Исполнение постановления об административном правонарушении

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится либо постановление о назначении административного наказания, либо постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении (статья 29.9 КоАП РФ).

Требования к содержанию постановления об административном правонарушении содержатся в статье 29.10 КоАП РФ.

Содержание

Кто рассматривает дела об административных правонарушениях и выносит постановления?

Рассматривают дела и выносят постановления об административных правонарушениях органы власти (например, органы внутренних дел (полиции), таможенные органы, органы экспортного контроля, пограничные органы, военные комиссариаты и т.д.; см. ст.ст. 23.2 — 23.84 КоАП РФ) и судьи (ст. 23.1 КоАП РФ).

Если при рассмотрении дела выясняется, что дело не подлежит рассмотрению данным органом, должностным лицом или судьей?

В этом случае, на основании ч. 2 статьи 29.9 КоАП РФ, выносится определение:

1) о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

Если дело об административном правонарушении рассмотрено неуполномоченным должностным лицом, органом или судьей, вынесено постановление?

В этом случае по жалобе лица, привлеченного к административной ответственности вынесенное неуполномоченным лицом (или судом) постановление подлежит отмене.

При этом, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если истек двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ (или иной срок давности, предусмотренный статьей 4.5. КоАП РФ), поскольку истечение указанного срока препятствует направлению дела на новое рассмотрение.

Если же срок давности привлечения к административной ответственности не истек, обжалуемое постановление подлежит отмене, а дело об административном правонарушении направлению на рассмотрение уполномоченному должностному лицу, органу, судье по подведомственности (ст. 30.7 КоАП РФ).

Доказательства по делу об административном правонарушении

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении должны установить наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.

Доказательствами по делу об административном правонарушении, согласно статье 26.2 КоАП РФ, являются:

— протокол об административном правонарушении;
— иные протоколы, предусмотренные КоАП РФ;
— объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;
— показания потерпевшего;
— показания свидетелей;
— заключения эксперта;
— показаниями специальных технических средств;
— вещественными доказательствами;
— иными документами.

Когда протокол об административном правонарушении не составляется, а сразу выносится постановление с назначением наказания

КоАП РФ предусматривает случаи, когда протокол об административном правонарушении не составляется, а выносится сразу постановление об административном правонарушении с назначением наказания. Это, прежде всего, случай, когда правонарушение фиксируется должностным лицом на месте совершения и привлекаемое лицо не оспаривает вины. Протокол не составляется (а выносится постановление) также в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ, зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств. Подробнее об этом рекомендуем статью «Протокол об административном правонарушении. Образцы. Обжалование».

Образцы и примеры жалоб по делам об административных правонарушениях

Жалоба на постановление об административном правонарушении (вынесено должностным лицом или полномочным органом), образец;

Жалоба на постановление мирового судьи по делу об административном правонарушении, образец;

Жалоба по делу об административном правонарушении по ст. 12.24 КоАП РФ (обжалуется в областном суде постановление о привлечении к административной ответственности в виде лишения права управления транспортным средством, вынесенное районным судом);

Жалоба на постановление мирового судьи по административному делу (ст. 12.26 КоАП РФ);

Жалоба на постановление мирового судьи о привлечении к административной ответственности по статье 12.26 КоАП РФ (отказ от прохождения медицинского освидетельствования)

Жалоба на постановление мирового судьи о привлечении к административной ответственности по ч. 4, статьи 12.15 КоАП РФ (выезд на полосу встречного движения);

Жалоба на постановление об административном правонарушении (п. 9.10 ПДД — не выдержал необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения).

Образец постановления по делу об административном правонарушении

Постановление по делу об административном правонарушении, утв. ФССП (Приложение N 125 к Приказу ФССП России от 11.07.2012 N 318 (в ред. Приказа ФССП России от 15.08.2013 N 268)

Постановление об административном правонарушении. Образец ФССП (Приложение N 7 к Методическим рекомендациям от 4 июня 2012 г.)

