Физкультурно спортивная организация

Технология создания физкультурно-спортивной организации

Учредительный договор

Учредительные документы ФСО

ФСО как юридическое лицо создается и функционирует на основании таких учредительных документов, как учредительный договор и устав.

Вучредительном договоре учредители обязуются создать физкультурно-спортивную организацию как юридическое лицо, оп­ределяют порядок совместной деятельности по ее созданию, ус­ловия передачи ей своего имущества и участия в ее деятельности. Учредительным договором определяются также условия и поря­док распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью физкультурно-спортивной организа­ции, выхода учредителей (участников) из ее состава.

Уставдолжен включать:1) Название, цели ФСО, его организационно-правовую форму. 2) Структуру ФСО её руководящие и контрольно-ревизионный органы, территорию, в пределах которой организация осуществляет свою деятельность, её имущество. 3)Организационные основы деятельности учреждения. 4)Финансовую деятельность. 5) Документацию, порядок учета и отчетности в организации. 6) Порядок реорганизации или ликвидации ФСО.

Создание физкультурно-спортивной организации представля­ет собой достаточно сложный и многообразный процесс, для ко­торого характерна определенная технология.

Технологию создания физкультурно-спортивной организации можно определить как систему формализованных (с помощью нормативно-правовых актов различного уровня и характера) процедур и опера­ций организационного характера, выполняемых уч­редителями, руководителями и сотрудниками в определенной последо­вательности с использованием утвержденных форм документов.

При этом операция рассматривается как законченное целесооб­разное действие, направленное на выполнение определенной задачи орга­низационного, экономического, социального или другого характера.

Каждая операция выполняется в соответствии с определенны­ми правилами и должна быть увязана с предыдущими и последу­ющими операциями технологического цикла. Являясь исходным звеном процесса управленческого труда, операция приобретает особое значение с точки зрения его организации. До того как при­ступить к выполнению определенной операции, исполнитель дол­жен быть соответствующим образом подготовлен. В его подготов­ленности особое значение приобретают операционно-процедурные (технологические) карты, должностные инструкции, норма­тивы и другие материалы.

Процедура представляет собой систему последовательно реализуе­мых правил о выполнении в определенном порядке различных операций, приводящих к решению задач, стоящих перед управляющей системой.

Технология создания физкультурно-спортивной организации, как и любая другая управленческая технология, характеризуется процессами движения и обработки главным образом документи­рованной информации, которая придает официальный характер статусу, направлениям деятельности организации и действиям ее сотрудников, а документам — юридическую силу.

В группу основных процедур входят: 1) выбор организацион­но-правовой формы; 2) институционализация и 3) лицензирова­ние деятельности физкультурно-спортивной организации.

Вместе с тем технология создания физкультурно-спортивной организации включает и иные процедуры, характеризуемые как вспомогательные, к которым относятся порядок финансирования деятельности физкультурно-спортивной организации, обеспече­ние ее функционирования необходимым инвентарем и оборудо­ванием, кадрами и некоторые другие. С одной стороны, Эти про­цедуры более тесно связаны с технологиями других этапов про­цесса управления. С другой стороны, без них невозможно, как будет показано ниже, полностью реализовать технологию созда­ния физкультурно-спортивной организации. Отличительной осо­бенностью вспомогательных процедур является менее жесткая регламентация их выполнения.

Процедура выбора организационно-правовой формы физкультурно-спортивной организации

1операция принятие упр-го решения о том будет создаваемая ФСО коммерческой либо некоммерческой.

2 операция – выбор организационно-правовой формы ФСО

3 операция – принятие упр-го решения о том: будет ли ФСО приобретать права юридического лица.

Процедура институционализации физкультурно-спортивной организации

Институционализацияпредполагает: 1) учреждение каких-либо новых общественных институтов, т.е. организацию общественной деятельности и социальных отношений, воплощающую в себе нормы экономической, политической, правовой, нравственной и т.п. жизни общества; 2) правовое и организационное закрепление тех или иных общественных отношений.

В данном случае институционализация ФСО связана с правовым и организа­ционным закреплением отношений группы физических и юриди­ческих лиц, имеющих, потребность совместного участия в ФСД.

1операция – формирование группы учредителей;2 операция – разработка устава; 3 операция – проведение общего собрания учредителей;4 операция – государственная регистрация

Для государственной регистрации подаются следующие документы: заявление в регистрирующий орган; устав ФСО (два экземпляра); вы­писка из протокола общего собрания учредителей; сведения об учредителях; документ (квитанция) об уплате регистрационного сбора; документ о предоставлении ФСО юридического адреса; протоколы учредительных общих собраний структурных подразделений. Пакет перечисленных документов подается на государствен­ную регистрацию в течение 3-х месяцев со дня проведения об­щего собрания учредителей.

