Крупная сделка бюджетного учреждения

Содержание

Крупная сделка

Бюджетные учреждения при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности должны учитывать ограничения, связанные с отчуждением или приобретением имущества, возникновением или прекращением различных обязательств. Одним из данных ограничений в соответствии со ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях является необходимость обязательного согласования возможности совершения крупных сделок с соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.

Крупной признается сделка, связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества с отчуждением имущества, которым в соответствии с законодательством учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, а также с передачей такого имущества в пользование или в залог. В связи с этим напомним, что бюджетные учреждения не вправе без согласия учредителя распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ними учредителем или приобретенным учреждением за счет средств, выделенных им учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом учреждения вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено законом.

Размер крупной сделки представляет собой процентное отношение ее цены к балансовой стоимости активов учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату. Для крупной сделки этот размер превышает 10% балансовой стоимости, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Таким образом, взаимосвязанными критериями квалификации крупной сделки выступают:

  • – предмет договора (договоры купли-продажи (поставки), аренды, залога и т.д.);
  • – стоимостный критерий (цена договора, стоимость имущества).

Единого нормативного правового акта, устанавливающего порядок согласования бюджетным учреждением крупной сделки с учредителем, не существует.

В постановлении Правительства РФ от 26.07.2010 № 537 «О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения» указано, что порядок предварительного согласования совершения федеральными бюджетными учреждениями крупных сделок определяется соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.

Например, порядок предварительного согласования совершения крупных сделок федеральными бюджетными учреждениями, подведомственными Минздравсоцразвития России, установлен приказом этого министерства от 17.12.2010 № 1123н. Согласно данному приказу учреждение направляет в департамент имущественного комплекса учредителя следующие документы:

  • 1) обращение на бланке учреждения о предварительном согласовании совершения им крупной сделки за подписью руководителя учреждения либо лица, исполняющего его обязанности;
  • 2) технико-экономическое обоснование, содержащее информацию о наименовании крупной сделки, необходимости ее совершения, соответствии уставу (предмету, целям и видам деятельности) учреждения, стоимости сделки, об условиях ее оплаты и о других существенных условиях ее заключения;
  • 3) мотивированное обоснование выбора контрагента;
  • 4) проект соответствующего договора, содержащий условия совершения крупной сделки;
  • 5) подготовленный в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности отчет об оценке рыночной стоимости имущества, с которым предполагается совершить крупную сделку, произведенной не ранее чем за три месяца до представления отчета, за исключением случаев приобретения федерального имущества;
  • 6) сведения о кредиторской и дебиторской задолженности с указанием наименований кредиторов, должников, суммы задолженности и дат возникновения задолженности с выделением задолженности по заработной плате, задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами и указанием статуса данной задолженности (текущая или просроченная).

В течение одного месяца со дня получения обращения о предварительном согласовании совершения учреждением крупной сделки департамент имущественного комплекса Минздравсоцразвития России осуществляет проверку наличия документов, прилагаемых к обращению; изучает основания целесообразности совершения крупной сделки; подготавливает проект решения о предварительном согласовании совершения крупной сделки или об отказе в согласовании.

Для бюджетных учреждений субъектов РФ и муниципальных бюджетных учреждений порядок согласования крупной сделки (в том числе срок и форму согласования) должен установить орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Например, порядок предварительного согласования совершения крупных сделок Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением установлен распоряжением Комитета по управлению городским имуществом Правительства Санкт-Петербурга от 10.05.2012 № 48-р. Согласно данному документу сделки, обладающие признаками крупных, но совершаемые в процессе обычной уставной деятельности на условиях, существенно не отличающихся от условий совершения аналогичных сделок, при соответствии целям и предмету деятельности бюджетных учреждений считаются согласованными.

При этом бюджетные учреждения субъекта РФ – г. Санкт- Петербурга обязаны не позднее 10 дней со дня заключения договоров по цене, превышающей стоимостной критерий крупной сделки, представить в Комитет по управлению городским имуществом копии заключенных договоров.

Крупная сделка, совершенная с нарушением указанных требований, может быть признана недействительной по иску бюджетного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения.

Напомним, что согласно ст. 166 ГК РФ сделка считается недействительной по установленным ГК РФ основаниям. При этом следует учитывать, что руководитель бюджетного учреждения несет ответственность в размере убытков, причиненных бюджетному учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением установленных требований, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.

