Глобализация и государство

Введение

В России вот уже десятилетия происходят глубокие социально–экономические изменения. Так или иначе, несмотря на все потрясения, неизбежные социальные потери, современное российское общество продолжает идти по пути радикальных социальных реформ, осуществляется переход к рыночной экономике, к демократическим нормам и отношениям, идет процесс социальной дифференциации, углубление общественных, национальных и других противоречий.

Хорошо известно, что периоды социальной трансформации общества являются этапами обострения и расширения конфликтности. Распад старых общественно–политических институтов, создание новых, периоды временного сосуществования их взаимоисключающих форм не могут не сопровождаться возникновением конфликтных ситуаций. К тому же, рыночная экономика предполагает существование многообразных структур, социальных и индивидуальных различий, которые требуют взаимного согласования и соотнесения.

Государство располагает огромными материальными ресурсами и благами, имеющими сейчас, как никогда, большое значение в жизни людей. Эффективное, целевое использование этих благ и ресурсов может существенно влиять на протекание конфликта, вплоть до заметного ограничения или полного его прекращения. В особом положении находятся некоторые регионы страны, где процессы рыночных преобразований и приватизации проходили по иному сценарию, иными темпами и в других масштабах, чем в целом по стране.

Поэтому в настоящий момент так актуально совершенствование государственного управления, что имеет значение не только в целом для страны, но и ее регионов.

Таким образом, актуальность данной работы в том, что в современной России способность социальных субъектов к согласованию своих позиций и интересов, взглядов и ориентаций трудновыполнимо, для политической культуры регионов страны более характерны нетерпимость к инакомыслию, стремление уничтожить или унизить политического противника. Достигаемые компромиссы носят временный характер, при изменении общей политической ситуации всякие договоренности отбрасываются. Абсолютно понятно, что наличие правовой базы управления – это необходимое требование к любому провозглашающему себя демократическим государством, нацеленному на построение гражданского общества. Данная проблема – одна из самых серьезных в практике управления в современной России.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение системы органов государственного управления в современной России.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

– дать теоретическую трактовку системы управления и социального развития;

– рассмотреть методы и формы государственного управления социальным развитием;

– проанализировать систему государственного управления в России и выявить основные тенденции.

Объектом исследования данной курсовой работы является государственное управление.

Предмет исследования – изучение эффективности государственного управления общественным развитием.

Влияние процессов глобализации на функции государства

Понятию «глобализация» придается разное значение. Но чаще всего под глобализацией понимается современный этап мировой интеграции народов, обществ и государств. Он ведет к утверждению нового миропорядка, основанного на гармонизации национальных интересов и интересов международного сообщества в целом. Процесс интеграции сопровождает всю историю человечества, но в XX столетии он приобрел новые черты с появлением мобильной связи и Интернета, что превратило мир в единое информационное пространство.

Глобализация проявляется в интернационализации материального производства, появлении транснациональных корпораций, в углублении международного разделения труда, активизации экономического, финансового и торгового сотрудничества государств, в интенсификации обмена культурными и социальными ценностями в масштабе всего земного шара. Глобализация также содействует единению государств перед лицом глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество, например нехватка воды, источников энергии, полезных ископаемых, транснациональная организованная преступность, торговля людьми, рабство и т. д.

Глобализация – объективный процесс: его нельзя ни запретить, ни отменить. Но он вносит серьезные изменения во внутреннюю и внешнюю политику государств и, следовательно, в их внутренние и внешние функции.

Важная тенденция в развитии внутренних функций состоит в их интернационализации, т. е. в придании этим функциям значительного международного аспекта. Иначе говоря, внутренние функции не могут развиваться без интересов международного сообщества. Так, глобализация вносит определенные изменения в содержание политической функции, поскольку любое государство обязано обеспечивать оптимальные условия для всестороннего и наиболее полного развития институтов демократии и демократического управления обществом. В современный период демократия является принципом всеобщего значения. В ряде международных документов отмечается, что «демократия основывается на свободно выраженной воле народов определять свои собственные политическую, экономическую, социальную и культурную системы и на его полном участии во всех аспектах своей жизни».

