Информационные ресурсы налоговых органов

Информационный ресурс налоговых органов «Камеральные налоговые проверки»

Для составления представления о том, какие сведения, касающиеся камеральных налоговых проверок, хранятся в налоговом органе, и соответственно, могут быть истребованы для сбора доказательств при рассмотрении дел в судах, следует упомянуть, что Приказом МНС России от 17 ноября 2003 г.

N БГ-3-06/627@ «Об утверждении Единых требований к формированию информационных ресурсов по камеральным и выездным налоговым проверкам» (в ред. Приказа ФНС России от 8 ноября 2006 г. N САЭ-3-06/774@) в целях повышения эффективности налогового контроля и автоматизации формирования статистической налоговой отчетности утверждены Единые требования к формированию информационного ресурса «Камеральные налоговые проверки» .

СПС.

Информационный ресурс «Камеральные налоговые проверки» состоит из следующих разделов: I.

Общие сведения из налоговой декларации (расчета). II.

Показатели налоговой декларации (расчета). III.

Показатели протокола проверки деклараций (расчетов) по контрольным соотношениям. IV.

Показатели проведения и результатов камеральной налоговой проверки, в том числе проверки обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов по НДС. V.

Реквизиты докладной записки по результатам камеральной налоговой проверки. VI.

Реквизиты для формирования решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. VII.

Реквизиты для формирования решения об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. VIII.

Реквизиты для формирования решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. IX.

Реквизиты докладной записки по результатам проверки обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов по НДС.

X.

Реквизиты для формирования решения о возмещении (зачете, возврате) сумм НДС. XI.

Реквизиты для формирования решения об отказе (полностью или частично) в возмещении сумм НДС. XII.

Реквизиты для формирования мотивированного заключения. XIII.

Уточненные показатели результатов камеральной налоговой проверки, в том числе проверки обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов по НДС, на основании документов вышестоящих налоговых органов и (или) судов. XIV.

Реквизиты справки о проведенных дополнительных мероприятиях налогового контроля. XV.

Реквизиты документов, формируемых в рамках действий по осуществлению налогового контроля, проводимых в процессе камеральной налоговой проверки, в том числе проверки обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов по НДС. XVI.

Реквизиты для формирования отдельных показателей статистической налоговой отчетности по результатам камеральной налоговой проверки. XVII.

Реквизиты для формирования решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке. XVIII.

Реквизиты, используемые для формирования журналов регистрации документов, формируемых при проведении камеральной налоговой проверки или проверки обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов по НДС. XIX.

Реквизиты для формирования отдельных показателей статистической налоговой отчетности.

Данные из информационного ресурса «Камеральные налоговые проверки» используются для отражения в базе данных «Расчеты с бюджетом» (карточке «РСБ») в порядке, предусмотренном Рекомендациями по порядку ведения в налоговых органах базы данных «Расчеты с бюджетом», утв. Приказом ФНС России от 16 марта 2007 г. N ММ-3-10/138@ . 1.2.

>Налоговая тайна

Налоговая тайна в системе мер защиты конфиденциальной экономической информации

Термин «экономическая информация» достаточно широко употребляется, под ним подразумевают информацию о процессах производства, распределения, обмена и потребления благ. Важнейшими характеристиками и наименьшими смысловыми единицами экономической информации являются показатели и величины, представляющие собой количественные характеристики свойств отображаемых объектов.

В соответствии со ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

  1. разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
  2. об идентификационном номере налогоплательщика;
  3. о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
  4. предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам);
  5. предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности.

Защита конфиденциальной экономической информации позволяет выявить три основных подхода, которые использовались в законодательстве при определении состава сведений, защищаемых в режиме той или иной тайны: первый подход предполагает прямое перечисление в законодательстве сведений, составляющих тайну. Подобным образом определяется состав информации, охраняемой в режиме государственной тайны; второй подход основывается на предоставлении права собственнику (обладателю) информации самому определить состав охраняемых сведений. Данный подход используется в режимах служебной и коммерческой тайн; третий подход вообще не предусматривает установления какого-либо перечня охраняемой информации.