Убытки согласно ст. 15 ГК РФ – это расходы по восстановлению нарушенного права, утраты или повреждения имущества (реальный ущерб), а также упущенная выгода. При этом работодатель вправе требовать от руководителя учреждения возмещения ущерба в полном размере независимо от наличия в трудовом договоре условия о полной материальной ответственности.

Пример

Бюджетным учреждением принято решение о приобретении в 2014 г. за счет средств от приносящей доход деятельности легкового автомобиля Ford Mondeo стоимостью 1135500 руб. В строке 410 графы 10 ф. 0503730 на 01.01.2014 стоимость активов учреждения составила 105763409,52 руб.

В соответствии с уставом крупной признается сделка, величина которой либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 1% балансовой стоимости активов учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату.

Размер крупной сделки для рассматриваемого БУ составит: 105763409,52 руб. • 1% = 1057634,09 руб.

Поскольку стоимость приобретаемого автомобиля превышает установленный размер крупной сделки, решение о его приобретении должно быть предварительно согласовано с учредителем учреждения.

Бюджетному учреждению предстоит совершить крупную сделку, цена которой свыше 10% показателя строки 410 графы 10 баланса (ф. 0503730). Согласно письму Минфина России от 25.03.2016 N 02-07-10/17076 в балансовую стоимость активов, используемых при расчете размера крупной сделки, не входит остаточная стоимость особо ценного имущества.
Каким образом определить минимальную величину крупной сделки?

5 октября 2017

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Бюджетным учреждением минимальная величина крупной сделки должна определяться исходя из показателя строки 410 графы 10 Баланса (ф. 0503730), то есть без учета остаточной стоимости особо ценного имущества.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 13 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ) крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия органа, осуществляющего в его отношении функции и полномочия учредителя. При этом крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.
В Законе N 7-ФЗ четко не определено, каким образом следует определять по данным бухгалтерской отчетности балансовую стоимость активов бюджетного учреждения.
Порядок определения минимальной величины крупной сделки бюджетными и автономными учреждения был доведен письмом Минфина России от 11.07.2012 N 02-06-07/2679, исходя из положений которого величина крупной сделки должна определяться исходя из показателей строки 410 Баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) (далее — Баланс (ф. 0503730)), то есть исходя из итоговой строки Актива Баланса (ф. 0503730).
Следует отметить, что указанное письмо Минфина России носит системный характер, то есть оно разъясняет не отдельные вопросы по ведению учета в сложившейся ситуации конкретного учреждения, а подлежит применению всеми организациями госсектора. Именно Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (п. 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 329).
Частные разъяснения Минфина России, в том числе письмо Минфина России от 25.03.2016 N 02-07-10/17076, фактически повторяют ранее разъясненную системную позицию финансового ведомства. Соответственно, у бюджетных учреждений в настоящее время нет оснований при расчете размера крупной сделки учитывать остаточную стоимость особо ценного имущества.
Объясняется данная позиция следующим. В силу п. 5 ст. 123.22 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено. Другими словами, бюджетное учреждение не отвечает по своим обязательствам особо ценным имуществом, закрепленным за бюджетным учреждением собственником, либо приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником.
Таким образом, бюджетным учреждением минимальная величина крупной сделки должна определяться исходя из показателя строки 410 графы 10 Баланса (ф. 0503730), то есть без учета остаточной стоимости особо ценного имущества.

Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
— Энциклопедия решений. Балансовая стоимость активов бюджетного и автономного учреждений в целях определения размера крупной сделки.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина

Ответ прошел контроль качества

Хозяйственные образования — холдинги, корпорации, фирмы, объединения, предприятия, организации, учреждения совершают огромное количество сделок, удовлетворяющих потребностям граждан.

Законодатель уделяет внимание крупным контрактам, но не только потому, что они имеют высокую цену.

Суть таких операций лежит в плоскости координирования имущественных интересов, представляющих основу ведения любого бизнеса.

Основные понятия

Народнохозяйственный комплекс – это совокупность коммерческих и некоммерческих образований.

Имущество коммерческих образований состоит из частного и государственного капитала.

Коммерческий комплекс, осуществляя свои функции, формирует государственные и муниципальные финансовые ресурсы. Часть этих ресурсов уходит на формирование капиталов некоммерческих образований. Они получают эти средства от государства безвозмездно в оперативное управление.

Природа (происхождение) имущества хозяйственных образований лежит в основе регулирования крупных сделок.

Крупная сделка для хозяйственных обществ

Имущество обществ формируется путём объединения собственных средств учредителей. Каждый из участников имеет свою собственную долю (акцию).

