Информация в ГИС ЖКХ

Вопросы, связанные с размещением информации о деятельности по управлению многоквартирными домами в ГИС ЖКХ, наиболее часто поступающие в адрес Департамента ГЖиСН СО

Ответы на популярные вопросы, связанные с размещением информации о деятельности по управлению многоквартирными домами в ГИС ЖКХ

Вопрос № 1:

С какого момента наступила обязанность поставщиков информации по раскрытию информации, связанной с деятельностью по управлению многоквартирными домами, в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее – ГИС ЖКХ)?

Ответ:

Обязанность по раскрытию информации в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства наступила для поставщиков информации с 01 июля 2017 года. Кроме того, организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании выданной лицензии, сведения о многоквартирных домах, предусмотренных статьей 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, подлежат раскрытию с 01 августа 2015 года.

Вопрос № 2:

Кто должен размещать сведения о начислении платы за коммунальные услуги при наличии прямых договоров собственников с ресурсоснабжающими организациями?

Ответ:

Состав сроки и периодичность размещения информации в ГИС ЖКХ поставщиками информации определены совместным приказом Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016.

Раздел 10 приказа содержит перечень информации, подлежащей раскрытию в системе лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом.

В рамках установленного перечня информации организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами раскрываются в том числе сведения об объеме, о качестве коммунальных услуг, предоставленных собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а также о случаях несоблюдения установленных параметров качества таких услуг, в том числе информация о фактах и количественных значениях отклонений от параметров качества предоставленных услуг, о показаниях общедомовых и индивидуальных приборов учета, о состоянии расчетов лиц, осуществляющих предоставление коммунальных услуг, с потребителями, в том числе о начисленных, оплаченных денежных средствах, о задолженности/переплате по оплате коммунальных услуг.

Вместе с тем, указанная информация размещается управляющими организациями, товариществами и кооперативами, являющимися исполнителями коммунальных услуг. В случае, когда исполнителем коммунальных услуг является ресурсоснабжающая организация, вышеперечисленные сведения, в том числе о лицевых счетах, о состоянии расчетов потребителей (собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме, жилого дома (домовладения)) с ресурсоснабжающими организациями, осуществляющими предоставление коммунальных услуг (по каждому жилому (нежилому) помещению в многоквартирном доме, жилому дому (домовладению)) в системе размещаются ресурсоснабжающей организацией.

Вопрос № 3:

Должен ли поставщик информации получать согласие на размещение в ГИС ЖКХ персональных данных?

Ответ:

Случаи, при которых допускается обработка персональных данных, установлены частью 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Федеральный закон № 152).

Пунктом 2 части 1 статьи 6 Федерального закона № 152 допускается обработка персональных данных без согласия субъекта в случае если она необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей.

В связи с изложенным, информация, подлежащая раскрытию в ГИС ЖКХ, содержащая персональные данные субъектов персональных данных, в порядке и объеме, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а также вышеуказанными положениями, не противоречит требованиям Федерального закона № 152.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 12 приказа Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016 персональные данные, предусмотренные Составом информации, подлежат размещению в закрытой части системы, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Вопрос № 4:

Есть ли возможность проводить голосование в ГИС ЖКХ в настоящее время?

Ответ:

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 267-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» действие статьи 47.1 Жилищного кодекса Российской Федерации в части проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования с использованием ГИС ЖКХ приостановлено до 01 января 2018 года.

Учитывая изложенное, в ГИС ЖКХ отключены функциональные возможности по проведению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в ГИС ЖКХ, в том числе функции администратора общего собрания собственников.

Вопрос № 5:

Должно ли товарищество собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные и иные специализированные потребительские кооперативы регистрироваться в ГИС ЖКХ, в случае заключения договора управления с управляющей организацией?

Ответ:

В соответствии с частью 2.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при заключении товариществом собственников жилья, либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (далее — товарищество или кооператив) договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, при этом товарищество или кооператив продолжают реализовать отдельные полномочия, предусмотренные жилищным законодательством.

