Государственный аудит

О государственном аудите и финансовом контроле

О государственном аудите и финансовом контроле от 12 ноября 2015 года № 392-V ЗРК Содержание

Действующий с изменениями и дополнениями. Проверено 14.01.2019

  • Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
  • Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о государственном аудите и финансовом контроле
  • Статья 3. Государственный аудит
  • Статья 4. Показатели государственного аудита
  • Статья 5. Финансовый контроль
  • Статья 6. Основные принципы государственного аудита и финансового контроля
  • Статья 7. Классификатор нарушений
  • Статья 8. Стандарты государственного аудита и финансового контроля
  • Статья 9. Государственное регулирование в сфере государственного аудита и финансового контроля
  • Статья 10. Система органов государственного аудита и финансового контроля
  • Статья 11. Компетенция Правительства Республики Казахстан
  • Статья 12. Компетенция Счетного комитета
  • Статья 13. Компетенция ревизионной комиссии
  • Статья 14. Компетенция уполномоченного органа по внутреннему государственному аудиту
  • Статья 15. Компетенция службы внутреннего аудита
  • Статья 16. Совет по государственному аудиту и рискам
  • Статья 17. Процедура проведения государственного аудита
  • Статья 18. Формирование перечня объектов государственного аудита на соответствующий год
  • Статья 19. Признание результатов государственного аудита
  • Статья 20. Аудиторские доказательства
  • Статья 21. Требования органов государственного аудита и финансового контроля
  • Статья 22. Документы, принимаемые по результатам государственного аудита
  • Статья 23. Особенности аудиторского отчета по финансовой отчетности
  • Статья 24. Контроль качества
  • Статья 25. Мониторинг документов, принимаемых по результатам государственного аудита и финансового контроля
  • Статья 26. Экспертно-аналитическая деятельность уполномоченных органов внешнего государственного аудита и финансового контроля
  • Статья 27. Предварительная оценка
  • Статья 28. Текущая оценка
  • Статья 29. Последующая оценка
  • Статья 30. Камеральный контроль
  • Статья 31. Уведомление об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля
  • Статья 32. Приостановление расходных операций по кодам и счетам объектов государственного аудита, открытым в центральном уполномоченном органе по исполнению бюджета, а также банковским счетам (за исключением корреспондентских)объектов государственного аудита
  • Статья 33. Анализ результатов государственного аудита и финансового контроля
  • Статья 34. Международное сотрудничество
  • Статья 35. Единая база данных по государственному аудиту и финансовому контролю
  • Статья 36. Права и обязанности должностных лиц органов государственного аудита и финансового контроля
  • Статья 36-1. Права и обязанности ассистента государственного аудитора
  • Статья 37. Права и обязанности руководителя объекта государственного аудита
  • Статья 38. Конфликт интересов
  • Статья 39. Сертификация лиц, претендующих на присвоение квалификации государственного аудитора, переподготовка и повышение квалификации работников органов государственного аудита и финансового контроля
  • Статья 39-1. Квалификационные требования к должностям государственных аудиторов
  • Статья 40. Состав Счетного комитета
  • Статья 41. Поступление на государственную службу в Счетный комитет
  • Статья 42. Гарантии независимости Счетного комитета и его должностных лиц
  • Статья 43. Взаимодействие Счетного комитета с Президентом Республики Казахстан
  • Статья 44. Взаимодействие Счетного комитета с Парламентом Республики Казахстан
  • Статья 45. Взаимодействие Счетного комитета с Правительством Республики Казахстан
  • Статья 46. Взаимодействие Счетного комитета с органами государственного аудита и финансового контроля
  • Статья 47. Состав и порядок формирования ревизионной комиссии
  • Статья 48. Полномочия председателя ревизионной комиссии, членов ревизионной комиссии
  • Статья 49. Организация деятельности ревизионных комиссий
  • Статья 50. Гарантии независимости ревизионной комиссии и ее должностных лиц
  • Статья 51. Взаимодействие ревизионной комиссии с маслихатами
  • Статья 52. Взаимодействие ревизионной комиссии со Счетным комитетом
  • Статья 53. Взаимодействие уполномоченного органа по внутреннему государственному аудиту с органами прокуратуры и уголовного преследования
  • Статья 54. Гарантии независимости уполномоченного органа по внутреннему государственному аудиту и его должностных лиц
  • Статья 55. Организация деятельности служб внутреннего аудита
  • Статья 56. Гарантии независимости службы внутреннего аудита
  • Статья 57. Система внутреннего контроля
  • Статья 58. Взаимодействие руководителя государственного органа со службой внутреннего аудита
  • Статья 58-1. Апелляционная комиссия
  • Статья 58-2. Порядок и сроки подачи возражения
  • Статья 58-3. Отказ в рассмотрении возражения
  • Статья 58-4. Порядок и сроки рассмотрения возражения
  • Статья 58-5. Решения, принимаемые по результатам рассмотрения возражения
  • Статья 58-6. Апелляционное урегулирование споров
  • Статья 59. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о государственном аудите и финансовом контроле
  • Статья 60. Порядок обжалования правовых актов, действий (бездействия) органов государственного аудита и финансового контроля и (или) их должностных лиц
  • Статья 60-1. Порядок и сроки апелляционного урегулирования споров, возникающих при обжаловании документов, принимаемых по результатам государственного аудита, и уведомлений об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля уполномоченного органа по внутреннему государственному аудиту
  • Статья 60-2. Форма и содержание жалобы
  • Статья 60-3. Отказ в рассмотрении жалобы
  • Статья 60-4. Порядок рассмотрения жалобы, направленной в уполномоченный орган по внутреннему государственному аудиту
  • Статья 60-5. Вынесение решения по результатам рассмотрения жалобы
  • Статья 60-6. Приостановление и (или) продление срока рассмотрения жалобы
  • Статья 61. Переходные положения
  • Статья 62. Порядок введения в действие настоящего Закона

