Как продвигать театр

olatok


С подобной проблемой я столкнулась лет пять тому назад, работая на кафедре связей с общественностью АСО(КСЮИ) в качестве старшего преподавателя. Читала профильные предметы и набирала материалы к дисертации, ну совсем в другой области PR.
Обратилась моя старинная подруга Ирина Марцинкевич,актирса, режиссер и руководитель театра АВТОГРАФ. http://olatok.livejournal.com/20700.html
Театр существовал уже лет 5, было у нее два спектакля, о которых было написано несколько премьерных статей в региональной прессе. Но как практика показывает, для того, чтобы театр стал известным и модным, этого недостаточно. Нужна какая то особенность, которая отличала бы тебя от других, как теперь говорят «фишка» и необходимо постоянное присутствие в информационном поле.
Я дала задание своим студентам пиарщикам. Они взялись делать исследования, писать проекты по всем правилам коммуникационных технологий.
Театр поставил еще один спектакль «Звук позади самолета», но опоздал со сроками сдачи, а мои студенты выпустились, так и не дождавшись премьеры спектакля, который они взялись раскручивать.
Прошло время. После работы на кафедре PR был промоушен комерческого бренда, избирательная компания, кинопроект, потом кризис грянул. И я опять оказалась в театре.
Теперь это был новый молодежный «театр на Булаке», где все начиналось с нуля. И зарплата зависела от сборов.
Нужен был зритель театру, о котором в Казани никто ничего не знал.
И я включилась в эту непростую работу. Вообщем то назвать ее можно театральным маркетингом в большей степени, нежели театральным PR. Однозначно маркетинговыми коммуникациями, где по теоретическим основаниям PR и маркетиг пересекаются.
Была выделена основная целевая аудитория — это школьники и студенты.
Журналисты и так писали о новом театре, на площадке которого выступали все те, кто хотел поставить эксперемент, те кому было тесно в стенах государственных театров, таких как ТЮЗ, театре им. В. КАЧАЛОВА и др.
Особо хочу отметить спектакли Рустама Фатхулина, которые собирают по сей день полные залы. Их с удовольствием покупают и школы и студенческие коллективы. Они светлые и добрые и мне приятно их продавать.
Должна заметить, что спектакли театра Автораф, который в течении прошлого сезона сотрудничал с «Булаком» на сегодняшний день востребованы среди школьников и студентов. Однако у театра нет своей театральной площадки и это является определенной сложностью для существования коллектива.
Сегодня этот театр показывает свои спектакли в театре на ул. Прфсоюзная 19.
Практика показала, что в условиях, когда нет денег на рекламу и при минимальных возможностях PR, сработали следующие технологии:
первая — технология «от двери к двери»;
вторая — использование пресловутого административного ресурса.
Если я работала в основном используя первую технологию, то учредители всячески старались подключить вторую.
При работе со школами и Вузами необходимо понимать, что будет востребовано этой целевой аудиторией. Поэтому важно быть информированным о плане по воспитательной работе, который имеется у каждого завуча по ВР.

Например студенты ин.яз. с удовольствием посещали спектакли зарубежной переводной классики. После просмотра спектакля переводами занимались. С английского на русский…
И нужно понимать, что даже если ваш спектакль посетили однажды и спектакль понравился, то одна и та же школа не будет в течении года ходить к Вам в театр каждый месяц. Думаю, что в лучшем случае можно расчитывать на трех или двух разовое посещение Вашего театра, но разных спектаклей. Поэтому важна обширная клентская база. И востребованный репертуар. Необходимо не забывать один очень важный закон маркетига. Не производить, того, что не продается.
И постоянное информирование Ваших зрителей о том, что происходит в Вашем театре. Электроння почта одно из средств этого информирования. Теоефон еще одно средство. Третье средство — это встречи тет а тет. Все три средства достаточно эффективны и приносят свои щедрые плоды
Одно из основных условий при постановки спектакля(если кончно режиссер постановки всетаки ставит не только для себя любимого, но хочет, чтобы зрители приходили на его спектакль в течении, как минимум хотя бы одного театрального сезона) то нужно заранее подумать о том для кого этот спектакль. Кому это будет интересно? По возможности определить все демографические характеристики своего потенциального зрителя…
Театру на Булаке пошел второй год, он набирает обороты. Но многие проекты сходят с дистанции, поскольку заполняемость зала низкая.
Прошел год я теперь работаю не только на театр на Булаке. Те же самые услуги я оказываю одному концертному залу и еще нескольким театральным коллективам.
В Казани появился еще один театральный коллектив. Это антепризный театр «Фаворит», у которого есть пока один спектакль «Мужчина по заказу». Пьеса А. Галина.
С праздником театра!Tags: ru_theatre