Концепция обеспечения безопасности деятельности налоговых органов, утвержденная Приказами ФСНП России и МНС России соответственно от 12 и 13 октября 2000 г. N ВА-3033 и N БГ-6-24/802, к числу основных задач, решаемых в процессе обеспечения безопасности деятельности налоговых органов, относит выявление каналов утечки из налоговых органов информации, составляющей налоговую тайну. Разглашение информации, составляющей налоговую тайну, определено в качестве одной из основных угроз безопасности деятельности налоговых органов. Внешнюю угрозу в данном случае составляют противоправные устремления криминальных элементов на получение конфиденциальной информации налоговых органов, внутреннюю — нарушение режима обращения со служебными документами и материалами, создающее предпосылки к утечке служебной информации.

Ограничение режима доступа к информации, полученной налоговыми органами, которое было введено путем установления исчерпывающего перечня субъектов, обладающих в силу закона правом обращения к налоговым органам за предоставлением указанных сведений, как правило, объясняется специальным правовым статусом информации, составляющей налоговую тайну.

Распространение информации, полученной налоговыми органами, может нанести ущерб интересам как отдельных граждан, частная жизнь которых является неприкосновенной и охраняется законом, так и организациям, чьи коммерческие и иные интересы могут быть нарушены в случае произвольного распространения в конкурентной или криминальной среде значимой для бизнеса конфиденциальной информации.

За прошедшее десятилетие, начиная с 1998 г., с момента введения в действие части первой НК РФ и определения понятия «налоговая тайна» в системе налоговых органов произошли глобальные изменения, в том числе связанные и со значительным увеличением их функций. На расширение сферы деятельности налоговых органов также повлияло вступление в силу следующих Федеральных законов:

  • от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  • от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
  • от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
  • от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ «О лотереях»;
  • от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

В настоящее время налоговые органы обладают следующими полномочиями:

  • осуществляют государственную регистрацию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • представляют в делах о банкротстве и процедурах банкротства интересы Российской Федерации;
  • осуществляют контроль и надзор за проведением лотерей, а также за соблюдением организаторами азартных игр требований действующего законодательства.

Функции налоговых органов, предусматривающие ведение единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГРЮЛ и ЕГРИП), лотерей, государственного реестра всероссийских лотерей, предоставление сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, а также совершение юридически значимых действий для участников гражданского оборота, коренным образом повлияли на основные принципы деятельности налоговых органов.

Кроме того, налоговые органы обладают уникальным опытом сбора и обработки различных сведений, а также их предоставления заинтересованным лицам как на бумажных носителях, так и в электронном виде. Примером тому является деятельность налоговиков:

  • по выдаче выписок из ЕГРЮЛ и ЕГРИП;
  • предоставлению удаленного доступа к указанным информационным ресурсам;
  • реализации запросной системы к сведениям о юридических лицах на сайте Федеральной налоговой службы;
  • размещению на сайте ФНС России сведений о документах, поданных на государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы организаций, а также сведений, содержащихся в государственном реестре.

На сайте Федеральной налоговой службы РФ размещены реестр лицензий на осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, реестр лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр, государственный реестр всероссийских лотерей, единый государственный реестр лотерей. Сайт содержит онлайн-сервисы, позволяющие неограниченному кругу лиц найти интересующие их юридические лица, адрес своей налоговой инспекции, а также получить информацию о собственной задолженности по имущественному, транспортному и земельному налогам.

При установлении режима налоговой тайны использовался подход, который не предусматривает образования какого-либо перечня защищаемой информации. Основное отличие налоговой тайны заключается в том, что конфидентами в данном случае обозначены не частные практики и коммерческие организации, а соответствующие государственные органы, их должностные лица, а также привлекаемые ими специалисты и эксперты. Поэтому сведения, составляющие налоговую тайну, следует относить к профессиональной тайне сотрудников налоговых, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов и лиц, содействующих налоговому администрированию. В качестве разновидности профессиональной тайны налоговую тайну рассматривают и некоторые другие специалисты.

В соответствии с ч. 2 ст. 102 НК РФ налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, следственного органа, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.

