Квалификационные уровни в бюджетном учреждении

Содержание

Об отраслевых системах оплаты труда работников бюджетной сферы Псковской области

ЗАКОН ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Об отраслевых системах оплаты труда работников бюджетной сферы Псковской области

(с изменениями на 3 февраля 2017 года)

____________________________________________________________________
Текст документа с изменениями, внесенными:
Законом Псковской области от 11.07.2011 N 1092-ОЗ — распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2011 года, Псковская правда от 12.07.11 N 125;
Законом Псковской области от 02.02.2012 N 1130-ОЗ -распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2011 года, Псковская правда от 07.02.12 N 24-25;
Законом Псковской области от 07.06.2013 N 1283-ОЗ, Псковская правда от 11.06.13 N 102-106;
Законом Псковской области от 26.12.2014 N 1468-ОЗ, Псковская правда от 30.12.14 N 148;
Законом Псковской области от 08.02.2016 N 1636-ОЗ, Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.02.16, N 6000201602090007;
Законом Псковской области от 03.02.2017 N 1736-ОЗ — распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2017 года, Сетевое издание «Нормативные правовые акты Псковской области» (pravo.pskov.ru), 03.02.17, N 020302201707.
____________________________________________________________________

Принят областным Собранием депутатов 30 сентября 2010 года
Настоящий Закон устанавливает отраслевые системы оплаты труда в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников бюджетной сферы.

Статья 1. Понятия, используемые в настоящем Законе

1. В целях настоящего Закона под работниками бюджетной сферы понимаются:
работники государственных казенных учреждений, государственных бюджетных учреждений и государственных автономных учреждений, полностью или частично финансируемых из областного бюджета (далее — государственные учреждения);
работники муниципальных общеобразовательных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, дополнительным общеобразовательным программам, и работники муниципальных дошкольных образовательных учреждений (далее — муниципальные образовательные учреждения);
работники государственных органов Псковской области, замещающие должности, не являющиеся государственными должностями области и должностями государственной гражданской службы области (далее — государственные органы).
2. Иные понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в федеральном законодательстве.
(Статья 1 в редакции, введенной в действие с 01.06.15 Законом Псковской области от 26.12.2014 N 1468-ОЗ).

Статья 2. Общие положения

1. Оплата труда работников бюджетной сферы, состоящая из должностных окладов (окладов, ставок заработной платы), устанавливаемых в зависимости от квалификации работника бюджетной сферы, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, компенсационных выплат и стимулирующих выплат, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (пункт в редакции, введенной в действие с 01.06.15 Законом Псковской области от 26.12.2014 N 1468-ОЗ).
2. Положения об оплате труда работников бюджетной сферы, включающие размеры должностных окладов (окладов, ставок заработной платы), размеры и порядок установления компенсационных выплат, перечни должностей работников бюджетной сферы, относимых к основному персоналу для определения размеров должностных окладов руководителей учреждений, устанавливаются актами Администрации области (пункт в редакции, введенной в действие с 01.06.15 Законом Псковской области от 26.12.2014 N 1468-ОЗ).
3. Отнесение профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам осуществляется в соответствии с критериями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
4. Изменение систем оплаты труда работников бюджетной сферы осуществляется с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа или иного избранного работниками бюджетной сферы представителя (представительного органа).

