Коммунальные платежи проводки

Налоговый учет коммунальных услуг у арендатора — особенности

Признать затраты фирмы по оплате счетов от коммунальных служб в целях налогового учета разрешается только в том случае, если расходы обоснованы. То есть средства были потрачены на удовлетворение непосредственных нужд предприятия. Расходы должны быть направлены на получение в будущем дохода. Чтобы разобраться с данным вопросом, рассмотрим 2 примера:

  1. Фирма платит по счетам от коммунальных служб за воду и электричество, потребляемые школой, независимой от данной компании. Расходы в данном случае не приводят к получению дохода в итоге, а значит, они необоснованны — учитывать такие траты нельзя.
  2. Предприятие занимается производством печенья. Для стабильной работы цеха и соблюдения санитарных норм необходима бесперебойная подача в производственное помещение воды и электричества. Затраты на данные коммунальные услуги обоснованны, ведь без этих расходов компания не может заниматься хозяйственной деятельностью и получать доход. Такие затраты учитывать можно.

Для признания расходов по коммунальным платежам необходимо сохранить следующие документы:

  • договор с коммунальной службой;
  • соглашение с арендодателем об аренде помещения;
  • квитанции об оплате счетов по коммунальным услугам.

Теперь разберемся с тем, в составе каких расходов можно учитывать затраты фирмы на оплату коммунальных услуг:

  • Если счета от снабжающих компаний оплачивает арендодатель, а компания-арендатор компенсирует ему расходы, траты нужно признать в составе прочих расходов (косвенных). Такие затраты уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль в текущем налоговом период и не остаются в незавершенном производстве.
  • Если счета от коммунальной службы приходят согласно прямому договору между ней и компанией, расходы фирмы будут признаваться материальными затратами (прямыми). Они должны быть распределены между реализованной продукцией и незавершенным производством.
  • Если платежи за коммунальные услуги были включены в размер арендной платы, затраты компании относятся в состав расходов по налогу на прибыль. В учетной политике фирмы должен быть пункт о включении таких затрат в прямые или косвенные расходы, поскольку закон точных указаний на этот счет не дает.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Важно! Фирма, являющаяся арендатором постройки или помещения, вправе принимать к вычету «входной» НДС на основании счет-фактуры. Однако, если оплата электричества не включена в арендную плату, арендодатель не выставляет счет-фактуру.

Чтобы учесть «входной» НДС, бухгалтер должен отразить операции следующими проводками:

Операция

ДЕБЕТ КРЕДИТ
Внесен платеж арендодателю по аренде помещения 76

51

Затраты по оплате аренды списаны на расходы

20 76
Учтен «входной» НДС 19

76

НДС принят к вычету

68 19

Учет коммунальных услуг у арендодателя, когда платежи входят в арендную плату

Важно! Компенсации от арендатора в счет оплаты коммунальных услуг умножают налогооблагаемую базу по НДС. Арендодатель вправе в полном объеме принять НДС, перечисленный снабжающей компании, к вычету.

Арендодатель сам вносит платежи по ЖКУ на основании счетов-фактур:

  • Если сдача помещений в аренду — основная деятельность арендодателя, платежи относятся к затратам по обычным направлениям деятельности, расходы входят в материальных затраты.
  • Если сдача помещений в аренду — не основная деятельность, платежи относятся к операционным затратам, расходы включаются в прочие или внереализационные расходы.

Что касается бухгалтерского учета, должны быть сделаны следующем проводки:

Операция

ДЕБЕТ КРЕДИТ
Получена прибыль от сдачи помещения в аренду 62

90/1

Начислен НДС на сумму прибыли от аренды

90/3 68
Учтены расходы на оплату ЖКУ 26

60

Учтен НДС, предъявленный снабжающей организации

19 60
НДС принят к вычету 86

19

Стоимость ресурсов списана

90/2 26
ЖКУ оплачены 60

51

Читайте также статью ⇒ «Учет аренды основных средств арендатора и арендодателя».

Ответы на распространенные вопросы про бухгалтерский и налоговый учет коммунальных услуг у арендатора

Вопрос №1: В компании не установлены приборы индивидуального учета, и в этом месяце руководство не согласно с тем, как были начислены объемы израсходованных коммунальных услуг. Как быть в такой ситуации?

Ответ: Необходимо обратиться в коммунальную службу, которая, по мнению руководства фирмы, неверно начислила объемы потраченных предприятием услуг. Если претензии обоснованны, будет составлен документ, в котором данные будут скорректированы. Фирма, основываясь на этой бумаге, выставит корректировочную счет-фактуру.

Вопрос №2: К какому периоду будут отнесены расходы по оплате коммунальных услуг?