Содержание информации, защищаемой в режиме налоговой тайны, и ее источники

В часть первую НК РФ включена ст. 102, содержащая нормы, которые определяют состав информации, составляющей налоговую тайну, и режим ее хранения.

Рассматривая содержание информации, защищаемой в режиме налоговой тайны, необходимо прежде всего определить, что представляет собой информация в целом.

В ст. 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее — Федеральный закон N 149-ФЗ) информация определена как сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Информация, защищаемая в режиме налоговой тайны, является одной из разновидностей конфиденциальной экономической информации, доступ к которой должен быть ограничен. При этом подобного рода ограничение составляет основу правового режима ее защиты. Сам режим доступа к информации, составляющей налоговую тайну, предложено определить как совокупность правовых положений, обеспечивающих сохранность соответствующих информационных ресурсов.

Действующее законодательство о налогах и сборах предоставляет финансовым, налоговым, таможенным органам, органам государственных внебюджетных фондов и органам налоговой полиции достаточно широкие возможности для получения информации, имеющей значение для налогообложения (налоговозначимая информация). Это вполне оправданно, так как эффективное администрирование и охрана прав в сфере налогообложения невозможны без должного их информирования. Однако праву указанных государственных органов на получение, накопление и использование такой информации противопоставлено право налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов требовать ее сохранения. Что представляется вполне правильным, ведь налоговозначимая информация включает в себя самые различные сведения об организациях и индивидуальных предпринимателях (состав учредителей, наличие финансовых средств, лицензий, материальных ресурсов, численность работников, виды деятельности, объемы производства, размер прибыли и т.п.).

В предпринимательской деятельности коммерческие организации и индивидуальные предприниматели могут использовать информацию, охраняемую в режиме налоговой тайны, в недобросовестной конкурентной борьбе.

Такого рода информация может представлять интерес для других организаций и индивидуальных предпринимателей с целью ее использования в недобросовестной конкурентной борьбе.

В отношении физических лиц необходимо отметить, что при сборе подобного рода информации налоговыми органами или органами налоговой полиции могут быть получены самые различные сведения об их жизни, в том числе о семейном или об имущественном положении, о состоянии здоровья и т.п., которые также могут быть использованы им во вред недоброжелателями.

Налоговую тайну составляет информация, которая непосредственно необходима для налогообложения, т.е. для правильного исчисления и своевременной уплаты налогов и сборов (налоговозначимая информация). Такая информация является объектом налоговой тайны.

Под налоговой тайной понимается информация о налогоплательщиках и плательщиках сборов, предоставляемая ими самими, налоговыми агентами, органами регистрации и банками налоговым органам, таможенным органам, органам государственных внебюджетных фондов и органам налоговой полиции в соответствии с законодательством о налогах и сборах. К налоговой тайне также можно отнести информацию, получаемую этими органами в процессе осуществления налогового контроля, оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности и составляющую их профессиональную тайну, а также передаваемую им в рамках информационного обмена, в том числе международного, контролирующими и правоохранительными органами других стран.

А.Н. Гуев, комментируя положения законодательства о налогах и сборах, выделяет следующие признаки налоговой тайны:

  • сведения, полученные налоговыми, таможенными органами и органами государственных внебюджетных фондов (как по месту учета налогоплательщика, так и другими налоговыми органами, например вышестоящими) о налогоплательщике;
  • сведения, как предоставленные налоговому, таможенному органам и органу государственного внебюджетного фонда налогоплательщиком, так и собранные (полученные) ими самими, например в ходе проведения камеральной или выездной налоговых проверок. К числу сведений налоговой тайны относится также информация, полученная от банков, органов регистрации, опеки и попечительства, учреждений социальной защиты, образовательных, медицинских учреждений, иных учреждений;
  • любые сведения, за исключением тех, которые определены в законе;
  • предоставление информации, ее составляющей, правоохранительным органам Российской Федерации, другим государственным органам, организациям, учреждениям и гражданам осуществляется в установленном порядке;
  • представляет собой часть более общего понятия — сведения конфиденциального характера;
  • отличается от коммерческой тайны.

