Киотская конвенция текст

Основные принципы «конвенции Киото»

Государственное казенное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра организации таможенного контроля

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Международное таможенное сотрудничество»

на тему «Основные принципы «конвенции Киото»

            Выполнил: Е.В. Куделина, студентка 5-го курса заочной формы обучения

            факультета таможенного дела, группа Т0723С

            Проверил:______________________________

            Оценка:_______________________________

            Подпись_______________________________

            » «___________________2011 г.

Люберцы

2011
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КИОТСКОЙ КОНВЕНЦИИ……………….4

1.1 Структура Киотской конвенции8

1.2 Цели Киотской конвенции10

2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНВЕНЦИИ КИОТО12

2.1 Анализ норм Киотской конвенции и таможенного законодательства Таможенного союза15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ19

ВВЕДЕНИЕ

Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) – это один из наиболее значимых международно-правовых документов в области таможенного дела, который служит ориентиром для построения таможенного законодательства большинства развитых государств. Данная Конвенция является одним из основополагающих документов в рамках ВТО в сфере таможенного дела и предполагает создание единых принципов таможенной политики.

Киотская конвенция была заключена 18 мая 1973 г. на состоявшейся в Киото 41/42-ой сессии Совета таможенного сотрудничества и вступила в силу в 1974 г. По состоянию на 1 сентября 2010 г. в Конвенции участвует 71 страна.

Это очень важно, потому что Киотская конвенция — единственная стопроцентно таможенная конвенция, это процедуры, за которые полностью отвечают таможенники, это имидж таможен. Поэтому в настоящее время в мировом таможенном сообществе проводится большая разъяснительная работа по подписанию Конвенции, в том числе проводилась активная работа в этом направлении и в Российской Федерации. И как результат 3 ноября 2010 г. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев подписал Федеральный закон N 279-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года».

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КИОТСКОЙ КОНВЕНЦИИ

Киотская конвенция — международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур.

Она является универсальным кодифицированным международно-правовым актом в области таможенного дела, регулирующим практически все таможенные вопросы. Конвенция, с одной стороны, направлена на стимулирование внешнеторговой деятельности путем упрощения и ускорения процедур таможенного оформления и таможенного контроля, а с другой стороны – на то, чтобы такое ускорение и упрощение не привели к нанесению ущерба интересам государства и общества (в части пополнения доходной части государственного бюджета и защиты внутреннего рынка).

Данная конвенция была заключена в Киото в 1973 г. и вступила в силу в 1974 г. В целях приведения таможенных механизмов в соответствие с требованиями международной торговли Всемирная таможенная организация (ВТО) провела работу по обновлению Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 г., в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 г. Последняя же редакция вступила в силу 3 февраля 2006 г.

По данным Всемирной таможенной организации, насчитывается 63 страны, которые выполнили все условия и являются участницами данной Конвенции. Тем не менее, многие государства используют элементы этой Конвенции на своей территории. Первоначально Конвенция носила рекомендательный характер. Но поскольку многие годы стоял вопрос, как сделать так, чтобы таможня была помощником, а не барьером во внешнеэкономической деятельности, было принято стратегическое решение пересмотреть Киотскую конвенцию, чтобы страны, которые к ней присоединяются, обязательно применяли ее положения. Это поистине мировая революция в таможенном деле.

В июне 1999 г. сессия Всемирной таможенной организации единогласно решила, что исправленная Киотская конвенция должна вступить в силу, став обязательной для исполнения во всем мире. Но, чтобы она начала действовать, новый ее вариант должны ратифицировать не менее 40 стран.

Следует отметить, что Российская Федерация присоединилась к Конвенции Киото в объеме Генерального приложения.

После вступления для Российской Федерации Генерального приложения в силу Российская Федерация в течение 36 месяцев должна обеспечить выполнение принятых стандартов Генерального приложения и в течение 60 месяцев должна обеспечить выполнение принятых рекомендаций Генерального приложения.