Постановление об административном правонарушении. Образец ФТС (Приложение к Письму ФТС РФ от 19.10.2005 N 01-06/36372)

Постановление об административном правонарушении (за нарушение ПДД) (Приложение N 8 к Административному регламенту Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения)

Постановление судьи по делу об административном правонарушении по ст.ст. 20.18, 20.2 КоАП РФ (Приложение к Разъяснению порядка исполнения судебными приставами-исполнителями постановлений судей о назначении административного наказания в виде обязательных работ)

Постановление по делу об административном правонарушении, утв. Приказом ГУВД Москвы (Приложение N 4 к Приказу ГУВД г. Москвы от 28 апреля 2006 г. N 261)

Постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении (Приложение N 3 к Приказу МАП России от 25.02.2003 N 50)

Постановление о прекращении дела. Образец

Постановление о прекращении дела об административном правонарушении (Приложение N 7 к Регламенту подготовки и ведения дел об административных правонарушениях в центральном аппарате ФАС России)

Постановление по делу об административном правонарушении о прекращении дела (Приложение 24 к Письму ГТК РФ от 18 ноября 2002 г. N 01-06/45305)

Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Образец (Приложение N 8 к Методическим рекомендациям ФССП от 4 июня 2012 г.)

Александр Отрохов, Правовой центр «Логос» (г. Омск), 15.04.2015г.

Исполнение постановлений об административном правонарушении

Этапы данной стадии: 1. обращение постановления к исполнению; 2. приведение в исполнение постановления по делу; 3. окончание производства по исполнению постановления о назначении адм. наказания.

Исполнение постановлений — завершающая стадия производства. Ее сущность заключается в практической реализации адм. взыскания, назначенного деликвенту. В процессе исполнения постановления лицо, совершившее АП, претерпевает соответствующие лишения и ограничения личного, морального или материального характера. В соответствии со ст. 278 КоАП постановление подлежит исполнению с момента его вынесения. Постановления являются адм. актами и вступают в силу немедленно.

Исполнением постановлений заняты различные органы. При этом они осуществляют двоякую по характеру деятельность: по обращению постановлений к исполнению и по фактическому приведению их в исполнение. Первую из них, согласно ст. 278 КоАП, осуществляют юрисдикционные органы, т. е. те, которые выносят постановления о наложении адм. Взысканий. Вторую, в соответствии со ст. 279 КоАП, осуществляют специальные уполномоченные на то органы государства в порядке, установленном законодательством. Вместе они образуют единую стадию исполнения постановлений, но являются разными ее этапами.

На первом этапе — обращения постановлений к исполнению — прежде всего юрисдикционный орган должен своевременно направить вынесенное постановление органу-исполнителю.

Деятельность гос. органов по приведению в исполнение направленных им постановлений имеет своей целью непосредственную реализацию адм. взысканий. Она производится посредством действий, кт причиняют наказанному соответствующие лишения и правоограничения в установленных постановлением пределах.

В производствах по некоторым нарушениям юрисдикционный орган, вынесший постановление, уполномочен сам привести его в исполнение. Так, за управление ТС водителями в состоянии опьянения виновные могут быть лишены прав на срок до трех лет органами ГИБДД. Эти же органы и исполняют вынесенные ими постановления.

Виды производств по исполнению постановления: 1) производство по исполнению постановлений о наложении предупреждения; 2) производство по исполнению постановления о наложении адм. штрафа; 3) производство по исполнению постановления о наложении адм. штрафа, взыскиваемого на месте совершения административном правонарушении; 4) производство по исполнению постановления о лишении спец. права, предоставленного физ. лицу; 5) производство по исполнению постановления об адм. аресте; 6) производство по исполнению постановления об адм. выдворении за пределы РФ ин. гражданина или лица без гражданства; 7) производство по исполнению постановления о дисквалификации.

