Границы муниципальных образований

Территориальная основа местного самоуправления (2)

Введение……………………………………………………………………………………………………………….3

Целью данной работы является рассмотрение территориальных основ местного самоуправления. 3

Понятие и правовое регулирование территориальных основ местного самоуправления 4

Установление границ муниципального образования. 6

Изменение границ муниципального образования 11

Преобразование муниципального образования 14

Заключение …………………………………………………………………………………………………………16

Список использованных источников информации………………………………………………..17

Введение

Целью данной работы является рассмотрение территориальных основ местного самоуправления.

Данная тема актуальна, т.к. вопрос определения территориальной основы местного самоуправления в течение последних лет является темой острых дискуссий, в результате которых сформировались две точки зрения. Сторонники первой считают, что местное самоуправление должно осуществляться на наиболее низком уровне: в поселках и сельских округах. Крупные города и районы — это уровень государственного управления.

Приверженцы второй точки зрения полагают, что муниципальное образование должно очерчиваться рамками крупного города и районного звена, оставляя за населением право на осуществление местного самоуправления в иных населенных пунктах.

Задачами данной работы являются: изучение понятия и правового регулирования территориальных основ местного самоуправления, рассмотрение установления и изменения границ местного самоуправления, преобразования муниципального образования.

Понятие и правовое регулирование территориальных основ местного самоуправления

Территориальные основы местного самоуправления – институт муниципального права, закрепляющий и регулирующий территориальную организацию местного самоуправления, под которой понимаются формирование и состав территории муниципального образования, границы муниципального образования, порядок их установления и изменения.

Наличие территории является одним из необходимых элементов статуса муниципального образования, поскольку местное самоуправление осуществляется только в его территориальных границах.

В соответствии со ст. 131 Конституции РФ местное самоуправление осуществляется в городских и сельских поселениях, а также на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Конституционные положения о территориях муниципальных образований развиваются в действующем законодательстве.

Закон о местном самоуправлении 2003 г. содержит норму об осуществлении местного самоуправления на всей территории России, причем оговорка по поводу возможности ограничения прав граждан на осуществление местного самоуправления касается не территории, а цели, в которых это ограничение допускается. Таким образом, вся территория РФ должна быть «покрыта» муниципальными образованиями. Это существенно, так как теоретически возможно модель территориальной организации местного самоуправления, при которой в границе муниципальных образований включаются населенные пункты с небольшой прилегающей территорией, а вся остальная территория остается под управлением органов государственной власти.

В зависимости от территориальной организации закон закрепляет пять видов муниципальных образований:

  1. Два вида поселений – сельское и городское;

  2. Муниципальный район;

  3. Городской округ;

  4. Внутригородская территория города федерального значения.

Согласно Закону сельское поселение – один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских поселенных пунктов), в которых осуществляется местное самоуправление.

Таким образом, в состав территории сельского поселения могут входить один сельский населенный пункт с численностью населения более тысячи человек и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый.

Следует помнить, что Закон делает исключение для территорий с высокой плотностью населения. На таких территориях статус муниципального образования получают сельские населенные пункты с численностью не менее 3000 человек.

Если в сельском населенном пункте проживает менее 1000 человек, то он, как правило, входит в состав сельского поселения и не является самостоятельным муниципальным образованием.

Городское поселение – это город или поселок, в которых осуществляется местное самоуправление.

Муниципальный район – несколько поселений (городских и сельских), объединенных общей территорией.

Городской округ – территория города, имеющая статус муниципального образования.

Таким образом, законодатель дает возможность населению создавать муниципальные образования, отличающиеся друг от друга не только количественными характеристиками (площадью территории, численностью населения), но и качественными показателями (уровнем социально-экономического развития, финансовым потенциалом, наличием объектов государственной и муниципальной собственности).

Закон закрепляет двухзвенную территориальную организацию местного самоуправления. Первое нижнее звено – это городские и сельские поселения, верхнее звено – муниципальные районы. Исходя из этого одним из главных признаков, отличающих поселение от района, является состав территории: территории поселений включают территории населенных пунктов, а муниципальные районы – территории поселений, являющихся муниципальными образованиями.

Законодательной новеллой является возможность создания городского округа. Территория городского округа не входит в состав территории муниципального района. При этом наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта РФ при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления вопросов местного значения и исполнения ими отдельных переданных государственных полномочии.

Городскими округами являются административные центры субъектов РФ, города-наукограды и закрытые административно-территориальные образования.

Установление границ муниципального образования.

Граница территории муниципального образования представляет собой территорию, на которой действуют органы местного самоуправления, образуемые населением, проживающим на этой территории. В этом качестве она может совпадать с границами поселения. Границы же населенных пунктов, установлены в соответствии с градостроительным и земельном законодательством, могут не совпадать с административно-территориальными границами муниципальных образований.

Определяются достаточно строгие критерии установления границ муниципальных образований.

Первый критерий – критерий плотности населения. Он играет большую роль в территориальной структуре муниципальной России. В соответствии с ним будут определены территории с низкой и высокой плотностью населения.

Согласно Закону к территориям с низкой плотностью сельского населения относятся территории субъектов РФ, отдельных муниципальных районов в субъектах РФ, плотность сельского населения в которых более чем в три раза ниже средней плотности сельского населения в России.

