Кодификация российского законодательства

Систематизация российского законодательства

В начале XIX в. в России продолжали действовать законодательные акты и многочисленные указы, принятые в XVII и XVIII вв. Последним универсальным систематизированным сборником, охватывающим почти все отрасли права, было Соборное уложение 1649 г. В XVIII в. неоднократно предпринимались попытки создать новое Уложение, было создано в общей сложности девять кодификационных комиссий, но ни одна из них не добилась успеха. Уровень правовой культуры участников комиссий был невысок, они так и не выработали единых технических способов систематизации.

В начале XIX в. пестрота и непоследовательность законодательства существенно затрудняли деятельность государственных органов, не было единообразия в применении нормативных актов, многие из них вообще не были опубликованы. По одному и тому же вопросу судьи могли обнаружить источники с противоположными нормами. Это порождало беспорядки и злоупотребления в судах. Настоятельная потребность общей систематизации вызывалась и развитием капиталистических отношений в стране.

Александр I в 1801 г. учредил еще одну, десятую но счету, Комиссию составления законов во главе с советником П. В. Завидовским. Комиссия провела значительную подготовительную работу. Но свое логическое завершение систематизация российского законодательства получила лишь при Николас I.

Успеху систематизации второй половины 20—30-х гг. в XIX в. способствовал субъективный фактор: ее фактически возглавил М. М. Сперанский, впервые привлеченный к кодификационным работам еще в 1808 — 1809 гг. В то время в рамках своего плана радикальных буржуазных преобразований он к 1810 г. разработан проект гражданского кодекса, за образец которого был принят Французский гражданский кодекс 1804 г. Но из-за обострения отношений с наполеоновской Францией проект был отклонен. Та же судьба постигла проекты уголовного уложения 1813 г. и торгового уложения 1814 г.

В январе 1826 г. Сперанский предложил реорганизовать Комиссию составления законов и возложить работы по систематизации на Второе отделение Собственной его императорского величества канцелярии (под надзором императора). Также он предложил новый, трехэтапный план законодательных работ:

  • 1) создание полного собрания законов (как действующих, так и утративших силу) и опубликование их в едином сборнике;
  • 2) создание свода законов, т.е. подготовка сборника действующих законодательных актов;
  • 3) создание гражданского и уголовного уложений, т.е. проведение собственно кодификации.

Николай I утвердил первые два этапа, а исполнение третьего было отложено до окончания первых двух. Император, несмотря на его размышления о необходимости отмены крепостничества, не разрешил проникнуть в право «новым веяниям». Он дал общую установку ничего не менять в праве, а лишь привести в порядок существующие нормы, и лично наблюдал за проведением в жизнь этой директивы. Собственно, для этого систематизация и была передана Второму отделению Собственной его императорского величества канцелярии, а не Государственному совету, который должен был заниматься подготовкой законопроектов. Да и возглавил Второе отделение формально не Сперанский, к которому монарх относился с подозрением, зная о его либеральных взглядах, а профессор, тайный советник М. А. Балугьяпский.

Итак, юристы сначала приступили к созданию Полного собрания законов Российской империи (далее — ПСЗ). Первое ПСЗ было окончено в 1830 г. и включало в себя все российские законодательные акты с 1649 («Соборное Уложение») по 1825 г., расположенные в хронологическом порядке. Таких актов набралось свыше 50 тыс., они составили 46 томов. Одновременно велись работы над изданием второго ПСЗ (оно включало законодательство с 1825 г. (впоследствии доведено до 1881 г.). Ежегодно издавался том ПСЗ, в который включались все акты, принятые за год. Полное собрание стало актом инкорпорации законодательства.

В 1832 г. был издан, а 31 января 1833 г. утвержден в качестве действующего источника права Свод законов Российской империи. В отличие от ПСЗ нормативный материал был в нем расположен не но хронологическому, а по отраслевому принципу, причем не только по отраслям нрава, но и по отраслям управления. При составлении Свода редакционная обработка текста заключалась в основном в исключении недействующих норм и в устранении противоречий. Подчас составители даже позволяли себе сами формулировать новые нормы, которых не было в действующем законодательстве, особенно в сфере гражданского права.

