Коэффициент периодичности платежа за отопление

Как должна рассчитываться плата за отопление

проф расчет отопления по нормативу постановление 354 по снип от компании.Кварта-с расчет по среднему или нормативу при отсутствии показаний счетчиков, расчет.Подпункты е, р пт 49 правил устанавливают долженность исполнителя предоставлять вам такие данные. сопоставление постановления правительства рф 354 от с постановлением правительства.жесткое горючее при наличии печного отопления.В случае использования при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению нормативов.Расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению и (. Оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2-ух методов — в течение отопительного периода или умеренно в течение календарного года. В согласовании с каким пт правил 354? N акпи14-1184, оставленным без конфигурации апелляционной коллегии верховного суда рф от г. Правил 549 абонент должен оплачивать потребленный газ в установленный срок (10-го числа месяца, последующего за истекшим расчетным периодом) и в полном объеме.

В случае несоответствия обозначенного контракта реальным правилам он считается заключенным на критериях, предусмотренных реальными правилами. Правил заявителем неполного пакета документов или неверного их дизайна используются положения 148. Ведь вероятны ошибки, подлоги, как позже обосновать, что организация не придумала эти показания?

Реализация расчета начислений по формуле № 3 и № 14 Постановления №354

Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором во всех жилых и нежилых помещениях отсутствуют индивидуальные и общие (квартирные) приборы учета тепловой энергии, согласно пунктам 42 и 43 Правил определяется по формуле 3:

Приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) тепловой энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, в случае если в таком многоквартирном доме во всех жилых и нежилых помещениях отсутствуют индивидуальные и общие (квартирные) приборы учета тепловой энергии, определяется по формуле 14:

во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, оборудованных приборами учета, определенный исходя из показаний индивидуальных приборов учета, в коммунальных квартирах — общих (квартирных) приборов учета и тарифа на тепловую энергию, утвержденного в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2009 года № 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года,

Постановление 354 расчет отопления

В расчетах за ОДН используется вся площадь помещений, относящихся к общему имуществу, указанная в технической документации на МКД независимо от условий их содержания, в т.ч. отопления. Если орган регулирования указал в нормативном акте об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг или по запросу организации (потребителя) перечень помещений, относящихся к общему имуществу, которые участвовали в расчетах нормативов, то стоимость КУ на ОДН должна определяться на площадь таких помещений конкретного многоквартирного дома.

Если действия по снятию показаний индивидуальных и общих (квартирных), комнатных приборов учета обязан совершать исполнитель (уполномоченное им лицо) или иная организация (если такая обязанность закреплена за указанными лицами договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), то сроки и случаи снятии показаний указанных приборов учета исполнителем (уполномоченным им лицом) или иной организацией устанавливаются соответствующим договором или решением общего собрания собственников помещений.

Чтобы добиться корректировки стоимости данной услуги, необходимо зафиксировать весь период нарушения в предоставлении услуги в соответствующих Актах. Ведь перерасчет должен производиться относительно конкретного периода. В Актах указываются временные показатели и температурные величины, подтверждающие отсутствие услуги или предоставление услуги ненадлежащего качества.

По счетчику стало известно, что объем теплоэнергии за предыдущий год составил 1000 Гкал (гигакалорий). Измеренная общая площадь всех помещений данного многоквартирного дома составила 5700 кв. м (при этом не учитываются места общего назначения – подвальные помещения, чердаки и прочие).

Я проживаю в многоквартирном доме ТСЖ-76 председателе самозваным является ШАШЕНКОВА ,БУХ . ЛИ ни за один год у нас не делали перерасчет ,а наоборот завышают расценки за воду и так за 18 месяцев увеличили на 1500 тыс рублей .Управы на нее нет и нигде не найдешь .ЧТО ДЕЛАТЬ?

Здравствуйте! Был в феврале перерасчет за отопление, и в квитанции за коммуналку /тепло нам выставили всему дому за 3х комн квартиру + 13 тыс руб, двухкомн-по 10 тыс, 1комн -6 тыс руб. Добавив, что это за 2013-2014 год! Скажите, что за безпредел и куда жаловаться?

Расчеты за отопление (Козырева С

В связи с утратой Постановлением N 307 силы начиная с 2015 г. плату за отопление следует исчислять согласно абз. 1 п. 42(1) Правил N 354 и п. 2 Приложения 2 к названным Правилам. Множители в соответствующей формуле остались неизменными, однако норматив потребления теперь устанавливается в расчете на отопительный период, поэтому и плата начисляется только в течение отопительного периода.

В свою очередь, Постановление N 307 даже при наличии ОПУ тепловой энергии предполагает внесение платы за отопление равномерно ежемесячно в течение всего года. Так, согласно пп. «б» п. 21 Правил N 307 и пп. 2 п. 2 Приложения 2 к данным Правилам при наличии ОПУ и отсутствии ИПУ размер платы за отопление соответствует стоимости среднемесячного объема потребления тепловой энергии за прошлый год согласно показаниям ОПУ. Другими словами, следует разделить годовой объем фактически потребленной тепловой энергии на 12 и площадь всех помещений в доме, так получим среднемесячный объем потребления в Гкал/кв. м — показатель сродни нормативу потребления. Его умножают на площадь помещения потребителя и тариф, в результате определяется размер платы за каждый месяц года (неизменен в течение всех 12 месяцев). Если ОПУ был установлен меньше года назад, в связи с чем отсутствуют сведения об объемах потребления тепловой энергии за истекший год, размер платы за отопление определяется по нормативам потребления. Одновременно накапливается информация для осуществления расчета в следующем году.

Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 (далее — Правила-307). В частности, из пп. «а» п. 19 Правил-307 исключено последнее предложение. Ранее эта норма устанавливала необходимость проведения исполнителем корректировки размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 п. 1 приложения № 2 к Правилам-307. Также признан утратившим силу пп. 2 п. 1 приложения № 2 к Правила-307, который ранее определял порядок расчета размера такой корректировки.

Надо сказать, что многие исполнители коммунальных услуг в течение нескольких лет вообще не делали корректировок платы за отопление в соответствии с пп. «а» п. 19 и пп. 2 п. 1 приложения № 2 к Правилам-307. Другие исполнители делали корректировки только в случае, если собственники и наниматели должны были доплачивать им за отопление. Такая избирательность имела разные причины: укоренившаяся привычка организаций ЖКХ нарушать законодательство, отсутствие должного контроля со стороны прокуратуры, государственного жилищного надзора, органов Роспотребнадзора, малая правовая грамотность потребителей, популистские высказывания руководителей разного уровня о недопустимости корректировок. Реализация положения о проведении корректировок вызывает определенные вопросы.

На практике возник вопрос: правомерно ли проведение корректировку платы за отопление по Правилам-307 после внесения в эти Правила изменений постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354. Несмотря на то, что уже скоро вступят в действие новые Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 (далее – Правила-354), этот вопрос представляется актуальным. И не только в связи с тем, что правильный расчет платы за коммунальные услуги затрагивает права потребителей и обязанности исполнителей. Часто условия договоров теплоснабжения и горячего водоснабжения, заключаемые исполнителями коммунальных услуг с теплоснабжающими организациями, содержат алгоритм расчета стоимости потребленной в многоквартирном доме тепловой энергии, аналогичен алгоритму, заложенному в Правила-307, и включает в себя корректировку платы за тепловую энергию. Поэтому может возникать вопрос: как изменение Правил-307 влияет на установленный до этого изменения порядок расчетов.

До внесения поправок в пп. «а» п. 19 и пп. 2 п. 1 приложения № 2 к Правилам-307 исполнитель был обязан провести корректировку платы за отопление. Нормы пп. «а» п. 19 и пп. 2 п. 1 приложения № 2 к Правилам-307 по своей силе являются императивными, обязательными, а не диспозитивными. Исполнитель не имел права отказаться от проведения такой корректировки ни единолично, ни по решению общего собрания собственников помещений, ни по решению органов управления товарищества или кооператива, ни в случае, когда возможность такого отказа была указана в договоре управления, ни по указанию органов местного самоуправления или органов государственной власти региона. Причем исполнитель не имел права отказываться от проведения корректировки даже в том случае, когда собственники и наниматели были обязаны доплатить за отопление. Но следует отметить, что и от возврата излишне уплаченной собственниками и нанимателями платы исполнитель не имел права отказываться тогда, когда необходимость такого возврата вытекала из результатов расчета размера корректировки платы за отопление.

При принятии исполнителем решения о проведении ежегодной корректировки платы за отопление необходимо сопоставить размер корректировки с предельным индексом изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. Такой индекс устанавливается по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах («индексы минимально и (или) максимально возможного изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, действующих на конец текущего финансового года»). Федеральный закон от 26 декабря 2005 г. № 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации» (ч. 1 ст. 6) ввел понятие «предельные индексы». Закон установил, что «размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьей 157 ЖК РФ, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым в соответствии с настоящей статьей». Эта норма вводит ограничение для определения размера суммарной платы за коммунальные услуги. Представляется, что с учетом того, что расчетным периодом по оплате коммунальных услуг является месяц, то сумму корректировки платы за отопление неправильно расценивать, как это иногда бывает, как «13-ю платежку» за отопление. Смысл корректировки заключается в уточнении ежемесячных платежей, которые вносились исходя из нормативов потребления, и не учитывали реальную температуру наружного воздуха.

Исполнитель может делать корректировку платы по отоплению в любое время с единственным нормативным ограничением «1 раз в год». Конкретных требований к моменту осуществления корректировки платы за отопление (когда нужно делать корректировку) и прежняя и новая редакции Правил-307 не устанавливали. Такая корректировка могла производиться 1 раз в год, как по окончании отопительного периода (например, выставляться потребителям в платежном документе за май текущего года), так и по окончании календарного года (т.е. выставляться потребителям в платежном документе за декабрь текущего года или за январь следующего года). Если период корректировки не совпадает с календарным или бюджетным годом, то в соответствии с требованиями ст. 6 Федерального закона от 26 декабря 2005 г. № 184-ФЗ, исполнитель обязан сравнивать динамику платежей за все коммунальные услуги за соответствующий месяц с предельным индексом, установленным на соответствующий финансовый год. Дело в том, что тарифы, влияющие на стоимость коммунальных услуг, как правило, устанавливались с 1 января и до 31 декабря. При сравнении необходимо сделать вывод о наличии или отсутствии превышения таких суммарных платежей по действующим в текущем году тарифам на соответствующие товары и услуги организаций коммунального комплекса над суммарным платежом за тот же перечень и объемы коммунальных услугпо тарифам, действующим на конец предыдущего финансового года. Превышение не может превышать установленный предельный индекс. Соответственно, нельзя сравнивать с установленным предельным индексом только изменение платы за отопление.

