых им органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, выдачу физическим лицам лицензий на право занятия частной практикой, учет и регистрацию недвижимого имущества и сделок с ним, самостоятельно (до подачи заявления налогоплательщиком) принимать меры к постановке на учет налогоплательщиков в налоговых органах.
Форма заявления о постановке на учет устанавливается МНС. При подаче заявления организация одновременно с заявлением о постановке на учет представляет в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке: свидетельства о регистрации, учредительных и иных документов, необходимых при государственной регистрации, других документов, подтверждающих в соответствии с законодательством РФ создание организации.

При подаче заявления индивидуальный предприниматель одновременно с заявлением о постановке на учет представляет свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или представляет копию лицензии на право занятия частной практикой, а также документы, удостоверяющие личность налогоплательщика и подтверждающие регистрацию по месту жительства. При постановке на учет в состав сведений о налогоплательщиках — физических лицах включаются также их персональные данные: фамилия, имя, отчество; дата и место рождения; пол; адрес места жительства; данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность налогоплательщика; гражданство.
Новые формы заявлений о постановке на учет утверждаются до начала года, с которого они начинают применяться.
Особенности порядка постановки на учет иностранных организаций в зависимости от видов получения доходов определяются МНС.
Налоговый орган обязан осуществить постановку налогоплательщика на учет в течение пяти дней со дня подачи им всех необходимых документов и в тот же срок выдать соответствующее свидетельство, форма которого устанавливается МНС.
В случае ликвидации или реорганизации организации (ликвидация юридического лица, реорганизация юридического лица), принятия организацией решения о закрытии своего филиала или иного обособленного подразделения, прекращения деятельности через постоянное представительство, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя снятие с учета производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение 14 дней со дня подачи такого заявления.
Постановка на учет, снятие с учета осуществляются бесплатно.
Сведения о налогоплательщике с момента постановки на учет являются налоговой тайной, если иное не предусмотрено НК.
Постановка на учет в органах государственных внебюджетных фондов производится в том же порядке. Форма заявления о постановке на учет разрабатывается органами государственных внебюджетных фондов по согласованию с МНС.
Органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации либо о фактах рождения и смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации указанных лиц или фактов.
Органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, осуществляющие частную практику, обязаны сообщать о нотариальном удостоверении права на наследство и договоров дарения в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее пяти дней со дня соответствующего нотариального удостоверения, если иное не предусмотрено НК.
Органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами, обязаны сообщать о предоставлении прав на такое пользование, являющихся объектом налогообложения, в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации (выдачи соответствующей лицензии, разрешения) природопользователя.

  1. ^ Понятие, содержание, формы и методы налогового контроля.

Налоговым контролем (в соответствии с НК РФ ст. 82) признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах.
Налоговый контроль включает в себя: — наблюдение за подконтрольными объектами;
— прогнозирование, планирование, учет и анализ тенденций в налоговой сфере;
— принятие мер по предотвращению и пресечению налоговых нарушений; — выявление виновных и привлечение их к ответственности.
Налоговый контроль направлен на обеспечение правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет (государственные внебюджетные фонды).
В зависимости от времени совершения налоговый контроль бывает: — предварительный; — текущий; — последующий.
^ Предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций. Это позволяет выявить, еще на стадии планирования, нарушения налогового законодательства. Основной формой реализующим предварительный контроль являются камеральные проверки.
^ Текущий контроль называют иначе оперативным. Он ежедневно осуществляется отделами налоговой инспекции для предотвращения нарушений налоговой дисциплины в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятий и физических лиц, выполнения ими обязательств перед бюджетом.
^ Последующий контроль является неотъемлемой частью налогового контроля. Он сводится к проверке финансово- хозяйственной деятельности организаций и физических лиц за истекший период на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности поступления налоговый и иных платежей.
Также различают государственный контроль, осуществляемый государственными органами, и негосударственный, проводимый аудиторскими фирмами, внутренними службами предприятий.
Формы и методы налогового контроля в Российской Федерации установлены Налоговым кодексом РФ.
В соответствии со ст. 82 Налогового кодекса РФ налоговый контроль проводится посредством (формы): • налоговых проверок;
Налоговые проверки подразделяются на камеральные и выездные. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком.Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета). Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) или несоответствия и противоречия между сведениями, содержащимися в представленных налогоплательщиком документах и сведениями, содержащимися в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.
• получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора; • проверок данных учета и отчетности;
• осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
• других форм, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
Налоговый контроль осуществляется путем применения различных приемов и способов, а также использования специальных процедур. Совокупность приемов, способов и процедур налогового контроля образует методы налогового контроля.
Каждой форме налогового контроля присущи свои методы. Применение конкретного метода зависит и от правового положения и особенностей деятельности органов, осуществляющих контроль, его форм, объекта и цели.
Методы налогового контроля:
— общенаучные методические приемы исследования объектов контроля, к числу которых относятся анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование и абстрагирование;
— собственные эмпирические методические приемы, включая такие, как инвентаризация, контрольные замеры работ, контрольные запуски оборудования, формальная и арифметические проверки, встречная проверка, способ обратного счета, сопоставление однородных фактов, логическая проверка, сканирование, письменный и устный опросы;
— специфические приемы смежных экономических наук, такие, например, как экономический анализ, экономико-математический метод, метод теории вероятностей и математической статистики.