Согласно Киотской конвенции принципами таможенного контроля являются обеспечение надлежащего применения таможенного кодекса, а также соблюдения других юридических и правовых требований и одновременно оказание максимально содействия международной торговле. В связи с этим, таможенный контроль должен поддерживаться на минимальном уровне, необходимом для того, чтобы отвечать основным целям и должен осуществляться на основе выборочности с максимально возможным использованием методов управления рисками.

Осуществление таможенного контроля на основе таких принципов позволит сотрудникам таможенных органов:

— сосредоточить внимание на сферах повышенного риска и, следовательно, обеспечить более эффективное использование имеющихся в распоряжении ресурсов;

— увеличить возможности выявления нарушений таможенного законодательства, а также недобросовестных участников ВЭД и физических лиц;

— оказывать содействие добросовестным участникам ВЭД и физическим лицам, способствовать ускорению международных товаропотоков.

Соответственно данным принципам таможенные органы разрабатывают методы таможенного контроля.

Информационный обмен и взаимная административная помощь, согласно положениям Киотской конвенции, — неотъемлемые части современного таможенного администрирования. Увеличение международной торговли и развитие новых разработанных методов таможенного контроля выявили недостатки системы, при которой контроль основывается преимущественно на проверке декларации на товары и сопутствующих документов, которые подаются после прибытия товаров на таможенную территорию. Для таможенных органов желательно получить информацию на более раннем этапе и иметь доступ к дальнейшей информации, не имеющейся в наличии на данной территории.

Таможенные органы ищут содействия со стороны таможенных органов других стран для получения информации до прибытия на таможенную территорию и для получения других видов помощи с целью обеспечения надлежащего применения таможенного законодательства (включая сбор таможенных пошлин) и предотвращения, расследования и осуществления борьбы с нарушениями таможенного законодательства. Данная форма помощи обычно называется «взаимная административная помощь». При наличии юридической основы и необходимого механизма взаимного оказания содействия таможенными органами обмен информации может помочь в процессе управления риском. Информация, предоставляемая по просьбе другой таможенной администрации, автоматически или спонтанно, является дополнительной и иногда представляет собой очень специфический источник, на котором основывается анализ риска. Одновременно, другие положения в соглашениях о взаимном оказании содействия могут прямым образом оказаться полезными в случаях, необходимости предоставления информации, оказании содействия (например, подтверждение сертификатов происхождения товара или транспортные документы, аудиты) или привлечении должностных лиц для содействия в таможенном контроле, осуществляемом за границей или использование их в качестве экспертов и свидетелей. Таможенные органы соседствующих стран могут получить полномочия на проведение оценки и взимание таможенных пошлин и налогов от имени другого государства.

В соответствии с положениями Киотской конвенции таможенно-торговое сотрудничество необходимо при осуществлении современного таможенного контроля.

Важным фактом является то, что все заинтересованные лица должны иметь возможность получить от таможенных органов необходимую информацию, касающуюся таможенных процедур и требований. Осуществление такой услуги возможно через официальные издания таможенных органов (газеты, журналы, сборники, бюллетени и пр.). Более подробная и детальная информация должна размещаться на официальных сайтах таможенных органов в Internet. Сегодня таможенные органы многих стран поддерживают официальное консультирование с участниками ВЭД, таможенными перевозчиками, агентами, операторами портов и аэропортов и их представительскими организациями.

На всех уровнях должно быть создано сотрудничество на постоянной основе: на местном/региональном уровнях – между должностными лицами таможенных органов и профессиональными кругами, на государственном уровне – между таможенной администрацией и профессиональными кругами. Для таможенной администрации такое сотрудничество дает преимущество в улучшении своих знаний по торговой деятельности и работающим методам профессионалов в международной торговле.

    1. Структура Киотской конвенции

Структурно Конвенция состоит из Протокола об изменении Международной Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 г., самого текста Конвенции и приложений к ней – Генерального приложения и Специальных приложений.

Непосредственно в самом тексте Киотской Конвенции содержатся наиболее важные общие положения, касающиеся ее структуры, порядка и сферы применения, устанавливается процедура присоединения к ней, внесения поправок и дополнений.