Другие нормативные акты

О торговом мореплавании О благотворительности О персональных данных и их защите О государственной регистрации прав на недвижимое имущество О специальном государственном пособии

Понятие государственного аудита Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

УДК 346.62:347.73

ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА А. Ф. Федотов

THE CONCEPT OF STATE AUDIT A. F. Fedotov

В статье рассматриваются вопросы определения государственного аудита (контроля). В связи с этим автором исследуются правовые основы понятия аудита и возможности использования данного понятия в определении государственного аудита как специального вида государственного контроля, осуществляемого органом со специальной компетенцией.

Ключевые слова: Счётная Палата Российской Федерации, аудит, аудиторская деятельность, финансовый контроль, государственный аудит, государственный финансовый контроль.

В связи с введением в действие нового Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (далее по тексту — ФЗ от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации») в финансово-правовой науке появилось навое понятие «государственный аудит», наряду с понятием «государственный финансовый контроль».

В самом ФЗ и принятых в дальнейшем Счётной Палатой РФ правилах (стандартах) аудиторской деятельности: Стандарт финансового контроля «СФК 104 Проведение аудита эффективности использования государственных средств» ; Стандарт финансового контроля «СФК 202. Оперативный контроль исполнения федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов» ; Стандарт финансового контроля «СФК 203. Последующий контроль исполнения федерального бюджета» ; Стандарт государственного аудита «СГА 201. Предварительный аудит формирования федерального бюджета ; Стандарт государственного аудита «СГА 101. Общие правила проведения контрольного мероприятия» — не содержится определения государственного финансового аудита, что позволяет нам попробовать разобраться в данном понятии или хотя бы предположить, что имелось в виду законодателем под этим понятием.

Предыдущим Федеральным законом от 11.01.1995 № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» устанавливалось, что Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля. Соответственно в науке сложилось устоявшееся мнение о том, что собой представляет государственный финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль как сложная категория является, по мнению большинства ученых, составной частью понятия «управление», которое, в свою очередь, вытекает из сущности власти и государства. Как и всякий элемент этих категорий,

контроль имеет свое место в государственном управлении .

