Государственные и муниципальные расходы

Государственные и муниципальные расходы

финансы теория доход государственный

Государственные и муниципальные расходы — это совокупность денежных средств, используемых для финансирования функций и задач органов государственной власти и местного самоуправления.

Экономическое содержание государственных и муниципальных расходов проявляется в их делении по следующим двум взаимосвязанным признакам:

степени полезности: необходимые, полезные и избыточные расходы. Избыточные расходы (расходы, не дающие никакого эффекта) должны быть сразу исключены из числа финансируемых еще на стадии планирования. Необходимые расходы принимаются к исполнению и включаются в бюджет в полном объеме. Они, как правило, стабильны по составу и структуре и являются переходящими из года в год (могут меняться только объемы финансирования). Часть полезных расходов при наличии налоговых источников приравнивается к необходимым, другая часть — к чрезвычайным.

характеру финансируемых общественных потребностей: обычные и чрезвычайные расходы. Обычные расходы — это преимущественно необходимые текущие расходы основного бюджета и часть инвестиционных расходов, отнесенных к категории необходимых, а чрезвычайные — это текущие полезные расходы, которые носят чрезвычайный характер, и полезные инвестиционные расходы.

Обычные расходы должны покрываться обычными доходами — налогами и сборами, а чрезвычайные — чрезвычайными поступлениями и доходными источниками в виде доходов от государственного имущества, государственных займов, средств финансовых резервов и подобных источников преимущественно неналогового характера.

Существуют различные классификационные признаки и группы государственных и муниципальных расходов, учитывающие особенности организации, государственного устройства и публичного права страны. Рассмотрим прикладную классификацию государственных и муниципальных расходов, применительно к современной России.

По звеньям системы государственных и муниципальных финансов:

  • — бюджетные расходы;
  • — внебюджетные расходы;
  • — расходы на формирование и финансовые вложения (в ценные бумаги, иностранную валюту и пр.) средств государственных финансовых резервов и резервных фондов.
  • 2. По уровням власти и управления:
    • — федеральные расходы;
    • — региональные расходы;
    • — местные расходы.

В структуре государственных и муниципальных расходов ведущее место принадлежит федеральным расходам. На их долю приходится в среднем около 50% в общем объеме расходов консолидированного бюджета РФ, на расходы региональных бюджетов — около 32%, местных — около 18%.

  • 3. По отношению расходов к заемным источникам:
    • — процентные расходы — это расходы, направляемые на погашение и обслуживание долговых обязательств (возврат кредитов, погашение займов, уплата % и т. п.);
    • — непроцентные расходы — все остальные расходы.
  • 4. По экономическому признаку:
    • — текущие расходы — это расходы, обеспечивающие функционирование органов государственной власти и местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий, субвенций, другие расходы, не носящие характер капитальных;
    • — капитальные (инвестиционные) расходы — это расходы, обеспечивающие инвестиционную и инновационную деятельность государства, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности. К ним относятся расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые предприятия, бюджетные кредиты юридическим лицам на инвестиционные цели, расходы на проведение капитального ремонта, средства резервов и резервных фондов, вложенные в инструменты финансового рынка, и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством.
  • 5. По формам расходования средств:
    • — ассигнования на содержание бюджетных учреждений (включают оплату труда работников, страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, командировочные расходы и т.п.);
    • — средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;
    • — трансферты населению, включающие в себя ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению (пенсий, пособий, стипендий и т.п.), установленных законодательными актами федерального, регионального и муниципального уровней;
    • — ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
    • — ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;
    • — бюджетные кредиты юридическим лицам (включая налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и других обязательств);
    • — субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;
    • — инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;
    • — бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам;
    • — кредиты иностранным государствам;
    • — средства на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

Финансовое право

4.1. Понятие и виды государственных и муниципальных расходов.

Государственные расходы — вид финансовых отношений, связанных с беспрерывным целевым использованием денежных средств.

Расходы, осуществляемые на территории государства, представляют определенную систему и классифицируются по разным основаниям.

Расходы государства можно классифицировать: на текущие расходы и расходы на развитие; на связанные с финансированием действующих учреждений, учебных заведений, социальных программ и т.д. и на расходы, связанные с отдельными специальными мероприятиями, программами; на развитие материального производства и нематериальной сферы;

по общественному назначению:

экономическое развитие, социально-культурные мероприятия, наука и образование, оборона страны; правоохранительная деятельность, управление, внешнеэкономическая деятельность, обслуживание государственного долга; по целевому назначению: на заработную плату, начисления на заработную плату, хозяйственные расходы, текущий и капитальный ремонт.