  1. ^ Лица, содействующие налоговому администрированию.

Лицами, содействующими налоговому администрированию, следует именовать физических лиц и организации, которые оказывают какое-либо содействие деятельности налоговых администраций. Таковыми лицами являются:
органы регистрации; банки; эксперты; специалисты; переводчики; понятые; свидетели.

  1. ^ Права и обязанности налоговых органов.

Обязанности налоговых органов
Статьей 32 Кодекса закреплены обязанности налоговых органов, в том числе:

  • соблюдать законодательство о налогах и сборах.
  • Осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов (налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов посредством налоговых проверок, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Кодексом).
  • Вести в установленном порядке учет налогоплательщиков.
  • Налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, т. е. от налоговых органов налогоплательщики вправе получать информацию (в том числе в письменном виде):
    • о действующих налогах и сборах;
    • о законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах;
    • о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;
    • о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;
    • о порядке заполнения форм документов, представляемых в налоговые органы.
  • Осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом. Это значит, что возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного (уплаченного) налога (пени или штрафа) при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида (или задолженности по соответствующим пеням, штрафам), производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности).
  • Налоговые органы обязаны соблюдать налоговую тайну. На основании п.1 ст.102 Кодекса налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:
    • разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
    • об идентификационном номере налогоплательщика;
    • о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
    • предоставляемых налоговым или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам).
  • Обязанность по направлению налогоплательщику копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также налогового уведомления и требования об уплате налога и сбора. Так, несоблюдение налоговыми органами обязанности по направлению налогоплательщику копии акта налоговой проверки и (или) решения налогового органа является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом либо судом принятого налоговым органом решения; несоблюдение налоговым органом обязанности по направлению налогоплательщику, плательщику сборов налогового уведомления или требования об уплате налога и сбора фактически приводит к невозможности взыскания налоговым органом данных сумм налога, сбора, пени с организации, индивидуального предпринимателя.
  • В обязанности налоговых органов входит представлять налогоплательщику по его заявлению справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса) и осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов. Справки, например, нужны для представления в банк в связи с получением кредита, для участия в тендерах и ряде других случаев.

Лица, содействующие уплате налогов

В ряду налогообязанных лиц особое место занимают лица, которые в соответствии с налогово-правовым регулированием призваны оказывать налогоплательщикам определенное содействие в уплате налогов. Привлечение к уплате налогов помимо налогоплательщиков и других лиц вызвано стремлением государства упростить процесс налогообложения, снизить издержки налогового администрирования, сократить количество нарушений законодательства о налогах и сборах. Во всяком случае, именно подобные причины, на наш взгляд, привели к появлению в составе субъектов налоговых правоотношений налоговых агентов, сборщиков налогов, а также банков.

Объединяющим признаком лиц, содействующих уплате налогов, является достижение единой с налогоплательщиком цели – исполнения налоговой обязанности и поступление в полном объеме сумм налоговых платежей в бюджет. Разнообразие способов достижения этой цели обусловлено тем, что необходимость привлечения иных, помимо налогоплательщиков лиц, возникает на различных стадиях исполнения налоговой обязанности. В некоторых случаях налогоплательщик заменяется другим субъектом, и, тем самым, как бы исключается из механизма налогообложения. В других случаях третье лицо включается в процесс уплаты налога уже после того, как налогоплательщик выполнил все действия, которые от него требуются в соответствии с налогово-правовым регулированием. Примером первого может служить использование в механизме налогообложения налоговых агентов, а примером второго – сборщиков налогов и банков.

