Контроль после выпуска товаров

Таможенный контроль после выпуска товаров: современные тенденции, проблемы и перспективы



Ключевые слова: таможенный контроль после выпуска товаров, оптимизация, технологии, Евразийский экономический союз, подразделения ТКПВТ, внешнеэкономическая деятельность.

На современном этапе развития взаимоотношений между государствами-членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) активно осуществляется комплекс мероприятий, направленных на реализацию принципа переноса акцента таможенного контроля с этапа таможенного декларирования и выпуска товаров на этап после выпуска товаров, в том числе в целях профилактики правонарушений.

Данный принцип предполагает более упрощенный и эффективный процесс организации таможенного контроля после выпуска товаров .

Таможенный контроль после выпуска товаров представляет собой совокупность осуществляемых таможенными органами после выпуска товаров и при обороте товаров ввезенных на таможенную территорию, посредством проведения таможенных проверок и иных форм таможенного контроля, в том числе с использованием системы управления рисками, на основе категорирования участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в целях обеспечения соблюдения проверяемыми лицами таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле .

Произошедшие в последние несколько лет изменения во внешней торговле Российской Федерации, затронули ранее твердо устоявшиеся закономерности и тенденции. Под ними можно подразумевать: изменение перечня стран, с которыми РФ поддерживает партнерские отношения, структуры внешнеторгового оборота, логистики движения товаров и сокращение объемов таможенного декларирования товаров.

К основным факторам, обусловившим указанные изменения, можно отнести следующие:

1) влияние на структуру и динамику внешней торговли России мирового финансово-экономического кризиса и введенных санкций;

2) корректировки в сфере государственного регулирования внешней торговли, а также интеграционные процессы в рамках Евразийского экономического союза .

Уже сегодня даны отдельные упрощения ряду участников ВЭД на этапе деятельности с последующим проведением мониторинга и контролем на этапе после выпуска товаров. В рамках такого подхода по результатам анализа показателей деятельности участников ВЭД, осуществляется их категорирование, исходя из потенциальных рисков нарушения таможенного законодательства.

В основе работы по пресечению нарушений в сфере таможенного дела и обеспечения полноты взимания таможенных пошлин, налогов и иных платежей, лежит внутриведомственное и межведомственное взаимодействие. Плодотворное взаимодействие налажено с ФНС России, особенно в части выбора объектов контроля, а также выявления взаимосвязанных нарушений в сфере ВЭД, борьбы со схемами уклонения от уплаты платежей .

В настоящее время уровень межведомственного взаимодействия кардинально изменился. Евразийской экономической комиссией проводится работа по интегрированию информационных систем таможенных служб государств-членов ЕАЭС и иных государственных органов на основе интегрированной информационной системы ЕАЭС. Это делается для обеспечения «прослеживаемости» движения товаров от момента пересечения таможенной границы ЕАЭС до их конечного потребителя.

Направления оптимизации проведения таможенного контроля после выпуска товаров:

1) взаимодействие с бизнес сообществом, представители которого принимают самое активное участие в обсуждении новелл таможенного законодательства и выработке предложений по совершенствованию таможенных технологий в сфере таможенного контроля после выпуска товаров;

2) возможность применения аудиторских заключений в ходе таможенного контроля. Аудиторское заключение может являться дополнительным источником информации об общем состоянии организации, либо отдельных направлений ее деятельности, в том числе ВЭД, а также о финансовой устойчивости и о качестве внутреннего контроля. Такая информация, несомненно, может использоваться при проведении таможенными органами анализа деятельности участников ВЭД при определении уровня риска и их категории (рис. 1);

3) разработка технологии проведения таможенных проверок на основе электронных документов и сведений, прорабатываемая ГУТКПВТ совместно с иными подразделениями ФТС России;

Рис. 1. Возможности применения аудиторских заключений в ходе проведения таможенного контроля

4) применение технологии «электронной камеральной проверки», которая позволит значительно сократить время проведения такой проверки в отношении участников ВЭД с низким уровнем риска нарушения таможенного законодательства. В прошлом проверочная деятельность строилась на проведении точечных проверок, без анализа влияния результатов проверок на декларирование идентичных или аналогичных товаров, либо на отрасль в целом (рис. 2);