5 операция – изготовление печати;6 операция – постановка на учет в органе государственной статистики. Зарег-ная ФСО должна встать на учет в органах по статистике, уплатив регистрационный сбор. 7 операция – постановка на учет в налоговом органе. Постановка зарег-ной ФСО на учет в налоговых органах осущ-ся путем подачи заявле­ния в соответствующую Инспекцию Министерства по налогам и сборам по месту нахождения юридического адреса общественно­го объединения в течение десяти дней после его гос-ной регистрации, с уплатой регистрационного сбора.

К заявлению прилагается Свидетельство о государственной регистрации юридического лица и копии учредительных докумен­тов (решение о создании организации и Устав), а также справка Госкомстата.

Налоговый орган осуществляет постановку налогоплательщи­ка на учет в течение пяти дней со дня подачи им всех необходи­мых документов и выдает общественному объединению Свиде­тельство о постановке на учет в налоговом органе по установлен­ной форме.

Операции 8—11: постановка на учет во вне­бюджетных фондах.

Постановка общественного объединения на учет во внебюд­жетных фондах — Фонде обязательного медицинского страхова­ния РБ, Пенсионном фонде РБ, Фонде социального страхования РБ, Фонде занятости РБ — осуществляется параллельно на основе подачи заявлений и комплекта необходимых докумен­тов.

Процедура лицензирования деятельности физкультурно-спортивной организации

1операция – получение заключения органа Санэпиднадзора.

Для получения заключения необходимо обратиться в орган Санэпиднадзора с заявлением, к которому прилагаются свиде­тельство о регистрации организации, договор аренды помещений и копии сертификатов соответствия на оборудование. Представители органа Санэпиднадзора проводят натурное об­следование помещений физкультурно-спортивной организации, спортивного инвентаря и оборудования, ознакамливаются с ме­дицинскими справками ее сотрудников и составляют заключение.

На основе названных документов и мероприятий орган Сан­эпиднадзора выдает заявителю Санитарно-эпидемиологическое заключение.

2операция – получение заключения Госпожнадзора.

Для получения заключения необходимо обратиться в орган Госпожнадзора с заявлением.

Представители органа Госпожнадзора проводят натурное об­следование помещений физкультурно-спортивной организации, по результатам которого составляют рапорт.

На основе рапорта орган Госпожнадзора выдает заявителю За­ключение о соответствии объекта требованиям пожарной без­опасности.

3операция – получение заключения отдела экспертизы, предлицензионной подготовки и сертификации физкультурно-оздорови­тельных и спортивных услуг. Для получения заключения необходимо обратиться в отдел с заявлением, к которому прилагаются все необходимые документы. На основе анализа предъявленных документов и результатов на­турного обследования выдается заявителю заключение о соответствии соискателя лицензии требованиям, предъявляемым к осуществле­нию физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

4операция – получение лицензии на осуществление деятель­ности по оказанию физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг.

Для получения лицензии необходимо обратиться в местные органы управления (облисполком, горрайисполком) с заявлением, к которому прилагают­ся следующие документы (нотариально заверенные копии): устав организации; свидетельство о регистрации организации; свиде­тельство о постановке на учет в налоговом органе; договор арен­ды помещений; санитарно-эпидемиологическое заключение; за­ключение о соответствии объекта требованиям пожарной безо­пасности; справки Бюро технической инвентаризации; характе­ристика объекта лицензирования; документ, подтверждающий вне­сение платы за рассмотрение заявления. Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принима­ется в течение 30 дней со дня подачи заявления со всеми необхо­димыми документами.

4. Общественные (общественно-государственные) физкультурно-спортивные общества: БФСО «Динамо», физкультурно-спортивное общество профсоюзов и др.

”Динамо“

Республиканское государственно-общественное объединение ”Белорусское физкультурно-спортивное общество ”Динамо“ (далее – БФСО ”Динамо“) – некоммерческая организация, основанная на членстве юридических и физических лиц. БФСО ”Динамо“ является добровольным объединением, осуществляющим свою деятельность на всей территории Республики Беларусь;

Предметом деятельности БФСО ”Динамо“ является спортивная и физкультурно-оздоровительная работа, направленная на достижение следующих целей:

содействие физической, специальной и огневой подготовке военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, финансовых расследований Комитета государственного контроля, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, прокурорских работников, должностных лиц таможенных органов (далее – военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава, прокурорские работники, должностные лица таможенных органов);

развитие спорта высших достижений;

укрепление здоровья населения.