Действующее законодательство определяет налоговых агентов через функции, которые они выполняют в налогово-правовых отношениях. В соответствии со ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов. Отдельными специалистами отмечается, что это определение не в полной мере отражает специфику налоговых агентов, поскольку не позволяет отграничить их от налогоплательщиков. В частности, обязанности по исчислению налогов, как известно, возлагаются также и на налогоплательщиков, а перечисление налоговым агентом сумм налогов, по сути, аналогично уплате налогов. Кроме того, в определении налогового агента не нашли должного отражения другие обязанности этих субъектов.

Полагаем, что приведенное выше определение все же отражает те специфические черты налогового агента, которые ему наиболее присущи, а именно – выполнение функций по исчислению, удержанию и перечислению налогов. При этом в любом случае уплата и перечисления налогов не совпадают. Вместе с тем следует признать, что в нем совершенно упущена из виду экономическая сущность рассматриваемых субъектов. Представляется, что для признания организации или физического лица налоговым агентом недостаточно указать на то, что это лицо исчисляет, удерживает и перечисляет налоги, поскольку необходимо также указание на наличие определенной экономической (хозяйственной) связи его с налогоплательщиком. Именно эта связь и позволяет привлекать налогового агента к исполнению отдельных налоговых обязанностей за налогоплательщика. В данном случае речь идет о том, что налоговый агент должен являться по отношению к налогоплательщику так называемым источником выплаты дохода. Подобным термином принято именовать физических лиц и организации, от которых налогоплательщик получает доход, т.е. лиц непосредственно причастных к возникновению у него объекта налогообложения. Однако нельзя не согласиться с тем, что далеко не всякий источник выплаты доходов налогоплательщику является налоговым агентом, а лишь тот, который прямо определен в законе.

В соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах обязанности налоговых агентов по исчислению, удержанию и перечислению предусмотрены порядком уплаты таких налогов, как НДС, ИДФЛ и налог на прибыль организаций. Взимание других налогов, а также сборов в настоящее время осуществляется без использования налоговых агентов в механизме налогообложения.

В зависимости от вида дохода состав налоговых агентов может различаться, а их непосредственные обязанности могут иметь свои особенности. Так, например, порядок взимания налога на прибыль организаций согласно ст. 286 НК РФ предусматривает возложение соответствующих обязанностей на налогового агента в случаях, когда налогоплательщиком является иностранная организация, получающая доходы от источников Российской Федерации, нс связанные с постоянным представительством в Российской Федерации. При этом обязанность но исчислению сумм налога, подлежащих удержанию с доходов налогоплательщика и перечислению в бюджет, в первую очередь возникает у российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство. Кроме того, обязанность налогового агента также возникает в случаях, когда доход выплачивается в виде дивидендов, а также в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам. В соответствии со ст. 287 НК РФ российская организация или иностранная организация, осуществляющая деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, как налоговые агенты, выплачивающие доход иностранной организации, обязаны удерживать с него сумму налога, за исключением доходов в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, при каждой выплате (перечислении) ей денежных средств или ином получении иностранной организацией доходов. Налоговый агент обязан перечислить соответствующую сумму налога в течение трех дней после дня выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации. По доходам, выплачиваемым налогоплательщикам в виде дивидендов, а также процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, налог, удержанный при выплате дохода, перечисляется в бюджет налоговым агентом, осуществившим выплату, в течение 10 дней со дня выплаты дохода.

Помимо отечественного налогово-правового регулирования институт налоговых агентов известен также налоговому праву Канады, США, Японии и ряда других стран. К примеру, в Китае налоговые агенты признаются ответственными за удержание и перечисление подоходного налога с физических лиц, получающих доход от заработной платы.

С учетом изложенного налоговые агенты могут быть определены, как лица, выплачивающие доходы налогоплательщикам (источники выплаты доходов), на которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов.

Налоговых агентов следует отличать от иных лиц, содействующих уплате налогов, к числу которых также относятся сборщики налогов. Последние содействуют уплате налогов посредством приема в свою кассу соответствующих денежных сумм от налогоплательщиков с последующим их перечислением в бюджет. Определенное сходство обязанностей рассматриваемых субъектов приводит к тому, что на теоретическом уровне налоговые агенты и сборщики налогов в ряде случаев отождествляются. Тем не менее, полагаем, что имеющиеся правовые признаки вполне позволяют их различать.

