Классификация мер административной ответственности

Особенности применения мер административного принуждения таможенными органами Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

при обращении с заявлением об установлении корпоративных отношений саморегулируемая организация в области строительства обязана это заявление рассмотреть (процедурный аспект) и удовлетворить по существу при наличии материально-правовых оснований. Поскольку прием в члены са-морегулируемой организации равнозначен принятию решения о допуске к видам работ, оказывающим влияние на безопасность объектов строительства, то исполнение саморегулируемой организацией своей обязанности приводит к возникновению конкретного субъективного права — права на выполнение видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов строительства.

Таким образом, установление надлежащей правовой природы допуска к указанным видам работ и совершенствование на этой основе действующего законодательства имеют принципиальное значение для системы охраны и защиты предпринимательских и потребительских прав.

Гречкина О.В.,

канд. юрид. наук, доцент кафедры конституционного и административного права Южно-Уральского государственного университета

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ

В условиях становления и развития институтов государственной власти значительно усложняются задачи специальных органов управления по обеспечению поступления в бюджет денежных средств. Многие субъекты правоотношений стремятся избежать уплаты таможенных пошлин, налогов, поэтому в целях предупреждения, пресечения правонарушений таможенные органы применяют весь спектр административно-принудительных мер.

Пределы компетенции таможенных органов по применению мер административного принуждения определяются правоохранительным характером деятельности и обусловлены их функциями.

Вместе с тем, следует отметить, что административное принуждение в области таможенного дела имеет свои специфические черты. Во-первых, оно применяется в сфере действия правоотношений, урегулированных нормами таможенного законодательства, и лишь в части, не урегулированной ими, — Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Во-вторых, меры административного принуждения в сфере таможенного регулирования обеспечивают соблюдение не всех видов административно-правовых норм, а лишь тех, которые содержат общеобязательные правила поведения в сфере таможенно-правовых отношений.

В-третьих, меры административного принуждения в области таможенного дела применяются, как правило, таможенными органами и их должностными лицами, наделенными особыми полномочиями в сфере правоохранительной деятельности.

В-четвертых, меры административного принуждения имеют достаточно широкий диапазон действия: таможенные органы вправе применять различные его виды — предупреждение, пресечение, правовосстановление, меры процессуального обеспечения производства и меры административной ответственности.

В-пятых, меры административного принуждения в таможенно-правовой сфере могут применяться как в отношении физических, в том числе должностных, так и юридических лиц.

В-шестых, меры административного принуждения в таможенно-правовой сфере носят более суровый характер, чем предусмотренные административным законодательством в целом, что проявляется, например, в высоких штрафных санкциях, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение таможенных правил.

В-седьмых, подобно административному принуждению в целом, большинство мер административного принуждения в таможенной сфере применяется во внесудебном порядке.

Известно, что таможенное законодательство имеет комплексный характер: частично его нормы связаны с гражданским, финансовым, валютным, уголовным законодательством. Вопросы применения административного принуждения как одного из наиболее важных методов регулирования таможенных правоотношений в значительной степени регулируются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и меры административной ответственности в достаточной степени регламентированы данным Кодексом, тогда как действующее таможенное законодательство устанавливает порядок применения административно-предупредительных мер, мер административного пресечения и административно-восстановительных мер правового принуждения.

Административно-предупредительные меры применяются с целью предупреждения возможных правонарушений в сфере государственного управления и выражаются в профилактическом установлении ограничений и запретов. Например, они применяются при чрезвычайных обстоятельс-

твах (стихийных бедствиях, несчастных случаях) для того, чтобы обеспечить безопасность здоровья и жизнь граждан, нормальные условия работы предприятий и учреждений.

Профессор Б.В. Россинский отмечает, что принудительные меры применяются к тем, кто не выполняет обязанности, нарушает запреты, то есть совершает неправомерные действия. Однако, отмечая большое значение предупредительных средств, признает, что они не являются принудительными мерами1.

