Государство и государственность

Понятие государства

Основные подходы к пониманию государства.Вопрос о понятии государства – это вопрос о том, что такое государство и что оно собой представляет как определенное социальное явление. В мировой науке данный вопрос относится к числу достаточно дискуссионных и не имеет однозначного решения. В отечественной и зарубежной литературе относительно понимания государства сложилось довольно много самых разнообразных подходов, охватить которые в полном объеме не представляется возможным. В этой связи остановимся только на тех из них, которые в современной мировой науке относятся к наиболее распространенным. Это теологический, арифметический, юридический, кибернетическийи социологический подходы.

Теологический подход зародился еще в глубокой древности и получил свое развитие в различных теориях, сложившихся в христианстве, исламе, индуизме и т. д. Несмотря на некоторые особенности, суть этих теорий одна: государство создано Богом, и его деятельность есть проявление божественной воли. В настоящее время данный подход можно встретить главным образом в сочинениях мусульманских юристов (особенно мусульманских фундаменталистов), которые трактуют государство и всю его деятельность с позиции воли Аллаха. Присутствует он и в работах ученых западных католических университетов.

Арифметический подход (его называют также классическим) возник в античную эпоху, т. е. тоже достаточно давно. Он трактует государство как сумму трех элементов: территории, населения и публичной власти. В настоящее время широко используется в работах западных политологов, особенно специалистов по международному публичному праву. Встречается и в работах отдельных российских исследователей.

Юридический подход наиболее широкое распространение получил в ХIХ – начале ХХ вв. Государство с точки зрения этого подхода трактуется как юридическое явление, как субъект права, деятельность которого связана правовыми нормами и, прежде всего, конституцией. Например, наиболее известный представитель этого подхода австрийский, а затем и американский исследователь Г. Кельзен рассматривал государство как установленный в масштабе нации или страны правовой порядок.

Кибернетический подход(его называют также или технико-кибернетическим,или информационно-кибернетическим подходом) сформировался сравнительно недавно, в 60-е гг. прошлого столетия. Государство с точки зрения этого подхода является определенной информационной системой с прямыми и обратными связями. Осуществление государственной власти мыслится как движение информации от государства к обществу (прямая связь) и от общества к государству (обратная связь).

Социологический подходзародился в XVII–XVIII вв. (Т. Гоббс, Ж. -Ж. Руссо). В современной науке, в том числе и современной отечественной теории государства и права, он относится к числу наиболее распространенных. Представлен множеством научных школ и направлений, причем как марксистского, так и немарксистского толка. Сторонники этого подхода при всем многообразии взглядов на понятие государства чаще всего трактуют его либо как особым образом организованное общество, либо как определенную политическую организацию, не совпадающую с обществом.

Широкая и узкая трактовки государства.В современной отечественной теории государства и права относительно понимания государства наибольшее распространение получил социологический подход. Вместе с тем говорить о единстве взглядов на понятие государства здесь, как и в мировой науке, не приходится. Не вдаваясь в анализ встречающихся по данному вопросу мнений, понятие государства представляется целесообразным трактовать в широком и узком смыслах и сообразно этому выделять соответствующие его признаки.

Под государством в широком(общесоциальном) смысле следует понимать особым образом организованное общество. Во-первых, это общество, в котором людей в одно целое объединяет определенная территория, и, во-вторых, для такого общества характерна особая публичная власть, власть, которая не совпадает с обществом и осуществляется при помощи выделившегося из общества специального аппарата управления. Такого рода общество именуют также государственно-организованным обществом.

Государство в широком смысле близкó к понятию «страна». Страна – это тоже государство, но в географическом его понимании. Вместе с тем каждая страна имеет свою территорию, которая населена людьми, организованными в общество, и которая управляется особой публичной властью.

Государство в узком(политическом, политико-правовом) смысле – это уже не само особым образом организованное общество, а только его часть, представляющая собой определенную политическую организацию. В любом государственно-организованном обществе (государстве в широком смысле) существует, как правило, множество различных политических организаций, одной из которых является государство (государство в узком смысле).

Кстати, если обратиться к словарям русского языка, то можно обнаружить, что слову «государство» обычно придается два значения. Во-первых, под государством подразумевается определенная форма организации общества (это государство в широком смысле), а, во-вторых, основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, а также охрану его экономической и социальной структуры (это государство в узком смысле).

