Формы работы в музее

Тема 5. Формы работы музея

5.1 Стационарные и передвижные формы музейной работы

Понятие экспозиции, основные этапы ее проектирования.

Слово экспозиция происходит от латинского «expositio» — выставлять и означает в широком смысле любую совокупность предметов, специально выставленных для обозрения.

Наиболее раннее определение музейной экспозиции – часть музейного собрания, выставленная для обозрения.

Современное музееведение под музейной экспозицией понимает целостную предметно-пространственную систему, в которой музейные предметы и другие экспозиционные материалы объединены концептуальным (научным и художественным) замыслом.

Музейная экспозиция – основная форма музейной коммуникации.

Музейные экспозиции принято подразделять на постоянные (стационарные) и временные; временные экспозиции называются выставки.

Экспозиционная работа – одно из направлений музейной деятельности, основное содержание которого заключается в проектировании экспозиции, монтаже и демонтаже экспозиций, проведении реэкспозиции, наблюдении за состоянием экспозиции, ведении текущей экспозиционной документации.

Экспонат – предмет, выставленный для обозрения. К экспонатам относятся помещенные на экспозицию музейные предметы, воспроизведения, научно-вспомогательные материалы.

Выставки – совокупность предметов, выставленных для обозрения на определенный срок; временная экспозиция. Само слово «exposition» в переводе означает «выставка». Изначально термины «экспозиция» и «выставка» были равнозначны, и лишь постепенно термин «экспозиция» стал означать относительно постоянное, а выставка – временное.

Выставки позволяют оперативно реагировать на потребности момента, вводить в научный оборот в специфически музейной форме результаты научных исследований сотрудников музея, увеличивают число доступных для широкого зрителя музейных предметов из фондов, позволяют показывать предметы из своего и других музеев в различных сочетаниях и контекстах.

В современных условиях, когда для музеев нередко бывает затруднительно создание масштабных дорогостоящих стационарных экспозиций, во многих музеях их заменяет система взаимосвязанных выставок.

Основные принципы построения музейной экспозиции.

– принцип системности (в формировании коллекции) и систематичности в ее представлении (линейность, последовательность, концентричность в устройстве экспозиции);

– принцип историчности (строгое соответствие эпохе, временному промежутку и пр.);

– принцип доступности материала (размещение, обозначение или звуковое сопровождение);

– принцип

Основные типы экспозиций

Тип экспозиции зависит от метода ее построения. Метод определяет характер интерпретации экспонатов, соотношение в экспозиции содержания и формы, взаимодействие научной и художественной составляющих проектирования, порядок сотрудничества экспозиционера и художника.

Сегодня трудно говорить о преобладании того или иного метода — используется широчайший диапазон экспозиционных средств, сочетание разных методов. Их разнообразие создает ту многообразную, яркую картину, которую представляет музейный мир России сегодня.

Систематические экспозиции. Предметную основу экспозиций этого типа составляют коллекции однотипных предметов, систематизированные и выставляемые в соответствии с классификацией, принятой в научной дисциплине или отрасли производства, а основную структурную единицу — систематический (типологический) ряд.

Большинство российских музеев сегодня используют систематический метод в той или иной форме своей экспозиционной деятельности. Выставки экспедиционные и из фондовых коллекций, значительная часть постоянных экспозиций геологических, зоологических и других естественно-научных музеев, экспозиции научных музеев выстраиваются в систематические ряды. Все чаще встречающиеся в музеях экспозиции «открытого хранения фондов» также, как правило, построены по систематическому методу.

В ансамблевых экспозициях сохраняется или воссоздается цельный ансамбль музейных предметов со связями, существовавшими между ними в среде бытования. Ансамблевый метод применяетсяв первую очередь при создании экспозиций в домах-музеях, музеях-дворцах, музеях-усадьбах, музеях-храмах. При экспонировании естественно-научных предметов построенная по этому методу экспозиция носит название ландшафтной экспозиции. Как специфический вид ансамблевых экспозиций под открытым небом можно рассматривать музеефицированные ансамбли, территории, фрагменты среды.