Свод законов был издан в XV томах, объединенных в восемь книг. Книга 1-я включила в основном законы об органах власти и управления и государственной службе; 2-я— уставы о повинностях; 3-я — устав казенного управления (уставы о податях, пошлинах, сборах); 4-я — законы о сословиях (законодательству о правовом положении населения был посвящен IX том); 5-я — гражданское законодательство (т. X); 6-я — уставы государственного благоустройства — уставы кредитных установлений, уставы торговые и о промышленности (т. XI); 7-я — уставы благочиния (уставы о народном продовольствии, общественном призрении и врачебный и др.); 8-я — уголовное право (т. XV).

Свод законов переиздавался в 1842, 1857, 1885 гг. Его структура оставалась неизменной. Лишь в 1885 г. был добавлен XVI том, содержащий процессуальное законодательство.

Среди историков отечественного государства и права существуют разногласия в оценке юридической природы Свода законов 1833 г. О. И. Чистяков и некоторые другие авторы считают его результатом инкорпорации, Б. В. Виленский и Ю. М. Понихидин оценивают Свод законов как акт кодификации.

Свод законов — акт консолидации, т.е. такой способ систематизации, при котором множество правовых актов по одному или смежным вопросам объединяются в один новый правовой акт без коренной переработки содержания.

После издания Свода законов М. М. Сперанский мыслил приступить к третьему этапу систематизации — к собственно кодификации, к созданию уложений, которые должны были содержать не только старые, но и новые нормы, развивать право. Осенью 1836 г. реформатор совместно с министром юстиции Д. В. Дашковым возбудил вопрос о «систематическом пересмотре» Свода законов, предлагая на выбор создать полноценное гражданское или уголовное уложение. Император распорядился начать с уголовного и уголовно-процессуального законодательства. В итоге 15 августа 1845 г. было утверждено Уложение о наказаниях уголовных и исправительных — первый самостоятельный уголовный кодекс России.

  • См.: История отечественного государства и права : учебник для бакалавров / МГУ им.М. В. Ломоносова ; под ред. О. И. Чистякова. 5-е изд., перераб. и доп. М. : ИздательствоЮрайт, 2012. С. 60.
  • См.: История отечественного государства и права : курс лекций : учеб, пособие.2-е изд., доп. и перераб. / И. В. Архипов, Ю. М. Понихидин, О. Ю. Рыбаков и др.; под ред.Ю. М. Понихидина. М.: Проспект, 2009, С. 146.

Кодификация

Кодифика́ция (общее значение) — упорядочивание какого-либо текста, перенумерация его частей, разделение на главы, подглавы, параграфы, в том числе для облегчения цитирования и ссылок при работе с данным текстом. Играет прогрессивную роль в истории различных древних и современных текстов. Постоянно используется для составления дайджестов, книг, журналов и т. д.

Кодификация в юриспруденции — способ систематизации, который состоит в существенной переработке, изменении и обновлении правовых норм определенной отрасли или подотрасли права и принятии нового кодификационного акта. К таким кодификационным актам относятся своды законов, кодексы, основы законодательства, уставы, регламенты, положения и т.д.

Кодификационный акт отличается качественной новизной содержащихся в нем нормативно-правовых положений. Это новый акт как по форме, так и по своему нормативно-правовому содержанию и характеру. Некоторые кодификационные акты, например, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Семейный кодекс и т.д., носят общеотраслевой характер и включают в себя все основные нормы соответствующей отрасли права. Другие кодификационные акты объединяют нормы права определенной правовой подотрасли (например, Бюджетный кодекс, Таможенный кодекс Таможенного союза и т.д.) или института (например, Устав железных дорог, Устав патрульно-постовой службы и т.д.).

  1. юр. Систематизация законов государства по отдельным отраслям права, обычно с пересмотром имеющегося и отменой устаревшего законодательства.
  2. лингв. Упорядочение норм языка и их фиксация в справочниках, словарях, грамматиках и т. п.

(Толковый словарь иноязычных слов. Л. П. Крысин).