Причём контроль рассматривается как заключительная функция управленческой деятельности, позволяющей установить несоответствие между принятым решением и его исполненным вариантом .

Контроль позволяет обеспечить компетентность и конкретность руководства, т. е. управление на основе достоверной информации, располагая которой можно своевременно заметить ошибки и препятствия на пути к цели, преодолеть их, скорректировав управление, приведя его в соответствие с объективными изменениями, выработать наиболее целесообразные решения различных общих и специальных вопросов государственной жизни .

Если говорить о финансовом контроле, то следует отметить, что финансовый контроль можно рассматривать как функцию управленческой деятельности, но тогда в данном понимании контроль должен производиться по окончанию исполнения управленческого решения в целях установления соответствия между принятым решением и его исполненным вариантом. Анализируя нормативные правовые акты о финансовом контроле, можно сделать вывод о том, что финансовый контроль — это не прекращающийся во времени процесс деятельности специализированных органов и иных субъектов по проведению контрольных мероприятий , и это действительно так.

Важной, по нашему мнению и на взгляд большинства ученых, занимающихся вопросами финансового контроля, особенностью государственного финансового контроля является то обстоятельство, что его осуществляют органы государственной власти, обладающие по отношению к объектам контроля властными полномочиями, и соответственно все субъекты, осуществляющие операции с подконтрольными объектами, входящими в сферу государственного финансового контроля, несут обязанности по содействию в проведении его контрольными органами в рамках

проведения в отношении них контрольных мероприятий .

С помощью контроля органы управления получают информацию о реальном положение дел и соответственно имеют возможность своевременно производить корректировки в работе в целях недопущения финансовых потерь и нарушений финансового законодательства.

Таким образом, можно сделать вывод, что контроль — одно из важных и необходимых правовых средств, обеспечивающих строгое соблюдение законности в деятельности государственного аппарата.

В науке финансового права сложилось мнение о финансовом контроле как особой функции управленческой деятельности, а именно её особого вида — финансовой деятельности, т. е. деятельности по формированию, распределению и использованию государственных централизованных фондов денежных средств, управлению государственным имуществом .

Именно в контроле за своевременным формированием, справедливым распределением и эффективным использовании средств денежных фондов государства и государственной собственности заключается основная задача государственного финансового контроля .

Следует согласиться с мнением А. Н. Козырина, что в финансовом контроле проявляется эффективность охранительной функции финансового права, поскольку посредством государственного финансового контроля фиксируются правонарушения в сфере публичных финансов, которые, в свою очередь, служат основанием для привлечения к ответственности за нарушение финансового законодательства .

Из всего вышеизложенного, следует сделать следующий вывод о том, что государственный финансовый контроль — это особый вид финансовой деятельности, осуществляемый органами государственной власти и иными уполномоченными субъектами, обладающими властными полномочиями, по проведению контрольных мероприятий в отношении субъектов, осуществляющих операции со средствами централизованных денежных фондов государства, использующих государственное имущество, в целях выявления нарушений финансового законодательства.

Н. И. Химичева также указывает, что финансовый контроль является средством, позволяющим добиться укрепления государственной финансовой дисциплины, выражающей одну из сторон законности .

После того как были определены основные признаки государственного финансового контроля, теперь следует разобраться в понятии аудита, и через это понятие попробовать вывести понятие государственного аудита.

Термин «аудит» происходит от латинского «audio», что означает «слушает» .

Законодательное определение аудита содержится в п. 3 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее по тексту —

ФЗ от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности») , аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Исходя из положений закона, можно определить, что целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем, так как является одним из его видов и в некоторых случаях, предусмотренных законодательством, например, в ст. 5 ФЗ от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», носит обязательный характер, но в отличии от контроля аудиту не свойственно наличие властных полномочий.

В п. 2 ст. 1 ФЗ от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» установлено, что аудиторская деятельность — это деятельность, осуществляемая аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами.

