Контракт жизненного цикла

Контракт жизненного цикла (КЖЦ) — это долгосрочный (как правило, свыше 20 лет) контракт, включающий в себя комплекс работ по проектированию, строительству, эксплуатации объекта (то есть несколько этапов жизни объекта) и предусматривающий растянутое во времени бюджетное финансирование. Случаи заключения КЖЦ определены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1087.

Обоснование. Как следует из ч. 16 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, КЖЦ — это контракт, предусматривающий закупку товара или работы, последующие обслуживание, эксплуатацию в течение срока службы, ремонт, утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта. То есть речь идет о долгосрочном контракте, включающем в себя комплекс работ, охватывающих несколько этапов жизни объекта (проектирование, строительство, эксплуатацию). Соответственно, КЖЦ — смешанный договор, содержащий в себе элементы договора строительного подряда, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и договора возмездного оказания услуг.

Понятие контракта жизненного цикла (КЖЦ) является сравнительно новым понятием в строительстве. Цель заключения таких контрактов — повышение заинтересованности подрядчиков в конечном результате (качестве всех видов работ).

Появление нормативных документов, регулирующих заключение КЖЦ, неизбежно приведет к тому, что число их будет расти.

По мнению экспертов, КЖЦ является выгодным не только для государства (привлечение частных инвестиций, повышение эффективности бюджетных расходов), но и для частного партнера. Последнему применение механизма КЖЦ позволяет по итогам единого конкурса выполнять проектирование, строительство и эксплуатацию объекта, получая гарантированные платежи из бюджета (как правило, после ввода его в эксплуатацию и при выполнении условий контракта). Строительство и эксплуатация объектов транспортной инфраструктуры на основе КЖЦ позволяет повысить заинтересованность подрядчика в эффективности проектных решений, качестве строительства и применении более современных технологий и материалов, поскольку именно ему придется нести издержки по дальнейшей эксплуатации объекта (либо выплачивать неустойку за нарушение обязательств).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1087 КЖЦ заключается в том числе на выполнение работ по проектированию и строительству:

а) автомобильных дорог (участков автомобильных дорог), защитных дорожных сооружений, искусственных дорожных сооружений;

б) инфраструктуры морских и речных портов, в том числе искусственных земельных участков, гидротехнических сооружений портов;

в) аэродромов;

г) объектов системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов;

д) объектов инфраструктуры метрополитена, внеуличного транспорта и городского наземного электрического транспорта;

е) объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;

ж) уникальных объектов капитального строительства.

В соответствии с частью 16 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, заключается контракт, предусматривающий закупку товара или работы (в том числе при необходимости проектирование, конструирование объекта, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, ремонт и при необходимости эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта (контракт жизненного цикла).
Случаи, при которых заключается контракт жизненного цикла, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1087 (далее — Постановление N 1087).
Согласно подпункту «к» пункта 1 Постановления N 1087 контракт жизненного цикла заключается в случае выполнения работ по проектированию, строительству и реконструкции объектов капитального строительства в сфере здравоохранения (в том числе объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения), включая закупку медицинского оборудования, предусмотренного проектной документацией указанных объектов капитального строительства.
Таким образом, заказчик вправе включить в контракт жизненного цикла в отношении объекта здравоохранения выполнение работ по техническому обслуживанию, ремонту эксплуатации и (или) утилизации поставленного товара.
Отмечаем, что осуществление медицинской деятельности не входит в перечень случаев, установленных подпунктом «к» пункта 1 Постановления N 1087).
В соответствии с пунктом 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ) государственные и муниципальные контракты заключаются и оплачиваются заказчиком в пределах лимитов бюджетных обязательств.
При этом необходимо учитывать, что информация об осуществлении закупки подлежит включению в план-график на тот год, в котором будет размещено извещение об осуществлении закупки, или направлено приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), или заключен контракт в случае, если в соответствии с Законом N 44-ФЗ не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
Вместе с тем согласно абзацу 3 пункта 3 статьи 72 БК РФ государственные контракты, заключаемые от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальные контракты, заключаемые от имени муниципального образования, предметами которых являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, могут заключаться в случаях, предусмотренных соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации муниципального образования, в пределах средств и на сроки, которые установлены указанными актами, а также в соответствии с иными решениями Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации муниципального образования, принимаемыми в порядке, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Таким образом, при наличии соответствующего нормативного правового акта высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации заказчик вправе заключать контракты, предметами которых являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, в пределах средств и на сроки, которые установлены указанным актом.

