Ликвидация обособленного подразделения

Особенности обособленных подразделений

Обособленное подразделение может располагаться как в одном городе с главным ООО, так и в другом. В другом городе может быть открыто несколько филиалов, которые ведут общий или отдельный баланс. Закрыть документально зафиксированное обособленное подразделение с отдельным балансом сложнее, чем в других случаях. Процедура будет более долгой и многоэтапной.

Подразделение, хоть и обособленное, не относится к юридическим лицам, поэтому Гражданский кодекс при закрытии не используется. Но в любом случае проще закрыть одно подразделение, чем все ООО. Если подразделение не имеет выделенного баланса и счета, то вам не придется уведомлять кредиторов о закрытии, рассчитывать и составлять баланс, отправлять письменные уведомления всем инстанциям, с которыми вы работаете. Но если отделение у вас задокументировано, то приготовьтесь пройти все этапы пошагово, начиная с ликвидационного баланса.

Если подразделение не имеет выделенного баланса и счета, то вам не придется уведомлять кредиторов о закрытии, рассчитывать и составлять баланс.

Ликвидационный баланс подразделения оформляется по форме Р16001. Документально баланс закрепляется письменным актом о принятии. При некоторых обстоятельствах сначала придется составить промежуточный баланс по форме Р15001. Для этого нужно отправиться в Пенсионный фонд и получить справку, что задолженностей у вас нет.

Пошаговое руководство закрытия подразделения

Сначала вам нужно организовать общее собрание и принять решение о закрытии обособленного подразделения. Когда решение окончательно принято, директор пишет приказ о ликвидации отделения. После этого необходимо снять отделение с учета в налоговой инспекции (п. 5 ст. 84 НК РФ).

Согласно ст. 23 НК РФ, в течение 3 рабочих дней с даты подписания приказа вам нужно сообщить о закрытии подразделения в налоговую инспекцию и другие ведомства.

Происходит процедура следующими этапами:

  1. В налоговой инспекции вам нужно заполнить форму С-09-3-2 (по приказу ФНС № ММВ-7-6/362 от 9 июня 2011 года).
  2. Налоговая инспекция снимет копию и передаст в Федеральную налоговую службу по месту размещения «обособки» (письмо ФНС № МН-37–6/10623 от 3 сентября 2011 года).

По результатам вы получите письмо по форме № 1–5, в соответствии с приказом ФНС № ЯК-7–6/488 от 11 августа 2011 года.

Если отделение оформлено документально, как представительство, то процесс закрытия усложняется и затягивается. На протяжении 3 дней после принятия решения о закрытии отделения нужно собрать различные документы и отправить их в разные государственные органы. Предприниматели должны сообщить в инспекцию территориальных налоговых органов, где располагается филиал. Эту информацию нужно указать форме № С-09-3-2.

Отправить необходимые документы в налоговую нужно в течение 3 дней после принятия решения о закрытии отделения.

Документы для закрытия обособленного представительства ООО:

  1. Заявление о том, что отделение закрывается (форма Р13002).
  2. Решения об изменение учредительной документации, которое относятся к закрытию общества.
  3. Ксерокопия текста изменений.

Налоговый инспектор получит пакет документов и в течение 5 рабочих дней внесет изменения в ЕГРЮЛ. После этого налоговая инспекция сама отправит данные в ИФНС по месту работы филиала.

Сдаем отчеты

В обособленном подразделении ООО может вестись своя бухгалтерия, создаваться отдельный расчетный счет, отдельно начисляться зарплата сотрудникам и осуществляться выплаты во внебюджетные фонды. Бухгалтерия имеет отдельный выведенный баланс от основной компании. Поэтому еще до закрытия нужно заполнить отчетность в различные отделения.

В региональное подразделение Фонда социального страхования, по месту открытия «обособки», вам необходимо сдать отчет по форме 4ФСС, после чего в течение 15 дней необходимо уплатить все оставшиеся за отделением начисления и взносы.

На этом этапе процесс может замедлиться, так как в отношении филиала может быть принято решение о выездной проверке. Снять подразделение с учета до окончания проверки налоговые органы не имеют права.

Для ПФР необходимо подготовить расчет по форме РСВ-1ПФР. Расчет предоставляется за начало текущего года по дате предоставления документа.

Если подразделение не имеет выделенного баланса, то отчисления и отчетная документация делаются по общему порядку.

Если подразделение не имеет выделенного баланса, то отчисления и отчетная документация делаются по общему порядку.

Уплачиваем налоги

Согласно приказу ФНС №ММВ-7-3/174 от 22.03.2012, ООО должно предоставить по месту закрытия своего отделения налоговую декларацию о доходах «обособки» и отчет за последующий отчетный период.

Заполняется декларация как обычно, но есть свои тонкости. На титульной странице сверху проставляется код 223 и вверху вписывается КПП, который присвоен обособленному подразделению.

