Конвенция по морскому праву

Летняя сессия / Лето.Экзамен.МП. Ответы на весь курс / КОНВЕНЦИИ / Конвенция ООН по морскому праву

Конвенция Организации Объединённых Наций по морскому праву — подписана в ямайском городе Монтего-Бэй в декабре 1982 года. Вступила в действие 16 ноября 1994 года. Конвенция содержит 320 статей и 9 приложений. На данный момент конвенцию подписали и ратифицировали 158 стран и Европейский союз.

Конвенция устанавливает следующее разделение морского пространства:

Внутренние воды — часть моря, расположенная между побережьем иисходной линией. (Исходная линия — в морском праве, линия, от которой отсчитываются территориальные воды, прилежащая зона, исключительная экономическая зона и границы шельфа. Различают нормальную исходную линию, прямую исходную линию и исходную линию для архипелагов. Основным источником права, регулирующим определение исходной линии является Конвенция ООН по морскому праву.)

Соответственно режим внутренних морских вод определяется государством. Вместе с тем сложились определенные стандарты этого режима, которых придерживаются государства. Режим внутренних морских вод России определен Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (далее — Закон о морских водах). В Законе подчеркивается, что устанавливаемый им правовой режим соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ. К внутренним морским водам относятся воды портов, бухт и заливов.

Территориальные воды — часть моря, шириной в 12 морских миль(22,2 километра), отсчитываемая от линии наибольшегоотливаили отисходной линии.

Россия, как и большинство государств, установила ширину территориального моря в 12 миль. Примерно 30 государств, в основном морских держав, придерживаются прежнего лимита в 3 мили. Территориальное море, его дно и недра, а также расположенное над ним воздушное пространство находятся под суверенитетом прибрежного государства. Вместе с тем признается право мирного прохода иностранных судов через территориальное море. Это является компромиссом между суверенитетом государства и интересами международного судоходства. Проход считается мирным, если не нарушаются мир, добрый порядок и безопасность прибрежного государства. Проход должен быть непрерывным и быстрым. Во время прохода суда соблюдают установленные в соответствии с международным правом правила прибрежного государства.Особый режим предусмотрен для плавания по трассам Северного морского пути, который рассматривается как исторически сложившаяся единая национальная транспортная коммуникация РФ. Плавание осуществляется в соответствии со специальными правилами, уста

Прилежащая зона— часть моря, шириной в 12 морских миль (22,2 километра), отсчитываемая от границы территориальных вод.

В этой зоне прибрежное государство обладает правом осуществлять контроль в целях предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных норм в пределах его территории или территориального моря или применять наказания за такие нарушения. Соответственно говорят о таможенной, фискальной, иммиграционной и санитарной зонах.

Быстроходность современных судов не дает возможности обеспечить за ними контроль в пределах территориальных вод. Поэтому прибрежному государству предоставлено право осуществлять специализированный контроль в определенном пространстве за пределами территориального моря. Это один из случаев, когда международное право расширяет юрисдикцию государства за пределы его территории во имя обеспечения его законных интересов.

Исключительная экономическая зона — часть моря, шириной в 200 морских миль (370,4 километра), отсчитываемая от линии наибольшего отлива или от базовой линии.

Исключительная экономическая зона включает воды, морское дно и его недра. Ширина зоны не может превышать 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Более 100 государств определили свои зоны шириной в 200 миль.

Исключительная экономическая зона является частью открытого моря, в которой прибрежное государство осуществляет определенные международным правом суверенные права. Они включают права: а) на разведку, разработку и сохранение природных ресурсов, как живых, так и неживых; б) управление этими ресурсами; в) другие виды деятельности по использованию зоны в экономических целях, например производство энергии путем использования воды, течений, ветра.

Прибрежное государство осуществляет в зоне юрисдикцию в отношении: а) создания и использования искусственных островов, установок и сооружений; б) морских научных исследований; в) защиты и сохранения морской среды. В остальном в зоне сохраняется режим открытого моря. Но при этом другие государства обязаны уважать нормы, установленные прибрежным государством в рамках их юрисдикции.

Из сказанного, в частности, следует, что уголовная юрисдикция прибрежного государства ограничена перечисленными сферами (п. п. «а», «б», «в»). Оно может проводить досмотр, инспекцию, арест, судебное разбирательство. Однако арестованное судно и его экипаж подлежат немедленному освобождению после внесения залога или иного обеспечения. Налагаемые наказания не могут включать тюремное заключение или иную форму личного наказания. Иное положение может быть установлено договором.