Зачем стратегия театру?

Стратегия развития и продвижения была разработана в Свердловском театре музыкальной комедии несколько лет назад, а с переходом учреждения в автономию значимость документа только увеличилась. Он охватил несколько направлений работы (маркетинг, рекламу, PR), распространился на основную и проектную деятельность. Системный подход и использование нестандартных решений позволили улучшить экономический результат театра и привлечь в него новых зрителей.

В российском репертуарном театре долгие годы существовал консервативный подход к новациям, современным технологиям и в данном случае технологиям коммуникационного менеджмента в театральной сфере. Как показывает практика, такой подход встречается и сейчас: театр начинает обращаться к вопросам продвижения только тогда, когда зрительный зал пустеет.

Свердловский театр музыкальной комедии придерживается иной точки зрения: театральная организация должна задуматься о продвижении намного раньше, чем поднимется занавес и зритель будет рукоплескать новой постановке. Именно поэтому несколько лет назад мы разработали стратегию развития и продвижения театра, в которой основными задачами являются расширение зрительской аудитории, нахождение новых сегментов рынка, а также стимулирование зрительского интереса.

Театр как холдинг

Разработка стратегии Свердловского театра музыкальной комедии начиналась с определения основных ориентиров деятельности, его философии, которая в сочетании с мотивационной идеей определила направления развития и установила цели. В то же время мы стремились, чтобы продвижение носило комплексный, системный характер, не только охватывало театральные события, но и заранее готовило публику к их восприятию (это возможно за счет грамотно организованной работы по направлениям маркетинга, рекламы, прямых продаж, а также работы в области PR).

О системном подходе мы серьезно задумались и начали ему следовать несколько лет назад, когда театр принял решение о постановке нового спектакля «Екатерина Великая». Мы начали PR мировой премьеры театра за полгода до события. Сначала провели пресс-конференцию с постановочной группой, через месяц-полтора устроили так называемый пресс-показ, или презентацию спектакля. Потом каждую неделю выдавали в СМИ (в том числе международные) новую информацию о готовящейся премьере. С того времени мы постоянно используем презентацию новых спектаклей как технологию продвижения и считаем ее очень эффективной: благодаря этому мы удерживаем зрительскую аудиторию в своем информационном поле.

Однако внимание аудитории удерживается не только в отношении новых постановок или проката идущего репертуара. Театр постоянно проводит различные творческие мероприятия, организует арт-проекты, выездные спектакли, гастроли, и в этом направлении деятельности Свердловской музкомедии также проявляется системный подход к продвижению.