Исходя из источников содержания информации, в режиме налоговой тайны защищается информация о налогоплательщиках и плательщиках сборов, предоставляемая ими самими, налоговыми агентами, органами регистрации и банками налоговым органам, таможенным органам, органам государственных внебюджетных фондов и органам налоговой полиции в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Дополнительно также относится информация, получаемая этими органами в процессе осуществления финансового (налогового) контроля, оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности и составляющая их профессиональную тайну, а также передаваемая им в рамках информационного обмена, в том числе международного, контролирующими и правоохранительными органами иностранных государств.

При этом необходимо отметить, что при охране информации в режиме налоговой тайны материальный носитель значения не имеет. Бумажные носители, на которых осуществляется составление документов бухгалтерского и налогового учета и отчетности, актов проверок, постановлений, протоколов, требований, решений налоговых органов, являются общепринятыми и наиболее распространенными. На бумажных носителях составляются документы, на которых присутствуют так называемые факсимильные идентификаторы юридического или физического лица, а именно подписи и печати. Магнитные и электронные носители стали использоваться для целей документирования налоговозначимой информации сравнительно недавно.

В соответствии со ст. 102 НК РФ сведениями, информацией, охраняемой в режиме налоговой тайны, могут быть любые сведения, прежде всего по форме — это может быть любая письменная (электронная) информация о налогоплательщике, ставшая известной должностному лицу налогового органа при исполнении им законных полномочий. Например, в необходимых случаях при осмотре документов могут производиться фото- и киносъемка, видеозапись, а также снятие копии с документов и другие действия. Содержание таких сведений также может быть любым, т.е. включать в себя не только сведения, непосредственно связанные с вопросами налогообложения, но и иную информацию, правовая охрана которой предусмотрена различными нормативно-правовыми актами (например, личная, семейная, коммерческая тайны).

В комментарии к ст. 102 НК РФ С.Д. Шаталов отмечает: «Чтобы гарантировать налогоплательщику конфиденциальность представляемой им в налоговые и таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов (далее — контролирующие органы), а также собираемой о нем контролирующими органами информации, в частности, для того, чтобы она не могла попасть к конкурентам или криминальным элементам, рассматриваемая статья предусматривает, что большинство сведений о нем квалифицируются как составляющие налоговую тайну и, следовательно, защищаются контролирующими органами от распространения и несанкционированного доступа. Рассматриваемая статья «закрывает» все сведения о налогоплательщике, за исключением прямо поименованных».

Отличительным признаком информации, охраняемой в режиме налоговой тайны, служит то, что сведениями, ее составляющими, являются только сведения о лице (налогоплательщике — физическом либо юридическом лице), т.е. это может быть любая информация, относящаяся к конкретному лицу.

Причем данные сведения должны быть получены налоговыми органами исключительно при соблюдении своих служебных обязанностей. Сведения о налогоплательщике, полученные должностным лицом не в связи с осуществлением им своих полномочий, налоговой тайной не являются. В этом случае отсутствует само основание отнесения сведений к налоговой тайне, так как любое третье лицо тем же способом может получить такую информацию о налогоплательщике без каких-либо препятствий.

Основным источником налоговозначимой информации является сам налогоплательщик (плательщик сборов), которого законодательство о налогах сборах обязывает к ее предоставлению.

Согласно подп. 4, 5, 7 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны:

  • представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете»;
  • представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
  • предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в предусмотренных случаях и в порядке, установленном НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели — обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета:

  • об открытии или закрытии счетов — в 10-дневный срок;
  • обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
  • обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, — в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;
  • об объявлении несостоятельности (банкротстве), о ликвидации или реорганизации — в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;
  • об изменении своего места нахождения или места жительства — в срок не позднее 10 дней с момента такого изменения.

В соответствии со ст. 82 НК РФ в качестве гарантии сохранности такой информации в налоговом законодательстве выступает норма, согласно которой при осуществлении налогового контроля сбор, хранение, использование и распространение налоговыми органами информации о налогоплательщике, составляющей профессиональную тайну, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну, признается недопустимым.