Тематические экспозиции строятся на основе тематических комплексов, при помощи музейных предметов, их воспроизведений, научно-вспомогательных материалов и текстов; в совокупности они призваны раскрыть определенную тему. На определенном этапе для тематических экспозиций было характерно излишне широкое использование научно-вспомогательных материалов и текстов, которыми часто компенсировалось недостаточное количество подлинных предметов, что вызвало критику метода. Однако при грамотном построении экспозиционных комплексов на основе подлинных музейных предметов тематический метод по сей день — один из самых распространенных при создании краеведческих, исторических, естественно-научных экспозиций.

Наполнение тематического комплекса образностью, эмоциональностью ведет к трансформации экспозиции в музейно-образную. Расцвет музейно-образного метода проектирования экспозиций наступает в 1960-70-е годы. Основой образности экспозиции в первую очередь становится сам подбор и дальнейшая группировка экспонатов. При наличии выразительных музейных предметов образ можно создать практически без использования вспомогательных средств. В экспозициях, построенных по этому методу, чрезвычайно важную роль начинают играть цвет и свет, подключаются аудиовизуальные системы.

Образно-сюжетные экспозиции рассматриваются музеологами как произведения самостоятельного вида искусства, синтезирующего элементы архитектуры, живописи, дизайна, театра, драматургии и т.п. Уже в самом названии подчеркнута особая роль драматического сюжета — последовательности образов, художественно организованных через пространственно-временные отношения. Сюжетно-образный метод построения экспозиций — самый молодой, построенные по этому методу экспозиции немногочисленны.

5.2 Особенности организации и проведения музейных экскурсий

Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем — «вылазка, поездка».

Каждая экскурсия представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями (тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность и др.).

В ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема (первая задача), услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача), ощутить величие подвига, значение исторического события (третья задача), овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача). В решении последней задачи большое место занимает формирование умения видеть.

Умение видеть как эстетическое восприятие сводится к умению воспринимать архитектурные массы, краски, линии всякого рода, группировки масс, красок, линий и их комплексы в условиях перспективы, света, воздуха, угла зрения.

Умение видеть как историческое восприятие заключается в следующем: во-первых, надо уметь найти в экскурсионном объекте типичные черты и особенности историко-культурного характера; во-вторых, надо уметь определить наслоения в экскурсионном объекте, сделанные временем, и его эволюцию; в-третьих, надо уметь найти исторические факты в монументальных и музейно-исторических памятниках — задача, всегда требующая больших знаний и навыков.

Материал экскурсии, профессиональное мастерство экскурсовода в его изложении дают возможность экскурсантам анализировать, делать необходимые выводы.

Эти умения в ходе показа и рассказа экскурсантам прививает экскурсовод При этом в качестве активных помощников экскурсовода выступают авторы экскурсии.

Одна из задач экскурсии – выработать у экскурсантов отношение к теме экскурсии, деятельности исторических лиц, событиям, фактам, в целом к материалу экскурсии и дать ей свою оценку.

5.3 Классификация музейных экскурсий, их подготовка и проведение

Закономерности проведения музейной экскурсии:

а) в основе любой экскурсии лежит один экскурсионный метод сообщения знаний;

б) показ и рассказ — составные части экскурсии и основные элементы;

в) движение (моторность) — один из признаков экскурсии;

г) экскурсионная методика является частной методикой и состоит из двух частей — методики подготовки и методики проведения экскурсий;

д) методика проведения экскурсий представляет собой совокупность методических приемов показа экскурсионных объектов и рассказа о них и событиях, с ними связанных.

Выделяют следующие виды музейных экскурсий:

– обзорная: многотемная или многоплановая. В ней используется исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов;

– тематическая: посвящена раскрытию одной темы, если это историческая экскурсия, то в ее основу может быть положено одно или несколько событий, объединенных одной темой, а иногда более продолжительный период времени;

– историческая: по определенной тематике или теме;

– литературная: на предмете сюжета литературного произведения или жизни писателя.

