Коррупция в таможенных органах

О проблеме коррупции в таможенных органах Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

сроков расследования, обеспечение безопасности субъектов расследования преступлений и тайны следствия.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Андриянов В.Н. Современный подход к разработке методики расследования преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности /

В.Н. Андриянов, Ю.П. Гармаев // Сибирский Юридический вестник. 2003. № 1. С. 7-9.

2. Гармаев Ю.П. Методика расследования преступления: правоприменительная практика и комментарии законодательства / Ю.П. Гармаев // Таможенное дело. 2006. № 3. С. 16-23.

T.V. Tolstukhina

The problem of counteraction to crime corruption investigation

УДК 339.543:328.185

А.В. Бородина, канд. техн. наук, доц., (Россия, Тула, ТулГУ)

О ПРОБЛЕМЕ КОРРУПЦИИ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ

Рассмотрены основные направления противодействия коррупции и

должностным преступлениям в таможенных органах.

Ключевые слова: коррупция, таможенные органы, система управления

рисками.

Коррупция — это наиболее опасное явление, наносящее огромный вред экономике России. Таможенные службы часто приводят в качестве примера в числе наиболее коррумпированных. В частности, согласно данным, полученным в Сибирском таможенном управлении в результате анкетирования участников внешнеторговой деятельности, несмотря на то что большинство участников акции (68,3 %) выразили полное доверие к должностным лицам таможенных органов, все они отметили, что все-таки таможенники нарушают их права и законные интересы или же незаконно возлагают какую-либо обязанность. Это наиболее проявляется на этапах принятия декларации и при контроле таможенной стоимости товаров и уплаты таможенных платежей (31 и 25 % соответственно) .

Наиболее распространенными видами коррупционных преступлений, совершаемых таможенниками, являются: получение взятки (ст. 290 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ), превышение

должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) и халатность (ст. 293 УК РФ). В первом полугодии 2009 г. органами внутренних дел к уголовной ответственности привлечено 91 должностное лицо таможенных органов. Наибольшая часть возбуждаемых уголовных дел в отношении таможенников приходится на получение взяток, причем в течение последнего года средняя сумма взятки увеличилась в 3 раза и составила в среднем по стране 27 тыс. руб. .

Масштабы существующей коррупции в таможенных органах оказывают негативное влияние на деятельность государства (недополучение сумм налогов и сборов в федеральный бюджет, снижение уровня инвестиций), бизнес-сообщество (недобросовестная конкуренция, дополнительные издержки и затраты) и функционирование таможенной системы (подрываются правовые основы таможенного администрирования, ограничиваются возможности решения правительственных задач, создается негативный имидж таможенников в обществе) .

Стратегию борьбы с коррупцией международное таможенное сообщество при участии Всемирной таможенной организации (ВТО) выработало и изложило в Арушской декларации ВТО , одобренной сессией Совета ВТО еще в июне 2003 г.

Она содержит 10 принципиальных направлений:

1. Четкое управление и приверженность идее.

2. Наличие регулятивных стандартов.

3. Открытость и прозрачность.

4. Автоматизация.

5. Реформирование и модернизация службы.

6. Аудит и расследование.

7. Кодекс чести.

8. Управление кадрами.

9. Моральная и организационная культура.

10. Взаимодействие с бизнесом.

При этом декларация намеренно не носит предписывающий характер, так как таможенные службы ее государств-членов работают в разных социальных, политических и экономических условиях. В ней предусматривается общая концепция, а фактическая реализация каждого направления остается на усмотрение конкретной таможенной службы.

В настоящее время борьба с коррупцией актуальна для ФТС России и выходит на более качественный уровень. В мае 2008 г. одним из первых указов Президента России был образован Совет при Президенте по противодействию коррупции . В соответствии с данным указом (пп. а п. 2) основными задачами Совета являются:

— подготовка предложений Президенту Российской Федерации, касающихся выработки и реализации государственной политики в области противодействия коррупции;

— координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований по реализации государственной политики в области противодействия коррупции;

— контроль за реализацией мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции.