в зависимости от форм собственности субъектов, осуществляющих публичные расходы, — на государственные и муниципальные.

В финансово-правовых отношениях по расходам всегда участвуют 3 субъекта: орган, уполномоченный государством или органом местного самоуправления, представляющий публичный интерес, поскольку отношения возникают не в интересах отдельного юридического или физического лица, а в интересах государства или местного самоуправления.

Вторым непременным субъектом отношений в области расходов является банк, через который Государственное казначейство выдает средства, и третьим — получатель денежных средств. Получателем денежных средств выступают государственные и муниципальные учреждения, предприятия и организации. А если есть решение о выделении средств из государственного или местного бюджета предприятиям негосударственной или немуниципальной формы собственности, средства будут выданы и им.

В случаях недостаточности бюджетных средств для покрытия всех расходов, включенных в бюджет, применяется секвестр расходов, т.е. пропорциональное сокращение всех расходов, кроме защищенных (ст. 55 Бюджетного кодекса). Защищенные расходы определяются ежегодно Законом о Государственном бюджете Украины.

В Государственном бюджете расходная часть, начиная с 2000 года, разделяется на 2 части — общую и специальную, а в Бюджетном кодексе дается распределение полномочий и механизм делегирования полномочий между уровнями бюджетной системы Украины. Статья 82 Бюджетного кодекса устанавливает расходы, финансируемые из Государственного бюджета, а статья 87 — государственные программы.

В расходную часть общей части Государственного бюджета включается и Резервный фонд. Расходование средств Резервного фонда проводится по распоряжениям Кабинета Министров Украины, а контроль осуществляют Верховная Рада Украины и Счетная палата.

Понятие и система государственных и муниципальных расходов

Верховный Суд

Высший Арбитражный Суд

Российской Федерации Российской Федерации

Российская Академия Правосудия

Центральный филиал

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

г. Воронеж

Кафедра уголовно-правовых дисциплин

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Криминалистика»

вариант 8

Выполнила:

студентка 4 курса

группы ЦЗЮ 1-03

Колесникова Ю.В.

Понятие и система государственных и муниципальных расходов

Обеспечивая выполнение своих задач и функций, государство распределяет и использует финансовые ресурсы.

Затраты государства, выражающие урегулированные правовыми нормами экономические отношения, складывающиеся при распределении и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств и обеспечивающие его бесперебойное функционирование, являются государственными расходами.

Экономическая роль государства проявляется в том, что оно оказывает финансовую поддержку отраслям народного хозяйства, финансирует социально-культурные мероприятия и науку, национальную оборону, правоохранительную деятельность, судебную систему, систему государственных органов управления, которые практически воплощают его функции. Совокупность всех видов расходов государства составляет систему его расходов.

Поскольку основная часть расходов государства покрывается за счет бюджетных средств, система расходов государственного бюджета (т.е. единство всех затрат, покрываемых за счет бюджета государства) прямо зависит от политического и социально-экономического характера деятельности государства.

Все субъекты Российской Федерации наделены правом покрытия затрат, связанных с их функционированием, за счет своих бюджетов. Первым участником правоотношений, связанных с покрытием расходов бюджетными средствами, является представляющий интересы государства, отпускающего бюджетные средства, финансовый орган, который составляет роспись расходов бюджета в соответствии с их поквартальным распределением, открывает кредиты, имеет права отзыва их и осуществляет постоянный контроль за использованием бюджетных ассигнований.

Участником правоотношений при бюджетном финансировании является также кредитное учреждение, в котором открыт расчетный, текущий (бюджетный) счет государственной организации, получающей бюджетные ассигнования.

Третьим участником правоотношений при бюджетном финансировании выступает распорядитель бюджетных кредитов — руководитель учреждения, предприятия, организации, которому предоставлено право распоряжаться отпускаемыми для него бюджетными ассигнованиями, переводить их нижестоящим распорядителям.

Финансово-правовые институты государственных расходов тесно переплетаются с институтами бюджетного права, государственных и муниципальных внебюджетных фондов, финансов государственных предприятий.