  • 1. Постановление по делу об АП вступает в законную силу: 1. после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано; 2. после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление; 3. немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление. Постановление по делу обязательно для исполнения всеми органами гос. власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, ЮЛ.
  • 2. Обращение постановления по делу об АП к исполнению возлагается на судью, орган, должностное лицо, вынесших постановление. В случае рассмотрения жалобы, протеста на постановление по делу или на последующее решение по жалобе вступившее в законную силу постановление направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным обращать его к исполнению. Если постановление по делу не было обжаловано или опротестовано в установленные сроки, оно направляется в орган, должностному лицу, уполномоченным обращать его к исполнению. Постановление по делу приводится в исполнение уполномоченными на то органом, должностным лицом. В случае вынесения нескольких постановлений о назначении адм. наказания в отношении одного лица каждое постановление приводится в исполнение самостоятельно.
  • 3. При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении адм. наказания в виде адм. ареста, лишения спец. права или в виде адм. штрафа (за исключением взыскания адм. штрафа на месте совершения административном правонарушении) невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностным лицом, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца. С учетом мат. положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата адм. штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.
  • 4. Судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении адм. наказания, приостанавливают исполнение постановления в случае принесения протеста на вступившее в законную силу постановление по делу до рассмотрения протеста. О приостановлении исполнения постановления выносится определение, которое при необходимости немедленно направляется в орган, должностному лицу, приводящим это определение в исполнение. Принесение протеста на постановление об адм. аресте не приостанавливает исполнения этого постановления.
  • 5. Судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении адм. наказания, прекращают исполнение постановления в случае: 1). издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение адм. наказания; 2). отмены или признания утратившими силу закона или его положений, устанавливающих административную ответственность за содеянное; 3). смерти лица, привлеченного к административной ответственности, или объявления его в установленном законом порядке умершим; 4). истечения сроков давности исполнения постановления о назначении адм. наказания; 5). отмены постановления.
  • 57. Сущность и система способов обеспечения законности в сфере исполнительной власти

Законность — это Конституционный принцип функционирования всех ветвей гос. власти РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 15 К РФ, органы гос. власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Законность — это точное и неуклонное соблюдение и исполнение законов и подзаконных актов гос. органами, должностными лицами, органами местного самоуправления, гражданами и их объединениями. Принципы законности: 1).Верховенство Конституции РФ и законов, то есть обязательное исполнение и соблюдение на территории РФ Конституции и законов, которые должны быть первичными; подзаконные акты производны от них, следовательно, принимаются в соответствии с законами и во их исполнение. 2). Недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Законы определяют общие правила поведения, подзаконные акты конкретизируют указанные предписания с целью решения поставленных задач при осуществлении деятельности. В этих случаях целесообразность действий не должна выходить за рамки закона. Деятельность, осуществляемая не в рамках закона, неприемлема и противоправна. 3). Гарантированность прав и свобод личности. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ). Это достигается путем создания условий (гарантий) для реализации прав и свобод гражданина и человека. Гарантированность прав и свобод личности связана с гарантиями законности: политическими, экономическими, социальными и правовыми (юридическими). 4). Создание обстановки неотвратимости ответственности в случае нарушений.

Обеспечение законности в сфере гос. управления это деятельность специально уполномоченных субъектов, а также граждан и объединений: по недопущению в деятельности органов исполнительной власти нарушений требований, закрепленных в действующих нормативно-правовых актах; своевременному и полному предупреждению правонарушений, причин и условий, их порождающих; привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности.

Способы обеспечения законности — совокупность юридических, организационных приемов и форм деятельности органов гос. власти, местного самоуправления, их должностных лиц, граждан, общественных объединений по поддержанию и укреплению законности в сфере гос. управления.

В целях обеспечения точного соблюдения законности создан и действует особый государственно-правовой механизм, состоящий из двух основных элементов: 1) организационно-правовых методов, т.е. особых видов деятельности, практических приемов, операций; 2) организационно-структурных формирований (гос. органов и общественных объединений). Обобщенно эти методы определяются как способы обеспечения законности.

Способы обеспечения законности:

  • 1) контроль;
  • 2) надзор;
  • 3) контрольно-надзорная деятельность.

Стадии исполнительного производства по делам об административных правонарушениях Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

УДК 342.951 ББК 67.401.041

© Малахова Н.В.

