Фискальные платежи

ПАРАФИСКАЛЬНЫЕ СБОРЫ: ПОНЯТИЕ, ЮРИДИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫЕ ПРИЗНАКИ

На современном этапе развития финансовой системы законодателем иногда устанавливаются обязательные, обеспеченные государственным принуждением платежи, уплата которых обусловлена специфической сферой предпринимательской деятельности субъектов. Например, субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие оказание услуг связи, должны уплачивать обязательные в силу закона платежи в целях формирования резерва универсального обслуживания. Организации, эксплуатирующие особо радиапионно опасные и ядерно опасные объекты, перечисляют обязательные взносы на формирование соответствующих резервов. Как уже было отмечено выше, в обоих случаях указанные платежи охватываются, по нашему мнению, конституционным понятием «сбор».

Именно такой подход, основанный на допустимости существования фискальных платежей, не являющихся налогами и сборами, поименованными в НК РФ, и получил отражение в Постановлении КС РФ от 28 февраля 2006 г. № 2-П. Однако ни в действующем законодательстве, ни в налогово-правовой доктрине четко не определены правовые признаки данного рода платежей, что приводит к серьезным проблемам, связанным прежде всего с администрированием не установленных НК РФ фискальных взиманий. Более того, средства, взимаемые в счет уплаты непоименованных в Н К РФ сборов с применением сомнительных административных механизмов, сосредоточены по различным фондам, не всегда прозрачным для бюджетного контроля, что создает комфортную ситуацию для казнокрадства.

Вместе с тем следует отметить, что прозрачность формирования доходной базы бюджета обеспечивает законность бюджетных расходов. Так, КС РФ в Постановлении от 1 апреля 1997 г. № 6-П указал, что денежные средства, полученные бюджетом в результате установления незаконного сбора, не предусмотрены доходной частью бюджета и ставят под сомнение правомерность их расходование Правительством РФ.

Интересной представляется позиция КС РФ относительно правовой природы и порядка установления сборов, не поименованных в НК РФ. Так, в Постановлении от 28 февраля 2006 г. № 2-П КС РФ попытался проанализировать правовую природу фискальных взиманий, не подпадающих под данное Н К РФ определение сборов, и отнес данного рода платежи к категории неналоговых фискальных сборов. Вместе с тем вышеуказанное постановление не свободно от некоторых противоречий. Прежде всего, потому, что использование в данном случае понятия «неналоговый платеж» (или неналоговый сбор) «…позволяет включить в эту категорию все платежи, не относящиеся к налогам и сборам, в том числе и платежи гражданско-правового характера»1. Более того, используемый КС РФ термин «неналоговый фискальный сбор» не используется в действующем законодательстве и нормативных правовых актах.

Первоначально данный термин был употреблен КС РФ в отношении платы за загрязнение окружающей природной среды и в отношении патентной пошлины . Однако судья КС РФ Л.А. Кононов в особом мнении к определению КС РФ от 8 апреля 2004 г. № 133-0 указал, что термин неналоговый сбор «…есть не что иное, как оксимор, поскольку если это сбор, то он регулируется налоговым правом, а если это неналоговая плата, то она не может быть названа этим налоговым термином». Необходимо отметить, что праву иностранных государств также известны платежи, которые не являются налогами или сборами, однако имеют отдельные признаки вышеуказанных фискальных взиманий — парафискальные сборы (от фр. — parafis- calite — парафискалитет). Как отмечается в литературе, парафискалитеты, которые появились в законодательстве в связи с расширением социальных функций государства, представляют собой взносы, которые уплачиваются, в частности, в многочисленные фонды социально-экономической ориентации. Также парафискалитетами называют сборы, установленные в экономических или социальных интересах в пользу юридических лиц публичного или частного права, не являющихся государством, местными органами, их административными учреждениями. Таким образом, в отношении платежей, которые КС РФ относит к неналоговым фискальным сборам, с нашей точки зрения, правильнее будет использовать термин «парафискальные сборы».

Термин «парафискальные сборы» не имеет законодательного закрепления в России. Парафискалитеты упоминаются лишь в особом мнении А.Л. Кононова к Постановлению КС РФ от 22 ноября 2001 г. № 15-П. Указанный термин был употреблен судьей при определении правовой природы платежей, взимаемых за знаки и марки, и процесс маркировки в соответствии с Законом РФ от 10 июня 1993 г. № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг».