Изменения пп. «б» п. 19 и пп. 2 п. 1 приложения № 2 к Правилам-307 вступили в силу с 7 июня 2011 г. В связи с этим у отдельных исполнителей возник вопрос: можно ли провести корректировку платы за отопление после этой даты, но за месяцы предыдущего отопительного периода. Можно ли с 7 июня 2011 г. сделать корректировку за период с 1 января до 14 апреля 2011 г.?

Поскольку норма об отмене корректировке платы за отопление при отсутствии коллективного прибора учета тепловой энергии формально уже не действует, то практиками высказывалось сомнение, не придается ли обратная сила положениям постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ «акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие» (п. 1 ст. 4) и уточняется, что «договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров» (п. 4 ст. 421, ст. 422). Необходимо отметить, что в рассматриваемом в статье случае, во-первых, пп. «б» п. 19 и пп. 2 п. 1 приложения № 2 к Правилам-307 в новой редакции применяются к отношениям по оплате коммунальных услуг, которые возникают после введения в действие изменений. То есть определение размера ранее произведенных платежей за отопление поправками никак не затрагиваются ни в сторону увеличения, ни в сторону уменьшения. Просто, начиная с 7 июня, основание для корректировки Правительством РФ исключено на будущее время. Во-вторых, изменения, вносимые в Правила-307 постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354, не содержат требований об изменении ранее заключенных гражданско-правовых договоров в отношении изменения порядка расчета размера платы за коммунальные услуги и (или) за коммунальные ресурсы.

Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги, в том числе порядок корректировки платы за коммунальную услугу отопления, на основании ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации императивно определяется постановлением Правительства РФ (в настоящее время Правилами-307). Определять размер платы за коммунальные услуги можно только так, как это устанавливают действующие в соответствующий момент времени правила предоставления коммунальных услуг. Изменять договором управления, равно как и любым гражданско-правовым договором, императивные нормы действующих правил — нельзя. Это будет противоречить п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса РФ. То есть, даже если в договоре управления по решению общего собрания собственников помещений или решением управляющего будет установлен какой-то иной порядок расчета платы за коммунальные услуги (например, вводить или отменять корректировку, изменять формулы), чем установленный Правительством РФ, то после такого изменения положений правил все равно для расчета платы за коммунальные услуги должен применяться порядок, установленный Правилами-307. Иначе поступить исполнитель не может.

Для многоквартирных домов, в которых отсутствуют коллективные (общедомовые), общие (квартирные) и индивидуальные приборы учета тепловой энергии, установлен следующий порядок применения п. 19 Правил-307 (в редакции постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354):

а) с 7 июня 2011 г. исполнитель не может 1 раз в год осуществлять корректировку размера платы за коммунальную услугу отопления, данные о размере такой корректировки не могут отражаться в выставляемых платежных документах, выставлять суммы доплаты, рассчитанные с использованием формул 2 и 4 приложения № 2 к Правилам-307, суммы такой корректировки не могут взыскиваться с потребителей, даже в том случае если, корректировка, приходится на то время, когда еще действовала прежняя редакция пп. «а» п. 19 Правил и пп. 2 п. 1 приложения № 2 к Правилам-307;

б) собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, а также наниматели жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда с 7 июня 2011 г. не обязаны оплачивать суммы перерасчета, если корректировка, приходится на то время, когда действовала новая редакция пп. «а» п. 19 Правил и пп. 2 п. 1 приложения № 2 к Правилам-307, и не имеют прав требовать возврата (зачета в счет будущих платежей) сумм переплаты, рассчитанные с использованием формул 2 и 4 приложения № 2 к Правилам-307 (если такие переплаты были).

Если до вступления в силу изменений в Правила-307, внесенных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354, в соответствии с ранее действующим порядком начислялась и выставлялась плата за коммунальные услуги, то с учетом положений ст. 157 Жилищного кодекса РФ, ст. 4 и 422 Гражданского кодекса РФ, такая плата не может пересчитываться по новым формулам приложения № 2 к Правилам-307 (в редакции постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354). Начисление платы за коммунальную услугу отопления с учетом корректировки и отражение перерасчета в выставляемых платежных документах с учетом корректировки в случае, указанном в п. 19 Правил-307, были правомерны только до 6 июня 2011 г. (включительно), когда такая возможность была предусмотрена Правилами-307.

К аналогичным выводам пришло Министерство регионального развития РФ в письме от 4 октября 2011 г. № 27005-АП/14 «О дополнительных платежах за коммунальные услуги». Общий вывод Минрегиона России звучит так: «после вступления в силу изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» указанные выше корректировки были полностью исключены. Выставление гражданам любых дополнительных платежей за коммунальные услуги по отоплению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению и электроснабжению в многоквартирном доме, не оборудованном общедомовым прибором учета, в настоящий момент не предусмотрено и, как следствие, незаконно». Это официальное разъяснение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, которое должно учитываться и контрольно-надзорными органами и всеми правоприменителями. Достаточно часто такие разъяснения Минрегиона России используются судами.