В условиях глобализации важное значение приобретает такой аспект политической функции государства, как обеспечение государственного суверенитета. Некоторые ученые и политические деятели утверждают, что перед лицом глобальных проблем «отступает суверенитет отдельного государства». Однако отказ от государственного суверенитета равносилен отказу от принципа территориальной целостности государства, от верховенства государственной власти на своей территории. Каждый народ вправе жить по своим обычаям, законам, религиозным и иным нормам, выбирать близкое по духу государственное устройство, устанавливать соответствующий государственно‑правовой режим. Недопустимо навязывать другим народам своего образа жизни, своих ценностей и восприятия мира. Если эти ценности действительно имеют общечеловеческое значение, то они будут добровольно восприняты всеми странами и народами.

Современные процессы глобализации существенным образом отражаются на реализации экономической функции государства. Это обусловлено тем, что глобализация означает интернационализацию рынков, обостряет конкуренцию и углубляет международное разделение труда. В результате экономической интеграции государств усиливается влияние транснациональных корпораций, растет господство надгосударственных структур, что серьезно сокращает возможности управления национальной экономикой со стороны государства. Однако это не означает, что экономическая функция в условиях глобализации утрачивает свои национальные масштабы, но она требует соответствующего уточнения и поиска новых форм экономической политики.

Глобализация экономики смещает центр тяжести государственного влияния и контроля за развитием экономических процессов с общегосударственного уровня на региональный и отраслевой уровни, а также на уровень отдельного предприятия. Каждое государство заинтересовано в стабильном развитии национальной экономики, в максимальной концентрации возможностей страны на решении приоритетных задач повышения эффективности внутреннего хозяйства. Вместе с тем возрастает роль экономической стратегии государства в согласовании национальных интересов общества с интересами международного сообщества, что позволяет адаптироваться к изменяющимся экономическим отношениям и обеспечивает благосостояние собственного народа.

Под влиянием глобализации серьезной трансформации подвергается социальная функция государства. Это объясняется кардинальным преобразованием рынка труда и отношений занятости. В связи с появлением новых технологий, в том числе развитием микроэлектроники, искусственного интеллекта, электронного обмена данных и «бума» цифровой телесвязи, уменьшается численность используемой рабочей силы, многие государства переходят на гибкие системы занятости, например частичной или временной занятости, работе по контракту и т. д.

В литературе отмечаются следующие особенности под воздействием глобализации рынка труда и занятости во всем мире:

а) отсутствие гарантий стабильности занятости;

б) изменение технологических условий труда требуют меньшего количества работников, но более высокой их квалификации;

в) снижение влияния профсоюзов из‑за снижения уровня социального партнерства между предпринимателями и профсоюзами по поводу определения условий труда, заключения коллективных соглашений и т. д.

Указанные особенности заставляют государства пересматривать свою социальную политику, в том числе в области социальной защиты населения. Все большее число стран возвращается к принципу индивидуализма в области социального обеспечения. Это означает, что работа и стабильный доход рассматриваются как достаточное основание накопить определенные сбережения для пенсии по старости и в других случаях утраты трудоспособности. Указанный принцип требует повышения личной ответственности гражданина за собственное достойное существование.

Глобализация в наибольшей мере затронула экологическую функцию государства. Известно, что в высоком качестве окружающей среды заинтересовано все международное сообщество. Но особая роль в решении экологических проблем принадлежит государствам с высоким промышленным, научно‑техническим и природоресурсовым потенциалом. Именно на долю этих стран приходятся значительные масштабы загрязнения природной среды, негативное воздействие на нее хозяйственной деятельности, изменение климата на планете.

Экологические проблемы не исчерпываются пределами одного государства, поэтому необходимо активное сотрудничество всех государств в борьбе с негативными последствиями научно‑технического прогресса и неблагоприятного воздействия человека на природную среду, в частности создание системы мониторинга (наблюдения) за состоянием окружающей среды и здоровьем населения, оперативной информации в данной сфере, принятие согласованных экологических решений и т. д.

К числу функций, имеющих не только внутренний, но и глобальный характер, относится функция охраны и защиты прав и свобод личности. Права человека признаны международным сообществом в качестве общечеловеческой ценности. Это предполагает проведение государствами согласованной политики в области соблюдения стандартов прав и свобод, создание специальных международных органов по контролю за соблюдением государствами этих стандартов (международной юрисдикции).