>Тема 7. Музейный менеджмент и маркетинг: новые подходы в работе музея

7.1. Перспективный план как основной инструмент менеджмента

Понятие менеджмент (англ. management от to manage — управлять) обозначает совокупность прин­ципов, методов, средств и форм управления производ­ством, а также интеллектуальными, финансовыми и другими ресурсами. Иными словами, менеджмент — это теория и практика управления учреждением и его персоналом.

Одним из основных инструментов менеджмента является перспективный план, в процессе разработки которого четко формулируются желаемые цели и на­мечаются пути их достижения. Он помогает более тщательно изучить сложившуюся в музее ситуацию и выявить приоритеты с точки зрения распределения финансирования и расстановки сотрудников. Соглас­но рекомендациям одного из ведущих специалистов в области музейного менеджмента Роджера Майлза, в процессе планирования следует учитывать три клю­чевых момента:

• четко представлять себе, в расчете на кого созда­ется план и проводится работа, то есть выявить ау­диторию,

• достигнуть полного и ясного понимания того, к че­му стремится музей, то есть выстроить иерархию целей и задач;

• проанализировать факторы, ограничивающие во­площение проекта.

Анализ факторов подразумевает выявление имеющихся в распоряжении му­зея финансовых ресурсов, людских ресурсов (не обходимые знания и умения), оборудования и материалов.

Необходимо, чтобы в разработке перспективного плана участвовали сотрудники музея, поскольку имен­но они составляют наиболее важную аудиторию, кото­рой он адресуется. К созданию плана привлекаются и другие заинтересованные группы и лица, имеющие отношение к музею, его политике и стилю работы; ведь именно они могут оказать музею поддержку в тя­желые времена. Это местные власти или центральное правительство, которое часто является основным ис­точником финансирования музея и в общих чертах оп­ределяет его политику, вышестоящие руководящие органы, посетители, исследователи, спонсоры, друзья музея. Каждая из этих групп, или аудиторий, предъяв­ляет к музею различные требования и оценивает его работу на основании различных критериев. Успеха музей добивается в том случае, когда ему удается учи­тывать и сочетать эти разнонаправленные интересы, не отдавая предпочтение ни одной из групп.

Основным источником информации, на основе которого создается перспективный план, являются сведения о проделанной ранее работе и достигнутых успехах. Второй по значимости источник идей — это так называемая «мозговая атака», представляющая со­бой творческий процесс, в ходе которого небольшие группы музейных сотрудников пытаются в сжатые сроки (20 — 30 минут) ответить на вопросы о том, как должна звучать формулировка миссии музея и каким образом он может получить наибольший доход от сво­ей деятельности. Сначала идеи только генерируются и фиксируются без обсуждения, независимо от того, сколь невероятными и фантастическими они могут по­казаться на первый взгляд. Затем один из членов груп­пы классифицирует ответы, придавая результатам «атаки» некую структуру; на этом этапе дается оценка индивидуальным идеям. Предложения одного из чле­нов группы, как правило, развиваются другими участ­никами.

Перспективное планирование предполагает по­стоянную корректировку уже написанного по мере накопления опыта, пока все части плана не станут со­гласованным целым. Например, после оценки финан­совых ресурсов и выявления реально выполнимых ви­дов работ может возникнуть необходимость пересмот­реть уже обозначенные цели и задачи.

Согласно методике, предложенной Роджером Майлзом, непосредственная разработка перспектив­ного плана состоит из следующих стадий:

1. Формулирование или переосмысление миссии музея, то есть цели, проясняющей природу и сферу де­ятельности музея. Например, в лондонском Музее ес­тествознания она звучит следующим образом: «Обес­печивать сохранность и дальнейшее развитие музей­ных коллекций, а также посредством их пропаганды содействовать изучению и лучшему пониманию окру­жающей природы, ее рациональному использованию и наслаждению ее красотой».

2. Анализ существующего положения дел. При этом особое внимание уделяется выявлению сильных и сла­бых сторон музея, а также открывающихся возможнос­тей и предстоящих трудностей для развития музея в бу­дущем. Иными словами, анализируются ключевые внеш­ние и внутренние факторы, могущие повлиять на решение наиболее важных для музея проблем.