Дело в том, что в условиях перевода государственных театров с принципа финансирования деятельности к финансированию оказываемых услуг возникает необходимость самостоятельного изыскания и использования учреждениями культуры дополнительных направлений деятельности (в данном случае это проекты). Помимо основной деятельности (производство и прокат репертуара), наш театр постоянно генерирует различные события. Иногда мы одновременно запускаем два или три творческих проекта и, по сути, начинаем конкурировать сами с собой. Наиболее значимые из наших проектов — Международный конкурс молодых артистов оперетты и мюзикла им. В. Курочкина (проходит один раз в два года), Международный фестиваль современного танца «На грани», Международный фестиваль мировой музыки «Изумрудный город» и др. Казалось бы, как связаны музыкальная комедия и, например, современный танец? Организуя и обеспечивая продвижение подобных арт-проектов, мы занимаем информационное пространство, в очередной раз напоминаем о себе реальной и потенциальной зрительской аудитории, что повышает узнаваемость театра, работает на общий результат, имидж учреждения, а в конечном счете — на продвижение основного репертуара.

Иначе говоря, мы позиционируем себя как театр-холдинг, чему способствуют не только тематическое разнообразие проектов, но и творческий профиль наших коллективов. Кроме основной труппы в театре есть эксцентрик-балет С. Смирнова, ансамбль «Изумруд», детская вокально-хореографическая студия, воспитанники которой заняты в детских и многих «взрослых» постановках театра.

Мы заявляем о себе как о театре-холдинге уже многие годы, и поначалу это воспринималось как необычный факт. Однако постепенно театр укрепил во внешнем окружении свой имидж учреждения, внедряющего новации. Мы понимаем, что зритель сегодня совершенно другой, нежели десять лет назад: он хочет прийти в театр и получить комплекс эстетических впечатлений и удовольствий. А мы заинтересованы в любом зрителе — поклоннике оперетты, мюзикла, современного танца или современной музыки. Это и есть основа для развития принципа холдинга — организации, объединяющей много разных коллективов, которые, в свою очередь, работают на разных зрителей.

Разумеется, прежде всего мы являемся репертуарным театром (в настоящее время в нашей афише около 30 названий спектаклей) и основной упор делаем на прокат этого репертуара и создание новых постановок. Однако проектная работа занимает примерно 30% нашей деятельности, что, на наш взгляд, уже достаточно много.

Результат от продвижения

С января 2010 г. Свердловский государственный театр музыкальной комедии получил статус автономного учреждения <1>, и значимость детально прописанной стратегии развития и продвижения стала еще более очевидной. Работая второй год в новых условиях, мы очень четко осознаем, что кроме творческого важен и экономический результат. Поэтому продвижению нашего продукта мы уделяем еще больше внимания: чем качественнее мы произведем услугу и выведем ее на рынок, тем выше будут наполняемость зала и, соответственно, кассовые сборы.

<1> Постановление Правительства Свердловской области от 20.11.2009 N 1678-ПП «О создании государственного автономного учреждения культуры Свердловской области «Свердловский государственный академический театр музыкальной комедии».

Как же на практике усилия по продвижению театра трансформируются в экономический результат? Приведем в пример все тот же спектакль «Екатерина Великая». По вложениям в производство это одна из самых дорогих постановок — на ее создание театр потратил 17 млн руб. Эти вложения мы окупили за два года проката спектакля, а к настоящему моменту «Екатерина Великая» идет на сцене уже три года. Причина не только в том, что постановка является «любимицей публики», но и в том, что премьеру предварял грамотный пиар. Когда о спектакле рассказывается заранее и последовательно, ярко и необычно, это надолго подогревает к нему интерес.

Отмечу, что Свердловский театр музыкальной комедии всегда (и особенно в новых условиях работы в автономии) влиял на театральный рынок Екатеринбурга, в том числе с точки зрения формирования цен на билеты. Наши лучшие спектакли идут по достаточно высоким, но экономически оправданным ценам, и это не становится препятствием для зрителя. Более того, именно самые дорогие постановки (по производству и стоимости билетов) традиционно собирают полные залы — так было со спектаклем «Екатерина Великая», мюзиклом «www.СИЛИКОНОВАЯ ДУРА.net» и др.

Как привлечь зрителя?

