Кадры в таможенных органах

Интервью начальника Управления государственной службы и кадров ФТС России Геннадия Кириллова журналу «Таможня»

Кадровик должен знать все

Кадровой службе в системе таможенных всегда отводилась особая роль. Однако в настоящее время, когда Федеральная таможенная служба решает не только внутриведомственные задачи, но и сталкивается с проблемами, связанными с внешними факторами, такими, например, как угроза национальной безопасности, борьба с коррупцией, роль кадровых подразделений возрастает многократно. Об этом, а также о других задачах и достижениях кадровых служб рассказывает начальник Управления государственной службы и кадров ФТС России Геннадий КИРИЛЛОВ. — Через кадровую службу проходят все, кто устраивается на работу в таможенные органы или кто увольняется. Вы видите каждого человека и, наверное, можете анализировать многие вещи. Что самое важное в работе кадровиков? — Действительно, от качества работы кадровых подразделений зависит многое, и все, кто решает задачи, стоящие перед таможенной службой, проходят через кадровые подразделения. Таким образом, на 90 процентов результат работы таможенного органа во многом зависит от активной, осознанной и продуманной позиции конкретного кадровика. Кадровая работа — это стержень, на котором держится очень и очень многое. Правильная кадровая политика, грамотная организация и проведение практической работы — это одно из основных направлений деятельности всех таможенных органов. В целом в таможенных органах кадровой работой занимается около 3 процентов личного состава. Самым важным в работе кадровиков, на мой взгляд, является умение правильно определить потенциал человека и подобрать для него должность, на которой он может принести максимальную пользу, раскрыть себя как специалист. Не менее важным является обеспечение социальной защищенности должностных лиц в сочетании с повышением личной ответственности за качественное выполнение служебных обязанностей. — Что Вы можете сказать по поводу так называемой «социалки»? — Социальные льготы и гарантии для должностных лиц таможенных органов предусмотрены Федеральным законом «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (для сотрудников), Федеральным законом «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (для федеральных государственных гражданских служащих), а также рядом других законодательных и подзаконных актов. Это и ежегодные оплачиваемые основные и дополнительные отпуска, причем сотруднику и одному члену его семьи оплачивается проезд к месту проведения отпуска и обратно, и бесплатное медицинское обслуживание в учреждениях здравоохранения системы таможенных органов, и медицинское и государственное социальное страхование, и оплата проезда на общественном городском и пригородном транспорте при следовании к месту службы и обратно, и государственное пенсионное обеспечение, и прочее. Вместе с тем следует отметить, что на лиц, приятных в ФТС России после 2002 года на государственную гражданскую службу, некоторые из этих льгот не распространяются. В последнее время активно развивается санаторно-курортная база. Если долгое время мы довольствовались одним санаторием «Победа», то сейчас в ведении ФТС России находится несколько санаториев и пансионатов. В связи с Концепцией развития таможенных органов Российской Федерации до 2010 года планировалось дальнейшее расширение сети санаториев, но сегодня нет возможности приобретать и строить что-то новое. Поэтому таможенные органы вынуждены развивать то, что имеют. Следует добавить, что в подобной ситуации находятся не только таможенные ораны, но и все службы и ведомства нашего государства. Поскольку по роду службы я встречаюсь с кадровиками других министерств и ведомств, могу сказать, что таможенники далеко не в самом худшем положении. Поэтому очень важно разъяснять сложившуюся ситуацию людям, работающим в таможенных органах. — Однако, несмотря на все трудности, работа продолжается, в том числе и по реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации. Что Вы можете сказать об этой работе с точки зрения кадровиков? Каковы ваши задачи? Есть ли проблемы? — В самом деле, ни кризис, ни социальные и материальные проблемы не отменяют работу по реорганизации таможенных органов. Поэтому задача номер один — сохранить кадровый потенциал, сберечь тех профессионалов, которые нужны системе сегодня и которые больше понадобятся завтра, когда Концепция будет реализовываться в полном объеме. Проблема отсутствия в приграничных субъектах Российской Федерации квалифицированных специалистов актуальна как для участников