Договоры жизненного цикла: преимущества, недостатки, примеры

Рассмотрим преимущества и недостатки договоров жизненного цикла, а также примеры таких договоров, реализованные за рубежом и в России.

Примеры договоров жизненного цикла

Техническое задание на поставку и обслуживание объекта в течение всего его жизненного цикла фактически представляет собой аутсорсинговое задание. Заказчик отдает какую-то свою функцию, свои объекты, свои активы в управление и обслуживание другому лицу. Однако полезный эффект от функционирования переданного объекта получает сам заказчик. Он же в конечном счете является ответственным перед своим собственником (акционерами, обществом и государством) за эффективность функционирования объекта.

При этом логично разделять:

  • контракты жизненного цикла на оборудование (поставка — обслуживание — утилизация);
  • договоры жизненного цикла на объекты строительства (проектирование — строительство — эксплуатация).

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Пример

Зарубежным примером договора жизненного цикла на оборудование может служить массовый американский военный самолет F-16, состоящий на вооружении в 25 странах: таких лайнеров выпущено около 4,5 тыс. штук. Секрет распространенности этого самолета в том, что производитель — компания Lockheed Martin — не только продает готовое изделие, но и полностью обслуживает его: ремонтирует, содержит, обучает летчиков и модернизирует самолеты по мере их устаревания. В итоге министерства обороны многих стран получают готовый пакетный продукт, а Lockheed Martin, помимо того что продает технику, зарабатывает сопоставимые суммы и на ее обслуживании.

Зарубежными примерами договоров жизненного цикла на объекты строительства можно считать различные инфраструктурные строительные проекты — аэропорт Blackpool Airport в Великобритании, высокоскоростное соединение между Лондоном и Парижем; линии метрополитена Canada Line и др.

В нашей стране такие контракты до настоящего времени не были широко распространены, хотя о необходимости их внедрения неоднократно заявлялось на самом высоком государственном уровне. В сфере госзаказупок Правительством РФ утвержден перечень случаев, когда могут заключаться (но на практике фактически не заключаются) контракты жизненного цикла: это проектирование и строительство транспортной инфраструктуры — автомобильных дорог, морских и речных портов, аэродромов и проч. Однако на практике любая крупная инфраструктурная закупка, размещенная на Официальном сайте, заканчивается вводом объекта в эксплуатацию. Случаев, когда подрядчик берет на себя еще и долгосрочное обслуживание построенного и введенного объекта, практически нет.

При этом не следует смешивать договор жизненного цикла с концессионным соглашением, которых сейчас уже заключается довольно много. Например, в Ханты-Мансийском автономном округе Югра на конкурсе разыгрывалось право на заключение 25-летнего концессионного соглашения по созданию и использованию базы отдыха в одном из богатых лесничеств. Победивший участник (концессионер) должен был бы реконструировать и оборудовать базу отдыха, использовать ее 25 лет, по возможности зарабатывая на приезжающих туристах, при этом концессионер должен еще и совершать ежегодный платеж муниципальному образованию (концеденту), в чьей собственности находится база.

Такой долгосрочный концессионный договор, несомненно, имеет свои выгоды для обеих сторон, но это не договор жизненного цикла. По договору жизненного цикла подрядчик ничего не платил бы заказчику, а только инвестировал и инвестировал в сам объект, но при этом подрядчик и не был бы скован риском отсутствия спроса от туристов, поскольку по договору жизненного цикла подрядчик зарабатывал бы не на туристах, а непосредственно на заказчике — заказчик платил бы ему в период эксплуатации объекта.

В сфере госзаказа есть единичные случаи заключения контрактов, напоминающих контракты жизненного цикла. Так, например, в Новосибирской области закупаются работы по проектированию, строительству и эксплуатации блочно-модульных котельных для средних образовательных школ. Подрядчик должен не только запроектировать, построить и полностью оборудовать котельные, но и обслуживать их в течение 12 месяцев после ввода в эксплуатацию.