Состав, сроки и периодичность размещения информации в ГИС ЖКХ поставщиками информации утверждены совместным приказом Минкомсвязи России и Минстроя России от 29.02.2016 № 74/114/пр «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства». Разделом 10 данного приказа установлен состав информации, подлежащей размещению товариществом или кооперативом вне зависимости от заключения договора управления с управляющей организацией. При заключении договора управления с управляющей компанией товарищество или кооператив размещают в ГИС ЖКХ информацию в объеме, установленном разделом 10 Состава информации, за исключением информации, предусмотренной пунктами 2, 4, 5, 6, 10 и 11 раздела 10 указанного приказа, а также пунктами 1.23 и 9 этого раздела, в случае если товарищество или кооператив не являются получателями обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества или кооператива и платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами товарищества или кооператива.

Таким образом, информация, непосредственно связанная с деятельностью товарищества или кооператива, должна быть размещена в ГИС ЖКХ уполномоченным специалистом товарищества или кооператива.

Вопрос № 6:

Какие могут быть последствия для управляющих организаций, товариществ собственников жилья и кооперативов при невыполнении требований по размещению информации в ГИС ЖКХ?

Ответ:

Неразмещение информации или нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов и (или) сроков размещения информации либо размещение информации не в полном объеме, размещение заведомо искаженной информации являются основанием для привлечения к административной ответственности в соответствии со статьей 13.19.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

До 01 января 2018 года положения статьи 13.19.2 КоАП РФ применяются в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, являющихся лицензиатами, в части размещения в ГИС ЖКХ сведений, предусмотренных статьей 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.

С 01 января 2018 года административная ответственность наступает для всех субъектов, предусмотренных статьей 13.19.2 КоАП РФ.

Назад к списку

3 ноября 2016 года Государственная Дума РФ в первом чтении приняла проект Федерального закона о внесении изменений в ст. 20 ЖК РФ. У органов ГЖИ должны были появиться полномочия проверять нормативы потребления на ОДН.

Законопроект оказался трансформером и ко второму чтению оброс такими поправками, что узнать его могли только его создатели. Вчера проект N 1112685-6 приняли в третьем чтении, и именно оно отложило штрафы за ГИС ЖКХ.

Будут ли органы ГЖН проверять нормативы потребления на ОДН? 2773 0

Сроки заполнения ГИС ЖКХ

Основные изменения коснулись ст. 12 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства». Срок размещения информации в системе перенесли на 1 июля 2017 года.

Это формальный срок. К 1 июля Правительство РФ должно разработать график включения в ГИС ЖКХ регионов России. К 25 декабря 2017 года 50 субъектов должны выполнить графики.

Это не относится к:

  • городам федерального значения,
  • федеральным органам исполнительной власти, внебюджетным фондам, ГЖИ в части раскрытия данных о лицензировании деятельности по управлению МКД,
  • органам, ответственным за регулировку тарифов,
  • лицам, управляющим МКД по договору управления – за раскрытие сведений о МКД.

Для них установлен более ранний срок размещения информации. А для поставщиков информации в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе срок размещения данных перенесён на 1 июля 2019 года.

Обязательны для размещения и за их отсутствие уже могут наказать:

  • дом,
  • договор управления,
  • протокол ОСС.

ГИС ЖКХ: Подписан приказ о составе, сроках и периодичности размещения информации 15384 2

Ответственность за ГИС ЖКХ

Сдвигаются сроки наступления административной ответственности за неразмещение информации в ГИС ЖКХ. Для большинства регионов она наступит с 1 января 2018 года. Для городов федерального значения и перечисленных выше органов ответственность за ГИС ЖКХ откладывается до 1 июля 2019 года.

Насчёт квитанций пока можно не беспокоиться. Только с 1 января 2018 года, если в ГИС ЖКХ:

  • не будет данных о размере платы за жилое помещение и КУ,
  • будет размещена информация, отличающаяся от квитанции,

такой платёжный документ будет считаться непредставленным. Приоритет остаётся за бумажной квитанцией.

Исключение в это правило вводит ч. 9, она касается Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Для них установлен срок давности для квитанций – 6 месяцев, по истечении которых квитанция считается непредставленной.

С 1 января 2020 года, если управляющая организация не разместила в срок, согласно ч. 2 ст. 155 ЖК РФ:

  • квитанции,
  • размер платы и задолженности по оплате за жилое помещение и КУ,

плата за жилое помещение и КУ будет вноситься до 10 числа месяца, следующего за тем, в который размещались платёжки. Это относится к управляющим организациям из городов федерального значения.