СТАДИИ

ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА МАЛАХОВА,

доцент кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент E-mail: nv_malakhova@mail.ru Научная специальность — 12.00.14 административное право,

административный процесс. Рецензент: профессор кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент Д.Н. Шурухнова

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Анализируются нормы, регулирующие исполнение постановления по делу об административном правонарушении. По результатам анализа предлагается к рассмотрения система стадий и этапов исполнительного производства по делам об административных правонарушениях.

Ключевые слова: административное правонарушение, исполнение постановления по делу об административном правонарушении, административный процесс, исполнительное производство, стадии, этапы.

Для цитирования: Малахова Н.В. Стадии исполнительного производства по делам об административных правонарушениях. Вестник московского университета МВД России. 2018;(2):176-9.

Нормы, регулирующие процессуальные действия, направленные на приведение в исполнение постановления по делу об административном правонарушении, содержатся в законодательных и иных нормативных правовых актах, в том числе в разделе V КоАП РФ, анализу которого посвящена данная статья.

Содержанием процесса исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях является обращение постановления по делу к исполнению; приведение его в исполнение; в установленных случаях приостановление или прекращение исполнения, предоставление отсрочки или рассрочки по некоторым видам наказаний; разъяснение вопросов о спо-

собах и порядке исполнения; окончание производства по исполнению постановления о назначении административного наказания.

Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях, «как и любая процессуальная деятельность, осуществляется в определенной логической последовательности, при которой одни группы процедур, объединенные общим промежуточным результатом, сменяются другими. Такое поступательное, объединенное общей конечной целью движение процесса имеет название стадийности»1.

Как мы видим, указанный процесс состоит из взаимосвязанных процедур, которые предполагают стро-

го определенную последовательность и сменяемость. В этой связи существенным, по нашему мнению, является определение исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях как исполнительного производства по делам об административных правонарушениях, включающих в себя систему стадий, составляющих его сущностное содержание.

Представляется целесообразным выделить следующие стадии и этапы исполнительного производства по делам об административных правонарушениях:

1. обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению;

2. приведение в исполнение постановления по делу об административном правонарушении. Эта стадия включает в себя несколько этапов:

• реализация уполномоченными субъектами предусмотренного наказания и мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

• предоставление отсрочки или рассрочка исполнения постановления о назначении административного наказания;

• приостановление исполнения постановления о назначении административного наказания;

• разрешение вопросов, связанных с исполнением постановления о назначении административного наказания

• прекращение исполнения постановления о назначении административного наказания;

3. окончание производства по исполнению постановления о назначении административного наказания.

Рассмотрим краткую характеристику каждой из стадий исполнительного производства по делам об административных правонарушениях.

Первая стадия. Обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению подлежит с момента его вступления в законную силу согласно ст. 31.1 КоАП РФ2.

Под обращением к исполнению постановления по делу об административном правонарушении понимается передача (направление) вступившего в законную силу постановления органу, должностному лицу, вынесшему его, для обеспечения реализации наложенного наказания.

Обращение к исполнению постановления возлагается на судью, орган, должностное лицо, вынесшее постановление. Срок направления вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении для последующего обращения к исполнению составляет трое суток, независимо от того было оно обжаловано (опротестовано) или нет.

В случае назначения основного и дополнительного административного наказания3, принятия или отмены

мер обеспечения производства по делу в постановлении, в которых указывается, в какой части постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению уполномоченным органом или должностным лицом.

Вторая стадия. Приведение в исполнение постановления по делу об административном правонарушении является ключевой стадией исполнительного производства и включает в себя несколько этапов: реализация уполномоченными субъектами предусмотренного наказания и, в случае необходимости, обеспечительной меры; предоставление отсрочки или рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания; приостановление исполнения постановления о назначении административного наказания; разрешение вопросов, связанных с исполнением постановления о назначении административного наказания, прекращение исполнения постановления о назначении административного наказания.

Реализация уполномоченными субъектами предусмотренного наказания. Перечень органов и должностных лиц, исполняющих постановление, является весьма обширным и зависит от вида наказания, возможных обеспечительных мер, а также от отраслевой направленности административного правонарушения. Например, постановление об административном аресте исполняется сотрудниками органов внутренних дел, а конфискация вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения — судебным приставом-исполнителем. При этом конфискация оружия и боевых припасов осуществляется подразделениями войск национальной гвардии Российской Федерации.