Помимо корректировки платежей за коммунальные услуги, предоставляемые исполнителями, достаточно часто в договорах ресурсоснабжения фиксировалось соглашение о проведении корректировок платы за приобретаемые исполнителями коммунальные ресурсы. В отношении приобретения исполнителями коммунальных услуг (управляющими организациями, ТСЖ, жилищными кооперативами) тепловой энергии у теплоснабжающей организации для предоставления коммунальной услуги отопления необходимо исходить из того, что при отсутствии в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии порядок расчета количества тепловой энергии определяется расчетным способом в порядке, установленном соглашением исполнителя коммунальных услуг и теплоснабжающей организации. Такое соглашение оформляется в договоре теплоснабжения. Этот же вывод указан в разъяснениях Министерства регионального развития РФ в письме от 28 мая 2007 г. № 10087-ЮТ/07 об особенностях осуществления корректировки платы за коммунальные ресурсы. Он основан на положениях п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса РФ.

На момент написания статьи Правительством РФ еще не утверждены правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями. Существует только проект данных правил. Будут ли в таких правилах прямые нормы, устанавливающие порядок расчета платы за тепловую энергию по договору теплоснабжения, определенно говорить пока нельзя. Поэтому до издания таких правил и других императивных норм по данному вопросу стороны договора теплоснабжения вправе самостоятельно устанавливать порядок расчета платы за тепловую энергию.

Если в договоре теплоснабжения, заключенном до изменения пп. «а» п. 19 Правил-307 и пп. 2 п. 1 приложения № 2 к Правилам-307, была предусмотрена корректировка платы за отопление в многоквартирных домах, в помещениях которых отсутствуют коллективные (общедомовые), общие (квартирные) и индивидуальные приборы учета тепловой энергии, то с учетом положений ст. 4, 421 и 422 Гражданского кодекса РФ положения договора теплоснабжения должны сохранять свою силу и после даты отмены корректировки постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354. При этом стороны в соответствии с п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса РФ имели право согласовать в договоре формулу расчета корректировки платы за потребленную тепловую энергию в домах, не оборудованных приборами учета, которая отличается от формулы, указанной в пп. 2 п. 1 приложения № 2 к Правилам-307. Как было сказано выше, в данном случае изменение Правил-307 означает только изменение порядка расчета платы за отопление на будущее время (с 7 июня 2011 г. включительно). Изменение порядка определения размера платы за коммунальные услуги (это отношения между потребителями и исполнителями коммунальных услуг) не является автоматическим изменением порядка расчета платы за коммунальные ресурсы между исполнителем (абонентом) и ресурсоснабжающей организацией. В этом случае теплоснабжающая организация на основании договора имеет право производить корректировку платы за потребленную тепловую энергию, приобретаемую абонентом (исполнителем). Что делать с образовавшейся дельтой? За счет каких средств ее покрывать? Нормативного ответа нет. Экономически исполнитель должен понимать, что существуют риски, которые надо предусматривать при заключении договоров ресурсоснабжения и в размере жилищных платежей и взносов. Ведь можно было не соглашаться на корректировку, или скоординировать оплату за тепло с получением платежей за коммунальные услуги отопления, или соглашаться на управление многоквартирным домом только при учете определенных рисков в плате за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Если в договоре ресурсоснабжения, заключенном до изменения пп. «а» п. 19 и пп. 2 п. 1 приложения № 2 к Правилам-307, вместо конкретной формулы корректировки платы за тепловую энергию была дана простая отсылка к правилам предоставления коммунальных услуг, тогда абонент (управляющая организация, ТСЖ) и ресурсоснабжающая организация договорились об использовании при расчетах за тепловую энергию того алгоритма расчетов, который указан в Правилах -307. Тогда изменение формул (пп. «а» п. 19 Правил-307 и пп. 2 п. 1 приложения № 2) должно приводить к прекращению применения корректировки платы за тепловую энергию с момента вступления в силу изменений в Правил-307. Основа здесь — соглашение двух сторон договора (п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса РФ). В этом случае теплоснабжающая организация после изменения Правил-307 уже не имеет право производить корректировку платы за потребленную тепловую энергию. Предусмотренная договором ресурсоснабжения корректировка платы за потребленную тепловую энергию в домах, не оборудованных приборами учета, может правомерно осуществляться теплоснабжающей организацией в течение периода действия такого договора.

Порядок проведения корректировки платы за тепловую энергию между абонентом и теплоснабжающей организацией Правилами-307 прямо не регулируется. При способе управления многоквартирным домом управляющей организацией теплоснабжающая организации не является исполнителем коммунальных услуг. Корректировка платы, предусмотренная договором, заключенным между управляющей и теплоснабжающей организациями является условием согласованным сторонами договора. Эта договоренность не противоречит действующему законодательству, даже с учетом изменений внесенных в постановление Правительства РФ № 307.

Представляется, что соглашение сторон договора теплоснабжения о порядке корректировки платы за потребленную тепловую энергию в домах, не оборудованных приборами учета, не противоречит п. 8 Правил-307 (, поскольку этот порядок не изменяет процедуру определения размера платы за коммунальные услуги, выставляемой управляющей организацией (ТСЖ) потребителям в многоквартирном доме. В новых Правилах-354 аналогичная норма, к сожалению, отсутствует. Изменения постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 положений Правил-307 в отношении корректировки платы за отопление при оплате коммунальных услуг не означает необходимости автоматического изменения заключенных до внесения таких изменений договоров теплоснабжения. В настоящее время какие-либо нормативные ограничения установления в договоре порядка расчета платы за потребленную тепловую энергию отсутствуют. Стороны договора по согласованию могут внести в договор теплоснабжения условия, отличные от положений Правил-307 по аналогичному вопросу. Поэтому, положения договоров теплоснабжения, содержащие формулу расчета корректировки платы за потребленную тепловую энергию в домах, не оборудованных приборами учета, будут соответствовать федеральному законодательству.