Государственные расходы осуществляются путем финансирования, которое урегулировано следующими правовыми нормами:

— Законы о федеральном бюджете.

— Постановления Правительства

— Закон об инвестиционной деятельности в РФ,

— Бюджетный кодекс.

Понятие «государственные расходы» рассматривают в нескольких аспектах:

1) как конкретные суммы затрат государства и муниципальных образований, произведенных ими в целях выполнения своих функций и задач;

2) как составную часть финансовой деятельности государства и муниципальных образований по использованию находящихся в их собственности и распоряжении денежных средств.

В финансовых правоотношениях в данном случае участвуют государственные и муниципальные предприятия, организации, учреждения, их вышестоящие органы, банки, через которые производится выдача средств. В таких правоотношениях могут участвовать и негосударственные или немуниципальные организации, если государственные органы власти или органы местного самоуправления примут специальные решения о выделении им государственных или муниципальных средств.

Система государственных расходов — совокупность всех расходов Российской Федерации в их взаимосвязи.

Государственные и муниципальные расходы классифицируются:

1) в зависимости от формы собственности субъектов, осуществляющих публичные расходы:

а) государственные;

б) муниципальные;

2) в зависимости от источников получения денежных средств, порядка их планирования и использования:

а) централизованные, осуществляемые за счет бюджета и государственных внебюджетных фондов;

б) децентрализованные, осуществляемые государственными и муниципальными организациями за счет тех средств, которые получены ими самими в результате своей деятельности и остаются в их распоряжении;

3) в зависимости от характера участия в общественном производстве выделяются расходы на финансирование:

а) оборотных средств (текущих расходов);

б) основных фондов (капитальных вложений);

в) создание резервов;

4) по функциональному признаку можно выделить направления расходов на:

а) отрасли экономики (промышленность, строительство, сельское хозяйство);

б) социально-культурную сферу и науку;

в) охрану окружающей природной среды;

г) оборону;

д) правоохранительную деятельность, обеспечение безопасности, функционирование судебной системы;

е) международную деятельность;

ж) государственное управление и местное самоуправление, включая функционирование представительных и исполнительных органов власти;

з) создание запасов и резервов.

Государственные доходы и государственные расходы тесно взаимосвязаны. Объем расходов находится в прямой зависимости от объема доходов. При их несоответствии наступают негативные последствия (бюджетный дефицит, инфляция национальной валюты в связи с покрытием недостатка средств эмиссией денежных знаков и т.д.), которые могут перерасти в финансовый кризис.

Понятие и правовые принципы финансирования государственных и муниципальных расходов

Финансирование — предоставление свободных денежных средств на осуществление определенной цели на условиях безвозмездности и безвозвратности.

Расходы государства финансируются в основном за счет дохода общества, который концентрируется в государственном бюджете. Затраты государства покрываются также за счет прибыли предприятий, части амортизационных отчислений, долгосрочных банковских ссуд и т.д. Понятие расходов государства шире, чем понятие расходов государственного бюджета, составляющих лишь часть общих расходов государства.

Существуют следующие принципы финансирования государственных расходов:

безвозмездность и безвозвратность, отличающие финансирование от кредитования, осуществляемого на условиях возвратности, платности и срочности;

целенаправленность. Предоставление денежных средств осуществляется на строго определенные цели (строительство, развитие производства, оплату труда работников и т.д.;

соблюдение финансовой дисциплины.

В практику финансирования вошло выделение денежных средств из бюджета на основах возвратности и возмездности. В значительной степени финансирование осуществляется на прежних принципах безвозвратности и безвозмездности, но в случаях необходимости получения бюджетных ассигнований и невозможности выделения средств на этих принципах участники финансирования в соответствии с законодательством могут получать денежные средства из бюджета на возвратной и возмездной основе.

Финансирование государственных расходов включает в себя следующие формы:

— финансирование бюджетных расходов осуществляется Федеральным казначейством и представляет собой последовательно совершаемые действия, включая в себя разрешение на осуществление платежа и осуществление платежа;

— финансирование государственных предприятий, в том числе унитарных и бюджетных;

— финансирование отдельных государственных полномочий, передаваемых муниципальным образованиям;

— финансирование отдельных федеральных программ.

3. Правовой режим сметно-бюджетного финансирования

Сметно-бюджетное финансирование — порядок выделения средств из бюджетов и внебюджетных фондов бюджетных учреждений на основе смет для осуществления их основной деятельности.

