Федеральный закон 43

Содержание

Справочные правовые системы
«Консультант Плюс»

Федеральный закон от 05.04.2013 N 43-фз «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

(25 kb)

  • Размещение объектов федерального и регионального значения на присоединенных к Москве территориях
  • Изменение законодательства в сфере градостроительных отношений
  • Изменение законодательства в сфере земельных отношений

Федеральный закон от 05.04.2013 N 43-ФЗ был принят в связи с присоединением с 1 июля 2012 г. к субъекту РФ — городу федерального значения Москве территорий в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 27.12.2011 N 560-СФ «Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью» (ч. 1 ст. 1 Закона N 43-ФЗ).
Указанным Законом вносятся изменения более чем в десять федеральных законов, а также устанавливается специальное регулирование ряда земельных и градостроительных отношений, в той или иной мере связанных со строительной деятельностью, которые будут действовать на территории города Москвы.
Среди прочего Закон N 43-ФЗ устанавливает специальные правила предоставления земельных участков, резервирования и изъятия земельных участков для публичных нужд, установления сервитутов. Кроме того, определен особый порядок принятия документов, относящихся к планировке территории и изменению видов разрешенного использования. Большинство названных правил направлены на упрощение осуществления действий и процедур, связанных с возведением объектов недвижимости на указанной территории.
Закон N 43-ФЗ вступил в силу 19 апреля 2013 г. (ч. 1 ст. 36 Закона N 43-ФЗ). Примечательно, что действие основных его положений ограничено по времени. В ч. 3 ст. 1 данного Закона установлено, что подготовка и утверждение документации по планировке территории, резервирование земель, изъятие земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, предоставление земельных участков, установление сервитутов для размещения объектов федерального и регионального значения на присоединенных к Москве территориях осуществляются по правилам рассматриваемого Закона до 1 января 2020 г.
Размещение объектов федерального и регионального значения на присоединенных к Москве территориях
Прежде всего следует отметить, что положения рассматриваемого Закона распространяются только на отношения по размещению и строительству объектов федерального и регионального значения, обеспечивающих реализацию государственных задач в области развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также иных государственных задач (ч. 2 ст. 1 и ст. 2 Закона N 43-ФЗ).
Указанные объекты включаются в специальные перечни, утверждаемые Правительством РФ и Правительством Москвы в отношении соответственно объектов федерального и регионального значения, подлежащих размещению на присоединенных территориях (ст. 2 Закона N 43-ФЗ).
Правительству Москвы передается ряд полномочий федеральных органов власти, связанных с размещением на присоединенных территориях объектов федерального значения (за исключением объектов транспортной инфраструктуры) (ч. 1 ст. 3 Закона N 43-ФЗ). Следует отметить, что в их число входит упрощенная процедура изъятия земельных участков в связи с необходимостью создания наиболее благоприятных условий для градостроительного развития (п. п. 2 и 3 ч. 1 ст. 3, ст. ст. 8 — 9 Закона N 43-ФЗ).
Изменение законодательства в сфере градостроительных отношений
Изменения, вносимые Законом N 43-ФЗ в сферу градостроительного законодательства, весьма существенны, однако многие можно охарактеризовать как точечные. Это относится, в частности, к платности изменения вида разрешенного использования земельного участка.
Принятие документов по планировке территории
Обратим внимание, что документация по планировке территории для размещения на присоединенных к Москве территориях объектов федерального или регионального значения утверждается без проведения публичных слушаний (ч. 3 ст. 4 Закона N 43-ФЗ). Тем самым создано исключение из общего правила, в соответствии с которым проведение публичных слушаний обязательно для принятия такой документации в части утверждения проектов планировки территории и проектов межевания территории (ч. 5 ст. 46 ГрК РФ).
Изменение вида разрешенного использования земельного участка
Закон N 43-ФЗ содержит особенности правового регулирования установления и изменения видов разрешенного использования земельных участков в пределах города Москвы.
В отношении земельных участков, на которых предполагается размещение объектов федерального или регионального значения, предусмотрено следующее. Виды их разрешенного использования устанавливаются в проектах планировки территории, утвержденных Правительством Москвы, или в градостроительных планах земельных участков (ГПЗУ), утвержденных органом исполнительной власти Москвы, уполномоченным в области градостроительной деятельности и архитектуры (ст. 5 Закона N 43-ФЗ).
Можно предположить, что введение данной нормы вызвано тем, что в Москве до настоящего времени не приняты Правила землепользования и застройки, содержащие виды разрешенного использования земельных участков (ч. 6 ст. 30, ст. 37 ГрК РФ, а также ст. 35 Закона г. Москвы от 25.06.2008 N 28 «Градостроительный кодекс города Москвы»). В качестве примера Правил землепользования и застройки можно привести Закон Санкт-Петербурга от 16.02.2009 N 29-10 «О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга».
Отдельного рассмотрения заслуживает новелла ч. 1 ст. 22 Закона N 43-ФЗ, устанавливающая платность изменения вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в частной собственности в пределах Москвы. До сих пор градостроительное законодательство не предусматривало взимания платы за осуществление данной процедуры.
Закон N 43-ФЗ не устанавливает размер платы за изменение вида разрешенного использования. Предполагается, что это будет сделано нормативным правовым актом города Москвы. Однако данным Законом предусмотрен критерий определения размера платы: она должна учитывать разницу между кадастровой стоимостью земельного участка на дату подачи заявления об изменении вида разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования.
Изменение законодательства в сфере земельных отношений
Основной массив норм Закона N 43-ФЗ направлен на изменения правового регулирования в сфере земельных отношений. Особенно существенны новеллы в части изъятия недвижимого имущества для государственных нужд и установления сервитутов.
Резервирование земельных участков для государственных нужд
Закон N 43-ФЗ предусматривает, что до 31 декабря 2015 г. для размещения объектов федерального или регионального значения на присоединенных к Москве территориях допускается резервирование земель при отсутствии документов территориального планирования (ч. 2 ст. 6 Закона N 43-ФЗ). Однако это возможно только в случаях, не предусмотренных Земельным кодексом РФ или иными федеральными законами (ч. 1 ст. 6 Закона N 43-ФЗ).
Следует отметить, что в настоящее время утверждены следующие схемы территориального планирования Российской Федерации, имеющие значение и для московского региона:
— в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения (Распоряжение Правительства РФ от 19.03.2013 N 384-р);
— в области высшего профессионального образования (Распоряжение Правительства РФ от 26.02.2013 N 247-р);
— в области здравоохранения (Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 N 2607-р).
Изъятие земельных участков для публичных (государственных или муниципальных) нужд
Закон N 43-ФЗ существенным образом меняет процедуру изъятия земельных участков для публичных нужд. Представляется, что для обозначения основных нововведений в этой сфере целесообразно кратко сказать об общем порядке указанной процедуры, поскольку многие новеллы Закона N 43-ФЗ направлены на разрешение существующих проблем.
Общий порядок процедуры изъятия земельного участка урегулирован главным образом нормами Гражданского (ст. ст. 279 — 283) и Земельного (ст. ст. 49, 55, 57, 63) кодексов РФ.
Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд является юридическим составом, требующим совершения по меньшей мере следующих последовательных действий.
— Принятие решения уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления (далее — орган публичной власти) об изъятии земельного участка (земельных участков) для государственных или муниципальных нужд.
— Уведомление собственника, а также землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельного участка о принятии решения об изъятии земельных участков, осуществляемое не позднее чем за год до предстоящего изъятия.
— Государственная регистрация названного решения в ЕГРП с последующим уведомлением собственника (п. 4 ст. 279 ГК РФ).
Поскольку Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не содержит норм о государственной регистрации решения об изъятии земельных участков, его регистрируют как обременение (ограничение) прав на земельный участок. Пример обоснования такой регистрации — Письмо Минэкономразвития России от 26.05.2011 N Д23-2241.