ИЗ ИСТОРИИ

Своего рода историческим прообразом сборщиков налогов являлись откупщики, в роли которых в древности обычно выступали отдельные представители власти или состоятельные лица, которые из собственных средств вносили в государственную казну определенную денежную сумму. Результатом этого являлось обретение ими санкционированного государством права собирать налоги на определенной территории в свою пользу. В современной действительности соответствующая юридическая конструкция несколько изменилась, тем не менее в роли сборщиков налогов по-прежнему, по крайней мере, в отдельных странах, наряду с субъектами публичного права могут выступать и частные лица.

Если иметь в виду Российскую Федерацию, то до недавнего времени в качестве сборщиков налогов в соответствии с ныне утратившей силу ст. 25 НК РФ определялись государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы, должностные лица и организации, в обязанности которых входит прием от налогоплательщиков средств в уплату налогов и сборов и перечисление их в бюджет.

Обращает на себя внимание то, что налогоплательщики по общему правилу самостоятельно исполняют обязанности по исчислению сумм налогов и передаче соответствующих денежных средств сборщикам налогов. В связи с этим обязанность последних сводится лишь к принятию этих средств и перечислению в бюджет, в отличие от налоговых агентов, которые, как мы уже знаем, обязаны исчислять, удерживать и перечислять такие средства. К сожалению, действующее законодательство о налогах и сборах нс содержит положений, прямо предусматривающих привлечение организаций или физических лиц к исполнению обязанностей сборщиков налогов. Что касается зарубежного опыта, то, например, в Болгарии на местном уровне сбор налогов, такс и других государственных взиманий осуществляется помимо чиновников налогового ведомства также должностными лицами общинных администраций и другими должностными лицами, не являющимися служащими налоговой администрации. В США Служба внутренних доходов предполагает использовать услуги частных компаний, занимающихся розыском лиц – неплательщиков по кредитным картам для целей взыскания задолженностей по налогам. В Китае законодательство предоставляет налоговым органам право поручать отдельным лицам на основании доверенности взимание мелких налогов, а также осуществление иных действий, связанных с налогообложением.

С учетом изложенного сборщики налогов могут быть определены, как субъекты публичного или частного права на которых в соответствии с законодательством возлагаются обязанности по принятию от налогоплательщиков денежных средств в уплату налогов и перечислению их в бюджет.

В свою очередь следует проводить различие между содействием в уплате налогов, которое оказывают сборщики налогов и банки. В интересующем нас значении функции банков ограничиваются исключительно перечислением налоговых платежей. Необходимость их участия в налоговых отношениях обусловлена тем обстоятельством, что с конца XIX в. в результате развития платежной системы уплата налогов стала осуществляться преимущественно в безналичной форме. В самом общем виде можно сказать, что банки фактически являются проводниками налоговых платежей, ответственными за их поступление в бюджет. Полагаем, что это обстоятельство и позволяет рассматривать их в ряду налогообязанных лиц. То, что банки относятся к таким лицам, отмечают и некоторые другие авторы. В соответствии с действующим налогово-правовым регулированием, банки – кредитные организации, имеющие лицензию ЦБ РФ (п. 2 ст. 11 НК РФ). Согласно ст. 60 НК РФ банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, а также поручение налогового органа на перечисление налога в бюджетную систему РФ за счет денежных средств (электронных денежных средств) налогоплательщика или налогового агента в очередности, установленной гражданским законодательством РФ.

  • Евтушенко В. Ф. Налоговые агенты как субъекты налоговых правоотношений / пол ред. И. И. Кучерова. М., 2006. С. 42.
  • Штерн С. Налоговые агенты: проблемы статуса и практики. М., 2004. С. 9-10.
  • Морозов А. С. Правовой статус налогового агента // Законодательство. 2000. № 7. С. 44.
  • Шепенко Р. А. Правовое регулирование налогообложения в Китайской Народной Республике. М., 2001. С. 114–116.
  • Налоги и налоговое право: учеб, пособие / под ред. А. В. Брызгалина. М.: Аналитика-Пресс, 1997. С. 400–402.
  • Бекаревич А. Учет и взыскание налоговых платежей. М., 1930. С. 18-20.
  • См., например: Пахалина Т. А. Финансово-правовые элементы правоотношений, складывающихся в процессе реструктуризации обязательств кредитной организации // Финансовое право. 2003. № 1.