В целом Закон об исключительной экономической зоне воспроизводит положения Конвенции по морскому праву 1982 г. За иностранными государствами признаются все права, предусмотренные международным правом. Осуществляться они должны при соблюдении этого Закона и договоров России. Закон об исключительной экономической зоне определил компетенцию федеральных органов власти в зоне. Специальные главы посвящены рациональному использованию и сохранению живых ресурсов, разведке и разработке неживых ресурсов, научным исследованиям, защите морской среды, экономическим отношениям при пользовании живыми и неживыми ресурсами. Органами охраны зоны являются пограничная служба, федеральные органы исполнительной власти по охране окружающей среды, таможенные власти. Должностные лица этих органов вправе останавливать и осматривать российские и иностранные суда, осматривать искусственные острова, установки и сооружения, связанные с экономической деятельностью в зоне.

Исключительная экономическая зона является новым институтом, отражающим особенности современного морского права. Инициатива в ее установлении была проявлена развивающимися странами, опасавшимися расхищения прилегающих к их берегам ресурсов морскими державами. Теперь эти ресурсы могут эксплуатироваться только по соглашению с прибрежным государством, предусматривающему выплату соответствующей компенсации прибрежному государству.

Континентальный шельф — естественное продолжение сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или до 200 миль, если границы подводной окраины материка не достигают этого предела.

Последнее положение служит компенсацией тем странам, у которых подводная окраина материка находится недостаточно далеко от берега. При всех условиях границы континентального шельфа не должны находиться далее 350 морских миль от берега. Шельф включает дно и недра. Согласно Конвенции по морскому праву прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права в отношении разведки и разработки природных ресурсов. Последние включают минеральные ресурсы дна и его недр, а также живые организмы, относящиеся к «сидячим видам». В частности, права прибрежного государства не затрагивают правового статуса покрывающих его вод и воздушного пространства над ними. Осуществление этих прав не должно чинить препятствий судоходству. Все государства могут прокладывать трубопроводы и кабели на шельфе. Разграничение шельфа между смежными государствами производится на основе международного права. В основу решений было положено правило равного отстояния, так как шельф делился посредине.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года, ее значение в урегулировании правоотношений в международном водном праве

Новым этапом в прогрессивном развитии и кодификации международного морского права стала III Конференция ООН по морскому праву, которая длилась с 1973 по 1982 год. В ней участвовало около 160 государств. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 3067 (XXVIII) от 26 ноября 1973 года определила в качестве задачи этой конференции «принятие конвенции по всем вопросам, касающимся морского права». Конференция разработала и представила государствам на подписание Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года. Её подписали 157 государств, Совет ООН по Намибии и ЕЭС.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года, вступившая в силу 19 ноября 1994 года, впервые в договорном порядке установила предельно допустимую ширину территориального моря в 12 морских миль, подтвердила в целом основные положения Конвенции о континентальном шельфе 1958 года.

Кроме того, Конвенция 1982 года существенно расширила перечень свобод открытого моря, включив в него на ряду со свободами судоходства, полётов, рыболовства, прокладки кабелей и трубопроводов, а также свободы возводить искусственные острова, установки и сооружения и проводить морские научные исследования.

Конвенция 1982 года является всеобъемлющим международным договором по морскому праву, исторической вехой в области кодификации и прогрессивного развития международно-правовых норм, призванных регламентировать режим Мирового океанов современных условиях развития общества.

Конвенция ООН по морскому праву включает в себя ряд действующих международных обычаев и положений конвенций по морскому праву 1958 года, некоторые из которых были уточнены и дополнены с учетом современных условий. Однако наряду с такого рода положениями III Конференция ООН по морскому праву приняла во внимание новые факторы международного развития, включила в Конвенцию 1982 года много новых понятий, таких, например, как «исключительная экономическая зона», «район морского дна», «проливы, используемые для международного судоходства», «архипелажные воды», и определила правовые режимы для районов, к которым применяются указанные понятия.

