Кто назначает мировых судей

Мировой судья: порядок назначения, полномочия

Мировые судьи в РФ являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему РФ. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией РФ, Законом о судебной системе, иными федеральными конституционными законами, в т.ч. ФЗ «О мировых судьях в РФ», а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов РФ.

Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ. Не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока полномочий мирового судьи, а в случае досрочного прекращения полномочий мирового судьи — не позднее чем через десять дней после дня открытия вакансии мирового судьи объявляется об открытии вакансии мирового судьи в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность мирового судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений. При этом срок полномочий вновь назначенного (избранного) мирового судьи начинается не ранее дня, следующего за днем прекращения полномочий действующего мирового судьи.

В соответствии со ст. 3 этого Закона о мировых судьях мировой судья рассматривает по первой инстанции:

  • 1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 УПК РФ;
  • 2) дела о выдаче судебного приказа;
  • 3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
  • 4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
  • 5) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;
  • 6) дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
  • 8) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом РФ об административных правонарушениях и законами субъектов РФ.

Мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.

Образование судов на началах назначаемости.

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 18

Образование судов как субъектов судебной власти и формирование их составов происходит на строго обозначенных законом основаниях и в установленном порядке. Соблюдение требования компетентности суда гарантирует порядок учреждения судов конституционным законом и формирования их состава федеральным законом. Наделению судей их полномочиями предшествует длительная и детально определенная деятельность соответствующих государственных органов и должностных лиц по отбору кандидатов на судебные должности. К государственным служащим ни одного государственного органа или учреждения не предъявляются столь высокие требования, касающиеся компетентности в вопросах юриспруденции, образования, практического опыта, нравственных качеств. Конституция РФ устанавливает такие гарантии стабильного служебного положения судей, как несменяемость и неприкосновенность ФЗ исчерпывающе определяет основания приостановления и прекращения полномочий судей. Законодатель признает наличие особых интересов у судей как носителей судебной власти Для выражения этих интересов, их защиты и отстаивания перед лицом иных ветвей государственной власти создаются органы судейского сообщества (ст. 17 Закона о статусе судей в РФ) Органы судейского сообщества являются гарантами неприкосновенности личности судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов и одновременно выступают хранителями соблюдения судьями этических норм Кодекса судейской чести. Порядок образования иных федеральных судов, в частности, судов общей юрисдикции (в том числе военных судов), арбитражных судов может быть установлен исключительно федеральными законами. Процедура подбора кадров для федеральных судов, порядок их наделения судейскими полномочиями также регулируются федеральным законодательством. К кандидатам на должности судей федеральный закон предъявляет повышенные требования по их профессиональным, нравственным качествам, состоянию здоровья. Вместе с тем согласно Конституции РФ в совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся кадры судебных органов, действующих в пределах соответствующих субъектов Федерации (пункт «л» ст. 72) Часть 2 ст. 17 ФКЗ «О судебной системе РФ» раскрывает одно из полномочий этой совместной компетенции, касающееся создания должностей мировых судей, а именно правовой основы их установления и упразднения. Согласно этому закону указанные вопросы должны решаться представительными органами субъектов РФ. Требования к кандидатам на эти должности, их количество в каждом конкретном субъекте Федерации, дислокация участков мировых судей, материально-техническое обеспечение их деятельности определяются законами субъектов Федерации. Как известно, конституционные (уставные) суды в РФ не составляют единой системы. Образование этих судов субъектов Федерации представляет их право, а не обязанность. Согласно ч. 2 ст. 17 Закона о судебной системе образование этих судов и их упразднение входит в компетенцию законодательных органов субъектов Федерации. Соответствующими законами субъектов Федерации должны определяться порядок их организации, структура. Таким образом, ФКЗ «О судебной системе РФ» утверждает стабильность системы судов в РФ. Изменение этой системы, упразднение ее отдельных звеньев возможно только путем внесения поправок в Конституцию РФ или принятия соответствующего федерального конституционного или федерального закона. В случае упразднения конкретного суда недопустимо образование вакуума юрисдикции. Под юрисдикцией суда принято понимать установленную законом совокупность правомочий суда на разрешение правовых споров и рассмотрение дел о правонарушениях.


Состязательность сторон

Является принципом уголовного процесса согласно Конституции РФ и УПК РФ.

Принцип состязательности сторон, предусмотренный ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 15 УПК, определяет такое построение уголовного процесса, в котором функции обвинения (уголовного преследования) и защиты разграничены между собой, отделены от судебной деятельности и выполняются сторонами, пользующимися равными процессуальными правами для отстаивания своей позиции, а суд, сохраняя объективность и беспристрастность, создаёт необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав и разрешает уголовное дело по существу.

Состязательность сторон предполагает, что судебное разбирательство по уголовному делу может быть начато только при наличии обвинительного заключения (акта), утверждённого прокурором, или жалобы частного обвинителя, настаивающих перед судом на удовлетворении своих требований. Это правило отражает значение спора сторон как движущего начала состязательного судебного процесса. Из этого правила вытекает также и то, что отказ инициатора судебного процесса от выдвигаемого обвинения (прокурора от поддержания государственного обвинения, частного обвинителя от жалобы, истца от иска) либо признание жалобы, обвинения или иска противоположной стороной влечёт прекращение производства по делу. В уголовном судопроизводстве отказ государственного или частного обвинителя от обвинения, а гражданского истца от иска обязателен для суда и влечёт прекращение производства по делу (полностью или в определённой части). Однако признание подсудимым своей вины не влечёт немедленного вынесения приговора, поскольку это противоречило бы принципу презумпции невиновности, согласно которому вина должна быть доказана в предусмотренном законом порядке. Лишь по делам о преступлениях, наказание за которые не превышает пяти лет лишения свободы, признание подсудимым своей вины позволяет суду вынести приговор без проведения судебного разбирательства (ст. 314 — 316 УПК).