Статья 3. Фонд оплаты труда

1. Фонд оплаты труда государственного учреждения (муниципального образовательного учреждения, государственного органа) формируется на календарный год исходя из объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных на финансовое обеспечение деятельности соответствующего государственного учреждения (муниципального образовательного учреждения, государственного органа), средств обязательного медицинского страхования, доходов от платных услуг и иных источников в соответствии с законодательством (пункт в редакции, введенной в действие с 01.06.15 Законом Псковской области от 26.12.2014 N 1468-ОЗ).
2. Фонд оплаты труда государственного учреждения (муниципального образовательного учреждения, государственного органа) включает в себя средства на выплату работникам бюджетной сферы должностных окладов (окладов, ставок заработной платы), компенсационных и стимулирующих выплат (пункт в редакции, введенной в действие с 01.06.15 Законом Псковской области от 26.12.2014 N 1468-ОЗ).
3. Расходы на установление компенсационных выплат в фонде оплаты труда государственного учреждения (муниципального образовательного учреждения, государственного органа) предусматриваются в объемах фактических начислений (пункт в редакции, введенной в действие с 01.06.15 Законом Псковской области от 26.12.2014 N 1468-ОЗ).
4. Расходы на установление стимулирующих выплат в фонде оплаты труда государственного учреждения (муниципального образовательного учреждения, государственного органа) предусматриваются в размере не менее 30 процентов от объема средств, предусмотренных на выплату должностных окладов (окладов, ставок заработной платы) (абзац в редакции, введенной в действие с 01.06.15 Законом Псковской области от 26.12.2014 N 1468-ОЗ).
(Абзац утратил силу с 13.02.17 на основании Закона Псковской области от 03.02.2017 N 1736-ОЗ).

5. (Пункт исключен с 01.06.15 Законом Псковской области от 26.12.2014 N 1468-ОЗ).

6. Порядок формирования и использования фонда оплаты труда определяется Администрацией области с учетом положений настоящей статьи.

Статья 4. Заработная плата работников бюджетной сферы (за исключением руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров учреждений)

1. Заработная плата работников бюджетной сферы (за исключением руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров учреждений) включает в себя:
должностные оклады (оклады, ставки заработной платы);
(абзац исключен с 01.06.15 Законом Псковской области от 26.12.2014 N 1468-ОЗ);
компенсационные выплаты;
стимулирующие выплаты.
2. Размеры должностных окладов (окладов, ставок заработной платы) работников бюджетной сферы (за исключением руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров учреждений) устанавливаются актами Администрации области.
Должностные оклады (оклады, ставки заработной платы) работников государственных образовательных учреждений и работников муниципальных образовательных учреждений устанавливаются с учетом типа образовательного учреждения, вида, уровня и (или) направленности реализуемых образовательных программ.
Должностные оклады (оклады, ставки заработной платы) работников бюджетной сферы подлежат индексации. Размер и сроки проведения указанной индексации устанавливаются актом Администрации области (абзац в редакции, введенной в действие с 20.02.16 Законом Псковской области от 08.02.2016 N 1636-ОЗ).
(Пункт 2 в редакции, введенной в действие с 01.06.15 Законом Псковской области от 26.12.2014 N 1468-ОЗ).
3. При определении размеров должностных окладов (окладов, ставок заработной платы) работников, занимающих одноименные должности в государственных учреждениях (муниципальных образовательных учреждениях, государственных органах) различной ведомственной подчиненности и имеющих одинаковый квалификационный уровень, применяются профессиональные квалификационные группы соответствующего вида экономической деятельности (пункт в редакции, введенной в действие с 01.06.15 Законом Псковской области от 26.12.2014 N 1468-ОЗ).
4. (Пункт исключен с 01.06.15 Законом Псковской области от 26.12.2014 N 1468-ОЗ).
5. Размеры компенсационных выплат, предусмотренных статьей 6 настоящего Закона, устанавливаются Администрацией области в рублях или процентах к должностным окладам (окладам, ставкам заработной платы) и не могут быть ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

6. Размеры стимулирующих выплат, предусмотренных статьей 7 настоящего Закона, определяются государственным учреждением (муниципальным образовательным учреждением, государственным органом) самостоятельно в пределах фонда оплаты труда с учетом эффективности и качества работы работников соответствующего государственного учреждения (муниципального образовательного учреждения, государственного органа) (абзац в редакции, введенной в действие с 01.06.15 Законом Псковской области от 26.12.2014 N 1468-ОЗ).
При определении размеров стимулирующих выплат работникам бюджетной сферы (за исключением руководителей учреждений) учитывается мнение соответствующего профсоюзного органа или иного избранного работниками представителя (представительного органа).