3. Определение общего направления развития. При этом формулируемые цели, согласно «золотому правилу», должны быть:

• актуальными;

• приемлемыми, то есть отражающими интересы широкого крута заинтересованных лиц, чтобы те стремились оказать музею поддержку;

• реальными, то есть осуществимыми на основании имеющихся человеческих, финансовых и матери­альных ресурсов.

4. Разработка стратегии, отвечающей поставлен­ным целям (включая четко прописанные конкретные задачи, решение которых позволит добиться желае­мых результатов).

5. Обеспечение финансовой базы (бюджета).

6. Разработка механизма мониторинга и оценки эффективности работы.

Вернемся ко второй стадии разработки перспек­тивного плана. Для того чтобы оценить положение дел в музее, специалисты предлагают использовать ПЭСТ и СВОД анализы. Аббревиатура ПЭСТ расшифровы­вается как Политическая, Экономическая, Социальная и Технологическая среда. Цель этого анализа состоит в оценке возможностей дальнейшего развития музея в контексте внешней по отношению к нему ситуации, степень контроля над которой хотя и мала, но учиты­вать ее необходимо. Внешними факторами, способными повлиять на решение наиболее важных для музея проблем, могут быть:

а) политические факторы — возможные измене­ния в правительстве или проводимой им политике, из­менения в существующем законодательстве, введение новой организационной структуры для музеев;

б) экономические факторы — изменения в мест­ной или национальной экономике, оказывающие воздействие на количество или категории потенци­альных посетителей, на уровень дохода потенциаль­ного посетителя, на качество предоставляемых музе­ем услуг;

в) социальные факторы — демографические из­менения, оказывающие влияние на музейную аудито­рию, например, старение населения: усиление конку­рентной борьбы за финансовые ресурсы и посетителя, вызванные, например, появлением новых видов раз­влечений и досуга; новые возможности рынка, связан­ные с ростом туризма, обменом выставками; усиление роли музеев в решении социальных проблем;

г) технологические факторы — рост требований и ожиданий со стороны посетителей по мере усовер­шенствования стандартов подачи музейных коллекций и средств коммуникации; широкое распространение компьютеризированных систем, предоставляющих по­стоянный круглосуточный доступ к информации.

В ходе СВОД анализа рассматриваются Слабые стороны, Возможности, Опасности и Достоинства музея, то есть сопоставляются внутренние и внешние факторы, оказывающие влияние на развитие музея. Внутренние факторы — число посетителей, коллек­ции, выставочная деятельность, обслуживание посети­телей, финансирование, генерирование дохода — мо­гут быть как слабыми сторонами, так и достоинствами музея. Внешние факторы — политические, экономи­ческие, социальные и технологические — могут как создавать благоприятные возможности, так и таить опасности для развития музея.

СВОД анализ позволяет установить, не объедини­лись ли против музея его слабые стороны и опасности внешнего характера, неся реальную угрозу существованию музея. Сопоставительный анализ внутренних и внешних факторов позволяет понять степень эффективности прошлой работы музея, выявить имеющиеся проблемы и наметить пути их решения.

Вот анализ гипотетического положения дел в во­ображаемом российском музее, который приводит в одной из своих работ ведущий специалист в области музейного менеджмента, директор музеев в горо­де Зволле (Нидерладны) Герман Артс.

Сильные стороны музея. Он находится в крупном провинциальном городе; обладает великолепной кол­лекцией народного искусства и текстиля, а иконы из его собрания пользуются в стране широкой известно­стью; музей располагается в исторических зданиях, каждое из которых достойно посещения; его дирек­тор — высококвалифицированный профессионал, энергичный человек, умеющий сплачивать коллектив; у музея хорошие контакты с местными политически­ми лидерами.

Слабые стороны музея. Район, в котором располо­жен музей, редко посещают иностранные туристы; поток российских туристов резко сократился в связи с эконо­мической ситуацией в стране; бюджетного финансирова­ния хватает только на выплату зарплаты сотрудникам; резкое сокращение количества временных выставок по­влекло за собой уменьшение повторных посещений му­зея местными жителями; постоянная экспозиция мораль­но устарела; не хватает денег на охрану музея.