В практике есть случаи, когда согласия управляющей организации на проведение корректировки оформлено в договоре теплоснабжения в то время, когда управляющая организация при определении платы за коммунальные услуги потребителями уже не имела права делать корректировку платы за отопление. Такие соглашения для управляющей организации достаточно рискованны. Такой шаг можно расценивать, как добровольное принятие управляющей организацией на себя предпринимательского риска, который может быть учтен при предложении общим собраниям собственников помещений в многоквартирных домах соответствующего (адекватного риску) размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Необходимо отметить, что не все корректировки платы за отопление упразднены постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отсутствии или при оборудовании отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии корректировка размера платы за коммунальную услугу отопления – сохранена (пп. 3 п. 2 и пп. 3 п. 3 приложения № 2 к Правилам-307). Такая корректировка обеспечивает оплату потребленной в многоквартирном доме тепловой энергии исходя из фактического количества, определенного по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета.

Установление в договоре теплоснабжения между теплоснабжающей организацией и потребителем порядка оплаты тепловой энергии, потребленной в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, при котором исполнитель коммунальных услуг в течение года оплачивает теплоснабжающей организации потребление тепловой энергии исходя из ее среднемесячного объема потребления на отопление за предыдущий год и проведение 1 раз в год корректировки оплаты исходя из стоимости оплаченного количества тепловой энергии в течение года и годовой стоимости тепловой энергии, определенной исходя из показаний прибора учета, соответствует федеральному законодательству, в том числе п. 8 Правил-307.

Таким образом, проведение корректировок платы за отопление в соответствии с пп. «а» п. 19 и пп. 2 п. 1 приложения № 2 к Правилам-307 было легитимно в случае, если такая корректировка была проведенадо 6 июня 2011 г. включительно. Начиная с 7 июня 2011 г. проведение такой корректировки неправомерно независимо от того, за какой период времени она проводится.

Гордеев Д.П.- ведущий юрисконсульт Направления
городского хозяйства Фонда “Институт экономики города”

Плата за отопление: как проверить правильность начисления?

23.10.2018 Тепло / Отопление, теплоснабжение — оплата Михаил Козырев

С началом каждого отопительного сезона у жителей многоквартирных домов вновь и вновь возникает вопрос: по какому принципу мы платим «за тепло?», «не слишком ли много?» и «как проверить правильность начислений за отопление?».

А еще, плата за отопление – самая непонятная для граждан часть платежек за «коммуналку». В квитанциях, которые мы получаем, есть строка «Отопление». В ней – ничего не говорящая единица измерения — «гигакалории». И еще меньше нам что–либо объясняющая цифра в столбце «объем оказанных услуг».

Какие услуги? Как они считаются? Причем здесь калории? И откуда берется то их количество, которое почему-то приписывают к вашей квартире? Давайте разберемся.

Но скажем сразу – расчет суммы, которую вы должны платить за тепло, происходит по довольно сложным правилам. Они включают в себя много формул и требуют некоторого времени, чтобы разобраться.

Поэтому действовать предлагаем так: сперва рассмотрим логику расчетов в целом, вы сможете понять, какой из вариантов относится к вашему дому. А затем пройдемся по формулам, по которым идет расчет платы за отопление в каждом конкретном варианте.

Как рассчитывается плата за отопление. Общая логика

Итак, начнем с «калории», а точнее Гигакалории (Гкал). Это единицы измерения тепловой энергии. Она, тепловая энергия, подается в ваши квартиры посредством теплоносителя – т.е. нагретой до нужной температуры воды.

Проходя через систему отопления дома, теплоноситель отдает часть своей энергии и делает горячими батареи и стояки в вашей квартире. Поэтому естественно, что объем тепла, который к нам поступает в дом, и измеряется в Гкал.

Идем дальше… Откуда известно, сколько Гкал приходится именно на нашу квартиру?

Если у вас в квартире стоит счетчик тепла, то ответить на этот вопрос относительно просто. Сколько счетчик насчитал, столько и потребили. Плюс к этому надо добавить ту часть тепла, которая уходит на обогрев лестничных площадок, лифтовых холлов и т.п. Это называется тепло на общедомовые нужды. Как рассчитывается его объем, мы укажем ниже.

В целом можно сказать, что по квартирному счетчику тепла рассчитать объем своего потребления, конечно же, проще сего. Проблема, однако, в том, что счетчики тепла в квартирах многоэтажек начали ставить совсем недавно и мало у кого они сейчас установлены.

Плюс, действующее законодательство требует – для того, чтобы можно было рассчитывать плату за тепло исходя из показаний квартирных счетчиков тепла, они (счетчики) должны стоять во всех квартирах дома.

Это уточнение сужает круг платящих за отопление по показаниям квартирных приборов учета и вовсе до ничтожного в масштабах страны числа квартир. Тем не менее, такие люди есть, и действующее законодательство четко описывает, как им рассчитать свой платеж. Мы это подробно рассмотрим.