  1. Систематизация, приведение к общему знаменателю разрозненных норм морали (М. В. Гуреев, доцент НовГУ).

Что собой представляет кодификация законов?

В принципе, кодификационный акт отличается повышенным качеством содержания нормативно-правовых положений. То есть, другими словами, это новый акт, который имеет новые аспекты формирования формы, характера и нормативно-правового содержания. В тоже время, некоторые кодификационные акты, которые представлены в нашей стране в виде кодексов, имеют общеотраслевой характер и включают в себя ряд основных норм, которые соответствуют той или же иной отрасли права. Есть также кодификационные нормы, которые в своем составе объединяют нормы право четко определенной подотрасли. К данной кодификации можно отнести Таможенный кодекс, Бюджетный кодекс и пр.

  1. Кодификация представляют собой систематизацию определенных законов всего государства, по четко определенным отраслям права, причем, в данном случае, формируется возможность пересмотра или же отмены устаревших норм законодательной базы;
  2. Кодификация включает в себя систематизацию подзаконных актов, а также актов в определенной подотрасли. В данном случае, речь идет о кодексах, которые в своем составе имеют сбор правил четко определенной направленности, например, Бюджетный кодекс страны.

Особенности кодификации

В нашей стране кодификацией считается процесс деятельности специализированных компетентных государственных органов. Данная деятельность изначально направлена на переработку несистематизированного правового массива. Другими словами, каждый кодекс представляет собой своеобразную кодификацию законодательной базы четко направленного значения в определенном правовом поле. Например, Уголовный кодекс РФ в своем составе содержит всю законодательную базу, которая прямо или же косвенно затрагивает вопрос уголовного права.
Сам по себе процесс кодификации напрямую связан с созданием нормативно-правовых актов, которые в своем составе содержат взаимосвязанные нормы и гармонизированные аспекты. То есть, в один свод включаются все законодательные акты, которые используются в четко определенном правовом поле. Как яркий пример кодификации можно привести процесс создания кодексов, в состав которых входят все нормативные акты, касающиеся четко определенного вида деятельности – правового поля.

Что такое перепланировка по закону
Приобретая квартиру, новый собственник практически всегда начинает делать ремонт. Это касается как первичного, так и вторичного жилья. Часто, следуя моде или своим представлениям…

Что должно остаться в квартире при продаже по закону?
В принципе, нет федерального закона, который смог бы определить, что именно должно остаться в помещении, после продажи. В тоже время, опытные юристы указывают на необходимость…

Когда и кем был издан первый закон об охране природы?
С древних времен природа была объектом поклонения человека, ведь она обеспечивала ему жизнь и пропитание. Первобытные люди не понимали многих явлений природы и боялись их. Но все…

Почему надо соблюдать законы?
Законы представляют собой общественно-государственные нормы поведения, и они считаются обязательными для всех. Неисполнение законодательной базы несет за собой массу негативных…

Кодификация права Российской империи

Работы по кодификации российского права начались еще при Петре I, продолжались весь в XVIII в. и закончились стараниями М.М. Сперанского в 1830-х годах. Именно М.М. Сперанский в 1826 г. определил подход к кодификации — сведение воедино всех существующих законов, и действующих и недействующих. Таким хронологическим собранием действующих и недействующих законов стало Полное собрание законов Российской империи. В него вошло более 330 тыс. нормативных актов, разделенных на два этапа: первый — от Соборного Уложения до 12 декабря 1825 г. (Манифест Николая I о вступлении на престол): второй — от 12 декабря 1825 г. до текущего момента.

Одновременно был сформирован и сборник действующего законодательства — Свод законов Российской империи.

10 января 1832 г. Государственный совет рассмотрел все подготовленные 15 томов Свода законов и 56 томов Полного собрания законов. Было принято решение ввести в действие Свод законов Российской империи с 1 января 1835 г.

Первое издание Свода законов было в 1832 г. Потом было два полных (1842 и 1857) и шесть неполных (1876, 1883, 1885, 1886, 1887, 1889) изданий.