Любая театральная организация всегда работала в двух направлениях — сохранение уже имеющейся зрительской аудитории и активное формирование новой. Наш театр живет по такому же принципу. Для нас очень важны постоянные зрители, поклонники театра, любители жанра оперетты и музыкальной комедии, и мы поддерживаем с ними тесный контакт — через сайт театра, с помощью предпремьерных показов, рассылок, других акций. В то же время ведется работа по привлечению аудитории, которая о нас не знает или не очень любит жанр оперетты (но такую публику можно заинтересовать, например, большим количеством мюзиклов, молодежным и детским репертуаром).

Если рассматривать нашу деятельность в другой плоскости — основные услуги (производство и прокат спектаклей) и дополнительные платные, — между этими сторонами тоже существует взаимосвязь. Хотя оба направления являются самодостаточными, они все равно работают на общий результат театра.

В число дополнительных услуг, например, входит организация выставок в фойе театра, экскурсий по его цехам, автограф-сессии и юбилейные арт-вечера артистов театра. Сейчас мы пытаемся систематизировать данную работу, тем более что все это востребовано у молодежи, поклонников театра, туристов, приезжающих в Екатеринбург и желающих детальнее ознакомиться с творческо-производственной деятельностью музкомедии.

Кроме того, мы ведем работу над возрождением музея театра (возможно, это будет виртуальный музей), то есть собираемся еще и таким способом привлекать зрителей, предоставить им возможность узнать о нас больше. Мы уверены: когда небанально знакомишься с театральной организацией, узнаешь о ее деятельности, больше проникаешься ее духом, хочешь и чаще посещать спектакли.

Еще один маркетинговый ход, направленный на привлечение новой аудитории, — создание филиалов театра. В настоящее время у нас их три: в Каменск-Уральском, Нижнем Тагиле и Тюмени. Примерно раз в два месяца наши артисты выезжают со спектаклями в филиалы (их выступления часто проходят при аншлагах), а театры-партнеры, на базе которых идут наши постановки, показывают на площадке Свердловской музкомедии свои спектакли. В этих случаях рекламой, продвижением, продажей билетов, налаживанием связей со СМИ занимаются обе стороны, а кассовые сборы идут тому театру, который показывает спектакль.

Мы на собственном опыте убедились, что такая форма работы очень эффективна с точки зрения продвижения — расширения зрительской аудитории, укрепления имиджа театральной организации. Когда Свердловский театр музыкальной комедии приезжает в филиал и собирает там полные залы, некоторые зрители, возможно, впервые на наших спектаклях знакомятся с театральным искусством и благодаря этому потом «протопчут дорожку» в театр родного города. Так же и в Екатеринбурге. Когда на нашей сцене показывает спектакли «Драма номер три» из города Каменск-Уральский, может быть, зритель, который придет на их постановки и впервые окажется в стенах театра музыкальной комедии, потом придет и к нам.

Устроить кастинг на новую роль

Какие еще нестандартные технологии работы со зрителем мы используем? Кроме презентаций новых спектаклей, которые, как ни странно, большинство театров применяют нечасто, мы нередко проводим перед запуском новых постановок кастинги. В частности, несколько лет назад мы запускали работу над спектаклем «Фигаро» и проводили кастинг среди молодежи на исполнение нескольких ролей. Театр приглашал к участию в отборе талантливых молодых людей независимо от того, есть у них профессиональное образование или нет. В призыве «Приходите все!» и заключался смысл PR-акции. Было огромное количество претендентов, но, конечно, в процессе отбора остались профессионалы либо студенты консерватории, музыкального училища (так как мы профессиональный театр). Кастинг широко освещался в СМИ, и это очень хорошо подогрело интерес к спектаклю — несколько месяцев он шел с аншлагами. Кстати, победители кастинга действительно получили роли в этой постановке.

Примечание. Кроме презентаций новых спектаклей мы нередко проводим перед запуском новых постановок кастинги. Театр приглашал к участию в отборе талантливых молодых людей, детей в возрасте от 10 до 13 лет и др. В призыве «Приходите все!» и заключался смысл PR-акции.