Рис. 2. Камеральная таможенная проверка на основе электронного документооборота

5) применение комплексного подхода. Он заключается в том, что при подготовке и проведении таможенной проверки мы учитываем взаимосвязанные факторы, создавшие условия для нарушения таможенного законодательства, осуществляем активное внутриведомственное и межведомственное взаимодействие. Одним из инструментов реализации комплексного подхода при проведении таможенного контроля после выпуска товаров является механизм внутриведомственного и межведомственного взаимодействия, а также взаимодействие с крупными бизнес сообществами, основанное на заключенных с ФТС России соглашениях;

6) проведение комплексных проверочных мероприятий в отдельных отраслях рынка, затрагивающих одновременно несколько регионов Принятые меры, в число которых входили законодательные инициативы и технические решения, способствовали запуску механизмов самоконтроля и декриминализации отраслей, созданию открытой и добросовестной конкуренции.

По результатам проверочных мероприятий отмечается положительная динамика роста бюджетной эффективности проводимых таможенных проверок.

В 2014 году подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров проведено 6 684 проверочных мероприятия в отношении юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей, в 2015 году их число составило: 4782 таможенные проверки, их них результативные – 3973 .

Анализируя данные прошедших лет, можно сделать вывод о том, что наблюдается положительная динамика проведения таможенного контроля после выпуска товаров, с каждым годом увеличиваются суммы доначисленных и взысканных таможенных платежей, а также улучшаются результаты проверочной деятельности таможенных органов (рис. 3).

Рис. 3. Доначислено таможенных платежей и пеней, наложено штрафов, млрд. руб.

На основе мероприятий, проведенных подразделениями ТКПВТ, за январь-июнь 2016 года осуществлено 3412 проверочных мероприятий в отношении юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей, из них в форме таможенной проверки 2087, в том числе проверок по признакам нарушения законодательства 1693 (результативных – 1 508, результативность – 89,1%).

Процент взыскания составил 48,8%, что на 12,3% больше, чем за январь-июнь 2015 года (36,5%). За январь-июнь 2016 года по результатам проверочной деятельности подразделений ТКПВТ возбуждено 2 095 дел об АП и 143 уголовных дела, назначено наказаний в виде штрафов на сумму 780,7 млн. рублей, взыскано 90,1 млн. руб. .

В целях недопущения перемещения в Российскую Федерацию запрещенных к ввозу товаров в местах, приближенных к российско-казахстанскому и российско-белорусскому участкам государственной границы Российской Федерации, функционируют 35 мобильных групп, осуществляющих мероприятия таможенного контроля.

Статистика показывает стабильный на протяжении периода исследования рост показателей работы подразделений таможенного контроля после выпуска товаров. ФТС России стремится к упрощению таможенных процедур и снижению административной нагрузки на участников ВЭД, что в конечном итоге приведет и к сокращению времени, затрачиваемого участниками внешнеэкономической деятельности на перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС. Тем более, что в настоящее время приоритетом работы в рамках контроля после выпуска «является не сумма доначисленных платежей, а сумма взысканных, потому что разница между этими цифрами вызывает задолженность перед государством» .

Особая важность рассматриваемого направления деятельности таможенных органов ставит вопрос о необходимости выработки комплекса задач, направленных на повышение эффективности и совершенствование организации деятельности подразделений таможенного контроля после выпуска товаров.

Обеспечение реализации развития таможенного контроля после выпуска товаров возможно при осуществлении следующих мер:

1) совершенствование существующего механизма постконтроля и внедрение новых подходов к проведению проверочных мероприятий на основе учета мирового опыта стран-членов ВТамО;

2) применение системного подхода к организации таможенного контроля после выпуска товаров при выборе объектов проверок для получения результата с необходимым экономическим эффектом;

3) автоматизация аналитических работ и технологий контроля после выпуска товаров.