Основными государственно значимыми задачами БФСО ”Динамо“ являются: участие в организации и обеспечении физической, специальной и огневой подготовки военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, прокурорских работников, должностных лиц таможенных органов, обучении их боевым приемам борьбы и рукопашного боя;

развитие военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта, подготовка спортсменов высокого класса и перспективного резерва из числа учащихся детско-юношеских спортивных школ БФСО ”Динамо“;

обеспечение участия членов БФСО ”Динамо“ в спортивных соревнованиях, в том числе в чемпионатах Европы, мира, Олимпийских играх, других международных соревнованиях;

организация и проведение спортивных, физкультурно-массовых и оздоровительных мероприятий;

взаимодействие с государственными органами, общественными организациями (объединениями) и иными организациями Республики Беларусь по вопросам проведения спортивных соревнований, развития массового спорта, укрепления здоровья населения;

укрепление собственной материально-технической базы;

содействие развитию рынка отечественных спортивных товаров (работ, услуг), отечественной спортивной индустрии.

Классификация организаций системы физической культуры и спорта

Физкультурно-спортивные организации и их разнообразная деятельность составляют систему физической культуры и спорта в стране. Разнообразие интересов людей и видов физкультурно-спортивной деятельности привели к появлению большого количества организаций. В определении общих подходов к классификации физкультурно-спортивных организаций нужно исходить из того, что в системе отраслей народного хозяйства физическая культура и спорт является отраслью услуг, а деятельность большинства организаций отрасли направлена на производство товаров и услуг в разнообразных и специфических формах. Одна группа организаций выпускает и реализует спортивный инвентарь, обувь, одежду, оборудование, занимается ремонтом и строительством спортивных сооружений. Вторая группа организаций занимается услугами: сервисными, физкультурно-оздоровительными, спортивными, информационными и др. Отметим специфику и особенности данного вида услуг:

— они несохранимы и одновременны — не воспользовавшись услугой в определенное время, ее невозможно повторить (время спортивных соревнований, занятий и т.д.);

— они неосязаемы — так как до пользования нельзя судить о качестве услуги;

— они разнородны — уровень услуги, ее оценка и качество в разное время может быть различной, к тому же многое зависит от психологии и индивидуальных качеств и особенностей клиента.

Третья группа организаций оказывает услуги по управлению. Организации данной группы разнятся по своим полномочиям, размерам, статусу, спортивной специализации и другим характеристикам, что дает повод для классификации. В определении подходов к классификации следует учитывать реальную ситуацию, а также традиции и преемственность управления физической культурой и спортом в СССР(Починкин, 2012).

Критериями классификации спортивных организаций в современных условиях могут служить: принадлежность; характер управленческих отношений; способ получения прибыли, средств.

1. По принадлежностиразличают:

1. государственные организации: к ним относятся Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ, региональные органы управления ФКиС (в различных субъектах Российской Федерации они носят разное название);

2. ведомственные организации министерств (силовые министерства, министерства образования, здравоохранения и др.);

3. общественные — спортивные федерации по видам спорта, Олимпийский комитет России, спортивные клубы и союзы, общества;

4. общественно-государственные (добровольные спортивные общества, например ОГФСО «Юность России», ВФСО «Динамо», ДОСААФ России и т.п.);

5. частные организации — профессиональные клубы, спортивные фирмы по производству товаров и предоставлению услуг.

Государственные и ведомственные организации во многом сохранили набор функций управления. С учетом нового законодательства, социально-экономического положения корректировались их цели, масштабы и уровни компетенции, объем деятельности. Они выбирали такой статус и структуру управления, которые позволяют лучше приспособиться к внешним условиям. По уставу ДСО не должно ставить коммерческие цели. Добровольных членов должно быть больше, чем оплачиваемых работников. Наличие добровольных начал и добровольных работников в управлении делает менеджмент специфическим и отличающимся от других организаций. В соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» (1995) физкультурно-спортивные организации: клубы (физкультурно-оздоровительные, спортивные, спортивно-технические) и коллективы физической культуры (КФК) — могут иметь любую организационно-правовую форму и форму собственности.

Основными видами деятельности, осуществляемыми спортивными клубами и КФК, являются: организация физкультурно-оздоровительной работы с гражданами, в том числе с детьми и с обучающимися в образовательных учреждениях, ветеранами, инвалидами; подготовка спортивного резерва, спортивных команд и спортсменов высокой квалификации. Деятельность спортивных организаций, связанная с физиче­ским воспитанием граждан и выявлением перспективных и талантливых спортсменов в различных видах спорта, подпадает под определение любительского спорта и носит некоммерческий характер. Вместе с тем современное законодательство не запрещает, а, напротив, оговаривает возможность ведения спортивными организациями коммерческой (предпринимательской) деятельности.