Статья 5. Персональные надбавки и персональные повышения к должностному окладу (окладу, ставке заработной платы)

(Статья 5 исключена с 01.06.15 Законом Псковской области от 26.12.2014 N 1468-ОЗ)

Статья 6. Компенсационные выплаты

Работникам бюджетной сферы устанавливаются следующие компенсационные выплаты:
повышение оплаты труда за работу в ночное время;
повышенная оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни;
доплата за совмещение профессий (должностей);
доплата за расширение зон обслуживания;
доплата за увеличение объема работ или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором;
повышенная оплата за сверхурочную работу;
надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
повышение оплаты труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (абзац в редакции, введенной в действие с 01.06.15 Законом Псковской области от 26.12.2014 N 1468-ОЗ);
доплата до минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, в случае, если месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), составит менее минимального размера оплаты труда;
(абзац исключен с 01.06.15 Законом Псковской области от 26.12.2014 N 1468-ОЗ);

надбавка за работу специалистам учреждений (филиалов, отделений и иных структурных подразделений) образования, культуры, здравоохранения, социального обслуживания, ветеринарии, физической культуры и спорта, расположенных в сельской местности (абзац дополнительно включен с 01.06.15 Законом Псковской области от 26.12.2014 N 1468-ОЗ).

Статья 7. Стимулирующие выплаты

1. Работникам бюджетной сферы устанавливаются следующие стимулирующие выплаты:
премии по итогам работы;
выплаты за интенсивность и эффективность работы (абзац в редакции, введенной в действие с 22.06.13 Законом Псковской области от 07.06.2013 N 1283-ОЗ);
выплаты за отличное качество выполняемых работ;
надбавка за стаж работы, выслугу лет (абзац дополнительно включен с 01.06.15 Законом Псковской области от 26.12.2014 N 1468-ОЗ).
2. Перечень стимулирующих выплат, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами учреждения (государственного органа) в пределах фонда оплаты труда.

Статья 8. Заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров учреждений

1. Заработная плата руководителей государственных учреждений (муниципальных образовательных учреждений), их заместителей и главных бухгалтеров учреждений включает в себя:
должностные оклады;
компенсационные выплаты;
стимулирующие выплаты.
2. Должностные оклады руководителей государственных учреждений (муниципальных образовательных учреждений) определяются на основе:
среднего должностного оклада работников, относимых актом Администрации области к основному персоналу соответствующего государственного учреждения (муниципального образовательного учреждения);
повышающего коэффициента, определяемого актом Администрации области, исходя из масштаба управления учреждением, в размере от 1 до 4.
3. Масштаб управления государственным учреждением (муниципальным образовательным учреждением) определяется Администрацией области в зависимости от объемных показателей деятельности различных групп учреждений.
4. Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров государственных учреждений (муниципальных образовательных учреждений) устанавливаются в следующих размерах:
первого заместителя руководителя учреждения — 80 процентов должностного оклада руководителя соответствующего учреждения (абзац в редакции, введенной в действие с 01.04.17 Законом Псковской области от 03.02.2017 N 1736-ОЗ);
заместителей руководителя учреждения и главного бухгалтера учреждения — 70 процентов должностного оклада руководителя соответствующего учреждения (абзац в редакции, введенной в действие с 01.04.17 Законом Псковской области от 03.02.2017 N 1736-ОЗ).
5. Компенсационные выплаты руководителям государственных учреждений (муниципальных образовательных учреждений), их заместителям и главным бухгалтерам учреждений устанавливаются в соответствии с пунктом 5 статьи 4 и статьей 6 настоящего Закона.
6. Стимулирующие выплаты руководителям государственных учреждений (муниципальных образовательных учреждений) устанавливаются в соответствии со статьей 7 настоящего Закона государственными органами (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений с учетом исполнения государственными учреждениями (муниципальными образовательными учреждениями) государственных (муниципальных) заданий и критериев эффективности деятельности возглавляемых ими учреждений (пункт в редакции, введенной в действие с 13.02.17 Законом Псковской области от 03.02.2017 N 1736-ОЗ).
7. Стимулирующие выплаты заместителям руководителей и главным бухгалтерам государственных учреждений (муниципальных образовательных учреждений) устанавливаются в соответствии с пунктом 6 статьи 4 и статьей 7 настоящего Закона.

8. Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников таких учреждений (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера) определяется государственным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя соответствующего учреждения, в кратности от 1 до 4, а с 01 января 2018 года — в кратности от 1 до 3.
Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров муниципальных образовательных учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников таких учреждений (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера) определяется органом местного самоуправления, осуществляющим функции и полномочия учредителя соответствующего учреждения, в размере, не превышающем размера, который установлен нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Без учета предельного уровня соотношения размеров среднемесячной заработной платы, указанного в настоящем пункте, могут быть установлены условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных учреждений (муниципальных образовательных учреждений), включенных в перечни, утвержденные соответственно актами Администрации области, органов местного самоуправления.
Исчисление среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных учреждений (муниципальных образовательных учреждений) и среднемесячной заработной платы работников соответствующих учреждений в целях определения предельного уровня их соотношения осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».
(Пункт 8 в редакции, введенной в действие с 13.02.17 Законом Псковской области от 03.02.2017 N 1736-ОЗ).
(Статья 8 в редакции, введенной в действие с 01.06.15 Законом Псковской области от 26.12.2014 N 1468-ОЗ).

Статья 9. Переходные и заключительные положения

1. (Пункт исключен с 01.06.15 Законом Псковской области от 26.12.2014 N 1468-ОЗ).
2. Настоящий Закон вступает в силу с 01 января 2011 года.
3. Признать утратившими силу:
Закон Псковской области от 26.07.2007 N 684-ОЗ «Об оплате труда отдельных категорий работников муниципальных общеобразовательных учреждений в Псковской области»;
Закон Псковской области от 30.10.2008 N 806-ОЗ «Об оплате труда отдельных категорий работников государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, финансируемых из областного бюджета»;
Закон Псковской области от 07.05.2009 N 854-ОЗ «Об отраслевых системах оплаты труда работников государственных учреждений, финансируемых из областного бюджета, и работников государственных органов Псковской области»;
Закон Псковской области от 17.09.2009 N 893-ОЗ «О внесении изменения в статью 1 Закона Псковской области «Об отраслевых системах оплаты труда работников государственных учреждений, финансируемых из областного бюджета, и работников государственных органов Псковской области»;
Закон Псковской области от 17.09.2009 N 896-ОЗ «О внесении изменений в Закон Псковской области «Об оплате труда отдельных категорий работников государственных общеобразовательных учреждений, финансируемых из областного бюджета, и муниципальных общеобразовательных учреждений в Псковской области».

Губернатор области А.А. Турчак
Псков
7 октября 2010 года
N 1006-ОЗ
Текст документа верен по:
Официальная рассылка

Редакция документа подготовлена Псковским
представительством «Кодекс»

Профессиональные квалификационные группы при формировании НСОТ

Переход на новые системы оплаты труда осуществляется и в субъектах РФ. Разработка положений, регулирующих оплату труда, вызывает много вопросов. Один из них касается профессионально-квалификационных групп. Обязательно ли учитывать их при формировании новых систем оплаты труда (НСОТ) в регионах? Ответ на этот вопрос дает эксперт нашего журнала.

Понятие «профессиональные квалификационные группы» (ПКГ) введено ст. 144 ТК РФ при определении систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.

Профессиональные квалификационные группы представляют собой группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.

Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения к ним профессий рабочих и должностей служащих утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Между тем ни единого, ни специального квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащего квалификационные требования, до сих пор не издано. Приказом Минздравсоцразвития России N 525 <1> определены только Критерии (фактически один критерий — образование) отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам.

<1> Приказ Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 N 525 «О профессиональных квалификационных группах и утверждении критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам».