В ряде случаев исполнение наказание возлагается на самого правонарушителя, например, уплата штрафа, административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения. Не выполнение установленного требования влечет негативные последствия, в том числе административную ответственность. Так, неуплата штрафа в установленные сроки влечет наложение очередного административного штрафа, но уже в двукратном размере неуплаченной суммы, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

При вынесении нескольких постановлений о назначении административного наказания в отношении одного лица каждое из них приводится в исполнение самостоятельно.

Каждый вид наказания имеет свои особенности по приведению его в исполнение.

Отсрочка и рассрочка исполнения постановления о назначении административного наказания. На стадии

приведения в исполнение постановления о наложении административного наказания возможно решение процессуальных вопросов, связанных с отсрочкой и рассрочкой его исполнения. Отсрочка предусматривается для административного ареста, лишения специального права, штрафа, принудительного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства. Рассрочка устанавливается только для одного вида наказания — штрафа — на срок до трех месяцев. Законодательно не установлены причины отсрочки или рассрочки, но практика показывает, что это может быть болезнь лица, несущего ответственность по делу об административном правонарушении, либо материальные трудности. В ранее действовавшем КоАП РСФСР рассрочка не предусматривалась.

Не применяется отсрочка или рассрочка при назначении административного штрафа в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства.

Приостановление исполнения постановления о назначении административного наказания

Согласно ч. 2 ст. 30.12 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вступившие в законную силу, а также решение по результатам рассмотрения жалоб или протестов могут быть опротестованы прокурором. В этом случае исполнение постановления подлежит приостановлению до рассмотрения протеста.

Определение о приостановлении в ряде случаев немедленно направляется в орган, должностному лицу, приводящим указанное определение в исполнение. Это связано с необходимостью срочного приостановления уже начавшейся процедуры исполнения наказания, например, конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения

Не приостанавливается исполнение постановления при назначении наказания в виде административного ареста, обязательных работ или административного приостановлении деятельности.

Разрешение вопросов, связанных с исполнением постановления о назначении административного наказания заключается в разъяснении вопросов о способе и порядке исполнения, об отсрочке, о рассрочке, приостановлении или прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания, а также о взыскании административного штрафа, наложенного на несовершеннолетнего, с его законных представителей.

Срок рассмотрения данных вопросов субъектом, вынесшим постановление, составляет три дня. Решение выносится в виде определения. Решение же по вопросу о прекращении исполнения постановления о

назначении административного наказания выносится в виде постановления.

Прекращение исполнения постановления о назначении административного наказания осуществляется в случае:

• издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

• отмены или признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за соде-янное4;

• смерти лица, привлеченного к административной ответственности. Гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, — в течение шести месяцев. Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий5;

• истечение сроков давности (2 года) исполнения постановления о назначении административного наказания. Течение срока давности начинается с момента вступления в законную силу постановления об административном правонарушении.

Тем не менее, существует ряд особенностей исчисления срока давности. Так, например, лицо, подвергнутое наказанию в виде лишения права на управление автомобилем, должно самостоятельно в течение трех рабочих дней со дня вступления в силу постановления сдать водительское удостоверение в ГИБДД, а в случае его утраты, заявить об этом в тот же срок. При уклонении от сдачи удостоверения, срок лишения специального права прерывается. Течение прерванного срока продолжается со дня сдачи лицом либо изъятия у него указанного документа.

Течение срока лишения специального права в случае повторного назначения лицу, лишенному его, административного наказания в виде лишения того же специального права начинается со дня, следующего за днем окончания срока наказания, примененного ранее.

Третья стадия. Окончание производства по исполнению постановления об административном наказании означает прекращение всех исполнительных действий по приведению его в исполнение. Если исполнение произведено полностью, постановление возвращается субъектам, вынесшим это постановление.

Со дня окончания исполнения постановления начинает исчисляться срок наказуемости для лица, подвергнутого административной ответственности.

В случае, когда исполнение постановления о наказании не производилось или произведено не полностью, оно возвращается лицам, вынесшим данное постановление.

