Источники финансирования бюджетных учреждений

Источники и этапы финансирования бюджетных организаций

Для эффективной работы бюджетных организаций важно определить возможные источники финансирования. При осуществлении своей деятельности бюджетные учреждения используют различные виды средств, как материальные, так и денежные, которыми их должен обеспечить в первую очередь учредитель, но не исключается возможность их получения от любого юридического или физического лица.

Можно выделить два основных вида источников финансирования бюджетных учреждений:

  • — бюджетное финансирование;
  • — собственные средства от внебюджетной деятельности.

Бюджетное финансирование происходит несколько этапов и при этом каждый этап имеет свои особенности:

  • 1) составление и утверждение бюджетной росписи. Бюджетная роспись составляется на основании утвержденного бюджета главным распорядителем бюджетных средств по получателям бюджетных средств;
  • 2) уведомление о бюджетных ассигнованиях. После того как сводная бюджетная роспись утверждена, исполнительный бюджетный орган в течение 10 дней доводит ее показатели до всех получателей бюджетных средств в форме уведомления о бюджетных ассигнованиях на период действия утвержденного бюджета;
  • 3) составление плана финансово-хозяйственной деятельности. Бюджетные учреждения в течение 10 дней со дня получения уведомлений о бюджетных ассигнованиях обязаны составить и представить на утверждение план ФХД по установленной форме. Утверждение плана ФХД производится вышестоящей организацией. План ФХД считается утвержденной при наличии подписи руководителя вышестоящей организации, печати и даты утверждения. При утверждении плана ФХД проверяется необходимость и целесообразность предусматриваемых расходов, их соответствие объемам работы учреждения и соблюдение норм расходов. Утверждение плана ФХД производится после утверждения соответствующего бюджета, из которого финансируется данное учреждение. В течение 5 дней и в течение одного рабочего дня со дня утверждения план ФХД передаётся в орган, исполняющий бюджет. Утвержденный план ФХД определяет сумму средств, которая должна быть выделена на содержание учреждения из бюджета;
  • 4) уведомление о выделенном лимите. Лимиты бюджетных обязательств представляют собой предельный объем прав получателя на принятие им денежных обязательств, оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета. Лимиты бюджетных обязательств доводятся до всех распорядителей и получателей бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, не позднее, чем за 5 дней до начала периода их действия и представляют собой объем бюджетных обязательств, определенных для распорядителей и получателей бюджетных средств на период не более месяца.

На основании уведомлений о выделенном лимите получатели бюджетных средств имеют право осуществлять расходы и платежи путем составления платежных и иных документов в пределах, доведенных до них лимитов в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности. Расходование бюджетных средств осуществляется путем списания денежных средств с единого счета бюджета. Объем расходуемых бюджетных средств должен соответствовать объему подтвержденных денежных обязательств. Планово-бюджетное финансирование — это безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств на основе общих принципов финансирования. Ему свойственны следующие принципы:

  • — отпуск средств на обеспечение деятельности учреждений и организаций из бюджета, соответствующего их подчиненности;
  • — отпуск средств в соответствии с программами и планами экономического и социального развития на каждый бюджетный год и в меру их выполнения;
  • — планирование и финансирование на основе экономических нормативов, научно обоснованных с применением технических норм либо на конкурсной основе с выбором приоритетных направлений.Вахрин П. И. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2012;

Наличие плана обеспечивает эффективное бюджетное планирование и строго целевое использование выделенных средств. Предусмотренные в плане ассигнования считаются предельными и расходование сверх этих сумм и на цели, непредусмотренные планом ФХД, не разрешается.

Планы ФХД составляются на 3 года.

Собственник имущества, закрепленного за учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.Барулин, С.В. Финансы : Учебник. М.: КНОРУС, 2011. — 640 С.