Таким образом, эффективность организации и результативность применения таможенного контроля после выпуска товаров является одной из важнейших задач таможенной службы Российской Федерации. Осуществление внешней торговли, упрощение таможенных правил в условиях обеспечения экономической безопасности и пополнения федерального бюджета обуславливают разработку мер по модернизации и совершенствованию таможенного контроля после выпуска товаров. В том числе это касается разработки проектов стандартов, методик проведения аудита в таможенной сфере, форм отражения результата, внесения изменений в КоАП России по составу нарушений и мерам ответственности аудиторов за недостоверное представление сведений. Также необходимо формирование перечня и порядка аккредитации аудиторов и требований в целях контроля уровня их квалификации для аудирования вопросов в сфере таможенного дела.

Литература:

  1. Итоги деятельности таможенных органов по осуществлению таможенного контроля после выпуска товаров за 2015 год URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=23257:————2015-&catid=343:2012-08-09-12-59-58&Itemid=1830&Itemid=2268 (дата обращения: 10.10.2016).
  2. Кокнаева М.Д. Система таможенного контроля после выпуска товаров в РФ / Сборник материалов международной межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития теории и практики экономики таможенного дела». М., 2013. С. 73-77.
  3. Немирова Г.И., Костин А.А., Костина О.В. Актуальные проблемы системы таможенного контроля и методы их разрешения в Евразийском экономическом союзе // Таможенное дело. 2016. № 4. С. 11-15.
  4. Петров А. В., Рябинская Н. В. Оценка результатов таможенного контроля после выпуска товаров на основе анализа показателей деятельности уполномоченных подразделений таможенных органов // Молодой ученый. 2016. №10.1. С. 50-54.
  5. Селезнев В. Таможенный контроль: Результаты и перспективы // Таможня. 2016. № 6 .
  6. Тунтаев Р. И., Трубицын К. В., Чекушкин Е. В. Таможенный контроль после выпуска товаров. СПб.: ИЦ «Интермедия», 2015. 128 с.

> ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ КАК СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РФ

Таможенный контроль после выпуска товаров: сущность, цели, задачи, принципы, формы

Таможенный контроль — совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств — членов таможенного союза.

Субъект таможенного контроля после выпуска — таможенные органы Российской Федерации.

Объект таможенного контроля после выпуска — правоотношения, возникающие в сфере контроля за соблюдением таможенного законодательства после выпуска товаров и (или) транспортных средств.

Предмет таможенного контроля после выпуска — товары и (или) транспортные средства, перемещённые через таможенную границу Российской Федерации.

Таможенный контроль после выпуска базируется на принципах законности, объективности, независимости и выборочности.

Статьей 161 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» установлено, что таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

При выборе форм и методов проведения таможенного контроля таможенные органы обязаны использовать технические средства таможенного контроля, предварительный анализ информации с тем, чтобы при проведении таможенного контроля не допускать нанесения декларантам, перевозчикам и иным лицам ущерба, связанного с хранением товаров, простоем транспортных средств, увеличением срока выпуска товаров, если это не вызвано чрезвычайными обстоятельствами, связанными с выявленными признаками серьезных нарушений в области таможенного дела и необходимостью принятия исчерпывающих мер по обнаружению и пресечению указанных нарушений.

Объекты таможенного контроля и места его проведения определены статьей 95 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств-членов таможенного союза. От имени таможенных органов таможенный контроль проводят должностные лица таможенных органов, уполномоченные на проведение таможенного контроля в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями.

Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении:

— товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу и (или) подлежащих декларированию в соответствии с ТК ТС;

— таможенной декларации, документов и сведений о товарах, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза;

— деятельности лиц, связанной с перемещением товаров через таможенную границу, оказанием услуг в сфере таможенного дела, а также осуществляемой в рамках отдельных таможенных процедур.

Статьей 99 ТК ТС «Таможенный контроль после выпуска товаров» определено, что таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.

Законодательством государств-членов таможенного союза может быть установлен более продолжительный срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров, который не может превышать 5 (пяти) лет.

Таможенный контроль после выпуска товаров проводится в формах и порядке, которые установлены главами 16 и 19 ТК ТС.

Таможенный контроль товаров, направлен на определение достоверности сведений, заявленных при декларировании, в частности:

— подтверждение правильности заявленной таможенной стоимости товаров;

— проведение мероприятий, направленных на выявление фактов уклонения от таможенных платежей и недостоверного заявления страны происхождения товаров;

— осуществление проверки соблюдения запретов и ограничений в отношении выпущенных товаров, установленных в соответствии с заявленной таможенной процедурой;

— выявление признаков преступлений или административных правонарушений в области таможенного дела.