В рамках осуществления основных видов деятельности физкультурно-спортивные организации оказывают платные услуги населению, доход от оказания которых является одним из источников финансирования деятельности спортивной организации.

Перечень платных услуг физической культуры и спорта был установлен Инструкцией по учету платных услуг населению, утвержденной постановлением Госкомстата России от 24 сентября 1992 г. № 156.(С введением в действие в 2001г. «Временной инструкции по отражению в формах федерального государственного статистического наблюдения сведений об оказании платных услуг населению», утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 3 декабря 2001 г. № 92, данная Инструкция была отменена. В новой инструкции нет упоминания о платных услугах в сфере физической культуры и спорта.)

В соответствии с пунктом 9 инструкции в платные услуги физической культуры и спорта были включены:

— стоимость билетов на спортивные соревнования, праздники, спортивно-зрелищные мероприятия, календарные и матчевые встречи, проводимые на спортивных сооружениях;

— стоимость абонементов и разовых билетов на занятия физической культурой и спортом в учебных группах и командах по видам спорта, школах, клубах оздоровительной направленности, общей физической подготовки, здоровья, закаливания, плавания, оздоровительного бега и ходьбы, атлетической, ритмической и лечебной гимнастики, ходьбы на лыжах и т.п.;

— плата за обучение навыкам спорта и развитию физических качеств на курсах, услуги по подготовке инструкторов физической культуры и спорта для работы в платных группах;

— плата населения за пользование спортивным оборудованием, формой и другие услуги, предоставляемые посетителям спортивных сооружений.

2. По характеру отношенийорганизации делятся на профессиональные и любительские.

К первым относятся те, что имеют постоянство целей и профессиональных работников управления, как правило, аппарат, с разделением функций по объему, характеру, полномочиям, ответственности. Регламент деятельности закреплен положением, другими организационно-правовыми актами. Позиции и роли работников определены контрактами, договорами, приказами, инструкциями.

Любительские организации, в отличие от профессиональных, управляются на общественных началах. Возможно наличие профессионального работника с управленческими функциями и правами. Основными функциями являются организация, планирование, координация, стимулирование. Властные и регламентирующие начала размыты. В большей степени в работе руководителя важны инициатива, ответственность, качества лидера, которые мотивируют участников. Такая форма организации свойственна первичным физкультурно-спортивным коллективам в учреждениях, на предприятиях, в учебных заведениях, детских организациях. Временный фактор может быть различным, а вся деятельность — носить постоянный характер.

3. По основным источникам получения средстворганизации могут быть представлены как коммерческие, некоммерческие и смешанные. К коммерческим организациям можно отнести магазины по продаже спортивных изделий, фабрики по производству спортивного оборудования и инвентаря. Основная цель их деятельности — получение прибыли путем удовлетворения потребностей людей и общества.

К некоммерческим организациям (Некоммерческие организации в сфере физической культуры и спорта могут существовать в следующих организационно-правовых формах: учреждение, фонд, автономная некоммерческая организация, некоммерческое партнерство, ассоциация (союз), государственная корпорация, общественная организация и др.) относятся те, которые получают государственные или другие средства, дотации для ведения своей деятельности. К ним относятся государственные и ведомственные организации, такие как комитеты по физической культуре и спорту, ведомственные организации силовых структур, министерства образования и науки и других отраслей, центры спортивной подготовки. В общем виде возможные источники финансирования некоммерческих организаций сферы физической культуры и спорта представлены в табл. 3.

Таблица 3 Возможные источники финансирования некоммерческих организаций сферы физической культуры и спорта

Государственные Собственные Привлеченные
Прямое финансирование Членские взносы Благотворительные средства
Программно-целевое финансирование Доходы от основной деятельности Спонсорские средства
Адресное финансирование Доходы от неосновной деятельности Гранты
Государственное субсидирование Заемные средства
Государственные дотации Кредиты
Государственные субвенции
Косвенное финансирование (налоговые льготы)

Поясним отдельные источники финансирования организаций этой группы. Программно-целевое финансирование означает покрытие расходов спортивных организаций по выполнению специальных программ (федеральных, региональных, городских, отраслевых, межотраслевых) развития физической культуры и спорта. Адресное финансирование направлено на поддержку какой-либо инициативы, предложения от спор­тивной организации, например проведения определенных физкультурно-спортивных мероприятий во время празднования Дня города или Дня Победы. Субвенция — вид денежной помощи муниципальным органам власти со стороны государства, выделяемой на определенный срок на конкретные цели. В отличие от дотации она подлежит возврату в случае нецелевого использования или использования не в установленные сроки. Доходами от неосновной деятельности могут служить банковские депозиты, средства от сдачи в аренду помещений и площадей физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, не используемых в основной деятельности, и др.