Контракты, затрагивающие интересы собственников обществ регулируются такими нормативными актами:

  • статьёй 78 Федерального закона «Об акционерных обществах»;
  • статьёй 46 закона «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Так, крупная сделка согласно законам, — это одна сделка или несколько взаимосвязанных сделок, направленных на приобретение, отчуждение или возможное отчуждение обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет 25 и более процентов. Стоимость активов определяется по данным бухгалтерской отчётности на последнюю отчётную дату. К крупным сделкам не относятся операции, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности общества.

Очевидно, законодатель регулирует исключительно операции с имуществом.

Менеджмент в обществе возложен на исполнительную дирекцию. С целью защиты имущественных прав собственников законодатель установил граничный стоимостной предел договорных обязательств (25% от активов), при котором единый исполнительный орган не имеет права самостоятельно принимать решения.

Крупная сделка для унитарных предприятий

Бизнесом, кроме хозяйственных обществ, занимаются унитарные предприятия, капиталы которых формируются на основе государственной, муниципальной, реже частной собственности. Уставный фонд этих предприятий выступает как единое целое, без долей.

Для них законодатель ужесточил ценовой барьер по контрактам, затрагивающим имущественные интересы собственника, понизив его до 10% от уставного фонда (статья 23 закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Крупная сделка для некоммерческих организаций

Средства для некоммерческих организаций поступают из государственного, или муниципального бюджета на основании утверждённой сметы путём помесячного финансирования.

Государство строго контролирует выделяемые финансовые ресурсы. Однако законодатель установил одинаковые с унитарными предприятиями (10% от уставного фонда) ценовые граничные нормы крупных контрактов (статья 9.2 закона «О некоммерческих организациях» и статья 14 закона «Об автономных учреждениях»).

Критерии крупной сделки

Отличие крупных сделок от других видов контрактов характеризуется двумя критериями, которые должны всегда совмещаться. Только при совпадении этих условий сделка является крупной.

При оценке операций учитываются следующие критерии:

  • качественный;
  • количественный.

Качественный критерий

Сущность качественного критерия заключается в наличии двух компонентов. Первый – это объект, указывающий на прямую связь с собственностью (имуществом).

Второй компонент характеризует действие, производимое с имуществом:

  • приобретение;
  • отчуждение;
  • или возможное отчуждение.

Сюда относятся действия:

  • купли-продажи;
  • мены;
  • передача имущества в залог;
  • поручительства;
  • о переводе долга.

Количественный критерий

Первостепенным критерием оценки контракта выступает количественный показатель, который определяется как соотношение цены договора и стоимости активов. Чем выше стоимость хозяйственной операции, тем чаще она подвергается тщательному анализу.

Контракты, стоимость которых не превышает предельного уровня (до 25 процентов) также проходят анализ на предмет крупности, если они взаимосвязаны между собой. Легче всего проследить взаимосвязь по однородным сделкам, а также по одинаковым участникам, или разным, но аффилированным контрагентам.

Принятие решения

Правовое регулирование договорных обязательств ограничило полномочия руководителя исполнительной дирекции по оформлению хозяйственных операций, относящихся к крупным. Поэтому перед заключением контракта важно провести анализ и определить, соответствует ли он критериям крупности.

В анализ входит:

  1. Определение стоимости активов общества на последнюю отчётную дату, предшествующую сделки. Этот показатель профессионально определит главный бухгалтер. При использовании организацией упрощённой формы налогообложения понадобиться экспертная оценка консультанта, который поможет решить эту задачу.
  2. Вычисление соотношения между стоимостью сделки и активами общества. Если это соотношение равно или превышает 25%, то операция анализируется глубже.
  3. Установление причинно-следственных связей с имущественными активами.
  4. Анализ взаимосвязи с иными, схожими по смыслу контрактами.
  5. Установить, не относится ли операция к обычной хозяйственной деятельности.

Проведённый анализ покажет, какого калибра является операция. При отсутствии хотя бы одного из признаков крупности эта операция совершается обычным способом. В случае обнаружения и совпадения атрибутов крупности, запускается процедура о согласовании её собранием собственников.

Порядок одобрения

Важно провести качественную подготовку собрания, обеспечивающую слаженность действий. Необходимо оповестить собственников о повестке, дате, времени и месте проведения встречи.

Накануне желательно в удалённом режиме провести опрос и собрать данные об их готовности прийти на мероприятие. При этом обеспечивается полноценная явка и соблюдается легитимность решения.