Аудиторы, а также аудиторские фирмы, начинают свою деятельность после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, и не вправе заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания услуг (п. 6 ст. 1 ФЗ от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

Следует сделать вывод о том, что аудит могут осуществлять аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, состоящие либо не состоящие в трудовых отношениях с аудиторской организацией, и одновременно те и другие должны быть членами саморегулируемой организации аудиторов, в отношении субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность и обязанных вести бухгалтерскую (финансовую) отчетность, в соответствии положениями, предусмотренными Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (п. 3 ФЗ № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

Основываясь на анализ положений ФЗ от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», можно прийти к выводу, что аудиторская деятельность (аудит) обладает следующими признаками:

— является видом предпринимательства, основным источником прибыли субъекта;

— цель аудита — выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности прове-

ряемых лиц и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации;

— исключительная деятельность, осуществляемая специальными субъектами (аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами), являющимися членами саморегулируемой аудиторской организации;

— в отношении специальных субъектов установлено требование о профессионализме;

— аудиторские проверки носят независимый характер;

— объект аудита — финансовая (бухгалтерская) отчетность и другая информация о финансово-хозяйственной деятельности проверяемого лица;

— отсутствие властных полномочий.

Теперь необходимо ответить на вопрос, что же всё-таки законодателем понимается под государственным аудитом?

Следует напомнить, что понятие государственный аудит появилось в связи с введением в действие ФЗ от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

Особыми субъектами, в отношении которых Счетная палата осуществляет внешний государственный аудит (контроль), являются федеральные государственные органы, органы государственных внебюджетных фондов, Центральный банк РФ, федеральные государственные учреждения, федеральные государственные унитарные предприятия, государственные корпорации и государственные компании, хозяйственные товарищества и общества с участием Российской Федерации в их уставных (складочных) капиталах, согласно ст. 15 ФЗ от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

Согласно ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» контрольная и экспертно-аналитическая деятельность Счетной палаты России осуществляется в виде финансового аудита, аудита эффективности, стратегического аудита и иных видов аудита (контроля) в соответствии со стандартами внешнего государственного аудита (контроля), утверждаемыми Счетной палатой России.

Финансовый аудит призван ответить на вопрос: использованы ли средства в соответствии с заданными целями, аудит эффективности должен ответить на вопрос: использованы ли средства эффективно, а стратегический аудит должен ответить на вопрос: использованы ли средства в соответствии с целями социально-экономического развития .

На основании анализа правил (стандартов) аудиторской деятельности, о которых речь велась выше, можно сделать вывод и кратко охарактеризовать основные направления каждого из вышеназванных видов государственного аудита.

Финансовый аудит применяется в целях документальных проверок достоверности финансовых операций, бюджетного учета, бюджетной отчетности, целевого использования государственных ресурсов.

Аудит эффективности применяется в целях определения эффективности использования государственных ресурсов.

Стратегический аудит применяется в целях оценки реализуемости рисков и последствий результатов реализации стратегических целей обеспечения безопасности и социально-экономического развития РФ.

Следует заметить, что основным видом государственного аудита определяется именно аудит эффективности.

Аудит эффективности стал внедряться в практику деятельности органов финансового контроля многих развитых стран после того, как IX Конгресс Международной организации высших органов финансового контроля (International Organisation of Supreme Audit Institutions, INTOSAI), проходивший с 17.10.1977 по 26.10.1977 в г. Лиме (Республика Перу), принял Лим-скую декларацию руководящих принципов финансового контроля (далее — Лимская декларация) .

В последующие годы аудит эффективности получил высокую оценку и международное признание, что свидетельствует о его широком использовании органами государственного финансового контроля развитых стран, Россия не является исключением.

Как установлено текстом Лимской декларации, существуют только два типа государственного аудита: финансовый аудит и аудит эффективности, содержание которых раскрывается в соответствующих стандартах аудита Международной организации высших органов финансового контроля (стандарты INTOSAI).

Следует согласиться с высказыванием О. И. Каре-пиной о том, что стратегический аудит является своего рода «изобретением» Счетной палаты России, которая начала применять его для контроля за реализацией стратегических целей обеспечения безопасности и социально-экономического развития РФ .