На территориях с высокой плотностью вводиться ограничение, согласно которому основой для поселения, имеющего статус муниципального образования, может быть населенный пункт людностью на менее 3000 жителей, т.е. втрое больше, чем на остальных территориях.

Во исполнение требований Федерального Закона Правительство РФ своим Распоряжением №707-р от 25 мая 2004 года утвердило:

  1. Перечень субъектов РФ и отдельных районов субъектов РФ, относящихся к территориям с низкой плотностью населения;

  2. Перечень субъектов РФ и отдельных районов субъектов РФ относящихся к территориям с высокой плотностью населения.

Согласно этому распоряжению субъекты РФ, относящиеся к территориям с низкой и высокой плотностью населения, сгруппированы по федеральным округам.

Второй критерий – критерий доступности административного центра. В соответствии с Законом территория сельского поселения, в состав которого входит два и более населенного пункта, устанавливается с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течении рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав. Это связано с необходимостью обеспечить всем жителям поселения возможность непосредственного обращения в органы местного самоуправления при неразвитости транспортной инфраструктуры в небольших территориальных образованиях. Для района аналогичное требование состоит в транспортной доступности административного центра. Указанные требования в соответствии с законами субъектов РФ могут не применяться при установлении границ муниципальных районов на малонаселенных и труднодоступных территориях, а также на территориях с низкой плотностью сельского населения.

Третий критерий – критерий иерархичности, который подразумевает три условия:

1) территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения;

2) территория поселения не может входить в состав территории другого поселения;

3) территория поселения должна полностью входить в состав территории муниципального района.

Особые критерии определены для формирования городских населенных пунктов, претендующих на статус городского округа.

Закон о местном самоуправлении 2003г. не выдвигает требований относительно количества жителей городского поселения, необходимого для получения статуса городского округа. Примёчательно, что входе обсуждения законопроекта выдвигались различные предложения относительно порога численности населения городского поселения (в частности, 50 000 жителей, 200 000 жителей и более), однако в окончательный текст Закона они не попали.

Главное требование Закона — это такой уровень развития инфраструктуры, который позволит осуществлять собственные и дельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления городского округа в соответствующем порядке. Следует обратить внимание на то, что органы государственной власти субъекта РФ в каждом конкретном случае самостоятельно определяют уровень экономического, социально-культурного и иного развития городского поселения для приобретения им статуса муниципального образования в виде городского округа.

В новой редакции Федерального закона можно выделить две отличающиеся друг от друга процедуры установления территориальных границ муниципальных образований. Первая процедура устанавливает порядок определения границ и преобразования действующих муниципальных образований, вторая относится к установлению границ вновь образованных муниципальных образований и наделению их статусом городского и сельского поселения, статусом городского округа, муниципального района.

Ко вновь созданным муниципальным образованиям относятся муниципальные образования либо первого уровня (городские и сельские поселения), либо муниципальные образования второго уровня (район, городской округ) в субъектах РФ, в которых действовала одноуровневая система местного самоуправления.

В первом случае изменение границ, преобразование муниципальных образований производится в порядке, установленном ст. 12,13 новой редакции Федерального закона с учетом ограничений абз. 1 ч. 3 ст. 84, т.е. всякое изменение границ действующих муниципальных образований, их преобразование возможно только на основе согласия населения соответствующих муниципальных образований. Процедура получения такого согласия соответствует общему порядку, определенному новой редакцией Федерального закона.

7.4. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Под преобразованием муниципальньх образований понимается объединение или разделение муниципальных образований, измене­ние статуса городского поселения в связи с наделением или лише­нием его статуса городского округа.

Преобразование возможно так­же путем выделения одних МО из состава других, присоединения одних муниципальных образований к другим, приобретения или утраты МО части населенной территории.

Для правильного понимания процесса территориальных изме­нений в системе местного самоуправления на территориях субъек­тов Российской Федерации следует рассмотреть категории «образо­вание» и «упразднение» муниципальных образований, а также дета­лизирующие их понятия: «объединение», «выделение», «разделение» муниципальных образований.

Образование — создание муниципальных образований на терри­ториях, не охваченных местным самоуправлением, не входящих в состав имеющихся муниципальных образований. Данный процесс основывается на волеизъявлении населения обособляемых террито­рий и заключается в проектировании на обособляемых территориях обязательных для муниципального образования признаков: само­стоятельной структуры местного самоуправления, муниципальной собственности, местного бюджета. Создание нового муниципально­го образования фиксируется юридически в его уставе. Фактическое появление муниципального образования требует еще включения его в состав реальных субъектов межбюджетных отношений.

Упразднение — прекращение существования муниципальных об­разований. Процесс упразднения противоположен образованию но­вых муниципальных образований. При этом он принципиально совпадает с порядком образования муниципальных образований и предполагает решение тех же вопросов, которые решаются при об­разовании муниципальных образований. Здесь также необходимо первичное волеизъявление населения на собрании или сходе либо учет его мнения в решении представительного органа по вопросу о возможности упразднения муниципального образования. МО может быть упразднено и в связи с утратой признака населенности, на­пример, по причине выезда людей на другое место жительства. В случаях исчезновения населенных пунктов решения об упразднении соответствующих МО, а также о включении их территории в терри­торию других МО вправе принимать органы государственной вла­сти субъектов Федерации.