ГИС ЖКХ: штрафы и дисквалификация уже реальностьштрафы за ГИС ЖКХ можно получить уже сейчас 4534 0

Ответственность по КоАП РФ

Следующая группа изменений касается ст. 6 Федерального закона от 21.07.2014 N 263-ФЗ. Поправки вносятся в сроки наступления ответственности за нарушение порядка размещения информации в ГИС ЖКХ по статьям 13.19.1 и 13.19.2 КоАП РФ.

Так, до 1 января 2018 года ч. 1 ст. 13.191 КоАП РФ будет применяться к должностным лицам:

  • федеральных органов исполнительной власти,
  • государственных внебюджетных фондов,
  • органов ГЖН,

и только за нераскрытие информации о лицензировании деятельности по управлению МКД.

Для всех перечисленных органов, работающих на территории городов федерального значения, ответственность по ст. 13.19.1 КоАП РФ возникнет позже – с 1 июля 2019 года.

До 1 января 2018 года штрафовать управляющие организации по ст. 13.19.2 КоАП РФ можно за неразмещение в ГИС ЖКХ сведений о МКД, которыми они управляют. Управляющие организации из Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя привлечь к ответственности за нарушение ст. 13.19.2 КоАП РФ можно с 1 июля 2019 года.

Ч. 1 ст. 13.19.2 КоАП РФ начнёт действовать, когда ГИС ЖКХ будет введена в регионе РФ. Напомним, по плану Правительства РФ большинство субъектов будут работать в системе до 1 июля 2017 года.

Как оспорить штраф за нарушение порядка размещения информации в ГИС ЖКХ 2754 0

Суть и цели портала

Система ГИС ЖКХ представляет собой информационный ресурс, осуществляющий ряд полезных функций:

  1. Сбор данных в разрезе регионов о коммунальных услугах, предоставляемых населению, в том числе:
    • о предприятиях, осуществляющих деятельность в данной сфере;
    • о тарифах;
    • о движениях и направлениях вложения собранных средств;
    • о задолженностях;
  2. Информирование населения по вопросам ЖКХ;
  3. Иное.

Внимание: регистрация организации в ГИС ЖКХ обязательна для предприятий, получивших лицензию на организацию соответствующего обслуживания граждан.

Электронный сервис ГИС ЖКХ организован в рамках исполнения закона № 209-ФЗ от 21.07.14. Кроме того, при его создании строго учитывались требования Жилищного кодекса. Система представляет собой сайт для сбора следующей информации:

  1. о предприятиях, предоставляющих услуги;
  2. о состоянии жилищного фонда;
  3. о сборе средств;
  4. об их расходовании;
  5. о результатах госконтроля за деятельностью операторов.

Для справки: на сайте ГИС ЖКХ должны быть аккумулированы полные сведения о состоянии жилого фонда всей страны, что значительно облегчает:

  • госконтроль за деятельностью соответствующих организаций;
  • разработку политики в данной сфере.

Для обычного плательщика сервис также полезен. Он позволяет узнать состояние собственных счетов, в том числе размер задолженности. Кроме того, размещение информации в ГИС ЖКХ проводят все зарегистрированные организации. Следовательно, можно сравнить данные, предоставленные управляющими компаниями с целью передачи им функций от недобросовестного организатора.

Скачать для просмотра и печати:

Жилищный кодекс Российской Федерации

Федеральный закон от 21.07.2014 N 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства»

Какие функции выполняет

Электронный портал разработан для выполнения следующих функций:

  1. Организация открытого информирования населения, опубликование важных для граждан данных в открытом доступе.
  2. Мониторинг состояния фонда жилых помещений в стране.
  3. Сбор и систематизация сведений о предприятиях, на которые возложены задачи по обеспечению людей следующими ресурсами:
    • водой;
    • электроэнергией;
    • теплом;
    • другими.
  4. Создание электронного справочника данных об управляющих компаниях.
  5. Помощь в осуществлении контрольных функций государства.
  6. Систематизация и распространение сведений о программах капремонта в разрезе регионов, в том числе:
    • о состоянии сбора полагающихся взносов;
    • о планируемых и реальных затратах.
  7. В части работы с населением:
    • организация автоматического сбора обращений;
    • создание онлайн-сервиса для приема платежей;
    • техническое обеспечение голосования жильцов по вопросам благоустройства здания и территории.