В соответствии со ст. ст. 24, 85, 86, 90, 93 НК РФ устанавливается обязанность для определенных физических лиц и организаций предоставлять сведения о налогоплательщике, известные им. Данная обязанность может быть установлена для налоговых агентов, банковских организаций, свидетелей и просто физических лиц. Непредставление налоговым органам информации влечет ответственность в соответствии со ст. 129 НК РФ. Информация, полученная от данных лиц, охраняется в режиме налоговой тайны, но только в той части, в которой она касается непосредственно налогоплательщика.

Информацию, необходимую для постановки налогоплательщиков на учет, налоговые органы получают от органов регистрации. Согласно ст. 85 НК РФ к ним относятся органы, которые осуществляют регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей; органы, лицензирующие частнопрактикующих нотариусов, детективов и охранников; органы, регистрирующие физических лиц по месту жительства; органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния физических лиц; органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию недвижимого имущества; органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и иные аналогичные учреждения; органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и частнопрактикующие нотариусы; органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с использованием этих ресурсов.

Эти органы обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения:

  • о зарегистрированных (перерегистрированных) или ликвидированных (реорганизованных) организациях — в течение 10 дней после регистрации (перерегистрации) или ликвидации (реорганизации) организации;
  • о физических лицах, которые зарегистрировались или прекратили свою деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, — в течение 10 дней после выдачи свидетельства о регистрации, его изъятия либо истечения срока действия;
  • о физических лицах, которым выданы лицензии, свидетельства или иные подобные документы — частным нотариусам, частным детективам и частным охранникам либо у которых отозваны или прекратили действие указанные документы, — в течение 10 дней;
  • о фактах регистрации либо о фактах рождения и смерти физических лиц — в течение 10 дней после регистрации указанных лиц или фактов;
  • о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе или о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах, и их владельцах — в течение 10 дней после регистрации имущества;
  • о предоставлении прав на пользование природными ресурсами — в течение 10 дней после регистрации (выдачи соответствующей лицензии, разрешения) природопользователя;
  • об установлении опеки над физическими лицами, признанными судом недееспособными, об опеке, попечительстве и управлении имуществом малолетних, иных несовершеннолетних физических лиц, физических лиц, ограниченных судом в дееспособности, дееспособных физических лиц, над которыми установлено попечительство в форме патронажа, физических лиц, признанных судом безвестно отсутствующими, а также о последующих изменениях, связанных с указанной опекой, попечительством или управлением имуществом, — не позднее пяти дней со дня принятия соответствующего решения;
  • о нотариальном удостоверении права на наследство и договоров дарения — не позднее пяти дней со дня соответствующего нотариального удостоверения.

Правовой режим доступа к информации, защищаемой в режиме налоговой тайны

Основываясь на этимологическом толковании слова «режим», предлагается понимать его как установленный порядок жизни и деятельности для достижения каких-либо целей.

В юридической литературе правовой режим определяется и как социальный режим некоторого объекта, закрепленный правовыми нормами и обеспеченный совокупностью юридических средств, и как порядок регулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний, создающих особую направленность регулирования.

В целях сохранения конфиденциальности получаемой налоговыми органами информации о налогоплательщиках правоохранительным органам при направлении запросов о предоставлении сведений, составляющих налоговую тайну, необходимо указывать конкретные обстоятельства, в связи с которыми возникла необходимость в получении указанных сведений, и мотивировать, что необходимость в предоставлении данной информации связана с исполнением обязанностей, возложенных на запрашивающее должностное лицо. Порядок предоставления конфиденциальной информации несколько различается в зависимости от того, какие органы за ней обращаются.

Законодательством не предусмотрена возможность предоставления имеющихся в налоговых органах библиотек, архивов, фондов, баз и банков данных, содержащих конфиденциальную информацию, сторонним организациям. Действующее законодательство предусматривает лишь возможность получения конфиденциальной налоговой информации. Прежде всего такая информация может быть предоставлена таможенным органам, органам государственных внебюджетных фондов и органам федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям, сотрудники которых сами имеют доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну.

