Контроль за финансовыми рынками

Понятие контроля и надзора на финансовом рынке: формы, виды, принципы, цели, задачи, направления

Понятие контроля и надзора на финансовом рынке: формы, виды, принципы, цели, задачи, направления

Финансовый рынок — система рыночных отношений, которая представляет собой сферу денежных операций, где объектом сделки является свободные денежные средства населения, экономических субъектов и структур государства, они предоставляются пользователям (заемщикам) либо под ценные бумаги, либо в виде ссуд. Поэтому он функционирует и в виде рынка ценных бумаг, и в виде рынка ссудных капиталов. Его условием является несовпадение потребностей в финансовых ресурсах у того или иного субъекта с наличием источников ее удовлетворения. Функциональное назначение его состоит в посредничестве движению денежных средств от их первоначальных инвесторов (владельцев) к вторичным инвесторам (заемщикам, пользователям).

Субъектами финансового рынка являются, преимущественно, его профессиональные участники и их контрагенты, например, клиенты, вкладчики, заемщики, инвесторы, страхователи, застрахованные лица и так далее. Профессиональные участники финансового рынка — это финансовые организации, которые осуществляют деятельность по аккумуляции и размещению финансовых ресурсов на финансовом рынке, в первую очередь, в качестве финансовых посредников. Также в категорию субъектов финансового рынка входят органы государственной власти и управления, осуществляющие правовое обеспечение, надзор и контроль деятельности его профессиональных участников.

Как известно, системы контроля и надзора, в конкретизированной мере зависят от соотношения централизации, децентрализации и деконцентрации в управленческой сфере.

Вероятно, наилучшая организация надзора финансового рынка — сосредоточение его в рамках специализированного органа, который мог бы обеспечивать единое решение вопроса, в этом случае, который касается ряда отраслей управления, а также обладал бы возможностью применять меры административного принуждения при строгом ограничении их правовыми положениями. финансовый рынок контроль надзор

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) является федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), а также по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, обеспечению государственного контроля за соблюдением требований законодательства РФ о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком .

Целью органов государственной власти по контролю и надзору за деятельностью на финансовом рынке является становление уверенным в том, что финансовые учреждения работают эффективно и безопасно, что они имеют достаточный капитал и резервы для недопущения рисков, которые возникают в их бизнесе. Эффективность контроля и надзора за деятельностью на финансовом рынке является важным инструментом, который вместе с эффективной макроэкономической политикой является основой финансовой стабильности в стране. Эффективное регулирование рынка обязано обеспечить реализацию целей государственной политики по развитию экономического финансового сектора. Он должен стать, для начала, катализатором экономического роста, одним из факторов обеспечения реализации национальных интересов. Государственное регулирование, контроль и надзор за финансовыми рынками должны способствовать превращению финансового сектора в мощного финансового посредника.

Организация государственного регулирования, контроля и надзора реализовывается на нижеследующих принципах:

  • 1. В органах государственного регулирования, контроля и надзора должны присутствовать понятность и объективная определенность. Эффективная система регулирования, контроля и надзора должна предусматривать четкое определение ответственности и целей каждого органа государственного регулирования, контроля и надзора.
  • 2. Органы государственного регулирования, контроля и надзора должны быть независимыми в своих действиях и подотчетными в осуществлении своих функций и полномочий. Оперативную независимость и необходимые ресурсы должен иметь каждый из таких органов.
  • 3. Органы государственного регулирования, контроля и надзора должны иметь достаточные полномочия, соответствующие ресурсы, способность исполнять свои функции и реализовывать полномочия, в частности полномочные рассматривать вопрос о соответствии финансового учреждения действующему законодательству.
  • 4. Следует точно определить, какие виды деятельности разрешено осуществлять финансовым учреждениям, которые получили лицензию и оказались наблюдаемым объектом.

Под функциями контроля и надзора понимается осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения, выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам; регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.