Каждый учредитель получает информацию об основных характеристиках намерений:

  • предмет;
  • цена;
  • условия;
  • стороны – выгодоприобретатели, если их можно указать на момент согласования.

Эта информация готовится исполнительной дирекцией до начала собрания.

По результатам собрания учредителей принимается протокол, в котором указывается не только их волеизъявление, но и:

  • полное наименование организации;
  • место и дата мероприятия;
  • поимённый список учредителей;
  • количество лиц, принявших участие в мероприятии (кворум);
  • приглашённые на собрание лица;
  • повестка дня;
  • слушали;
  • голосовали;
  • количество голосов: за, против, воздержались;
  • постановили;
  • подписи лиц, ведущих собрание.

Вопросы, рассматриваемые на собрании учредителей, считаются принятыми, если за них отдано большинство голосов.

В устав могут включаться иные правила одобрения хозяйственных операций. Они предполагают установление регламента действий в решении этих вопросов единым исполнительным органом.

Возможно расширение полномочий, вплоть до самостоятельного заключения дирекцией любых договоров, независимо от предмета и стоимости, а также и сужение ее прав вплоть до установления жёсткого контроля за всеми имущественными контрактами.

Недостатки норм

  1. Коллективное волеизъявление всегда сопряжено с наличием противоположных точек зрения, что приводит к разжиганию конфликтов, вплоть до обращения в правоохранительную систему.
  2. Спорные характеристики и возможные трудности при определении параметров операции.
  3. Ошибки в оформлении и заключении договоров по движению имущества могут нанести вред, вплоть до ликвидации фирмы.
  4. Судебная практика.

За поиском истины подают обращение в суды как участники, так и фирма. Срок исковой давности по этим обращениям составляет 1 год.

Истец в обращении указывает:

  • государственный регистрационный номер и адрес организации, заключивший контракт;
  • изложение фактов, приводящих к потерям, или создающих условия для нанесения ущерба;
  • превышение полномочий сторонами;
  • аргументы, что спорная операция по иску относится к категории крупной.

При выполнении истцом этих условий, гарантирован положительный исход дела.

Однако суд вправе отказать заявителю, если он не усмотрел ущемление имущественных прав собственников, и действия не привели к ущербу.

Пример расчёта процента (величины) сделки

  1. Исходные данные: Фирма «Интеграл» имеет намерение на покупку офисного помещения. На это она выделяет 10 млн. ден.ед. (условно). Валюта баланса активов составляет 39,0 млн. ден.ед. При анализе намерений просматриваются качественные показатели крупности (приобретение имущества).Количественный критерий явно указывает, что предполагаемая сделка является крупной. Так соотношение суммы операции в 10 млн. ден.ед. к валюте баланса 39 млн. ден.ед. составляет 25,64%.(39,0 : 10,0 Х100 = 25,64). Вывод: Для проведения этой операции необходимо получит согласие собственников.
  2. Исходные данные: ООО «Интеграл» оформляет кредитный договор с VTB Bank на сумму 5,9 млн. ден.ед. для оплаты за приобретение оборудования. Активы общества составляют 39,0 млн. ден.ед. Нетрудно вычислить, что эту операцию можно осуществлять в обычном порядке, без согласия собственников.(5,9: 39,0 Х100 = 15,1).На первый взгляд этот договор не требует одобрения участников.Одновременно оформляется договор залога хозяйственного комплекса на сумму 5,5 млн. ден.ед., цена которого тоже ниже 25% валюты баланса.Но если договора объединить вместе, так как они взаимосвязанные, то их сумма превышает допустимый предел и составляет 29,3 %. (5,9 +5,5): 39,0 Х 100 =29,23%. Вывод: Каждый договор оформляется по регламенту крупных операций, установленному в ООО «Интеграл».

Правовое регулирование сделки закрепляет механизмы влияния собственников на движение финансовых ресурсов. При этом создаются заданные условия, влияющие на сохранение и умножение вложенных капиталов в бизнес. Законодатель открывает пути для решений спорных вопросов по защите имущественных интересов учредителей.