Одной из важнейших составляющих режима правовой защиты информации является установление юридической ответственности за нарушение порядка формирования ресурсов налоговозначимой информации и режима налоговой тайны. В данном случае (за подобные правонарушения) будут применяться следующие виды юридической ответственности: налоговая (финансовая), административная, уголовная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность.

Разглашением налоговой тайны признается виновное противоправное, в нарушение режима защиты соответствующей конфиденциальной информации, действие (бездействие) должностного лица налогового (таможенного) органа, в результате которого она стала доступна третьим лицам.

Доступ к налоговой тайне имеют суды общей юрисдикции РФ и арбитражные суды РФ. При производстве по делам, возникающим в связи с оспариванием ненормативных актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов и должностных лиц налоговых органов, при производстве по делам об административных правонарушениях, отнесенных к подведомственности соответствующих судов (ст. 29 АПК РФ; ст. 22 ГПК РФ), может возникать потребность в привлечении сведений о налогоплательщике в качестве доказательств. В этих случаях материалы, содержащие данные сведения, предоставляются налоговым органом по мотивированному письменному запросу судьи непосредственно в суд (ст. 66 АПК РФ; ст. 57 ГПК РФ).

Информация, необходимая для принудительного исполнения взыскания, предоставляется судебным приставам-исполнителям (государственным служащим, которые в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполняют судебные акты и акты других органов). В случае отсутствия информации о должнике, необходимой для принудительного исполнения, судебный пристав-исполнитель направляет мотивированный письменный запрос в налоговый орган об ИНН, о номерах счетов, о наименовании и месте нахождения банков и кредитных организаций, в которых находятся эти счета. Такая информация составляет объект налоговой тайны. Однако по запросу судебного пристава-исполнителя она должна быть предоставлена налоговым органом в трехдневный срок.

Информационное обеспечение деятельности налоговых органов

Загузов Георгий Валерьевич, соискатель кафедры финансового и административного права Всероссийской государственной академии Министерства финансов Российской Федерации.

Характерной особенностью современного периода развития Российского государства является интенсивное преобразование информационной сферы.

Оно обусловлено не только широким внедрением в жизнь современных средств связи, вычислительной техники, систем телекоммуникации, но и проводимыми политическими и социально-экономическими преобразованиями России <1>.

<1> См.: Копылов В.А. Информационное право. М., 1997. С. 12.

В настоящее время при переходе общества к постиндустриальному этапу развития в условиях влияния современных информационных технологий на все сферы жизни общества, его политическую и экономические системы информатизация становится самостоятельным фактором развития социальных отношений.

В настоящее время в развитых странах мира реализуются различные государственные программы, основной задачей которых является развитие электронного государственного управления.

В России также создаются условия для формирования государственного управления, основанного на широкомасштабном использовании современных информационных технологий <2>.

<2> См.: Сериков С. Электронное государственное управление — состояние, перспективы, проблемы // Storage News. 2003. N 4.

Деятельность налоговых органов по исполнению фискальной и контрольной функций предполагает внедрение и использование современных информационных технологий.

В юридической литературе и в правовых актах достаточно часто используется понятие «современные информационные технологии», под которыми принято понимать совокупность технических, программных, математических, организационных, правовых средств, кадровых ресурсов и методов, объединенных в единый технологический комплекс, обеспечивающий целенаправленный сбор, обработку, хранение, передачу и выдачу информации, необходимой в какой-либо сфере жизнедеятельности общества <3>.

<3> См.: Кулинко М.В. Теоретические основы использования современных информационных технологий и обеспечения информационной безопасности в органах внутренних дел (правовые и организационные аспекты): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2002.

Фискальная и контрольная деятельность налоговых органов невозможна без информационного обеспечения, так как требует обработки колоссальных объемов информации.

А информация, обрабатываемая налоговыми органами, обладает определенными особенностями, которые заключаются:

  • в регулировании специальными нормативными правовыми актами системы сбора, обработки, хранения, передачи, выдачи информации;
  • в соблюдении определенных сроков обработки информации в системе налоговых органов;
  • в логическо-правовой обработке входящей и исходящей информации с учетом требований действующих нормативно-правовых актов ФНС России.