Минздравсоцразвития утвердило также состав профессиональных квалификационных групп без указания требований к квалификации работников, вошедших в эти группы. Для бюджетных учреждений актуальны следующие Приказы Минздравсоцразвития:

  • от 06.08.2007 N 526 «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников»;
  • от 31.08.2007 N 570 «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников культуры, искусства и кинематографии»;
  • от 14.03.2008 N 121н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп профессий рабочих культуры, искусства и кинематографии»;
  • от 12.05.2008 N 225н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников физической культуры и спорта»;
  • от 05.05.2008 N 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования»;
  • от 05.05.2008 N 217н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников высшего и дополнительного профессионального образования»;
  • от 29.05.2008 N 247н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих»;
  • от 29.05.2008 N 248н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых профессий рабочих».

Использовать ПКГ при введении НСОТ на уровне субъектов РФ и муниципальных образований, исходя из требований федерального законодательства, не обязательно.

Согласно ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

  • в государственных учреждениях субъектов РФ — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;
  • в муниципальных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

При этом Правительство РФ может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам. В этом случае заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством РФ базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.

Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством РФ, обеспечиваются:

  • федеральными государственными учреждениями — за счет средств федерального бюджета;
  • государственными учреждениями субъектов РФ — за счет средств бюджетов субъектов РФ;
  • муниципальными учреждениями — за счет средств местных бюджетов.

Таким образом, Трудовой кодекс предусматривает обязательность применения ПКГ только в части обеспечения выплаты работникам базовых ставок заработной платы, установленных Правительством РФ. Учитывая, что Правительство РФ может, но не обязано устанавливать базовые ставки и не сделало этого до сих пор (судя по Единым рекомендациям по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2009 год <2> (далее — Единые рекомендации), не собирается этого делать в 2009 г.), применение ПКГ при введении НСОТ субъектами РФ и органами местного самоуправления не обязательно.

<2> Утверждены Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 10.12.2008, протокол N 8.

Более того, п. 5 Единых рекомендаций прямо предусматривает, что до утверждения в установленном порядке Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащего квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и служащих учреждений бюджетной сферы, включая учреждения образования, здравоохранения и культуры, применяются тарифно-квалификационные (квалификационные) характеристики, в соответствии с которыми работникам учреждений бюджетной сферы по состоянию на 31 декабря 2004 г. устанавливались разряды оплаты труда в части разделов, содержащих должностные обязанности работников, требования к знаниям, профессиональной подготовке и уровню квалификации, необходимым для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.

О.Б.Емельянова

Эксперт журнала

«Оплата труда в бюджетном учреждении:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Принципы формирования профессиональных квалификационных групп должностей работников образования

Должности работников образования представлены в четырех профессиональных квалификационных группах: две профессиональные квалификационные группы сформированы из должностей работников учебно-вспомогательного персонала, учитывая различные требования к их квалификации, одна группа – из должностей педагогических работников и еще одна группа – из должностей руководителей структурных подразделений.

Необходимо иметь в виду, что должности, включенные в профессиональную квалификационную группу педагогических работников, не могут быть отнесены ни к какой другой категории персонала.

Однако в нормативных правовых актах, устанавливающих системы оплаты труда работников образования в некоторых субъектах РФ, такие изменения неправомерно допускаются. Например, такие педагогические работники, как воспитатели, воспитатели групп продленного дня, педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования необоснованно относятся к учебно-вспомогательному персоналу, а в отдельных случаях, напротив, к категории педагогических работников отнесены хормейстеры, балетмейстеры, массажисты, которые педагогическими работниками не являются, а относятся либо к работникам культуры, либо к медицинскому персоналу.

Следует также обратить внимание на неточность, которая, по нашему мнению, допущена в пункте 46 Типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования (утверждено постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. № 521) при перечислении педагогических работников. В соответствии с этим пунктом к педагогическим работникам отнесены преподаватели, мастера производственного обучения, старшие мастера производственного обучения. Остальные работники (помимо руководящих работников) в соответствии с этим пунктом относятся либо к учебно-вспомогательному, либо к иному персоналу.

Означает ли это, что в учреждениях начального профессионального образования не должно быть воспитателей (при наличии общежитий), педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования, методистов, преподавателей-организаторов основ безопасности жизнедеятельности, руководителей физвоспитания и некоторых других педагогических работников, либо все перечисленные работники являются учебно-вспомогательным и иным персоналом?