Подсказка: сервис позволяет автоматизировать сбор и передачу в госорганизации статистических сведений.

Кто должен пройти регистрацию

Законодательство делит пользователей на две группы по принципу обязательности регистрации. Они таковы:

Пользователь Условие
Органы государственной и муниципальной власти Обязаны пройти регистрацию до 01.07.17
Управляющие компании
Предприятия, предоставляющие услуги До 01.01.18
Жилищно-строительные кооперативы
Товарищества собственников жилого дома
Все перечисленные, работающие в городах федерального значения До 01.07.19

Подсказка: участие в интернет-системе для граждан обязательным не является. Любой человек может пройти процесс регистрации в добровольном порядке.

Обязанности организаций и предприятий

Законом предусматривается внесение в электронный комплекс определенной информации и создание учетной записи для всех компаний, работающих в отрасли. Причем от формы собственности ответственность за непредоставление данных не зависит. Организации и предприятия должны:

  • зарегистрироваться;
  • регулярно публиковать информацию о состоянии дел (указанную в нормативных актах).

Внимание: нормами действующего законодательства предусмотрена ответственность должностных лиц за несоблюдение требований, касающихся работы портала.

Как зарегистрироваться юридическому лицу

Алгоритм действий для юрлиц одинаков. Опишем его на примере управляющей компании. Пошаговая инструкция выглядит так:

  1. Руководящий работник обязан сначала создать свою учетную запись.
  2. После ее подтверждения необходимо войти в личный кабинет на сайте с использованием логина и пароля.
  3. Выбрать функцию «Добавить организацию» в разделе данных.
  4. Из появившегося списка выбирается форма предприятия:
    • индивидуальный предприниматель;
    • юрлицо;
    • госорган.
  5. В открывшемся далее окне следует пошагово внести достоверные данные о компании:
    • полное наименование (по выписке из госреестра);
    • ОГРН;
    • ИНН;
    • адрес расположения;
    • телефоны.
  6. Заверение данных электронно-цифровой подписью.

Подсказка: проверка данных проводится с использование базы Федеральной налоговой службы. Процесс занимает до десяти дней. По окончании проверки придет подтверждение удачного окончания операции.

Дальнейшая работа по опубликованию сведений

В обязанности юрлиц на законодательном уровне включена функция по предоставлению информации о своей деятельности. Каждая позиция строго регламентирована.

Сводная информация об обязанностях приведена в таблице:

Функция Срок
О принятии управляющего решения В течение суток с момента оформления учетной записи
Обращения людей (суть и ответ) В течение трех суток по завершении отчетного периода
Статистические сведения, касающиеся качества и стоимости услуг По завершении отчетного периода не позже семи суток
Регистрация приборов учета Неделя с даты события
При изменении данных учетного оборудования 3 дня
Качественные показатели оказанных услуг В течение недели по завершении отчетного срока
Данные о тарифах Неделя
Расчетные показатели До 10 числа следующего месяца
Информация о сроках внесения платежей 3 дня, в течение суток после внесения изменений в решение
О проведении жильцами собраний Неделя
Условия договора о предоставлении услуг Неделя с момента регистрации

Подсказка: функционал портала позволяет вносить необходимые сведения двумя способами:

  • при помощи оператора в кабинете;
  • путем заполнения и загрузки форм, созданной в программе Excel.

Об ответственности

Информация из приведенной выше таблицы должна постоянно находиться в открытом для населения доступе. В связи с тем, что функция по ее обнародованию возложена на организации-генераторы таковой, за нарушение норм законодательства полагается наказание.

Внимание: контролирующие органы применяют штрафы и дисквалификацию с 01.01.2018 ко всем обязательным пользователям системы.

В 2018 году штрафовать в рамках закона можно было только государственных служащих. Статистики о вмененных штрафах на настоящий момент не имеется.