Генеральное приложение является ключевым элементом Конвенции и содержит базовые принципы и подходы к таможенному регулированию, его положения применяются ко всем институтам таможенного дела. В Генеральном приложении сформулированы принципы таможенного контроля, таможенного оформления, уплаты таможенных платежей и других важных составляющих таможенного регулирования. Принятие Генерального приложения к Конвенции является обязательным для присоединяющейся к Конвенции.1

Специальные приложения посвящены отдельным процедурам. Что касается Специальных приложений, то при присоединении к Конвенции договаривающаяся сторона вправе принять любое из них, либо какую-либо главу Специального приложения, либо вообще не принимать ничего из Специальных приложений.

Важно отметить, что по условиям Конвенции не просто допускается, но приветствуется установление договаривающейся стороной Конвенции в своем национальном законодательстве, касающемся таможенного регулирования, более благоприятных условий, чем предусмотрено в Конвенции2. То есть если в какой-либо части таможенное регулирование Российской Федерации предоставляет более благоприятные условия для лиц, вступающих в правоотношения с таможенной службой, чем это предусмотрено в Конвенции, менять их и приводить в строгое соответствие с Конвенцией необходимости нет.3

К примеру, из положений главы 10 «Обжалование по таможенным вопросам» Генерального приложения к Киотской конвенции по существу следует, что первоначальная жалоба подается таможенной службе, а суд является завершающим процесс обжалования органом. В соответствии с законодательством Российской Федерации лицо вправе по своему усмотрению не только обратиться с первоначальной жалобой в таможенный орган, а затем продолжить обжалование в суде, но и обратиться сразу в суд, минуя процедуру ведомственного обжалования.

Принципы

Положения Конвенции сформулированы не в виде норм прямого действия, а в виде принципов, призванных выработать на их основе конкретные правила регулирования тех или иных процедур, что позволит найти баланс между ускорением и упрощением таможенных формальностей как мерой содействия внешнеторговой деятельности и обеспечением надежности таможенного контроля, то есть достичь компромисса между интересами бизнес — сообщества и государства.

Киотской конвенцией зафиксированы следующие семь специальных принципов международного таможенного права:

  1. реализация программ, направленных на непрерывное совершенствование таможенных процедур с целью повышения их эффективности;
  2. предсказуемое, последовательное и четкое выполнение таможенных процедур и осуществление таможенной деятельности;
  3. предоставление заинтересованным сторонам всей необходимой информации, о таможенном законодательстве, административных распоряжениях и процедурах;
  4. применение современных методов таможенного контроля, а также максимально широкое использование информационных технологий;
  5. сотрудничество во всех приемлемых случаях с другими государственными органами, другими таможенными службами иностранных государств и бизнесом;
  6. соблюдение на практике соответствующих международных стандартов;
  7. принцип обеспечения беспрепятственного доступа заинтересованным сторонам к административным и судебным процедурам обжалования.

Главный принцип, проходящий через все положения Киотской конвенции, связан с необходимостью упрощения таможенных процедур в целях ускорения внешнеторгового товарооборота, содействия торговле и снятия необоснованных административных барьеров. При этом Конвенция содержит и ряд вполне конкретных предписаний, указывающих на то, в каких формах государство в лице таможенной службы должно строить свои отношения с бизнес — сообществом.

В соответствии с философией Киотской конвенции таможенный контроль как способ обеспечения надлежащего применения таможенного законодательства и соблюдения предписаний других подзаконных и нормативных актов должен осуществляться при максимальном облегчении условий для международной торговли. Поэтому таможенный контроль должен ограничиваться минимумом, необходимым для достижения основных целей, и должен осуществляться на основе выборочности и при максимально возможном применении методов управления рисками. Для совершенствования таможенного контроля таможенные службы должны, где это возможно, использовать информационные технологии. Областями применения информационных технологий могут быть сбор и обработка данных, документальный контроль, система управления рисками и т. п. Также Киотская конвенция предусматривает, что таможенные службы должны устанавливать и поддерживать официальные отношения консультативного характера с участниками внешней торговли в целях развития сотрудничества и содействия их участию во внедрении наиболее эффективных методов работы, согласующихся с национальным законодательством и международными договорами.