Чтобы полнее раскрыть понятия государства в широком и узком смыслах, необходимо рассмотреть их признаки, поскольку всякое понятие есть отражение предметов или явлений в их существенных признаках.

В учебниках по теории государства и права, а также в научных трудах при освещении признаков государства, к сожалению, не всегда учитывается широкая и узкая трактовки государства, что ведет к смешению признаков двух разных явлений. Ведь государство в широком смысле и государство в узком смысле – это не одно и то же, хотя находятся они друг с другом в определенной связи и зависимости. Но таково уж свойство языка, что нередко одним и тем же термином обозначаются разные явления, так же как какое-либо одно явление может обозначаться разными терминами. Поэтому, рассматривая признаки государства, нужно различать признаки государства в широком смысле и признаки государства в узком смысле.

Признаки и определение государства в широком смысле.Поскольку государство в широком смысле – это определенным образом организованное общество, ему, как представляется, присущи следующие признаки:

во-первых, это определенный союзлюдей. Как и любой союз, государство представляет собой сообщество людей, объединенных на основе каких-то общих начал, принципов;

во-вторых, это союз людей, который представляет собой принципиально новый тип общества, новую форму общественного устройства, которая пришла на смену первобытнообщинному устройству и стала практически всеобщей, универсальной формой общественного объединения людей;

в-третьих, это территориальныйсоюз, поскольку людей в одно целое здесь связывает территория. В первобытном обществе, которое предшествовало государству, людей в одно целое связывало кровное или предполагаемое родство;

в-четвертых, это политическийсоюз, так как он основывается не на личных связях, как это было в первобытном обществе, а на политических отношениях. В государственно-организованном обществе в отличие от первобытного отсутствует социальное равенство. Люди делятся здесь на различные социальные группы, классы, сословия, касты, прослойки и т. д. Отношения, которые складываются между этими различными социальными группами, классами и т. д. являются уже не родоплеменными, а политическими отношениями;

в-пятых, это союз, которым управляет особая публичная, политическаявласть. Эта власть не совпадает с обществом и осуществляется при помощи специального аппарата, состоящего из особого разряда людей – управляющих. Реально она выражена в системе органов управления и принуждения, которые в единстве своем составляют определенную организацию, тоже именуемую государством.

Таковы, как представляется, основные признаки государства в широком смысле, объединив которые можно получить следующее определение. Государство в широком смысле (государственно-организованное общество) – это политико-территориальный союз людей, представляющий собой принципиально новый тип общества и управляемый особой публичной властью, выраженной в специальном аппарате управления и принуждения.

Признаки и определение государства в узком смысле.Теперь рассмотрим признаки государства в узком смысле.

Во-первых, это определенная организация,существующая в обществе и представляющая собой его структурно обособленную часть. В научной и учебной литературе государство обычно определяется через такое понятие, как «организация». Однако это понятие имеет несколько смысловых значений, что необходимо учитывать при определении государства и выделении его признаков, дабы избежать возможных недоразумений и двусмысленностей. В данном случае под организацией мы подразумеваем определенное общественное объединение, выступающее в качестве одного из структурных элементов общества. В обществе, особенно современном, существуют и функционируют самые различные организации, одной из которых является государство (государство в узком смысле).

Во-вторых, это политическаяорганизация, организация, деятельность которой носит политический характер и всегда связана с политикой. Однако государство – не единственная в обществе политическая организация. Помимо него в обществе действуют и другие политические организации: политические партии, политические движения, иные организации, деятельность которых так или иначе связана с политикой. Вместе с тем государство – это особаяполитическая организация. Оно обладает такими качествами, которых нет у других политических организаций, и которые выделяют государство из их среды. Об этих качествах говорят, в частности, остальные признаки государства.

В-третьих, государство – это организация, которая внешне выражена в системе органов управления и принужденияи состоит из них. Процесс возникновения государства связан с выделением из общества специального аппарата управления и принуждения. Этот аппарат состоит из соответствующих органов, которые в своем единстве образуют государство и составляют его внешний облик.