Объединение — слияние двух и более муниципальных образова­ний в одно новое муниципальное образование с переходом прав и обязанностей каждого из объединяющихся муниципальных образо­ваний к вновь возникшему муниципальному образованию.

Разделение — разделение одного муниципального образования на два и более МО. Разделяемое муниципальное образование пре­кращается с передачей его территории, прав и обязанностей вновь создаваемым муниципальным образованиям.

Выделение — создание одного или нескольких муниципальных образований путем выделения их из состава преобразуемого муни­ципального образования с передачей им части территории, прав и обязанностей последнего.

Присоединение — вхождение одного муниципального образова­ния в состав другого с передачей преобразуемому МО своей терри­тории, всех прав и обязанностей и прекращением своего существо­вания.

Приобретение (утрата) части населенной территории — переда­ча одним муниципальным образованием другому муниципальному образованию части его территории с расположенным на ней насе­ленным пунктом.

Инициаторами преобразования МО помимо традиционных субъектов (населения муниципального образования, органов мест­ного самоуправления, органов государственной власти субъектов Федерации) также могут быть федеральные органы государственной власти.

Предложения о преобразовании муниципальных образований хотя бы одного из указанных субъектов должны быть рассмотрены в порядке, определенном законом субъекта Федерации. Инициатива населения оформляется в том же порядке как и выдвижение ини­циативы проведения местного референдума. Инициатива органов местной и государственной власти оформляется решениями этих органов.

Если объединение двух и более поселений не влечет изменения границ иных муниципальных образований, согласие населения вы­является путем голосования или схода граждан.

Когда объединение двух и более муниципальных районов не влечет изменения границ иных МО, мнение населения выражают представительные органы каждого из объединяемых муниципаль­ных районов.

При разделении поселения на несколько поселений согласие населения выявляется путем голосования или схода граждан.

В случае разделения муниципального района мнение населения выражает представительный орган муниципального района.

В случае изменения статуса городского поселения в форме на­деления или лишения его статуса городского округа согласие насе­ления выявляется путем голосования. Причем голосование прово­
дится раздельно на территории городского поселения и на террито­рии муниципального района, из состава которого выделяется или в состав которого включается городское поселение. При отсутствии согласия населения изменение статуса городского поселения не до­пускается.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что общего между понятиями «муниципальное образование» и «административно-территориальная единица» и в чем их различие?

2. Какой орган государственной власти РФ осуществляет веде­ние федерального реестра муниципальных образований?

3. Какое юридическое значение имеет внесение муниципально­го образования в федеральный реестр муниципальных обра­зований?

4. В соответствии с какими критериями устанавливаются и из­меняются границы муниципальных образований?

5. На какой срок и в каком порядке муниципальному образова­нию может быть присвоен статус наукограда?

6. В чем заключаются особенности организации местного само­управления в закрытых административно-территориальных образованиях?

РЕШИТЕ КАЗУСЫ

■ При обсуждении проекта Федерального закона «Об основах ад­министративно-территориального устройства в Российской Федерации» было внесено предложение считать муниципальными образованиями только поселения, вне зависимости от их вида, а на территориях, вклю­чающих несколько поселений (муниципальный район, сельский округ), должно существовать государственное управление. Противники данно­го предложения сослались на постановление Конституционного Суда РФ от 24 января 1997 г. по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики «О месте органов государственной власти в Уд­муртской Республике» от 17 апреля 1996 г. В чем суть постановления Конституционного Суда? Каким должен быть федеральный закон?

■ Закон субъекта Федерации наделил статусом городского поселе­ния 26 муниципальных образований — городов, рабочих и дачных по­селков данного субъекта Федерации. Какие действия должны предпри­нять в связи с этим органы местного самоуправления указанных терри­торий?

■ По решению Президента РФ было создано закрытое администра­тивно-территориальное образование. Через некоторое время представи­тельный орган местного самоуправления закрытого административно- территориального образования принял решение об изменении его гра­ниц в связи с расширением территории градообразующего предпри­ятия. Решите дело.

■ Жители одного из районов города решили преобразовать его во внутригородское муниципальное образование. Собрали в поддержку бо­лее 50 % подписей населения района, подали заявление об этом в город­ской совет. Какое решение должен принять городской совет?

■ Жители трех деревень, расположенных в непосредственной бли­зости от границы соседнего района, решили войти в его состав. Данные деревни по профилю деятельности тесно связаны с ближайшими селе­ниями соседнего района, жители деревень имеют там рабочие места. Однако глава района категорически не согласился с принятым жителя­ми решением. Возможен ли переход части населенных пунктов из од­ного района в другой? Решите дело.

§ 2. Границы муниципальных образований.

В статье 11 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» указаны требования к установлению и изменению границ муниципальных образований. Это следующие требования:
1) территория субъекта Российской Федерации разграничивается между поселениями.