внешнеэкономической деятельности, так и для государственных контрольных органов. Привлечение в приграничные субъекты Российской Федерации квалифицированных кадров, а также их подготовка и переподготовка сопряжены с необходимостью решения комплекса вопросов социального обеспечения. Потребуется бюджетное финансирование социальной инфраструктуры, подготовки и переподготовки кадров таможенных органов в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, закрепление на законодательном уровне стимулов для привлечения в таможенные органы, расположенные в приграничных субъектах Российской Федерации, квалифицированных специалистов из таможенных органов, расположенных внутри страны. На период до 2020 года крайне важно выстроить эффективную работу по сохранению и укреплению кадрового потенциала и развитию социальной сферы. Без высококвалифицированных должностных лиц, имеющих устойчивую положительную мотивацию своей работы, способных выполнять свои функции в любых условиях при достаточной социальной защищенности, говорить о дальнейшем развитии Федеральной таможенной службы бессмысленно. Что касается сроков реализации Концепции, то они, конечно, могут меняться в зависимости от реальной ситуации. В Москве завершена реорганизация четырех таможен, на что израсходована значительная часть средств, предусмотренных для проведения организационно-штатных мероприятий на 2009 год. Поскольку дополнительных ассигнований на эти мероприятия таможенные органы не получат, темпы дальнейшей реорганизации могут несколько замедлиться. Но эта задача будет однозначно выполнена в полном объеме. — Учитываются ли особенности реорганизации в каждом РТУ? — Общего однозначного решения в рамках ФТС России и в целом по стране быть не может, поскольку в каждом регионе есть своя специфика. Поэтому перед руководителями всех РТУ и таможен на одном из заседаний Коллегии ФТС России была поставлена задача начать разработку конкретных, детальных планов, учитывающих как раз особенности реализации Концепции в их регионах деятельности. Кадровикам, в свою очередь, придется приложить массу усилий, чтобы объяснить конкретным должностным лицам необходимость перевода на границу, и почему в этих сложных экономических условиях они должны будут жить далеко не в самых комфортных условиях и выполнять возложенные на них задачи порой в отрыве от семьи и т.д. — А есть какой-то опыт, например, европейский, на который можно опереться? — Одним из ярких примеров является присоединение ряда государств, в том числе Польши, к Европейскому Союзу. С германской границы таможенные посты были перемещены на польско-российскую. Тогда таможенники были поставлены перед фактом: им дали несколько дней для того, чтобы переехать к новым местам работы, что, конечно, вызвало недовольство и волнения. Аналогичный вариант у нас представляется с трудом. Ведь как бы то ни было, но польские таможенники, которые стояли на границе с Германией и переезжали на границу с Россией, ехали все-таки не в казахскую степь и не сибирскую тайгу — имелись инфраструктура и определенная база. Следует заметить, что даже на сегодня укомплектованность кадрами в среднем по ФТС составляет 93 процента, а вот по ЦТУ около 80 процентов, и это следствие проводимых организационно-штатных мероприятий. Я не виню ЦТУ, но значительная часть людей не захотела переезжать с Рябиновой улицы в Москве в Подольск и другие подмосковные таможни. Когда упразднится Подольская таможня, то, Вы прекрасно понимаете, большинство должностных лиц из Подольска в Брянск, Белгород или Курск не поедет. — И что делать? Как решать эту проблему? Какова оптимальная численность штатного состава таможен? — Основная задача — обеспечить укомплектованность не ниже 90 процентов. Это позволит качественно решать основные задачи по организации таможенного оформления и таможенного контроля, как того и требует таможенное законодательство, а некомплект в 10 процентов позволит иметь определенный фонд для премирования наиболее активных, работающих с полной отдачей таможенников. Сегодня никто не заставляет начальников таможен держать укомплектованность на уровне 100 процентов, тем более что текучесть кадров еще никто не «отменял». Но и допускать уровень ниже 90 процентов тоже нецелесообразно. Если в больших таможнях это еще не очень заметно, то в таможне численностью 100-150 человек это означает, что в отделе вместо пяти оказывается два-три человека, и отдел в лучшем случае функционирует наполовину. В результате разлаживается вся структурная цепочка принятия решений. Поэтому кадровики постоянно держат ситуацию с укомплектованностью под контролем.