Конвенция ООН по морскому праву состоит, кроме преамбулы и введения, из следующих взаимосвязанных частей: Территориальное море и прилежащая зона (часть II); Проливы, используемые для международного судоходства (часть III); Государства-архипелаги (часть IV); Исключительная экономическая зона (часть V); Континентальный шельф (часть VI); Открытое море (часть VII); Режим островов (часть VIII); Замкнутые или полузамкнутые моря (часть IX); Право государств, не имеющих выхода к морю, на доступ к морю и от него и на свободу транзита (часть X); Район (часть XI); Защита и сохранение морской среды (часть XII); Морские научные исследования (часть XIII); Разработка и передача морской технологии (часть XIV); Урегулирование споров (часть XV); Общие положения (часть XVI) и Заключительные положения (часть XVII).

Конвенция подтверждает и дополняет ряд положений Женевских конвенций по морскому праву 1958 г. и вводит новые нормы и институты, которые отражают современные тенденции развития в освоении Мирового океана.

Конвенция впервые в договорном порядке установила предельно допустимую ширину территориального моря 12 миль. Она подтвердила и детализировала право мирного прохода иностранных судов через территориальное море.

Конвенция ввела новый институт — архипелажные воды, применимый к государствам-архипелагам. В Конвенции зафиксированы правила транзитного прохода через международные проливы, дающие возможность осуществлять свободу судоходства и полетов через них. Совершенно новым является институт исключительной экономической зоны, в пределах которой прибрежному государству предоставляются суверенные права в отношении разведки, разработки и сохранения естественных ресурсов, находящихся на дне, в его недрах и в покрывающих водах, и управления ими, а также в отношении других видов экономической деятельности. Конвенция подтвердила основные нормы в отношении континентального шельфа и внесла уточнения в этот институт, в частности четко определила внешнюю границу континентального шельфа.

Впервые в договорной практике был определен статус огромной территории — района морского дна за пределами континентального шельфа («Района»).

Определен порядок регулирования деятельности по исследованию и использованию его ресурсов.

Конвенция существенно расширила перечень свобод открытого моря, включив в него наряду с традиционными свободами судоходства, рыболовства, полетов, прокладки кабелей и трубопроводов также свободы возводить искусственные острова, установки и сооружения, допускаемые согласно международному праву, и проводить морские научные исследования. В Конвенции имеется блок норм, регламентирующих порядок проведения морских научных исследований, а также группа норм, направленных на обеспечение защиты и сохранения морской среды.

Конвенция содержит детально разработанный механизм урегулирования споров, связанных с толкованием и применением ее норм.

Важным положением Конвенции в деле обеспечения всеобщего мира и безопасности является резервирование открытого моря для мирных целей.

В связи с тем, что Конвенция кодифицировала ряд обычно-правовых норм, эти нормы продолжают действовать для государств, не участвующих в ней.

В целом можно констатировать, что Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. — это важный исторический этап в кодификации и прогрессивном развитии международного права, имеющий целью стабильное развитие международных отношений в связи с деятельностью субъектов международного права в Мировом океане.

Подготовка и одобрение этой универсальной конвенции справедливо рассматриваются подавляющим числом государств и ООН в качестве значительного вклада в прогрессивное развитие и кодификацию международного права, в дело укрепления законности и правопорядка в Мировом океане, сохранения мира и международной безопасности.

Конвенция 1982 года значительное внимание уделяет урегулированию споров, которые могут возникнуть при ее толковании и применении. Конвенция исходит из того, что все споры государств-участников должны решаться мирными средствами в соответствии с п. 3 ст. 2 Устава ООН; спорящие при этом могут обращаться к средствам, указанным в п. 1 ст. 33 Устава. Право выбора мирных средств принадлежит сторонам, находящимся в споре. Если выбранные сторонами мирные средства не привели к решению спора, то применяются предусмотренные в Конвенции процедуры, в том числе и согласительная процедура по определенной категории споров. Конвенция предусматривает обращение к таким средствам, как Международный трибунал по морскому праву, Международный Суд ООН, арбитраж и специальный арбитраж.

Государство при подписании, ратификации, присоединении или в любое время после этого может путем письменного заявления выбрать одно средство или несколько из них; заявления сдаются на хранение Генеральному секретарю ООН. Суд или арбитраж сами решают вопрос о компетенции по переданному им спору. Сторонами в споре являются государства. Ими могут быть и другие субъекты права в случаях, специально предусмотренных Конвенцией.

Решения суда или арбитража окончательны и обязательны для участвующих в споре сторон и лишь по данному спору.