Более интересным примером контракта жизненного цикла является закупка комплекса работ по проектированию, строительству, последующему техническому обслуживанию объектов наружного освещения в городе Нижний Тагил.

Согласно техническому заданию к заключенному контракту подрядчик должен запроектировать, построить и 25 лет обслуживать системы уличного освещения. Платежи подрядчику разделены на оплату работ по фактически принятым объемам работ на основании актов, а затем оплату ежегодно равными платежами с 2015 по 2042 г. Цена контракта — 9,37 млрд руб. Сходные закупки можно встретить в сфере строительства и содержания автомобильных дорог.

В практике применения Закона № 223-ФЗ также встречаются случаи заключения договоров жизненного цикла, например договор на поставку и 5-летнее обслуживание аппаратуры очистки воды.

Тем не менее если говорить о серьезных инфраструктурных проектах, то известны только единичные случаи заключения крупных договоров жизненного цикла. Так, например, ГК «Московский метрополитен» в 2013 г. заключил договор жизненного цикла на сервисное обслуживание вагонов метро. Жизненный цикл вагона метро — это период эксплуатации вагона от постройки до исключения его из инвентаря и составляет он 30 лет. Контракт вместе с приложениями составляет более 100 страниц текста. Главными при этом, несомненно, являются регламент обслуживания вагонов метрополитена (собственно детализированный предмет контракта), а также условия контракта и приложений, детально описывающие порядок согласования и, что интересно, ежегодной индексации стоимости обслуживания вагонов в течение периода действия контракта.

Еще более интересная и очень дорогая закупка — это приобретение и предоставление во владение и пользование Московскому метрополитену вагонов метро с обязательством по обеспечению их обслуживания в период жизненного цикла. Метрополитен фактически получает вагоны в долгосрочную аренду, вагоны остаются на балансе у исполнителя контракта (арендодателя), а по окончании определенного срока вагоны переходят в собственность метрополитена. В течение всего периода аренды вагонов исполнитель осуществляет полное обслуживание вагонов.

Преимущества и недостатки договоров жизненного цикла

В теории к основным плюсам договоров жизненного цикла относят:

  • отсутствие размывания ответственности за результат между проектировщиками, строителями, плановиками и проч.;
  • как следствие, минимизацию рисков задержки срока реализации проекта;
  • экономию заказчика на необходимости содержать собственные кадры, управляющие проектом и необходимости проводить конкурентные процедуры на каждом этапе реализации проекта.

Нельзя не назвать и причины, по которым на настоящий момент такие договоры абсолютно непопулярны:

  • жизненный цикл проекта всегда длиннее горизонта планирования бюджетирования у каждого конкретного заказчика
  • существуют трудности с расчетом реальной стоимости реализации проекта в условиях турбулентной экономики;
  • риск расторжения (неисполнения) контракта при наличии ошибок на стадии расчета и подготовки договора жизненного цикла как со стороны заказчика, так и со стороны подрядчика.

Аналитика Публикации

Большинство компаний строительного сектора тяжело переносят нынешний кризис: продажи недвижимости упали, а рассчитывать на государственные и муниципальные заказы не приходится, поскольку власти всех уровней в условиях бюджетного дефицита вынуждены сворачивать свои инвестиционные программы. В этой ситуации компаниям следует обратить внимание на такой известный за рубежом инструмент государственно-частного партнерства, как контракты жизненного цикла (life cycle contracts — LCC).