Принципы сметно-бюджетного финансирования:

1) безвозвратность и безвозмездность отпуска денежных средств;

2) целевое использование денежных средств;

3) соблюдение финансовой дисциплины;

4) получение средств учреждениями из бюджета, соответствующего их подчиненности;

5) планирование и финансирование деятельности на основе экономических нормативов.

Понятие «сметно-бюджетное финансирование» неразрывно связано с понятием «бюджетное учреждение». Бюджетное учреждение — организация, созданная органом государственной власти РФ, органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

В перечень расходов бюджетных учреждений входят:

1) оплата труда в соответствии с трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;

2) перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

3) трансферты населению;

4) командировочные и иные компенсационные выплаты;

5) оплата товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Получатель бюджетных средств — бюджетное учреждение или иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств, в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

Права получателя бюджетных средств:

1) своевременно получать и использовать бюджетные средства в соответствии с утвержденной бюджетной росписью;

2) своевременно доводить уведомления о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств;

3) на компенсацию в размере недофинансирования.

Обязанности получателя денежных средств:

1) своевременно подавать бюджетные заявки или иные документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств;

2) эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с целевым назначением;

3) в полном размере возвращать бюджетные средства, предоставляемые на возвратной основе;

4) своевременно представить отчет и иные сведения об использовании бюджетных средств.

Сущность сметно-бюджетного финансирования состоит в том, что государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы, не имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают за счет бюджета на основе финансовых планов — смет расходов. Объем необходимых затрат согласно сметам закрепляется в бюджетах всех уровней. Предусмотренные сметами расходы конкретных отраслей и учреждений и утвержденные бюджетами суммы денежных средств носят название бюджетных ассигнований.

Сметно-бюджетное финансирование — это безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств на основе общих принципов финансирования. Однако ему свойственны и специальные принципы, такие как отпуск средств на обеспечение деятельности учреждений и организаций из бюджета, соответствующего их подчиненности; отпуск средств в соответствии с программами и планами экономического и социального развития на каждый бюджетный год и в меру их выполнения; планирование и финансирование на основе экономических нормативов, научно обоснованных с применением технических норм либо на конкурсной основе с выбором приоритетных направлений (наука и научные исследования) и контрактного выполнения при соблюдении режима экономии.

На сметно-бюджетном финансировании находятся учреждения социальной сферы: образовательные учреждения; учреждения охраны здоровья и физической культуры; учреждения культуры.

Среди социально-культурных мероприятий и учреждений, финансируемых из бюджетов разных уровней, ведущее место занимают народное образование и подготовка кадров (высшие учебные заведения, профессионально-технические училища, средние специальные учебные заведения, институты повышения квалификации и т.п.). Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. государство должно гарантировать ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10% национального дохода, а также защищенность соответствующих расходных статей бюджетов всех уровней.

В сметно-бюджетном порядке из федерального бюджета отпускаются также средства на покрытие затрат на национальную оборону (содержание Вооруженных Сил, закупку вооружений и военной техники, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, капитальное строительство, пенсии военнослужащим, расходы Министерства Российской Федерации по атомной энергии), а также на ликвидацию вооружений, включая выполнение международных обязательств.

Важным направлением использования государственных средств являются расходы на управление. Из федерального бюджета финансируются расходы на Управление делами Президента Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, министерства и ведомства Российской Федерации, территориальные органы государственного управления.

Режим сметно-бюджетного финансирования распространяется и на правоохранительные органы, органы безопасности, федеральную судебную систему (включающую в себя общие суды, военные суды, возглавляемые Верховным Судом РФ, арбитражные суды, возглавляемые Высшим Арбитражным Судом РФ, Конституционный Суд РФ, конституционные и уставные суды субъектов РФ) и органы прокуратуры Российской Федерации.

Литература

1. Финансовое право: Учебник/ отв. ред. Н.И. Химичева. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2000. — Гл. 23, 24.

2. Финансовое право Российской Федерации: Учебник/ отв. ред. М.В. Карасева. — М.: Юристъ, 2002. — Гл. 23, 24.

3. Мандрица В.М., Рукавишникова И.В., Дружинин Д.Н. Финансовое право / под ред. проф. В.М. Мандрица. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. — Гл. 8, 9.