Свод законов состоял из восьми разделов:

  • (1) Основные государственные законы
  • (2) Учреждения
  • • Центральные
  • • Местные
  • • Устав о государственной службе
  • (3) Законы правительственных сил
  • • Устав о повинностях
  • • Устав о податях и пошлинах
  • • Устав таможенный
  • • Уставы монетный, горный и о соли
  • • Уставы лесной, оборонных статей и счетные
  • (4) Законы о состояниях
  • (5) Законы гражданские и межевые
  • (6) Уставы государственного благоустройства
  • • Уставы духовных дел иностранных исповеданий, кредитный, торговый, промышленный
  • • Уставы путей сообщения, почтовый, телеграфный, строительный, Положения о взаимном пожарном страховании, о сельском хозяйстве, о найме на сельские работы, о трактирных заведениях, о колониях иностранцев на территории империи
  • (7) Уставы благочиния
  • • Уставы о народном продовольствии, об общественном призрении, врачебный
  • • Уставы о паспортах, о беглых, цензурный, о предупреждении и пресечении преступлений, о содержащихся под стражей, о ссыльных
  • (8) Законы уголовные

Анализируя нормативный материал Свода законов, можно сделать вывод, что в этот период сложились основные отрасли права — государственное, гражданское, административное, уголовное, процессуальное.

Государственное право. В статье 1 Основных государственных законов была сформулирована идея самодержавной власти: «Император России есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной его власти не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает». Царская власть закреплялась как наследственная, наследником признавался старший сын императора. Содержались члены императорской фамилии за счет казны и доходов от удельного имущества.

Различались органы верховного и подчиненного управления.

Органы верховного управления: (1) Государственный совет;

(2) Кабинет министров; (3) Канцелярия императора; (4) Двор императора.

Органы подчиненного управления: (1) Сенат; (2) министерства.

Частное (гражданское) право. Разграничивались правоспособность и дееспособность. Ограничивались правоспособность и дееспособность духовных лиц и евреев. Крестьянам запрещено было выходить из общины и закреплять за собой земельный надел. Запрещались браки христиан и нехристиан. Поляки не имели права приобретать в собственность, брать в залог и арендовать земли в ряде регионов страны. Продолжали существовать право родового выкупа и система майоратов.

Система вещного права включала право собственности, право владения, право на чужую вещь (сервитуты) и залоговое право.

Собственность определялась как «власть в порядке гражданскими законами установленном, исключительно и независимо… владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом вечно и наследственно».

Различались законное и незаконное владения. Всякое владение (даже незаконное) охранялось от насилия и самоуправства до тех пор, пока имущество не будет присуждено другому лицу.

Сервитутные права включали: (1) ограничения на «право участия общего» (ограничения в праве собственности, установленные законом в пользу всех без изъятия: например, право проезда по дорогам) — вещные сервитуты; (2) ограничения на «право участия частного» (ограничения собственности в пользу какого-либо определенного лица) — личные сервитуты.

В залоговом праве различались залог частным лицам и залог в кредитных учреждениях.

Обязательственное право. Различались обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда. Предметом договора могли быть имущество или действия лиц. Цель договора не могла противоречить закону и общественному порядку. Договор заключался по взаимному согласию сторон. Провозглашалась свобода договоров. Недозволенная цель (когда договор был направлен на нанесение ущерба казне, на расторжение законного супружества, на уклонение от уплаты долгов и т.п.) делала договор ничтожным.

Средствами обеспечения исполнения договоров выступали задаток, неустойка, поручительство, залог и заклад.

Договоры оформлялись домашним, нотариальным (договоры мены или продажи имущества), явочным или крепостным порядком.

Семейное право. Единственной формой брака был церковный брак. Условия вступления в брак и его расторжения брались из норм и правил соответствующего вероучения (православия, католичества, лютеранства, мусульманства, иудаизма).

Для православного брака условиями вступления в брак были достижение брачного возраста (16 лет для невесты, 18 лет для жениха) и наличие свободы воли и сознания.