Территории с низкой плотностью сельского населения (за исключением исторически сложившихся земель населенных пунктов, прилегающих к ним земель общего пользования, территорий традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационных земель, земель для развития поселения) могут не включаться в состав территорий поселений;
2) территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории входят в состав муниципальных районов;
3) территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения;
4) в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения;
5) в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями);
6) в состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения — более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения — менее 3000 человек каждый);
7) сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входит в состав сельского поселения;
8) в соответствии с законами субъекта Федерации статусом сельского поселения с учетом плотности населения региона и доступности территории поселения может наделяться сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек;
9) на территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях сельский населенный пункт с численностью населения менее 100 человек может не наделяться статусом поселения, и данный населенный пункт может не входить в состав поселения, если такое решение принято на сходе граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте;
10) административным центром муниципального района может считаться город (поселок), имеющий статус городского округа и расположенный в границах муниципального района;
11) границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав, а границы муниципального района — с учетом транспортной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в его состав. Указанные требования в соответствии с законами субъектов Федерации могут не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях;

12) территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения;
13) территория поселения не может входить в состав территории другого поселения;
14) территория городского округа не входит в состав территории муниципального района;
15) границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными и региональными законами;
16) территория поселения должна полностью входить в состав территории муниципального района.
Наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта Федерации при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления городского поселения вопросов местного значения городского округа и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными и региональными законами, а также при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления прилегающих муниципальных районов вопросов местного значения муниципального района и осуществления ими отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными и региональными законами.
К территориям с низкой плотностью сельского населения относятся территории субъектов Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Федерации, плотность сельского населения в которых более чем в три раза ниже средней плотности сельского населения в России. К территориям с высокой плотностью сельского населения относятся территории субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Федерации, плотность сельского населения в которых более чем в три раза выше средней плотности сельского населения в России. Перечень субъектов Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Федерации, территории которых относятся к территориям с низкой или же высокой плотностью сельского населения, утверждается Правительством Российской Федерации, в том числе по представлению органов государственной власти субъектов Федерации. Эти перечни могут изменяться не чаще одного раза в пять лет.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2004 г. N 707-р утверждены Перечень субъектов Российской Федерации и отдельных районов субъектов Российской Федерации (в существующих границах), относящихся к территориям с низкой плотностью населения, а также Перечень субъектов Российской Федерации и отдельных районов субъектов Российской Федерации (в существующих границах), относящихся к территориям с высокой плотностью населения.

Закон о статусе и границах территорий муниципальных образований

23 сентября 2004 года N 258-внеоч.-ОЗ

АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ
ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН
О СТАТУСЕ И ГРАНИЦАХ ТЕРРИТОРИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Принят

Архангельским областным

Собранием депутатов

(Постановление от 23 сентября 2004 года N 884)

Список изменяющих документов

(в ред. законов Архангельской области

от 11.11.2004 N 270-33-ОЗ, от 02.03.2005 N 3-2-ОЗ,

от 03.03.2005 N 14-2-ОЗ, от 03.03.2005 N 15-2-ОЗ,

от 26.04.2005 N 23-3-ОЗ, от 26.04.2005 N 24-3-ОЗ,

от 22.06.2005 N 62-4-ОЗ, от 22.06.2005 N 63-4-ОЗ,

от 22.09.2005 N 92-5-ОЗ, от 08.12.2005 N 131-8-ОЗ,

от 08.12.2005 N 132-8-ОЗ, от 20.12.2006 N 299-14-ОЗ,

от 19.04.2007 N 351-17-ОЗ, от 26.09.2007 N 393-20-ОЗ,

от 15.02.2010 N 133-10-ОЗ, от 11.02.2011 N 253-19-ОЗ,

от 07.07.2011 N 309-23-ОЗ, от 13.02.2012 N 426-28-ОЗ,

от 15.03.2012 N 446-29-ОЗ, от 04.06.2012 N 494-31-ОЗ,

от 02.07.2012 N 523-32-ОЗ, от 22.02.2013 N 619-37-ОЗ,

от 18.03.2013 N 642-38-ОЗ, от 14.02.2014 N 88-5-ОЗ,

от 21.04.2014 N 121-7-ОЗ, от 30.05.2014 N 127-8-ОЗ,

от 24.10.2014 N 202-11-ОЗ, от 16.12.2014 N 224-13-ОЗ,

от 28.05.2015 N 289-17-ОЗ, от 28.05.2015 N 290-17-ОЗ,

от 29.06.2015 N 299-18-ОЗ,

с изм., внесенными законом Архангельской области

от 28.09.2015 N 311-19-ОЗ)

Настоящий закон устанавливает границы муниципальных образований в Архангельской области и наделяет муниципальные образования области статусом городских, сельских поселений, городских округов, муниципальных районов в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Глава I. СТАТУС МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
Статья 1. Статусом городских округов наделяются муниципальные образования «Город Архангельск» (административный центр — город Архангельск), «Город Коряжма» (административный центр — город Коряжма), «Котлас» (административный центр — город Котлас), «Мирный» (административный центр — город Мирный), «Новая Земля» (административный центр — рабочий поселок Белушья Губа), «Город Новодвинск» (административный центр — город Новодвинск), «Северодвинск» (административный центр — город Северодвинск).

(в ред. законов Архангельской области от 03.03.2005 N 14-2-ОЗ, от 19.04.2007 N 351-17-ОЗ)

Статья 2. Статусом муниципального района наделяется Вельский район (административный центр — город Вельск).

(в ред. закона Архангельской области от 19.04.2007 N 351-17-ОЗ)

В состав Вельского муниципального района входят городские и сельские поселения.

(в ред. закона Архангельской области от 19.04.2007 N 351-17-ОЗ)

Статусом городских поселений наделяются Вельское (административный центр — город Вельск), Кулойское (административный центр — рабочий поселок Кулой).