— Заключение соглашения о выкупе земельного участка (договора купли-продажи земельного участка) и составление передаточного акта между органом публичной власти, изымающим земельный участок, и собственником земельного участка при согласии последнего.
В случае отсутствия такого согласия уполномоченный орган публичной власти предъявляет иск о выкупе земельного участка в суд. Он может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления собственнику участка уведомления о принятии решения об изъятии (ст. 282 ГК РФ).
— Уплата собственнику выкупной цены за земельный участок.
— Государственная регистрация перехода права собственности на земельный участок.
— Общий порядок изъятия земельного участка для публичных нужд
Данная процедура рассчитана на изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд не только у собственника участка, но и у лиц, владеющих этим участком на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения. Однако она подлежит применению и к арендаторам земельного участка (Постановления Президиума ВАС РФ от 26.07.2011 N 2379/11 по делу N А40-96790/09-7-743, ФАС Московского округа от 14.11.2012 по делу N А41-47141/11, от 11.05.2012 по делу N А40-146175/10-11-557, ФАС Поволжского округа от 19.04.2012 по делу N А55-18116/2011).
Изложенное выше показывает, что общая процедура изъятия земельного участка является весьма сложной и длительной, и это может отрицательно повлиять на реализацию строительных проектов публичной важности. Закон N 43-ФЗ более детально регламентирует рассматриваемую процедуру, значительно упрощая ее осуществление в части сроков реализации и преодоления проблем изъятия земельных участков, существующих в правоприменительной практике.
Следует отметить, что изъятие земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд может осуществляться в целях размещения объектов федерального или регионального значения на присоединенных к Москве территориях (ч. 1 ст. 7 Закона N 43-ФЗ). До 31 декабря 2015 г. для этого не обязательно располагать документами территориального планирования.
Выявление лиц, земельные участки и (или) иные объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных нужд
Одной из основных проблем при изъятии земельного участка для публичных нужд является определение лиц, чьи участки подлежат изъятию. Сложность такого определения состоит в том, что не все действующие права на недвижимое имущество содержатся в ЕГРП.
Закон N 43-ФЗ устанавливает следующую специальную процедуру выявления названных лиц.
Орган исполнительной власти, уполномоченный на принятие решения об изъятии недвижимого имущества, не менее чем за два месяца до принятия такого решения обязан:
— запросить сведения о зарегистрированных правах на земельные участки и (или) иные объекты недвижимого имущества, подлежащие изъятию для государственных нужд;
— запросить сведения об имеющихся правах на недвижимое имущество в архивах, органах государственной власти, органах местного самоуправления и у его предполагаемых правообладателей, если сведения о зарегистрированных правах на изымаемое недвижимое имущество отсутствуют;
— запросить у судов общей юрисдикции, арбитражных и третейских судов заверенные копии судебных актов, на основании которых за гражданами и юридическими лицами признаны права на объекты недвижимого имущества, изымаемые для размещения объектов федерального или регионального значения;
— обеспечить опубликование сообщения о планируемом изъятии земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд. Опубликование осуществляется в печатных СМИ, предназначенных для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти г. Москвы, органами местного самоуправления муниципального образования, на территории которого предусмотрено размещение данных объектов. Названное сообщение также размещается на официальных сайтах высшего исполнительного органа государственной власти г. Москвы и указанного муниципального образования. Информация, которая обязательно должна содержаться в сообщении об изъятии, определена в ч. 2 ст. 8 Закона N 43-ФЗ.
Сходный порядок опубликования сообщений об изъятии земельных участков иногда применяется муниципальными образованиями, поскольку он не противоречит нормам Гражданского и Земельного кодексов РФ (см., например, Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2012 по делу N А08-1709/2009-17). Часть 4 ст. 8 Закона N 43-ФЗ предусматривает, что правообладатели подлежащих изъятию объектов недвижимого имущества, права которых не зарегистрированы, подают заявления об учете прав на объекты недвижимого имущества с приложением копий документов, подтверждающих права на эти объекты. Такие заявления могут быть направлены заказным письмом с уведомлением о вручении.
Данное положение, вероятнее всего, следует трактовать как обязанность указанных правообладателей. Это связано с тем, что при отсутствии названного заявления орган исполнительной власти, уполномоченный на принятие решения об изъятии недвижимого имущества, вправе обратиться в суд с заявлением о признании такого объекта бесхозяйным по истечении двух месяцев со дня опубликования сообщения (ч. 5 ст. 8 Закона N 43-ФЗ). В случае удовлетворения указанного заявления соответствующее имущество будет передано в собственность г. Москвы.
Решение об изъятии недвижимого имущества (в том числе земельных участков) для государственных нужд
Как было отмечено выше, решение об изъятии земельного участка для государственных нужд подлежит государственной регистрации в ЕГРП и на практике оно регистрируется в качестве ограничения (обременения) прав на земельный участок. Однако нередко права на земельный участок бывают не зарегистрированы в ЕГРП, поскольку право собственности на этот участок возникло до введения в действие Закона о государственной регистрации прав на недвижимость. В таком случае государственная регистрация обременения в виде решения об изъятии земельного участка невозможна без государственной регистрации ранее возникших прав на этот участок. Последнее по общему правилу возможно исключительно с согласия собственника земельного участка, что при изъятии не всегда соответствует его интересам.
Таким образом, государственная регистрация решения об изъятии земельного участка при отсутствии в ЕГРП сведений о данном участке невозможна. Это неоднократно подтверждалось судебной практикой, в том числе практикой ФАС Московского округа (Постановления от 06.04.2011 N КГ-А41/2354-11 по делу N А41-8980/10, от 04.04.2011 N КГ-А40/1375-11 по делу N А40-50772/10-144-215).
Данную проблему разрешает ст. 9 Закона N 43-ФЗ, допускающая принятие решения об изъятии земельного участка, права на который не зарегистрированы в ЕГРП. Более того, норма позволяет принять решение об изъятии участка, который только подлежит образованию либо не прошел кадастровый учет, т.е. сведения об этом участке отсутствуют в государственном кадастре недвижимости (ГКН).
Закон N 43-ФЗ устанавливает, что, если права на изымаемые объекты недвижимого имущества не зарегистрированы в ЕГРП, для государственной регистрации решения об изъятии такого недвижимого имущества не требуется регистрация указанных прав.
Если решение об изъятии недвижимого имущества принято в отношении земельного участка, подлежащего образованию, для государственной регистрации в ЕГРП соответствующего решения не требуется осуществление государственного кадастрового учета данного участка и государственной регистрации прав на него. Не требуется осуществление этих действий и в отношении земельного участка или земельных участков, из которых такой участок подлежит образованию.
Кроме того, в ч. 4 ст. 9 Закона N 43-ФЗ подчеркивается, что переход прав на изымаемое недвижимое имущество и образование из объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию, иного недвижимого имущества не влечет необходимость принятия нового решения об изъятии.
Решение об изъятии недвижимого имущества может быть оспорено в суде в течение двух месяцев со дня его принятия.
Процедура изъятия земельного участка для государственных нужд
Закон N 43-ФЗ предусматривает следующие способы изъятия недвижимого имущества для государственных нужд:
— выкуп;
— перераспределение земельных участков;
— прекращение прав на это имущество и возмещения убытков, если изымаемое недвижимое имущество принадлежит правообладателю не на праве собственности (ч. 1 ст. 10).
Данные способы применяются и при общем порядке изъятия земельных участков для публичных нужд. Существенное отличие Закона N 43-ФЗ содержится в части перераспределения участков: в случае согласия собственника перераспределение возможно без принятия решения об изъятии.
Собственник недвижимого имущества и (или) иной правообладатель уведомляется о предстоящем изъятии не позднее пяти месяцев, а не года, как это установлено п. 3 ст. 279 ГК РФ.
Собственнику или иному правообладателю направляется проект соответствующего соглашения не ранее чем через два месяца со дня принятия решения об изъятии недвижимого имущества.