Международный трибунал по морскому праву состоит из 21 судьи, избранного государствами — участниками Конвенции из лиц, обладающих высокими моральными качествами и являющихся признанными авторитетами в области морского права. Каждый член суда избирается на девять лет с правом переизбрания. Местопребыванием Трибунала является г. Гамбург. Первым российским гражданином, избранным членом Трибунала, стал профессор А.Л. Колодкин.

Для рассмотрения споров, касающихся морского дна, в Трибунале создается специальная Камера в составе 11 судей.

Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS) определяет правовой режим морских пространств и обеспечивает международно-правовую основу деятельности государств по исследованию и использованию морей и океанов и их ресурсов. Конвенция строится на понимании тесной взаимосвязи проблем Мирового океана и осознания необходимости совместного поиска их решений.

В UNCLOS зафиксированы результаты многосторонних обсуждений важнейших норм международного морского права, включая определение морских зон – территориального моря, прилежащей зоны, исключительной экономической зоны, континентального шельфа, открытого моря, Международного района морского дна и архипелажных вод. Конвенция также содержит положения, касающиеся судоходства и воздушных перелетов, разведки и эксплуатации ресурсов, защиты морской среды и свободы научных исследований.

Исторические предпосылки.

Изначально морское право складывалось в форме обычаев. Начиная с XVII века национальные права ограничивались полосой воды, примыкающей к берегу страны. Ширина этой полосы, согласно правилу «пушечного выстрела», разработанному голландским юристом Корнелиусом ван Бинкершоком, составляла, как правило, 3 морские мили. Все воды за пределами национальных границ считались открытыми и свободными для всех народов, не подпадающими под суверенитет какого-либо государства (принцип «свободного моря», сформулированный Гуго Гроцием).

Технологические достижения конца XIX – начала XX века привели к серьезному обострению соперничества между странами за контроль над океаном и его ресурсами. Крупные рыболовные суда, способные находиться в море в течение нескольких месяцев, быстро истощали запасы промысловых рыбы. Открытия нефтяных и газовых месторождений и крупных залежей полезных ископаемых на морском дне расширяли притязания государств на районы моря, богатые этими ресурсами. Масштабная эксплуатация живых и неживых ресурсов оказывала негативное воздействие на окружающую среду, увеличивая уровень загрязнения и разрушая прибрежные экосистемы.

В 1930 г. под эгидой Лиги Наций была проведена Гаагская конференция по кодификации международного права. Хотя на этой конференции не удалось заключить какого-либо соглашения по территориальному морю, страны-участницы в предварительном порядке одобрили проект статей, отражавших определенную степень согласия по многим вопросам, относящимся к данной тематике.

Одной из уставных целей созданной после Второй мировой войны Организации Объединенных Наций является кодификации и прогрессивное развитие международного права, в том числе морского. Существенную часть подготовительной работы в данной области выполняет Комиссия международного права, специально учрежденная для этой цели в 1947 году.

В 1956 году по инициативе ООН была созвана Первая конференция по морскому праву в Женеве, завершившаяся в 1958 г принятием четырех конвенций и факультативного протокола об урегулировании споров:

  • Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне;
  • Конвенция о континентальном шельфе;
  • Конвенция об открытом море;
  • Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря.

Хотя Первая конференция в целом считается успешной, но такой важный вопрос как ширина территориального моря остался нерешенным.

Вторая конференция, проведенная в 1960 году также в Женеве, не привела к каким-либо соглашениям о границах территориального моря и правах на рыболовство.

В декабре 1973 году в Нью-Йорке была созвана Третья Конференция Организации Объединенных Наций по морскому праву. Сто шестьдесят пять государств приняли в ней участие с полным правом голоса. Несколько полунезависимых государств и Совет ООН по Намибия присутствовали в качестве наблюдателей.

Стремясь обеспечить максимально широкую поддержку, на Третьей Конференции решение принципиальных вопросов осуществлялось на основе консенсуса, когда достижение какого-либо соглашения проходило не путем голосования, а путем переговоров, поиска компромисса и взаимных уступок. Для принятия окончательного решения требовалось лишь общее одобрение, а также отсутствие каких-либо официальных возражений.

С 1973 по 1982 год было проведено 11 сессий конференции, на которых были разработаны и подписаны Конвенция по морскому праву и Заключительный акт.

Ключевые положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года (полный текст ) включает 320 статей и девять приложений, регулирующих все вопросы, связанные с Мировом океаном, такие как режимы и делимитация морских пространств, экономическая и коммерческая деятельность, морские научные исследования, защита и сохранение морской среды, передача технологий и урегулирование споров.