Мы присоединяемся к высказыванию О. В. Фил-липовской о том, что целесообразно определять аудит эффективности государственных расходов как «новый метод государственного финансового контроля, который позволяет с помощью критериальных показателей оценить эффективность управления финансовыми ресурсами и государственной собственностью получателями бюджетных средств, на основе анализа показателей эффективности определить организационные возможности улучшения реализации властных решений, разработать рекомендации по проведению мероприятий, направленных на получение экономического и социального результата от использования государственных финансовых ресурсов» .

По мнению Е. В. Рябовой, аудит эффективности отличается от финансового контроля тем, что главной целью является не выявление нарушений финансового законодательства, а оценка эффективности деятельности бюджетополучателей по использованию ими государственных ресурсов, и с этим стоит согласиться, а также отметить, что финансовый контроль не только направлен на выявление нарушений финансового законодательства и привлечение виновных к

юридической ответственности, но и выявление скрытых резервов в развитии экономики страны, а также применение механизма стимулирования для этого развития. Главная идея заключается в создании действенного механизма контроля органов исполнительной власти по выполнению ими государственных функций и эффективному использованию государственных ресурсов. Аудит эффективности должен исполнять орган независимый от исполнительной власти и имеющий право «вето» в случае нецелесообразного, необоснованного, неэффективного использования средств бюджетов, собственности и природных ресурсов .

Следует сделать следующий вывод о том, что контроль и аудит могут пониматься, во-первых, как различные по целям виды деятельности, во-вторых, аудит понимают в качестве одного из видов финансового контроля и, в-третьих, наоборот, аудит включает в себя финансовый контроль, такого же мнения придерживается и О. И. Карепина .

Финансовое законодательство России не занимает ни одну из указанных позиций, оставляя неопреде-

ленным соотношение аудита и контроля и не разрешая многочисленные коллизии между Федеральным законом от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», подзаконными актами, содержащими термин «аудит» и Федеральным законом от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Наличие указанных коллизий, в свою очередь, не позволяет полноценно урегулировать и без того запутанные вопросы соотношения финансового контроля и государственного аудита.

В заключение проведенного исследования хотелось бы предложить следующее определение государственного аудита: это деятельность, регламентируемая законодательными (представительными) органами власти государства в целях реализации ими входящей в их сферу деятельности контрольной функции по проведению финансового аудита, аудита эффективности, стратегического аудита и иных видов аудита, через специально формируемые ими органы государственного аудита с одновременным наделением их специальными властными полномочиями по их проведению.

Литература

1. Арзуманова Л. Л. Правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации. М.: Проспект, 2011. 144 с.

2. Карепина О. И. Аудит эффективности в системе государственного финансового контроля // Финансовые исследования. 2014. № 2. С. 32 — 39.

3. Карепина О. И. Развитие аудита эффективности государственных расходов // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 30. С. 42 — 51.

4. Козырин А. Н. Правовые основы государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации // Реформы и право. 2014. № 1. С. 66 — 76.

5. Лимская декларация руководящих принципов финансового контроля // Официальный сайт Счетной палаты России. Стенограмма парламентских слушаний в Комиссии Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой России от 27.05.2004. Режим доступа: //http://www.ach.gov.ru. (дата обращения: 26.01.2015).

6. Арзуманова Л. Л., Болтинова О. В., Бубнова О. Ю. и др. Правовое регулирование финансового контроля в Российской Федерации: проблемы и перспективы: монография / отв. ред. Е. Ю. Грачева. М.: НОРМА, ИН-ФРА-М, 2013. 384 с.

7. Рябова Е. В. Парламентский финансовый контроль как необходимый элемент программно-целевого бюджетирования: некоторые вопросы правового обеспечения // Российская юстиция. 2013. № 6. С. 5 — 7.

8. Стандарт финансового контроля «СФК 104 Проведение аудита эффективности использования государственных средств» от 09.06.2009 № 31К (668)) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения: 26.01.2015).