(в ред. закона Архангельской области от 19.04.2007 N 351-17-ОЗ)

Статусом сельских поселений наделяются Аргуновское (административный центр — поселок Аргуновский), Благовещенское (административный центр — село Благовещенское), Верхнеустькулойское (административный центр — деревня Мелединская), Верхнешоношское (административный центр — поселок Комсомольский), Липовское (административный центр — деревня Малая Липовка), Муравьевское (административный центр — деревня Вороновская), Низовское (административный центр — деревня Теребино), Пакшеньгское (административный центр — деревня Ефремковская), Пежемское (административный центр — село Пежма), Попонаволоцкое (административный центр — поселок Пасьва), Пуйское (административный центр — село Долматово), Ракуло-Кокшеньгское (административный центр — деревня Козловская), Солгинское (административный центр — поселок Солгинский), Судромское (административный центр — поселок Погост), Тегринское (административный центр — поселок Тегрозеро), Усть-Вельское (административный центр — деревня Дюковская), Усть-Шоношское (административный центр — поселок Усть-Шоноша), Хозьминское (административный центр — поселок Хозьмино), Шадреньгское (административный центр — поселок Шунема), Шоношское (административный центр — деревня Усть-Шоноша).

(в ред. законов Архангельской области от 08.12.2005 N 132-8-ОЗ, от 19.04.2007 N 351-17-ОЗ)

Статья 3. Статусом муниципального района наделяется Верхнетоемский район (административный центр — село Верхняя Тойма).

(в ред. закона Архангельской области от 19.04.2007 N 351-17-ОЗ)

В состав Верхнетоемского муниципального района входят сельские поселения.

(в ред. закона Архангельской области от 19.04.2007 N 351-17-ОЗ)

Статусом сельских поселений наделяются Афанасьевское (административный центр — село Вознесенское), Верхнетоемское (административный центр — село Верхняя Тойма), Выйское (административный центр — деревня Окуловская), Горковское (административный центр — деревня Согра), Двинское (административный центр — поселок Двинской), Пучужское (административный центр — деревня Кондратовская), Сефтренское (административный центр — поселок Зеленник), Федьковское (административный центр — поселок Авнюгский).

(в ред. законов Архангельской области от 19.04.2007 N 351-17-ОЗ, от 21.04.2014 N 121-7-ОЗ)

Статья 4. Статусом муниципального района наделяется Вилегодский район (административный центр — село Ильинско-Подомское).

(в ред. закона Архангельской области от 19.04.2007 N 351-17-ОЗ)

В состав Вилегодского муниципального района входят сельские поселения.

(в ред. закона Архангельской области от 19.04.2007 N 351-17-ОЗ)

Статусом сельских поселений наделяются Беляевское (административный центр — село Шалимово), Вилегодское (административный центр — село Вилегодск), Ильинское (административный центр — село Ильинско-Подомское), Никольское (административный центр — село Никольск), Павловское (административный центр — село Павловск), Селянское (административный центр — поселок Фоминский).

(в ред. закона Архангельской области от 19.04.2007 N 351-17-ОЗ)

Статья 5. Статусом муниципального района наделяется Виноградовский район (административный центр — рабочий поселок Березник).

(в ред. закона Архангельской области от 19.04.2007 N 351-17-ОЗ)

В состав Виноградовского муниципального района входят городское и сельские поселения.

(в ред. закона Архангельской области от 19.04.2007 N 351-17-ОЗ)

Статусом городского поселения наделяется Березниковское (административный центр — рабочий поселок Березник).

(в ред. закона Архангельской области от 19.04.2007 N 351-17-ОЗ)

Статусом сельских поселений наделяются Борецкое (административный центр — поселок Сельменьга), Заостровское (административный центр — деревня Яковлевская), Кицкое (административный центр — поселок Важский), Моржегорское (административный центр — поселок Хетово), Осиновское (административный центр — деревня Осиново), Рочегодское (административный центр — поселок Рочегда), Усть-Ваеньгское (административный центр — поселок Усть-Ваеньга), Шидровское (административный центр — поселок Шидрово).

(в ред. законов Архангельской области от 03.03.2005 N 15-2-ОЗ, от 19.04.2007 N 351-17-ОЗ)

Статья 6. Статусом муниципального района наделяется Каргопольский район (административный центр — город Каргополь).

(в ред. закона Архангельской области от 19.04.2007 N 351-17-ОЗ)

В состав Каргопольского муниципального района входят городское и сельские поселения.

(в ред. закона Архангельской области от 19.04.2007 N 351-17-ОЗ)

Статусом городского поселения наделяется Каргопольское (административный центр — город Каргополь).

(в ред. закона Архангельской области от 19.04.2007 N 351-17-ОЗ)

Статусом сельских поселений наделяются Ошевенское (административный центр — деревня Ширяиха), Павловское (административный центр — поселок Пригородный), Печниковское (административный центр — деревня Ватамановская), Приозерное (административный центр — деревня Шелоховская), Ухотское (административный центр — деревня Песок).

(в ред. законов Архангельской области от 26.04.2005 N 23-3-ОЗ, от 19.04.2007 N 351-17-ОЗ)

Статья 7. Статусом муниципального района наделяется Коношский район (административный центр — рабочий поселок Коноша).

(в ред. закона Архангельской области от 19.04.2007 N 351-17-ОЗ)

В состав Коношского муниципального района входят городское и сельские поселения.