Но, возвращаясь к основной теме, необходимо заметить, что гораздо более распространен случай, когда счетчик тепла стоит на «входе» в многоквартирный дом. Такой счетчик называется общедомовой или коллективный. Его показания дают возможность понять, сколько тепла поступило в дом. Дальше можно вычислить, какая часть этой энергии приходится на каждую квартиру.

Распределение в данном случае происходит пропорционально площади квартир. Такой расчет выглядит вполне логичным. Все необходимые формулы мы приводим ниже.

Ну а что происходит, если общедомового счетчика тепла нет? Отвечаем: расчет осуществляется по нормативам отопления. Норматив в данном случае – это вычисленное количество тепловой энергии, которая необходимо для обогрева одного квадратного метра жилья в течении месяца. Измеряются они в Гкал на кв. метр.

Поскольку температурный режим у нас зимой в разных частях страны сильно отличается, то нормативы на отопление определяются региональными властями и отличаются в различных субъектах федерации. Кроме того, для разных типов жилья может быть установлены и разные нормативы. Что вполне логично – теплопотери в старом бараке и относительно современной 11-тиэтажке постройки 80-х годов, конечно же, разное.

Алгоритм расчета платы за отопление по нормативам достаточно прост. Площадь вашей квартиры умножается на действующий норматив, результат – объем тепловой энергии, который (теоретически) необходим, чтобы у вас было тепло. Естественно, что все эти подсчеты имеют несколько умозрительный характер и зачастую не соответствуют фактическим расходам тепловой энергии.

Наше правительство с платой за отопление по нормативам с некоторых пор упорно борется. Установка общедомовых счетчиков тепла признана обязательной. И если общедомового счетчика нет (хотя техническая возможность для его установки имеется), то плата за отопление начислять со «штрафными» коэффициентами. Сейчас (по состоянию на ноябрь 2016 года) этот коэффициент составляет 1,4. А с 1 января 2017 года он вырастет до 1,5. Подробности расчета по нормативу тоже приведем ниже.

А пока подведем промежуточный итог. Цифра, которая в вашей платежке описывает количество потребленного тепла может появится одним из трех способов:

  • исходя из показаний вашего квартирного счетчика тепла (плюс, приходящаяся на вашу долю часть потребления тепла на общедомовые нужды)
  • исходя из приходящегося на вашу долю общедомового объема потребления тепла (рассчитанного по общедомовому счетчику)
  • исходя из нормативов на отопление, если у вас в доме нет общедомового счетчика.

Еще одно важное уточнение: согласно действующему законодательству, плата за отопление может рассчитываться:

  • в течении лишь отопительного сезона
  • в течении всего года

Какому из этих вариантов следовать – решают региональные власти. Если принимается решение начислять плату за отопление в течении всего года, то в таком случае в формулах расчета платы за отопление применяются специальные поправочные коэффициенты. О них мы расскажем ниже, в разделе, где разбираются формулы.

Здесь же отметим одну важную вещь, касающуюся расчетов за тепло в течении всего года: если вы платите за тепло и в летние месяцы, а в вашем доме стоит общедомовой прибор учета тепла, то вам должны ежегодно делать корректирующий платеж за отопление.

Просто пометьте это для себя, подробнее к этому мы вернемся ниже.

Теперь, когда мы в общем выяснили, как рассчитывается плата за тепло, перейдем к формулам, описывающим, какой именно должен быть у вас платеж.

Как рассчитывается плата за отопление, если платежи приходят только в течении отопительного сезона?

В настоящее время стоимость услуги по отоплению рассчитывается на основании «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденные постановлением правительства РФ №354 от 6 мая 2011 года. Актуальную версию этого документа .

Чтобы в дальнейшем не путаться, будем называть этот документ проще – «Правила».

Еще раз уточним, если у вас плату за тепло начисляют только периоде октябрь — май, значит все, написанное этом разделе касается именно вас. Если же в вашем случае платежки за тепло приходят ежемесячно, в том числе и летом, то сразу переходите сюда.

Перейдем непосредственно к расчетам платы за тепло. Их алгоритм, как мы и писали выше, зависит от следующих факторов:

  • наличия в доме общедомового счетчика
  • наличия во всех квартирах и нежилых помещениях дома квартирных (индивидуальных) счетчиков тепла
  • а еще (об этом мы выше не писали, но теперь введем вас в курс дела) от наличия в не менее чем 50% жилых (и нежилых) помещений многоквартирного дома так называемых «распределителей»

Разберемся с каждым из этих пунктов.

Вариант 1. В вашем доме не установлен общедомовой прибор учета тепла.

В таком случае плата за отопление рассчитывается исходя из трех параметров:

  • утвержденного в вашем регионе норматива на отопление, сколько гигакалорий (Гкал) необходимо для отопления одного квадратного метра в течении месяца
  • утвержденного для вашего региона тарифа на отопление, т.е. сколько стоит одна Гкал
  • площади вашей квартиры (в отапливаемую площадь, напомним, не включается площадь лоджии или балкона).

Формула, которой описывается расчет платы за отопление при отсутствии индивидуального (квартирного) и общедомового счетчика выглядит так:

Pi=Si x Nt x Tt

где:

Si — общая площадь i жилого или нежилого помещения.

Nt — норматив потребления коммунальной услуги по отоллению.

Tt — тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ

Иными словами, берется площадь вашей квартиры, умножается на норматив по отоплению (сколько гикалалорий считается необходимым для отопления одного квадратного метра площади) и умножается на действующей у вас в регионе тариф на тепло (стоимость одной гигакалории).