9. Стандарт финансового контроля «СФК 202. Оперативный контроль исполнения федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов» // Счетной палаты РФ, протокол от 28.12.2010 № 64К (766)) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения: 26.01.2015).

10. Стандарт финансового контроля «СФК 203. Последующий контроль исполнения федерального бюджета», утв. Коллегией Счетной палаты РФ, протокол от 12.02.2008. № 7К (584)) (ред. от 20.06.2014 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения: 26.01.2015).

11. Стандарт государственного аудита «СГА 201. Предварительный аудит формирования федерального бюджета». 2014, № 37К(983)) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения: 26.01.2015).

12. Стандарт государственного аудита «СГА 101. Общие правила проведения контрольного мероприятия», 02.04.2010 № 15К (717)) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения: 26.01.2015).

13. Степашин С. В., Столяров Н. С., Шохин С. О., Жуков В. А. Государственный финансовый контроль: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2004. 560 с.

14. Тарасов А. М. Государственный контроль в России. М., 2008. 672 с.

15. Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 05.04.2013 № 41-ФЗ // СЗ РФ. 2013. № 14. Ст. 1649.

16. Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 11.01.1995 № 4-ФЗ // СЗ РФ. 16.01.1995. № 3. Ст. 167.

17. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ // СЗ РФ. 05.01.2009. № 1. Ст. 15.

18. Филипповская О. В. Анализ организации внешнего и внутреннего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов // Аудитор. 2014. № 1. С. 23 — 31.

19. Федотов А. Ф. Финансовый контроль: учебное пособие. Кемерово: КемГУ, 2012. 181 с.

20. Финансовое право: учебник. 2-е изд., испр. и доп. / отв. ред. С. В. Запольский. КОНТРАКТ, Волтерс-Клувер, 2011. 792 с.

21. Финансовое право: учебник / отв. ред. Н. И. Химичева. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2011. 768 с. Информация об авторе:

Федотов Александр Федорович — старший преподаватель кафедры государственного и административного права КемГУ, fedotovaf@kemsu.ru.

>Олимпиада школьников «Государственный аудит»

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ

на портал олимпиады школьников «Государственный аудит»!

Прямая речь

Приглашаем школьников принять участие в олимпиаде «Государственный аудит». Олимпиада — это не только интересное и захватывающее состязание, но и хороший шанс проверить свои знания, продемонстрировать творческие способности и стать студентом Московского университета.

Желаю всем удачи!

Для участия в олимпиаде школьников «Государственный аудит» обязательна регистрация на портале олимпиады. Если вы уже регистрировались на портале, то повторная регистрация не обязательна. Для участия перейдите в профиль и нажмите кнопку «Подать заявку на повторное участие»

Олимпиада школьников «Государственный аудит» проводится с 2009 года. Она нацелена на поиск талантливых учащихся образовательных учреждений, развитие у них творческих способностей, поддержку одаренных детей, пропаганду научных знаний среди молодежи. Отличительной чертой олимпиады является междисциплинарный характер, рассчитанный на оценку гуманитарных знаний школьников в сфере обществознания, истории, философии, права и экономики, практическая ориентация и использование различных форм и методов выявления аналитических способностей у школьников. Олимпиада дает школьникам возможность применить свои знания на практике, проявить творческие способности в решении нестандартных задач, высказать свою точку зрения по актуальным проблемам социально-экономического развития России, предложить пути их решения, а также поближе познакомиться с деятельностью государственных институтов.

Олимпиада проводится по предмету «обществознание» с проверкой профильных знаний школьников в сфере экономики и права. Она включена в Перечень олимпиад школьников Министерства образования и науки Российской Федерации. Победителям и призерам олимпиады предоставляются льготы для поступления в Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, а также другие высшие учебные заведения в соответствии с решениями указанных вузов.

Подробную информацию об олимпиаде можно получить по телефонам: (495) 930-09-73, 989-59-28, 939-41-45

Информация на портале доступна авторизованным пользователям.