Препятствиями к вступлению в брак служили: состояние в другом браке, духовный сан и монашество, различие вероисповеданий, родство и свойство (до четвертой степени включительно), осуждение на безбрачие (за прелюбодеяние).

Жена была обязана всюду следовать за мужем. Жена получала паспорт с разрешения мужа. Нарушившая супружескую верность жена могла быть подвергнута недолгому тюремному заключению. Однако закон защищал имущественные права женщины в браке: имущество супругов было раздельным; супруги могли вступать друг с другом в обязательства и сделки.

Закон делил детей на законных и незаконнорожденных, которые не имели права на фамилию отца и его имущество. В случае неповиновения дети по требованию родителей могли быть заключены в тюрьму на небольшой срок.

В отношениях между родителями и детьми также действовал принцип раздельности имущества.

Наследственне право. Расширялась завещательная свобода: завещать можно было кому угодно и что угодно из имущества. При этом признавались недействительными завещания, сделанные безумцами, умалишенными, самоубийцами, несовершеннолетними, монахами, лицами, по суду лишенными прав состояния. Не имели силу завещания недвижимости в пользу евреев, поляков и иностранцев в тех местах, где они не могли владеть недвижимостью. Закон различал нотариальные и домашние завещания, в обоих случаях требовалось присутствие свидетелей при составлении завещания.

К наследованию по закону призывались все кровные родственники без различия степеней; они призывались к наследованию по степени кровного родства, причем ближайшие устраняли дальнейших. Ближайшими наследниками были нисходящие родственники — дети, внуки, правнуки.

Когда сестер не было, братья поровну делили имущество родителей. Когда не было сыновей и внуков, дочери делили наследство поровну. При наличии сыновей и дочерей — дочери получали по 1/14 части недвижимого имущества и по 1/8 движимого имущества; все остальное делилось поровну между сыновьями.

При отсутствии родственников по нисходящей линии наследство переходило к боковым родственникам. При этом родители отстранялись от наследования: они имели право пожизненного пользования имуществом своих детей, умерших без потомков и не оставивших завещания.

Супруги наследовали друг после друга в размере 1/7 недвижимости и 1/14 движимого имущества.

Когда после умершего не оставалось наследников или никто не являлся в течение 10 лет со времени вызова к наследству, имущество признавалось выморочным и поступало государству, дворянству, губернии, городу или сельскому обществу.

Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. Это был первый уголовный кодифицированный акт (принят 1845).

Под преступлением в Уложении понималось «как само противозаконное деяние, так и неисполнение того, что под страхом наказания законом предписано» (с 1848 г. стали проводить различие между преступлением и проступком).

Уложение перечисляло основания, по которым устранялось вменение: случайность, малолетство, безумие, сумасшествие, беспамятство, ошибка, принуждение, непреодолимая сила, необходимая оборона.

Субъективная сторона подразделялась на: (1) умысел — с заранее обдуманным намерением и с внезапным побуждением; (2) неосторожность, при которой последствия деяния не могли быть с легкостью предвидены; вредных последствий невозможно было предвидеть вообще.

Уложение различало соучастников в преступлении (1) по предварительному соглашению участников; (2) без предварительного соглашения. Уложение выделяло следующие виды соучастников — зачинщиков, сообщников, подговорщиков, подстрекателей, пособников, попустителей, укрывателей.

Система преступлений включала 12 разделов, каждый из которых делился на главы и отделения. Важнейшие группы преступлений:

  • (1) преступления против веры;
  • (2) государственные преступления;
  • (3) преступления против порядка управления;
  • (4) должностные преступления;
  • (5) имущественные преступления;
  • (6) преступления против благочиния;
  • (7) преступления против законов о состоянии;
  • (8) преступления против жизни, здоровья, свободы и чести частных лиц;
  • (9) преступления против семьи;
  • (10) преступления против собственности.

Уложение предусматривало 11 родов наказаний, разделенных на 35 ступеней, расположенных по степени тяжести (от смертной казни до внушения).

Имелось несколько классификаций наказаний.

