Конфликт интересов коррупция

Конфликт интересов

Конфликт интересов — ситуация, при которой личная заинтересованность человека может повлиять на процесс принятия решения и, таким образом, принести ущерб интересам общества либо компании, являющейся работодателем сотрудника. Проблема конфликта интересов актуальна как для частного бизнеса, так и для государственных служащих. Национальное законодательство и нормативные документы корпораций требуют урегулировать конфликт интересов.

Наибольшее значение для общества имеет проблема возникновения конфликта интересов у чиновников. Федеральный закон № 273 «О противодействии коррупции» (от 25.12.2008) определяет конфликт интересов как ситуацию, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства. Под личной заинтересованностью понимается возможность получения государственным гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для себя или лиц близкого родства или свойства, а также для граждан или организаций, с которыми государственный гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

Способы борьбы с конфликтом интересов

Превентивный метод

Предотвращение возникновения конфликта интересов — самый эффективный способ борьбы с данным проявлением коррупции. Примером такого метода является отказ государственного служащего, получившего назначение, от доли в капитале компании.

Раскрытие информации

Государственные служащие обязаны регулярно декларировать своё имущество и доходы. Это позволяет выявить и предотвратить возникновение конфликта интересов. Во многих странах врачи, работающие в государственном здравоохранении, должны раскрывать информацию о средствах, полученных от фармацевтических компаний. Во Франции подлежит раскрытию информация о финансировании медицинской индустрией пациентских организаций. Введение подобной меры сейчас обсуждается в США.

Добровольный отказ от участия

Добровольный отказ от участия в процессе принятия решения, связанного с возникновением конфликтов интересов. К такому действию могут побудить общеэтические соображения, профессиональная этика, прописанный законодательный акт (устав).

Мониторинг со стороны антикоррупционных организаций и коллегиальных органов

В системе государственной службы существует Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов. Параллельно существуют независимые антикоррупционные организации, представляющие интересы общества и отслеживающие возникновение конфликта интересов.

Примеры

Чаще всего конфликт интересов возникает, когда человек, принимающий решение об использовании государственных средств в виде дотаций, государственных контрактов и грантов и т. д. имеет какие-либо отношения с компанией или организацией, которая является одним из претендентов на получение этих средств в случаях распределения государственных средств на конкурсной основе. Особенно высока вероятность возникновения конфликта интересов, если члены или руководители конкурсной комиссии, принимающей решение о распределении средств, одновременно являются руководителями компаний или общественных организаций, претендующих на финансирование. В российской практике, чаще всего, конфликт интересов не декларируется и не регулируется должным образом. Весной 2012 года Прокуратура Новгородской области выявила нарушение законодательства председателем конкурсной комиссии по рассмотрению заявок социально ориентированных некоммерческих организаций Неофитовым И. М., который одновременно входит в Совет директоров общественной организации «Поисковая экспедиция «Долина», ставшей победителем данного конкурса. Неофитов И. М. не проинформировал об этом представителя нанимателя в письменной форме и иных мер к урегулированию конфликта интересов не предпринял. В конце февраля был освобожден от должности вице-премьер Калининградской области Евгений Морозов. До этого он занимал должность министра строительства и ЖКХ и являлся одновременно учредителем и собственником 100 % долей ряда предприятий, осуществляющих строительную деятельность. Впоследствии принадлежавшие ему доли уставного капитала Морозов передал своим родственникам, но принимал решения в пользу учрежденных им компаний, в том числе о заключении государственных контрактов. Наказания за незадекларированный конфликт интересов в России крайне немногочисленны. Первый случай произошёл в конце 2012 года, когда мировой судья судебного участка № 88 Самарской области признал виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ (незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего) управление полиции г. Тольятти, наложив на него штраф в размере 100 тыс. руб. Конфликт интересов возник из-за того, что управление полиции заключило трудовой договор с бывшей сотрудницей Межрайонной ИФНС России № 2 по Самарской области и в нарушение требований федерального законодательства в установленный 10-дневный срок не уведомило бывшего работодателя новой сотрудницы о заключении трудового договора.

Статья 10 ФЗ-273 о противодействии коррупции

Федеральный закон «О противодействии коррупции» N 273-ФЗ принят Госдумой 19 декабря и одобрен членами Совета Федерации 22 декабря 2008 года. Действительный нормативный акт подписан Президентом России 25 декабря того же года, и с этого момента признан вступившим в силу.