В-четвертых, государство – это организация, которая представляет и осуществляет публичную власть, т. е. власть общества. В первобытном обществе публичную власть представляло и осуществляло само общество, в государственно-организованном обществе публичную власть представляет государство в лице органов управления и принуждения, которые эту власть и осуществляют. Только в отдельных случаях общество (народ в целом) может осуществлять публичную власть непосредственно, без прямого участия государства (например, путем референдума).

В-пятых, государство – это территориальнаяорганизация. Ее территориальный характер выражается, прежде всего, в том, что государственная власть распространяется лишь в пределах территории страны, которая одновременно является и территорией государства. Кроме того, само государство оформляется по территориальному принципу. Территория страны в целях надлежащего управления подразделяется, как правило, на определенные части, административно-территориальные единицы (департаменты, графства, города, районы, провинции и т. д.), в рамках которых создаются и функционируют соответствующие органы государства. Поэтому каждое государство (за редкими, правда, исключениями) имеет органы, которые действуют как в пределах территории всей страны (центральные, высшие органы), так и в пределах территории отдельных ее частей (например, местные органы).

В-шестых, государство – это сувереннаяорганизация, т. е. организация, обладающая суверенитетом. Под государственным суверенитетомчаще всего понимают верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость на международной арене. Верховенство государственной власти внутри страны состоит в том, что государство – это единственная в обществе политическая организация, власть которой является определяющей и распространяется на всю территорию страны и всех, кто на ней находится. Независимость государственной власти на международной арене выражается в ее самостоятельности в отношениях с другими государствами, а также международными организациями. Разумеется, эта независимость не является абсолютной, поскольку в современном мире любое государство должно считаться с интересами других государств и мирового сообщества в целом.

Государственный суверенитет не следует отождествлять с суверенитетом народа и суверенитетом нации. Под суверенитетом народапонимается верховенство и самостоятельность народа в решении коренных вопросов организации своей жизни (общественного и государственного строя, внутренней и внешней политики и т. д.). Суверенитет же нацииозначает полновластие нации, ее возможность и способность определять характер своей жизни, осуществлять свое право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

В-седьмых, государство – это организация, осуществляющая публичную власть в целях создания и поддержания в обществе определенного порядка.Власть придает обществу организованность, управляемость и порядок. Это свойственно любой публичной власти, в том числе и государственной. Обладая верховенством и действуя на всей территории страны, государственная власть создает и поддерживает в обществе определенный порядок. В зависимости от того, чью волю и чьи интересы выражает и претворяет в жизнь государство, этот порядок может быть выгоден либо обществу в целом, либо какой-то его части (например, каким-либо классам или социальным группам).

Наконец, в-восьмых, государство – это организация, которая находится на содержании общества и существует за его счет.В связи с этим государством взимаются с населения страны и действующих на ее территории хозяйственных и некоторых других организаций налоги и иные сборы.

Выяснив признаки государства в узком смысле, мы опять же можем сформулировать его определение. Итак, государство в узком смысле – это состоящая из органов управления и принуждения суверенная политико-территориаль­ная организация, которая существует за счет общества, выражает его власть и осуществляет ее в целях создания и поддержания в обществе определенного порядка.

Завершая вопрос о понятии государства, отметим, что в теории государства и права это понятие чаще всего используется в узком смысле, когда под государством подразумевается обозначенная выше политическая организация, однако в некоторых случаях понятие государства используется и в широкой трактовке.

Государство и государственность: вопросы соотношения Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

ПРАВО И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

УДК 321.01 A.C. ШАБУРОВ

ББК 66.033.1 доктор юридических наук, профессор

Уральской государственной юридической академии, г. Екатеринбург

e-mail: Shaburov41@mail.ru

ГОСУДАРСТВО И ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ: ВОПРОСЫ СООТНОШЕНИЯ

Показана необходимость научно-теоретического анализа категории «государственность». Определены ее особенности. Дан сравнительный анализ понятия «государство». Намечены пути совершенствования современной российской государственности.

Ключевые слова: государство, государственность, политическая система, российская государственность.

A.S. SHABUROV

Doctor of Law, Professor, Ural Stat Law Academy, Yekaterinburg e-mail: Shaburov41@mail.ru

STATE AND STATEHOOD: ISSUES OF CORRELATION

Keywords: state, statehood, political system, Russian statehood.