Необходимо отметить, что выделение категории парафискальных сборов имеет важное практическое значение, поскольку позволит решить проблему их правового регулирования и не допустить установления фискальных платежей, подпадающих под конституционное понятие «сбор» на уровне подзаконных нормативных правовых актов.

В соответствии с правовыми позициями КС РФ, выраженными в Постановлении от 28 февраля 2006 г. № 2-П, сборы, не обладающие признаками, закрепленными в ст. 8 НК РФ (парафискальные сборы), — это обязательные к уплате в силу закона платежи, поступающие в федеральный бюджет, которые расходуются на определенные законодателем цели и имеют возмездный и компенсационный характер. К данного рода платежам КС РФ отнес отчисления операторов связи в резерв универсального обслуживания населения. Однако, если на основании ст. 8 НК РФ возмездность в отношении плательщика фискального сбора выражается в совершении юридически значимых действий, под которыми мы склонны понимать действия государственных органов, органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов и должностных лиц, направленные на выполнение предусмотренных нормативными правовыми актами публично-правовых обязанностей, связанных с функционированием государственной власти (местного самоуправления), возмездность при уплате отчислений операторов сети связи выражается в том, что «все плательщики этих отчислений могут участвовать в конкурсе на заключение договора на оказание универсальных услуг связи и вследствие своего неизбежного технологического участия в общей инфраструктуре связи РФ заинтересованы, кроме того, в ее развитии в целях расширения собственных коммерческих возможностей»1. Более того, возмездность рассматриваемых платежей, исходя из положений ст. 59, 60 Федерального закона «О связи», выражается в возмещении операторам универсального обслуживания убытков, причиняемых оказанием универсальных услуг.

Таким образом, КС РФ выделил группу платежей, которые, с одной стороны, не обладают признаками фискального сбора, понятие которого дано в п. 2 ст. 8 Н К РФ, но, с другой стороны, не обладают и гражданско-правовой природой, поскольку в отличие от гражданско-правовых платежей их уплата является обязательной в силу закона и направлена на реализацию интересов публично-правового характера. Так, на основании вышеуказанного Постановления КС РФ установление отчислений операторов сети связи, поступающих в резерв универсального обслуживания, обусловлено необходимостью решения общефедеральных задач по развитию услуг универсальной связи.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что любые обязательные к уплате в силу закона платежи, правовая природа которых не соответствует признакам, закрепленным в ст. 8 НК РФ, направленные на реализацию публичных интересов, можно отнести к парафискальным сборам. Однако в некоторых случаях, когда речь идет о «перерождении гражданско-правового института в институт сборов по причине государственной монополии в соответствующей сфере» проблема соотношения «сбора» и «цены» заслуживает более детального рассмотрения.

Полагаем, разновидностью парафискальных сборов являются предусмотренные подп. 33 п. 1 ст. 264 НК РФ отчисления организациями, эксплуатирующими особо радиационно опасные и ядерно опасные объекты, на формирование резервов. Правила отчисления организациями указанных средств регламентируются Правительством РФ, а также Федеральным агентством по атомной энергии. Плательщиками рассматриваемых сборов являются организации, эксплуатирующие особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2005 г. № 5761 указанные организации производят отчисления средств на формирование резервов, предназначенных для обеспечения безопасности радиационно и ядерно опасных производств и объектов на всех стадиях их жизненного цикла и развития. Средства, отчисляемые организациями на формирование указанных резервов, могут быть аккумулированы на отдельном расчетном счете по учету операций со средствами резервов соответствующего органа управления использованием атомной энергии .

К категории парафискальных сборов, с нашей точки зрения, необходимо также отнести третейские сборы, идущие на покрытие расходов, связанных с деятельностью третейских судов. Правовая природа третейских сборов идентична правовой природе государственной пошлины, однако рассматриваемые платежи поступают в учреждения публично-правового характера, которые не входят в судебную систему РФ. Так, в соответствии с Регламентом Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, утвержденного Торгово-промышленной палатой РФ 8 декабря 1994 г., за рассмотрение дела Международным коммерческим арбитражным судом (МКАС) взимаются регистрационный и арбитражный сборы.

Установление обязательных в силу закона платежей, замаскированных под различные платежи и сборы в целях пополнения доходной базы бюджета, приведет «…к деградации понятийной и четкой налоговой системы, привлекательной для инвесторов». Более того, ограничиваясь, а может быть, даже «зашориваясь» на формировании доходов бюджетной системы, законодатель почти не замечает существования многих каналов образования государственных доходов, не достигающих бюджета, остающихся в распоряжении исполнительных органов, а нередко достающихся коммерческим структурам.