Проверка достоверности сведений, представленных таможенным органам при совершении таможенных операций, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, анализа сведений таможенной статистики, обработки сведений с использованием информационных технологий, а также другими способами, не запрещенными таможенным законодательством таможенного союза.

При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить в письменной форме дополнительные документы и сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенных документах.

Запрос дополнительных документов и сведений и их проверка не должны препятствовать выпуску товаров, если иное прямо не предусмотрено ТК ТС.

При совершении таможенных операций в соответствии с ТК ТС должностные лица таможенных органов вправе проводить устный опрос физических лиц, их представителей, а также лиц, являющихся представителями организаций, обладающими полномочиями в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, без оформления объяснений указанных лиц в письменной форме.

Получение объяснений — получение должностными лицами таможенного органа от перевозчиков, декларантов и иных лиц, располагающих сведениями об обстоятельствах, имеющих значение для осуществления таможенного контроля, необходимой информации в сфере таможенного дела.

Объяснения оформляются в письменной форме, установленной решением Комиссии таможенного союза.

При необходимости вызова лица для получения объяснений таможенный орган оформляет уведомление в письменной форме, которое вручается вызываемому лицу.

Лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, пользующиеся специальными упрощениями, а также пользующиеся и (или) владеющие иностранными товарами, по требованию таможенных органов обязаны представлять в таможенные органы отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах, а также о совершенных таможенных операциях.

Форма и порядок представления отчетности определяются законодательством государств-членов таможенного союза.

Проверка системы учета товаров как форма таможенного контроля проводится:

— при применении специальных упрощений;

— в отношении лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;

— в отношении товаров, помещенных под таможенные процедуры, предусматривающие ведение учета таких товаров.

Порядок проведения проверки системы учета товаров определяется законодательством государств — членов Таможенного союза.

Таможенная проверка проводится таможенными органами в целях проверки соблюдения лицами требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств-членов таможенного союза.

Таможенная проверка проводится таможенным органом государства-члена таможенного союза в отношении проверяемых лиц, созданных и (или) зарегистрированных в соответствии с законодательством этого государства-члена таможенного союза.

Под проверяемыми лицами понимаются:

— декларант;

— таможенный представитель;

— перевозчик, в том числе таможенный перевозчик;

— лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представитель;

— лицо, осуществляющее временное хранение товаров;

— владельцы магазинов беспошлинной торговли, таможенных и иных складов;

— уполномоченный экономический оператор;

— иные лица, напрямую или косвенно участвовавшие в сделках с товарами, помещенными под соответствующую таможенную процедуру;

— лицо, в отношении которого имеется информация, что в его владении и (или) пользовании находятся (находились) товары с нарушением порядка, предусмотренного ТК ТС, в том числе незаконно перемещенные через таможенную границу.

При таможенной проверке таможенными органами проверяются:

— факт помещения товаров под таможенную процедуру;

— достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров;

— соблюдение ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами;

— соблюдение требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств-членов таможенного союза, к лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела;

— соответствие лиц условиям, необходимым для присвоения статуса уполномоченного экономического оператора;

— соблюдение установленных таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств — членов таможенного союза условий таможенных процедур, при помещении под которые товары не приобретают статус товаров таможенного союза;

— соблюдение иных требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств-членов таможенного союза.

Таможенная проверка проводится путем сопоставления сведений, содержащихся в документах, представленных при помещении товаров под таможенную процедуру, и иных сведений, имеющихся у таможенного органа, с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и другой информацией, полученной в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств-членов таможенного союза.

При проведении таможенной проверки могут использоваться иные формы таможенного контроля, установленные статьей 110 ТК ТС.

Проведению таможенной проверки должна предшествовать подготовительная работа, в процессе которой определяется перечень вопросов, подлежащих проверке, при необходимости разрабатывается программа ее проведения.

Таможенная проверка осуществляется в форме камеральной таможенной проверки или выездной таможенной проверки.

Для участия в таможенной проверке могут привлекаться должностные лица других контролирующих государственных органов государства-члена таможенного союза в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза.