Часть 3 ст. 10 Закона N 43-ФЗ допускает возможность проведения переговоров между собственником (иным правообладателем) недвижимого имущества и органом, уполномоченным на его изъятие. В этом же пункте перечислены условия, которые должны содержаться в соглашении. В соответствии с текстом названной нормы данные условия можно квалифицировать как существенные. Соглашение не подлежит государственной регистрации и вступает в силу с момента подписания.
Однако указанный выше переговорный процесс ограничен по времени. Согласно ч. 4 ст. 10 Закона N 43-ФЗ, если в течение трех месяцев со дня направления проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества названное соглашение не заключено, орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии имущества, вправе обратиться в суд с заявлением о принудительном изъятии. Такое заявление может быть предъявлено в течение трех лет со дня принятия решения об изъятии недвижимого имущества (ч. 9 ст. 10 Закона N 43-ФЗ).
Рассматриваемый Закон содержит строгое предписание о том, что принудительное прекращение прав на изымаемое недвижимое имущество допускается только на основании решения суда и после возмещения рыночной стоимости изъятого имущества и (или) убытков, причиненных его изъятием (ч. 5 ст. 10 Закона N 43-ФЗ).
— Порядок изъятия недвижимого имущества для государственных нужд в соответствии с Законом N 43-ФЗ
Судьба объектов недвижимости на земельном участке, изъятом для государственных нужд, а также ограничений и обременений на этот участок
Закон N 43-ФЗ императивно устанавливает, что при переходе к Российской Федерации или г. Москве права собственности на объекты недвижимого имущества в связи с их изъятием обременения указанных объектов (залог, аренда, право безвозмездного пользования и др.) не сохраняются (ч. 18 ст. 10).
Согласно следующей части данной статьи существование объектов недвижимого имущества, которые расположены на земельных участках, изъятых для размещения объектов федерального или регионального значения, прекращается в случае сноса объектов недвижимого имущества.
Принимать решения о сносе не требуется. Общая процедура сноса и прекращения прав на снесенный объект недвижимости установлена в ч. 20 ст. 10 данного Закона.
— Предоставление земельного участка для строительства объектов федерального или регионального значения
Важно отметить, что в случае строительства объектов федерального или регионального значения на присоединенных к Москве территориях за счет средств бюджетов российской бюджетной системы земельные участки предоставляются застройщикам в безвозмездное срочное пользование. При этом предварительно согласовывать места размещения объектов и проводить торги не нужно (ч. 2 ст. 15 Закона N 43-ФЗ).
Согласно ч. 10 ст. 15 Закона N 43-ФЗ допускается предоставление земельных участков для размещения объектов федерального или регионального значения при отсутствии правил землепользования и застройки. Как уже отмечалось, в настоящее время правила землепользования и застройки в г. Москве не приняты.
Более подробное регулирование предоставления земельных участков строительства объектов федерального или регионального значения на присоединенных к Москве территориях будет установлено Правительством РФ (для объектов федерального значения) и Правительством г. Москвы (для объектов регионального значения).
— Установление сервитутов
Рассматриваемый Закон детально регулирует установление сервитутов для размещения объектов федерального или регионального значения на присоединенной к Москве территории (гл. 4 Закона N 43-ФЗ). Однако законодатель не уточняет, установление какого именно сервитута урегулировано данной главой.
Однако, поскольку ст. 16 Закона N 43-ФЗ содержит отсылку на случаи (цели) установления публичных сервитутов (ст. 23 ЗК РФ), а сам порядок установления сервитута носит административный характер (ст. 17 Закона N 43-ФЗ), можно заключить, что гл. 4 данного Закона урегулировано установление публичного сервитута.
Расширен перечень случаев, когда возможно установление сервитута. Помимо случаев, предусмотренных ст. 23 ЗК РФ, к ним относятся следующие:
— строительство, реконструкция, ремонт и эксплуатация линейных объектов федерального или регионального значения на присоединенных к Москве территориях (за исключением автомобильных дорог, железнодорожных линий и иных объектов, размещение которых делает невозможным использование земельного участка или его части в соответствии с установленным видом разрешенного использования);
— обеспечение строительства и (или) эксплуатации объектов федерального или регионального значения на присоединенных к Москве территориях, в том числе:
— установление прохода, проезда, а также провоза строительных и иных материалов через земельный участок;
— строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов;
— проведение изыскательских, исследовательских и других работ для размещения объектов федерального или регионального значения на присоединенных к Москве территориях;
— размещение на земельном участке информационных щитов, указателей, предупредительных, межевых и геодезических знаков;
— проведение необходимых для предотвращения затопления и подтопления, эрозии почв и для подобных целей работ по устройству защитных сооружений, созданию защитных лесных насаждений.
Согласно ч. 5 ст. 16 Закона N 43-ФЗ обладатель сервитута (сервитуарий) вправе:
— иметь свободный доступ на земельный участок по согласованному с правообладателем обремененного участка графику или при условии заблаговременного уведомления об этом правообладателя;
— осуществлять доставку и вывоз техники, материалов, инструментов;
— осуществлять строительство, ремонт, реконструкцию, эксплуатацию, консервацию или ликвидацию сооружений, для использования которых установлен сервитут;
— выполнять земляные работы;
— осуществлять рубку лесных насаждений в порядке, установленном законодательством РФ.
После завершения строительства, ремонта, реконструкции, эксплуатации, консервации или ликвидации сооружений, проведения изыскательских или исследовательских работ обладатель сервитута обязан привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с видом разрешенного использования.
Статьей 17 Закона N 43-ФЗ предусмотрен административный порядок установления сервитута.
По общему правилу сервитут подлежит установлению на срок до пяти лет, если меньший срок не заявлен обладателем сервитута (ч. 4 ст. 19 Закона N 43-ФЗ). К установлению сервитута на срок более пяти лет Закон N 43-ФЗ предусматривает более строгие требования (ч. 2, 7 ст. 17).
— Особенности предоставления в границах г. Москвы смежных земельных участков собственникам участков, землепользователям, арендаторам участков, на которых расположены здания, строения, сооружения
Существенные новеллы установлены ст. 24 Закона N 43-ФЗ, которые состоят в следующем.
Собственники земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, вправе приобрести в собственность земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные иным лицам, если в соответствии с утвержденным проектом межевания территории использование этих смежных земельных участков предусматривается для эксплуатации таких зданий, строений, сооружений. При этом предварительно согласовывать места размещения объектов и проводить торги не нужно (ч. 1 ст. 24).
Аналогичное правило о приобретении права на смежный земельный участок установлено и для следующих лиц:
— арендаторов земельных участков, на которых находятся здание, строение, сооружение (ч. 2 ст. 24);
— государственных и муниципальных учреждений, казенных предприятий, центров исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий, органов государственной власти и органов местного самоуправления, владеющих на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, на котором находится здание, строение, сооружение (ч. 3 ст. 24);
— религиозных организаций, которым в безвозмездное срочное пользование предоставлены земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения (ч. 3 ст. 24);
— собственников помещений в многоквартирном доме при условии надлежащего оформления прав на земельный участок, на котором находится этот дом (бесплатно и в долевую собственность) (ч. 6 ст. 24).
Обращаем внимание, что право общей долевой собственности на сформированный земельный участок (включая постановку его на кадастровый учет), находящийся под многоквартирным жилым домом, возникает в силу закона и не требует ни принятия органами государственной власти или органами местного самоуправления решения о предоставлении участка в собственность, ни государственной регистрации перехода права собственности на него.
Такой вывод следует из ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», Постановления Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 N 12-П и п. п. 66, 67 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».
Документы, являющиеся героями текущего обзора — Федеральный закон от 05.04.2013 N 43-фз «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», можно скачать, кликнув на выделенную часть текста ().
Инструкция по разархивации находится .

