Избирательные комиссии муниципальных образований

Правовой статус избирательных комиссий в муниципальных выборах.

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 8

1. Избирательная комиссия, организующая в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, является избирательной комиссией муниципального образования.

2. Избирательная комиссия муниципального образования является муниципальным органом и не входит в структуру органов местного самоуправления.

3. Уставом муниципального образования, нормативным правовым актом органа местного самоуправления избирательной комиссии муниципального образования может быть придан статус юридического лица.

4. Полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную комиссию. В случае создания вновь образованного муниципального образования полномочия избирательной комиссии данного муниципального образования по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации могут быть возложены на территориальную комиссию. Порядок возложения полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную комиссию в иных случаях отсутствия представительного органа муниципального образования устанавливается законом субъекта Российской Федерации. При возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную комиссию число членов территориальной комиссии изменению не подлежит. Если на территории муниципального образования образуется несколько территориальных комиссий, полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут быть возложены на одну из них.

5. Срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования составляет пять лет. Если срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования истекает в период избирательной кампании, после назначения референдума и до окончания кампании референдума, в которых участвует данная комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума. Данное положение не применяется при проведении повторных и дополнительных выборов депутатов представительного органа муниципального образования. Полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут быть прекращены досрочно законом субъекта Российской Федерации в случае преобразования муниципального образования. Днем досрочного прекращения полномочий такой избирательной комиссии муниципального образования является день вступления в силу закона субъекта Российской Федерации о преобразовании муниципального образования.

6. Избирательная комиссия муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения формируется в количестве восьми, десяти или двенадцати членов с правом решающего голоса. Избирательная комиссия поселения формируется в количестве шести, восьми или десяти членов с правом решающего голоса. Число членов избирательной комиссии муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования.

7. Формирование избирательной комиссии муниципального образования осуществляется представительным органом муниципального образования на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, а также предложений избирательной комиссии муниципального образования предыдущего состава, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, а формирование избирательной комиссии поселения — также на основе предложений избирательной комиссии муниципального района, территориальной комиссии.

8. Представительный орган муниципального образования обязан назначить половину от общего числа членов избирательной комиссии муниципального образования на основе поступивших предложений:

а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»;

б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, а также политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 настоящего Федерального закона;

в) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.

9. Представительный орган муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения обязан назначить половину от общего числа членов избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения на основе поступивших предложений избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.

9.1. Представительный орган поселения обязан назначить половину от общего числа членов избирательной комиссии поселения на основе поступивших предложений избирательной комиссии муниципального района, территориальной комиссии в следующем порядке:

а) если полномочия избирательной комиссии муниципального района не возложены на территориальную комиссию, два члена избирательной комиссии поселения назначаются на основе предложений избирательной комиссии муниципального района, остальные члены избирательной комиссии поселения назначаются на основе предложений территориальной комиссии;

б) если полномочия избирательной комиссии муниципального района возложены на территориальную комиссию, члены избирательной комиссии поселения назначаются на основе предложений территориальной комиссии;

в) если полномочия территориальной комиссии возложены на избирательную комиссию муниципального района, члены избирательной комиссии поселения назначаются на основе предложений избирательной комиссии муниципального района.

9.2. Предложения избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, избирательной комиссии муниципального района, территориальной комиссии, указанные в пунктах 9 и 9.1 настоящей статьи, готовятся с учетом предложений общественных объединений, за исключением общественных объединений, указанных в пункте 8 настоящей статьи, с учетом предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, а также предложений избирательной комиссии соответствующего муниципального образования предыдущего состава.

9.3. В случае, если указанных в пунктах 8, 9 или 9.1 настоящей статьи поступивших предложений не достаточно для реализации соответственно пунктов 8, 9 или 9.1 настоящей статьи, назначение оставшихся членов комиссии осуществляется на основе предложений, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи.

10. Избирательная комиссия муниципального образования:

а) осуществляет на территории муниципального образования контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

б) обеспечивает на территории муниципального образования реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов, изданием необходимой печатной продукции;

в) осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума соблюдения единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями для проведения предвыборной агитации, между инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума для проведения агитации по вопросам референдума;

г) осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума соблюдения единого порядка установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдумов;

д) осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума соблюдения единого порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов, референдумов;

е) осуществляет на территории муниципального образования меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов, распределяет выделенные из местного бюджета и (или) бюджета субъекта Российской Федерации средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, контролирует целевое использование указанных средств;

ж) оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям;

з) заслушивает сообщения органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления, местного референдума;

и) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий, а избирательная комиссия муниципального района — также жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) избирательной комиссии поселения и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

к) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования.