Возможности. Существует возможность отпра­вить в западноевропейские страны в рамках готовя­щейся выставки иконы из собрания музея; местный завод по производству стекла готов в качестве спон­сорской помощи предоставить витрины для постоян­ной экспозиции; создаются небольшие выставки, по­священные отдельным лицам и коллективам, извест­ным местному сообществу; музей разрабатывает специальные программы для учащихся в рамках школьной программы; во внутреннем дворике музей и другие организации устраивают театрализованные представления и концерты.

Опасности. Экономическая ситуация в стране ставит серьезные препятствия для развития музея; по­стоянная нехватка средств деморализует сотрудников; хранение фондов не вполне соответствует нормати­вам; Русская православная церковь требует возврата сокровищ, хранящихся в музее с 1920-х гг.; попытки расширить реальную музейную аудиторию оказыва­ются безуспешными, поскольку число учреждений, конкурирующих на рынке досуга, постоянно растет.

Выводы. СВОД анализ должен помочь музею оп­ределить приоритетные направления деятельности. Например, музей может решить, что его главным при­оритетом является организация зарубежной выстав­ки, которая принесет доход и будет способствовать упрочению репутации музея. Полученные средства могут быть использованы для внесения необходимых изменений в экспозицию, что сделает музей более привлекательным для местного сообщества.

Для того чтобы готовить разнообразные програм­мы, претворять в жизнь задуманные проекты и просто решать свои насущные проблемы, связанные с хране­нием коллекций, научно-исследовательской и куль­турно-образовательной деятельностью, музею необхо­димо расширять источники финансирования, не пола­гаясь только на бюджетные ассигнования или доход от входных билетов. Для российских музеев, еще только начинающих жить по законам рыночной экономики, проблема самофинансирования достаточно нова, в то время как зарубежные музеи уже накопили в этой об­ласти немалый опыт, в значительной мере примени­мый и к российской действительности.

Формы работы с посетителями музея

ЦГМ РК ежегодно использует различные формы культурно-образовательной деятельности, проводит разнохарактерные мероприятия — фестивали, дни открытых дверей, благотворительные акции, мастер-классы, концерты, обзорные и тематические экскурсии, исторические квесты, викторины, конкурсы, музейные уроки, творческие встречи и др. Популярными формами популяризации историко-культурного наследия сегодня являются фестивали, выставки-конкурсы, выставки-концерты, выставки-презентации коллекций, ярмарки, сочетающие несколько разных форм работы с аудиторией, имеющие свою привлекательность и пользующиеся большим спросом у посетителей музея.

Фестивали

ЦГМ РК с целью возрождения национальных традиций и знакомства посетителей с обычаями казахского народа ежегодно проводит несколько фестивалей народного искусства: «Краски Наурыза», являющийся уже доброй традицией музея в рамках празднования «Наурыз мейрамы», который знакомит посетителей с национальными традициями и обычаями; «Фестиваль красок», организованный совместно с учебными заведениями города, демонстрирующий детские работы учащихся художественных школ и изостудий города в различных жанрах и техниках; фестивали традиционной культуры и искусства различных народов мира — Японии, Туркмении, Китая, Ирана, Египта, Кореи, в сотрудничестве с Посольствами и консульствами зарубежных стран, аккредитованных в РК.

Тематические и обзорные экскурсии

В работе с посетителями используются как традиционные (базовые) формы работы (экскурсии, лекции, конкурсы, консультации и т.д.), так и нетрадиционные (инновационные) формы – мастер-классы, ярмарки, фестивали, музейные уроки и т.д.). Одной из традиционных форм культурно-образовательной деятельности является ЭКСКУРСИЯ. Музейные экскурсии подразделяются на обзорные и тематические, на исторические, литературные, искусствоведческие, естественнонаучные и пр. Тематические экскурсии проводятся преимущественно для учащихся школ, колледжей и студентов вузов (по программе, пройденной в учебном заведении или по новым выставкам, а также в целях подготовки учащихся к ЕНТ). Для проведения тематических экскурсий по археологии, истории, этнографии, антропологии, нумизматике, геральдике и др. привлекаются научные сотрудники музея. Музей для разных категорий посетителей предлагает экскурсионное обслуживание по 7 экспозиционным залам и выставкам на трех языках (казахский, русский, английский).