В настоящий момент законодатель активно устанавливает обязательные платежи, поступающие в бюджетную систему, правовая природа которых остается неопределенной и заслуживает внимания. К таковым относятся, например, средства, поступающие в бюджет с избирательного счета, платежи, поступающие в бюджет в виде уплаты компенсационной стоимости квотируемого рабочего места, и др.

Фискальными взиманиями, не обозначенными в рамках налогового и бюджетного законодательства, являются платежи, поступающие в бюджет субъекта РФ в виде уплаты компенсационной стоимости квотируемого рабочего места.

Например, Закон г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90 «О квотировании рабочих мест» возлагает на работодателей обязанность ежемесячно уплачивать в бюджет города Москвы компенсационную стоимость квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения в случае невыполнения квоты для приема на работу указанных в законе категорий граждан1.

В рамках действующего законодательства не определен правовой режим средств, поступающих в бюджет со специального избирательного счета (специального счета референдума). Согласно положениям ст. 59 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» по истечении 30 дней со дня голосования остатки неизрасходованных денежных средств на специальном избирательном счете (специальном счете референдума) кредитная организация обязана перечислить в доход соответствующего бюджета .

В ряде случаев возникновение парафискалитетов обусловлено тем, что «…государство передает часть своих функций негосударственным организациям, которые переводятся на самофинансирование — за счет денежных средств, которые эти организации собирают для целей выполнения этих функций — публичных функций».

Публично-правовые функции в определенных сферах экономической деятельности переданы саморегулируемым организациям. Действующим законодательством предусмотрено создание саморегулируемых организаций, например, в сфере теплоснабжения, в сфере аудиторской деятельности, в сфере деятельности на рынке ценных бумаг и в других областях. При разрешении вопроса о соответствии конституционным предписаниям положений федерального законодательства об обязанности уплаты взносов в фонды саморегулируемых организаций КС РФ указал следующее: обязанность по уплате взносов в целях формирования компенсационного фонда саморегулируемых организаций обусловлена осуществлением деятельности, имеющей публичное значение в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемых организаций.

С усложнением звеньев экономических отношений количество обязательных, обеспеченных государственным принуждением платежей, относящихся к числу парафискалитетов, резко увеличивается. Например, за последнее время был введен сбор за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях, сбор на капитальный ремонт многоквартирных домов, платежи за парковку автомобилей.

Сбор за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях установлен постановлением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 829. Указанное постановление принято в развитие ст. 1245 ГК РФ, которой предусмотрена выплата вознаграждения авторам, исполнителям, изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях.

Сбор средств производит аккредитованная организация, и, соответственно, в рассматриваемом случае платеж поступает не на бюджетные счета казначейства, а на счет специально уполномоченной организации, что отличает указанные платежи от налогов.

Исходя из вышеизложенного, полагаем, в настоящий момент можно выделить следующие категории парафискальных сборов:

  • 1) сборы, уплачиваемые субъектами, в сфере оказания определенных услуг, к которым в настоящий момент относятся отчисления операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания;
  • 2) отчисления организаций, эксплуатирующих особо радиапионно опасные и ядерно опасные производства и объекты;
  • 3) сборы, уплачиваемые за рассмотрение дел в судах, которые не входят в судебную систему РФ;
  • 4) сборы за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях;
  • 5) платежи в компенсационные фонды саморегулируемых организаций.

Анализ законодательства и сформулированных КС РФ правовых позиций позволяет сделать вывод о том, что парафискальные сборы обладают следующими специфическими признаками.

Во-первых, парафискальные сборы — это платежи, обладающие признаками сборов, обязанность по уплате которых закреплена ст. 57 Конституции РФ.

Во-вторых, парафискальные сборы — это платежи, взимаемые с субъектов предпринимательской деятельности, заинтересованных в силу характера их деятельности в развитии определенного сегмента экономики. Так, обязанность по уплате рассматриваемых платежей возложена на субъектов, осуществляющих деятельность в сфере оказания услуг связи, в сфере эксплуатации особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов.