При установлении в ходе таможенной проверки признаков административного правонарушения или преступления таможенными органами принимаются меры в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза.

Порядок проведения таможенной проверки определяется главой 19 ТК ТС.

Результаты таможенной проверки оформляются документом в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза.

Порядок принятия решений по результатам таможенной проверки определяется законодательством государств-членов таможенного союза.

Законодательство таможенного союза отводит важную роль таможенному контролю после выпуска товаров, что соответствует международной практике. Перенос бремени таможенного контроля на контроль после выпуска способствует ускорению процесса таможенного оформления и создает условия для сокращения издержек при ведении внешнеэкономической деятельности.

нормы необходимы для возможности ведения бизнеса и охраны права частной собственности. Такие общепринятые нормы могут быть не удобны индивидуальным предпринимателям, однако существенны для общества в целом. К ним относятся: соблюдение безопасности и охрана здоровья; охрана окружающей среды; регуляторы налогообложения; ограничения монополий; регуляторы рынка труда; смешанные правовые требования.

Главный недостаток институциональных регуляторов заключается в том, что каждое предписание рассматривается в изоляции от других. Суммарный эффект всех правовых норм редко анализируется, в то время, как именно он косвенно влияет на способность экономики создавать новые рабочие места.

Основная сила профсоюзов заключается в возможности созвать забастовку. В тех отраслях, где сильны профсоюзы, забастовки, как правило, носят массовый характер, что делает невозможным применение принципа «кнута и пряника»- здесь уже не накажешь «одного рабочего», если все рабочие одновременно откажутся работать. А увольнение всех рабочих одновременно невозможно, особенно для больших компаний. Более того, ввиду капиталоемкости сегодняшних предприятий, всего несколько дней забастовки могут привести к банкротству компании. Однако забастовки, так болезненные для компаний, очень дешево обходятся самим профсоюзам. В итоге работодателю проще повысить заработную плату, нежели вступить в борьбу с профсоюзами и тем самым подвергнуть существование своего бизнес огромной опасности.

новыВ 2012 г. Федеральная таможенная служба (далее — ФТС) России определила контроль после выпуска товаров в качестве одного из стратегических направлений деятельности таможенных органов Российской Федерации в рамках Дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования» Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.06.2012 № 1125-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование таможенного администрирования» (ред. от 06.09.2012) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2012. — № 28. — ст. 3926..

Концепция развития системы таможенного контроля после выпуска товаров предусматривает принятие мер по повышению эффективности системы постконтроля, которая должна способствовать, с одной стороны, упрощению и ускорению совершения таможенных операций при таможенном декларировании и выпуске товаров, с другой стороны, обеспечивать полноту собираемости таможенных платежей.

Создание благоприятных условий для внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности предполагает упрощение таможенных процедур, что сокращает время таможенного декларирования при одновременном повышении эффективности таможенного контроля.

Проведение мероприятий по упрощению таможенных процедур, а также внедрение электронного декларирования обусловило расширение применения таможенного контроля после выпуска товара. Таможенный контроль после выпуска товаров позволяет противодействовать негативным тенденциям в сфере внешнеэкономической деятельности, не создавая дополнительных барьеров во внешнеторговых отношениях с иностранными контрагентами. Фактически центр тяжести контрольных проверочных мероприятий, проводимых таможенными органами, переместился с этапа таможенного декларирования на контроль после выпуска товаров.

Таможенный кодекс Таможенного союза расширил возможности таможенных органов по осуществлению таможенного контроля после выпуска. Так, статьей 99 установлен трехлетний срок таможенного контроля после выпуска. Ранее этот срок составлял 1 год. Трехлетний срок постконтроль соответствует общему сроку исковой давности, определенному Гражданским кодексом РФ, а также сроку, определенному Налоговым кодексом для проведения налоговых проверок, что будет способствовать более эффективному взаимодействию таможенных и налоговых органов в части проведения проверочных мероприятий.

В Таможенном кодексе Таможенного союза подробно регламентирована новая форма таможенного контроля — таможенная проверка. Она заменила собой таможенную ревизию. Таможенная проверка — это основная форма таможенного контроля после выпуска товаров, которая применяется в большинстве стран мира с тем, чтобы сократить время декларирования товаров.