Что касается внешних функций государства, то процессы глобализации внесли кардинальные изменения в формы и содержание межгосударственного общения. Глобализация активизировала осуществление внешних функций, в том числе внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, которые все более приобретают мировой масштаб. Так, практически все государства заинтересованы в поддержании мирового правопорядка, в совместной обороне и коллективной безопасности. Новый миропорядок может быть достигнут посредством сотрудничества государств в таких сферах, как борьба с организованной транснациональной преступностью, которая в условиях глобализации приобрела качества специализации, четкой организации, интеллектуализации и т. д. В настоящее время деятельность таких преступных сообществ, обосновавшихся в одном государстве, а действующих в нескольких государствах с наиболее благоприятной конъюнктурой, приносит им прибыль, превышающую размер дохода некоторых стран. Борьба с транснациональной преступностью с учетом ее глобальных масштабов должна вестись исключительно международными усилиями, посредством сотрудничества всех стран и соответствующих международных организаций.

Несмотря на усиление взаимозависимости государств, приобретение внутренними и внешними функциями государства международных аспектов, национальная политика и национальные интересы продолжают доминировать. К ключевым национальным интересам государств относятся обеспечение правопорядка внутри страны, контроль за природными ресурсами, ответственность государства за благополучие своего населения, эффективность законодательства, налоговой и ценовой политики, стабильность внутреннего развития, наращивание собственной мощи и др. Эти интересы направлены на самосохранение государственно организованного общества и являются движущей силой государственной политики.

В условиях глобализации национальные интересы не утрачивают своей значимости, но они усложняются, дифференцируются, приобретают новые аспекты и пределы своего существования.

И в заключение – о соотношении понятий «глобализация» и «интеграция». Они не тождественны. Понятие глобализации шире, чем понятие интеграции. Интеграция означает сближение политической, экономической, правовой, духовно‑культурной систем нескольких государств и регионов в процессе традиционного межгосударственного сотрудничества.

Глобализация – это всеохватывающий процесс взаимодействия и взаимовлияния практически всех государств мира. Но дело не только в объеме, но и в качестве, формах и содержании такого взаимодействия. Глобализация имеет более высокую ступень и глубину взаимопроникновения идей, норм, правил сотрудничества государств, введение конкретных стандартов общения и согласования интересов. Оно возможно лишь на высоком уровне развития цивилизации, так как формирует общие цели и долговременные интересы человечества на основе осознания единства мира перед нарастающей угрозой его выживанию.

Влияние глобализации на функции государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

УДК 321.7 (045)

Партугимов Владимир Валерьевич Vladimir Partugimov

ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

THE IMPACT OF GLOBALIZATION ON THE STATE FUNCTIONS

Дается представление о том, как глобализация влияет на важнейшие функции государства, в частности, анализируется ее влияние на внутренние и внешние функции государства. Приводится авторское понимание того, как политическая система должна реагировать на обусловленные влиянием глобализации видоизменения

Ключевые слова: глобализация, функции государства, интернационализация, политическая система, институты политической власти

Key words: globalization, state functions, internationalization, political system, institutions of political power

Влияние глобализации сказывается на внутренних и внешних функциях государства. Внутренние функции государства интернационализируются, т.е. за счет тесного взаимодействия государства с другими государствами они приобретают международный аспект, и соответственно, взаимосвязь внутренней и внешней политики государства. В результате можно сделать логический вывод, что внутренние функции государства не могут развиваться исключительно на собственной основе, определяться целями, задачами, базирующимися только на национальном интересе, без учета интересов международного сообщества. Поскольку каждое государство не существует изолированно от других государств, все они связаны узами международного сообщества, необходимостью участвовать в решении глобальных проблем. Следовательно, они должны согласовывать свои интересы с общими интересами данного сообщества.

Так, глобализация вносит определенные изменения в содержание политической функции под углом зрения обязанности де-

мократического государства обеспечивать оптимальные условия для всестороннего и наиболее полного развития институтов демократии и демократического управления обществом. Можно согласиться с мнениями многих ученых в том, что в наше время происходит глобализация демократических ценностей.