— Как бы вы определили задачу кадровых подразделений по борьбе с коррупцией? Что вы можете сказать об аттестации?
— Основной задачей кадровых подразделений в борьбе с коррупционными проявлениями является их профилактика. В этой связи следует расширить эту задачу, объединяя борьбу с коррупцией с наведением порядка в служебной дисциплине и неукоснительном исполнении должностных обязанностей.
При приеме на службу мы тщательно изучаем кандидата, проводя специальную проверку представленных документов и сведений.
Все кандидаты на службу в таможенные органы проходят обязательное психологическое тестирование, организована работа по психологическому обследованию кандидатов на руководящие должности номенклатуры назначения ФТС России. Новым направлением стала организация и проведение обследований с использованием компьютерного полиграфа в отношении кандидатов на службу и действующих должностных лиц на предмет наличия определенных «факторов риска».
По всем фактам нарушений проводятся служебные проверки с принятием конкретных мер к виновным лицам и определением мероприятий по устранению причин.
В ходе реализации Аналитической программы ФТС России «Борьба с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах на период 2007-2009 гг.» проведен обстоятельный анализ причин и условий, порождающих и питающих коррупцию, с учетом особенностей регионов деятельности и специфики выполняемых таможенными органами задач, и разработан определенный механизм профилактической работы с кадрами. Проблемы противодействия коррупции регулярно обсуждаются на коллегиях региональных таможенных управлений, оперативных совещаниях и других мероприятиях с руководящим составом таможенных органов.
Реализация практических мер, направленных на предупреждение коррупционных явлений, осуществляется в тесном взаимодействии с правоохранительными органами на местах.
Что касается аттестации — она является одним из приоритетных направлений кадровой политики. Оценка результатов профессиональной деятельности государственных служащих посредством проведения аттестаций и квалификационных экзаменов способствует повышению профессионального уровня должностных лиц и является одним из ключевых факторов повышения эффективности функционирования таможенных органов.
В служебных характеристиках, в материалах по итогам проведения аттестации отражаются факт соблюдения или несоблюдения должностными лицами норм Кодекса этики и служебного поведения должностных лиц, личной примерности в выполнении должностных обязанностей и другие показатели.
Важным шагом в предупреждении коррупционных проявлений является создание во всех таможенных органах комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов. Однако их работа только развертывается и о реальных практических результатах говорить еще рано.
— Если резюмировать, то каково значение кадровой службы в системе таможенных органов?
— Кадровая служба в системе таможенных органов занимает важное место, так как от правильного подбора и расстановки специалистов во многом зависит конечный результат работы.

Таможенная служба находится на переломном этапе, суть которого заключается в том, что качественно меняются предъявляемые к ней требования в части выполнения возложенных задач и функций, возрастает ответственность всех должностных лиц за выполнение служебных обязанностей и за соблюдение требований законодательства.
В этой связи кадровая политика является одним из основных средств обеспечения и повышения эффективности функционирования системы таможенных органов и реализуется посредством формирования кадрового потенциала, так как решение любой задачи в первую очередь зависит от того, кто будет решать эти задачи, кто будет организовывать их исполнение, насколько он профессионально подготовлен и ответственен.
Таким образом, успешное функционирование невозможно без улучшения подбора, расстановки и подготовки кадров, без создания действенного, хорошо изученного и подготовленного резерва.
Грамотная кадровая политика является основным инструментом обеспечения качественной реализации возложенных функций, а высокий кадровый потенциал — основной ресурс таможенных органов.
Валентина ДУДКОВА
«Таможня» (№14 (229) 2009)