Согласно письму ФНС РФ № ЕД-4–3/19308 от 18 ноября 2011 года, предприниматели обязаны внести в декларацию КПП и ОКТМО закрываемого обособленного подразделения и предоставить их по месту, где будет открываться новый филиал.

Если вы не вовремя подадите форму С-09-3-2, то на ООО будет наложен штраф в размере 200 рублей, руководитель заплатит 500 рублей, а вот директор филиала — до 5000 рублей. Источник

Для того чтобы налоги были правильно высчитаны, вам нужно подать в ФНС уведомление. Его форма будет зависеть от того, платило отделение налог на прибыль или нет. Дело в том, что если ООО имеет несколько подразделений в одном городе, то налоги можно платить через одно. Если отчислений подразделение самостоятельно не производило, то в налоговую просто отправляют уведомление, написанное произвольно. Также следует поступить при закрытии всех подразделений в одном городе.

Если вы закрываете филиал, отдельно уплачивавший налоги, то заявление-уведомление заполняется по форме, которая рассмотрена в письме ФНС № ШС-6–3/986. Отчетную документацию нужно сдать в течение 10 дней по окончании отчетного периода. Если дата закрытия попала на конец года, то до 31 декабря текущего периода.

Увольняем работников

Уволить сотрудников закрываемого филиала нужно с соблюдением трудового законодательства. Оснований для увольнения может быть несколько:

  1. Увольнение из-за сокращений численности персонала (п. 2, ч. 1, ст. 81 ТК РФ). Такое увольнение уместно, если ООО имеет в городе не одно обособленное отделение. За 3 месяца вам необходимо уведомить сотрудников о предстоящих переменах письменно и подать заявление в центр занятости и трудоустройства (п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032–1).
  2. Если ООО и подразделение расположено в разных городах, то сотрудников нужно уволить по причине ликвидации филиала (п. 1, ч. 1, ст. 81 ТК РФ). Сотрудников необходимо письменно предупредить за 2 месяца и также уведомить профсоюз и службу занятости.

При расторжении контракта с сотрудниками их необходимо полностью рассчитать, с выплатой зарплаты, компенсации за отпуск и выходного пособия. Величина пособия при ликвидации «обособки» равна средней месячной заработной плате сотрудника.

Закрыть обособленное подразделение ООО не так просто. Вам нужно заполнить и подать на рассмотрение документы в налоговую, Пенсионный фонд и Фонд социального страхования. Главное — не спешить и выполнить каждый шаг нашей инструкции.

Как уволить работников в связи с закрытием филиала предприятия?

Принятие решения о закрытии филиала предусматривает сокращение числящегося в нем штата. Можно ли уволить беременную при ликвидации, декретницу?

Уволить нужно не только рядовой персонал, но и руководителя — порядок действий.

Существует несколько этапов процедуры увольнения при таких обстоятельствах:

  • Шаг 1. По предприятию издается приказ о предстоящем сокращении работников в связи с закрытием обособленного подразделения предприятия.
  • Шаг 2. За два месяца до увольнения сотрудников работодатель направляет каждому из них письменное уведомление о предстоящем событии. Уведомление содержит данные: основания ликвидации филиала; дата расчета; предложение о переводе на другие вакантные должности в той же местности.

Важно! Если у предприятия есть другой филиал, открытый в той же местности с открытыми вакансиями, он обязан предложить работу персоналу там.

  • Шаг 3. Дополнительно компания несет обязательство уведомить центр занятости о грядущем сокращении людей в связи с ликвидацией. Делать это необходимо за 3 месяца.

Важно! Все уведомления вручаются способами с подтверждением факта получения. К таким относятся: постановка подписи о вручении в специальном журнале или отправка документа почтой письмом с уведомлением.

  • Шаг 4. Издание приказа об увольнении.
  • Шаг 5. Расчет и выдача трудовой книжки.

Задержка выплаты расчета и трудовой книжки влечет привлечение работодателя к ответственности.

Важно! Если работник не явился к работодателю за документами в день увольнения, ему нужно направить письмо с просьбой забрать трудовую книжку либо выдать письменное разрешение на отправку ее почтой.

Закон предусматривает запрет на сокращение беременных женщин, мам с детьми до 3 лет и матерей-одиночек с детьми инвалидами.

При ликвидации филиала рассчитать их по инициативе работодателя не получится.

Многие компании находят другой выход быстрого увольнения сотрудников. Они заключают соглашение с выплатой компенсации. Тогда сотрудника можно рассчитать в день, удобный для обеих сторон.

Льготные категории граждан тоже можно рассчитать по соглашению сторон, если будет достигнута договоренность.

Как уволить персонал в связи с банкротством?

Срок расторжения трудовых договоров

Трудовым кодексом установлен срок извещения работников о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией филиала за 2 месяца. Отсчет этого срока начинается с момента получения сотрудником письменного уведомления.

У работодателя на руках должен остаться документ, подтверждающий факт получения уведомления.