Группа некоммерческих спортивных организаций включает и первичные физкультурно-спортивные организации, получающие средства от профсоюзов. К ним относятся коллективы физической культуры (КФК), спортивные клубы предприятий, секции, группы, команды по видам спорта, туризму и др.

Группу смешанных организаций составляют те, бюджет которых складывается из дотаций, субсидий от государственных, ведомственных и других организаций и средств, которые зарабатываются собственной хозяйственной деятельностью с помощью маркетинга. В эту группу, например, входит Олимпийский комитет России, часть спортивных федераций, союзов и ассоциаций профсоюзов, спортивные и профессиональные клубы коммерческого спорта. Организации физкультурно-спортивной направленности могут функционировать в установленных Гражданским кодексом организационно-правовых формах.

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Какие три смысловых значения являются определяющими для понятия организация?

2. Какие основополагающие позиции обуславливают характер и структуру систем управления?

3. Основные характерные особенности, определяющие организацию.

4. Что такое организационная структура?

5. Какие основные виды организационных структур применяются?

6. По какому принципу строилось управление физкультурно-спортивным движением в нашей стране до 1992 г.?

7. Четыре этапа становления органов управления физической культурой в СССР.

8. Эволюция центральных органов управления.

9. Какие новые идеи, принципиально конфликтующие с прежними установками, заложены в современную систему управления физической культурой и спортом?

10. Классификации спортивных организаций по принадлежности.

11. Классификации спортивных организаций по характеру управленческих отношений.

12. Классификации спортивных организаций по источнику получения средств.

1.4. Разнообразие видов физкультурно-спортивных предприятий определяющий фактор в развитии физической культуры и спорта в России

Современное состояние вопросов развития физической культуры и спорта целиком и полностью зависит от тех физкультурно-спортивных и оздоровительных предприятий, которые будут вовлекать большое число граждан в систематические занятия. Стоит отметить, что большая часть данного вида предприятий являются некоммерческими структурами и требуют огромных финансовых вложений со стороны правительства. Сравнивая результаты прошедших крупных соревнований, можем констатировать, что проблема подготовки спортивных резерва страны находится на недостаточно высоком уровне. Спортивные школы в частности не имеют на данный момент необходимой нормативно-правовой базы, и в настоящее время активно организуются на коммерческой основе. Хорошо это или плохо покажет время. Выделим и ознакомимся с существующими в данный момент видами физкультурно-спортивных предприятий и организаций.

Общественное объединение – добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (уставные цели).

Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица — общественные объединения.

Общественные организации могут создаваться в нескольких организационно-правовых формах, но для спортивных организаций подходит, скорее всего, только общественная организация.

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

При создании общественной организации ее учредители автоматически становятся членами, приобретая соответствующие права и обязанности.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица — общественные объединения, если иное не установлено указанным Федеральным законом, а также законами об отдельных видах общественных объединений.

Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет.

Членами и участниками детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие 8 лет.

Условия и порядок приобретения, утраты членства, включая условия выбытия из членов общественных объединений по возрасту, определяются уставами соответствующих общественных объединений.

Требование об указании в официальных документах на членство или участие в тех или иных общественных объединениях не допускается. Принадлежность или отсутствие принадлежности граждан к общественным объединениям не может являться основанием для ограничения их прав или свобод, условием для предоставления им государством каких-либо льгот и преимуществ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений.

Не может быть учредителем, членом, участником общественного объединения лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда.

Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть избраны почетными членами (почетными участниками) общественного объединения без приобретения прав и обязанностей в данном объединении.

Спортивные федерации

Согласно Федеральному закону от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» спортивная федерация – это общественная организация, которая создана на основе членства и целями которой является развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, организация, а также проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов – членов сборных команд. При этом могут создаваться местные, региональные и общероссийские спортивные федерации.

Так как спортивные федерации являются общественными организациями, все вышесказанное в отношении общественных объединений относится и к спортивным федерациям, если только иное не сказано ниже.

Общероссийской спортивной федерацией является общественная организация, которая создана на основе членства, получила государственную аккредитацию и целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, организация, а также проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов — членов спортивных сборных команд. Не могут создаваться и действовать общероссийские спортивные федерации по национальным видам спорта.

Региональная спортивная федерация создается и действует в целях развития определенного вида или определенных видов спорта на территории субъекта Российской Федерации.

Местная спортивная федерация создается и действует в целях развития определенного вида или определенных видов спорта на территориях муниципального района, городского округа, внутригородского муниципального образования города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга.

Официальные наименования спортивных федераций должны содержать указания на организационно-правовую форму спортивной федерации (общественная организация), территориальную сферу ее деятельности (общероссийская, региональная, местная), а также на вид или виды спорта, в целях развития которых создана спортивная федерация. Спортивные федерации вправе использовать в своих наименованиях слова «союз» или «ассоциация», не являющиеся в этом случае указанием на их организационно-правовую форму.