В-третьих, целью взимания парафискальных сборов является финансирование мер по защите прав и интересов определенной категории субъектов. Так, на основании ст. 59 и 60 Федерального закона «О связи» операторы связи уплачивают соответствующие отчисления в целях возмещения операторам универсального обслуживания убытков, т.е. в целях защиты интересов субъектов, занимающихся предпринимательской деятельностью в сфере связи. Целью формирования резервов за счет отчислений организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства, является обеспечение ядерной и радиационной безопасности особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов на всех стадиях жизненного цикла и развития. Формирование компенсационных фондов саморегулируемых организаций обусловлено необходимостью обеспечения имущественной ответственности субъектов соответствующей сферы экономической деятельности.

В-четвертых, парафискальные сборы поступают в специальные фонды, созданные в рамках бюджетов бюджетной системы (например, резервный фонд операторов связи). Кроме того, получателями парафискальных сборов могут выступать учреждения публично-правового характера. К последним относятся, в частности, третейские суды, компенсационные фонды саморегулируемых организаций, аккредитованные организации, являющиеся получателями сборов за воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений.

С учетом вышеуказанных признаков под парафискальными сборами мы склонны понимать обязательные платежи, обладающие признаками сборов, обязанность по уплате которых закреплена в ст. 57 Конституции РФ, поступающие исключительно в целевые бюджетные (внебюджетные) фонды либо в иные уполномоченные публичные фонды, взимаемые с субъектов предпринимательской деятельности, заинтересованных в силу характера их деятельности в развитии определенного сегмента экономики, и (или) уплачиваемые ими (этими субъектами) для финансирования мер по защите прав и интересов определенной категории субъектов.

Разрешая проблему правового регулирования сборов, не являющихся налогами и сборами, понятие которых закреплено в ст. 8 НК РФ, КС РФ указал на недопустимость нарушения конституционных критериев законно установленных налогов и сборов в отношении рассматриваемых платежей. Так, КС РФ отметил, что правовое регулирование сборов, не являющихся налогами и сборами в смысле ст. 8 НК РФ, не должно выходить за рамки ст. 57 Конституции РФ и п. 3 ст. 17 НК РФ. Иными словами, к отношениям по установлению рассматриваемых сборов субсидиарно применяются положения НК РФ. Таким образом, с точки зрения КС РФ на уровне законодательного акта должны быть определены элементы обложения не только сборов, признаки которых закреплены в п. 2 ст. 8 НК РФ, но и иных сборов, не обладающих признаками, закрепленными в указанной статье НК РФ. Данное утверждение КС РФ абсолютно справедливо, поскольку «…конституционное требование об установлении налогов и сборов исключительно в законодательном порядке представляет собой один из принципов правового демократического государства и имеет своей целью гарантировать, в частности, права и законные интересы налогоплательщиков от произвола и несанкционированного вмешательства исполнительной власти».

Более того, уплата любого обязательного в силу закона фискального платежа независимо от того, обладает он признаками налога и сбора, установленными Н К РФ, является ограничением права собственности лиц, которое на основании п. 3 ст. 55 Конституции РФ может быть осуществлено не иначе как на основании федерального закона. Необходимо отметить, что КС РФ допускает возможность установления за рамками НК РФ фискальных платежей, не обладающих признаками налога и сбора, установленными НК РФ, лишь на федеральном уровне. Так, в Постановлении от 28 февраля 2006 г. № 2-П КС РФ указал, что «…установление на федеральном уровне подобных фискальных сборов… не может рассматриваться как открывающее возможность произвольного установления иными уровнями публичной власти сборов, не предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации».

В целом при оценке правового регулирования фискальных сборов КС РФ в правовых позициях, сформулированных в Постановлении от 28 февраля 2006 г. № 2-П, пришел к выводу о необходимости более детальной законодательной регламентации фискальных платежей, установленных за рамками НК РФ. Установление конкретных параметров обязательных в силу закона платежей имеет существенное значение с точки зрения защиты прав, свобод и законных интересов плательщиков фискальных взиманий.

Исходя из вышеизложенного, во избежание коллизий, возникающих в сфере правового регулирования парафискальных сборов, необходимо распространить положения НК РФ об установлении и администрировании налогов и сборов на парафискальные сборы. Такой подход позволит, во- первых, обеспечить соблюдение конституционных гарантий защиты прав физических лиц и организаций в сфере исполнении обязанности по формированию публичных денежных фондов, во-вторых, повысить качество администрирования фискальных взиманий, что на сегодняшний день является одной из основных задач в сфере регулирования государственных доходов.