В современной России происходят колоссальные изменения, касающиеся всех сторон общественной жизни, в том числе и государственной организации: сущности, форм, механизма государства, направлений его деятельности.

Перед обществом и государством встают задачи определения направлений и перспектив развития. В научной литературе, а еще чаще в публицистике, высказывалось мнение, что Россия должна избрать западный путь развития, перенять все положительное, что есть в политической практике западных государств. Однако наряду с этим существует мнение, что западная модель либерально-демократического государства не пригодна для Российской действительности. В частности, на это обращал внимание А.И. Солженицин. «Сейчас, — писал он, — у нас самовнушение, что нам никакого собственного пути искать не надо, ни над чем задумываться, а только

поскорее перенять, как делается на Западе. Но на Западе делается — еще ой как по-разному! У каждой страны своя традиция» .

Историю Отечества недопустимо каждый раз писать «с чистого листа». Игнорирование исторической справедливости и продолжения государственности, отказ от накопленного опыта ведет к ущербности и недолговечности закрепляемого строя. Не случайно в преамбуле Конституции Российской Федерации говорится о необходимости «возрождения суверенной государственности России» (курсив наш. — А. Ш.).

В отечественной литературе в течение длительного времени происходила подмена понятия «государственность» выражением конкретных форм государства, которые объективно меняются и развиваются. Однако с позиций теории государства и права государство (как и право) должно изучаться

© А.С. Шабуров, 2012

не только в статике, когда анализируются его формы, функции, механизм на тех или иных этапах истории. Теоретический анализ государства как явления (как и конкретного государства) нужно рассматривать и анализировать в развитии, в эволюционных и революционных переходах от одних типов и форм государства к другим, постигать подлинные причины и движущие силы этих процессов. А подобную характеристику государства можно проанализировать только в рамках более широкой и емкой категории — «государственность».

Такой подход становится необходимым для отечественной науки теории государства и права в современных условиях, когда остро стоит задача теоретического осмысления длительной истории государственно-правовой организации российского общества. При этом следует учесть, что государственность не сводится ни к теории, ни к истории государства. Это важнейшая комплексная обобщающая научно-теоретическая категория, имеющая важное методологическое значение для изучения государства.

В условиях современной российской действительности постановка вопроса о будущем российской государственности в рамках теории и истории государства и права вполне закономерна. Ее исследование имеет значение для последующего изучения практических проблем государствоведения, анализа и решения широкого спектра юридических, политологических и социальных вопросов.

Поэтому изучение современной российской государственности составляет одну из центральных частей курса как теории, так и истории государства и права. На это обращают внимание многие отечественные ученые. В частности, А.Б. Венгеров подчеркивал, что «курс теории государства и права был бы неполным, если бы в нем не рассматривались некоторые наиболее важные теоретические вопросы российской государственности» .

Введение понятия «государственность» позволяет расширить понятие государства, ввести в его содержание дополнительные исторические, динамические характеристики с целью определения направлений развития того или иного государства и общества в целом, объяснения реальных проблем эволюции общественной жизни.

Понятие «государственность» несет важную научно-теоретическую и практическую нагрузку. Изучение государственности, и теории российской государственности в частности, является обязательным непременным условием выживания и совершенствования нашей страны и российского государства.

Проблема государственности — новая теоретическая проблема для отечественной науки, категория «государственность» не вошла еще в категориальный аппарат госу-дарствоведения, хотя выражение «государственность» без какого-либо теоретического обоснования достаточно часто используется в литературе.

В последнее время появились не только отдельные статьи, но и монографические издания, посвященные исследованию государственности . Среди них значительный интерес представляют работы, посвященные анализу российской государственности , в которых государственность как явление рассматривается с более широких общетеоретических позиций. Однако и в этом случае многие важные теоретические вопросы остались вне внимания исследователей.

Более того, в отечественной науке до сих пор не достигнуто единство в понимании самого содержания этого явления.

Наиболее широкое распространение получила концепция, согласно которой «государственность» отождествляется с понятием «государство». В частности, В.М. Орзих и М.Г. Смола, рассматривая правовое государство, характеризуют его как особую государственность . Другие авторы отождествляют государственность не с государством в целом, а с его сущностью, основой — государственной властью . Кроме того государственность трактуется как целостная система идей и взглядов, используемая в организации и деятельности самого государства. И наконец государственность и государство рассматривается в соотношении части и целого.