Общероссийские и региональные спортивные федерации подлежат обязательной аккредитации. Аккредитация и государственная регистрация спортивной федерации как юридического лица – понятия разные.

По одному виду спорта на территории Российской Федерации или одного субъекта Российской Федерации может быть аккредитована в качестве соответственно общероссийской или региональной спортивной федерации только одна общественная организация.

Органом, осуществляющим государственную аккредитацию общероссийских спортивных федераций, является Федеральное агентство по физической культуре и спорту.

Правила аккредитации общероссийских спортивных федераций определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2001 г. № 515 «Об утверждении положения об аккредитации общероссийских физкультурно-спортивных объединений (федераций, союзов, ассоциаций) по различным видам спорта».

С момента государственной аккредитации организация приобретает статус общероссийской спортивной федерации. Государственная аккредитация осуществляется на четырехлетний срок.

В связи со сложностью видов спорта, развитие которых осуществляется, и с другими особенностями в порядке, определенном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Олимпийского комитета России, возможно получение государственной аккредитации и приобретение статуса общероссийской спортивной федерации общественной организацией, членами которой являются аккредитованные региональные спортивные федерации, осуществляющие свою деятельность на территориях менее чем половины субъектов Российской Федерации.

Использовать в наименованиях юридических лиц словосочетание «общероссийская спортивная федерация» вправе только общественные организации после приобретения статуса общероссийской спортивной федерации.

Уставом общероссийской спортивной федерации может быть исключено членство в ней физических лиц.

В члены общероссийских спортивных федераций в соответствии с их уставами могут быть приняты спортивные клубы независимо от организационно-правовых форм и их объединения, осуществляющие свою деятельность преимущественно в соответствующем виде или видах спорта. Перечень видов спорта, для развития которых создаются и действуют общероссийские спортивные федерации с возможным членством спортивных клубов и их объединений, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта с учетом мнения Олимпийского комитета России.

Общероссийские спортивные федерации открыты для вступления в них новых членов.

Общероссийские спортивные федерации вправе:

  1. организовывать и проводить по соответствующему виду спорта чемпионаты, первенства и кубки России, разрабатывать и утверждать положения (регламенты) о таких соревнованиях, наделять статусом чемпионов, победителей первенств, обладателей кубков России, а также делегировать на срок не более чем три года иным созданным в виде некоммерческих организаций физкультурно-спортивным организациям право на проведение таких соревнований;

  2. обладать всеми правами на использование символики спортивных сборных команд по соответствующим видам спорта, за исключением государственной символики Российской Федерации;

  3. осуществлять аттестацию тренеров и спортивных судей по соответствующим видам спорта и контроль за их деятельностью;

  4. отбирать и представлять спортсменов, тренеров и спортивных судей по соответствующим видам спорта на присвоение международными спортивными организациями званий и квалификаций;

  5. разрабатывать с учетом правил, утвержденных международными спортивными федерациями, правила соответствующих видов спорта, а также утверждать нормы, устанавливающие права и обязанности, в том числе спортивные санкции, для признающих такие нормы субъектов физической культуры и спорта;

  6. осуществлять формирование, подготовку спортивных сборных команд Российской Федерации по соответствующим видам спорта для участия в международных спортивных соревнованиях и направлять их для участия в этих соревнованиях;

  7. устанавливать ограничения на участие во всероссийских официальных спортивных соревнованиях по соответствующим видам спорта спортсменов, не имеющих права выступать за спортивные сборные команды Российской Федерации в соответствии с нормами международных спортивных организаций, проводящих соответствующие международные соревнования;

  8. принимать участие в формировании Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;

  9. организовывать и проводить межрегиональные, всероссийские и международные официальные спортивные мероприятия по соответствующим видам спорта;

  10. вносить предложения о включении спортивных дисциплин во всероссийский реестр видов спорта;

  11. вступать в международные спортивные организации, приобретать права и нести обязанности, соответствующие статусу членов международных спортивных организаций, если такие права и обязанности не противоречат законодательству Российской Федерации;

  12. получать финансовую и иную поддержку, предоставленную для развития соответствующих видов спорта, из различных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников;

  13. осуществлять иные права в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Права, указанные в пунктах 1-5, могут осуществлять только общероссийские спортивные федерации. Иные физкультурно-спортивные организации, созданные в виде некоммерческих организаций, могут осуществлять проведение по соответствующему виду спорта чемпионатов, первенств и кубков России в случае делегирования общероссийскими спортивными федерациями этим организациям права на проведение данных спортивных соревнований.