Основным принципом таможенного контроля после выпуска товаров является принцип выборочности. Сегодня подразделение таможенной инспекции с учетом имеющейся штатной численности осуществляет проверочные мероприятия после выпуска товаров в отношении не более чем 10 % участников ВЭД. При выборе объектов проверки таможенные органы осуществляют всесторонний анализ по многим критериям: репутация участника ВЭД, индекс его деловой активности, анализ результатов предыдущих проверок его деятельности и т. д. К товарам риска по импорту можно отнести товары, имеющие наиболее низкие ставки таможенных пошлин или товары, классифицированные как прочие.

В настоящее время издан ряд приказов ФТС, предусматривающий смещение акцентов на проведение проверочных мероприятий после выпуска товаров и упрощение таможенного контроля при декларировании товаров для отдельных отраслей промышленности, в том числе для товаров, ввозимых в рамках соглашений о промышленной сборке автомобильной техники и товаров, ввозимых для производственных целях. Эти приказы на данный момент действуют в Уральском и Приволжском таможенных управлениях ФТС. Цель этой работы — практическая отработка механизмов обеспечения полного поступления таможенных платежей в бюджет РФ и мер, направленных на упрощение таможенных процедур (сокращение времени таможенного декларирования товаров для законопослушного бизнеса, усиление таможенного контроля товаров, перемещаемых с низким уровнем соблюдения таможенного законодательства).

Для повышения эффективности выбора объектов таможенных проверок проводится модернизация Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов. Цель автоматизации процесса — создание единого информационного ресурса. Реализация указанных подходов позволит:

повысить степень обоснованности выбора объекта для проверок;

минимизировать количество таможенных досмотров;

сконцентрировать внимание на проведение контроля в первую очередь тех партий товаров, для которых высока вероятность выявления нарушений таможенного законодательства;

увеличить объем поступающих в федеральный бюджет таможенных платежей за счет повышения уровня достоверности таможенного декларирования.

Хотелось бы обратить внимание на необходимость представления документов, запрошенных таможенным органом, при проведении таможенного контроля после выпуска товара. Федеральным законом № 409 внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях. При этом увеличен размер административного штрафа за непредставление в установленный срок таможенными органами документов и сведений, которые необходимы для проведения таможенного контроля. Для граждан штраф предусмотрен в размере от 1 тыс. до 2, 5 тыс. руб.; для должностных лиц — от 10 тыс. до 25 тыс. руб.; для юридических лиц — от 100 тыс. до 300 тыс. руб.

Модернизация системы таможенного контроля после выпуска товаров направлена на достижение сбалансированного подхода между упрощением таможенных процедур и обеспечением своевременности поступления денежных средств в федеральный бюджет. Одна из основных задач модернизации — это создание условий, обеспечивающих содействие добросовестной конкуренции путем формирования благоприятной среды для деятельности законопослушных участников ВЭД и противодействия деятельности незаконопослушных, в том числе лиц, применяющих различные способы уклонения от уплаты таможенных платежей.

>Перспективы развития контроля после выпуска товаров

Устоявшейся тенденцией последнего десятилетия является рост товарооборота, международной торговли, как во всем мире, так и в Российской Федерации.

Автор статьи: перспективы развития контроля после выпуска товаров.

Все это призывает к модернизации, как отдельных государственных структур, так и в частности таможенную службу. В связи с возросшей нагрузкой на Федеральную Таможенную службу Российской Федерации важным этапом усовершенствования их деятельности является переход от контроля при декларировании товаров, к контролю после их выпуска. Важность данного вопроса была рассмотрена ранее в 2012 году и для усовершенствования деятельности таможенных органов было принято поручение Президента Российской Федерации об осуществлении модернизации системы таможенного контроля после выпуска товаров. К настоящему моменту данная система находится в постоянном развитии, но существует ряд проблем, которые требуют безотлагательного решения.

Среди основных проблем можно назвать отсутствие механизма прослеживаемой движения товаров от таможенной границы ЕАЭС до момента их передачи потребителю. Решение данного вопроса должно осуществляться не только на территории Российской Федерации, но и в странах-членах ЕАЭС. Прежде всего решение данного аспекта мной представляется возможным с ведением индивидуального штрих кода, который бы вводился на каждый товар (партию) перемещающуюся через таможенную границу, а также введение соответствующей системы учета данного кода.