Другие ученые-юристы не связывают административно-предупредительные меры с совершением правонарушений, вместе с тем отмечают, что, несмотря на ярко выраженный профилактический характер, меры подобного рода осуществляются в принудительном порядке, то есть в процессе односторонней реализации юридически-властных полномочий компетентных исполнительных органов (должностных лиц)2.

Административно-предупредительные меры предотвращают правонарушения и, в этом смысле, предшествуют применению иных мер принуждения, направленных против виновных в совершении административных правонарушений.

Среди предупредительных мер административного принуждения в таможенной сфере можно выделить, например, такие, как:

— обеспечение уплаты таможенных платежей денежным залогом или залогом товаров, банковской гарантией и поручительством (ст. 340—346 Таможенного кодекса Российской Федерации);

— возложение обязанности таможенного сопровождения товаров и транспортных средств (ст. 87 Таможенного кодекса Российской Федерации);

— личный досмотр (ст. 373 Таможенного кодекса Российской Федерации);

— таможенная ревизия (ст. 376 Таможенного кодекса Российской Федерации).

Меры административного пресечения являются самостоятельной разновидностью мер административного принуждения и обладают всеми признаками последних.

Применение мер административного пресечения преследует цели, связанные с достижением определенного результата правоприменительной

1 Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. М.: НОРМА, 2004.

С. 467.

2 Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М.: ТЕИС, 1994. С. 219.

деятельности, они выполняют правоохранительные функции, и являются средством реализации административно-правовых запретов.

В настоящее время единого нормативного акта, регулирующего систему мер административного пресечения, основания и порядок их применения, нет. Пресекательная деятельность регулируется многими законодательными актами1. Следует также отметить, что в правовой науке из-за разнообразия мнений ученых относительно правовой характеристики и классификации мер административного пресечения не существует какой-либо устоявшейся системы взглядов.

Особенностями мер административного пресечения является то, что это наиболее распространенная разновидность мер административного принуждения, используемых в предупреждении и пресечении правонарушений в различных ситуациях; меры административного пресечения применяются различными государственными органами, их должностными лицами, а также общественностью; они не являются реализацией института административной ответственности, не сопряжены с наказанием и не содержат в себе тех ограничений субъективных прав, которые свойственны административным наказаниям; имеют превентивный характер и являются предпосылками административных наказаний.

Существуют различные точки зрения на систему мер административного пресечения2. Их анализ позволяет классифицировать меры административно-правового пресечения, применяемые таможенными органами, на общие и специальные.

К общим мерам административного пресечения, применяемым таможенными органами Российской Федерации, следует отнести: внесение представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения; отзыв свидетельства о включении в Реестр таможенных перевозчиков (ст. 98 Таможенного кодекса Российской Федерации), в Реестр владельцев складов временного хранения (ст. 113 Таможенного кодекса Российской Федерации) и иных представителей тамо-

1 См., например: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Таможенный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, а также иные акты. Например, Закон Российской Федерации «О милиции» от 18 апреля 1991 № 1026-1, Федеральный закон «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) от 30 марта 1995 № 38-Ф3, «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 № 52-ФЗ, «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 № 114-ФЗ и др.

2 См., например: Котельникова Е.А. Административное право. Ростов н/Д: Феникс, 2003. С. 16; Тюрин В.А. Совершенствование законодательства о мерах административного пресечения // Современное право. 2003. № 3. С. 25—29; Бахрах Д.Н. Административное право. М.: НОРМА, 2002. С. 204, и др.

женной инфраструктуры; аннулирование квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению (ст. 148 Таможенного кодекса Российской Федерации); соблюдение карантинных мер на перемещаемую через таможенную границу растительную и животную продукцию.

Согласно ст. 414—417 Таможенного кодекса Российской Федерации, таможенные органы и их должностные лица вправе использовать такие специальные меры пресечения, как огнестрельное оружие, физическую силу, приемы борьбы, специальные технические средства (резиновые палки, слезоточивые вещества, средства для принудительной остановки транспорта).