Поэтому дальнейшее совершенствование деятельности налоговых органов должно быть связано с внедрением электронного документооборота как части системы современных информационных технологий.

Для этого в системе налоговых органов необходимо продолжать создание современной информационной системы, соответствующей требованиям действующего законодательства и улучшению служебной деятельности сотрудников налоговых органов.

В связи с чем основой информационной деятельности налоговых органов должна стать технология централизованной обработки данных.

Централизованная обработка данных налоговыми органами должна основываться на:

  1. использовании и совершенствовании налоговыми органами автоматизированной информационной системы (АИС) по обработке информации. Автоматизированная информационная система выполняет функции единого комплекса сбора, хранения, обработки и распространения данных, используемых в деятельности налоговых органов, в следующих ключевых процессах: учет, контроль и обработка налоговых деклараций и отчетности; учет информации о налогоплательщиках, поступившей из внешних источников; контроль за уплатой налогов и сборов; регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и учет налогоплательщиков; информационное взаимодействие с налогоплательщиками; выявление нарушений законодательства о налогах и сборах; управление задолженностью; управление санкциями и взысканиями;
  2. информационных ресурсах налоговых органов. Под информационными ресурсами понимаются отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

К основным информационным ресурсам должны относиться:

  • информация о налогоплательщиках, плательщиках сборов, налоговых агентах: Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, Единый государственный реестр налогоплательщиков, идентификационный номер налогоплательщика, декларация о доходах, акты проверки уплаты налогов и сборов, суммы недоимки по налогам и сборам, данные о наложенных штрафах;
  • информация федеральных органов исполнительной власти: информация о заседаниях Правительства, Государственной Думы по вопросам налогообложения и организации работы налоговых органов;
  • информация оперативно-бухгалтерского учета: реестр поступлений платежей, акты сверки расчетов с налогоплательщиками, акты расчетов по бюджетным счетам, заключения, инкассовые поручения;
  • информация результатов налоговых проверок: отчеты и расчеты по налогам и сборам, распределение доначисленных сумм, справки о предоставлении деклараций, акты выездных налоговых проверок и решения по ним;
  • оперативно-правовая информация: исковые заявления в судебные органы, протоколы и постановления по делам об административных правонарушениях, протоколы и предписания о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков в кредитных организациях;
  • информация, поступающая из банков: списки должников, не исполнивших обязательства по возврату кредитов, реестр взыскания задолженности по исполнительным листам, информация о юридических лицах, открывающих счета в банках, и т.д.;
  • информация, необходимая для организации работы налоговых органов: законодательство о налогах и сборах, нормативно-правовые акты Минфина России, иных органов исполнительной власти, аналитические записки и статистические данные, информация для вышестоящих органов и т.д.;
  1. наличии электронных каналов связи, с использованием которых осуществляется передача электронных документов между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Электронные каналы связи можно рассматривать как составляющее термина «сети электросвязи», к которым относятся технологические системы, обеспечивающие передачу данных и других видов документальных сообщений, включая обмен информацией между ЭВМ, звуковое и иные виды вещания <4>.

<4> См.: ст. 2 Федерального закона от 16 февраля 1995 г. «О связи» // Собрание законодательства РФ. 2003. N 28. Ст. 2895.

В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. «Об электронной цифровой подписи» <5> электронный документ — это документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме, электронная цифровая подпись (ЭЦП) — реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе.

<5> См.: Собрание законодательства РФ. 2002. N 2. Ст. 127.

Полноправное использование электронных документов в документообороте как в системе налоговых органов, так и при взаимоотношениях с налогоплательщиками стало возможным с принятием Федерального закона от 10 января 2002 г. «Об электронной цифровой подписи» и получило свое развитие в правовых документах Федеральной налоговой службы.