  • См.: Пепеляев С.Г. Найдутся мухи — был бы мед! // .
  • Моисеев В.Н. Сбор в системе обязательных платежей. С. 17—20.
  • См.: Постановления КС РФ от 10 декабря 2002 г. № 283-0 и от 10 декабря 2002 г. № 284-0.
  • Особое мнение судьи КС РФ Л .А. Кононова на определение КС РФ от 8 апреля 2004 г. № 133-0.
  • См.: Козырин Л.Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. М., 1993. С. 35, 36.
  • См.: Годме П.-М. Финансовое право. М., 1978. С. 392.
  • Документ утратил силу.
  • См. п. 5.1 Постановления КС РФ от 28 февраля 2006 г. № 2-П.
  • Винницкий Д.В. Налоги и сборы: понятие, юридические признаки, генезис.С. 82, 83.
  • См.: Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2005 г. № 576 «Об утверждении Правил отчисления организациями, эксплуатирующими особорадиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты (кроме атомных станций), средств для формирования резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях ихжизненного цикла и развития».
  • См.: Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2005 г. № 576 «Об утверждении правил отчисления организациями, эксплуатирующими особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты (кроме атомныхстанций), средств для формирования резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях их жизненного цикла и развития».
  • Регистрационный сбор уплачивается при подаче в МКАС искового заявленияили ходатайства об обеспечении требования, для покрытия расходов, возникающих до начала судебного разбирательства.
  • Арбитражный сбор взимается по каждому поданному для разбирательства вМКАС иску, для покрытия общих расходов, связанных с деятельностьюМКАС.
  • Пепеляев С.Г. Налоги: реформы и практика. М., 2005. С. 17.
  • См.: Запольский С.В. Теория финансового права: научные очерки. С. 109.
  • Рассматриваемое положение Закона являлось предметом рассмотрения ВСРФ, который в определении от 10 августа 2005 г. № 5-Г05-45 указал, что оспариваемая норма права (ч. 3 ст. 2 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90)соответствует федеральному законодательству в отношении категории граждан, указанных в ч. 1 ст. 2 данного Закона, за исключением инвалидов.
  • По смыслу вышеприведенного положения Закона право пользования и распоряжения денежными средствами на специальном избирательном счете ограничено как истечением 30-дневного срока со дня голосования, так и направлением использования.
  • Первое заседание Клуба налоговедов — «Парафискалитсты» // .
  • См.: Федеральный закон от 1 декабря 2003 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»; ст. 24 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ»О теплоснабжении».
  • См., например: Определение КС РФ от 10 февраля 2009 г. № 461-0.
  • Постановление КС РФ от 11 ноября 1997 г. № 16-П.

5.Виды налогов и сборов в России

В налоговой системе России предусмотрены следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные (ст. 12 НК РФ). Налоги и сборы могут быть установлены и отметены только Налоговым кодексом. Не предусмотренные им федеральные, региональные и местные налоги не могут устанавливаться (п. 5 и п. 6 ст. 12 НК РФ).

При установлении налога должны быть определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно (ст. 17 НК РФ):

объект налогообложения;

налоговая база;

налоговый период;

налоговая ставка;

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога.

Кроме того, могут быть предусмотрены налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Федеральные налоги и сборы

Устанавливаются Налоговым кодексом и обязательны к уплате на территории всей России (п. 2 ст. 12 НК РФ). К таковым относятся (ст. 13 НК РФ):

налог на добавленную стоимость;

акцизы;

налог на доходы физических лиц;

налог на прибыль организаций;

налог на добычу полезных ископаемых;

водный налог;

сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

государственная пошлина.

Региональные налоги

Устанавливаются Налоговым кодексом и региональными законами. Они обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов России. Такие элементы налогообложения, как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов определяются законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов России в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом, если данные элементы им не установлены. Иные элементы налогообложения по региональным налогам, а также налогоплательщики определяются НК РФ. Кроме того, власти субъектов России могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения в порядке и пределах, предусмотренных Налоговым кодексом (п. 3 ст. 12 НК РФ).

К региональным налогам относятся (ст. 14 НК РФ):

налог на имущество организаций;

налог на игорный бизнес;

транспортный налог.

Местные налоги

Устанавливаются Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Они обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются Налоговым кодексом и законами указанных субъектов РФ и обязательны к уплате на территориях этих субъектов (п. 4 ст. 12 НК РФ).

К местным налогам относятся (ст. 15 НК РФ):

земельный налог;

налог на имущество физических лиц.