Обсудить в форуме.

(По материалам аналитических обзоров, подготовленного компанией Консультант Плюс )

Федеральный закон от 02.03.2016 № 43-ФЗ: новые сроки хранения документов по личному составу

С. Е. Нестеров

Журнал «Оплата труда в государственном и муниципальном учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение» № 4/2016

Какие сроки временного хранения архивных документов установлены Федеральным законом от 02.03.2016 № 43-ФЗ? В чем отличие временного хранения архивных документов от временного хранения документов Архивного фонда РФ?

Документы по личному составу – это архивные документы, отражающие трудовые отношения работника с работодателем. Федеральным законом от 02.03.2016 № 43-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 43-ФЗ) были установлены сроки временного хранения таких документов. Каковы эти сроки? В чем отличие временного хранения архивных документов от временного хранения документов Архивного фонда РФ? Каковы особенности хранения документов в архиве учреждения? В каком порядке уничтожаются документы в связи с истечением срока их хранения? Как происходит передача документов в государственные или муниципальные архивы? Ответы на эти вопросы вы найдете в представленной статье.

Об обязанности обеспечивать сохранность архивных документов

Согласно ст. 3 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 125-ФЗ) архивный документ – это материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежит хранению в силу значимости указанных носителя и информации для граждан, общества и государства. Документы Архивного фонда РФ – архивные документы, прошедшие экспертизу ценности документов, поставленные на государственный учет и подлежащие постоянному хранению.

На основании ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 125-ФЗ обязанность по обеспечению сохранности архивных документов, в том числе документов по личному составу, распространяется:

  • на государственные органы;
  • на органы местного самоуправления;
  • на организации;
  • на граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Государственные органы, органы местного самоуправления муниципального района, городского округа и внутригородского района обязаны создавать архивы для хранения, комплектования, учета и использования образовавшихся в процессе их деятельности архивных документов (ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 125-ФЗ).

К сведению

Архив – структурное подразделение учреждения, осуществляющее комплектование, учет, хранение и использование архивных документов (ГОСТ Р 7.0.8-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», утвержденный Приказом Росстандарта от 17.10.2013 № 1185-ст). Нормативно-методическим документом, определяющим деятельность архива, являются Основные правила работы архивов организаций (одобрены Решением Коллегии Росархива от 06.02.2002).

В целях обеспечения единых принципов организации хранения, комплектования, учета и использования архивных документов государственные органы, органы местного самоуправления и организации должны руководствоваться в работе с архивными документами законодательством РФ (в том числе правилами, установленными специально уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти), законодательством субъектов РФ и муниципальными правовыми актами (ч. 5 ст. 14 Федерального закона № 125-ФЗ). К упомянутым правилам относятся, в частности, Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях.

Сохранность архивных документов обеспечивается в течение сроков их хранения, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, а также перечнями документов, предусмотренными ч. 3 ст. 6 и ч. 1 ст. 23 названного закона.

Частью 3 ст. 6 Федерального закона № 125-ФЗ предусмотрено, что перечни типовых архивных документов с указанием сроков их хранения, а также инструкцию по применению этих перечней утверждает специально уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти. В настоящее время действуют:

  • Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения (далее – Перечень);
  • Перечень типовых архивных документов, образующихся в научно-технической и производственной деятельности организаций, с указанием сроков хранения;
  • Перечень типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий, с указанием сроков хранения.

Перечень подготовлен в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ с учетом положений других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, регламентирующих состав и сроки хранения отдельных видов документов. Можно предположить, что после внесения поправок в Федеральный закон № 125-ФЗ будут внесены изменения и в данный перечень.