Комплексное исследование таможенного законодательства актуализирует необходимость включения административно-восстановительных мер в систему мер административного принуждения, применяемых таможенными органами Российской Федерации. Данные меры хотя и не имеют реализации в административном праве, однако в полной мере урегулированы нормами таможенного законодательства и реализуются в правоприменительной практике таможенных органов. В свою очередь, финансовые санкции, применяемые таможенными органами, направлены на воссоздание и восстановление порядка, который был нарушен, на исполнение налогоплательщиком своих обязанностей.

К восстановительным мерам, которые вправе использовать сотрудники таможенных органов, следует отнести принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов (ст. 348 Таможенного кодекса Российской Федерации), начисление и взыскание пени (ст. 349 Таможенного кодекса Российской Федерации). К ним можно также отнести взыскание с виновных издержек по делам о нарушении таможенных правил (ст. 24.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

К числу процессуальных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемых непосредственно должностными лицами таможенных органов, относятся: доставление, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, досмотр транспортного средства, изъятие вещей и документов, арест товаров и транспортных средств, временный запрет деятельности. В результате применения каждой из перечисленных мер должностным лицом таможенного органа обязательно составляется протокол.

Вместе с тем меры процессуального обеспечения производства по делу о нарушении таможенных правил следует отличать от форм таможенного контроля, а также от принудительных мер, не связанных с административным правонарушением, поскольку первые обусловлены фактом неправомерного

поведения, а последние являются контрольно-предупредительными или применяются в целях защиты интересов общества и государства.

Анализ норм таможенного законодательства позволяет сделать вывод о необходимости разделения форм таможенного контроля на два этапа: первичный и вторичный. К формам первичного контроля следует отнести применение таких форм деятельности таможенных органов, как меры оценки рисков; разделение товаров на упаковочные места по отдельным видам и (или) наименованиям товаров; создание зон таможенного контроля; запрос или истребование документов и сведений; идентификация товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем; экспертизы и исследования; взятие проб и образцов товаров, необходимых для исследования; использование технических средств. Данные действия хотя и не признаны Таможенным кодексом Российской Федерации собственно формами таможенного контроля, однако являются таковыми, поскольку выполняются в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации и основаны на властном волеизъявлении таможенных органов и их должностных лиц, что позволяет их отнести к административно-предупредительным мерам. В этой связи необходимо законодательно закрепить формы первичного таможенного контроля в качестве форм таможенного контроля.

К формам вторичного таможенного контроля следует отнести формы таможенного контроля, перечисленные в ст. 366 Таможенного кодекса Российской Федерации. Формы первичного таможенного контроля применяются во исполнение форм вторичного таможенного контроля. Если формы первичного таможенного контроля являются достаточными для принятия решения о выпуске товаров, тогда необходимость в применении форм вторичного таможенного контроля отпадает.

Формы первичного и вторичного таможенного контроля, регламентированные таможенным законодательством и применяемые таможенными органами в пределах своей компетенции, могут быть признаны в качестве доказательств по делам об административных правонарушениях наряду с другими доказательствами в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, интеграция норм таможенного законодательства в административное законодательство позволяет судить о двойном назначении форм первичного и вторичного таможенного контроля, поскольку они, исходя из целей и времени их применения, могут быть отнесены к административно-предупредительным мерам, а в случае возбуждения дела об административном правонарушении могут выступать в качестве меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Как видим, особенностью применения таможенными органами мер административного принуждения является то, что возможность их применения урегулирована не только законодательством об административных правонарушениях, но и актами таможенного и налогового законодательства. В свою очередь, комплексность правового регулирования обнаруживает ряд специфических действий таможенных органов, имеющих явный правоохранительный характер, но не признанных таковыми, что обуславливается острой необходимостью признания и законодательного закрепления их в качестве форм таможенного контроля и мер административно-правового принуждения.

Меры административного пресечения, применяемые таможенными органами

Применение мер административного пресечения имеет целью своевременно выявлять и пресекать противоправные действия (бездействие) в сфере таможенного дела, не допускать наступления их вредных последствий, а также создавать необходимые условия для привлечения виновных в совершении правонарушений к ответственности.