В соответствии со ст. 299 ГК РФ право оперативного управления возникает у учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.Гражданский кодекс Российской Федерации (Ч. 1) : Федеральный закон РФ от 30.11.1994 г. N 51ФЗ. — Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru

В последнее время в связи с хроническим недофинансированием получателей бюджетных ассигнований руководители учреждений все чаще вынуждены искать нетрадиционные способы получения денежных средств. Субсидии и бюджетные кредиты бюджетным учреждениям не предоставляются, следовательно, бюджетное учреждение не имеет права получать кредиты, займы. Поэтому дополнительные способы получения денежных средств связаны с осуществлением различных видов предпринимательской деятельности: оказание платных услуг, предусмотренных уставом; осуществление предпринимательской деятельности; получение дохода от распоряжения имуществом, приобретенным за счет внебюджетных средств и др. Устав государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Свердловской области «Уральский техникум «Рифей»

Получение средств от предпринимательской деятельности позволяет бюджетному учреждению решать социальные вопросы по улучшению условий труда и отдыха персонала учреждений, а также производственные проблемы, связанные с модернизацией производственных мощностей, своевременным обновлением изношенных объектов основных средств.

В соответствии с ГК РФ предпринимательской является «самостоятельная, осуществляемая на свои риск, деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».Гражданский кодекс Российской Федерации (Ч. 1) : Федеральный закон РФ от 30.11.1994 г. N 51ФЗ. — Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru

Для бюджетных учреждений возможность ведения предпринимательской деятельности должна быть предусмотрена нормативными актами, регулирующими деятельность учреждений в соответствующих сферах, и учредительными документами.

Внебюджетные источники финансирования бюджетных учреждений разделяются на подгруппы:

  • — целевые средства и безвозмездные поступления;
  • — средства, поступившие во временное распоряжение учреждения;
  • — средства, полученные от государственных внебюджетных фондов;

средства, полученные от предпринимательской деятельности.

Каждый вид внебюджетных средств должен учитываться на обособленных счетах, открываемых в органах федерального казначейства или в кредитных организациях (для бюджетных учреждений, не переведенных на систему финансирования через органы федерального казначейства).Сорокина Т. В. Государственный бюджет. — М.: Издательство «Инфра-М», 2011

Все целевые средства в бюджетных учреждениях разделяются на следующие подгруппы:

  • — целевые средства на содержание учреждения и другие мероприятия;
  • — средства родителей на содержание детских учреждений;
  • — средства от реализации материальных ценностей, приобретенных за счет бюджетных средств;
  • — безвозмездные поступления;
  • — прочие источники (излишки материальных ценностей, приобретенных за счет бюджетных средств, кредиторская задолженность с истекшим сроком давности и др.);
  • — заемные средства;
  • — целевые средства, полученные учреждением от государственных внебюджетных фондов.

Стабильным и долговременным внебюджетным источником финансирования может быть доход от сдачи в аренду свободных помещений. При этом необходимыми условиями для оформления арендных отношений должны быть надежность и платежеспособность арендатора, а также не ухудшение условий для осуществления основной деятельности.

Объем благотворительных средств спланировать невозможно. Он зависит от усилий всех участников образовательного процесса: трудового коллектива, родителей, общественности. Отличительная особенность этого источника в том, что благотворитель, а не благополучатель определяет порядок использования средств, тогда как доход от самостоятельной коммерческой деятельности учреждения используют по своему усмотрению.

Подводя итог, можно сделать следующие выводы:

  • — финансирование бюджетных учреждений представляет собой комплекс мер, направленных как на совершенствование основной деятельности учреждений, так и на эффективное использование финансовых ресурсов;
  • — с помощью бюджетного финансирования обеспечивается реализация государственных социальных задач, стоящих перед обществом;
  • — получение средств от предпринимательской деятельности позволяет бюджетному учреждению улучшать условия труда и отдыха персонала, а также решать производственные проблемы.Финансы : Учебник /под. ред. проф. Князева В.Г., проф. Слепова В.А.. — М.: Магистр, 2011.