Контроль в сфере образования

Государственный контроль (надзор) в сфере образования

В России функционирует значительное количество различных органов власти и должностных лиц, осуществляющих контрольные и (или) надзорные полномочия в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Деятельность органов власти и должностных лиц органов контроля и надзора регламентируется соответствующими федеральными законами и подзаконными нормативными правовыми актами.

Государственный контроль (надзор) в сфере образования включает в себя два вида государственного контроля (надзора):

  • • федеральный государственный контроль качества образования;
  • • федеральный государственный надзор в сфере образования.

Под федеральным государственным контролем качества образования понимается деятельность по оценке соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам ФГОС посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия по их результатам предусмотренных законодательством мер.

Под федеральным государственным надзором в сфере образования понимается деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушения органами государственной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований законодательства об образовании посредством организации и проведения проверок органов и организаций, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений таких требований.

Государственный контроль (надзор) в сфере образования проводится:

  • • федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования (Рособрнадзор);
  • • органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования.

Рособрнадзор проводит проверки в отношении следующих организаций и органов власти:

  • • организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;
  • • федеральных государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции но оборонному заказу, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством РФ;
  • • российских образовательных организаций, расположенных за пределами территории РФ, образовательных организаций, созданных в соответствии с международными договорами РФ, а также осуществляющих образовательную деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений РФ, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях;
  • • иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории РФ;
  • • органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования.

В отношении иных организаций (например, дошкольных и общеобразовательных организаций) и индивидуальных предпринимателей проверки осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования.

Процедура государственного контроля (надзора) в сфере образования регламентируется Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей, установленных Законом об образовании.

Проверка — это совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципальпого контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами (п. 6 ст. 2 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

Проводимые органами контроля (надзора) проверки в сфере образования делятся на документарные и выездные, плановые и внеплановые.

Документарная проверка проводится путем анализа и оценки сведений, содержащихся в документах образовательной организации или индивидуального предпринимателя, и по месту нахождения проверяющего органа.

К числу таких документов образовательной организации относятся прежде всего локальные нормативные акты, документы распорядительного характера, а также иные документы и информация о деятельности образовательной организации или индивидуального предпринимателя, которая может быть получена, например, из содержания официального сайта образовательной организации в сети Интернет. Если документов, имеющихся в распоряжении проверяющего органа, недостаточно, то он осуществляет соответствующий запрос о предоставлении необходимых документов. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения (приказа) о проведении проверки.

Согласно ст. 11 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» образовательная организация или индивидуальный предприниматель обязаны направить необходимые документы в течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса. Документы представляются в виде копий, заверенных печатью и подписью уполномоченного лица. Возможно направить документы по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо отвезти с нарочным в канцелярию органа контроля (надзора).

Нарушение требования о предоставлении документов может повлечь за собой административную ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ.

Если при документарной проверке не представляется возможным удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа контроля (надзора), а также если невозможно оценить соответствие деятельности образовательной организации или индивидуального предпринимателя обязательным требованиям без выезда на место, то проводится выездная проверка.

При осуществлении выездных проверок орган контроля (надзора) вправе привлекать экспертов.

По общему правилу плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. Образовательная организация, в отношении которой проводится плановая проверка, должна быть уведомлена о ее проведении не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения. Уведомление осуществляется посредством направления копии распоряжения о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом (например, отправкой факса с подтверждением о его получении).

Внеплановые проверки проводятся но строго определенным в законе основаниям вне рамок ограничений периодичности, установленных для плановых проверок. Основания для проведения внеплановых проверок в рамках федерального государственного надзора установлены Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Законом об образовании:

  • 1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
  • 2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
    • а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) пародов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    • б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    • в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
  • 3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов но поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
  • 4) выявление аккредитационным органом нарушения требований законодательства об образовании при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности;
  • 5) выявление органами по контролю и надзору в сфере образования нарушения требований законодательства об образовании, в том числе требований федеральных государственных образовательных стандартов, на основе данных мониторинга в системе образования, проводимого в соответствии со ст. 97 Закона об образовании и постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».