Меры административного пресечения нарушений таможенных правил — это основанное на законе принудительной ве прерывания (прекращение) деяний, имеющих признаки административного правонарушения, а в отдельных случаях — и уголовно-правовой характер , направленное на недопущение вредных последствий нарушений таможенных правил, обеспечения производства по делам об эти нарушения и привлечения виновных в их совершении к административной, а в исключительных случаях — к уголовной ответственности . К ним включается:

требование прекратить противоправное поведение;

аннулирования действия лицензии на право заниматься определенным видом деятельности;

доставления нарушителя;

административное задержание;

осмотр транспортных средств,

товаров и других предметов, которые являются предметами нарушения таможенных правил;

истребование документов;

таможенное обследование территорий, помещений или транспортных средств;

изъятие вещей и документов;

применения мер физического воздействия;

применения специальных средств;

применение огнестрельного оружия.

Меры пресечения нарушений таможенных правил делятся на общие и специальные. Все они, прежде всего, является средством прямого юридически властного воздействия со стороны таможенных органов (их должностных лиц) лиц, нарушающих законодательство о таможенном деле, и в то же время каждая группа мер имеет свои особенности.

Общие меры призваны путем установления требований и ограничений, обязательных для выполнения лицами, осуществляющими деятельность, контроль за выполнением которого отнесено законом к компетенции таможенных органов, побудить этих лиц к прекращению противоправных действий и соблюдения законодательства о таможенном деле. Эти меры (в зависимости от их вида) могут применяться как к юридическим, так и к физическим лицам. Специальные меры пресечения применяются должностными лицами таможенных органов исключительно к физическим лицам и призваны путем использования средств прямого физического воздействия прекратить противоправное поведение лиц в случаях, когда другими мерами этого достичь невозможно.

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ).

Из понятия административного наказания, данного в КоАП РФ, можно выделить следующие признаки:

  1. административное наказание есть установленная государством мера ответственности;
  2. административное наказание применяется лишь за совершение административного правонарушения;
  3. административное наказание может быть применено только к лицу, признанному виновным в совершении административного правонарушения;
  4. административное наказание есть кара, которая заключается в обусловленном им лишении или ограничении прав и свобод правонарушителя;
  5. административное наказание всегда носит личный характер и не должно затрагивать интересы третьих лиц;
  6. административное наказание применяется широким кругом органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;
  7. административное наказание всегда влечет последствие, при котором нарушитель и после исполнения административного наказания считается подвергнутым такому наказанию.

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания (ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ):

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • административный арест;
  • административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • дисквалификация;
  • административное приостановление деятельности.

Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация и административное приостановление деятельности могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.

За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности.

По уровню установления административные наказания бывают: устанавливаемые на федеральном уровне (все виды административных наказаний), устанавливаемые на уровне субъекта РФ (предупреждение, административный штраф).

По характеру правоограничений административные наказания делятся на: меры психического воздействия, устанавливаемые на федеральном уровне (все виды административных наказаний); меры имущественного характера (административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения); меры по ограничению отдельных субъективных прав (лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, дисквалификация); меры, оказывающие физическое воздействие (административный арест).

По процессуальному порядку применения: меры, применяемые в административном (внесудебном) порядке (предупреждение, административный штраф) и оказывающие физическое воздействие (административный арест); меры, применяемые в судебном порядке (возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация).

По характеру распространенности: меры, применяемые ко всем субъектам (предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения); меры, применяемые только к физическим лицам (лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, дисквалификация).

Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В случае если в статьях разделов I, III, IV, V КоАП РФ не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо.

При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение.

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

В случаях, указанных в частях 3 — 6 ст. 2.10 КоАП РФ, административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации.

Административные наказания, назначенные в соответствии с пп. 2 — 4 ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ юридическому лицу за совершение административного правонарушения до завершения реорганизации юридического лица, применяются с учетом положений ч. 3 — 6 ст. 2.10 КоАП РФ.

В случае совершения административного правонарушения единоличным исполнительным органом юридического лица, имеющим статус юридического лица, административное наказание назначается ему в пределах санкции, предусмотренной для юридических лиц.