Рекомендуемые страницы:

Избирательная комиссия муниципального образования

В Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» включена ст. 39 «Избирательная комиссия муниципального образования». Отсю­да можно сделать вывод, что данная избирательная комиссия входит в число органов местного самоуправления.

Закон не назвал избирательную комиссию в числе обязательных органов местного самоуправления, хотя в реальности — в силу значимо­сти в обеспечении жизнедеятельности муниципального образования — ее существование в виде постоянно действующего органа объективно необходимо. Такая необходимость обусловлена как обязательностью выборов депутатов представительных органов, а зачастую и глав муниципальных образований, возможностью избрания других выбор­ных лиц местного самоуправления, регулярностью проведения соот­ветствующих выборов, так и назначением избирательной комиссии муниципального образования в целом. В соответствии со ст. 39 Феде­рального закона 2003 г. В полномочия муниципальной избирательной комиссии входят не только организация и подготовка муниципальных выборов, но и подготовка проведения муниципального референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправ­ления, по вопросам изменения границ муниципального образования и его преобразования.

С принятием Федерального закона 2003 г. и включением муниципальной избирательной комиссии в число органов местного самоуправ­ления возникла коллизия данного Закона и Федерального закона 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»поскольку второй Закон определяет совокупность избирательных комиссий в стране как самостоятельную вертикальную систему. Если же избирательная комиссия муниципального образования — сугубо муниципальный орган, она формально как бы выпадает из общей системы избирательных комиссий.

И тогда Федеральным законом от 21 июля 2007 г. ст. 39 Федераль­ного закона 2003 г. была дополнена ч. 2 следующего содержания: «Из­бирательная комиссия муниципального образования является муни­ципальным органом, который не входит в структуру органов местного самоуправления».

С появлением этого положения как бы восстановили место избирательной комиссии в вертикали избирательных комиссий, но неизбежно возникла новая коллизия: оказывается, может существовать муниципальный орган, который не входит в структуру органов местного самоуправления.

Наиболее общие и важные вопросы порядка формирования и полномочий избирательной комиссии муниципального образования подробно регламентированы в Федеральном законе 2002 г. По этому За­кону (ст. 22, 24) формирование данной избирательной комиссии осу­ществляется представительным органом муниципального образования на основе предложений политических партий, допущенных к распре­делению мандатов в Государственной Думе, в законодательном органе субъекта РФ, в представительном органе местного самоуправления, а также предложений собраний избирателей по месту жительства, ра­боты, службы, учебы, предложений избирательной комиссии муници­пального образования предыдущего созыва, избирательной комиссии субъекта РФ. При этом от политических партий, допущенных к рас­пределению депутатских мандатов в Государственной Думе, законода­тельном органе субъекта РФ и представительном органе местного са­моуправления, должно быть назначено не менее половины от общего числа членов избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса. Не менее двух членов избирательной ко­миссии муниципального района, городского округа назначаются по предложению избирательной комиссии субъекта РФ, а избиратель­ной комиссии поселения — по предложению избирательной комиссии муниципального района. Таким образом, предложения избирате­лей по месту жительства, работы, учебы если и будут учтены, то лишь при определении около одной трети состава избирательной комиссии, от соответствующей политической партии может быть назначено не более одного представителя в состав комиссии. Государственные и му­ниципальные служащие не могут составлять более половины членов избирательной комиссии муниципального образования.

Членами избирательной комиссии с правом решающего голоса не могут быть (ст. 29 Федерального закона 2002 г.):

а) лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, а также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство ино­странного государства либо вид на жительство или иной доку­мент, подтверждающий право на постоянное проживание граж­данина Российской Федерации на территории иностранного го­сударства;

б) граждане Российской Федерации, признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными, ограниченно дееспособными;

в) граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет;

г) депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;

д) выборные должностные лица, а также высшие должностные ли­ца субъектов РФ, главы местных администраций;

е) судьи, прокуроры;

ж) на соответствующих выборах — кандидаты, их уполномоченные представители и доверенные лица, уполномоченные представи­тели и доверенные лица избирательных объединений, выдвинув­ших кандидатов;

з) на соответствующих референдумах — члены и уполномоченные представители инициативных групп по проведению референдума;

и) на соответствующих выборах, референдумах — члены комиссий с правом совещательного голоса;

к) на соответствующих выборах — супруги и близкие родственники кандидатов, близкие родственники супругов кандидатов;

л) лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов;

м) лица, выведенные из состава комиссий по решению суда, а также лица, утратившие свои полномочия членов комиссий с правом решающего голоса в результате расформирования комиссии (за исключением лиц, в отношении которых судом было установле­но отсутствие вины за допущенные комиссией нарушения), — в течение пяти лет со дня вступления в законную силу соответ­ствующего решения суда;

н) лица, имеющие неснятую и непогашенную судимость, а также лица, подвергнутые в судебном порядке административному на­казанию за нарушение законодательства о выборах и референду­мах, — в течение одного года со дня вступления в законную силу решения (постановления) суда о назначении административного наказания.