Основные положения Конвенции по морскому праву:

  • Прибрежные государства осуществляют суверенитет над своим территориальным морем, ширину которого они устанавливают самостоятельно, но не более 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий; иностранные суда пользуются правом «мирного прохода» через эти воды;
  • Прибрежное государство может осуществлять контроль за соблюдением таможенных, фискальных, иммиграционных и санитарных норм в прилежащей зоне, которая не может распространяться за пределы 24 морских миль от исходных линий;
  • Все суда и летательные аппараты пользуются правом «транзитного прохода» через проливы, используемые для международного судоходства; государства, граничащие с проливами, могут устанавливать правила, регулирующие движение судов и другие аспекты прохода;
  • Государства-архипелаги, состоящие из одной или более групп тесно взаимосвязанных островов и соединяющих их вод, осуществляют суверенитет над морским пространством (архипелажными водами), ограниченным прямыми исходными линиями, проведенными через наиболее удаленные точки островов; в архипелажных водах государства-архипелаги могут устанавливать морские и воздушные коридоры, в которых иностранные суда и летательные аппараты пользуются правом архипелажного прохода и пролета;
  • Прибрежные государства в исключительной экономической зоне (ИЭЗ), ширина которой не должна превышать 200 морских миль, имеют суверенные права в отношении природных ресурсов и определенных видов экономической деятельности и юрисдикцию в сфере возведения искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследований и охраны морской среды;
  • В ИЭЗ все государства пользуются свободами судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов;
  • Государства, не имеющие выхода к морю, и государства, находящиеся в географически неблагоприятном положении, имеют право участвовать на справедливой основе в эксплуатации живых ресурсов ИЭЗ прибрежных государств того же субрегиона или региона;
  • Прибрежные государства осуществляют суверенные права над континентальным шельфом (национальным районом морского дна) в целях его разведки и разработки его ресурсов; шельф простирается на расстояние 200 морских миль от исходных линий, а при определенных условиях и дальше;
  • Часть доходов, полученных прибережными государствами от разработки неживых ресурсов континентального шельфа за пределами 200 морских миль, перераспределяется в пользу развивающихся стран;
  • Комиссия по границам континентального шельфа дает рекомендации государствам по установлению внешней границы шельфа в тех районах, где превышается 200-мильный лимит;
  • Все государства пользуются традиционными свободами судоходства, пролета, прокладки подводных кабелей и трубопроводов, возведения искусственных островов, рыболовства и научных исследований в открытом море; они обязаны принимать надлежащие меры для сохранения и управления живыми ресурсами;
  • Внешние границы территориального моря, прилежащей зоны, ИЭЗ и континентального шельфа островов определяются в соответствии с нормами, применимыми к сухопутной территории, но скалы, непригодные для жизни человека или хозяйственной деятельности, не имеют ни ИЭЗ, ни континентального шельфа;
  • Государствам, омываемым замкнутыми или полузамкнутыми морями, следует сотрудничать друг с другом в сфере управления живыми ресурсами, охраны морской среды и научных исследований;
  • Государства, не имеющие выхода к морю, имеют право на доступ к морю и от него и пользуются свободой транзита через территории «государств транзита».
  • Международный район морского дна и его ресурсы являются общим наследием человечества; все права на его ресурсы принадлежат всему человечеству, от имени которого действует Международный орган по морскому дну;
  • Государства обязаны предпринимать все доступные меры для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды, и несут ответственность за ущерб, причиненный в результате нарушения их международных обязательств по борьбе с таким загрязнением;
  • Морские научные исследования в ИЭЗ и на континентальном шельфе проводятся с согласия прибрежного государства, но при обычных обстоятельствах, если преследуются исключительно мирные цели и соблюдаются определенные критерии, прибрежные государства должны давать свое согласие;
  • Государства содействуют развитию морских научных знаний и передачи на справедливых и разумных условиях морских технологий на благо всех заинтересованных сторон;
  • Любые споры, касающиеся толкования или применения положений Конвенции, государства-участники обязаны урегулировать мирными средствами;
  • Споры могут быть переданы в Международный трибунал по морскому праву, Международный Суд или арбитраж либо урегулированы в порядке согласительной процедуры.

Tags:Международные договоры, Морское право