Данный штрих код должен состоять из пяти разделов взаимосвязанных чисел. К примеру, он должен содержать:

  1. код таможенного подразделения выдающее соответствующий штрих код;
  2. дату выдачи;
  3. код страны происхождения;
  4. код по ТН ВЭД;
  5. порядковый номер, с начала месяца исходя из кода по ТН ВЭД.

Такой код, прежде всего, характеризуются своей индивидуальностью к конкретному виду товара. При присвоении данного кода на таможенной граница, должностным органам необходимо зафиксировать его в единой базе таможенного учета товаров. При продаже конкретного товара магазины оптовой и розничной торговли пробивают таможенный штрих код через специализированную систему и к таможенным органам поступает информация о реализации товара его цене и количестве. Данная система позволит контролировать не только процесс сведения товара с момента пересечения границы, но и позволит вести учет цен, по которым данный товар реализуются. Исходя из анализа поступающих данных, таможенные органы смогут сверять стоимость товара, заявленную в декларации и стоимость его при реализации, из чего они смогут решить в полном ли объёме лицо (владелиц, декларант) уплатил причитающиеся налоги и пошлины.

Такая система особый интерес представляет не только для Федеральной Таможенной Службы, но так же и для Федеральной Налоговой Службы, которая также ведет контроль по выплате причитающихся налогов, и заинтересована в их выплатах в полном объеме. Данная система может быть применима в качестве механизма администрирования налоговых и таможенных платежей, а также в качестве способа эффективного взаимодействия ФТС России и ФНС. Стоит сказать, что введение и создание данной системы позволит так же решить вопрос о развитии информационно-программных средств применяемых таможенными органами.

Автоматизация выбора объекта таможенного контроля после выпуска товара

Вторым вопросом, представляющим важность в данном аспекте является, автоматизация выбора объекта таможенного контроля после выпуска товара. Решение данного сегмента представляется мной возможным с созданием единого информационного реестра, который бы содержал сведения о товарах, а именно информацию с каким они профилем риска (высоким или низким), действуют ли в отношении данного товара запреты и ограничения, а так же подробная информация о перевозчике и владельцы товаров. Реестр с помощью проведения анализа существующих данных должен выявлять в отношении, каких товаров и лиц обязателен контроль после выпуска, а так же в отношении кого он не применим.

Решение должно формироваться с учетом того есть ли в деятельности лиц имеющих отношение к товарам, факт нарушения ими ранее таможенного законодательства. Исходя из этого если такой факт выявляется, то в отношении данных лиц и их товаров будет в обязательном порядке применим контроль после выпуска товаров. Применение данной системы позволит сконцентрировать внимание таможенных органов при совершении таможенного контроль после выпуска только по отношению к лицам и товарам с высоким профилем риска, а также позволит обеспечить соблюдение принципа ограниченности ресурсов таможенных органов при совершении данных действий.

Проблемы применения контроля после выпуска товаров

Возвращаясь к проблемам сопутствующим применению контроля после выпуска товаров стоит сказать еще об одном важном вопросе, а именно совершенствовании системы профилактики правонарушений в таможенной сфере. Решение данного вопроса представляется мной возможным с введением реестра законопослушных перевозчиков и декларантов, в отношении которых будет предоставлять привилегии, а именно первоочередной порядок перемещения через таможенную границу, а так же сокращение времени помещения их товаров под таможенные процедуры. Применение данной системы позволит простимулировать лиц ведущих внешнеэкономическую деятельность вести ее в рамках таможенного законодательства, так как ее применение позволит владельцам товара уменьшить расходы по доставке товара.

Весомым в данном аспекте может быть проведение форума на всей территории ЕАЭС, направленного на рассмотрение функционирования системы контроля после выпуска. Также необходимо распространение информации в СМИ о данной системе.

Таким образом, введение выше представленных систем позволит решить ряд важнейших вопросов связанных с применением контроля после выпуска товаров, а именно позволит дистанционно вести контроль над перемещением товара и использовать ресурсы таможенных органов исходя из принципа ограниченности ресурсов.