Согласно основной классификации все наказания делились на:

  • (1) уголовные: лишение всех прав состояния и смертная казнь, лишение всех прав состояния и ссылка на каторгу, лишение всех прав состояния и ссылка на поселение в Сибирь, лишение всех прав состояния и ссылка на поселение на Кавказ;
  • (2) исправительные: лишение всех особенных прав и преимуществ и ссылка в Сибирь, отдача в исправительные арестантские отделения, ссылка в другие губернии, заключение в тюрьму, заключение в крепости, арест, выговор в присутствии суда, замечания и внушения, сделанные судом или должностным лицом, денежное взыскание.

Лишение всех прав состояния означало гражданскую смерть: лишение прав, преимуществ, собственности, прекращение супружеских и родительских прав.

Все наказания также подразделялись на:

  • (1) общие — главные (11 родов наказания); дополнительные (поражение в правах, покаяние, конфискация, учреждение опеки, отдача под надзор полиции) — следовали как дополнение к главному наказанию; заменяющие — могли заменять главные наказания;
  • (2) особенные — исключение со службы, отстранение от должности, понижение по службе, выговор, вычет из жалованья, замечание;
  • (3) исключительные — лишение христианского погребения, частичное лишение права наследования.

Эволюционное развитие юридических понятий и их закрепление в современной юриспруденции

Важнейшую роль во всякой науке, и в пер­вую очередь в юридической, играют поня­тия и категории, выступающие основой методов познания, хотя сами по себе и не являющиеся самостоятельным методом научного познания.

Теоретическое освоение интересую­щей предметной области окружающей действительности всегда предполагает выработку и использование познающим некоторой системы категорий и понятий — мысленных отражений в особой форме предметов реального мира. Эта система и образует исходную логико-методологи­ческую базу теоретического исследова­ния — понятийно-категориальный аппарат, позволяющий впоследствии развить про­цесс познания от общего к частному, от теории к практике. Собственный понятийно-категориаль­ный аппарат, собственный «язык» имеет и юридическая наука. Формирование юридической терминологической системы — это сложный и дли­тельный процесс. Он связан, прежде всего, с эволюцией общества, с постепенным изменением уровня общественного сознания, с развитием русского языка.

Зарождение и первоначальное разви­тие систем российского права относятся к далекой древности. Сход­ство религиозных верований, политиче­ского устройства, уголовных, гражданских и процессуальных институтов, наблюдае­мое у всех славянских народов в первые столетия их исторической жизни, и мно­жество терминов, означающих до нашего времени в славянских языках одинаковые религиозные, политические и юридиче­ские понятия, учреждения и отношения, доказывают, что в существующих чертах своих система права славяноруссов язы­ческой эпохи сложилась уже во время гео­графического и этнографического един­ства славянских народов в общей их пра­родине.

Последующее формирование российской юридической терминологической сис­темы можно представить в виде нескольких направлений:

1) внедрение в российский юридиче­ский язык понятий и терминов из различ­ных отраслей знаний и областей жизнеде­ятельности общества;

2) своеобразная «терминологическая миграция», происходящая внутри россий­ского юридического языка;


3) заимствование из других языков по­нятий и терминов — формирование ино­язычного терминологического пласта рос­сийского законодательства.

Понятийно-категори­альный аппарат теории государства и пра­ва можно определить как систему обще­научных (философских, социологических, психологических, политологических и др.) и частнонаучных (специальных) категорий и понятий, образующих главный и исход­ный компонент познавательного инстру­ментария юридической науки в целом.

Понятия в юриспруденции динамичны, многие из них были сформулированы в древности и составляли понятийный аппа­рат архаичных правовых культур. Такими понятиями, как «государство», «справед­ливость», «закон», «государственное уст­ройство», оперировали, наполняя их соот­ветствующим содержанием, древнегре­ческие философы.

Значительный вклад в развитие юриди­ческого языка внесла правовая культура Древнего Рима. Многие формулы и терми­ны римского права и сегодня являются практической принадлежностью культурно­го оборота и широко используются в юри­дической и общей литературе. Латинизмы вместе с обозначаемыми ими понятиями или прямо вошли в русский язык (адвокат, администрация, версия, милиция и др.), или прошли через посредство французско­го (магистратура, министр) и итальянско­го языков (валюта, контрабанда, мафия). Другим важным источником формирования юридической терминологии является искон­ная лексика русского языка.

