Кадастровый учет лесных участков

Кадастровый учет земель лесного фонда

Инициатором проведения кадастрового учета могут выступать как государственные органы, так и частные лица, использующие соответствующие леса на установленных законодательством правах. Процедура постановки лесного участка на кадастровый учет аналогична правилам регистрации любого земель в кадастре недвижимости. Перед обращением в орган кадастрового учета обязательно определяют границы образуемого лесного участка по материалам межевания, лесоустроительной или землеустроительной документации. Единственное отличие заключается в том, что согласование его границ выполняется без их установления на местности и учета мнения заинтересованных лиц.
Однако, новая редакция ФЗ № 201 все же разрешает предоставлять лесные участки до 1 января 2017 года частным и юридическим лицам без проведения кадастрового учета, если предполагается осуществлять на них:

  • геологическое изучение недр;
  • разрабатывать месторождения полезных ископаемых.

Кадастровый учет лесных участков: кто организует?

Федеральные или региональные властные органы, ведущие государственный лесной реестр, занимаются и проведением Государственного кадастрового учета лесного фонда:

  • по федеральному лесному фонду – Федеральная служба лесного хозяйства РФ, ее филиалы, расположенные в российских регионах, и лесхозы;
  • по лесным участкам, входящим в состав государственных заповедников, – Госкомитет РФ по охране окружающей среды;
  • по участкам, переданным лесным хозяйствам образовательных учреждений – Минобранауки РФ и лесхозы;
  • по лесам, которые находятся в пользовании сельскохозяйственных организаций, – Минсельхоз РФ;
  • по лесному фонду в целом по России – Федеральная служба лесного хозяйства РФ.

Новый лесной кодекс РФ передал большую часть полномочий по ведению лесного реестра на региональный уровень. Исключение составили субъекты РФ, в которых среднюю плотность населения превышает установленную норму в пятнадцать раз. Сегодня к таким регионам относится лишь Московская область, в связи с чем, учет лесных участков на ее территории выполняют федеральные власти – Рослесхоз и его территориальные органы.
В остальных случаях, за проведение государственной инвентаризации лесов, определяющей качественные и количественные характеристики лесных территорий, постановку на кадастровый учет лесных участков отвечает «Рослесинфорг». Также он выступает оператором АИС ГРЛ (информационной автоматизированной системы «Государственный лесной реестр»), выполняя ряд функций:

  • обеспечение необходимой информацией исполнительные органы в сфере лесных отношений;
  • своевременное внесение изменений в АИС ГРЛ;
  • сбор данных о проводимых на территории России мероприятий по защите, охране и воспроизводству лесов.

Кто оплачивает кадастровый учет лесных участков?

В рамках региональных бюджетов также предусмотрено выделение средств на проведение кадастровых работ по учету лесных участков. Всего предполагается по этой программе до 2020 года затратить около 7 миллиардов рублей. Немалые деньги, которые государство выделить одновременно всем субъектам и регионам не в состоянии.
Поскольку часть полномочий по лесоустройству передали регионам, некоторых из них начали публично размещать заказы на лесоустроительные работы, пытаясь привлечь средства внебюджетных источников. В частности, в Московской, Тверской, Ярославской, Калужской и Ивановской области арендаторы активной участвую в процессе постановки своих участков на кадастровый учет.
Но, если человек, желающий принять участие в регистрации лесного участка, не обладает правом на аренду или на другой вид использования, привлечение его средств для выполнения лесоустроительных работ региональные органы по учету лесного фонда считают нецелесообразным.

Межевой план лесного участка

В настоящее время около 16% всех лесных участков в РФ поставлены на государственный учет. Для совершения любых сделок с данными землями необходима их регистрация в Государственном лесном реестре и постановка на учет в Кадастровой палате.

Территория с насаждениями, положение, размеры и границы которой определяются по лесным кварталам и/или лесотаксационным выделам, считается лесным участком. До начала 2015 года на основании Федеральных законов №№ 365 и 427 части массива леса, используемые не в рекреационной деятельности, отдавались гражданам и юрлицам РФ в аренду без кадастрового учета. До 2017 года наделы, на которых велись геологические исследования недр и другие изыскания, также могли находиться в пользовании без регистрации в базе земельного кадастра РФ.

Заключение любого договора об использовании земель лесного фонда сопровождается указанием на установленные размеры, границы и зафиксированные точки координат. Эта информация содержится в межевом плане. В настоящее время регистрация надела обязательна.

<Письмо> Минэкономразвития России от 29.11.2013 N 26439-ПК/Д23и О полномочиях по принятию решений об образовании лесных участков из состава земель лесного фонда

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 29 ноября 2013 г. N 26439-ПК/Д23и

О ПОЛНОМОЧИЯХ

ПО ПРИНЯТИЮ РЕШЕНИЙ ОБ ОБРАЗОВАНИИ ЛЕСНЫХ УЧАСТКОВ

ИЗ СОСТАВА ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА

В дополнение к ранее направленному письму от 11 октября 2013 г. N 21800-ПК/Д23и Минэкономразвития России в целях установления единообразной правоприменительной практики по вопросу о полномочиях по принятию решений об образовании лесных участков сообщает.

Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее — Лесной кодекс) лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса).

При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — Земельный кодекс) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 Земельного кодекса.

Согласно статье 29 Земельного кодекса предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса.

Пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса установлено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса полномочия Российской Федерации по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе по организации и проведению соответствующих аукционов, переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, по мнению Минэкономразвития России, исходя из положений вышеуказанных статей Земельного кодекса и Лесного кодекса, полномочиями по принятию решений об образовании земельных участков из состава земель лесного фонда обладают уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Прошу довести указанную позицию до сведения управлений Росреестра по субъектам Российской Федерации, ФГБУ «ФКП Росреестра».

П.Э.КОРОЛЕВ