Контроль и надзор в сфере финансовых рынков возложен на Федеральную службу по финансовым рынкам. Это выражается:

  • 1. в регистрации:
    • а) выпусков эмиссионных ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска;в) правил негосударственных пенсионных фондов, документов профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
  • 2. осуществлении лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также лицензирование иных видов деятельности, которые отнесены к компетенции ФСФР России;
  • 3. контроле порядка проведения операций с денежными средствами или другим имуществом, совершаемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в целях противодействия легализации доходов, которые получены преступным путем;
  • 4. приостановлении эмиссии ценных бумаг;
  • 5. проведении проверок эмитентов, субъектов отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, ипотечных агентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и иных субъектов в данной сфере;
  • 6. проведении контрольно-ревизионных мероприятий в отношении бюро кредитных историй; а также осуществляет иные функции по контролю и надзору.

Отличительной чертой надзора от контроля является отсутствие отношений прямой административной или хозяйственной подчиненности надзорных органов (лиц, осуществляющих надзор) с поднадзорными объектами (поднадзорных лиц). В процессе надзора деятельность соответствующего лица оценивается только с точки зрения соответствия правовым нормам. Действия поднадзорного лица с точки зрения их целесообразности не оцениваются. При этом вмешательство в оперативную, хозяйственную или другую самостоятельно осуществляемую деятельность поднадзорного лица не допускается. Поэтому, в силу разграничения этих понятий, контроль и надзор делятся на свои виды.

Контроль подразделяется:

  • 1. По характеру деятельности: на общий и специализированный.
  • 2. По стадии: на предварительный (превентивный); текущий; последующий.
  • 3. Из организационной взаимосвязи контролирующего и подконтрольного:
    • — внутренний, осуществляется самими объектами контроля;
    • — внешний, осуществляется со стороны других органов;
    • — надведомственный или межотраслевой;
    • — внутриведомственный или отраслевой;
    • — общественный, осуществляется общественными организациями во взаимодействии с органами управления.

А надзор в свою очередь классифицируется на следующие виды:

По стадии:

  • 1. Предварительный:
    • — анализ информации о поднадзорном объекте;
    • — разработка и доведение до объекта надзора норм, правил его функционирования.
  • 2. Текущий:
    • — систематическое и непосредственное наблюдение;
    • — проверки.
  • 3. Заключительный:
    • — анализ общего положения объекта надзора;
    • — выявление тенденций;
    • — разработка предложений.

Таким образом, соотнесение понятий «финансового контроля» и «надзора на финансовом рынке» представляется не совсем законченным, так как до настоящего времени оба этих понятия традиционно использовались в различных подотраслях финансового права. В сфере государственных финансов (бюджетное, налоговое право) разрабатывалось понятие «финансового контроля», которое содержательно включает проверку рациональности и эффективности использования государственных финансовых ресурсов. С другой стороны в отношении субъектов финансового рынка традиционного используется понятие «надзора», когда акцент делается на обеспечении системной устойчивости и законности проводимых операций, а не на проверке целесообразности (рациональности и эффективности) действий поднадзорного лица (за исключением случаев использования средств государственных фондов).

Литература

  • 1. Барулин С. В. Финансы: учебник. — М.: КНОРУС, 2010
  • 2. Постановление «Об отдельных вопросах государственного регулирования, контроля и надзора в сфере финансового рынка Российской Федерации» от 26 августа 2013 г. N 739
  • 3. Совершенствование надзора на финансовом рынке России URL: http://raexpert.ru/strategy/conception/part6/11/
  • 4. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 317 // СЗ РФ. 2004. N 27. Ст. 2780.
  • 5. Рубанова А. О соотношении понятий контроля и надзора за процедурой лицензирования образовательной деятельности / А. Рубанова // Грамота.-2012г.-№ 7 (21).
  • 6. Зенькович Е. Контроль и надзор на финансовом рынке / Е. Зенькович // РЦБ.-2005г.-№10.