В своем видеоблоге уже в мае 2009 г. Президент России констатировал первые результаты деятельности Совета при Президенте по противодействию коррупции:

— в июле 2008 г. Совет представил Президенту Российской Федерации Национальный план противодействия коррупции , который состоит из четырех разделов и перечня первоочередных законодательных актов, которые необходимо разработать и принять для успешной реализации плана;

— принят и вступил в силу пакет антикоррупционных законов (федеральный закон Российской Федерации от 25.12.2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» ; федеральный закон Российской Федерации от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и др.);

— подписан целый ряд указов, которые расширяют контроль за деятельностью и государственных и муниципальных служащих, руководителей государственных корпораций (в частности, о мерах по противодействию коррупции ; о внесении изменений в указ Президента Российской Федерации от 12.08.2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» ; о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов ; об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей ; об утверждении порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, федеральных государственных служащих и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования и др.).

Ряд мероприятий, направленных на предупреждение и пресечение возможных коррупционных проявлений, повышение уровня воспитатель-

но-профилактической работы, служебной дисциплины в таможенных органах, содержит аналитическая программа ФТС России «Борьба с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах на период 2007-2009 гг.», утвержденная приказом ФТС России от 5 октября 2006 г. № 964. Она рассчитана до 2010 г. и является основным документом по организации и проведению работы в данном направлении.

В рамках Программы предусмотрено:

— проведение специальных проверок представленных документов на должности сотрудников таможенных органов с целью выявления связи кандидатов с преступными сообществами;

— разработка механизма противодействия коррупционным проявлениям при обнаружении событий административных правонарушений, возбуждении и производстве дел об административных правонарушениях;

— создание единой автоматизированной базы данных о привлеченных к дисциплинарной ответственности, а также допустивших нарушения законности и порядка и привлеченных к уголовной ответственности;

— подготовка и переподготовка кадров таможенных органов по вопросам профилактики коррупции;

— организация и участие в международных мероприятиях по проблемам противодействия коррупции и др.

Планируется, что при реализации мероприятий программы ФТС России к концу 2009 г. будут достигнуты следующие значения основных показателей программы:

— снижение уровня преступности по коррупционным деяниям в таможенной сфере на 10 % по отношению к 2008 г.;

— снижение уровня нарушений служебной дисциплины, совершаемых должностными лицами таможенных органов при производстве таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, на 5 % по отношению к 2008 г.;

— повышение доли лиц, прошедших различные формы обучения, в общей фактической численности должностных лиц таможенных органов до 15,5 % и др.

В настоящее время в рамках реализации мероприятий Программы в деятельности таможенных органов Российской Федерации применяется система управления рисками, которая основывается на эффективном использовании их ресурсов для предотвращения таких нарушений, которые: имеют устойчивый характер; связаны с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах; подрывают конкурентоспособность отечественных производителей; затрагивают другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы .

Этот метод позволяет оптимально использовать ресурсы таможенных органов, не снижая эффективности таможенного контроля, и освобо-

ждает большинство участников внешнеэкономической деятельности от излишних бюрократических процедур. Система управления рисками позволяет таможенным органам в полной мере реализовать принцип выбороч-ности таможенного контроля. Таким образом, законодатель избавляет лиц, перемещающих товары через таможенную границу, от тотального контроля и потенциального проявления в отношении их негативных деяний, в том числе и связанных с совершением коррупции .

Кроме того, в последние годы в таможенных органах активно внедряется система электронного декларирования, которая не только упрощает саму процедуру таможенного оформления, что обосновывается использованием сети Интернет, но и минимизирует затраты участников внешней торговли. Исключение личного контакта таможенного инспектора с декларантом также является положительным моментом.

Важнейшим направлением в оперативно-служебной деятельности подразделений собственной безопасности остается борьба с преступлениями против интересов государственной службы и коррупционными проявлениями в таможенной сфере. Проводя досмотр товаров и транспортных средств, таможенный инспектор должен осознавать как степень своей ответственности за возможные с его стороны правонарушения, так и неотвратимость самого наказания. По сведениям ФТС России, на протяжении последних пяти лет силами подразделений собственной безопасности выявлено более 80 % преступлений коррупционной направленности .