> Примечания

  1. ↑ Киотская конвенция Архивная копия от 16 июня 2011 на Wayback Machine

Статус и структура киотской конвенции

Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур была подписана в Киото в 1973 г. В 1999 г. В Брюсселе Всемирной таможенной организацией одобрена новая редакция Конвенции, вступившая в силу 3 февраля 2006 г., после того как 40 договаривающихся сторон Конвенции выполнили необходимые процедуры ратификации и присоединения. Киотская конвенция является ориентиром в построении механизма таможенного регулирования и унификации таможенного законодательства стран, стремящихся к развитию международной торговли.

В соответствии с Конвенцией упрощение и гармонизация достигаются благодаря применению следующих принципов:

  • предсказуемость, последовательность и открытость при применении таможенных процедур и методов, их непрерывное совершенствование;
  • предоставление заинтересованным сторонам всей необходимой информации относительно таможенного законодательства;
  • использование современных методов работы, таких как контроль, основанный на управлении рисками, и таможенный аудит;
  • максимально широкое применение информационных технологий, включая электронную форму оформления, передачи, хранения и обработки данных;
  • взаимодействие с другими государственными органами и представителями торгового сообщества;
  • внедрение соответствующих международных стандартов и др.

Присоединившиеся к Конвенции страны обязаны привести в соответствие ей свое таможенное законодательство. По условиям Конвенции не просто допускается, но приветствуется установление договаривающейся стороной в своем национальном таможенном законодательстве более благоприятных условий, чем предусмотрено Конвенцией.

Обратите внимание! Из положений гл. 10 «Обжалование по таможенным вопросам» Генерального приложения к Киотской конвенции следует, что первоначальная жалоба подается таможенной службе, а суд является завершающим этот процесс органом. В соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза заинтересованное лицо вправе по своему усмотрению не только обратиться с первоначальной жалобой в таможенный орган, а затем продолжить обжалование в суде, но и сразу обратиться в суд, минуя процедуру ведомственного обжалования.

Структура Киотской конвенции следующая:

  1. Протокол об изменении Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26.06.1999;
  2. основной текст Конвенции;
  3. приложения к ней:
  • Генеральное приложение (далее — ГП);
  • специальные приложения (далее — СП), которые, собственно, и содержат положения, представляющие интерес для обсуждения.

В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе в период осенней сессии находится законопроект «О таможенном регулировании в Российской Федерации», нацеленный на урегулирование отсылочных норм Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК ТС). Законопроект, в значительной степени соответствующий принципам Киотской конвенции, в июне 2010 г. принят Государственной Думой в первом чтении.

Специальные приложения

Специальные приложения посвящены отдельным таможенным процедурам. Их нормы сформулированы в виде Стандартных правил (их применение является обязательным) и Рекомендуемых правил (по ним можно сделать оговорку и не принимать их).

И те и другие правила должны начать исполняться не позднее чем через 36 месяцев после вступления в силу соответствующих Специальных приложений.

При присоединении к Конвенции договаривающаяся сторона вправе принять любое из Специальных приложений или какую-либо их главу либо вообще не принимать их.

Например, из «Большой четверки» (США, ЕС, Япония и Канада) максимальные обязательства взяли на себя США. Страны ЕС в целом присоединились только к ГП. Среди других стран, присоединившихся к СП, можно выделить Китай, Корею, Австралию и др.

Существуют также Рекомендации Всемирной таможенной организации к Киотской конвенции, представляющие собой пояснения о применении ее положений. Они написаны на основе обобщения международного опыта применения Конвенции. Рекомендации не являются обязательными для договаривающейся стороны.

Анализ норм Киотской конвенции и таможенного законодательства Таможенного союза

В связи с тем что принятие ГП является обязательным условием присоединения к Конвенции, первоочередная задача — это анализ расхождений между положениями ГП и законодательством Таможенного союза (в т.ч. его Таможенным кодексом) и приведение его в соответствие ГП.