Вопрос: Крупная сделка автономного учреждения заключается с одобрения наблюдательного совета. Но ведь получение такого одобрения требует времени, и может случиться так, что необходимость в сделке отпадет. Обязательно ли руководителю АУ ее совершать, если одобрение наблюдательного совета получено, а необходимость в совершении сделки отпала? («Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение», 2009, n 6)

«Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение», 2009, N 6
Вопрос: Крупная сделка автономного учреждения заключается с одобрения наблюдательного совета. Но ведь получение такого одобрения требует времени, и может случиться так, что необходимость в сделке отпадет. Обязательно ли руководителю АУ ее совершать, если одобрение наблюдательного совета получено, а необходимость в совершении сделки отпала?
Ответ: Институт крупных сделок имеет длительную историю применения по отношению к коммерческим организациям, в то время как такого рода нормы в Законе о некоммерческих организациях отсутствуют, чего не скажешь о Законе об автономных учреждениях .
———————————
Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ.
Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ.
Согласно ст. 14 Закона об автономных учреждениях крупной может являться сделка, связанная с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных денежных средств, отчуждением имущества (которым АУ вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или залог. Указанная сделка признается крупной в том случае, если ее цена либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов АУ, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если только уставом учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки. Таким образом, Законом об автономных учреждениях прямо предусмотрено, что предметом крупной сделки могут быть как денежные средства, так и имущество. Это отличает понятие крупной сделки, установленной для АУ, от аналогичного понятия, применяемого к коммерческим организациям. При определении предмета крупных сделок для ОАО и ООО ограничиваются использованием термина «имущество» (ст. 78 Закона об акционерных обществах и ст. 46 Закона об обществах с ограниченной ответственностью ).
———————————
Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ.
Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ.
В то же время согласно ст. 128 ГК РФ к объектам гражданских прав наряду с другими относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права. Поэтому деньги (денежные средства) включаются в состав имущества, что неоднократно находило подтверждение и в судебно-арбитражной практике.
К крупной сделке АУ отнесены сделки, связанные с отчуждением имущества, а также с передачей такого имущества в пользование или залог. Тем самым учтены некоторые проблемы правоприменительной практики, касающиеся коммерческих организаций.
Отметим, с учетом срока аренды и стоимости передаваемого в аренду имущества крупной сделкой для арендодателя может быть признан договор аренды. Это, в частности, может случиться в ситуации, когда в аренду сдается имущество, необходимое организации-арендодателю для осуществления основной производственной деятельности, в результате чего эта организация фактически прекращает производственную деятельность, дававшую ей основной доход (п. 40 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66, Постановления ФАС СКО от 30.09.2008 N Ф08-5901/2008, от 30.03.2005 N Ф08-1030/2005).
Согласно ст. 15 Закона об автономных учреждениях крупная сделка совершается с предварительного одобрения наблюдательного совета АУ. Наблюдательный совет АУ обязан рассмотреть предложение руководителя учреждения о совершении крупной сделки в течение пятнадцати календарных дней с момента поступления такого предложения председателю наблюдательного совета АУ, если уставом учреждения не предусмотрен более короткий срок.
Порядок одобрения крупных сделок в АУ отличается от такового в хозяйственных обществах прежде всего наличием срока, в течение которого наблюдательный совет должен принять решение. Другое отличие связано с тем, что применительно к крупным сделкам АУ их последующее одобрение невозможно, поскольку в ч. 1 ст. 15 Закона об автономных учреждениях содержится прямое указание на необходимость предварительного одобрения наблюдательного совета. При этом в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 11 Закона об автономных учреждениях наблюдательный совет рассматривает предложения руководителя о совершении крупных сделок и принимает по ним решения, обязательные для исполнения руководителем (п. 5 ч. 1 ст. 11).
Решение об одобрении крупной сделки может расцениваться как обязательное при совершении сделки, но не обязывающее руководителя АУ ее совершить условие. В то же время использование термина «обязательное» может быть истолковано в качестве основания, предопределяющего действия руководителя учреждения по обязательности совершения крупной сделки в случае ее одобрения наблюдательным советом. Однако ее совершение может уже и не быть актуальным, к тому же получается, что окончательное решение о заключении или незаключении крупной сделки оказывается в компетенции не единоличного исполнительного органа юридического лица, а наблюдательного совета.
Поэтому в рамках положений действующего законодательства многое будет зависеть от конкретной формулировки решения наблюдательного совета об одобрении крупной сделки. Если в этом решении будет написано, например, «одобрить заключение сделки и установить, что сделка может быть заключена руководителем автономного учреждения в течение (указывается срок)», то тогда окончательное решение о заключении сделки примет все же руководитель автономного учреждения.
Если же одобрение сделки будет выражаться просто «одобрить заключение сделки», то это может расцениваться как указание руководителю учреждения заключить сделку и он будет обязан ее заключить.
А.Б.Вифлеемский
Д. э. н.,
директор
Нижегородского центра
экономики образования
Подписано в печать
27.05.2009