С целью оптимизации баланса частных и публичных интересов ФТС России в рамках административной реформы проводит работу по обеспечению прозрачности деятельности таможенных органов при осуществлении государственных функций и предоставлении государственных услуг. С 2006 г. Федеральной таможенной службой РФ были приняты более 10 Административных регламентов, которые четко регулируют все предусмотренные таможенные процедуры и позволяют минимизировать количество действий таможенников, остающихся на их усмотрение в их деятельности .

В заключение следует констатировать, что проблема противодействия коррупции в России — это задача не только правоохранительных органов, но и первоочередная задача всего российского общества, так как одной из причин возникновения мошеннических схем является складывавшаяся годами толерантность к коррупции. С целью прекращения случаев взяточничества в таможенных органах работают телефоны «горячей линии», по которым можно сообщать о любых нарушениях. И, безусловно, пока наше общество не будет воспитано в духе нетерпимости к коррупции, ситуация вряд ли изменится.

Еще одной мерой по борьбе с коррупцией в службе является материальное поощрение таможенников за выявленные правонарушения. В зако-

нодательство уже внесены изменения, предусматривающие финансовое стимулирование сотрудников таможни, выявляющих случаи протекционизма и коррупции.

И, наконец, в условиях расширяющихся международных связей проблема борьбы с коррупцией не разрешима в отдельно взятой стране и требует адекватных, скоординированных мер противодействия, что предполагает более тесное международное сотрудничество в борьбе с коррупцией, выработку и закрепление антикоррупционных мер в нормах международного права.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Концепция системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации: приказ ГТК России от 26 сентября 2003 г. № 1069 // СПС КонсультантПлюс.

2. Национальный план противодействия коррупции: Приказ от

31.07.2008 г. № Пр-1568 // Российская газета. 05.08.2008. № 164.

3. О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов: указ Президента Российской Федерации от 03.03.2007 г. № 269 // Собрание законодательства РФ. 12.03.2007. № 11. Ст. 1280.

4. О мерах по противодействию коррупции: указ Президента Российской Федерации от 19.05.2008 г. № 815 // Собрание законодательства РФ.

26.05.2008. № 21. Ст. 2429.

5. Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей: указ Президента Российской Федерации от 18.05.2009 г. № 557 // Собрание законодательства РФ. 25.05.2009. № 21. Ст. 2542.

6. Об утверждении порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, федеральных государственных служащих и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования: указ Президента Российской Федерации от 18.05.2009 г. № 561 // Собрание законодательства РФ. 25.05.2009. № 21. Ст. 2546.

7. О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 12.08.2002 г. № 885: указ Президента Российской Федерации от

16.07.2009 г. № 814 // Собрание законодательства РФ. 20.07.2009. № 29. Ст. 3658.

8. О противодействии коррупции: федеральный закон Российской Федерации от 25.12.2008 г. № 273-Ф3 // Собрание законодательства РФ.

29.12.2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.

9. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: федеральный закон Российской Федерации от 17.07.2009 г. № 172-ФЗ // Собрание законодательства РФ.

20.07.2009. № 29. Ст. 3609.

10. Диканова Т.А. Борьба с таможенными преступлениями и отмыванием грязных денег: метод. пос. / Т.А. Диканова, В.Е. Осипов. — М., 2000.

11. Бакаева О.Ю. Борьба с коррупцией в таможенной сфере как инструмент оптимизации баланса частных и публичных интересов / О.Ю. Бакаева // Таможенное дело. 2009. № 2.

12. Куракин А.В. Административно-правовые средства пресечения коррупции в системе таможенной службы и органах внутренних дел Российской Федерации / А.В. Куракин // Гражданин и право. 2009. № 1.

13. Русских В. Что думают про нас участники ВЭД? / В. Русских // Таможня. 2009. № 1-2.

A. V. Borodina

The problem of customs corruption

The directions of major actions against customs corruption in Russia are described in the paper.

УДК 339.543:346.548

И.А. Кобзарь, д-р юрид. наук, проф., (Россия, Тула, ТулГУ)

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Исследуется роль таможенных органов в деле обеспечения экономической безопасности и необходимость взаимодействия всей системы правоохранительных органов при реализации данной задачи.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскные мероприятия, экономическая безопасность, взаимодействие.

На сегодняшний день коррупция является одной из самых острых проблем в любом правовом государстве. В современных условиях коррупция является фактором, который влечёт значительную угрозу демократии, реализации принципа верховенства права, социальному прогрессу, национальной безопасности, становлению гражданского общества конституционному строю Донецкой Народной Республики в целом.