Музейные уроки

Среди музейных мероприятий, имеющих образовательную и просветительскую направленность, наиболее популярными в настоящее время можно назвать МУЗЕЙНЫЕ УРОКИ. Они призваны закрепить и углубить знания учащихся по отдельным темам, причем музейный предмет выступает здесь не только как иллюстрация, но и как источник для изучения. Музейный урок проводится с целью углубления знаний учащихся по теме учебного курса школы непосредственно на экспозиции музея. Особенность его заключается в реализации задач школьного образования в образовательной среде музея.

Музей предлагает учащимся младших и средних классов музейные уроки, которые проводятся в экспозиционных залах музея. В настоящее время музейными педагогами разработан РЯД МУЗЕЙНЫХ УРОКОВ по археологии, традиционной культуре казахов и современной истории Казахстана. Музейные уроки проводятся с использованием наглядных пособий, электронной презентации, видеофильмов.

Музейные уроки, проводимые сотрудниками музея:

  • Традиционная одежда казахов;
  • Юрта-традиционное жилище казахов
  • Казахские ювелирные украшения
  • Государственные символы Республики Казахстан
  • Путешествие по Независимому Казахстану
  • По единым Шаныраком
  • История тенге
  • Бесік – гениальное изобретение кочевников
  • Тайны бабушкиного сундука

(Краткая информация о текущих тематических музейных лекциях, уроках, экскурсиях)

Квест-игры в музее

Сегодня активно развивается новая форма работы с музейной аудиторией, которая обретает особую популярность – это квест-игра. В рамках музейно-педагогической деятельности для учащихся общеобразовательных школ музейными педагогами Центра культурно-образовательной работы были разработаны исторические квесты по истории и культуре Казахстана — «Путешествие в мир палеонтологии и археологии» и «История предметов из бабушкиного сундука». Квест–игра по истории Казахстана предполагает выполнение цикла определенных заданий в музейной экспозиции. Занятия проходят в игровой форме на казахском и русском языках. Квест-игры рассчитаны для учащихся школ 5-8 классов с целью самостоятельного изучения экспозиции 1-2 экспозиционных залов музея.

Образовательные программы

Важным направлением в музейно-педагогической деятельности ЦГМ РК является разработка и реализация культурно-образовательных проектов и программ по истории и культуре Казахстана. Музейные педагоги Центра культурно-образовательной работы разрабатывают и предлагают учащимся учебных заведений образовательные программы в рамках фондовых выставок музея по историко-культурному наследию страны. При разработке образовательных программ музейные специалисты используют разнообразные приемы и методы работы с детьми, развивающие творческие и интеллектуальные способности учащихся. Интерактивное направление (прямое взаимодействие музея с аудиторией посредством диалогового обучения) является одной из распространенных форм современной культурно-образовательной деятельности музея. В работе с учащимися и студентами используются такие интерактивные методы, как игровой, ролевой, вопросно-ответный, направленные на познавательную активность.

В 2017-2018 гг. ЦГМ РК разработал и предлагает учебным заведениям три музейно-педагогические программы, направленные на знакомство учащихся с историко-культурным наследием страны:

— «В страну Нумизматики» (для учащихся 5-7 классов общеобразовательных школ города Алматы);

— «В мир традиционной казахской культуры по произведениям художника Н.Хлудова», знакомящая с традициями и обычаями казахского народа.

— Интерактивная образовательная программа «Я и мой Музей», которая знакомит с миром музея, историко-культурным наследием страны и музейной терминологией – «Что такое Музей», «Экспонат», «Музейный предмет», «Раритет», «Экспозиция», «Выставка», «Музейные технологии», «Реставрация», «Наследие» и др. Программа расчитана на детскую аудиторию, средние классы общеобразовательных школ.