Специальные налоговые режимы

Налоговым кодексом также устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать не перечисленные выше федеральные налоги. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов (п. 7 ст. 12 НК РФ).

К специальным налоговым режимам относятся (ст. 18 НК РФ):

система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог — ЕСНХ);

упрощенная система налогообложения;

система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Прямой налог — налог, который взимается государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Применительно к прямому налогу юридические и фактические налогоплательщики совпадают. Фактический плательщик – получатель налогооблагаемого дохода, владелец налогооблагаемого имущества. Прямые налоги представляют собой исторически наиболее раннюю форму налогообложения.

К числу прямых налогов относятся: подоходный налог, налог на прибыль предприятий (корпораций, организаций и т.п.); налог с наследства и дарения, имущественный налог и т.п. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход и имущество. Между субъектом и государством существует прямая связь: налогоплательщик сразу чувствует налоговый гнет. Отличительная особенность данного налога – относительно сложный расчет его суммы.

Прямые налоги – налог на прибыль; ЕСН; налог на имущество; налог на доходы физического лица.

Налог на прибыль – облагается налогом прибыль, полученная налогоплательщиком. ЕСН – с 1/01/2001г.- объект налогообложения- выплаты и иные вознаграждения

Налог на имущество организаций- облагается налогом движимое, недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов ОС. Налоговый период – календарный год. Налог на доходы физических лиц – объектом налогообложения являются доходы, полученные от всех источников.

Косвенный налог — налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу, в отличие от прямых налогов, определяемых доходом налогоплательщика.

Собственник предприятия, производящего товары или оказывающего услуги, продает их по цене (тарифу) с учетом надбавки и вносит государству соответствующую налоговую сумму из выручки, то есть по существу он является сборщиком, а покупатель — плательщиком косвенного налога.

В РФ эти налоги преобладают.

Основные виды косвенных налогов:

Акциз — вид косвенного налога, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др.) внутри страны, в отличие от таможенных платежей, несущих ту же функцию, но на товарах, доставляемых из-за границы, а также коммунальные, транспортные и другие распространённые услуги;

Налог на добавленную стоимость — вид косвенного налога; форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации;

Таможенная пошлина — вид косвенного налога, в виде взноса (платежа) на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета;

Экологический налог — вид косвенного налога, связанный с охраной окружающей среды.

Составитель:

преподаватель кафедры УиИМК

капитан внутренней службы Т.В. Данилова

Понятие налога и сбора

Понятия налога и сбора являются центральными в налоговом праве.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Из данного определения могут быть выведены следующие признаки налога:

  • 1) обязательность. В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В случае неуплаты налогов осуществляется принудительное исполнение обязанности по их уплате;
  • 2) индивидуальная безвозмездность. Налогоплательщики лично не получают встречного предоставления за уплату налога. В то же время предполагается, что налоги являются публично возмездными, так как публично-правовые образования, получив соответствующие финансовые ресурсы, используют их в публичных интересах;
  • 3) ограничение налогами вещных прав налогоплательщика (права собственности, права хозяйственного ведения или права оперативного управления). По сути, налог является одним из оснований прекращения соответствующих вещных прав;
  • 4) денежная форма. В настоящее время российское налоговое законодательство не предусматривает каких-либо натуральных налогов. При этом но общему правилу обязанность но уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации (п. 5 ст. 45 НК РФ);
  • 5) фискальная цель. Налоги уплачиваются в целях пополнения соответствующих бюджетов.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (ст. 8 НК РФ).

Многие признаки налогов актуальны и для сборов. Однако могут быть выделены определенные особенности сборов:

  • 1) обязательность. Сборы, так же как и налоги, имеют признак обязательности. Однако проявления этой обязательности несколько иные. В отличие от налогов в случае неуплаты сборов они по общему правилу не взыскиваются в принудительном порядке. В случае неуплаты сборов соответствующие органы или должностные лица отказывают в совершении юридически значимых действий или в предоставлении определенных прав (выдаче лицензий);
  • 2) уплата сбора является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). При этом сборы так же как и налоги являются индивидуально безвозмездными. Их нельзя рассматривать в качестве встречного предоставления и тем более платы за совершение соответствующих юридически значимых действий. Сборы необходимо рассматривать как один из юридических фактов в юридическом составе, необходимом для совершения в отношении плательщика сбора юридически значимого действия.