Наличие коррупции негативно влияет практически на все стороны общественной жизни, включая экономику, политику, социальную и правовую сферы, управление, общественное сознание, международные отношения. Коррупционные связи фактически разрушают правовые, этичные отношения между людьми и постепенно превращаются в норму поведения.

Согласно новой концепции Закона ДНР «О противодействии коррупции», коррупция – использование лицом, предоставленных ему служебных полномочий или связанных с ними возможностей, с целью получения неправомерной выгоды или принятия такой выгоды себя или других лиц.

Видя, что наиболее эффективно «решает» вопросы тот, у кого больше денег и связей, люди теряют веру в действенность и эффективность государственных органов.

Наиболее часто коррупционная направленность распространена в таможенных органах среди чиновников низшего и среднего звена, работа которых связана с постоянным взаимодействием государственных служащих и граждан (регистрации, штрафы, лицензирование, различные разрешения, выдача справок и т.п.). Привлекательность низовой коррупции состоит в том, что при минимальном риске для обеих сторон, она обладает ценностью не только для получателя (или вымогателя) взятки, но и для взяткодателя. В этом случае взятка помогает решать постоянно возникающие бытовые проблемы, она же служит небольшой платой за постоянную возможность совершения мелких нарушений законов и инструкций.

Можно выделить следующие причины совершения коррупционных преступлений:

  • ощущение нестабильности;
  • низкая зарплата, не соответствующая квалификации и ответственности работы; несправедливость при продвижении по службе;
  • недостатки в подборе, изучении и расстановке кадров;
  • отсутствие четкой регламентации действий таможенника и должного контроля за его работой, способствующее недобросовестному отношению к служебныеобязанностям и нарушениям дисциплины;
  • недостаточная личная примерность руководителей таможенных органов;
  • низкий уровень воспитательно-профилактической работы руководителей всех уровней;
  • недоработки в таможенном законодательстве, позволяющие находить «лазейки» для преступных элементов и безнаказанно допускать нарушения таможенных технологий;
  • кадровый протекционизм, позволяющий коррумпированным таможенникам продвигать на должности своих людей и с их помощью выстраивать коррупционные схемы, извлекая незаконные прибыли.

Всемирная таможенная организация считает, что наибольшая вероятность возникновения коррупции существует там, где таможенные органы обладают монополией власти над клиентами;

  • имеют дискреционные полномочия в отношении поставок товаров или услуг;
  • пользуются тем, что имеет место низкий уровень контроля или подотчетности.

При анализе причин и условий, способствующих возникновению и росту коррупции невозможно обойтись без статистики по данному вопросу. Одним из авторитетных источников является рейтинг Transparency International. Согласно исследованиям этой организации, страной с самым низким уровнем коррупции является Дания. Также в число лидеров входит Новая Зеландия, Финляндия. В число стран с самым высоким уровнем коррупции входят такие страны как Сомали, КНДР, Судан. Республика Беларусь, Казахстан, Российская Федерация и Украина занимают 119, 126, 136 и 142 места, соответственно. Таким образом, можно утверждать, что уровень коррупции пропорционален экономическому благосостоянию станы.

Изучив мировую статистику коррупционных преступлений в таможенных органах, можно сделать вывод, что коррупция служит своеобразным индикатором накопившихся экономических проблем. Мировой опыт показывает, что принятия программ по борьбе с коррупцией, подписания различных соглашений в этой сфере недостаточно для эффективного противодействия этому социальному злу.

На наш взгляд, основными путями противодействия коррупции в таможенных органах являются:

  • подбор кадров с использованием полиграфа, а также имеющихся психологических методов изучения моральных и деловых качеств кандидатов;
  • проведение специальных проверочных мероприятий в отношении кандидатов;
  • ротация не только руководящего состава, но и должностных лиц таможенных органов;
  • широкое внедрение электронного декларирования;
  • неотвратимость наказания по правонарушениям коррупционной направленности, дифференцированная с учетом тяжести проступка;
  • повышение профессионализма должностных лиц таможенных органов;
  • использование в борьбе с коррупцией правовых средств, строгое следование закону;
  • увеличение материального обеспечения должностных лиц, повышение уровня социальной защищенности таможенников.

Коррупционные преступления являются наиболее опасным и разрушительным видом преступлений, которые подрывают роль права, законов, резко ослабляют государственные институты, разрушают способность государства выполнять функции по защите прав своих граждан.

На данном переходном этапе в Республике необходим жесткий контроль над действиями должностных лиц органов государственной власти. Наиболее эффективно функцию контроля может выполнять Глава Республики, так как именно ему как гаранту соблюдения конституционных прав и свобод граждане Республики доверяют больше всего.

Особое внимание целесообразно уделять предупреждению возможных финансовых и иных злоупотреблений со стороны лиц, обладающих функциями распоряжения как бюджетными средствами Республики, так и гуманитарной помощью. Причем для объективности контроль необходим за всеми без исключения органами государственной власти.

Принятие специализированной нормативной правовой базы, а также ее реализация через незаангажированные структуры окажут значительный социальный, политический, экономический и финансовый эффекты, а также позволят увеличить уровень доверия населения к институту власти как главному борцу с коррупционными механизмами.

Согласно новой концепции Закона «О противодействии коррупции», в процессе выявления коррупционных схем и борьбы с ними будут задействованы не только государственные и правоохранительные органы, но и независимые негосударственные структуры, такие как общественные организации, профессиональные сообщества, профсоюзы и просто неравнодушные граждане.

Для достижения поставленной цели в разрабатываемом законопроекте «О противодействии коррупции» предусматриваются создание независимого Центра мониторинга данных о коррупционных правонарушениях и Антикоррупционного комитета под председательством Главы Республики.

Основной функцией Антикоррупционного комитета станет исполнение указов Главы Республики и непосредственная реализация механизмов, направленных на борьбу с коррупцией.

Создание Центра мониторинга данных о коррупционных правонарушениях как самостоятельного органа соответствует логике государственной политики по укреплению законности и прозрачности процесса принятия решений в Донецкой Народной Республике.

Принятие данного законопроекта позволит обеспечить гарантированное возобновление в полном объеме нарушенных прав государства и других лиц, которые пострадали в результате коррупционных действий со стороны субъектов коррупционных правонарушений путем создания эффективной системы предотвращения коррупции, выявления и преодоления ее социальных предпосылок и последствий, что является одним из приоритетов государства.