Ответственность возникает при следующих нарушениях:

  1. нарушение сроков внесения данных в систему;
  2. неразмещение обязательных сведений;
  3. опубликование недостоверной информации;
  4. неполное информирование населения;
  5. искажение данных.

Выявленное первично нарушение грозит (ст. 13.19.1 и 13.19.2 КоАП):

  • физическим лицам штрафными санкциями до 30 000,0 руб.:
  • юридическим — до 200 000,0 руб.;
  • дисквалификацией при повторном нарушении на период с одного до трех лет.

Подсказка: к ответственности в 2019 году могут привлекаться финансовые учреждения, организующие сбор платежей за коммуналку с населения. Скачать для просмотра и печати:

«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ

ГИС ЖКХ для граждан

Система создана по большей части для информирования населения о состоянии дел в отрасли. Граждане могут получать необходимую информацию на сайте:

  • без регистрации;
  • после прохождения упрощенной процедуры создания учетной записи.

Подсказка: граждане, не ставшие участниками системы, получат доступ не ко всем разделам. Им будут видны сведения общеинформационного характера, в том числе:

  1. законы и разъяснения;
  2. новости;
  3. общие сведения о:
    • строениях и услугах;
    • управляющих компаниях и наличии у них лицензий.

Как зарегистрироваться гражданину

Доступ к сайту возможен по следующей ссылке: dom.gosuslugi.ru. Система связана с порталом Госуслуг. Следовательно, для получения сведений о ЖКХ нужно создать личный кабинет именно на этом портале.

Граждане, имеющие учетную запись на Госуслугах, могут войти в систему, используя логин и пароль. Вся необходимая информация будет доступна в кабинете.

Существует два уровня пользователя системы:

  1. Неподтверждённый. Потребуется ввести имя, фамилию и электронный адрес. Сведения о логине и пароле придут на email.
  2. Подтвержденный. Нужно внести паспортные данные и номер СНИЛС. После проверки данные для входа в личный кабинет можно получить:
    • почтовым отправлением;
    • через центр поддержки;
    • а также в госоргане (к примеру, в отделении Пенсионного фонда, если указать его при проведении операции по созданию учетной записи).

Подсказка: более полную информацию о функционале системы можно почерпнуть из «Руководства пользователя» в личном кабинете.

10.04.2015 | Минкомсвязи требует регистрироваться в ГИС ЖКХ

Как уже указывалось ранее, письмо Минкомсвязи РФ от 26.03.2015 N МЕ-П25-4860 вызвало множество вопросов и широкое обсуждение, прежде всего среди специалистов исполнителей коммунальных услуг (ИКУ) – УО, ТСЖ, ЖСК, ЖК, которым, собственно, это письмо и было адресовано. Минкомсвязи указывает на обязанность ИКУ зарегистрироваться в ГИС ЖКХ в срок до 01 мая 2015 года, при этом предупреждая, что за неисполнение такого требования предусмотрена административная ответственность в виде штрафа 30 тысяч рублей.

Что требует Минкомсвязь?

В письме указано, что в срок до 01 мая 2015 года организациям, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора, необходимо зарегистрироваться в ГИС ЖКХ.

Сразу становится понятно, что, несмотря на указание в качестве части адресатов письма таких организаций как «ТСЖ, ЖСК, ЖК и иные организации», на самом деле требование актуально исключительно для управляющих организаций, поскольку только УО осуществляют деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления.

В качестве обоснования требований Минкомсвязь РФ ссылается на статью 198 ЖК РФ. Указанная статья устанавливает требования к лицензиатам, т.е. к управляющим организациям, имеющим лицензию на деятельность по управлению МКД. Это ещё один аргумент в пользу того, что требования не касаются ТСЖ, ЖСК, ЖК.

Необходимо отметить, что Минкомсвязь РФ требует только зарегистрироваться в ГИС ЖКХ до 01 мая 2015 года, но при этом указывает, что с 01 мая 2015 года управляющие организации обязаны размещать в ГИС ЖКХ сведения о многоквартирных домах, «в отношении которых данные организации осуществляют деятельность по договору управления многоквартирными домами».

Правомерны ли требования?

В качестве обоснования своих требований Минкомсвязь РФ ссылается на Федеральный закон от 21 июля 2014 года N209-ФЗ «О Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Закон 209-ФЗ) и на Жилищный кодекс РФ, в частности, на статью 198 ЖК РФ.