Вышеуказанное определение и признаки характерны для сборов, предусматриваемых налоговым законодательством. Однако в настоящее время Конституционный Суд РФ допустил существование иных сборов – сборов, не отвечающих признакам ст. 8 НК РФ.

Виды налогов и сборов

Система налогов и сборов в России отражает ее федеративное устройство, а также наличие самостоятельного местного самоуправления.

Налоговое законодательство выделяет федеральные, региональные и местные налоги и сборы (ст. 12 НК РФ).

Критерием отнесения налога или сбора к соответствующему виду является порядок его установления. Федеральные налоги и сборы полностью устанавливаются НК РФ. Региональные и местные налоги устанавливаются в два этапа: часть элементов устанавливается в ПК РФ, а другая часть устанавливается в нормативных актах представительных органов субъектов РФ или муниципальных образований соответственно.

К федеральным налогам и сборам относятся:

  • 1) налог на добавленную стоимость;
  • 2) акцизы;
  • 3) налог на доходы физических лиц;
  • 4) налог на прибыль организаций;
  • 5) налог на добычу полезных ископаемых;
  • 6) водный налог;
  • 7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  • 8) государственная пошлина.

К региональным налогам относятся:

  • 1) налог на имущество организаций;
  • 2) налог на игорный бизнес;
  • 3) транспортный налог.

К местным налогам относятся:

  • 1) земельный налог;
  • 2) налог на имущество физических лиц.

Вышеназванная система налогов и сборов представляет собой общую систему налогообложения. Наряду с ней НК РФ выделяет специальные налоговые режимы.

К специальным налоговым режимам относятся:

  • 1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
  • 2) упрощенная система налогообложения;
  • 3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
  • 5) патентная система налогообложения.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, входящих в общую систему налогообложения.

Налоговый кодекс РФ содержит закрытый перечень налогов и сборов.

Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные в НК РФ (п. 6 ст. 12 НК РФ). Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ (п. 5 ст. 3 НК РФ).

  • См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 28.02.2006 № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона “О связи” в связи с запросом Думы Корякского автономного округа».

ПОНЯТИЕ НАЛОГА, СБОРА И ПОШЛИНЫ

ВИДЫ НАЛОГОВ И ИХ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Налоговые органы

3. кредитные организации – банки, которые принимают и зачисляют налоговые платежи на счета соответствующих бюджетов.

4. Налоговые агенты – это лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов (в частности, предприятия и учреждения в отношении налогов из заработной платы работников). Сборщиками налогов могут выступать гос.органы, ОМСУ, другие уполномоченные органы и должностные лица, которые осуществляют прием от налогоплательщиков средств в уплату налогов и перечисление их в бюджет.

1.в зависимости от органов, их устанавливающих и в зависимости от территории:

a.федеральные — НДФЛ и др.;

b.региональные — транспортный налог; налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес;

c.местные — НИФЛ, земельный налог;

d.специальные налоговые режимы:

i.единый с\х налог (ЕСХН);

ii.упрощенная система налогообложения;

iii.единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);

iv.специальный налоговый режим, применяемый при заключении соглашения о разделе продукции.

2.по способу взимания:

a.прямые — взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика;

b.косвенные — налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления, НДС, акцизы.

3.по субъекту:

a.налоги с ЮЛ — налог на прибыль организации;

b.налоги с ФЛ — НДФЛ;

c.общие налоги — земельный налог, транспортный налог.

4.по порядку введения:

a.общеобязательные

b.факультативные

32. НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ: ПОНЯТИЕ И ВИДЯ

Налоговые льготы – это преимущество, предоставляемое государством либо ОМСУ определённой категории налогоплательщиков, ставящее их в более выгодное положение в сравнении с остальными налогоплательщиками. Виды льгот:

1. в зависимости от того, к какой группе относится налог:

a. льготы по федеральным налогам

b. льготы по региональным налогам;

c. льготы по местным налогам.

2. от налогоплательщика:

a. льготы для ФЛ;

b. льготы для ЮЛ.

3. по спец.субъекту*:

a. льготы предоставляемые всем категориям налогоплательщиков;

b. льготы, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщикам.

Налог — это обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций, ФЛ в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хоз.ведения, оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и\или МО.

Сбор — это обязательный взнос, взимаемый с организаций, ФЛ, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, ОМСУ и иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)

Пошлина — денежный сбор, взимаемый уполномоченными официальными органами при выполнении ими определённых функций, в размерах, предусмотренных законодательством государства.