Наличие любого из перечисленных обстоятельств является осно­ванием для невключения лица в состав избирательной комиссии или прекращения его полномочий. Кроме того, прекращение полномочий влекут по Закону 2002 г. признание члена комиссии безвестно отсут­ствующим, объявление его умершим, равно как и смерть, а также си­стематическое невыполнение членом комиссии своих обязанностей, если этот факт признан судом по представлению избирательной ко­миссии муниципального образования.

Решение о досрочном прекращении полномочий члена избира­тельной комиссии муниципального образования с правом решаю­щего голоса принимает представительный орган в течение 30 дней или 50 дней в период избирательной кампании или проведения ре­ферендума. В эти же сроки назначается член комиссии взамен вы­бывшего.

Федеральный закон предоставляет членам избирательной комиссии муниципального образования ряд гарантий. Так, для членов комиссии, являющейся юридическим лицом, предусмотрена возможность рабо­тать на постоянной (штатной) основе. Это предполагает назначение на муниципальную должность, включение в соответствующий реестр муниципальных служащих, выплату денежного содержания, установ­ление иных элементов статуса в соответствии с законодательством о муниципальной службе. Федеральный закон 2002 г. возлагает на ор­ганы местного самоуправления обязанности по материальному, медицинскому, санаторно-курортному, жилищно-бытовому, пенсионному и иным видам обеспечения членов муниципальной избирательной комиссии. При этом уровень обеспечения должен соответствовать му­ниципальным должностям в представительном органе местного само­управления.

Членам избирательной комиссии муниципального образования, работающим на общественных началах, по решению комиссии может выплачиваться вознаграждение за подготовку и проведение выборов. В случае освобождения от основной работы им сохраняется должность и выплачивается компенсация за соответствующее время. В течение срока полномочий член комиссии не может быть уволен с работы по инициативе работодателя или без собственного согласия переведен на другую работу.

Согласно ч. 18 ст. 29 Федерального закона 2002 г. (в ред. от 24 июля 2007 г.) решение о возбуждении уголовного дела в отношении члена избирательной комиссии муниципального образования с правом решаю­щего голоса, привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу принимается руководителем следственного органа Следственно­го комитета при Прокуратуре РФ по субъекту РФ. Ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стра­жу в отношении члена данной комиссии с правом решающего голоса может быть возбуждено с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъекту РФ. Член указанной комиссии с правом решающего голоса не может быть под­вергнут административному наказанию, налагаемому в судебном по­рядке, без согласия прокурора субъекта РФ.

Кроме членов избирательной комиссии муниципального образо­вания с правом решающего голоса в ее состав могут быть назначены члены с правом совещательного голоса. Право такого назначения пре­доставлено кандидатам в депутаты или на выборные должности, а так­же избирательным объединениям (реально — политическим партиям), выдвинувшим своих кандидатов или списки кандидатов, со дня подачи документов для регистрации. Они могут назначить по одному члену ко­миссии в регистрирующую комиссию, а также в нижестоящие комис­сии. Избирательная комиссия муниципального образования является регистрирующей на выборах главы муниципального образования; при выборах депутатов представительного органа регистрацию осущест­вляют окружные избирательные комиссии.

Члены избирательной комиссии не могут подписывать и выдавать избирательные бюллетени, сортировать, подсчитывать и погашать их, составлять протоколы об итогах голосования, о результатах референдума, выборов, голосовать по вопросам компетенции избирательной комиссии. Закон не запрещает присутствовать им при проведении этих действий.

Каждый член избирательной комиссии муниципального образова­ния независимо от статуса имеет право получать извещение о времени и месте заседания комиссии, выступать на ее заседаниях, задавать во­просы другим участникам заседания и получать ответы на них, знако­миться с документами (за исключением конфиденциальных), прове­рять правильность подсчета голосов, сортировку бюллетеней, обжало­вать действия (бездействие) комиссии в вышестоящую избирательную комиссию или в суд.

Более детально организация и деятельность избирательной комиссии муниципального образования регламентируются законодательством субъектов РФ и нормативными актами муниципальных образований.