Повышение оригинальности

ВВЕДЕНИЕ
1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РФ
1.1. Кадровый потенциал таможенной службы РФ
1.2. Кадровая политика таможенных органов РФ
1.3. Управление персоналом в таможенных органах
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РФ3. АНАЛИЗ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РФ
3.1. Приоритетные направления кадровой политики таможенных органов РФ
3.2. Характеристика кадрового обеспечения таможенных органов РФ в 2011 г.3.3. Совершенствование кадрового обеспечения таможенных органов РФ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Эффективность работы таможенных органов в первую очередь определяется уровнем образования и квалификацией таможенных работников, их отношением к работе и непосредственно связана с научно обоснованной единой государственной политикой в области подготовки государственных служащих вообще, и государственных таможенных служащих, в частности. Фактически кадровый потенциал таможенных органов обеспечивает успешность любых организационно-технических и экономических преобразований в таможенном деле, способствует его динамичному и поступательному развитию.
Под кадровым обеспечением в таможенной службе подразумевается система современных взглядов, принципов и приоритетов деятельности органов таможенной власти по формированию оптимального и стабильного кадрового состава таможенной службы Российской Федерации. Через кадровую политику осуществляется реализация целей и задач управления персоналом. Кадровое обеспечение представляет собой стратегическую линию поведения в работе с персоналом.
Таким образом, актуальность курсовой работы заключается в том, что к кадровому обеспечению в таможенных органах власти внимание всегда было пристальным. Критерии отбора таможенных служащих также несколько изменилось за последнее десятилетие в связи с изменениями, которые произошли в Российской Федерации.

Объектом исследования является деятельность таможенных органов в системе таможенной службы Российской Федерации.
Предмет исследования: кадровая политика и кадрового обеспечение в органах таможенной службы.
Цель работы — провести анализ кадрового обеспечения таможенных органов РФ на современном этапе развития.
Для достижения цели были решены следующие задачи:
? раскрыты теоретические основы кадрового обеспечения таможенных органов РФ;
? рассмотрена методика диагности обеспеченности кадрами таможенных органов РФ;
? дана характеристика кадрового состава таможенных органов РФ в 2011 г.;
? выявлены направления совершенствования кадрового обеспечения таможенных органов РФ.
Методологической основой работы являются общенаучные методы системного анализа и обобщения нормативных, научных и практических материалов.
Теоретической основой исследования послужили труды российских ученых в области государственного управления, экономической теории, теории финансов, таможенного дела, бюджетного устройства.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации. М: Юридическая литература 2012.- 96 с.
2. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 года №61-ФЗ // Российская газета 3 июня 2003.
3. Таможенный кодекс таможенного союза // приложение к договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года №17 // СПС «Гарант»
4. Положение о Федеральной таможенной службе, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26.07.06 № 459 // Российская газета от 2 августа 2006г.
5. Указ Президента Российской Федерации от 11 мая 2006 г. № 473 «Вопросы Федеральной таможенной службы» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, №20, ст.2162.
6. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской от 17 апреля 2007 г. «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд»» // Российская газета от 16 мая 2007 года.
7. Приказ Федеральной таможенной службы от 8 апреля 2011 г. № 758 “Об утверждении типовых положений о подразделениях кадровой службы регионального таможенного управления и кадровых подразделениях таможни”
8. Справочные материалы к заседанию коллегии ФТС России «Таможенная служба Российской Федерации в 2011 году» // СПС «Гарант»
9. Азаров Ю. Ф. Основы таможенного дела. Учебное пособие под общей редакцией М.: РИО РТА 2009 г. – 388 с.
10. Базарова, Т.Ю., Еремина, Б.Л. Управление персоналом. — М.: Менеджмент, 2012. — 286с.
11. Барамзин С. В. Управление качеством таможенной деятельности. М. «Книга и бизнес» 2010. – 402 с.
12. Блинов Н. М., Кухаренко В. Б., Пашинский А. Г. Проектирование таможенной политики. М.: Книга и бизнес. 2011. – 502 с.
13. Богданова Е.Л. Мониторинг кадрового потенциала таможенной службы Российской Федерации. М.: РИО РТА, 2011 г. – 481 с.