Глобализационные процессы современности существенным образом отражаются и на реализации экономической функции государства. Это обусловлено тем, что глобализация предполагает прежде всего интернационализацию рынков, утверждение господства надгосударственных структур, которые создаются в результате экономической интеграции государств.

В мире за последнее время произошло существенное изменение правил игры. Наряду с традиционными субъектами международных экономических отношений — фирмами и национальными государствами — все большее значение приобретают транснациональные корпорации (ТНК).

В современной экономике (и не только

экономике) ТНК играют системообразующую роль. Их невидимая паутина, опутавшая земной шар, контролирует процессы в мировой экономике и политике, подчас оставляя государственной власти роль безучастного «фиксатора» и механического «штамиователя» уже имевших место событий. «Миру ТНК» нужны только финансовые средства и возможность незаметно, из-за кулис, управлять происходящим на мировой сцене ради получения новых прибылей. Число этих наднациональных образований сегодня колеблется (в зависимости от того, как считать) от нескольких сотен до тысяч. Но и сами ТНК не полностью независимы. Они управляются относительно узкими группами людей, связанных общими экономическими (прежде всего финансовыми) и идеологическими целями. Для этих структур в принципе неважно, в какой отрасли, в каком государстве или регионе действуют подконтрольные им ТНК. Главное, чтобы от них поступала устойчивая прибыль и чтобы поддерживались сложившиеся «правила игры» в мире. Какими средствами — значения не имеет.

В последние годы резко возрос объем международной торговли товарами, расширяется и охватывает все новые отрасли международная торговля услугами, увеличиваются международные потоки капиталов и информации . Указанные процессы, в свою очередь, серьезно сокращают возможности управления национальной экономикой со стороны государства. Транснациональный же капитал приобретает силу в регулировании глобальной экономики и при желании способен обрушить рынок любого государства.

Негативные последствия глобализации в сфере экономики дали основание некоторым ученым утверждать, что процессы глобализации уничтожают основу экономической функции государства и ставят само существование государства как политического института под сомнение.

Нельзя не согласиться с тем, что глобализация экономики резко обострила конкуренцию и дальнейшее углубление международного разделения труда. Внедрение

новых производственных информационных технологий актуализирует проблему уточнения экономической функции современного государства, поиски новых форм его экономической политики.

В то же время, несмотря на повышение влияния на государственную политику транснациональных корпораций, стабильное развитие национальных экономик по-прежнему остается одной из первостепенных задач государственной политики многих государств и заставляет их концентрировать максимальное количество ресурсов именно на этой задаче.

Следовательно, в условиях глобализации сохраняется такой аспект экономической функции государства, как государственное гарантирование экономической деятельности при обострении конкуренции (монополизма), охрана прав потребителей от недобросовестного производителя, определение правовых основ рынка, в частности, обеспечение равноправия всех форм собственности, правовая защита собственника, стимулирование государственными средствами эффективной рыночной экономики, достижение в национальном предпринимательстве сбалансированности интересов личности, общества и государства.

Глобализация экономики смещает центр тяжести государственного контроля за регулированием и развитием экономических процессов с макроуровня на региональный и отраслевой, а также на микроуровень (предприятие). На макроуровне можно прогнозировать тенденцию усиления влияния надгосударственных экономических институтов и концентрацию в них средств и рычагов экономического регулирования. Тем не менее, с отдельных государств не снимается ответственность за выработку механизма, позволяющего адаптироваться к изменяющимся экономическим отношениям и обеспечивать благосостояние собственного общества во избежание внутренних социальных конфликтов и дестабилизации обстановки в стране.

Таким образом, вряд ли можно утверждать, что глобализация вымывает основу экономической функции государства.

Экономическая нагрузка национального государства не уменьшается, а напротив, усиливается; особенно важна роль экономической стратегии в согласовании национальных интересов общества с общими интересами международного сообщества, т.к. от благосостояния каждой страны зависит благосостояние человечества в целом. Именно такую направленность должно иметь развитие глобализации, именно такая результативность способна превратить позитивные предпосылки экономической интеграции в реальность.