Так, Положением об избирательной комиссии г. Тюмени, утвержденным решением Тюменской городской Думой от 11 сентября 2003 г. /26/, предусмотрено, что она состоит из 14 членов с правом решающего го­лоса. Комиссия является юридическим лицом. На постоянной осно­ве в аппарате комиссии работают председатель, секретарь, а также главный бухгалтер и специалист первой категории. Главный бухгал­тер в реестре муниципального образования занимает третью ведущую должность, являясь советником муниципального образования первого класса по квалификационному разряду. Специалист первой категории занимает первую младшую группу в статусе референта муниципальной службы первого класса.

Свою деятельность избирательная комиссия осуществляет коллегиально. На первое заседание она собирается не позднее чем через 15 дней после сформирования не менее чем на две трети. Срок полномочий комиссии составляет четыре года, начинается со дня первого заседания и заканчивается в день заседания комиссии нового состава. На первом заседании избирательной комиссии муниципального образования тайным голосованием большинством от установленного числа членов с правом решающего голоса избираются председатель комиссии, его заместитель и секретарь. Кандидатуру на должность председателя предлагает избирательная комиссия Тюменской области, а при отсутствии такого предло­жения — члены избирательной комиссии муниципального образования. Заседание комиссии созывает ее председатель по мере необходимости. Заседание также проводится по требованию ни менее одной трети чле­нов избирательной комиссии.

Кроме избрания на должность и освобождения от нее руководи­телей комиссии большинством голосов от установленного числа из­бирательной комиссии г. Тюмени решаются вопросы: о финансовом обеспечении; подготовке и проведении выборов и референдума; регистрации кандидатов и об обращении в суд с заявлением об отмене их регистрации; результатах выборов и референдума; признании выборов или референдума несостоявшимися или недействительными; проведе­нии повторного голосования или повторных выборов. Другие вопросы в рамках компетенции избирательной комиссии данного муниципаль­ного образования решаются большинством голосов от числа присут­ствующих членов с правом решающего голоса. В случае равенства голосов, поданных «за» и «против», решающим является голос председателя или председательствующего на заседании. Член комиссии, не соглас­ный с решением большинства, вправе выразить в письменной форме свое особое мнение, которое в обязательном порядке рассматривается комиссией, отражается в протоколе и доводится до сведения избирательной комиссии Тюменской области в трехдневный срок, а в день го­лосования и следующий за голосованием день — незамедлительно. Среди наиболее важных полномочий избирательной комиссии муниципального образования «Город Тюмень» следует назвать: контроль за соблюдением прав избирателей на территории города; определение схе­мы избирательных округов; обеспечение финансирования выборов и референдумов; контроль за целевым использованием бюджетных средств и средств избирательных фондов кандидатов; рассмотрение жалоб на дей­ствия (бездействие) нижестоящих комиссий; оказание правовой, методи­ческой, организационной помощи нижестоящим избирательным комис­сиям; назначение на должность и увольнение председателей окружных и участковых комиссий; руководство окружными и участковыми избирательными комиссиями; регистрация кандидатов на должность главы му­ниципального образования, их доверенных лиц; утверждение формы, текста, числа бюллетеней для голосования и образцов печатей избирательной комиссии; организация повторного голосования, повторных и дополнительных выборов; установление результатов голосование, их опубликова­ние; регистрация избранного главы муниципального образования.

Председатель избирательной комиссии муниципального образова­ния «Город Тюмень», являясь должностным лицом и замещая выбор­ную муниципальную должность: представляет комиссию в отношени­ях с юридическими и физическими лицами; принимает и увольняет с должности работников аппарата комиссии; дает поручения своему заместителю, секретарю и членам комиссии; издает распоряжения в пределах компетенции; подписывает решения комиссии.

Заместитель председателя избирательной комиссии, являясь должностным лицом: при необходимости осуществляет полномочия председателя; возглавляет контрольно-ревизионную службу при комиссии; планирует работу избирательной комиссии и контролирует выполне­ние плана.

Секретарь избирательной комиссии, являясь должностным лицом: обеспечивает подготовку заседаний комиссии; информирует о работе комиссии других участником избирательных отношений; подписывает решения комиссии и ее протоколы.

Избирательная комиссия муниципального образования вправе обращаться в правоохранительные органы с представлениями о про­ведении соответствующих проверок и пресечения нарушения зако­нодательства. Решения комиссии, изданные в пределах компетенции, обязательны для исполнения всеми юридическими и физическими ли­цами. В своей деятельности избирательная комиссия муниципального образования независима от органов государственной власти и местно­го самоуправления.