Таким образом, анализ законодательства показал, что исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях имеет стадийный характер. Каждая стадия решает задачи, присущие только ей, и имеет при этом относительно самостоятельный характер и свои особенности. Они различаются составом участников производства, совершением различного рода действий, принятием всевозможных юридических документов. В то же время они подчинены решению общих целей и тесно связаны между собой.

Предложенная систематизация процессуального порядка исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях может иметь дискуссионный характер, что является основанием для последующей научной полемики.

1 См.: Общее административное право: Учебник / Под ред. Ю.Н. Старилова. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун- та, 2007. С. 596.

2 См. Письмо Верховного Суда РФ от 20.08.2003 г. № 1536-7/общ. «Разъяснения о порядке вступления в силу постановлений и (или) решений по делам об административных правонарушениях в случае их обжалования». Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

3 См.: Шурухнова Д.Н. Соотношение публичных и частных интересов при назначении административных наказаний // Административно-правовое регулирование правоохранительной деятельности: теория и практика: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 29 мая 2015 г. — Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2015.С. 61.

4 Данное положение, установленное пунктом 2 статьи 31.7, признано частично не соответствующим Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 14.07.2015 г. № 20-П. СПС КонсультантПлюс

5 Ст.45 Гражданского Кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ.

Литература

1. Кисин В.Р., Попугаев Ю.И. Содержание административной ответственности, состояние и проблемы правового регулирования // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № б. С.94-97.

2. Попович О.М. Теоретические проблемы юридической сущности административного процесса // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № б. С.133-135.

3. Шурухнова Д.Н. Соотношение публичных и частных интересов при назначении административных наказаний // Административно-правовое регулирование правоохранительной деятельности: теория и практика: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 29 мая 2015 г. — Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2015.- 348 с.

4. Шурухнова Д.Н. Административно-деликтное право в системе российского права// Обеспечение прав и свобод человека в современном мире: материалы конференции: в 4 ч. — Ч.4. — Москва: Проспект, 2017. — 400 с.

Статья 29.10. Постановление по делу об административном правонарушении

Постановление Верховного Суда РФ от 17.04.2017 N 39-АД17-2 Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности, предусмотренной ст. 7.22 КоАП РФ, за нарушение правил содержания и ремонта жилого дома. Решение: Производство по делу прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

В силу пункта 3 части 1 статьи 29.10, части 2 статьи 30.7, части 3 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данные сведения также указываются в постановлении по делу об административном правонарушении, решениях, принимаемых по результатам рассмотрения жалобы, протеста на такое постановление.

Определение Верховного Суда РФ от 27.04.2017 N 302-АД16-19402 по делу N А33-23408/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу об оспаривании постановления. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как суды пришли к правильному выводу об отсутствии у административного органа оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении.

Суды посчитали, что управлением в нарушение положений статьи 26.11 КоАП РФ не дана правовая оценка доказательствам, представленным заявителем в подтверждение обстоятельств, свидетельствующих о реализации обществом с ограниченной ответственностью «Красритейл» некачественной молочной продукции, не соответствующей предъявляемым к ней обязательным требованиям. При этом в постановлении о прекращении производства по административному делу, исходя из положений, закрепленных в пункте 2 части 1 статьи 29.9, пункте 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ, должны быть указаны все установленные по делу обстоятельства. По означенному основанию суды признали оспоренное постановление управления незаконным и подлежащим отмене.

Постановление Верховного Суда РФ от 27.03.2017 N 69-АД17-2 Требование: Об изменении постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 12.15 КоАП РФ за нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона. Решение: Требование удовлетворено, поскольку вывод о нарушении заявителем ПДД РФ сделан судом при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении другого участника ДТП.

По смыслу статей 25.1, 26.1 и 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении судья решает вопрос о наличии вины в совершении административного правонарушения исключительно в отношении лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в связи с чем постановление по делу об административном правонарушении не может содержать выводов о виновности иных лиц, производство по делу в отношении которых не осуществлялось.