Концептуальные различия между законодательством Таможенного союза и ГП практически отсутствуют. Те, что имеются, можно отнести к двум группам: терминологические и процедурные.

Терминологические различия заключаются в следующем. Например, ГП содержит термин «контроль на основе методов аудита», а в соответствии с понятийным аппаратом Таможенного кодекса Таможенного союза этот термин означает «таможенная проверка» и «проверка системы учета товаров и отчетности».

Процедурные различия в основном сводятся к более жестким нормам в соответствии с ТК ТС и законодательством Таможенного союза и более гибким и нацеленным на создание партнерских отношений при взаимодействии таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности в ГП. Так, общей концепцией правил ГП является создание доверительных отношений между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности, первостепенное значение прав декларанта и всяческое содействие в их реализации, а также подтверждение сведений о товаре одним документом — декларацией на товар либо коммерческим документом.

Стандартные правила ГП позволяют вносить изменения в поданную декларацию на товары в процессе ее проверки таможенными органами, при условии что к этому моменту осмотр товаров не начался. В таможенном законодательстве Таможенного союза столь ожидаемая подобная норма не была введена. ТК ТС предусматривает дополнительное условие: изменение декларации не должно приводить к изменению сведений относительно определения размера сумм таможенных платежей, за исключением корректировки таможенной стоимости. Таким образом, присоединение к ГП позволит решить проблему изменения сведений в декларации при пересортице, если этот факт обнаружен в процессе таможенного оформления.

Кроме того, в ГП предусмотрен принцип неприменения существенных санкций за ошибки, если последние не являются умышленными и не допущены вследствие преднамеренного введения в заблуждение или грубой небрежности.

В ГП предусмотрен более широкий и выгодный для участников внешнеэкономической деятельности перечень специальных процедур для уполномоченных лиц: использование ими данных их коммерческой документации для самостоятельного начисления подлежащих уплате пошлин и налогов и в необходимых случаях — для обеспечения соблюдения других требований таможни. Данное положение может быть достаточно полезным для лиц, которые в соответствии с ТК ТС получат статус уполномоченного экономического оператора.

Кроме того, стандартными правилами ГП предусмотрено: при отсрочке взимания пошлин и налогов проценты по мере возможности не взимаются. Однако исходя из норм Соглашения об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин в рамках Таможенного союза устанавливается норма обязательного взимания процентов за предоставление рассрочки или отсрочки уплаты таможенных платежей.

Одним из самых актуальных является следующее стандартное правило ГП: в случаях, когда требуется предоставление гарантий, общая сумма этих гарантий должна быть минимальной и в отношении уплаты пошлин и налогов не должна превышать сумму, подлежащую взиманию в случае необходимости. В свою очередь, в соответствии с нормами ТК ТС, если таможенные органы не могут точно определить сумму подлежащих уплате таможенных платежей, сумма обеспечения определяется исходя из наибольшей величины ставок таможенных пошлин и налогов, а также стоимости товара. Подобный принцип соблюдается и при определении сумм обеспечения для лиц, осуществляющих свою деятельность в сфере таможенного дела (таможенные брокеры, перевозчики, уполномоченные экономические операторы и др.).

По инициативе Правительства РФ законопроект «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года» был направлен в Государственную Думу на рассмотрение в начале августа 2010 г. Официального текста законопроекта в свободном доступе пока нет, однако известно, что речь идет о присоединении только к Генеральному приложению к Киотской конвенции.

Таким образом, возможно, процесс присоединения к Генеральному и Специальным приложениям Киотской конвенции и процесс рассмотрения законопроекта «О таможенном регулировании в Российской Федерации» будут объединены, и второй законопроект будет дополнен правилами Специальных приложений Киотской конвенции в той степени, в какой это отвечает международным требованиям и интересам России.

И.И.Елизанова

Консультант

компании Ernst & Young

Тарифное регулирование и таможенные льготы в таможенном союзе
О конституционности определения размера алиментных обязательств