Через два месяца с момента получения документа организация имеет полное право уволить работника.

Разрешается и более ранее увольнение сотрудника, если он сам того желает.

Также более ранний период извещения предусмотрен для работников, трудящихся по срочным договорам.

Их нужно известить о предстоящей ликвидации обособленного подразделения минимум за 3 дня. Сезонных работников извещают о предстоящем увольнении за неделю.

Важно! Разрешается увеличение срока уведомления, его сокращение запрещено.

Какие документы нужно оформить?

При расторжении трудовых договоров с работниками по причине ликвидации филиала предприятия оформляется такой же пакет документов, что и при полной ликвидации:

  • Приказ о предстоящей ликвидации обособленного подразделения и сокращении штата. Он утверждается руководителем организации.
  • Уведомление биржи труда о высвобождаемых местах в связи с закрытием филиала – отправляется за 3 месяца до массового сокращения.
  • Каждому работнику отдельно направляется уведомление о предстоящем сокращении. Его можно вручить лично, попросив поставить подпись о вручении в специальном журнале, или направить его почтой – письмом с уведомлением. Уведомление можно оформить в свободной форме.
  • Приказ формы Т-8 (содержит информацию об одном увольняемом лице) или Т-8а (предусматривает возможность включения нескольких сотрудников в один приказ).
  • Заполняется лицевой счет каждого сотрудника обособленного подразделения предприятия. Обязательно проставляется подпись увольняемого лица.
  • В день увольнения в трудовую книжку вносится запись об увольнении.
  • Сотруднику нужно выдать справку СЗМ-СТАЖ и 182-Н. По личному заявлению выдаются другие необходимые справки и копии документов.

После сокращения сотрудника кадровый специалист формирует его личное дело и направляет в архив на хранение.

Выплаты сотрудникам

Ликвидируя обособленное подразделение, работодатель проводит сокращение штата. Поэтому по закону, кроме выплаты заработной платы и компенсации неиспользованного отпуска, работнику выплачивается выходное пособие.

Размер выходного пособия исчисляется исходя из среднего заработка работника за год.

При увольнении сотрудник филиала получается выходное пособие в одинарном размере.

Если за 2 месяца он не находит новое место труда, работодатель выплачивает еще одно выходное пособие в однократном размере.

При постановке на учет в центр занятости в течение 2 недель после увольнения, у бывшего сотрудника обособленного подразделения возникает право на получение выходного пособия за третий месяц безработицы.

Для этого нужно обратиться к бывшему работодателю со справкой с биржи труда и предъявить ему оригинал трудовой книжки для подтверждения наличия официального трудоустройства.

Как внести запись в трудовую книжку?

Увольнение людей по ликвидации филиала производится по п. 2 части 1 статьи 81 ТК РФ. Поэтому в трудовой книжке делается ссылка именно на эту статью трудового кодекса.

Во всем остальном заполнение трудовой книжки производится в соответствии с инструкцией по заполнению трудовых книжек.

Основные правила:

  • В следующей свободной строчке после последней записи ставится порядковый номер.
  • В этой же строке, но в следующей графе проставляется дата внесения записи, она совпадает с датой расчета.
  • Далее обозначается фраза с распоряжением о прекращении трудовых договоров в связи с закрытием обособленного подразделения и ссылка на нормативный акт.
  • В последней колонке проставляется номер и дата приказа.
  • Ниже ответственный за заполнение трудовых книжек работник пишет свою должность, ставит подпись и расшифровку. Ставится круглая печать предприятия.

Выводы

По обозначенной теме сделаем несколько основных выводов:

  • При ликвидации филиала увольнение сотрудников проводится по ст. 81 ТК РФ.
  • Процедура сокращения работников при закрытии обособленного подразделения идентичная стандартной процедуре.
  • При сокращении штата или численности работодатель несет обязательство уведомить персонал о процедуре за 2 месяца до ее начала. Исключение касается сезонных работников и трудящихся по срочным договорам.
  • Основные документы, оформляемые кадровой службой при сокращении: приказ о сокращении, уведомление центра занятости, уведомление работников, приказ об увольнении, личный счет, трудовая книжка, справки.
  • Приказ на увольнение имеет специальные формы Т-8 и Т-8а. При массовом увольнении рекомендуем второй вариант.
  • При увольнении по ликвидации филиала сотрудники получают: начисленную зарплату, компенсацию неиспользованного отпуска, выходное пособие (размер до три средних заработка сотрудника).

Не нашли в статье ответ на Ваш вопрос?

Получите инструкции, как решить именно Вашу проблему. Позвоните по телефону прямо сейчас:

+7 (499) 653-60-72 доб.445 — Москва — ПОЗВОНИТЬ

+7 (812) 426-14-07 доб.394 — Санкт-Петербург — ПОЗВОНИТЬ

— если вы проживаете в другом регионе.

Это быстро и бесплатно!