14. Большаков, А.С. Менеджмент / Учебное пособие. — СПб.: «Издательство «Питер»», 2012. — 160с.
15. Борисов А.Б. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Части первой, второй, третьей с постатейными материалами. — М.: Книжный мир, 2007. — 1159 с.
16. Гражданское право. Том первый. Учебник / Ответственный редактор Е.А. Суханов. — М.: БЕК, 2007. — 816 с.
17. Гражданское право. Учебник / Под общей ред. В.Ф. Яковлева. — М.: Изд-во РАГС, 2007. — 503 с.
18. Гражданское право: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Залесского, М.М. Рассолова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007. — 703 с.
19. Драганов В. Г. Основы таможенного дела. Учебник. М.: «Экономика» 2008. – 456 с.
20. Карамзин, С. В. Управление качеством таможенной деятельности. М.:Книга и бизнес, 2010. — 304 с.
21. Макрусев В.В. Основы системного анализа и управления в таможенном деле: учебник. — М.: РИО РТА, 2009. — 332 с.
22. Самоукина Н.В. Управление персоналом. Российский опыт. — СПб.: «Питер», 2007 г. – 545с.
23. Экономика таможенного дела: учебник / Е.Л. Андрейчук, В.Ю. Дианова, В.П. Смирнов – Владивосток: ВФ РТА, 2012. – 498 с.
24. Агабалаев М.И. Особенности становления и развития системы органов таможни в Российской Федерации // Социальная политика и социология. — 2004.— N 1.— С. 94-99.
25. Атаманчук Г.В. Таможенная служба как сфера управления//Пробл. теории и практики управления. 2007. N 4. С. 214-229.
26. Бахрах Д.Н. Административная власть как вид государственной власти //Таможо и право. 2009. N 3. С. 13-20.
27. Иваненков С.П., Иванов Ю.Б., Черкасов С.В. Эффективная кадровая политика региона: проблемы и перспективы //Общество, № 4, 2008.
28. Каменов А. Об оценке эффективности показателей на рынке труда // Общество и экономика, № 6 2008 г. — С. 55-64.
29. Кошанов А., Мельдеханова М. Об общей концепции занятости и рынка труда // Общество и экономика, № 11-12 2007 г. — С. 163-182.
30. Починок А. О трудовом потенциале России, перспективах его сохранен

Тема: кадровое обеспечение деятельности таможенных органов

Вопрос : кадры ( личный состав) таможенных органов.

Кадры ( личный состав, персонал) таможенного дела это совокупность всех работающих в таможенных органах и занимающих должности сотрудников федеральных государственных служащих и работников бюджетной сферы , сотрудники и федеральные гос служащие таможенных органов являются должностными лицами и должностные лица установлены ФЗ № 58 от 27 мая 2003 года «О системе государственной службы РФ «. Количество должностей сотрудников ФГС и работников бюджетной сферы в таможенной системе в целом определяется правительством РФ , а в таможенных органах учреждениях и предприятиях подведомственных ФТС России руководителем ФТС . Современный уровень кадровой работы требует прогнозирования потребности в кадрах для таможенной службы , формируется резерв в том числе руководящего состава на выдвижение, оптимально используются все штатные единицы , стимулируется служебный рост . В этих целях оценивают кадровый потенциал таможенных органов .