Напомним, что кадровой документации в Перечне отведены разд. 7 «Трудовые отношения» и 8 «Кадровое обеспечение». Кроме того, некоторые кадровые документы фигурируют в иных разделах данного перечня. Например, штатное расписание, штатная расстановка, должностные инструкции указаны в п. 1.2 «Организационные основы управления» разд. 1 «Организация системы управления».

В зависимости от значимости документов возможны:

  • постоянное хранение документов Архивного фонда РФ;
  • временное хранение архивных документов;
  • временное хранение документов Архивного фонда РФ.

Постоянное хранение документов Архивного фонда РФ предполагает хранение таких документов без определения срока (бессрочное хранение) (п. 12 ст. 3 Федерального закона № 125-ФЗ).

Временное хранение архивных документов осуществляется до их уничтожения в течение сроков, предусмотренных нормативными правовыми актами (п. 13 ст. 3 Федерального закона № 125-ФЗ).

Что касается временного хранения документов Архивного фонда РФ, в соответствии с п. 14 ст. 3 Федерального закона № 125-ФЗ это хранение данной категории документов до их передачи на постоянное хранение. Порядок такой передачи установлен ст. 21 Федерального закона № 125-ФЗ.

По правилам ч. 1 ст. 21 Федерального закона № 125-ФЗ документы Архивного фонда РФ, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, по истечении сроков их временного хранения в государственных органах, органах местного самоуправления либо государственных и муниципальных организациях передаются на постоянное хранение в соответствующие государственные и муниципальные архивы.

Правильно организовать хранение документов во время делопроизводства, а также при их подготовке к архивному хранению поможет номенклатура дел. Номенклатура дел представляет собой систематизированный перечень наименований дел, заводимых в делопроизводстве организации, с указанием сроков их хранения по установленной форме (п. 3.4.1 Основных правил работы архивов организаций). Форма номенклатуры дел приведена в приложении 7 к правилам.

Номенклатура дел используется при проведении экспертизы ценности документов, а также для определения сроков хранения дел, содержащих документы временного хранения (п. 2.3.3 Основных правил работы архивов организаций).

В силу п. 3.4.3 Основных правил работы архивов организаций номенклатура дел является основой для составления описей дел постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения и основным учетным документом в делопроизводстве, а в архиве организации используется для учета дел временного (до 10 лет включительно) хранения. Закрепленная в номенклатуре схема систематизации дел может быть использована при разработке схемы картотеки на исполненные документы.

О сроках временного хранения документов по личному составу

Сроки временного хранения документов Архивного фонда РФ до их передачи на постоянное хранение установлены в ст. 22 Федерального закона № 125-ФЗ. До внесения изменений в пп. «б» п. 4 данной статьи для документов по личному составу был предусмотрен срок временного хранения до их поступления в государственные и муниципальные архивы – 75 лет. Однако согласно поправкам, внесенным Федеральным законом № 43-ФЗ, данная норма из текста пп. «б» п. 4 ст. 22 Федерального закона № 125-ФЗ была исключена. Теперь срокам временного хранения документов по личному составу посвящена отдельная статья – ст. 22.1.

Отметим, что Федеральным законом № 43-ФЗ предусмотрено снижение срока хранения документов по личному составу с 75 до 50 лет.

Правда, такое новшество не распространяется на документы по личному составу:

  • созданные до 2003 года;
  • образовавшиеся в связи с прохождением гражданами государственной службы, не являющейся государственной гражданской службой.

Итак, в зависимости от даты создания документы хранятся:

Документы по личному составу, созданные

До 2003 года (п. 1 – 3 ч. 1 ст. 22.1 Федерального закона № 125-ФЗ)

Начиная с 2003 года (п. 1 – 3 ч. 2 ст. 22.1 Федерального закона № 125-ФЗ)

В государственных органах, органах местного самоуправления и организациях, выступающих источниками комплектования государственных и муниципальных архивов архивными документами

В течение 75 лет со дня создания с проведением экспертизы ценности документов после истечения указанного срока хранения

В течение 50 лет со дня создания с проведением экспертизы ценности документов после истечения указанного срока хранения

В государственных и муниципальных архивах, в которые поступают документы по личному составу ликвидированных государственных органов,

С даты поступления и до истечения 75 лет со дня создания с проведением экспертизы ценности документов

С даты поступления и до истечения 50 лет со дня создания с проведением экспертизы ценности документов после

органов местного самоуправления, государственных, муниципальных и негосударственных организаций

после истечения указанного срока хранения

истечения указанного срока хранения

В иных организациях

Не менее 75 лет со дня создания

Не менее 50 лет со дня создания

На основании ч. 3 ст. 22.1 Федерального закона № 125-ФЗ документы по личному составу, образовавшиеся в связи с прохождением гражданами государственной службы, не являющейся государственной гражданской службой, хранятся:

  • в государственных органах, в которых граждане проходили государственную службу, не являющуюся государственной гражданской службой, – в течение 75 лет после прекращения государственной службы с проведением экспертизы ценности документов после истечения указанного срока хранения;
  • в государственных архивах, в которые поступают документы по личному составу ликвидированных государственных органов, названных в п. 1 ч. 3, – с даты поступления и до истечения 75 лет с даты прекращения государственной службы с проведением экспертизы ценности документов после истечения обозначенного срока хранения.

Хранение документов в архиве учреждения

Документация постоянного и долговременного хранения, завершенная делопроизводством, должна передаваться для хранения в архив учреждения.

В силу п. 3.7.2 Основных правил работы архивов организаций в учреждении в каждом структурном подразделении ежегодно должны составляться описи под непосредственным методическим руководством архива. По этим описям документы передаются в архив. Описи, сформированные структурными подразделениями, служат основой для подготовки сводной описи дел учреждения, которую готовит архив и по которой он сдает дела на постоянное хранение.

К сведению

Архивная опись – это архивный справочник, содержащий систематизированный перечень единиц хранения архивного фонда, коллекции и предназначенный для их учета и раскрытия содержания (п. 3.7.1 Основных правил работы архивов организаций). Описи составляются отдельно:

  • на дела постоянного хранения;
  • на дела временного (свыше 10 лет) хранения;
  • на дела по личному составу;
  • на дела, состоящие из документов, характерных только для данного учреждения (судебные, следственные дела, научные отчеты по темам и т. п.).

Описи дел структурных подразделений составляются по установленной форме (приложение 12 к Основным правилам работы архивов организаций) в трех экземплярах и представляются в архив учреждения через год после завершения дел в делопроизводстве.

Передача документации в архив осуществляется по графику, составленному архивом, согласованному с руководителями структурных подразделений, передающих документы в архив, и утвержденному руководителем учреждения.