Благотворительные акции

Традиционным направлением культурно-образовательной деятельности музея является проведение благотворительных акций, нацеленных на поддержку социально незащищенных слоев населения (детей-сирот, детей-инвалидов и др.). Уже на протяжении 15 лет ЦГМ РК сотрудничает с Благотворительным фондом защиты материнства, опекунства и детства «Алтын-Көл», Общественным объединением инвалидов «Кенес», Общественным фондом им. М. Оспанова, интернатами, детскими домами и детскими садами.

Новогодние Елки в музее

ЦГМ РК проводит благотворительные новогодние елки для детей в сотрудничестве с различными компаниями и общественными фондами, в рамках которых организовываются концерты, спектакли, экскурсии, викторины, вручение новогодних подарков от спонсоров и партнеров музея.

Благотворительные акции для ветеранов ВОВ и труда

Музей ежегодно в поддержку ветеранов ВОВ проводит благотворительные акции, встречи поколений, целью которых является показать учащимся примеры героизма и любви к своей Родине. Встречи учащихся с ветеранами ВОВ дает возможность молодому поколению приобщиться к историческому прошлому страны, сформировать гражданское самосознание и казахстанский патриотизм, выразить свои чувства благодарности и уважения к ветеранам.

Встречи с деятелями науки, культуры и искусства

Большое значение музей придает популяризации исторических знаний в учебно-образовательном процессе. ЦГМ РК ежегодно организовывает встречи с видными учеными-историками Казахстана, общественно-политическими деятелями, художниками, скульпторами, мастерами декоративно-прикладного искусства, культурологами и искусствоведами, ветеранами ВОВ и др.

Мастер-классы в музее

Мастер-классы в последнее время пользуются большим спросом у широкой аудитории и выступают как одна из самых эффективных и популярных форм обучения в культурно-образовательной деятельности музея. Мастер-классы позволяют обучиться новой методике, новому жанру, технике в искусстве, освоить авторскую программу, а также непосредственно вступить в диалог со специалистом-педагогом. Это одна из разновидностей интерактивного обучения в музейной работе, преимущества которого сочетание теоретической части, индивидуальной работы и приобретение практических навыков.

Ежегодно Музей организовывает более 40 различных по тематике и профилю мастер-классов:

по живописи и традиционным видам казахских ремесел — ювелирному искусству, войлоку, вышивке, обработке кожи, дерева и др. Различные виды вышивки, аппликации и құрақ-корпе (лоскутное одеяло) реставраторы музея демонстрируют посетителям в рамках мероприятий и выставок.

Дни открытых дверей

Проведение дней открытых дверей является одной из традиционных форм привлечения посетителей в музей. Такие мероприятия пользуются большой популярностью у горожан, и согласно статистике, в эти дни музей переполнен посетителями, и чаще всего это родители с детьми, общеобразовательные школы и детские дома, интернаты. Дни открытых дверей проводятся в рамках государственных и национальных праздников — День Победы, Международный День музеев, Международный день детей и др.

Концерты

Концерт – это уже сложившаяся традиционная форма культурно-образовательной деятельности, демонстрирующая творческую самодеятельность музыкальных, творческих коллективов, которая привлекает посетителей разных возрастных категорий – и детей, и молодежь и пожилых людей.

ЦГМ РК ежегодно проводит несколько концертов, приуроченных к национальным и государственным праздникам, а также юбилейным датам отечественной истории:

— концерт по случаю празднования «Наурыз мейрамы»;

-концерт, приуроченный Международному Дню Музеев (18 мая);

-концерт в рамках празднования Дня Независимости РК (16 декабря).

Детские площадки

На время зимних и летних каникул в музее организуются детские творческие площадки для учащихся школ для проведения совместного досуга родителей с детьми, где дети могут продемонстрировать свои художественные способности и создать свой рисунок на музейную тематику после знакомства с экспозициями музея (например «Интересный музейный предмет», «Этот предмет есть у меня дома», «Об этом предмете мне рассказал экскурсовод музея» и т.д.).