Под кадровым потенциалом понимают способность персонала таможенных органов эффективно и своевременно выполнять поставленные перед ними задачи . кадровый потенциал обусловлен такими факторами как численность занятых , эффективность их использования , средний возраст и стаж работы , уровень образования , квалификация , заинтересованность в результатах труда . кадровый потенциал в немалой степени зависит от расстановки кадров , оплаты труда , его организации , степени социальной защищённости , престижа профессии .

По сравнению с 1991 годом численность занятых в таможенной системе увеличилась более чем в 15 раз и составляет более 60 тысяч человек .

Около 40 % штатной численности в таможенных органах составляют занятые на таможенных постах и в подразделениях по совершению таможенных процедур . На экономические финансовые подразделения тылового обеспечения приходится около 1\4 штатной численности, другие должностные лица обеспечивают деятельность правоохранительных подразделений , собственную безопасность, таможенную охрану , информационно- техническую службу , выполняют административную функцию .

Для таможенной системы важно сбалансировать рабочие места с имеющимися трудовыми ресурсами , как по количеству так и по профессиональному составу . Источниками пополнения кадров для таможенной службы являются Российская таможенная академия и её филиалы ( Санкт- Петербург, Ростов на Дону, Владивосток) , другие высшие учебные заведения страны , правоохранительные органы и вооружённые силы.

Главная составляющая экономической эффективности затрат живого труда , его производительность .

Под производительностью труда понимают количество оказанных услуг или выполненных работ одним среднесписочным штатным должностным лицом в единицу времени .

Для измерения производительности труда используют следующие показатели в расчёте на одного работающего в таможне или отделе ( непосредственно занимающихся таможенным оформлением) .

Показатели в расчёте на одного работающего это количество обработанных таможенных деклараций , суммы таможенных доходов перечисленных в бюджет , число пропущенных физических лиц через таможенную границу , количество оформленных автомобилей , количество иных оформленных в таможенных целях документов . На производительность труда ( загруженность ) ФГС и сотрудников таможенных органов оказывают влияние следующие основные факторы :

1) трудоёмкость операций с различными видами документов

2) широта номенклатуры товаров , представленных в таможенных декларациях

3) необходимость углублённой проверки по товарам относимым к группам риска

4) степень внедрения современных информационных технологий

5) качество программных продуктов

6) возможности используемых ТС ТК

7) вид транспорта на котором доставлен и предъявлен к таможенному контролю товар

8) квалификация и профессиональный опыт должностных лиц

Правовой статус должностных лиц таможенных органов регламентируется ФЗ 114 от 21.07.97 года «О службе в таможенных органах РФ» и ФЗ 79 от 27.07. 2004 «О государственной гражданской службе РФ».

И правовой статус работников бюджетной сферы определяется трудовым кодексом 122ФЗ от 22 августа 2004 года.

К сотрудникам относятся руководство таможенных органов и правоохранительный блок ( отдел административных расследование, отдел дознания, оперативно розыскной отдел, криминалистический отдел, отдел таможенной охраны оперативно- дежурный отдел) а к ФГС относятся отдел таможенных процедур и таможенного контроля, отдел контроля за таможенным транзитом , экономический блок , отдел таможенной статистки . К работникам относится автотранспортный отдел .

Этапы прохождения сотрудниками государственной службы в таможенных органах РФ :

1) поступление на государственную службу в таможенные органы

2) испытание

3) заключение контракта о службе в таможенных органах

4) назначение сотрудника на должность

5) присвоение специального звания

6) принятие присяги

7) аттестация

8) прекращение службы в таможенных органах

Этапы прохождения службы в таможенных органах ФГГС :

1) поступление на гражданскую службу для замещения должности ФГГС

2) конкурс

3) назначение победителя конкурса на вакантную должность гражданской служьы

4) заключение служебного контракта

5) испытание

6) присвоение классного чина

7) аттестация ФГГС

8) прекращение служебного контракта, освобождение от должности замещаемой ФГГС, увольнение с гражданской службы