Однако это разные явления. Государственность гораздо полнее и богаче по содержанию. Различие в подходах к понятию этого богатого по содержанию явления не позволило дать единого общепризнанного определения государственности. Так, И.Л. Бачило определяет государственность

как форму выражения организованной властной воли людей к созданию и обеспечению современных форм общежития и совместной деятельности в рамках определенных границ территории, состава населения, соблюдения суверенности своего и других народов . При подобном понимании государственности не прослеживается связь государственности с государством. Интересное определение государственности дает Г. Бурбулис. По его мнению, «государственность есть структура власти и властных отношений в государстве, т.е. определенная Конституцией система институтов и правил их взаимодействия» . То есть в данном случае под государственностью понимается даже не само государство, а его структура, государственный аппарат и его функционирование.

Близка к этой и позиция Ю.К. Краснова, изложенная в весьма интересной докторской диссертации, посвященной исследованию российской государственности . Автор в содержание государственности включает «государственно-правовой строй и государственно-правовые учреждения России и их эволюцию на протяжении последних 10 веков». То есть в качестве составляющих государственности здесь видится лишь государственно-правовой строй и учреждения. Характерно, что автор не ограничивается конкретным периодом развития государства, а рассматривает его динамику, изменение в течение длительного времени (10 веков).

Отдельные авторы, не определяя содержания государственности, дают характеристику составляющих ее элементов. Так, А.Н. Кокотов в своей работе вводит термин «атрибуты государственности», в числе которых он видит Конституцию, систему высших, центральных и иных органов, территорию, символику, гражданство и суверенитет . Достаточно много внимания исследованию вопросов государственности уделила Л.А. Морозова. Указывая на необходимость разделения понятий «государство» и «государственность», последнюю она понимает как «свойство, качество, состояние общества на конкретном историческом этапе, качественную характеристику его элементов и институтов, составляющих основное содержание и определяющую черту

общества» . В качестве компонентов государственности автор отмечает: государство, экономический строй, социальную и духовно-культурную организацию, правовую систему. Подобную трактовку можно считать определенным шагом в развитии теории государственности. Однако полностью принять подобную концепцию, на наш взгляд, нельзя. Исходя из такого понимания государственности, Л.А. Морозова приходит к выводу, что самостоятельным компонентом государственности выступает человек . Кроме того, в качестве компонентов государственности автор выделяет экономический строй общества, его социальную и духовно-культурную организацию, а также правовую и информационную системы. Как видим, здесь, по существу, уравнивается государственность и общество в целом.

Весьма интересной и объективной нам представляется концепция государственности, предложенная А.Б. Венгеровым. Под государственностью (в данном случае российской) он понимает «преемственность и обновление политической, структурной и территориальной организации общества, т.е. государственно-правовые процессы, происходящие в течение длительного периода жизнедеятельности российского этноса» . Следовательно, здесь государственность понимается как комплексное, развивающееся во времени явление.

Учитывая рациональные моменты, содержащиеся в рассматриваемых концепциях авторов, полагаем возможным дать следующее определение государственности: Государственность — это качественное состояние государственно организованного общества, определяемое устойчивостью и преемственностью конкретных исторических, национальных, культурологических и иных факторов.

Государственность — качественная характеристика общества. Величина его территории, количество населения и другие количественные показатели государственность не характеризуют. Ей свойственна стабильность, традиционное сохранение и развитие определенных качеств. То есть государственность — это определенное состояние общества, взятое в эволюции.

Государственность — не абстрактное понятие. Она выражается в конкретных государственно-правовых формах, в которых находят проявление определенные традиции и особенности, оказывающие влияние на различные стороны государственности, позволяющие ее характеризовать как конкретную государственность. Поэтому можно говорить о российской государственности как специфической и самобытной. Она обладает отличительными качествами, определяемыми спецификой русской культуры, российского менталитета, особенностями исторического и политического развития России. Их анализ позволяет рассматривать развитие российской государственности с IX в. до настоящего времени.