Под влиянием глобализации наибольшей трансформации подвержена социальная функция, в которой ярко выражено общесоциальное начало государства — снятие или смягчение социальных противоречий в обществе путем использования цивилизованных средств их разрешения, а также достижение достойных для жизни человека условий посредством гарантирования определенного объема социальных благ за счет государства.

Глобализация мировых экономических процессов подвергла кардинальному преобразованию рынок труда и отношения занятости. Зримые тенденции в указанной сфере обусловлены глобализацией рынков производства, возрастанием конкуренции на рынке труда, воздействием новых технологий, в том числе развитием микроэлектроники, искусственного интеллекта, электронного обмена данных и «бума» цифровой телесвязи. Все это формирует новые условия труда и занятости, например, уменьшает численность используемой рабочей силы, способствует использованию гибкой системы занятости, позволяя переходить от постоянной занятости к частичной, временной работе, работе на полставки, по контракту, к дистанционному наличию рабочих мест (работа на персональном компьютере дома) и т.д. В литературе приводятся следующие данные: в промышленно развитых

странах за последние 10…..12 лет вклад

частичной занятости в общее число работающих составил 50…52 % всего прироста, а в таких странах, как Австралия, Германия, Ирландия, Япония доля частично занятых

достигла 70…80 % всех вновь созданных рабочих мест. При этом на места с сокращенным графиком работы претендуют в первую очередь женщины. И если для мужчин число мест с неполным рабочим днем увеличилось на 10 %, то для женщин — на 32 % .

Представляется возможным выделить следующие особенности в организации рынка труда и занятости иод воздействием глобализации:

1) отсутствие гарантий стабильной занятости;

2) возрастание временной занятости и появление новых ее форм, продиктованных технологическими изменениями, например, перемещение трудовой деятельности в виртуальный мир (например, электронная торговля). Это требует меньшего количества работников, но более высокой их квалификации;

3) снижение влияния профсоюзов.

Последняя из перечисленных тенденций может быть объяснена фундаментальными изменениями в характере труда и отношениях между работниками и предпринимателями. Снизился уровень социального партнерства между предпринимателями и профсоюзами по поводу определения условий труда, заключения коллективных соглашений ит.д.

Однако исследователи отмечают, что роль профсоюзов остается положительной и необходимой для сохранения демократии в сфере занятости. Профсоюзы не потеряли статуса наиболее представительных органов работников, в том числе при проведении трехсторонних переговоров. Будущее профсоюзов в значительной степени зависит от организованности тех, кто работает на основе нетипичных форм занятости. Например, в Швеции такие работники объединены в профсоюзы в той же степени, что и занятые на постоянной работе .

Приведенные факторы заставляют государства пересматривать свою социальную политику и роль в обеспечении социальной защиты населения. В качестве отрицательных последствий глобализации

можно предположить возврат к принципу индивидуализма в области социального обеспечения, согласно которому работа и стабильный доход позволяют накопить сбережения для пенсии по старости и других случаев утраты трудоспособности.

В наибольшей мере глобализация затронула экологическую функцию государства. Как известно, в достижении высокого качества окружающей среды заинтересовано все международное сообщество. Поэтому экологические проблемы приобретают глобальное значение. Особая роль в решении глобальных проблем принадлежит странам, обладающим высоким промышленным, научно-техническим и природоресурсным потенциалом. На долю этих стран приходятся значительные масштабы загрязнения природной среды, в том числе проявление «парникового эффекта», изменения климата на Земном шаре. Потребности рыночной экономики ведут к игнорированию правил рационального природопользования, сохранения и освоения лесов, растительного и животного мира. Все это вызывает неблагополучие жизни от негативного воздействия хозяйственной деятельности на природную среду, отрицательно сказываясь на качестве продуктов питания и, в конечном счете, на здоровье людей.

Необходимо отметить, что в области экологии государства взаимозависимы в наибольшей мере (энергоресурсы, сырье и т.д.). Экологические проблемы имеют планетарное значение, они не исчерпываются пределами одного государства. Поэтому важно наладить активное сотрудничество государств друг с другом, объединить усилия в борьбе с негативными последствиями научно-технического прогресса и неблагоприятного воздействия человека на природную среду, принять согласованные экологические решения и упорядочивающие действия.