Стоит так же учесть, что если у вас в многоквартирном доме общедомовой счетчик отопления не стоит, хотя техническая возможность для его установки имеется, то при расчете платы за отопление применяется повышающий коэффициент. Таким образом правительство стимулирует управляющие организации домов и жителей к установке общедомовых приборов учета.

Величина этого повышающего коэффициента на 2016 год принимается равной 1,4. А с 1 января 2017 г. — 1,5.

Коэффициент не применяется в том случае, если есть Акт обследования дома, в ходе которого было признано отсутствие технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

Вариант 2. Общедомовой счетчик тепла есть, квартирные счетчики отопления во всех квартирах не установлены

В данном случае ключевым является тот факт, что индивидуальными счетчиками обородованно НЕ 100% квартир и нежилых помещений.

Даже если счетчики будут стоять в 98 из 100 квартир, все равно расчет будет идти по формуле, которая приводится ниже:

Pi = Vд х Si / Sоб x Tт

где:

Vд — объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенной по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом.

Si — общая площадь i-го жилого или нежилого помещения

Sоб — общая площадь всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома

Tт — тарифы на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ.

Если упростить, то берется общий объем потребленного в многоквартирном доме тепла.

В нем определяется доля, приходящаяся на вашу квартиру (исходя из площади вашего жилья).

Получившееся количество тепла в гигакалориях умножается на действующий в вашем регионе тариф.

Вариант 3. Общедомовой счетчик стоит, индивидуальными счетчиками тепла оборудованы все квартиры (нежилые помещения)

Как указывалось чуть выше, ключевым является уточнение, что приборами учета тепла оборудованы именно «все» (100%) квартиры и нежилые помещения.

В таком случае применяется следующая формула:

Pi = (Vin+ Viодн x Si / Sоб) x TT

где:

Vin — объем (количество) потребленного за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении коммунального ресурса, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении.

Viодн — объем (количество) тепловой энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии.

Этот объем тепла на общедомовые нужды рассчитывается, в свою очередь по следующей формуле:

Viодн = Vд — ∑iVin

Si — общая площадь i-го помещения многоквартирного дома

Sоб — общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме

TT — тариф (цена) на коммунальный ресурс (в данном случе — на тепловую энергию), установленный в соответствии с законодательством РФ.

Суть в том, что берется количество тепла, потребленного в квартире (исходя из показаний квартирного счетчика) к нему плюсуется проходящийся на эту квартиру часть общедомового потребления тепла.

Получившаяся цифра умножается на действующий тариф на отопление.

Вариант 4. Плата за тепло в многоквартирном доме, где более 50% квартир оборудованы распределителями

Распределитель – это датчик, который устанавливается на батарею отопления (снаружи) и учитывает количество тепла, которое батарея отдает в окружающую среду. Иными словами, это аналог счетчика тепла, действующий на других принципах.

Правила требуют от коммунальщиков обязательно принимать показания распределителей для расчета платы за отопление. Нужно лишь, чтобы соблюдались два условия:

  • многоэтажка должна быть оборудована общедомовым (коллективным) прибором учета тепла
  • распределители должны быть установлены в квартирах, совокупно занимающих площадь более 50% всех жилых и нежилых помещений дома

Если эти условия соблюдаются, что раз в год (а по решению собрания жильцов – и чаще) плата за отопление квартир с распределителями корректируется исходя из показаний этих приборов.

Формула в данном случае действует такая:

где:

Pi — размер платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению в i-м оборудованном распределителями жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме за период, за который проводится корректировка,

k — количество оснащенных распределителями жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме,
p — количество распределителей, установленных в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме;

mqi — доля объема потребления коммунальной услуги по отоплению, приходящаяся на q-й распределитель, установленный в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, в объеме потребления коммунальной услуги по отоплению во всех оборудованных распределителями жилых помещениях (квартирах) и нежилых помещениях в многоквартирном доме.

Смысл в этой формуле такой:

  • берется вся плата за отопление, которую (исходя из нормативов, по формуле Варианта 2) заплатили квартиры, где установлены распределители
  • исчисляется доля каждого из ваших распределителей в объеме тепла, которое было учтено распределителями во всех квартирах
  • затем эти доли суммируются и таким образом вычисляется ваша доля в потреблении тепла среди всех квартир, оборудованных распределителями
  • умножаем совокупный объем платы за тепло всеми квартирами с распределителями на вашу долю в этом потреблении (судя по показания распределителей).
  • получившаяся цифра и будет вашем платежом за тепло за корректируемый период.

Если она окажется большей, чем вы уже заплатили – вам в ее счет засчитают будущую плату за тепло. Если меньшей – выставят дополнительный корректирующий платеж.

Как рассчитывается плата за отопление, если платежи приходят в течении всего года?

В данном случае плата за отопление взимается в течении всего года равными долями. Алгоритм расчета платежей здесь так же будет зависеть от

наличия/отсутствия общедомового прибора учета тепла

наличия/отсутствия индивидуальных счетчиков тепла в квартирах.

При этом, если в доме стоит общедомой прибор учета, то жильцам ежегодно должно проводить корректировки платы за отопление.

Итак, рассмотрим возможные варианты начисления платы за отопление.