Централизованная обработка данных в системе налоговых органов положительным результатом отражается на следующих направлениях работы:

  • при исполнении фискальной функции;
  • при осуществлении мероприятий налогового контроля;
  • при проведении информационно-разъяснительной работы с налогоплательщиками, в том числе с помощью внедрения новых информационных технологий;
  • при минимизации как материальных, так и человеческих ресурсов при обработке больших потоков информации, повышении ее достоверности, сокращении рутинного труда сотрудников налоговых органов;
  • при создании единого информационного пространства налоговых органов РФ путем образования дополнительного межрегионального уровня в информационной модели налоговых органов;
  • при создании дополнительных предпосылок для оптимизации структуры налоговых органов за счет их специализации и функциональной организации.

Централизованная обработка данных должна создать массив полной информации о хозяйственной деятельности налогоплательщиков, электронный паспорт налогоплательщика, т.е. обеспечить решение текущих задач налогового контроля.

Таким образом, развитие централизованной обработки данных в системе налоговых органов РФ должно стать платформой для модернизации всей системы деятельности налоговых органов.

Дальнейшее внедрение технологии централизованной обработки данных в деятельность налоговых органов должно сопровождаться и решением вопросов правового характера.

Поэтому в правовом плане необходимо устранить препятствие по поступлению информации непосредственно в специализированные инспекции по централизованной обработке данных, минуя территориальные налоговые органы. Двойной учет, в инспекции ФНС России и МРИ по ЦОД, обеспечит без значительного изменения налогового законодательства перенаправление информационных потоков и обработку информации централизованным способом, что позволит оперативно принимать индивидуальные решения в отношении данных налогоплательщиков.

Для решения этого вопроса необходимо разработать регламент ФНС России по информационному обслуживанию инспекций МРИ по ЦОД, а также порядок предоставления доступа к информационным ресурсам МРИ по ЦОД как налоговыми органами, так и сторонними организациями, предоставить право использования графических образов подписи руководителя и печати налогового органа по централизованной обработке данных, утвержденных ФНС России, внести изменения в Налоговый кодекс РФ в части обязательного представления налогоплательщиками в налоговые органы налоговых деклараций (отчетность) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Налоговые декларации и отчетность должны быть подготовлены самими налогоплательщиками с использованием специализированного программного обеспечения, предоставляемого налоговыми органами. Сдача отчетности в электронном виде имеет ряд преимуществ как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов, так как:

  • программа, с помощью которой формируется электронная отчетность, позволяет проконтролировать правильность заполнения высылаемых документов;
  • документы можно отправить в налоговые органы в любой день недели и любое время суток; в течение нескольких дней можно провести с инспекцией сверку платежей; кроме того, избавляет налогоплательщиков от потери времени в очереди в пиковые дни сдачи налоговых деклараций и отчетности, а сотрудников инспекций ФНС России — от наиболее трудоемкой операции: ввода налоговой отчетности в автоматизированную информационную систему.

Использование современных информационных технологий налоговыми органами требует и защиты информации, поступающей в налоговые органы, а именно обеспечения информационной безопасности.

Поэтому одной из важнейших задач в сфере внедрения и использования современных информационных технологий является создание организационных и технических способов защиты информации, передаваемой по телекоммуникационным каналам связи в налоговые органы от налогоплательщика, на предмет ее защиты от утраты или разглашения.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что информационное обеспечение деятельности налоговых органов в рамках развития и внедрения современных информационных технологий зависит от совершенствования налогового законодательства в направлении закрепления в правовых актах функций и полномочий налоговых органов в сфере аккумуляции, аналитической обработки и распространения информации, информационных баз данных, средств телекоммуникаций. Организационное развитие деятельности налоговых органов должно быть направлено на дальнейшее развитие модели специализированных налоговых органов, которые будут разрабатывать условия широкомасштабного внедрения электронного документооборота. Внутри структуры налоговых органов внедрение и использование современных информационных технологий должно неминуемо привести к повышению эффективности работы должностных лиц налоговых органов, что непосредственно повлияет на собираемость налогов, сокращение размеров потерь бюджета, связанных с уклонением налогоплательщиков от выполнения ими налоговых обязанностей.

К вопросу о проблемах местного самоуправления в области налогов и сборов в Российской Федерации
Основания возникновения, ограничения и прекращения вещных прав на земельные участки