Ответ: Период будет зависеть от времени оплаты, указанного в первичной документации.

Оцените качество статьи. Мы хотим стать лучше для вас:
Если вы не нашли ответ на свой вопрос, то вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓
Юридическая Консультация бесплатная
Москва, Московская область звоните: +7 (499) 288-17-58

Звонок в один клик
Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 317-60-16

Звонок в один клик
Из других регионов РФ звоните: 8 (800) 550-34-98

Звонок в один клик

Гражданский кодекс допускает исполнение обязательства третьим лицом, если в договоре нет на это запрета <1>. Но если однажды ваш покупатель пришлет письмо или позвонит и скажет, что вместо него товар, работу или услугу оплатит кто-то другой, не спешите соглашаться. Разберитесь со всеми «за» и «против», взвесьте возможные риски.

Налоговые риски

Может случиться так, что вы не сразу распознаете, что за деньги вам поступили. К примеру, покупатель сказал, что перечислит деньги организация, а перечислил их предприниматель. Или поступившая сумма не соответствует цене, указанной в договоре, а назначение платежа сформулировано недостаточно полно. Согласитесь, вы можете решить, что деньги пришли ошибочно, и не учесть аванс в налоговой базе по НДС <2>.

Если вы — плательщик налога на прибыль по начислению, то для вас не имеет значения, кто оплачивает поставку — третье лицо или покупатель. Ведь вы включаете выручку в налоговую базу в момент отгрузки товара. Но если вы живете по кассовому методу (допустим, являетесь плательщиком налога при УСНО), то при получении денег от третьего лица эта сумма учитывается как доход, увеличивающий налоговую базу <3>. То есть если вы ее не учтете, может возникнуть недоимка и, как следствие, пени и штраф <4>.

Есть и другой момент. Все вы знаете об Общедоступных критериях самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. Согласно этим Критериям, если в договоре предусмотрены расчеты через третьих лиц, то для налоговиков это — условие, отличающееся от существующих правил (обычаев) делового оборота. Но само по себе это не риск. Риск возникает только при расчетах через третьих лиц и одновременном участии в сделке посредников, которые являются проблемными налогоплательщиками (однодневками и т. д.) или которых налоговики подозревают в том, что они проблемные. И вот тогда инспекторы могут говорить о признаке, который свидетельствует о ведении бизнеса с повышенным налоговым риском. Чем больше у вас таких признаков, тем больше шансов попасть под выездную проверку <5>. Как видим, налоговых рисков можно избежать. А что с гражданско-правовыми рисками?

Как подстраховаться

Возникает закономерный вопрос: как не попасть в ситуацию, которая может привести к потере денег и спору в арбитражном суде?

Надо оформить документ, подтверждающий передачу покупателем обязательства по оплате товаров третьему лицу. Подойдет письменная просьба покупателя разрешить ему оплатить товар не самому. В письме должно быть подробно указано, кто, когда, сколько и по какому договору вам заплатит. В своем ответе на такое письмо напишите, что вы согласны с тем, что оплата будет произведена третьим лицом, и укажите, что должно быть написано в платежке в поле о назначении платежа. Вполне подойдет такая формулировка: «В оплату по договору поставки от 01.09.2014 N 12-2/3 за ООО «Альфа», основание — письмо ООО «Омега» от 19.09.2014 N 1″. Как вы поняли, ООО «Альфа» — это покупатель, а ООО «Омега» — это вы, продавец, разрешивший оплатить товар третьему лицу.

В дополнение к такому письму могут быть приложены любые документы, оформленные между покупателем и плательщиком: гарантийное письмо, договор займа, договор поручения, соглашение о зачете взаимных требований. Но будьте готовы к тому, что покупатель не захочет их вам предоставить. И тогда придется обходиться письмом.

* * *

Налоговые риски при получении денег от третьих лиц невелики. На практике у налоговиков не возникает претензий просто из-за получения денег от третьих лиц. Претензии появляются только в случае, когда все совсем некрасиво: и деньги поступили непонятно от кого, и налоги с них никто не платит, и с реальностью хозяйственной операции проблемы, а сразу после получения денег фирмы переводят их на счета проблемных организаций или обналичивают. Наибольшая опасность — это гражданско-правовые риски. Но и их можно избежать, если запастись дополнительными бумагами.

  1. п. 1 ст. 313 ГК РФ
  2. подп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ
  3. пп. 1, 2 ст. 273, п. 1 ст. 346.17 НК РФ
  4. статьи 75, 122 НК РФ
  5. п. 12 приложения N 2 к Приказу ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@
  6. п. 1 ст. 1102 ГК РФ
  7. Постановление Президиума ВАС от 15.07.2014 N 3856/14

Впервые опубликовано в журнале «Главная книга» N21, 2014