Определение Верховного Суда РФ от 14.04.2017 N 309-АД17-2897 по делу N А50-5807/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суд пришел к правильному выводу о доказанности наличия в действиях общества состава вмененного правонарушения, соблюдения процедуры и срока давности привлечения к ответственности.

Данные обстоятельства в силу пунктов 1, 3 статьи 26.1 КоАП РФ подлежат выяснению по делу об административном правонарушении и согласно части 1 статьи 29.10 КоАП РФ указываются в постановлении по делу об административном правонарушении. В ином случае постановление административного органа о назначении административного наказания не может быть признано соответствующим требованиям названного Кодекса.

Постановление Верховного Суда РФ от 16.02.2017 N 3-АД17-1 Требование: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ за нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Решение: Производство по делу прекращено на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Помимо изложенного, из представленных с поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобой материалов следует, что в нарушение положений статей 29.10, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях копия постановления по делу об административном правонарушении, врученная обществу, не идентична подлинному экземпляру постановления мирового судьи Пионергорского судебного участка города Ухты Республики Коми от 19.05.2016 N 5-225/2016, приобщенному в материалы дела (л.д. 138 — 140). Так, подлинный экземпляр данного судебного акта, в отличие от его копии, не содержит выводов мирового судьи, касающихся исчисления срока давности привлечения общества к административной ответственности по настоящему делу.

Определение Конституционного Суда РФ от 26.01.2017 N 111-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шпалова Александра Вадимовича на нарушение его конституционных прав статьями 30.7 и 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должно быть указано мотивированное решение по делу (пункт 6 части 1 статьи 29.10); это требование распространяется и на решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении (часть 2 статьи 30.7); по жалобе, протесту, принятым к рассмотрению, постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов проверяются исходя из доводов, изложенных в жалобе, протесте, и возражений, содержащихся в отзыве на жалобу, протест (часть 1 статьи 30.16); в постановлении, принимаемом по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов, в числе прочего указываются доводы и требования, содержащиеся в жалобе, протесте; возражения, содержащиеся в отзыве на жалобу, протест; мотивы и основания для оставления без изменения, изменения или отмены вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов со ссылкой на статьи данного Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях (пункты 7 — 9 части 1 статьи 30.18).

Определение Верховного Суда РФ от 23.01.2017 N 305-АД16-18920 по делу N А40-36332/16 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, так как был установлен факт несоблюдения обществом обязанности, возложенной законом на перевозчика при международной перевозке автомобильным транспортом, сообщить таможенному органу достоверные сведения о количестве грузовых мест и весе брутто товара.

Ссылка в жалобе на наличие в материалах дела ненадлежащего доказательства — акта таможенного досмотра, содержащего недостоверную информацию и положенного в основу оспариваемого постановления, несостоятельна. Судами при рассмотрении дела не установлено безусловных оснований для отмены постановления административного органа, признанного соответствующим положениям статьи 29.10 КоАП РФ.

Постановление Верховного Суда РФ от 12.12.2016 N 18-АД16-169 Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, за выезд транспортного средства на полосу дороги, предназначенную для встречного движения. Решение: Производство по делу прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Требования, предъявляемые к содержанию постановления по делу об административном правонарушении, установлены статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу пунктов 4, 6 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.

Постановление Верховного Суда РФ от 01.12.2016 N 60-АД16-5 Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ за нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку в действиях заявителя присутствует состав вмененного административного правонарушения, порядок и срок давности привлечения к ответственности соблюдены.

Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 г. N 3017-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Тертей-Флот» на нарушение конституционных прав и свобод статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», конкретное правило, нарушенное лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в силу специфики регулируемой деятельности может не только быть прямо закреплено в актах, которые отвечают традиционным критериям нормативных правовых актов, но и следовать из сложившегося правового режима осуществления деятельности, который известен (должен быть известен) лицам, профессионально занимающимся соответствующей деятельностью, как это имеет место, например, применительно к режиму судоходства.

Постановление Верховного Суда РФ от 11.11.2016 N 44-АД16-28 Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 12.12 КоАП РФ за проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика. Решение: Производство по делу прекращено на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

В случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса, или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном статьей 29.10 настоящего Кодекса. Копии постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, направляются лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.