Появились работы, в которых государственность анализируется не только с го-сударствоведческих, но и с исторических, правовых, философских, социологических позиций. Однако в большинстве из них четко не определен объект исследования. В результате государственность отождествляется либо с гражданским обществом, либо с правовым государством.

В трудах отечественных ученых конца Х1Х-начала XX в. (Л.А. Тихомирова, В.Н. Леш-кова, Н.Я. Данилевского, Н.Н. Алексеева, Н.А. Бердяева и др.) достаточно глубоко были вскрыты особенности быта, культуры, менталитета русского народа, определившие не только особенности России как государства на определенных этапах развития, но и специфику российской государс-

твенности в целом. В последние годы и в современной отечественной науке появился ряд работ, в которых в той или иной мере рассматриваются традиции российской самобытности, специфика национальных черт российской ментальности, предопределяющие характер российской государственности. В качестве базовых чаще всего указывают следующие: общинность, соборность, державность, патриотизм, патернализм, православие как форма коллективного сознания .

При характеристике российской государственности нельзя не отметить роль и место государства в ее развитии. Роль государства в России во многих отношениях отличается как от роли государства на западе, так и от функций традиционной деспотической власти на Востоке. Именно эти особенности и оказали влияние на характер российской государственности, которые необходимо учитывать в современных условиях реформирования российского государства в рамках российской государственности.

Анализ государства в рамках теории государственности способствуют выявлению корней и традиции современного политического процесса любого государства. Это позволяет по-новому интерпретировать известные факты и пока не востребованные идеи и выводы.

В свою очередь учение о государственности обогащает как теорию, так и историю государства и права, поднимая их на новый научно-теоретический уровень.

Список использованной литературы

1. Бачило И.Л. Факторы, влияющие на государственность // Государство и право. 1993. № 7. С. 21—30.

2. Винниченко О.Ю. Российская государственность в контексте цивилизационного развития. Тюмень, 2008.

3. Затонский В.А. Эффективная государственность. М., 2006.

4. Ильин В.В., Ахиезер А.С. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы. М., 1997.

5. Кириллов А.Д. Региональные особенности становления новой российской государственности // Политические исследования. 1998. № 2. С. 104—107.

6. Кокотов А.Н. Русская нация и национальная государственность. Екатеринбург, 1994.

7. Краснов Ю.К. Российская государственность: генезис, эволюция институтов, проблемы модернизации: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2000.

8. Морозова Л.А. Проблемы современной российской государственности: учеб. пособие. М., 1998.

9. Орзих М.В., Смола М.Г. Человеческое измерение в формировании правовой государственности // Советское государство и право: проблемы развития: межвуз. сб. науч. работ. Самара, 1993.

10. Солженицин А.И. Как нам обустроить Россию. Посильные соображения. М., 1990.

11. Становление новой российской государственности: реальность и перспективы. М., 1996.

12. Теория государства и права: ч. 1: Теория государства. М., 1995.

13. Теория государства и права / ред. В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. Екатеринбург, 1996.

14. Тимофеева А.А. Проблемы становления и развития российской государственности. М., 2009.

15. Шелистов Ю.И. Правовая государственность. Калуга, 2003.

1. Bachilo I.L. Faktory, vliyayushchie na gosudarstvennost’ // Gosudarstvo i pravo. 1993. № 7. S. 21—30.

2. Vinnichenko O.Yu. Rossiiskaya gosudarstvennost’ v kontekste tsivilizatsionnogo razvitiya. Tyumen’, 2008.

3. Zatonskii V.A. Effektivnaya gosudarstvennost’. M., 2006.

4. Il’in V.V., Akhiezer A.S. Rossiiskaya gosudarstvennost’: istoki, traditsii, perspektivy. M., 1997.

6. Kokotov A.N. Russkaya natsiya i natsional’naya gosudarstvennost’. Ekaterinburg, 1994.

8. Morozova L.A. Problemy sovremennoi rossiiskoi gosudarstvennosti: ucheb. posobie. M., 1998.

10. Solzhenitsin A.I. Kak nam obustroit’ Rossiyu. Posil’nye soobrazheniya. M., 1990.

11. Stanovlenie novoi rossiiskoi gosudarstvennosti: real’nost’ i perspektivy. M., 1996.