Процитируем пункт 1 статьи 198 ЖК РФ: «1. Сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации (далее – официальный сайт для раскрытия информации)».

Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. N731 утверждён «Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», согласно которому информация раскрывается путём обязательного опубликования (в числе прочих сайтов) на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Пунктом 2 Приказа Минрегионразвития РФ от 02 апреля 2013 года N124 в качестве такого сайта утверждён Интернет-сайт www.reformagkh.ru.

Таким образом, как видно из приведённых норм, сайтом для раскрытия информации был и остаётся сайт www.reformagkh.ru, обязанность взаимодействия именно с ГИС ЖКХ указанными положениями законодательства не установлена.

Необходимо отметить, что Минкомсвязи РФ в качестве обоснования своих требований дополнительно ссылается на Закон 209-ФЗ.

Пункт 18 статьи 7 Закона 209-ФЗ устанавливает: «18. Лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг, размещают в системе информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 6, 7, 21 — 25, 28 — 33, 35 — 40 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона».

На первый взгляд, получается, что Минкомсвязи предъявляет обоснованные требования в части необходимости размещения информации в ГИС ЖКХ. Однако, в отношении срока такого размещения пункт 4 статьи 12 Закона 209-ФЗ устанавливает: «С 1 июля 2016 года, но не ранее ввода системы в эксплуатацию поставщики информации обязаны размещать в системе информацию, предусмотренную настоящим Федеральным законом. В случае, если законодательством Российской Федерации для поставщиков информации установлен более ранний срок размещения информации в системе, поставщики информации обязаны размещать в системе такую информацию в сроки, установленные законодательством Российской Федерации».

Несмотря на указанный срок 01 июля 2016 года, необходимо отметить, что в приведённом пункте 4 статьи 12 Закона 209-ФЗ имеется указание на возможность установления некого более раннего срока. Пункт 5 той же статьи 12 Закона 209-ФЗ устанавливает: «При заключении субъектом Российской Федерации с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно – правовому регулированию в сфере информационных технологий, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно – правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и оператором системы соглашения об опытной эксплуатации системы на территории субъекта Российской Федерации поставщики информации, осуществляющие деятельность на территории такого субъекта Российской Федерации, за исключением федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, обязаны размещать в системе информацию, подлежащую обязательному размещению в системе в соответствии с настоящим Федеральным законом, по истечении четырех месяцев со дня вступления в силу этого соглашения, но не позднее 1 июля 2016 года».

Здесь важно отметить такой момент: по информации Минкомсвязи РФ на данный момент такие Соглашения заключили 20 субъектов РФ, со всеми остальными субъектами Соглашения планируется заключить до конца года. Проблема в том, что нигде нет официально утверждённого порядка уведомления исполнителей коммунальных услуг о заключении таких Соглашений. Откуда УО, ТСЖ, ЖСК должны узнавать информацию о том, что субъект РФ, на территории которого они осуществляют свою деятельность, заключил некое Соглашение, непонятно. Кроме того, не определён конкретный орган, имеющий право заключать Соглашение от имени субъекта РФ! Исходя из положений законодательства, это может быть и губернатор, и Правительство региона, и отдельное Министерство, и иной орган государственной власти субъекта РФ. Таким образом, ИКУ не только могут не информироваться о заключении Соглашений, обязывающих их осуществлять взаимодействие с ГИС ЖКХ, но и не имеют сведений о том органе, который мог бы довести такую информацию до сведения заинтересованных лиц.

Ещё один немаловажный момент: вышеперечисленные нормы установлены для поставщиков информации, к которым относятся, в числе прочих, все ИКУ – и УО, и ТСЖ, и ЖСК, и ЖК. В размещённой на сайте «АКАТО» статье приводилась ссылка на пункт 10.1 статьи 161 ЖК РФ (введён в ЖК РФ Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 263-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства”»), который устанавливает обязанности для УО. Однако, статья 10.1 ЖК РФ не противоречит положениям Закона 209-ФЗ, а лишь подтверждает их в отношении УО. Трактовать обязанности по взаимодействию с ГИС ЖКХ как обязанности исключительно УО, неверно! Поставщиками информации в ГИС ЖКХ являются не только УО, но и ТСЖ, ЖСК, ЖК, а также РСО, региональные операторы капитального ремонта и иные лица.