Другой пример — два кастинга во время работы над новой постановкой «Кошка». На первом мероприятии проходил отбор мальчиков в возрасте от 10 до 13 лет — актеров такого возраста в театре нет. Мы понимали, что можем взять актера из детской студии, но сознательно пошли на проведение кастинга в масштабах города, чтобы обеспечить пиар спектаклю. Режиссер-постановщик и постановочная группа отсмотрели очень много ребят, пришедших на отбор, при этом присутствовали СМИ, а потом информация о событии прошла в прессе и на телевидении.

Вторым мероприятием был кастинг котят (это животное является одним из действующих исполнителей в спектакле). Около двух месяцев мы рассказывали об этой акции сначала на своем сайте, потом в СМИ. В установленный день в театр принесли два или три десятка котят, и актеры, занятые в данной постановке, выбирали из их числа претендента на роль.

В апреле 2011 г. мюзикл «Кошка» в числе других спектаклей мы везем на гастроли в Санкт-Петербург. Поэтому сейчас театр выстроил рекламу мюзикла по той же технологии — объявил жителям Санкт-Петербурга, что ему требуется котенок на исполнение ведущей роли в спектакле, и проводит очередной кастинг.

Развиваясь, воспитывать публику

Используемые нами технологии продвижения, несомненно, свидетельствуют о том, что театр живет в условиях серьезной конкуренции. В Екатеринбурге очень развита театральная жизнь, действует большая сеть театрально-концертных организаций, работают театры в области, которые приезжают к нам на гастроли, много гастрольных спектаклей из других городов РФ и из-за рубежа. Мы все находимся в рыночных условиях, что побуждает внедрять различные новшества ради завоевания публики.

Но здесь возникает вопрос: что делать театрам в небольших городах, как продвигать свои услуги и развиваться? На наш взгляд, театру малого города, прежде всего, нужно заняться самооценкой и определить, насколько он самодостаточен. Сохраняет и развивает ли собственные театральные традиции и традиции города, в котором работает? Уважает и подчеркивает ли свои особенности? Осознает ли необходимость просветительской миссии театра малого города?

Затем учреждение культуры должно методично и грамотно транслировать эти базовые установки во внешний мир, на театральный рынок (в малом городе, как и в мегаполисе, он также есть). Наконец, театр должен обеспечить качество услуг. Пусть его зрители не такие искушенные, как в большом городе, но они тоже имеют право на качественную театральную постановку и профессиональные технологии, коммуникации в отношении их.

Еще один важный момент, не зависящий от масштаба города: конкуренция возникает со стороны не только коллег-театров, но и кино, Интернета и др. В этих условиях театральной организации необходимо делать акцент на клиентоориентированности. Важно помнить: зритель всегда прав, а если он не ходит в тот или иной театр — значит, его нужно заинтересовывать, увлекать.

Любая публика нуждается в подготовке, и этот факт следует учитывать при продвижении театрального продукта. Сначала зритель идет на спектакль, являющийся, может быть, с точки зрения заядлых театралов или критики, не слишком замысловатым. Но если сразу привлечь публику на серьезную постановку, которую она не поймет, потом эти люди больше никогда в театре не появятся.

Театральная организация должна работать только поступательно, грамотно, делать лишь продуманные шаги, иногда даже в угоду публике (в любом учреждении этого профиля есть обычные, кассовые спектакли, не являющиеся программными, но собирающие полные залы). И если с помощью всех применяемых технологий удается привлечь, воспитать своего зрителя, он приходит в театр и остается с ним навсегда.

Т.Ю.Смирнова

Заместитель директора по развитию

ГАУК СО «Свердловский

государственный академический

театр музыкальной комедии»,

исполнительный директор

Ассоциации театров Урала

Женский коллектив: возможности и опасности
Возможные изменения в механизме автономных учреждений