(в ред. закона Архангельской области от 19.04.2007 N 351-17-ОЗ)

Статусом городского поселения наделяется Коношское (административный центр — рабочий поселок Коноша).

(в ред. закона Архангельской области от 19.04.2007 N 351-17-ОЗ)

Статусом сельских поселений наделяются Волошское (административный центр — поселок Волошка), Вохтомское (административный центр — поселок Фоминский), Ерцевское (административный центр — поселок Ерцево), Климовское (административный центр — деревня Климовская), Мирный (административный центр — поселок Мирный), Подюжское (административный центр — поселок Подюга), Тавреньгское (административный центр — деревня Пономаревская).

(в ред. законов Архангельской области от 03.03.2005 N 14-2-ОЗ, от 19.04.2007 N 351-17-ОЗ, от 13.02.2012 N 426-28-ОЗ)

Статья 8. Исключена. — Закон Архангельской области от 03.03.2005 N 14-2-ОЗ.
Статья 9. Статусом муниципального района наделяется Котласский район (административный центр — город Котлас).

(в ред. закона Архангельской области от 19.04.2007 N 351-17-ОЗ)

В состав Котласского муниципального района входят городские и сельское поселения.

(в ред. законов Архангельской области от 02.03.2005 N 3-2-ОЗ, от 19.04.2007 N 351-17-ОЗ)

Статусом городских поселений наделяются Приводинское (административный центр — рабочий поселок Приводино), Сольвычегодское (административный центр — город Сольвычегодск), Шипицынское (административный центр — рабочий поселок Шипицыно).

(в ред. закона Архангельской области от 19.04.2007 N 351-17-ОЗ)

Статусом сельского поселения наделяется Черемушское (административный центр — город Котлас).

(в ред. законов Архангельской области от 02.03.2005 N 3-2-ОЗ, от 19.04.2007 N 351-17-ОЗ)

Статья 10. Статусом муниципального района наделяется Красноборский район (административный центр — село Красноборск).

(в ред. закона Архангельской области от 19.04.2007 N 351-17-ОЗ)

В состав Красноборского муниципального района входят сельские поселения.

(в ред. закона Архангельской области от 19.04.2007 N 351-17-ОЗ)

Статусом сельских поселений наделяются Алексеевское (административный центр — село Красноборск), Белослудское (административный центр — деревня Большая Слудка), Верхнеуфтюгское (административный центр — село Верхняя Уфтюга), Куликовское (административный центр — поселок Куликово), Пермогорское (административный центр — деревня Большая), Телеговское (административный центр — деревня Ершевская), Черевковское (административный центр — село Черевково).

(в ред. закона Архангельской области от 19.04.2007 N 351-17-ОЗ)

Статья 11. Статусом муниципального района наделяется Ленский район (административный центр — село Яренск).

(в ред. закона Архангельской области от 19.04.2007 N 351-17-ОЗ)

В состав Ленского муниципального района входят городское и сельские поселения.

(в ред. закона Архангельской области от 19.04.2007 N 351-17-ОЗ)

Статусом городского поселения наделяется Урдомское (административный центр — рабочий поселок Урдома).

(в ред. закона Архангельской области от 19.04.2007 N 351-17-ОЗ)

Статусом сельских поселений наделяются Козьминское (административный центр — село Козьмино), Сафроновское (административный центр — село Яренск), Сойгинское (административный центр — деревня Белопашино).

(в ред. закона Архангельской области от 19.04.2007 N 351-17-ОЗ)

Статья 12. Статусом муниципального района наделяется Лешуконский район (административный центр — село Лешуконское).

(в ред. закона Архангельской области от 19.04.2007 N 351-17-ОЗ)

В состав Лешуконского муниципального района входят сельские поселения и межселенные территории.

(в ред. законов Архангельской области от 08.12.2005 N 131-8-ОЗ, от 19.04.2007 N 351-17-ОЗ)

Статусом сельских поселений наделяются Вожгорское (административный центр — село Вожгора), Койнасское (административный центр — село Койнас), Лешуконское (административный центр — село Лешуконское), Олемское (административный центр — село Олема), Ценогорское (административный центр — село Ценогора), Юромское (административный центр — село Юрома).

(в ред. закона Архангельской области от 19.04.2007 N 351-17-ОЗ)

Статья 13. Статусом муниципального района наделяется Мезенский район (административный центр — город Мезень).

(в ред. закона Архангельской области от 19.04.2007 N 351-17-ОЗ)

В состав Мезенского муниципального района входят городские и сельские поселения и межселенные территории.

(в ред. законов Архангельской области от 08.12.2005 N 131-8-ОЗ, от 19.04.2007 N 351-17-ОЗ)

Статусом городских поселений наделяются Мезенское (административный центр — город Мезень), Каменское (административный центр — рабочий поселок Каменка).

(в ред. закона Архангельской области от 19.04.2007 N 351-17-ОЗ)

Статусом сельских поселений наделяются Быченское (административный центр — деревня Бычье), Долгощельское (административный центр — село Долгощелье), Дорогорское (административный центр — село Дорогорское), Жердское (административный центр — село Жердь), Козьмогородское (административный центр — деревня Козьмогородское), Койденское (административный центр — село Койда), Мосеевское (административный центр — деревня Мосеево), Ручьевское (административный центр — село Ручьи), Сафоновское (административный центр — деревня Сафоново), Совпольское (административный центр — деревня Чижгора), Соянское (административный центр — деревня Сояна), Целегорское (административный центр — деревня Целегора).