Дополнительно необходимо отметить следующее: в ранее размещённой статье приводилась ссылка на пункт 3 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 N255-ФЗ (далее – Закон 255-ФЗ), которая устанавливает: «С 1 мая 2015 года информация, указанная в статьях 195 и 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), подлежит размещению в определенной федеральным законом государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (ГИС ЖКХ, в которой необходимо размещать информацию, определена, конечно же, Законом 209-ФЗ). Законом 255-ФЗ (более известном как «Закон о лицензировании деятельности по управлению МКД») внесены изменения в ЖК РФ, в том числе, добавлен раздел Х («Лицензирование деятельности по управлению МКД»). Статьи 195 и 198 входят в указанный раздел.

Ст. 198 ЖК РФ устанавливает к лицензиатам требования по размещению информации об управляемых МКД на официальном сайте, которым, как уже доказано ранее, является сайт www.reformagkh.ru. Представляется маловероятным, чтобы два положения одного и того же Закона противоречили друг другу, а с учётом того, что и указанная статья 198 ЖК РФ, и положение п.3 ст.7 Закона 255-ФЗ утверждены одним и тем же федеральным законом 255-ФЗ, напрашивается вывод, что п.3 ст.7 Закона 255-ФЗ не устанавливает требований к ИКУ об использовании для раскрытия информации ГИС ЖКХ.

Дополнительными аргументами в пользу указанного вывода является то, что в самом пункте 3 статьи 7 Закона 255-ФЗ ничего не сказано о том, что именно ИКУ обязаны размещать информацию в ГИС ЖКХ. А с учётом того, что статья 195 ЖК РФ устанавливает обязанность органов государственной власти по ведению реестров информации, и в п.3 ст.7 Закона 255-ФЗ статья 195 ЖК РФ указана наравне со статьёй 198 ЖК РФ, можно сделать вывод, что обязанность по размещению информации в ГИС ЖКХ с 01 мая 2015 года возложена Законом 255-ФЗ на органы государственной власти.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

1. Размещать информацию в системе ГИС ЖК поставщики информации обязаны по истечении четырех месяцев со дня вступления в силу Соглашения об опытной эксплуатации системы на территории субъекта РФ, заключенного субъектом РФ с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно – правовому регулированию в сфере информационных технологий (Минкомсвязь России), федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно – правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (Минстрой России), и оператором системы («Почта России»), но не позднее 1 июля 2016 года;

2. Источник информации о наличии/отсутствии Соглашения, заключенного субъектом РФ, и дате вступления такого Соглашения в силу, нигде не указан.

3. Поставщиками информации в ГИС ЖКХ являются не только УО, но и ТСЖ, ЖСК, ЖК, а также РСО, региональные операторы капитального ремонта, органы местного самоуправления, органы госвласти и иные лица;

4. Требования Минкомсвязи РФ, изложенные в письме от 26.03.2015 N МЕ-П25-4860, ничем не обоснованы, ссылки на положения ЖК РФ попросту нелепы, а ссылки на Закон 209-ФЗ недостаточны. Срок 01 мая 2015 года ничем не обоснован, он может применяться только к тем субъектам РФ, Соглашения с которыми вступили в силу 01 декабря 2014 года. Требования Минкомсвязи не могут быть распространены на всю территорию России в одинаковом формате, а должны опираться на положения Закона 209-ФЗ и Соглашения, заключенные конкретными субъектами РФ. Тот вид, в котором представлено письмо Минкомсвязи РФ в настоящее время, представляется недопустимым, нелепым и демонстрирующим крайний непрофессионализм его издателя.

Примечание: Для регистрации в ГИС ЖКХ необходимо сначала изготовить усиленную квалифицированную электронную подпись организации, после чего перейти на сайт www.dom.gosuslugi.ru и пройти регистрацию в соответствии с имеющимися на указанном сайте инструкциями.

Нифонтов Д.Ю. Понравилась статья? Оформите подписку, чтобы узнавать об актуальных статьях и важнейших новостях ЖКХ.