С появлением новых реальностей одни правовые понятия возникают, другие устаревшие — отмирают. Новые широкие общественно-политические движения и те­ории, философские концепции неизбежно несут с собой и новые понятия. Таковы, на­пример, «конституционализм», «парламен­таризм», «социальное государство» и др. Иным содержанием наполняются сегодня и такие понятия, как «народ», «власть», «пра­ва человека», «правовое государство» и др.

Таким образом, возникнув, понятия не остаются неизменными, застывшими, они постоянно развиваются, корректируются, часто наполняются новым содержанием. Правовые понятия имеют особый пред­мет отражения — государственно-право­вые явления. Юридическая наука чаще всего правовые понятия подразделяет по сфере действия (значимости) на: общеправовые, имеющие значение для всей системы юри­дических наук, всех отраслей права и за­конодательства («государство», «право», «гражданство», «правовая норма», «законо­дательство» и др.); межотраслевые, име­ющие значение для ряда отраслей права и юридической науки («проступок», «матери­альная ответственность», «необходимая оборона» и др.); отраслевые понятия — действия последних определяются граница­ми той или иной отрасли права и соответ­ствующим законодательством («преступле­ние», «трудовое соглашение», «обвиняе­мый», «социальное партнерство» и др.).

Знамением времени бурного развития законодательства в России является умно­жение не только собственно понятий, но и категорий науки — общих фундаменталь­ных понятий. Правовые категории – общие, предельно широкие, фундаментальньные правовые понятия. Они представляют собой результат обобщения су­ществующих юридических понятий.

Развитие юридической науки привело к вычленению ряда фундаментальных поня­тий, которые приобретают категориальный смысл («государственность», «федерализм», «гражданское общество», «демократия», «правовая система» и др.). В категориальной форме конденсируется опыт не только по­знания, но и практической деятельности людей, их культуры.

Понятия, как и юриди­ческий язык в целом, есть основа не толь­ко обучения специалиста и результирую­щее познание, но и основа его воспитания как профессионала.

В юридической науке широко применя­ется логическая операция, называемая оп­ределением, или дефиницией. Дефиниция — это краткое логическое определение какого-либо понятия, содер­жащее наиболее существенные, качествен­ные признаки предмета или явления. В обществе дефиниции всегда разработаны настолько, насколько высоко правовое со­знание и высококачественна его правовая культура. Дефинициями широко пользует­ся не только юридическая наука, но и за­конодательство. Применительно к законо­дательному акту этот вид текста должен адекватно раскрывать содержание того или иного понятия, называть его родовые и (или) видовые признаки, включать характе­ристики в сжатой и обобщающей форме.

Юридические дефиниции позволяют обеспечивать единообразное толкование и применение закона на всей территории го­сударства, привносят в правовое регулиро­вание большую точность и определенность.

Характерным признаком юридической действительности, главным стилем правотворческой и правоприменительной практики является терминология.

Под терминомприменительно к языку права понимается слово или словосочетание, имеющее юридическое значе­ние, выражающее правовое понятие, применяемое в процессе познания и освоения явлений действительности с точки зрения права. Следует отметить, что понятие — явление не языковое, а мыслительное. Тер­мин же является языковым отображением понятия. Юридическая терминология явля­ется важнейшим средством словесно-до­кументального изложения любого текста, и в первую очередь текста документа. Терми­нология, используемая в юридической на­уке и законодательстве, многообразна.

Юридическая терминология должна со­ответствовать требованиям: единства (од­нозначности), общепризнанности, устойчи­вости, краткости, ясности и простоты.

В целом юридический язык, язык зако­нодательства представляет собой особую разновидность стиля литературного язы­ка. Язык закона должен быть достаточно выразительным и в то же время лишенным эмоциональной окраски, ровным, спокой­ным, сдержанным, безразличным к субъективным переживаниям и эмоциям. Он исключает пафос, риторику использо­вание гипербол, метафор, аллегорий.