(в ред. закона Архангельской области от 19.04.2007 N 351-17-ОЗ)

Статья 14. Исключена. — Закон Архангельской области от 03.03.2005 N 14-2-ОЗ.
Статья 15. Статусом муниципального района наделяется Няндомский район (административный центр — город Няндома).

(в ред. закона Архангельской области от 19.04.2007 N 351-17-ОЗ)

В состав Няндомского муниципального района входят городское и сельские поселения.

(в ред. закона Архангельской области от 19.04.2007 N 351-17-ОЗ)

Статусом городского поселения наделяется Няндомское (административный центр — город Няндома).

(в ред. закона Архангельской области от 19.04.2007 N 351-17-ОЗ)

Статусом сельских поселений наделяются Мошинское (административный центр — деревня Макаровская), Шалакушское (административный центр — поселок Шалакуша).

(в ред. закона Архангельской области от 19.04.2007 N 351-17-ОЗ)

Статья 16. Статусом муниципального района наделяется Онежский район (административный центр — город Онега).

(в ред. закона Архангельской области от 19.04.2007 N 351-17-ОЗ)

В состав Онежского муниципального района входят городские и сельские поселения и межселенные территории.

(в ред. законов Архангельской области от 08.12.2005 N 131-8-ОЗ, от 19.04.2007 N 351-17-ОЗ)

Статусом городских поселений наделяются Малошуйское (административный центр — рабочий поселок Малошуйка), Онежское (административный центр — город Онега).

(в ред. закона Архангельской области от 19.04.2007 N 351-17-ОЗ)

Статусом сельских поселений наделяются Золотухское (административный центр — поселок Золотуха), Кодинское (административный центр — поселок Кодино), Нименьгское (административный центр — поселок Нименьга), Покровское (административный центр — поселок Покровское), Порожское (административный центр — село Порог), Чекуевское (административный центр — деревня Анциферовский Бор).

(статья 16 в ред. законов Архангельской области от 26.04.2005 N 24-3-ОЗ, от 19.04.2007 N 351-17-ОЗ)

Статья 17. Статусом муниципального района наделяется Пинежский район (административный центр — село Карпогоры).

(в ред. закона Архангельской области от 19.04.2007 N 351-17-ОЗ)

В состав Пинежского муниципального района входят сельские поселения.

(в ред. закона Архангельской области от 19.04.2007 N 351-17-ОЗ)

Статусом сельских поселений наделяются Веркольское (административный центр — деревня Веркола), Карпогорское (административный центр — село Карпогоры), Кеврольское (административный центр — деревня Кеврола), Кушкопальское (административный центр — деревня Кушкопала), Лавельское (административный центр — поселок Новолавела), Междуреченское (административный центр — поселок Междуреченский), Нюхченское (административный центр — деревня Занюхча), Пинежское (административный центр — поселок Пинега), Пиринемское (административный центр — деревня Пиринемь), Покшеньгское (административный центр — деревня Кобелево), Сийское (административный центр — поселок Сия), Сосновское (административный центр — поселок Сосновка), Сурское (административный центр — село Сура), Труфаногорское (административный центр — деревня Труфанова), Шилегское (административный центр — поселок Ясный).

(в ред. закона Архангельской области от 19.04.2007 N 351-17-ОЗ)

Статья 18. Статусом муниципального района наделяется Плесецкий район (административный центр — рабочий поселок Плесецк).

(в ред. закона Архангельской области от 19.04.2007 N 351-17-ОЗ)

В состав Плесецкого муниципального района входят городские и сельские поселения.

(в ред. закона Архангельской области от 19.04.2007 N 351-17-ОЗ)

Статусом городских поселений наделяются Обозерское (административный центр — рабочий поселок Обозерский), Плесецкое (административный центр — рабочий поселок Плесецк), Савинское (административный центр — рабочий поселок Савинский), Североонежское (административный центр — рабочий поселок Североонежск).

(в ред. законов Архангельской области от 19.04.2007 N 351-17-ОЗ, от 22.02.2013 N 619-37-ОЗ)

Статусом сельских поселений наделяются Емцовское (административный центр — поселок Емца), Кенозерское (административный центр — деревня Вершинино), Кенорецкое (административный центр — деревня Корякино), Коневское (административный центр — село Конево), Оксовское (административный центр — поселок Оксовский), Почезерское (административный центр — деревня Нижнее Устье), Пуксоозерское (административный центр — поселок Пуксоозеро), Самодедское (административный центр — поселок Самодед), Тарасовское (административный центр — деревня Подволочье), Ундозерское (административный центр — поселок Ундозеро), Федовское (административный центр — село Федово), Холмогорское (административный центр — поселок Ломовое), Ярнемское (административный центр — поселок Улитино).

(в ред. закона Архангельской области от 22.02.2013 N 619-37-ОЗ)

Статья 19. Статусом муниципального района наделяется Приморский район (административный центр — город Архангельск).

(в ред. закона Архангельской области от 19.04.2007 N 351-17-ОЗ)

В состав Приморского муниципального района входят сельские поселения.