Что касается функции государства по защите и охране прав и свобод личности, то она имеет не только чисто внутренний, но и глобальный аспект. Права человека являются общечеловеческой ценностью, которая признается всем международным

сообществом. Это предполагает проведение государствами согласованной политики в отношении соблюдения стандартов прав и свобод личности, создание специальных международных органов по контролю за соблюдением государствами прав и свобод человека и гражданина.

Международным сообществом сформирована универсальная концепция прав человека, уважение которых возведено в ранг общепризнанных принципов международного права. Это возлагает на все государства обязанность соблюдать и гарантировать исторически достигнутые стандарты прав человека, что составляет приоритетную сферу общих интересов международного сообщества. Признавая международные нормы по правам человека, государство берет на себя обязательства не только перед международным сообществом, но и перед всеми, кто находится иод его юрисдикцией

Права человека служат главным критерием демократичности государства. Они лежат в основе политики в отношениях с другими государствами и со всем мировым сообществом. Интернационализация проблемы прав человека обусловила перерастание ее из внутреннего дела государства в фактор международной политики и права, в признание международной юрисдикции по вопросам прав человека.

Что касается внешних функций государства, то процессы глобализации внесли кардинальные изменения в формы и содержание межгосударственного общения.

Глобализация активизировала осуществление внешних функций, в том числе внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, которые все более приобретают мировой масштаб. Произошла так называемая интернационализация национальных интересов государств. Так, например, практически все государства заинтересованы в поддержании мирового правопорядка, в том числе в международном сотрудничестве по коллективной безопасности и совместной обороне, поскольку в современных условиях ни одно государство не в состоянии защитить себя в одиночку.

Функция поддержания мирового порядка предполагает объединение усилий государств по разоружению, ликвидации ядерного оружия, запрещению оружия массового уничтожения ит.д.

Глобальный правопорядок может быть установлен, но только при условии сотрудничества государств в таких сферах, как борьба с организованной транснациональной преступностью, наркобизнесом, международным терроризмом, торговлей людьми, похищением автомашин, рынком порнографии, сексуальных услуг и пр.

Одним из отрицательных последствий глобализации стал генезис транснациональной преступности с присущими ей качествами интеграции, специализации, появлением преступных сообществ с четкой организацией, обосновавшихся в одном государстве и действующих в нескольких государствах с наиболее благоприятной конъюнктурой.

Участие международного сообщества необходимо и в регулировании межнациональных конфликтов, которые нередко сопровождаются нарушением прав человека и, следовательно, требуют международного вмешательства.

Каждое государство имеет внутренние потребности и интересы, которые во многом определяют его внешнюю политику. Формы и методы реализации внутренних и внешних функций существенно различаются. Так, как действует государство внутри своей страны, оно не может действовать во взаимоотношениях с другими государствами. Поэтому представляется преждевременным объединять внутреннюю и внешнюю политику в одну сферу деятельности такого политического института, как государство.

С нашей точки зрения, политическая система для успешной работы должна быстро и эффективно реагировать на появления новых требований, особенно в условиях глобализации. Осуществить это возможно с помощью структурной систематизации и высокой специализации функций институтов политической власти. Каждая политическая структура (законодательная, исполнительная, судебная) должна выполнять четко очерченную функцию. При этом все специализированные структуры должны быть тесно взаимосвязаны и составлять внутренне интегрированную структуру.

Литература

1. Ясин Е.Г. Модернизация России: доклады для 10 конференций. Кн. 2. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2009. — С. 218-220.

2. Морозова Л.А. Влияние глобализации на функции государства // Государство и право. — М.: Наука, 2006.-№ 6.-С. 101-107.

3. Исаев Б.А., Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России. — СПб.: Питер, 2009. — С.221.

Коротко об авторе_______________________________________________Briefly about the author

Партугимов B.B., канд. полит, наук, руководи- V. Partugimov, Candidate of Political Sciences, Head тель группы экономической информации Службы of Economic Information Service of a major release of главноговыпуска ИТАР-ТАСС, г. Москва ITAR-TASS, Moscow