Документацию временного хранения (до 10 лет) на хранение в архив учреждения передавать не следует. Пунктом 3.3.2 Основных правил работы архивов организаций предусмотрено, что такая документация хранится в подразделениях и по истечении сроков хранения подлежит уничтожению.

К сведению

Комплектование архива учреждения осуществляется за счет документации, отобранной экспертной комиссией.

Постоянно действующая в учреждении экспертная комиссия на основании критериев ценности документов осуществляет их отбор на хранение в архиве учреждения (проводит экспертизу их ценности). Архив проводит экспертизу ценности документов при отборе их на постоянное хранение под методическим руководством соответствующего государственного или муниципального архива (п. 2.3.4 Основных правил работы архивов организаций).

Уничтожение документов в связи с истечением срока их хранения

Акты о выделении дел к уничтожению оформляются после составления архивных описей дел постоянного и временного сроков хранения. Описи дел и акты должны рассматриваться экспертной комиссией в едином комплексе и утверждаться руководителем учреждения (п. 3.7.24 Основных правил работы архивов организаций).

После утверждения описей учреждения разрешается уничтожение дел с временными сроками хранения за период времени, соответствующий утвержденным описям.

Уничтожение дел оформляется актом о выделении к уничтожению дел, не подлежащих хранению, утверждаемым руководителем учреждения. Форма акта приведена в приложении 4 к Основным правилам работы архивов организаций.

Отобранные к уничтожению и включенные в акты дела передаются на уничтожение в установленном порядке. Использование этих документов для хозяйственных нужд запрещено.

Согласно п. 2.4.7 Основных правил работы архивов организаций дела, подлежащие уничтожению, передаются на переработку (утилизацию). Передача оформляется приемо-сдаточной накладной, в которой указываются дата передачи, количество сдаваемых дел и вес бумажной макулатуры. Погрузка и вывоз на утилизацию должны осуществляться под контролем сотрудника, ответственного за обеспечение сохранности документов архива.

Передача документов в государственные или муниципальные архивы

В соответствии с ч. 2 ст. 23 Федерального закона № 125-ФЗ учреждения должны обеспечивать отбор, подготовку и передачу документов в государственные или муниципальные архивы согласно правилам, установленным специальным уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Итак, документы учреждения, относящиеся к документам Архивного фонда РФ, должны быть своевременно сданы в государственные или муниципальные архивы. Названные документы принимаются от учреждений государственным и муниципальным архивами, организацией Российской академии наук в соответствии с планом-графиком, который утверждается руководством архива по согласованию с учреждением (п. 4.4.1 Правил). Внеплановый прием документов Архивного фонда РФ, а также архивных документов, сроки временного хранения которых не истекли, осуществляется при ликвидации учреждения или в случае угрозы сохранности архивных документов.

Архивные документы принимаются в государственный и муниципальный архивы, организацию Российской академии наук в упорядоченном состоянии с соответствующим научно-справочным аппаратом и страховыми копиями на особо ценные и уникальные документы.

Обратите внимание

Работы, связанные с отбором, подготовкой и передачей архивных документов на постоянное хранение, в том числе с их упорядочением и транспортировкой, выполняются за счет средств учреждения, передающего указанные документы.

Документы Архивного фонда РФ должны быть приняты в государственный и муниципальный архивы, организацию Российской академии наук по утвержденным экспертно-проверочной комиссией (ЭПК) описям дел, документов, документы по личному составу – по согласованным ЭПК описям дел, документов, архивные документы с неистекшими сроками временного хранения – по сдаточным описям.

Прием архивных документов оформляется актом приема-передачи документов на хранение, составляемым в двух экземплярах. Один экземпляр остается в архиве, другой – в учреждении. Вместе с архивными документами в архив передаются три экземпляра описи дел, документов. Дальнейшее хранение документов Архивного фонда РФ осуществляется государственными или муниципальными архивами.

В заключение отметим, что на основании ст. 27 Федерального закона № 125-ФЗ за нарушение законодательства об архивном деле в РФ, в том числе за уничтожение документов в нарушение установленных Перечнем сроков хранения документов, юридические лица, а также должностные лица и граждане несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

Так, согласно ст. 13.20 ­КоАП РФ нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан – в размере от 100 до 300 руб.;
  • на должностных лиц – от 300 до 500 руб.

Утверждены Приказом Минкультуры РФ от 31.03.2015 № 526 в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 4, ч. 5 ст. 14 Федерального закона № 125-ФЗ, п. 5.2.4 Положения о Министерстве культуры РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 20.07.2011 № 590.

Утвержден Приказом Минкультуры РФ от 25.08.2010 № 558.

Утвержден Приказом Минкультуры РФ от 31.07.2007 № 1182.

Утвержден Главархивом СССР от 15.08.1988.

Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук, утв. Приказом Минкультуры РФ от 18.01.2007 № 19.

Федеральный закон «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 05.04.2013 N 43-ФЗ (последняя редакция)

5 апреля 2013 года N 43-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В СВЯЗИ С ПРИСОЕДИНЕНИЕМ К СУБЪЕКТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — ГОРОДУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ МОСКВЕ ТЕРРИТОРИЙ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят Государственной Думой 22 марта 2013 года Одобрен Советом Федерации 27 марта 2013 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 02.12.2013 N 327-ФЗ, от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 03.07.2016 N 361-ФЗ, от 03.07.2016 N 373-ФЗ, от 29.12.2017 N 455-ФЗ, от 03.08.2018 N 342-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа)