(в ред. закона Архангельской области от 19.04.2007 N 351-17-ОЗ)

Статусом сельских поселений наделяются Боброво-Лявленское (административный центр — поселок Боброво), Заостровское (административный центр — деревня Большое Анисимово), Катунинское (административный центр — поселок Катунино), Лисестровское (административный центр — деревня Окулово), Островное (административный центр — село Вознесенье), Пертоминское (административный центр — поселок Пертоминск), Приморское (административный центр — деревня Рикасиха), Соловецкое (административный центр — поселок Соловецкий), Талажское (административный центр — поселок Талаги), Уемское (административный центр — поселок Уемский).

(в ред. закона Архангельской области от 28.05.2015 N 289-17-ОЗ)

Статья 20. Исключена. — Закон Архангельской области от 03.03.2005 N 14-2-ОЗ.
Статья 21. Статусом муниципального района наделяется Устьянский район (административный центр — рабочий поселок Октябрьский).

(в ред. закона Архангельской области от 19.04.2007 N 351-17-ОЗ)

В состав Устьянского муниципального района входят городское и сельские поселения.

(в ред. закона Архангельской области от 19.04.2007 N 351-17-ОЗ)

Статусом городского поселения наделяется Октябрьское (административный центр — рабочий поселок Октябрьский).

(в ред. закона Архангельской области от 19.04.2007 N 351-17-ОЗ)

Статусом сельских поселений наделяются Березницкое (административный центр — село Березник), Бестужевское (административный центр — село Бестужево), Дмитриевское (административный центр — деревня Алферовская), Илезское (административный центр — поселок Илеза), Киземское (административный центр — поселок Кизема), Лихачевское (административный центр — поселок Мирный), Лойгинское (административный центр — поселок Лойга), Малодорское (административный центр — село Малодоры), Орловское (административный центр — деревня Дубровская), Плосское (административный центр — деревня Левоплосская), Ростовско-Минское (административный центр — деревня Ульяновская), Синицкое (административный центр — поселок Кидюга), Строевское (административный центр — село Строевское), Череновское (административный центр — деревня Кадыевская), Шангальское (административный центр — село Шангалы).

(в ред. законов Архангельской области от 03.03.2005 N 14-2-ОЗ, от 19.04.2007 N 351-17-ОЗ)

Статья 22. Статусом муниципального района наделяется Холмогорский район (административный центр — село Холмогоры).

(в ред. закона Архангельской области от 19.04.2007 N 351-17-ОЗ)

В состав Холмогорского муниципального района входят сельские поселения.

(в ред. закона Архангельской области от 19.04.2007 N 351-17-ОЗ)

Статусом сельских поселений наделяются Белогорское (административный центр — поселок Белогорский), Двинское (административный центр — поселок Двинской), Емецкое (административный центр — село Емецк), Кехотское (административный центр — деревня Марковская), Койдокурское (административный центр — деревня Хомяковская), Луковецкое (административный центр — поселок Луковецкий), Матигорское (административный центр — деревня Харлово), Ракульское (административный центр — поселок Брин-Наволок), Светлозерское (административный центр — поселок Светлый), Усть-Пинежское (административный центр — поселок Усть-Пинега), Ухтостровское (административный центр — деревня Горка-Кузнечевская), Хаврогорское (административный центр — деревня Погост), Холмогорское (административный центр — село Холмогоры).

(в ред. закона Архангельской области от 28.05.2015 N 290-17-ОЗ)

Статья 23. Статусом муниципального района наделяется Шенкурский район (административный центр — город Шенкурск).

(в ред. закона Архангельской области от 19.04.2007 N 351-17-ОЗ)

В состав Шенкурского муниципального района входят городское и сельские поселения.

(в ред. закона Архангельской области от 19.04.2007 N 351-17-ОЗ)

Статусом городского поселения наделяется Шенкурское (административный центр — город Шенкурск).

(в ред. закона Архангельской области от 19.04.2007 N 351-17-ОЗ)

Статусом сельских поселений наделяются Верхоледское (административный центр — деревня Раковская), Верхопаденьгское (административный центр — село Ивановское), Никольское (административный центр — деревня Шипуновская), Ровдинское (административный центр — село Ровдино), Сюмское (административный центр — деревня Куликовская), Усть-Паденьгское (административный центр — деревня Усть-Паденьга), Федорогорское (административный центр — деревня Никифоровская), Шеговарское (административный центр — село Шеговары).

(в ред. закона Архангельской области от 02.07.2012 N 523-32-ОЗ)

Статья 23.1

(введена законом Архангельской области от 19.04.2007 N 351-17-ОЗ)

1. Наименование муниципального образования определяется в уставе муниципального образования и должно состоять из собственного наименования муниципального образования, указанного в главе II настоящего закона, и словосочетания «муниципальное образование».

2. При использовании в правовых актах Архангельской области наименований муниципальных образований, предусмотренных главой II настоящего закона, равнозначными считаются:

1) собственное наименование городского округа, городского поселения, сельского поселения со словосочетанием соответственно «городской округ», «городское поселение», «сельское поселение» и собственное наименование городского округа, городского поселения, сельского поселения со словосочетанием «муниципальное образование»;

2) собственное наименование муниципального района со словосочетанием «муниципальное образование» и собственное наименование муниципального района без такового.

3. При использовании наименований городских и сельских поселений обязательно указание собственного наименования муниципального района, на территории которого находится соответствующее поселение.