Стороной защиты являются:

1. подозреваемый и его законный представитель,

2. обвиняемый и его законный представитель,

3. защитник,

4. гражданский ответчик,

5. законный представитель гражданского ответчика.

Сторону обвинения представляют:

1. прокурор,

2. следователь,

3. дознаватель,

4. частный обвинитель,

5. потерпевший и его законный представитель,

6. гражданский истец и его законный представитель.

Состязательность сторон проявляется и в том, что суд не выступает на стороне обвинения или защиты, объективен и свободен в оценке доказательств и доводов сторон, является для них «беспристрастным арбитром». В силу этого признака состязательности сторон суд не вправе возбуждать уголовные дела публичного обвинения или отказывать в их возбуждении, возвращать дела для производства дополнительного расследования и давать органам предварительного расследования какие-либо указания по восполнению доказательственной базы обвинения, принимать по собственной инициативе меры к доказыванию виновности подсудимого. Конституционный Суд РФ в своих постановлениях признал неконституционными те положения УПК РФ, которые возлагали на суд несвойственную ему функцию уголовного преследования.

Вместе с тем состязательность сторон не исключает права суда истребовать и исследовать по собственной инициативе доказательства для проверки доводов, приведенных сторонами (определение Конституционного Суда РФ от31 января 2001 г. №12-о). С этой целью суд может проверять показания и другие представленные суду доказательства путем постановки вопросов лицам, дающим показания, назначения экспертизы и участия в других следственных действиях. Однако основная задача суда, обусловленная состязательными началами, состоит в создании необходимых условий для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав.

Важнейшим условием состязательности является равноправие сторон. Стороны обвинения и защиты пользуются в судебном разбирательстве равными правамипо представлению доказательств, участию в их исследовании, заявлении ходатайств, высказывании мнения по возникающим процессуальным вопросам.

Состязательность сторон, как принцип уголовного процесса, наиболее полно проявляется на стадии судебного разбирательства. Вместе с тем с определенными ограничениями этот принцип действует и на стадии предварительного расследования:

— при рассмотрении судом жалоб на действия органов предварительного расследования;

при решении судом вопроса об избрании обвиняемому или меры пресечения.

Принцип назначаемости судей на должность

Поиск Лекций

Судьи — носители судебной власти. В связи с этим существенное значение для процессуального права имеет принцип наделения судей полномочиями по осуществлению правосудия.

Традиционно этот принцип в процессуальной науке относился к основным принципам организации.

В современном российском процессуальном праве действует принцип назначаемости судей на должность.

Наделение судей полномочиями путем их назначения на должности имеет целью повышение качества правосудия, уровня судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций, что не в последнюю очередь зависит от профессиональных и личных качеств судей как носителей судебной власти. Система назначения дает возможность произвести отбор наиболее подготовленных кандидатов на должности судей, отвечающих требованиям, предъявляемым к судейскому корпусу.

Конституцией РФ определяются общие требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи (ст. 119 Конституции РФ). Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Дополнительные требования к судьям содержатся в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации». Этим Законом также устанавливаются правила отбора кандидатов на должности судей, порядок наделения судей полномочиями (ст. ст. 3 — 6).

Отбор кандидатов на должности судей осуществляется на конкурсной основе. Кандидаты на должность сдают квалификационный экзамен и проходят обязательное медицинское освидетельствование.

Судьи всех федеральных судов общей юрисдикции назначаются на должности только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей (Высшей квалификационной коллегии судей РФ, квалификационных коллегий судей субъектов РФ).

Принцип назначаемости судей нашел свое правовое закрепление в ст. 128 Конституции РФ, согласно которой:

— судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ;

— судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ.

Полномочия судьи федерального суда не ограничены определенным сроком.

Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» определяется порядок наделения полномочиями председателей и заместителей председателей судов (ст. 6.1):

— Председатель Верховного Суда РФ, заместители Председателя Верховного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ;

— председатели, заместители председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, военных, районных судов назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ.

Председатели и заместители председателей всех федеральных судов общей юрисдикции назначаются на должность при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.

Председатели и заместители председателей федеральных судов назначаются на должность на шесть лет и могут быть на этот же срок назначены повторно.

Следует обратить внимание на то, что сказанное выше имеет отношение к назначению судей федеральных судов общей юрисдикции.

Определенную специфику имеет порядок наделения полномочиями мировых судей.

Согласно ст. 6 ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» мировые судьи назначаются (избираются)на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избираютсяна должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ.

В настоящее время ни в одном из российских регионов мировые судьи не избираются непосредственно населением судебных участков. Во всех субъектах РФ наделение мировых судей полномочиями предусмотрено путем их назначения соответствующими законодательными органами государственной власти.

Мировой судья в первый раз назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, но не более чем на пять лет. По истечении этого срока мировой судья в соответствии с законом субъекта РФ может быть назначен (избран) повторно (и неоднократно) на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, но не менее чем на пять лет (ст. 7 ФЗ о мировых судьях).

Рекомендуемые страницы: