Хозяйственные отношения включают правоотношения

Понятие хозяйственного права как комплексной отрасли права и ее роль в развитии экономики России

Хозяйственное право как отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие, отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества.

Предпринимательское право можно с разных позиций рассматривать как:

а) отрасль права;

б) отрасль законодательства;

в) отрасль юридической науки;

г) учебную дисциплину.

Как отрасль права предпринимательское право представляет собой совокупность норм, регулирующих на основе диалектического сочетания частноправовых и публично-правовых начал отношения, возникающие в процессе организации и осуществления предпринимательской деятельности, а также руководства ею.

Как отрасль законодательства предпринимательское право представляет собой совокупность нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность и государственное воздействие на данную деятельность.

Как отрасль юридической науки предпринимательское право представляет собой систему знаний о предпринимательском праве, истории и тенденциях его развития. Как учебная дисциплина предпринимательское право представляет собой систему обобщенных знаний о предпринимательском праве как отрасли права, нормативной базе предпринимательского права и практике ее применения, а также о развитии науки предпринимательского права.

Содержание предпринимательского права определяется, прежде всего, объектом правового регулирования, на который оно направлено. Таким объектом является предпринимательская деятельность, а складывающиеся в ее процессе правоотношения составляют предмет правового регулирования.

Предпринимательская деятельность — самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ч. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ).

Самостоятельность предпринимательской деятельности предполагает имущественную и организационную независимость субъекта предпринимательской деятельности.

Рисковый характер предпринимательской деятельности является неотъемлемой частью рыночной экономики. Основным риском является риск неполучения прибыли либо получение прибыли в меньшем объеме, чем ожидал субъект предпринимательской деятельности.

Направленность на систематическое получение прибыли означает, что деятельность, признаваемая в качестве предпринимательской, осуществляется субъектом с целью неоднократного (постоянного) извлечения прибыли, даже при временном ее отсутствии.

Прибыль извлекается от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг. Данный признак указывает на источники прибыли в ходе осуществления предпринимательской деятельности. Исчерпывающую формулировку таких источников нельзя признать удачной, поскольку многообразие направлений предпринимательской деятельности предполагает и иные источники получения прибыли.

Признак государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности неоднозначен. Если трактовать его буквально, то соответствующая основным признакам предпринимательская деятельность, осуществляемая лицом без государственной регистрации, не будет признана предпринимательской. Однако это противоречит, например, ст. 171 УК РФ, в которой установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации. Следовательно, правильнее говорить о том, что государственная регистрация является необходимым условием для легализации предпринимательской деятельности.

Таким образом, хозяйственное (предпринимательское) право — это система правовых норм и институтов, регулирующих на основе сочетания публичных и частных интересов общественные отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, в том числе отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества.

Предметом любой отрасли права является круг общественных отношений, регулируемых ее нормами.

Предмет хозяйственного права — это регулируемая им совокупность отношений, складывающихся в процессе предпринимательской деятельности.

В предмет хозяйственного права входят: профессиональная деятельность по производству товаров (работ, услуг) с целью извлечения прибыли; отношения по реализации, доставке, хранению товаров и т.д.; хозяйственная деятельность организационно-имущественного характера по созданию и прекращению предприятий, управлению собственностью; хозяйственное правовое регулирование предпринимательской деятельности предприятия; государственное воздействие на субъекты, осуществляющие хозяйственную деятельность.

Предмет хозяйственного права имеет ряд особенностей, которые должны быть учтены при определении метода правового регулирования.

Под методом правового регулирования, применяемым в конкретной отрасли права, понимается совокупность способов и приемов регулирования отношений между субъектами, складывающихся вследствие особых свойств предмета правового регулирования.

Считается, что каждой отрасли права присущ свой, особый метод регулирования. Однако наряду с этим в науке права обсуждается вопрос о единстве метода правового регулирования, в котором правовое воздействие принимает характер дозволения, предписания, запрета.

Отрасль хозяйственного права имеет комплексный характер, и, следовательно, ей присущи методы, используемые в других отраслях права: в гражданском праве эта особенность выражается в юридическом равенстве взаимодействующих субъектов; в административном праве — в наличии отношений власти и подчинения.

К особенностям предмета хозяйственного права относятся: широкое разнообразие реальных хозяйственных отношений; самостоятельность субъектов хозяйствования в выборе и определении организационно-правовой формы предприятия, характера деятельности, ассортимента выпускаемой продукции, услуг и т.д.; рыночный характер отношений между субъектами хозяйствования; организация деятельности и управления на основе разнообразных механизмов; возможность создания субъектами хозяйствования собственных механизмов взаимодействия.

В существующей системе права в нашей стране не выделено хозяйственное право. Оно формируется из норм различных отраслей права, преимущественно, таких, как гражданское, трудовое, административное, экологическое, финансовое, фондовое, земельное и таможенное.

Проведение экономической реформы, переход к регулируемой рыночной экономике невозможны без существенного улучшения хозяйственного законодательства. В условиях отказа от административных и развития экономических методов управления правовое регулирование хозяйственных отношений становится важнейшей формой руководства экономикой. В таких условиях возрастает роль хозяйственного права как действенного инструмента регулирования хозяйственной деятельности.

Поэтому вполне обоснованно то, что в последнее время для регулирования хозяйственных отношений приняты многие законы и другие нормативные акты. В них формируются новые хозяйственно-правовые институты, призванные юридически обеспечить переход к регулируемому рынку. Такая работа полезна и необходима для обновления законодательства.

2. Понятие ответственности и санкций в хозяйственных (предпринимательских) отношениях

Правовые средства регулирования экономических отношений в целом обеспечивают создание правового режима осуществления предпринимательской деятельности по следующим направлениям:

– установление норм, правил, стандартов поведения предпринимателей в рамках своей экономической деятельности,

– осуществление контроля за соблюдением этих правил,

– применение мер ответственности в случае нарушения установленного правопорядка, прав и интересов других лиц.

Ответственность — необходимый элемент системы средств правового регулирования предпринимательской деятельности, обеспечивающий соблюдение предпринимателями норм права. Установление мер ответственности предпринимателя за ненадлежащее выполнение своих обязанностей оказывает значительное влияние на содержание правового статуса предпринимателя, которое ограничивается определенными принципами и целями установления и применения ответственности.

Цели установления и применения государством мер ответственности заключаются в том, чтобы: 1) стимулировать предпринимателей к соблюдению установленных процедур, правил, нормативов, стандартов, иных требований и запретов, в рамках которых должна осуществляться предпринимательская деятельность; 2) иметь возможность наказывать за несоблюдение предпринимателями своих обязанностей; 3) обеспечивать восстановление нарушенных прав и интересов других лиц и общества в целом; 4) предотвращать нарушения установленных требований предпринимателями и иными лицами в будущем.

Можно выделить несколько общих существенных признаков понятия ответственности в предпринимательской сфере. Во-первых, применение мер ответственности всегда носит принудительный характер. Ответственность в предпринимательской сфере представляет собой прежде всего форму государственного принуждения, применяемого государством по отношению к предпринимателям. Во-вторых, такая форма принуждения выражается в основном в установленных государством нормах права, в отличие от норм морали, нравственности, обычно не представляющих собой «писаные» нормы. В-третьих, ответственность всегда сопровождается применением санкций имущественного характера. Ответственность, по сути, является санкцией, применяемой к правонарушителю в виде возложения на него дополнительной обязанности и лишения принадлежащего ему права, в результате чего для предпринимателя возникают неблагоприятные (отрицательные) последствия. Дополнительная обязанность связана обычно с выплатой штрафа, неустойки, убытков, процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие, например, их неправомерного удержания (ст. 395 ГК РФ), возмещением вреда, причиненного жизни или здоровью граждан, включая расходы на лечение, питание, лекарства и т.п.

Лишение права в основном носит имущественный характер и выражается в изъятии имущества в доход государства (например, в случае совершения сделки, совершенной с целью, противной основам правопорядка и нравственности), уплате денежных средств в виде штрафа, убытков, неустойки, лишении права собственности на имущество и иных вещных прав. Однако возможно также применение мер ответственности в виде ограничения или лишения иных прав, которые ведут, в первую очередь, к ограничению или прекращению правосубъектности предпринимателя, хотя затрагивают и имущественные интересы предпринимателя, привлекаемого к ответственности. К таким мерам ответственности относятся:

1) ликвидация юридического лица по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов (ст. 61 ГК РФ), в частности, законодательства о рынке ценных бумаг, о налогах и сборах, о конкуренции;

2) реорганизация коммерческой организации в форме ее разделения
или выделения из ее состава одного или нескольких юридических лиц по
решению уполномоченных государственных органов или по решению
суда (ст. 57 ГК РФ), в частности, в случае нарушения антимонопольного
законодательства;

  1. приостановление действия лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий;

    4) аннулирование лицензии по решению суда в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий не было устранено в установленный срок или повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан;

    5) применение уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности, заниматься определенной деятельностью, ограничения свободы, лишения свободы на определенный срок; например, в случае осуществления предпринимательской деятельности без регистрации либо без лицензии, когда получение лицензии обязательно, гражданин может быть лишен свободы на срок до трех лет, если в результате такой деятельности причинен крупный ущерб гражданам, организациям или государству, либо если она была сопряжена с извлечением дохода в крупном размере (ст. 171 УК РФ);

    6) ограничение предпринимательской деятельности или отдельных
    операций.

    В любом из приведенных случаев применение мёр ответственности означает для наказуемого лица лишение или ограничение всех или части его прав.

    Как и всякая мера государственного принуждения, ответственность является санкцией за правонарушение. Однако не все санкции обязательно являются мерами юридической ответственности. В частности, такие меры, как изъятие Имущества из чужого незаконного владения (ст. 301 ГК РФ) или возмещение продавцом покупателю его расходов на устранение недостатков товара (ст. 475 ГК РФ), направлены только на восстановление нарушенных прав и не связаны с наказанием нарушителя, следовательно, не ведут к отрицательным последствиям для предпринимателя в виде лишения его каких-либо прав.

    И, наконец, за нарушение предпринимателем требований, касающихся определенной сферы экономических интересов (рынки капиталов, товаров и услуг, природная среда, финансовая система государства, стандартизация, конкуренция и т.д.), обычно предусматривается дифференцированное применение различных мер ответственности, таких как гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность, каждая из которых может быть применена в зависимости от содержания правоотношения, размера вреда, степени тяжести и общественной опасности.

    Таким образом, ответственностью в сфере предпринимательства является совокупность мер государственного принуждения, предусмотрен ных нормами права и влекущих для предпринимателя негативные последствия в виде лишения прав вследствие нарушения им правопорядка или законных прав и интересов иных лиц в ходе осуществления предпринимательской деятельности.

    Привлечение предпринимателей к ответственности базируется на определенных принципах. Эти принципы основаны на нормах Конституции РФ, соответствуют общим принципам права и позволяют более четко определить конституционный статус предпринимателя. К ним относятся принципы справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности, а также принцип равенства перед законом.

    Задача

    Государственное унитарное предприятие предъявило акционерному обществу (АО) иск о взыскании стоимости неоплаченных работ. Возражая против этих требований, АО заявило о недействительности договора, ссылаясь на то, что при его заключении не были соблюдены установленные законом требования о порядке подписания двусторонних сделок.

    Вопросы:

    1) Перечислите условия признания сделок недействительными.

    2) Какие требования должны соблюдаться при подписании договора?

    3) Решите спор.

    Решение

    1) Перечислим условия признания сделок недействительными.

    Недействительность сделки означает, что действие, совершенное в виде сделки, не обладает качествами юридического факта, способного породить те гражданско-правовые последствия, наступления которых желали субъекты.

    Как было отмечено, сделка — это юридическое действие. Но юридическим действием является и правонарушение. Уже отмечалось, что действия распадаются на правомерные и неправомерные. Некоторые авторы полагают, что понятие правомерности не является необходимым признаком сделки, а имеет значение только для ее последствий.

    Недействительная сделка по своему содержанию, форме и направленности — есть сделка, но в то же время и правонарушение, т.к. она нарушает норму права, но правонарушение «особого порядка». Противоправно не только противозаконное виновное причинение вреда, но и другие неправомерные действия: неосновательное обогащение, незаконное завладение чужой собственностью, неисполнение договорных обязательств.

    К этой же категории можно отнести и недействительные сделки. Последние тоже представляют собой нарушение конкретной или общей нормы права и должны приводить к последствиям, свойственным любому неправомерному действию, а именно: к недопущению сохранения их в силе и наступлению уже наступившего результата, восстановлению состояния, соответствующего закону.

    Статья 166 ГК различает оспоримые и ничтожные сделки. Так, сделка недействительна по основаниям, установленным ГК РФ, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

    Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено лицами, указанными в ГК РФ.

    Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.

    Общие положения о последствиях недействительности сделки перечислены в ст. 167 ГК РФ

    1. Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

    2. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах — если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

    3. Если из содержания оспоримой сделки вытекает, что она может быть лишь прекращена на будущее время, суд, признавая сделку недействительной, прекращает ее действие на будущее время.

    Виды недействительных сделок:ъ

    –недействительность сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам согласно ст. 168 ГК РФ;

    – недействительность сделки, совершенной с целью, противной основам правопорядка и нравственности устанавливается ст. 169 ГК РФ;

    – недействительность мнимой и притворной сделок определена статьей 170 ГК РФ;

    – недействительность сделки, совершенной гражданином, признанным недееспособным, установлена ст. 171 ГК РФ;

    – недействительность сделки, совершенной несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет, установлена статьей 172 ГК РФ;

    – недействительность сделки юридического лица, выходящей за пределы его правоспособности определена статьей 173 ГК РФ;

    – последствия ограничения полномочий на совершение сделки перечислены в статьей 174 ГК РФ;

    – недействительность сделки, совершенной несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет перечислена в статье 175 ГК РФ;

    – недействительность сделки, совершенной гражданином, ограниченным судом в дееспособности перечислена в ст. 176 ГК РФ;

    – недействительность сделки, совершенной гражданином, не способным понимать значение своих действий или руководить ими, перечислены в ст. 177 ГК РФ;

    – недействительность сделки, совершенной под влиянием заблуждения определена ст. 178 ГК РФ;

    – недействительность сделки, совершенной под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной или стечения тяжелых обстоятельств установлена ст. 179 ГК РФ.

    Какие требования должны соблюдаться при подписании договора?

    Основные положения о заключении договора перечислены в статье 432 ГК РФ. Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Форма договора определена в ст. 434 ГК РФ. Договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма. Если стороны договорились заключить договор в определенной форме, он считается заключенным после придания ему условленной формы, хотя бы законом для договоров данного вида такая форма не требовалась.

    Согласно с. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.

    Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).

    Согласно ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

    3) Решите спор.

    Решить спор по условию задачи в судебном порядке не возможны, так как не известны довода истца, и не определены аргументы ответчика. В частотности, не установлено в какой форме и когда был заключен договор, кем заключен договор, все ли требования или часть требований, предъявляемые к договору, по мнению, ответчика нарушены.

    Понятие и виды хозяйственно-правовых отношений.

    Под хозяйственными правоотношениями понимаются урегулированные нормами хозяйственного права отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, а также вследствие государственного воздействия на участников рынка, которые связаны взаимными правами и обязанностями. Они представляют собой правовую взаимосвязь между субъектами хозяйствования, которая проявляется в их содержании, которое сводится к субъективным права и обязанностям этих субъектов.

    Для уяснения конструкции правоотношений прибегают к теоретическому их делению на абсолютные и относительные.

    В абсолютном правоотношении субъекту права противостоит неопределенное количество обязанных субъектов с пассивной обязанностью не препятствовать управомоченному лицу в осуществлении своего права.

    В относительном правоотношении субъекту права противостоит конкретная обязанная сторона.

    Хозяйственные правоотношения по их конструкции, объектам и содержанию можно классифицировать следующим образом:

    · абсолютные вещные правоотношения;

    · абсолютно-относительные вещные правоотношения;

    · абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности;

    · неимущественные абсолютные правоотношения;

    · обязательственные правоотношения.

    Для абсолютного вещного правоотношения характерно, что субъект в нем реализует свое право на имущество в соответствии с законом, который определяет ему меру возможного поведения по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Объектом этого правоотношения является вещь, принадлежащая субъекту на праве собственности, что дает возможность ему распоряжаться ею вне взаимодействия с другими субъектами. Этим правом пользуются при осуществлении своей хозяйственной деятельности государственные образования, субъекты частной собственности.

    Абсолютно-относительные вещные правоотношения. К их числу относятся право хозяйственного ведения, оперативного управления. Они относятся к таковым, в связи с тем, что субъект этого права реализует свое право на имущество «абсолютно», т.е. вне взаимодействия с другими субъектами и кроме как с собственником ни с кем не состоит в относительном правоотношении. Объем прав при этом определяется собственником имущества.

    Абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности. Для этих правоотношений характерно, что они складываются по поводу ведения собственной деятельности субъектом хозяйствования. У субъекта ведущего хозяйственную деятельность отсутствуют обязанные лица, но все в свою очередь должны считаться с его правом вести хозяйственную деятельность и не препятствовать ей. Мера возможного поведения субъектов – очерчена законом.

    Неимущественные хозяйственные правоотношения складываются по поводу неимущественных благ, используемых субъектом хозяйствования в своей предпринимательской деятельности, таких как товарный знак, фирменное наименование, коммерческая тайна и другие. Данное правоотношение является абсолютным в связи с тем, что никто, кроме субъекта, обладающего этим правом, не может без законных оснований пользоваться принадлежащими ему неимущественными благами. При нарушении таких прав другими субъектами, это правоотношение перерастает в относительное, т.к. у субъекта появляется возможность требовать от лиц, нарушивших его право на неимущественные блага, устранения нарушения.

    Обязательственные хозяйственные правоотношения. Это правоотношения, в которых два контрагента связаны взаимными правами и обязанностями между собой. Основой этих правоотношений служит договор (контракт). Хозяйственные обязательства в зависимости от того, какую сферу взаимодействия субъектов хозяйственного права они обслуживают, подразделяются на четыре вида:

    — хозяйственно-управленческие (возникают на основе актов государственных органов);

    — внутрихозяйственные (возникают между подразделениями предприятий и руководством этого предприятия);

    — оперативно-хозяйственные (возникают между несоподчиненными субъектами хозяйствования в силу хозяйственных договоров);

    — территориально-хозяйственные (отношения территориальных субъектов между собой и с предприятиями).

    Субъекты хозяйственного права. Общие положения.

    Общепризнанного определения субъектов хозяйственной деятельности на уровне Закона не содержится, однако, п.2 Положения о порядке возмещения ущерба, нанесенного субъектам хозяйственной деятельности незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц, утвержденного постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 16 июня 1993г., определяет в качестве субъектов хозяйственной деятельности юридических и физических лиц, занимающиеся деятельностью по производству продукции (работ, услуг), если эта продукция (работы, услуги) используются не для собственного потребления, а предназначаются для реализации другим лицам.

    Положение о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999г. №11 в редакции Декрета Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002г. №29, в п.1 уточняет круг субъектов хозяйственной деятельности, т.е. юридических и физических лиц
    (далее – Положение от 17 декабря 2002г.). В качестве субъектов хозяйствования выступают коммерческие организации (хозяйственные товарищества и общества, унитарные предприятия, производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства) и некоммерческие организации (ассоциации (союзы) – объединения коммерческих организаций, объединения некоммерческих организаций, объединения коммерческих и некоммерческих организаций, потребительские кооперативы, учреждения, товарищества собственников, фонды). Физические лица регистрируются в качестве индивидуальных предпринимателей иначе без образования юридического лица.

    Следовательно, субъектами отношений, регулируемых нормами хозяйственного права можно считать граждан и юридических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность.

    Для субъектов хозяйствования характерно наличие следующих признаков:

    — регистрация в качестве субъекта хозяйствования;

    — наличие соответствующей хозяйственной компетенции;

    — наличие обособленного имущества;

    — самостоятельная имущественная ответственность.

    Проводя классификацию субъектов хозяйственной деятельности по видам, необходимо иметь в виду, что можно проводить их отличие по различным основаниям в зависимости от:

    — характера компетенции. Здесь проводится разграничение по признаку наличия или отсутствия руководства. Так, компонент руководства отсутствует у индивидуального предпринимателя; в случае создания коммерческой организации, руководство осуществляется единолично или коллегиально; государственное образование – в компетенции преобладает – хозяйственно-организующая деятельность;

    — от формы собственности. В основу создания предприятия может быть положена любая из существующих форм собственности – государственная или частная собственность;

    — от правового статуса. Предпринимательства деятельность граждан может принимать форму юридического лица либо без образования юридического лица;

    — цели деятельности. Основной целью в деятельности субъектов хозяйствования является коммерческая деятельность, но может быть и некоммерческая;

    — от права на имущество. Имущество может принадлежать предприятию на праве собственности, либо находится у предприятия в пользовании (предприниматели – собственники, предприниматели не собственники);

    — от распределения имущества (по вкладам или неделимое);

    — от организационно-правовой формы (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия, объединения и др.).

    Законодательство, регулирующее порядок создания субъектов хозяйственной деятельности изначально определено ГК Республики Беларусь, в котором детально изложены общие положения о юридических лицах, их организационно-правовых формах, особенностях их создания, ответственности перед кредиторами и др., а также Положением от 17 декабря 2002г., которое определяет органы, осуществляющие регистрацию субъектов хозяйствования, порядок подачи необходимых документов и их рассмотрение, плату за государственную регистрацию, особенности прекращения деятельности субъектов хозяйствования и др. Создание и ликвидация акционерных обществ, обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью осуществляется посредством Закона Республики Беларусь «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью» от 9 декабря 1992г. и др. Особенности создания предприятий с участием иностранного капитала регулируется Инвестиционным кодексом Республики Беларусь вступившим в действие с 9 октября 2002г., банков и небанковских кредитно-финансовых организаций – Банковским кодексом Республики Беларусь вступившим в силу с 1 января 2001г., деятельность бирж, порядок их создания и функционирования осуществляется в соответствие с Законами Республики Беларусь «О товарных биржах» от 13 марта 1992г. и «О ценных бумагах и фондовых биржах» от 12 марта 1992г. и др.

    Понятие признаки и содержание хозяйственных правоотношений

    Facebook Мой мир Вконтакте Одноклассники Google+

    Под хозяйственными правоотношениями понимаются урегулированные нормами хозяйственного права отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, тесно с нею связанной деятельности некоммерческого характера, а также отношения по государственному регулированию хозяйственной деятельности.

    Хозяйственные правоотношения по их конструкции, объектам и содержанию можно классифицировать следующим образом:

    — абсолютные вещные правоотношения. Абсолютным вещным правом, не корреспондирующим ни с одним конкретным субъектом, является право собственности. Право собственности дает его субъекту возможность владения, пользования и распоряжения имуществом по своему усмотрению в соответствии с законом. Это право используется для осуществления хозяйствования на базе собственного имущества государством, муниципальными образованиями, субъектами частной собственности;

    — абсолютно-относительные вещные правоотношения. К их числу относятся право хозяйственного ведения, право оперативного управления. Они являются абсолютно-относительными, потому что субъект такого права владеет, пользуется и распоряжается имуществом «абсолютно», не сообразуя своих возможностей ни с кем, кроме собственника, с которым он состоит в относительном правоотношении. Правоотношения такого рода складываются при предоставлении государственного и муниципального имущества унитарным предприятиям;

    — абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности. Для таких правоотношений характерен подход к собственной деятельности как к объекту правоотношения. У субъекта, ведущего хозяйствование по установленным законом правилам, нет конкретных обязанных лиц. Все другие субъекты обязаны считаться с возможностью ведения им предпринимательской деятельности и не препятствовать ее реализации. Если нормальное течение предпринимательства прерывается под влиянием третьих лиц или в результате нарушения установленного порядка ведения такой деятельности самим субъектом права, абсолютное правоотношение превращается в относительное. Например, если организация осуществляет свою деятельность с соблюдением норм по ведению бухгалтерского учета, представлению бухгалтерской и статистической отчетности, формированию себестоимости выпускаемой продукции по установленным правилам, складывающееся при этом правоотношение имеет конструкцию абсолютного. Если субъект нарушает установленные нормы, компетентные государственные органы могут потребовать пресечения допущенных нарушений и возмещения убытков, наступивших для государства. Правоотношение при этом трансформируется в относительное;

    — неимущественные хозяйственные правоотношения. Такие правоотношения складываются по поводу неимущественных благ, используемых субъектами хозяйствования в своей деятельности, таких как фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания,- наименование места происхождения товара, коммерческая тайна и др. В ходе нормальной реализации неимущественные прав складывающееся правоотношение является абсолютным. Нарушении таких прав возникает конкретное обязательство по их защите от нарушения и из неимущественного правоотношение трансформируется в имущественное. Потерпевший, защищая свои неимущественные права, может требовать от нарушителя возмещения убытков;

    — хозяйственные обязательства. В обязательственных правоотношениях один участник вправе требовать от другого совершения соответствующих действий. Обязанный субъект должен их исполнить, т.е. передать имущество, выполнить работы, оказать услуги. Хозяйственные обязательства подразделяются на четыре основных вида: хозяйственно-управленческие (возникают в результате актов государственных органов); внутрихозяйственные (складываются между подразделениями хозяйствующих субъектов); территориально-хозяйственные (отношения публичных образований между собой и с организациями); оперативно-хозяйственные (между, несоподчиненными субъектами в силу предпринимательских договоров).

    Содержание правоотношения включает в себя субъективные права и юридические обязанности.

    Права всегда субъективны, т.к. носят диспозитивный характер, и их использование зависит от воли субъекта. Обязанности, как правило, закреплены либо в нормативном правовом акте либо в договоре.

    Для уяснения конструкции правоотношения в теории права обычно прибегают к делению прав на абсолютные и относительные.

    В абсолютном правоотношении субъекту права противостоит неопределенное количество обязанных лиц с пассивной обязанностью не препятствовать управомоченному лицу в осуществлении права. Таково право организации на принадлежащее ей имущество, ведение бухгалтерского учета, формирование себестоимости продукции и др.

    Относительными являются права с корреспондирующей им обязанностью у других субъектов. Такие правоотношения возникают, например, в силу заключенных предпринимательских договоров.Права и обязанности в конкретном правоотношении всегда взаимосвязаны. Если у одного субъекта возникает какое-либо право, то у его контрагента появляется соответствующая обязанность.

    Предыдущие материалы: Следующие материалы:

    • Отличие предпринимательской деятельности от профессиональной деятельности.
    • Понятие и ивды источников предпринимательского права
    • Роль разъяснений ВАС РФ в совершенствовании правового регулирования
    • Понятие и виды субъектов предпринимаетльского права
    • Порядок создания, реорганизация и ликвидация субъектов предпринимаетльской деятельности

    Правовое регулирование хозяйственной деятельности

    Правовое регулирование — это целенаправленное воздействие государства на общественные отношения помощью юридических средств и методов. Основная задача заключается в их стабилизации и упорядочивании.
    Правовое регулирование деятельности может быть прямым (директивным) и косвенным (экономическим). В нормативных актах содержится множество правил по отношению к различным аспектам деятельности. Прямое регулирование, исходящее от государства, можно рассматривать по следующим направлениям:

    • установление требований, предъявляемых к деятельности;
    • определение запретов на те или иные проявления при ее осуществлении;
    • использование государством санкций при выявлении допущенных нарушений;
    • внесение изменений в учредительные документы
    • создание хозяйствующих субъектов, ликвидация, их реорганизация (например, унитарных предприятий).

    Правовое регулирование хозяйственной деятельности осуществляется нормами налогового, земельного, гражданского, трудового, уголовного, корпоративного права. Стоит понимать, что законодательство постоянно совершенствуется и изменяется с учётом существующей обстановки. Стоит помнить, что любое отношение, в которое вступают субъекты должно соответствовать закону. Если работать за пределами правового поля, то возникает риск, что бизнесмен будет привлечён к административной или уголовной ответственности.
    Бизнесмены зачастую подписывают договора без тщательного изучения и анализа. Однако такие действия могут иметь неожиданный результат. Контрагент может воспользоваться подобным упущением и расторгнуть договор на законных основаниях. В результате появляются большие убытки и издержки у невнимательного предпринимателя. Поэтому существует такое понятие как правовое регулирование деятельности предприятия. Это множество аспектов, которые нужно учитывать. Немало страхов и волнений у предпринимателей вызывают проверки контролирующими органами.

    Многие бизнесмены привыкли к безнаказанности, особенно в вопросах организации трудовых отношений. Чаще всего нарушения выявляются при увольнении сотрудников. В последнее время работники оказывают достойный отпор, отстаивают свои интересы. Работодатель должен знать, что незаконно уволенный специалист может восстановиться на работу по решению суда. Однако для руководителя такое решение обернётся чередой расходов, в том числе выплата зарплаты за все время вынужденного прогула.
    Правовое регулирование деятельности организаций состоит из законодательных, нормативных и внутренних документов, которые принимаются предприятием при локальном нормотворчестве. Для юридических лиц предлагается широкий спектр услуг, которые позволят компании наладить легальный бизнес и устранить имеющиеся недочёты. Специалисты помогут:

    • Выбрать оптимальную систему налогообложения;
    • Подобрать организационную форму для юридического лица;
    • Защитить законные интересы компании в суде;
    • Произвести оперативную и правильную регистрацию фирм различных организационных форм, при необходимости – оформить регистрацию изменений в действующих учредительных документах;
    • Составить претензии, отчётность и ответы на поданные претензии и жалобы;
    • Выполнить экспертизу документов на соответствие законодательству, помочь в оценке рисков.

    Адвокат оперативно и качественно разрешит все возникшие вопросы. Вы строите бизнес, а мы заботимся о юридической стороне вопроса. Мы окажем профессиональную помощь и защитим Ваши интересы легальными способами.