Кризис диктует свои законы

Без преувеличения можно сказать, что контракты жизненного цикла переворачивают представления о реализации публичных функций, традиционно финансируемых за счет государства. Мировой финансовый кризис, затронувший и Россию, способствует тому, чтобы по-новому взглянуть на взаимоотношения государства и частного бизнеса. Здесь надо учитывать два обстоятельства. Во-первых, уже ни для кого не секрет, что бюджеты всех уровней в обозримом будущем станут дефицитными, и власти будут вынуждены предпринимать определенные усилия для их сбалансирования. Многие социальные расходы не могут быть урезаны по политическим причинам, и поэтому сокращение коснется скорее всего бюджетных инвестиций, предусматривающих новое строительство и реконструкцию объектов государственной и муниципальной инфраструктуры. При этом надо иметь в виду, что Россия страдает от жесточайшей инфраструктурной недостаточности, мешавшей развитию экономики даже в «тучные годы». Достаточно сказать, что менее 40% автомобильных дорог отвечают установленным технико-эксплуатационным требованиям; в срочной замене нуждается огромное количество теплосетей, водопроводов и канализационных труб; тысячи школ и больниц находятся в ветхом состоянии.

Во-вторых, нужно отметить состояние частного сектора. Прежде всего, в результате влияния кризиса на рынок недвижимости высвободились колоссальные строительные мощности. Стоимость услуг строителей существенно снизилась; дополнительную экономию мог бы дать и рынок строительных материалов. Стоит учесть, что доступ российских компаний к международным финансовым рынкам в силу большей гибкости частного сектора восстановится вскоре после освобождения балансов банков от «плохих активов» (ориентировочно – осень 2009 года), т. е. существенно раньше, чем российские власти смогут ликвидировать дефицит бюджета.

Отличительные признаки контракта жизненного цикла

Итак, в чем же суть схемы проекта на основе контракта жизненного цикла? Согласно условиям такого контракта одна сторона – исполнитель инфраструктурного проекта за свой счет и с использованием собственных материалов возводит инфраструктурный объект и эксплуатирует его в течение всего расчетного срока эксплуатации (жизненного цикла), осуществляя ремонт, уход и обслуживание, а другая сторона – государство или муниципальное образование оплачивает за счет бюджета соответствующего уровня услуги по предоставлению объекта в пользование (например, предоставление в общее пользование бесплатных автодорог, предоставление административного здания для размещения государственных органов власти или органов местного самоуправления, их учреждений), либо публичные услуги, оказываемые с помощью такого объекта (обучение в школе, вузе; лечение в медицинском учреждении).

Пример Успешного контракта по схеме КЖЦ. Финляндия. Трасса Е18 (см.приложение)

Рисунок 1. Трасса Е18 Турку-Хельсинки. Контракт охватывает участок Муурла-Лохья (центральный зеленый сегмент)

Длина: 50 км

Стоимость проекта по схеме LCC: 303 млн евро (Оценка стоимости по схеме разового контракта – 354 млн евро), таким образом, экономия госзаказчика составила, как минимум, 15%.

Основные этапы проекта, согласно условиям LCC

2003 — Принципиальное решение Финской Государственной Комиссии Министров по экономической политике:

«Модель жизненного цикла может быть использована в инфраструктурных проектах в области транспорта».

2004 — Комиссия Министров приняла решение о применении модели «жизненного цикла» в проекте E18 Муурла-Лохья.

2005 — Начало строительства.

2009 — Конец строительства.

2030 — Конец Контракта Жизненного Цикла.

Контракт жизненного цикла является договором смешанного типа; в основе его лежит договор об оказании услуг. Однако из приведенного выше примера видно, что в таком контракте могут присутствовать и элементы договора аренды. Кроме того, в отличие от обычных договоров об оказании услуг, контракт жизненного цикла может включать условия, обязывающие государство или муниципальное образование предоставить земельный участок или иное недвижимое имущество (если речь идет не о новом строительстве, а о реконструкции старого здания, например), которое в дальнейшем будет содержаться исполнителем контракта.

Наконец, в контракте жизненного цикла могут присутствовать элементы других видов договоров, например договора о доверительном управлении.

Вопрос о том, в чьей собственности (государства/муниципалитета или частного партнера) будет находиться имущество, созданное в рамках действия контракта жизненного цикла, принципиального значения не имеет. Для целей бухгалтерского учета и налогообложения предпочтительнее частная собственность, однако отдельные инфраструктурные объекты могут быть законодательно ограничены в обороте (например, причальные стенки морских, устьевых и речных портов). Тогда оптимальным решением будет передача таких объектов в доверительное управление частному партнеру, что может являться одним из условий контракта.