Коррупция в таможенных органах: причины и возможные методы предупреждения

Жабаева Эльвира Жараскановна, студент,ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбургelvira10.08@mai.ru
Филиппова Елена Олеговна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры уголовного права,ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург
Коррупцияв таможенных органах: причины и возможные методы предупреждения
Аннотация.Статья посвящена вопросам коррупции в таможенном деле и таможенных органах. Автором рассмотрены причины и примеры появления коррупции в таможенных органах. Так же автор данной статьи предлагает свои пути решения проблемы, связанной с коррупцией в таможенных органах. Ключевые слова:Коррупция, таможенные органы, коррупционные преступления, противодействие коррупции.
Коррупция одна из трудноразрешимых проблем современного правового государства. Неоспоримым фактом является то, что коррупция всегда была и остается серьезной угрозой для экономической и национальной безопасности государства. Коррупция явление, не имеющееоднозначной трактовки. Согласно федеральному закону от 25.12.2008 № 273ФЗ «О противодействии коррупции», коррупция это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией следует считать осуществленное любыми способами и при любых условиях извлечение выгоды из своего положения в системе государственной власти или из связанного с ним своего общественного статуса в корыстных целях. Коррупцией в этом смысле следует признать не только незаконные, но и неэтичные действия, а также признаваемые в обществе действиями. Учитывая, что таможенные органы играют важную роль в пополнении государственного бюджета, а также в обеспечении национальной безопасности, контролируя перемещаемые через границу товары и транспортные средства, проявление коррупции в таможенных органах может нанести серьезный ущерб экономической безопасности страны.
Совершая коррупционное правонарушение, корруптер (дающий взятку) и коррупционер (лицо, берущее взятку) не просто нарушают закон, но и подрывают авторитет органов государственной власти в глазах рядовых граждан. Видя, что наиболее эффективно «решает» вопросы тот, у кого больше денег и связей, люди теряют веру в действенность и эффективность государственных органов. Коррупционная направленность распространена в таможенных органа среди чиновников низшего и среднего звена. Ведь именно этим чиновникамприходиться по долгу службы работать непосредственно с гражданами. Низовая коррупция наиболее распространена на среднем и низшем уровнях органов власти и управления и связана с постоянным взаимодействием государственных служащих и граждан (регистрации, штрафы, лицензирование, различные разрешения, выдача справок и т.п.). Привлекательность низовой коррупции состоит в том, что при минимальном риске для обеих сторон, она обладает ценностью не только для получателя (или вымогателя) взятки, но и для взяткодателя. В этом случае взятка помогает решать постоянно возникающие бытовые проблемы, она же служит небольшой платой за постоянную возможность совершения мелких нарушений законов и инструкций. В таможенных органах попытки дачи взяток, вымогательства взяток наиболее часто встречаются именно на низовом уровне. Чтобы снизить уплачиваемые в бюджет таможенные платежи путем искажения сведений о номенклатуре, таможенной стоимости, количестве и весе товаров, участники внешнеэкономической деятельностиидут на подкуп должностных лиц. Вопрос возможности подкупа высших должностных лиц требует тщательной проработки, поскольку последствия такого подкупа могут оказаться довольно плачевными. Существует множество причин, подталкивающих должностное лицо к коррупционному правонарушению. Неэффективное материальное обеспечение государственных служащих формируют чувство неуверенности в завтрашнем дне и подталкивают к массовой низовой коррупции. Служащие, не имея никаких гарантий самосохранения, легче поддаются соблазну коррупции. Таким образом, можно выделить следующие причины совершения коррупционных преступлений:
ощущение нестабильности;
низкая зарплата, не соответствующая квалификации и ответственности работы;
несправедливость при продвижении по службе;
недостатки в подборе, изучении и расстановке кадров;
отсутствие четкой регламентации действий таможенника и должного контроля за его работой, способствующее недобросовестному отношению к служебнымобязанностям и нарушениям дисциплины, недостаточная личная примерность руководителей таможенных органов;
низкий уровень воспитательнопрофилактической работы руководителей всех уровней;
недоработки в таможенном законодательстве, позволяющие находить «лазейки» для преступных элементов и безнаказанно допускать нарушения таможенных технологий;
кадровый протекционизм, позволяющий коррумпированным таможенникам продвигать на должности своих людей и с их помощью выстраивать коррупционные схемы, извлекая незаконные прибыли.
Всемирная таможенная организация считает, что наибольшая вероятность возникновения коррупции существует там, где таможенные органы:
обладают монополией власти над клиентами;
имеют дискреционные полномочия в отношении поставок товаров или услуг;