Указанный Федеральный закон регламентирует общие принципы антикоррупционных действий, определяет к рассмотрению те или иные причины неправомерных коррупционных деяний. Действительный нормативный акт состоит из 14 статей, положения которых постоянно обновляются для обеспечения актуальности рассматриевомого документа. Последние поправки в ФЗ-273 вносились 3 апреля 2017 года, и коснулись они вопроса конфликтов интересов.

Статья 10 настоящего нормативного акта называется «Конфликт интересов». Данная составляющая Федерального закона ФЗ-273 содержит 3 пункта.

Пункт 1 рассматриваемой статьи постановляет, что в рамках настоящего документа термин «конфликт интересов» используется в определённом значении. В частности, подразумевается конфликт интересов должностного лица и гражданина, претендующего на его должность. В случаях наличия явной выгоды для соискателя, его объективность в оценке деятельности и коррумпированности начальника ставится под сомнение. Во избежание подобных ситуаций, конфликты, основанные на личных интересах, должны пресекаться на корню.

В части 2 статьи «Конфликт интересов» уточняется, что под определением частных (личных) интересов гражданина подразумевается в том числе и желание рассматриваемого человека присвоить доходы субъекта, против интересов которого он выступает. Под доходами следует понимать:

  • Финансовые составляющие;
  • Недвижимость;
  • Ценное движимое имущество;
  • Результаты интеллектуального труда, защищённые авторским правом;
  • Блага, принадлежащие близким родственникам должностного лица, вовлечённого в конфликт интересов.

Согласно пункту 3 действительного фрагмента нормативного акта против коррупции, прямая обязанность по своевременному выявлению конфликтов интересов, их разрешению и упразднению последствий конфликтной ситуации возлагается на:

  • Уполномоченных представителей муниципальных и федеральных служб;
  • Сотрудников Центральной Банковской системы Российской Федерации;
  • Заместителей должностных лиц корпораций и систем, находящихся на территории Российской Федерации;
  • Представителей юридических органов;
  • Служащих Пенсионного Фонда Российской Федерации;
  • Работников в сферах обязательного медицинского и социального страхования;
  • Иных субъектов, уполномоченных на указанные действия положениями настоящего Федерального закона.

Основным условием для допуска перечисленных категорий лиц к упразднению конфликтных ситуаций является их собственная невовлечённость в происходящий конфликт. Отстранённость интересов содействует объективному оцениванию ситуации, а так же благополучному и справедливому её разрешению. Личная заинтересованность сторонних лиц только усугубит конфликт интересов.

Последние изменения, внесенный в статью 10 «Конфликт интересов»

Наравне с другими Федеральными законами и прочими юридическими актами Российской Федерации, закон «О противодействии коррупции» N 273-ФЗ периодически претерпевает ряд изменений. Процедура обновления положения нормативного акта производится с целью поддержания его актуальности в стремительно изменяющейся политической и социально-экономической обстановке в Российской Федерации.

Изменения не обошли и нормативы рассматриваемой статьи. Последние поправки в статье 10 закона о коррупции внесены 3 апреля 2017 года. Изменяющим документом стал Федеральный закон от 03.04.2017 N 64-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции».

Посредством указанных нововведений в действующий текст статьи 10 закона о противодействии коррупции сопутствующим конфликтам добавлена часть 3, положения которой рассмотрены выше. Своевременность и актуальность рассматриваемого дополнения обуславливаются необходимостью наличия точного перечня лиц, уполномоченных на оперативные действия по упразднению конфликта интересов. До введения в ФЗ-273 данной поправки полномочия указанных категорий граждан в сфере антикоррупционных действий не регламентировались ни одним Федеральным законом Российской Федерации.

Скачать ФЗ-273

Обилие методов антикоррупционной борьбы и способов предотвращения конфликта интересов предоставлено в тексте соответствующего нормативного акта. В целях подробного изучения правовых принципов, направленных на предотвращение взяточничества и недобросовестности должностных лиц, в том числе изложенных в статьи 10 настоящего документа о недопустимости конфликтов интересов, необходимо внимательно ознакомиться с его текстом.

Актуальный текст Федерального закона «О противодействии коррупции» N 273-ФЗ можно скачать по ссылке:

С положениями действительного нормативного акта могут ознакомиться все категории граждан, нуждающиеся в обширных знаниях о своих законных правах и обязанностях в антикоррупционной сфере.