Кроме того, в указанном пункте появилось новое наименование должности, отнесенной к педагогическим работникам. — «старший мастер производственного обучения», которой не предусмотрено в профессиональной квалификационной группе педагогических работников. Следует ли понимать, что указанная должность будет предусматриваться в образовательных учреждениях начального профессионального образования наряду с должностью старшего мастера, отнесенной к профессиональной квалификационной группе руководителей структурных подразделений, либо она заменяет должность старшего мастера? Ответов на эти вопросы пока нет. Считаем, что в этой части вышеуказанное Типовое положение нуждается в корректировке.

Если характеризовать принципы формирования профессиональных квалификационных групп работников образования, которые утверждены указанными выше приказами, то должности работников образования, входящие в одну профессиональную квалификационную группу (кроме должностей работников учебно-вспомогательного персонала первого уровня) структурированы по квалификационным уровням в зависимости от сложности выполняемой работы, как это и предусмотрено приказом Миндздравсоцразвития России от 06.08.2007 г. № 525.

Необходимо отметить, что все должности педагогических работников, как имеющие важное социальное значение, отнесены к профессиональной квалификационной группе должностей служащих, требующих наличия высшего профессионального образования, несмотря на то, что минимальным требованием к уровню квалификации для осуществления педагогической деятельности большинства работников по-прежнему является наличие среднего профессионального образования, что следует из квалификационных характеристик должностей работников образования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2009 г. № 593 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

Должности работников высшего и дополнительного профессионального образования представлены в двух профессиональных квалификационных группах: одна профессиональная квалификационная группа сформирована из должностей работников административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала, другая — из должностей профессорско-преподавательского состава и руководителей структурных подразделений.При этом, профессиональная квалификационная группа должностей работников административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала сформирована с учетом требований о наличии высшего профессионального образования.

Профессии рабочих и должности служащих, в том числе руководителей структурных подразделений учреждений, требующих наличия начального или среднего профессионального образования, а также профессии рабочих и должности служащих, которые не требуют наличия профессионального образования, в профессиональную квалификационную группу должностей работников высшего и дополнительного образования не включены из-за отсутствия таких должностей и профессий для этого уровня образования по виду экономической деятельности «Образование».

Необходимо также учесть, что должности руководителей учреждений, в т.ч. образовательных учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров в профессиональные квалификационные группы не формируются, поскольку оплата их труда осуществляется на иных условиях, установленных постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583.

Что касается других должностей работников, которые фактически заняты на работе в образовательных учреждениях, например, врачи, медицинские сестры, библиотечные работники, художественные руководители, хормейстеры, балетмейстеры, инженеры, лаборанты, техники, бухгалтеры, рабочие различных профессий и др., то по всем перечисленным должностям сформированы другие профессиональные квалификационные группы.

Так, профессиональные квалификационные группы должностей медицинских и фармацевтических работников утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 6 августа 2007 г. № 526; профессиональные квалификационные группы должностей работников культуры, искусства и кинематографии — приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. № 570; профессиональные квалификационные группы общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих — приказом Минздравсоцразвития России от 29.05.2008 г. № 247н; профессиональные квалификационные группы общеотраслевых профессий рабочих — приказом Минздравсоцразвития России от 29.05.2008 г. № 248н.

Образовательные учреждения, имеющие в штате должности работников, включенные в профессиональные квалификационные группы других видов экономической деятельности, применяют их с учетом использованных при их формировании принципов структурирования должностей по квалификационным уровням.( http://www.prof-zao.ru/site/70 , В.Н. Понкратовой,Ж.П. Осипцовой. 1-1 страницы )

Заключение

Сейчас в быстро меняющемся мире очень важно знать нормативно-правовые требования в области педагогической деятельности: на что имеет право учитель и что он не должен себе позволить на уроке. Что бы работник из сферы образования уже заранее знал, что ему позволено, а что нет, что ему требуется знать для того ,что бы обучать детей, а дети это наше будущее.