Общероссийские спортивные федерации обязаны:

  1. во взаимодействии с иными субъектами физической культуры и спорта обеспечивать развитие соответствующих видов спорта в Российской Федерации;

  2. обеспечивать подготовку спортивных сборных команд Российской Федерации по соответствующим видам спорта для участия в международных официальных спортивных мероприятиях, а также участие таких команд в международных официальных спортивных мероприятиях;

  3. участвовать в реализации Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;

  4. разрабатывать в установленном порядке требования и нормы соответствующих видов спорта в целях их включения в Единую всероссийскую спортивную классификацию и квалификационные требования к присвоению соответствующих квалификационных категорий спортивных судей;

  5. разрабатывать и представлять в федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта программы развития соответствующих видов спорта в порядке, установленном этим органом;

  6. противодействовать использованию допинговых средств и (или) методов в спорте, а также проявлениям любых форм дискриминации и насилия в спорте;

  7. исполнять иные обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими уставами.

Государственная аккредитация региональных спортивных федераций осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с общероссийской спортивной федерацией по соответствующему виду спорта в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Однако на сегодняшний день такой порядок Правительством Российской Федерации не установлен. Поэтому до принятия соответствующего нормативного акта Правительства Российской Федерации аккредитация региональных спортивных федераций не осуществляется (Письмо Федерального агентства по физической культуре и спорту от 06.02.2008 г. № ВФ-06-10/377).

Сведения об общероссийских спортивных и региональных спортивных федерациях после их государственной аккредитации подлежат внесению в реестр общероссийских и аккредитованных региональных спортивных федераций. Ведение реестра осуществляет федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта.

Порядок ведения реестра общероссийских и аккредитованных региональных спортивных федераций и предоставления сведений из этого реестра устанавливается Правительством Российской Федерации.

Фонд – добровольная организация, возникающая по инициативе граждан и (или) юридических лиц на основе имущественных взносов для благотворительных, социальных, культурных, образовательных и иных общественно полезных целей.

Членство в такой организации не предусмотрено.

Имущество учредителей, переданное фонду, составляет его собственность. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей. Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе.

Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

Порядок управления фондом и порядок формирования его органов определяются его уставом, утверждаемым учредителями.

Попечительский совет фонда является органом, осуществляющим контроль за его деятельностью, и ведет свою работу на общественных началах.

Некоммерческое партнерство учреждается гражданами и (или) юридическими лицами, предполагает членство, имущество формируется на основе добровольных имущественных взносов (денежных и неденежных). Имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства.

Целью создания некоммерческого партнерства является содействие участникам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, культурных, научных целей, защиту прав, законных интересов граждан и иных нематериальных потребностей.

Члены партнерства не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов.

Члены некоммерческого партнерства вправе:

  • участвовать в управлении делами некоммерческого партнерства;

  • получать информацию о деятельности некоммерческого партнерства в установленном учредительными документами порядке;

  • по своему усмотрению выходить из некоммерческого партнерства;

  • если иное не установлено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства, получать при выходе из некоммерческого партнерства часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов, в порядке, предусмотренном учредительными документами некоммерческого партнерства;

  • получать в случае ликвидации некоммерческого партнерства часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, если иное не предусмотрено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства.

Член некоммерческого партнерства может быть исключен из него по решению остающихся членов в случаях и в порядке, которые предусмотрены учредительными документами некоммерческого партнерства.

Член некоммерческого партнерства, исключенный из него, имеет право на получение части имущества некоммерческого партнерства или стоимости этого имущества.

Члены некоммерческого партнерства могут иметь и другие права, предусмотренные его учредительными документами и не противоречащие законодательству.

Учреждение – некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).

Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением.

Имущество собственника закрепляется за учреждением на праве оперативного управления. В соответствии со ст. 296 Гражданского кодекса РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, а также имущество, приобретенное учреждением по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление учреждения в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

Право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным Гражданским кодексом РФ, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у учреждения по решению собственника.

Учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества.

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную, т.е. дополнительную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Статья 33 Федерального закона от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» отдельно упоминает образовательные учреждения, осуществляющие подготовку спортсменов. К ним относятся образовательные учреждения дополнительного образования детей, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта, и образовательные учреждения среднего профессионального образования, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта.

В соответствии с п. 1 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 233, к учреждениям дополнительного образования детей относятся детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ), специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва (СДЮСШОР) и детско-юношеские спортивно-адаптивные школы. В части организации образовательного процесса они руководствуются законодательством в сфере образования.