  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Предмет регулирования и сфера действия настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Порядок утверждения перечня объектов федерального значения, подлежащих размещению на присоединенных территориях, и перечня объектов регионального значения, подлежащих размещению на присоединенных территориях
    • Статья 3. Передача полномочий Российской Федерации субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве в связи с размещением объектов федерального значения
    • Статья 4. Особенности подготовки и утверждения документации по планировке территории для размещения объектов федерального значения или регионального значения
    • Статья 5. Особенности установления, изменения видов разрешенного использования земельных участков, предназначенных для размещения объектов федерального значения или регионального значения
  • Глава 2. Особенности резервирования земель и изъятия земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества
    • Статья 6. Резервирование земель
    • Статья 7. Основания для изъятия земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд
    • Статья 8. Выявление лиц, земельные участки и (или) иные объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных нужд
    • Статья 9. Принятие решения об изъятии недвижимого имущества
    • Статья 10. Изъятие недвижимого имущества
    • Статья 11. Особенности изъятия жилых помещений и земельных участков, на которых они расположены
    • Статья 12. Особенности прекращения прав на земельные участки, иные объекты недвижимого имущества, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для размещения объектов федерального значения
    • Статья 13. Возмещение правообладателям стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных его изъятием
    • Статья 14. Особенности осуществления государственного кадастрового учета, государственной регистрации решения об изъятии недвижимого имущества, государственной регистрации возникновения и прекращения прав при изъятии земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества
  • Глава 3. Особенности предоставления земельных участков для размещения объектов федерального значения или регионального значения
    • Статья 15. Предоставление земельных участков для размещения объектов федерального значения или регионального значения
  • Глава 4. Особенности установления сервитута для размещения объектов федерального значения или регионального значения
    • Статья 16. Содержание сервитута, установленного для размещения объектов федерального значения или регионального значения
    • Статья 17. Принятие решения об установлении сервитута
    • Статья 18. Плата за установление сервитута
    • Статья 19. Срок действия сервитута
    • Статья 20. Основания прекращения сервитута
  • Глава 5. Заключительные положения
    • Статья 21. Особенности информационного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве
    • Статья 22. Особенности изменения видов разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы, в границах Московской области и находящихся в собственности физических лиц или юридических лиц
    • Статья 23. Особенности правового режима земельных участков, занятых объектами трубопроводного транспорта и расположенных в границах присоединенных к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий
    • Статья 24. Особенности предоставления в границах субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы смежных земельных участков собственникам земельных участков, землепользователям, арендаторам земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения
    • Статья 25. О внесении изменения в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате
    • Статья 26. О внесении изменения в Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»
    • Статья 27. Утратила силу
    • Статья 28. О внесении изменения в Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»
    • Статья 29. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
    • Статья 30. О внесении изменения в Федеральный закон «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»
    • Статья 31. О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»
    • Статья 32. О внесении изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации
    • Статья 33. О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных»
    • Статья 34. Утратила силу
    • Статья 35. О внесении изменения в Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»
    • Статья 36. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Открыть полный текст документа

Земли Новой Москвы: интересы государства превыше некоторых правовых норм

Адвокат Олег Сухов специально для IRN.RU анализирует положения 43-ФЗ

На прошлой неделе журналистам напомнили, что быстрое развитие присоединенных к столице территорий оказалось возможно во многом благодаря особым правоотношениям, позволяющим властям без задержки изымать земли под необходимое строительство (см. «Новая Москва: транспортная доступность и цены на жилье» и «Доступные новостройки в Новой Москве»). Частных землевладельцев участники пресс-конференции попросили не беспокоиться: основная доля изъятых земель была свободна и принадлежала корпорациям. «Сейчас проектирование дорог и инженерных коммуникаций предусматривается по свободным от застройки земельным участкам. На Калужском шоссе под изъятие предусматривается всего три жилых частных дома. Их снос будет компенсирован по рыночной стоимости», –­ сказал журналистам руководитель департамента развития новых территорий города Москвы Владимир Жидкин. Аналитический центр «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU» тем не менее счел ситуацию, подпадающую под действие закона 43-ФЗ (вступившего в силу год назад), заслуживающей более глубокого анализа и попросил прокомментировать ее президента «Гильдии юристов рынка недвижимости» адвоката Олега Сухова. Его статью по этому поводу www.irn.ru публикует ниже.

5 апреля 2013 года президент России подписал федеральный закон № 43-ФЗ с очень длинным, но емким названием: «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации – городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Этот закон вполне мог бы остаться незамеченным в ряду других нормативных актов и заинтересовать разве что профессиональных юристов, если бы не одно но… ФЗ № 43 внес изменения в порядок изъятия земель для строительства Новой Москвы, а потому сразу привлек внимание широкой общественности и вызвал целый ряд вопросов.

Сокращение сроков и резервирование земель в интересах инвесторов
Какие же глобальные изменения принес нам данный нормативный акт?

Ахиллесовой пятой любой российской стройки является процедура согласования проектной документации, а также получение всевозможных разрешений. Дело доходит до того, что министерства и ведомства, ответственные за строительство объектов федерального значения, долгое время не могут согласовать те или иные бумаги у коллег из государственных и муниципальных органов. Понятно, что для чиновников это не является большой проблемой: время идет, а зарплаты им выплачиваются. Только вот частные (а особенно западные) инвесторы не любят долго ждать. Помучившись пару-тройку месяцев, они просто пожмут плечами и вложат деньги в китайские или гонконгские проекты. Чтобы этого не допустить, законодатель установил срок рассмотрения документации по планировке территории не более чем 30 дней. Кроме того, федеральный закон разрешил в случае необходимости резервировать земли под объекты вообще без документов территориального планирования, дабы инвестор был гарантированно уверен хотя бы в наличии земли для строительства. Данная возможность, кстати, противоречит статье 9 Градостроительного кодекса, которая прямо запрещает изымать землю без документов территориального планирования. Впрочем, эта же статья допускает изъятие в случаях, «предусмотренных федеральными законами». Правовая формальность все-таки соблюдается.

Массовое изъятие земель – новшество российского законодательства
Закон ФЗ-43 вводит новеллу или новшество в институт изъятия земель. Если ГК РФ и Земельный кодекс России предусматривают отдельное изъятие земельного участка у конкретного собственника, то статья 8 нового закона вводит понятие процедуры «выявления лиц, чьи земляные участки должны быть изъяты для строительства».

Иными словами, теперь допускается массовое изъятие земель. Порядок выявления достаточно прост: исполнительная власть не менее чем за два месяца до решения об изъятии запрашивает УФРС о зарегистрированных правах на земельные участки. Если Росреестр не может предоставить эти сведения, то чиновники направляют запросы в архивы государственных и муниципальных органов, а также в федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные и третейские суды о предоставлении заверенных копий судебных решений с признанием права собственности на земли и строения. Таким образом, ответственный орган исполнительной власти пытается получить информацию о возможных владельцах недвижимости из всех возможных источников.

Одновременно с этим в СМИ и на сайте органа государственной власти города Москвы публикуются сообщения о планируемых изъятиях. Предполагается, что этого будет вполне достаточно, дабы собственники узнали о предстоящем изъятии. Данная процедура, на наш взгляд, полностью противоречит как действующему законодательству, так и обычаям делового оборота. Ведь статья 279 ГК РФ предусматривает только письменное уведомление владельца земли об изъятии. Здесь следует отметить, что в России надлежащим письменным уведомлением является такое уведомление, за которое у адресата берут расписку. Иными словами, документ доставляется собственнику заказным письмом либо передается лично в руки. Все иные способы извещения наши суды признают ненадлежащими. А вот ФЗ № 43 считает надлежащей формой письменного уведомления публикацию в центральном периодическом издании. Но это же полная профанация!

В соответствии с этим законом сведения об изъятии публикуются только на страницах официального печатного органа правительства Москвы, а также на его сайте в интернете. Ну и все ли обыватели (особенно живущие в сельской местности) читают это издание и посещают сайт? Вряд ли. Так что существует реальная опасность, что многие граждане вплоть до момента изъятия будут в неведении о решении властей и просто не смогут защитить свои права. Им банально не хватит на это времени.