Некоторые зарубежные авторы относят контракт жизненного цикла к одной из форм концессий. Однако с точки зрения Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» это не так. Кроме того, в отличие от концессий, в которых концедентом может быть исключительно государство или муниципальное образование, контракт жизненного цикла можно применять и в практике работы инфраструктурных компаний, например, ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы», госкорпораций и др.

Так называемые сервисные контракты заключаются для обслуживания находящихся в собственности государства объектов и подразумевают работы по текущему ремонту, уборке, проведению других плановых мероприятий по поддержанию объекта в пригодном для эксплуатации состоянии. Полагаем, что сервисные контракты близки по своей правовой природе к контрактам жизненного цикла и функционально являются одной из их разновидностей, однако как правило, заключаются не на весь «жизненный цикл» объекта, а на периоды между плановыми капитальными ремонтами.

Основные преимущества контракта жизненного цикла

1. Условия контракта жизненного цикла предполагают, что исполнитель по такому контракту получает деньги только с момента, когда объект предоставлен для публичного использования. Подчеркиваем: не просто сдан государственной комиссии, а способен реально функционировать (в школе начинают проходить уроки, по дороге можно ездить и т.д.).

2. Стандартные условия контракта предусматривают не только замораживание платежей в тех случаях, когда объект не может использоваться по назначению (например, из-за того, что там необходимо сделать ремонт и/или устранить строительный брак), но и наложение штрафов на исполнителя за низкие потребительские качества объекта (например, в определенный день исполнитель не убрал снег на дороге, в другой день перекрывал полосу на внеплановый ремонт из-за некачественно уложенного асфальта – за эти нарушения государственный заказчик вправе его оштрафовать).

3. Указанные особенности позволяют говорить об определенном уровне мотивации исполнителя по контракту жизненного цикла:

  • исполнитель заинтересован в быстром строительстве: чем раньше он закончит строительство объекта, тем быстрее начнет получать деньги;
  • исполнитель стремиться оптимизировать соотношение «цена/качество»: если он будет строить плохо, ему придется больше тратить на ремонт;
  • сняв с исполнителя давление строительных норм и правил, государственный заказчик стимулирует внедрение им новых технологий, снижающих стоимость строительства и/или увеличивающих долговечность объекта;
  • правильное формулирование условий контракта жизненного цикла позволяет проводить плановые мероприятия по содержанию объекта максимально безболезненно для пользователей (например, ремонтировать школы летом, а дороги – по ночам; для этого надо просто штрафовать исполнителей за отсутствие доступа к объекту в установленное время).

Финансовые потоки исполнителя контракта жизненного цикла на примере автомобильной дороги (см.приложение)

4. Контракт жизненного цикла – идеальная форма ГЧП в условиях бюджетного дефицита, когда власти не могут участвовать в проектах, предусматривающих бюджетные инвестиции. Как видно из графика, в период до передачи объекта в эксплуатацию, у государственного заказчика отсутствуют сколько-нибудь существенные расходы. И даже когда настанет пора вносить платежи, они будут существенно меньше единовременных затрат на бюджетную стройку.

5. Стоимость строительства существенно снижается. По данным Finnish Road Administration, даже в странах Скандинавии, где подрядчиков трудно заподозрить в махинациях со сметами и расходованием стройматериалов, стоимость строительства по контракту жизненного цикла порой на 40% дешевле, чем стоимость бюджетной стройки.

6. Государственный заказчик существенно снижает затраты на администрирование процесса строительства, т.к. у него нет необходимости жестко контролировать все его этапы – достаточно оценить результат и осуществлять мониторинг состояния объекта (что за него могут делать непосредственно пользователи или, в случае с автодорогами, ГИБДД).

Схема взаимодействия участников ГЧП-проекта, основанного на контракте жизненного цикла

В странах, активно применяющих контракты жизненного цикла, проекты, основанные на использовании этого ГЧП-инструмента, осуществляются через механизмы проектного финансирования. Для выполнения каждого отдельного контракта создается проектная (управляющая) компания, которая становится исполнителем по государственному контракту, генеральным подрядчиком для компаний, выполняющих строительные работы или оказывающих услуги по эксплуатации объекта, а главное – центром управления проектом и координации действий всех партнеров.