О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основанием проведения которой является обращение о причинении вреда жизни и здоровью граждан, организации уведомляются не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Срок проведения выездной и документарной проверки не может превышать 20 рабочих дней.

Срок проведения плановой выездной проверки в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней.

Срок проведения проверки в отношении образовательной организации, которая осуществляет свою деятельность на территории нескольких субъектов РФ, не может превышать 60 рабочих дней.

Орган контроля (надзора) и его должностные лица не могут выходить за ее предмет, а также за свои полномочия. Если осуществляется проверка только в рамках федерального государственного контроля качества образования, не допускается, например, проверка соответствия зданий и помещений лицензионным требованиям и нормативам. Проверка в рамках федерального государственного надзора в сфере образования не может включать в себя анализ финансовой документации образовательной организации и индивидуальных предпринимателей, поскольку это не относится к надзору за соблюдением законодательства об образовании.

В случае выявления нарушения требований законодательства об образовании по итогам проверки в рамках федерального государственного надзора орган контроля (надзора) выдает органу или организации, допустившим такое нарушение, предписание об устранении выявленного нарушения сроком до шести месяцев.

В случае неисполнения указанного предписания (в том числе если отчет, представленный органом или организацией, допустившими такое нарушение, не подтверждает исполнение предписания в установленный им срок или этот отчет до истечения срока исполнения предписания не представлен) орган контроля (надзора) одновременно:

  • • возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном КоАП РФ;
  • • выдает повторно предписание об устранении ранее не устраненного нарушения сроком до трех месяцев;
  • • запрещает прием в данную организацию полностью или частично.

До истечения срока исполнения выданного повторно предписания

орган контроля (надзора) должен быть уведомлен органом или организацией об устранении нарушения требований законодательства об образовании с приложением документов, содержащих сведения, подтверждающие исполнение указанного предписания. В течение 30 дней после получения такого уведомления орган контроля (надзора) проводит проверку содержащейся в нем информации. Прием в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, возобновляется по решению органа контроля (надзора) со дня, следующего за днем подписания акта проверки, устанавливающего факт исполнения выданного повторно предписания, или со дня, следующего за днем вступления в законную силу судебного акта о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

В случае вынесения судом решения о привлечении организации, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) должностных лиц этой организации к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания и в случае неустранения нарушений требований законодательства об образовании в установленный органом контроля (надзора) срок исполнения выданного повторно предписания орган контроля (надзора) приостанавливает действие лицензии на осуществление образовательной деятельности этой организации полностью или частично и обращается в суд с заявлением об аннулировании такой лицензии. Действие лицензии на осуществление образовательной деятельности приостанавливается до дня вступления в законную силу решения суда.

В случае выявления несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам ФГОС по итогам проверки в рамках федерального государственного контроля качества орган контроля (надзора) приостанавливает действие государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки, составляет акт и устанавливает срок устранения выявленного несоответствия до шести месяцев.

До истечения срока устранения выявленного несоответствия орган контроля (надзора) должен быть уведомлен организацией, осуществляющей образовательную деятельность, об устранении выявленного несоответствия с приложением подтверждающих документов. В течение 30 дней после получения уведомления орган контроля (надзора) проводит проверку содержащейся в уведомлении информации об устранении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, выявленного несоответствия. Действие государственной аккредитации возобновляется по решению органа контроля (надзора) со дня, следующего за днем подписания акта, устанавливающего факт устранения выявленного несоответствия.

В случае если в установленный органом контроля (надзора) срок организация, осуществляющая образовательную деятельность, не устранила выявленное несоответствие, орган контроля (надзора) лишает организацию, осуществляющую образовательную деятельность, государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки.

Закон об образовании предусматривает открытость и доступность сведений о результатах осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования; на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет должны быть размещены предписания органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, и отчеты об исполнении таких предписаний.