Разновидностью учреждений дополнительного образования детей (детско-юношеских спортивных школ) являются также школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ). Основной целью ШВСМ является осуществление специализированной подготовки спортсменов высокого класса. Специальный нормативный акт, регулирующий деятельность ШВСМ, в настоящее время отсутствует. В связи со сказанным Росспортом руководителям органов управления физической культуры и спорта субъектов РФ направлено Письмо от 22.05.2007 № ЮА-02-10/1514 «О школах высшего спортивного мастерства». В данном Письме указаны функции ШВСМ, к которым относятся:

  • организация учебно-тренировочных работ с постоянным и переменным составом спортсменов высокого уровня, подготовка которых не может осуществляться в СДЮШОР и ДЮСШ по объективным причинам: материально-спортивная база, квалификация тренеров, повышенные спортивные нагрузки, возрастные и другие характеристики;

  • проведение целенаправленных работ по подготовке спортсменов и сборных команд к российским и международным соревнованиям;

  • обеспечение подготовки спортсменов, входящих в состав сборных команд РФ и команд мастеров по игровым видам спорта, в рамках функционирования единой системы подготовки спортивного резерва в РФ.

Кроме того, в Письме указано, что в настоящее время большинство ШВСМ продолжают работать как государственные образовательные учреждения.

К организациям среднего профессионального образования относятся училища олимпийского резерва (УОР). Их деятельность регламентируется Положением об Училище олимпийского резерва, утвержденным Приказом Госкомспорта России от 05.03.2004 № 194, и Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.03.2001 г. № 160. Исходя из Положения УОР создаются только в форме государственных и муниципальных учреждений.

Помимо указанных выше, в Москве также могут создаваться государственные образовательные учреждения в области спорта – Центры образования (ЦО). Их деятельность регулируется Положением о центре образования в г. Москве, утвержденным Распоряжением Премьера Правительства Москвы от 05.06.1997 г. № 573-РП.

Автономная некоммерческая организация

Членство в такой организации не предусматривается.

Имущество формируется на основе добровольных взносов учредителей, не сохраняющих никаких прав на это имущество, ставшее собственностью созданной организации. Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Цели создания – предоставление услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.

Надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном ее учредительными документами.

Учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами.

Объединение юридических лиц (ассоциации и союзы) – организация, предполагающая добровольное объединение коммерческих или некоммерческих юридических лиц с целью представления и защиты профессиональных, деловых и имущественных интересов.

Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций и союзов, являющихся некоммерческими организациями.

Ассоциация (союз) некоммерческих организаций также является некоммерческой организацией.

Наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на основной предмет деятельности членов этой ассоциации (союза) с включением слов «ассоциация» или «союз».

Ассоциация (союз) не вправе заниматься предпринимательской деятельностью. Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ, либо она может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.

Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.

Имущество формируется на основе вступительных взносов, в дальнейшем возрастает за счет источников, разрешенных законодательством для любой некоммерческой организации.

Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную (дополнительную) ответственность по ее обязательствам в размере и в порядке, предусмотренных учредительными документами ассоциации. Члены ассоциации (союза) вправе безвозмездно пользоваться ее услугами.

Член ассоциации (союза) вправе по своему усмотрению выйти из ассоциации (союза) по окончании финансового года. В этом случае член ассоциации (союза) несет субсидиарную ответственность по ее обязательствам пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода.

Член ассоциации (союза) может быть исключен из нее по решению остающихся членов в случаях и в порядке, которые установлены учредительными документами ассоциации (союза). В отношении ответственности исключенного члена ассоциации (союза) применяются правила, относящиеся к выходу из ассоциации (союза).

С согласия членов ассоциации (союза) в нее может войти новый член. Вступление в ассоциацию (союз) нового члена может быть обусловлено его субсидиарной ответственностью по обязательствам ассоциации (союза), возникшим до его вступления.

Спортивные клубы

Федеральный закон от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» выделяет особую разновидность физкультурно-спортивных организаций — спортивные клубы. Спортивный клуб – это не отдельная организационно-правовая форма физкультурно-спортивных организаций. Спортивный клуб может создаваться в любой из вышеперечисленных форм.

Спортивные клубы являются юридическими лицами, осуществляющими учебно-тренировочную, соревновательную, физкультурную и воспитательную деятельность.

Спортивным клубам могут оказывать содействие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления посредством:

  1. строительства, реконструкции, ремонта спортивных сооружений и иных объектов спорта;

  2. передачи в безвозмездное пользование или долгосрочную аренду на льготных условиях помещений, зданий, сооружений, являющихся собственностью Российской Федерации или субъектов Российской Федерации либо муниципальной собственностью;

  3. обеспечения спортивным инвентарем и оборудованием;

  4. оказания иной поддержки в порядке и в случаях, которые установлены нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации или муниципальными правовыми актами.

Спортивные клубы осуществляют свою деятельность за счет собственных средств и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.