Вариант 1. В доме нет ни общедомового, ни индивидуальных приборов учета тепла

Плата за отопление в i-том помещении (квартире) таком случае рассчитывается по нормативами. Формула расчета такая:

Pi = Si x (NT x K) x TT

где:

Si — общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);

NT — норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м);

К — коэффициент периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услуг по отоплению, определяемый путем деления количества полных месяцев отопительного периода в году на количество календарных месяцев в года.

TT — тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал);

При этом, если у вас в многоквартирном доме общедомовой счетчик отопления не стоит, а техническая возможность для его установки имеется, то при расчете платы за отопление будет применен повышающий коэффициент.

Величина этого коэффициента на 2016 год принимается равной 1,4. А с 1 января 2017 г. — 1,5.

Коэффициент не применяется в том случае, если есть Акт обследования дома, в ходе которого было признано отсутствие технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

Вариант 2. В доме установлен общедомовой счетчик тепла, квартирные счетчики тепла установлены не во всех квартирах и нежилых помещениях

В таком случае расчет платы за отопление осуществляется по следующей формуле:

Pi = Si x VT x TT

где:

Si — общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);

VT — среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м) исходя из показаний коллективного прибора учета тепла;

TT — тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).

В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле расчета платы за тепло по нормативу.

Раз в год размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома должен корректироваться по формуле:

Pi = Pk.пр x Si / Sоб — Pfn.i

где:

Pk.пр — размер платы за тепловую энергию, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме (руб.)

Si — общая площадь i-того помещения (квартиры, нежилого помещения) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);

Sоб — общая площадь всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома (кв. м);

Pfn.i — общий размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома за прошедший год (руб.).

Иными словами, начисление платы за тепло идет исходя среднемесяного объема потребления, зафиксированных общедомовым счетчиком за прошлый год.

Когда появляются данные по среднему потреблению тепла в текущем году производится перерасчет (корректировка) исходя из этих данных.

Вариант 3. В доме стоит общедомовой прибор учета тепла, все (100%) квартир и нежилых помещений оборудованы индивидуальными счетчиками тепла

Ключевым здесь является уточнение, что приборами учета тепла оборудованы именно «все» (100%) квартиры и нежилые помещения.

В таком случае применяется следующая формула:

Pi = (Vin+ Viодн x Si / Sоб) x TT

где:

Vin — объем (количество) тепловой энергии, определенный исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление по показаниям индивидуального (квартирного) прибора учета за предыдущий год

Si — общая площадь i-го помещения многоквартирного дома

Sоб — общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме

TT — тариф (цена) на коммунальный ресурс (в данном случе — на тепловую энергию), установленный в соответствии с законодательством РФ.

Viодн — объем (количество) тепловой энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии.

Этот объем тепла на общедомовые нужды рассчитывается, в свою очередь по следующей формуле:

Viодн = VД — ∑iVin

где:

VД — объем тепловой энергии, потребленной в многоквартирном доме за расчетный период, определенный исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за предыдущий год.

Суть в том, что берется количество тепла, которое потреблялось квартирой в среднем в месяц в прошлом году (по показаниям квартирного счетчика) и к нему плюсуется проходящийся на эту квартиру часть прошлогоднего общедомового потребления тепла.

Получившаяся цифра умножается на действующий тариф на отопление.

При этом размер платы за отопление в i-том жилом или нежилом помещении многоквартирного дома один раз в год корректируется по формуле:

Pi = Pk.p — Pn.p. — Pn.n. / Sоб. x Si

где:

Pk.p — размер платы за тепловую энергию, потребленную за истекший год во всех помещениях, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета и тарифа на тепловую энергию, утвержденного в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб.);

Pn.n — размер платы за тепловую энергию, потребленную за расчетный период в помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный исходя из норматива потребления тепловой энергии и тарифа на тепловую энергию, утвержденного в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Sоб — общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (кв. м);

Si — общая площадь i-того помещения (квартиры, нежилого помещения) в многоквартирном доме (кв. м);

Pnp — размер платы за тепловую энергию, потребленную за прошедший год в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепла, за исключением объемам (количества) тепловой энергии, потребленной за прошедший год во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме. Этот показатель определяется, в свою очередь, по формуле:

Viодн = VД — ∑iVin

где:

VД — объем тепловой энергии, потребленной в многоквартирном доме за расчетных период, определенный исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за предыдущий год.

Vi — объем потребления тепловой энергии в i-том жилом или нежилом помещении, исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление по счетчику за предыдущий год.

Вместо заключения

Прочив все, написанное выше, мы полагаем, вы не могли не задать вопроса — и что дальше? Хорошо, формулы более-менее понятны. Но как узнать, есть ли у нас в доме коллективный прибор учета, как познакомиться с его показаниями? Какой у нас в регионе действует норматив на отопление, тарифы на тепло? Где все это взять?!

Эти вопросы правомерные и надеемся, в обозримое время мы попробуем в следующем материале дать на них (и ряд других, не менее актуальных) ответы.

Но, надеемся, эта статья, которую вы уже прочитали, даст вам возможность хотя в общих чертах начать ориентироваться в вопросе. И это уже большое дело. Ведь за тепло из коммунальных услуг мы платим дороже всего. И хорошо бы понимать, хотя бы в первом приближении, откуда берутся цифры в строчке «отопление» наших квитанций.