Упрощенная схема взаимодействия участников проекта на стадии инвестиций (см.приложение)

Внедрение контрактов жизненного цикла

Инфраструктурные компании. Наименьшие трудности с введением в практику контрактов жизненного цикла будут испытывать инфраструктурные компании, которые могут финансировать такие контракты, не будучи связаны ни бюджетным законодательством, ни законодательством о государственных закупках.

Проанализировав уставные документы инфраструктурных компаний, можно предположить, что введение новых типов контрактов находится в компетенции правлений, либо советов директоров таких компаний. В такой ситуации профильным подразделениям инфраструктурных компаний достаточно разработать оптимальную для определенного вида имущества модель контракта, определив его базовые условия, порядок отбора исполнителя и т.п.

Публичные участники. Для того чтобы государственные и муниципальные предприятия и учреждения, органы исполнительной власти могли участвовать в контрактах жизненного цикла, последние необходимо структурировать, подводя их под действующее законодательство. Прежде всего, поскольку в основе контракта жизненного цикла лежит «продажа услуг», его можно отнести к закупкам для государственных нужд, т.е. распространить на него Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Следовательно, отбор исполнителя по контракту жизненного цикла должен будет осуществляться на торгах через аукцион, конкурс или без проведения торгов, через запрос котировок. Однако сложность такого контракта потребует существенно большей скрупулезности в подготовке конкурсной документации и проекта государственного контракта.

Особое внимание придется уделить вопросу об обеспечении исполнения обязательств по контракту, поскольку он заключается на весьма длительный срок. В случае ошибок в проектировании и строительстве, нарушений правил эксплуатации объекта возможно причинение существенного ущерба как государственному заказчику, так и третьим лицам, которые будут пользоваться созданным объектом.

В соответствии со ст. 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» любое отчуждение государственного имущества должно осуществляться путем проведения торгов, порядок проведения которых устанавливаются Правительством РФ. Согласно части 3 статьи 53 этого же Закона до издания указанного подзаконного акта конкурсы на право заключение таких договоров проводятся по правилам, установленным Федеральным законом «О концессионных соглашениях». Таким образом, если сейчас, реализуя контракт жизненного цикла, необходимо произвести отчуждение (в любой форме – передать в аренду, в доверительное управление, в собственность и т.п.) государственного имущества, то организация и проведение конкурса должны осуществляться по правилам Закона о концессиях.

Однако представляется, что Правительству РФ следует воспользоваться полномочиями, предоставленными ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» и утвердить порядок заключения контракта жизненного цикла как договора, связанного с отчуждением государственного имущества. Кроме того, согласно статьям 84 и 87 Бюджетного кодекса РФ долгосрочные (на срок, превышающий сроки исполнения федерального закона о бюджете) обязательства РФ должны быть включены в реестр расходных обязательств. Таким образом, для того чтобы иметь возможность включать контракты жизненного цикла в реестр расходных обязательств РФ необходимо внести поправки в Положение «О ведении реестра расходных обязательств Российской Федерации», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2005 года № 440.

Существует и альтернативный путь. Учитывая смешанную правовую природу этого вида договора, его можно трактовать и как государственные закупки, и как договор об отчуждении государственного имущества. Следовательно, возможны коллизии норм. Поэтому представляется более правильным создание специального федерального закона, четко определяющего понятие контракта жизненного цикла и сферу его применения.

Контракты жизненного цикла в субъектах РФ. Создание регионального ГЧП-законодательства

Разумеется, контракты жизненного цикла можно заключать в отношении инфраструктурных объектов, находящихся не только в федеральной, но и региональной и муниципальной собственности. Более того, на региональном и муниципальном уровнях имеется существенно больше объектов, которые могут реконструироваться и поддерживаться на условиях такого контракта: автодороги, учреждения образования и здравоохранения, спортивные сооружения и учреждения культуры (клубы, дворцы культуры), здания, в которых размещаются органы государственного и муниципального управления и т.д. Однако нормативно-правовая база заключения контрактов жизненного цикла в субъектах и муниципальных образованиях пока отсутствует. Тем не менее, соответствующие органы власти в состоянии в течение трех-четырех месяцев разработать и принять пакет нормативных актов, с помощью которых можно легализовать этот тип контракта применительно к объектам инфраструктуры, финансируемым за счет региональных и муниципальных бюджетов.