пользуются тем, что имеет место низкий уровень контроля или подотчетности. В качестве примера можно привести случай, произошедший на таможенном пункте «Илецкий» Оренбургской области. Была пресечена противоправная деятельность группылиц из числа действующих сотрудников пункта пропуска. Сотрудники отдела собственной безопасности Оренбургской таможни совместно с оперативнорозыскной частью ЛОВД на ст. «Оренбург» задержали с поличным трех должностных лиц т/п «Илекский» при получениивзятки в размере 50 000 рублей от участника внешнеэкономической деятельности, осуществлявшего транзит через границу четырех автомобилей марки «КАМАЗ». Сотрудники таможенного поста, находясь на своих рабочих местах на территории многостороннего автомобильногопункта пропуска Оренбургской таможни, с целью незаконного получения денежных средств жителя Узбекистана, искусственно создали условия препятствующие проезду данных автомобилей через таможенную границу. В итоге последний был вынужден дать взятку сотрудникам таможенного поста за беспрепятственный проезд через таможенную границу РФ. По данному факту в отношении должностных лиц т/п «Илецкий» Оренбургской таможни было возбуждено уголовное делопо пунктам «а», «в» ч. 4 ст. 290 УК РФ за получение взятки.Прианализе причин и условий, способствующих возникновению и росту коррупции невозможно обойтись без статистики по данному вопросу. Одним из авторитетных источников является рейтинг Transparency International. Согласно исследованиям этой организации, страной с самым низким уровнем коррупции является Дания. Также в число лидеров входит Новая Зеландия, Финляндия. В число стран с самым высоким уровнем коррупции входят такие страны как Сомали, КНДР, Судан. Республика Беларусь, Казахстан, Российская Федерацияи Украина занимают 119, 126, 136 и 142 места соответственно. Таким образом, можно наблюдать, что уровень коррупции пропорционален экономическому благосостоянию станы. Изучив мировую статистику коррупционных преступлений в таможенных органах, можно сделать вывод, что коррупция является не «причиной», а «симптомом». Иными словами, коррупция служит своеобразным индикатором накопившихся экономических проблем. Мировой опыт показывает, что принятия программ по борьбе с коррупцией, подписания различных соглашений в этой сфере недостаточно для эффективного противодействия этому социальному злу. Исходя из многочисленных исследований, можно утверждать, что уровень коррупции зависит от многих факторов, наиболее важными из которых являются уровень демократии в стране, структура экономики, благосостояние населения и степень социального неравенства, а также культурные характеристики. Несмотря на достигнутые Российской таможней определенные результаты в борьбе с коррупцией, следует отметить, что работа по ее противодействию должна проводиться постоянно и системно, а также должны применяться новые методы воздействия в рамках поощрения антикоррупционного поведения должностных лиц и наказания в случаях нарушений. Основные пути противодействия коррупции в таможенных органах:
подбор кадров с полным использованием полиграфа, а также имеющихся психологических методов изучения моральных и деловых качеств кандидатов;
проведение специальных проверочных мероприятий в отношении кандидатов;
ротация не только руководящего состава, но и должностных лиц таможенных органов;
широкое внедрение электронного декларирования;
неотвратимость наказания по правонарушениям коррупционной направленности, дифференцированная с учетом тяжести проступка;
повышение профессионализма должностных лиц таможенных органов;
использование в борьбе с коррупцией правовых средств, строгое следование закону;
увеличение материального обеспечения должностных лиц, повышение уровня социальной защищенности таможенников. Проблемы, возникающие в работе по противодействию коррупции: 1. Отсутствие моральнонравственных качеств у ряда должностных лиц таможенных органов. Пути решения:
искоренение бытовой коррупции;
внедрение, начиная со средней школы, в программы обучения предмета, направленного на формирование высоконравственных личностей;
отбор кандидатов на замещение должностей государственной службы с обязательным использованием полиграфа, психологических обследований, нормативное закрепление возможности отказа взамещении должности в случае установления рисков коррупционного поведения;
применение долгосрочной дисквалификации должностных лиц, допустивших правонарушение коррупционной направленности. 2. Отсутствие ряда нормативных актов, механизмов реализации отдельных положений нормативных правовых актов, регламентирующих работу по противодействию коррупции в таможенных органах.Необходимо:
принятие необходимых правовых актов;
законодательное закрепление ряда всех необходимых понятий;
разработка механизмов проведения проверочных мероприятий в рамках реализации положений федерального закона № 273ФЗ «О противодействии коррупции»;
ротация должностных лиц. 3. Наличие разнообразных рабочих групп, как ведомственных, так имежведомственных, принимающих похожие мероприятия в рамках работы по противодействию коррупции, как следствие увеличивается количество различных планов, часто между собой похожих. Увеличить число таких мероприятий по искоренению коррупций ведомственными и межведомственными органами, что включало бы в себя: проведение внеплановых лекций по борьбе с коррупцией, проведение различного рода тестирования и анкетирования, а так проведение психоанализа каждого работника в таможенных органах. В конечном итоге все сводится только кбумажным отпискам.
Таким образом, работа по борьбе с коррупцией в таможенной сфере должна проводиться комплексно и системно, должны быть задействованы меры организационного, экономического, правового, информационного и кадрового характера, осуществлен охват всехуровнейгосударственной власти.
Ссылки на источники1.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63ФЗ (ред. от 05.10.2016)
М.: Юристъ, 2016 г. 192 с.
ISBN 9785917580897.2.Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273ФЗ//принят Государственной Думой19 декабря 2008 года3.Государственный контроль таможенными органами впунктах пропуска: учебное пособие для вузов / П.Н.Афонин, СанктПетербург.—М: Троицкий мост, 2014.