1) Создание регионального реестра расходных обязательств. Напомним, контракты жизненного цикла заключаются на достаточно длительный срок. Между тем государство или муниципальное образование составляют бюджеты, в которых могут быть предусмотрены платежи по таким контрактам, лишь на три года. Бюджетный кодекс РФ предусматривает в таких случаях включение обязательств, выходящих за пределы трехлетнего срока, в особый реестр расходных обязательств (статьи 85-87). Таким образом, если в субъекте Федерации или муниципальном образовании нет реестра расходных обязательств и нормативного акта, регламентирующего порядок включения в него обязательств по контракту жизненного цикла, заключение таких контрактов будет затруднительным.

2) Установление порядка изменения цены по государственному контракту. Из-за длительного срока реализации контрактов жизненного цикла значительно возрастают инфляционные риски. Если устанавливать платежи по контракту в твердой сумме, исполнители будут стремиться завышать цены. В случае заключения контракта на небольшие суммы эти риски некритичны: основной объем инвестиций придется на стадию строительства – относительно короткий период, инфляционные риски которого, как правило, достаточно легко просчитываются. Однако при реализации дорогостоящих, нестандартных проектов целесообразнее предусмотреть механизмы изменения цены госконтракта. Такая возможность у государственных и муниципальных заказчиков есть. Согласно Федеральному закону «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в случае если срок госконтракта составляет не менее трех лет, а его цена выше определенной законом суммы (для госконтрактов на выполнение работ для федеральных нужд – от 10 млрд. рублей, для госконтрактов субъектов Федерации – от 1 млрд., для муниципальных контрактов – от 0,5 млрд. рублей), допускается изменение цены контракта. По федеральным госконтрактам цена может быть изменена решением Правительства РФ, по региональным и муниципальным — на основании соответственно закона субъекта Федерации и решения представительного органа местного самоуправления (части 6.2 и 6.3 статьи 9 Федерального закона «О размещении заказов…»). Следует обратить внимание, что закон позволяет изменять цену госконтракта лишь в случаях, когда речь идет о выполнении работ. Соответственно, предмет контракта жизненного цикла должен в таких случаях быть сформулирован как выполнение работ, а не оказание услуг. Отличие работ от услуг – наличие результатов выполнения работ, а не просто совершение определенных действий. Это означает, что выполняемую работу государственный или муниципальный заказчик должен оценивать по определенным показателям, а результаты этой работы должны быть представлены (точнее, представляться в течение всего срока действия контракта) заказчику в виде материального объекта.

3. Согласование изменений с антимонопольными органами. Хотя мы не считаем модернизацию регионального законодательства в целях применения контрактов жизненного цикла противоречащей духу и букве Федерального закона «О защите конкуренции» и законов о государственных закупках, во избежание возможных задержек в реализации проектов, основанных на таких контрактах, желательно согласовывать любые законодательные новеллы с Федеральной антимонопольной службой РФ.

Перспективы использования контрактов жизненного цикла в России

В условиях экономического кризиса и невозможности масштабных бюджетных инвестиций контракты жизненного цикла могут стать эффективным альтернативным инструментом развития социальной и экономической инфраструктуры.

Использование контрактов жизненного цикла не требует существенной модернизации нормативно-правовой базы на федеральном уровне – достаточно незначительных уточнений законодательства, а также принятия подзаконных актов, разъясняющих порядок формирования условий конкурсов по таким контрактам. Тем не менее в большинстве субъектов РФ и на уровне муниципальных образований необходимо разрабатывать специальные правовые акты.

Полагаем, что контракты жизненного цикла могли бы обеспечить реализацию Стратегии социально-экономического развития России. Сохранение темпов строительства и увеличение рабочих мест на созданных благодаря этому ГЧП-инструменту объектах помогут российским властям смягчить последствия экономического кризиса и обеспечить динамичный рост экономики и улучшение качества жизни после его преодоления.