Если каким-то образом гражданин все-таки узнает об изъятии, то он обязан направить в орган власти заявление об учете своих прав. И заметьте, все эти действия происходят в рамках минимальных и жестких сроков, установленных законом. Так что, с одной стороны, ФЗ № 43 наносит удар по волоките и бюрократизму чиновников, что не может не радовать, а вот с другой… С другой – резко ограничивает в правах собственников участков и фактически лишает их возможности отстаивать свои интересы.

Решение без регистрации
Решение государственного органа об изъятии земельного участка регистрируется в ЕГРП. Такое требование предусматривается п. 4. ст. 279 ГК РФ. Так было всегда и есть на территории России. А если в едином реестре нет сведений о праве собственности на конкретную землю, то решение вообще нельзя зарегистрировать без согласия собственника.

Этот вариант развития событий очень даже возможен, если право на участок возникло до вступления в силу «Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Именно поэтому, кстати, очень часто затягивается и сам срок изъятия. Хозяева земли «упираются», не внемлют доводам чиновников, дело уходит в суд и может длиться месяцами. Новый закон очень «технично», как говорят спортсмены, обошел это проблему и тем самым опять же вошел в противоречие с 279-й статьей ГК РФ.

В соответствии со ст. 9 ФЗ № 43 исполнительный орган имеет право вообще не регистрировать решение об изъятии, если в ЕГРП нет сведений о праве на участок. Как говорится, нет сведений – нет проблем. Теперь такой собственник может спорить до хрипоты и даже пойти в суд, но это уже не поможет ему.

Сроки обжалования решения об изъятии
По закону владелец участка может обжаловать решение об изъятии в течение двух месяцев со дня его принятия. Много это или мало? С какой стороны посмотреть. Если со стороны государства, заинтересованного в строительстве, – много, а если встать на точку зрения хозяина земли – мало. Особенно если у владельца участка есть какие-то проблемы с документами или он не поставил землю на кадастровый учет, что встречается сплошь и рядом.

И вот пока собственник будет приводить в порядок документы, ходить по инстанциям – срок обжалования пройдет. На это и рассчитан новый закон. А подавать исковое заявление без полного пакета документов не имеет смысла: суды верят только доказательствам, а не голословным утверждениям.

Порядок изъятия земель, или кому во благо скорость принятия решений
Если говорить о самом изъятии, то оно в принципе не отличается от общего порядка, который прописан в Земельном кодексе, и совершается путем выкупа, перераспределения земельных участков, а также прекращения прав на имущество и возмещения убытков (для несобственников). Впрочем, есть и отличия. Так, перераспределение участков может пройти без решения об изъятии при наличии согласия со стороны собственника. Кроме того, закон резко сокращает сроки направления уведомления об изъятии. Например, орган исполнительной власти обязан уведомить хозяина земли об ее изъятии не позднее чем за пять месяцев, а не за год, как этого требует п. 3 ст. 279 ГК РФ.

Приняв решение об изъятии, уполномоченный орган направляет собственнику проект соглашения на условиях государства (муниципалитета) не ранее чем через два месяца со дня принятия соответствующего решения. Часть 3 ст. 10 закона № 43-ФЗ предусматривает возможность провести переговоры между собственником земли и органом, уполномоченным на ее изъятие. Важно также отметить, что соглашение между собственником и государством не подлежит государственной регистрации.

Если в течение трех месяцев со дня направления соглашения об изъятии стороны не подпишут документ, то орган исполнительной власти направляет в суд заявление о принудительном изъятии.

Закон особо указывает, что принудительное прекращение прав на недвижимость допускается только на основании решения суда и после возмещения рыночной стоимости изъятого имущества и (или) убытков, причиненных его изъятием. Поэтому разговоры о том, что строительная техника прибудет на участок хозяина еще до судебного решения, в общем-то, беспочвенны. Формальности будут соблюдены. Чего уж там. Тут дело в другом.

Достаточно вспомнить сочинские стройки. В то время когда на олимпийских объектах уже появились первые спортсмены, бывшие собственники земель все еще обивали пороги судов, добиваясь компенсаций и справедливой цены. Думается, что подобное ждет и Новую Москву.

Обременения и права пользования объектами недвижимости на изымаемых землях
Пункт 18 статьи 10 закона 43-ФЗ заставит глубоко задуматься уже не только собственников, но также арендаторов, пользователей и залогодержателей объектов, расположенных на изымаемых землях. Недолго думая, законодатель ввел правила, которые в принципе противоречат сложившейся практике. О чем речь? А вот о чем. Как только Российская Федерация или Москва получат право собственности на земли, то с этого дня залог, аренда, а также иные права пользования объектами, расположенными на участках, прекращаются. Иными словами пользователи, залогодержатели и арендаторы лишаются всех своих прав с момента перехода земли к государству. Эта новелла ФЗ № 43 целиком и полностью противоречит, например, ст. ст. 353, 617 ГК РФ, которые особенно подчеркивают незыблемость интересов залогодержателей и арендаторов при смене собственника. Однако по этому закону они лишаются своих прав. Причем лишаются бесплатно. Так что банки, арендаторы, садоводы, огородники и прочие заинтересованные категории хозяйствующих субъектов и граждан могут уже сейчас подыскивать новые объекты в других местах Московской области и не рассчитывать на компенсации.

Сервитут, или ограничение прав собственников
Статья 274 ГК РФ определяет сервитут как ограничение прав пользования чужим земельным участком. Сервитут устанавливается как на основании соглашения сторон, так и в судебном порядке. Закон же 43-ФЗ детально описывает административный порядок установления сервитута. Нормативный акт существенно расширяет перечень ситуаций для принятия данного статуса по сравнению со статьей 23 Земельного кодекса РФ. Органы власти вправе строить на чужой земле здания и сооружения, прокладывать коммуникации, перегонять и хранить строительную технику.

Государство как обладатель сервитута имеет свободный доступ на земельный участок, хочет этого собственник или нет. При этом органы власти могут как согласовать доступ, так и появиться на участке в явочном порядке, предварительно уведомив об этом хозяина. Подрядчики и строители, нанятые государством, вправе доставлять на участок и вывозить с него технику, инструменты, материалы, строить объекты, ремонтировать, эксплуатировать, консервировать и сносить сооружения, рыть канавы и траншеи, короче, проводить все необходимые работы, вплоть до того, что вырубить все лесные насаждения.

Все это делается для того, чтобы проложить коммуникации, без которых жизнь в Новой Москве просто невозможна. При этом нормы закона позволяют государству проводить работы без уплаты хозяину участка денежного вознаграждения. Но не это главное на самом деле. Гораздо важнее то, что при наличии коммуникаций и государственного сервитута стоимость земли резко снизится. Почему? Все очень просто. Дело в том, что все инженерные сооружения рано или поздно приходят в негодность, а потому минимум раз в десять лет (а то и чаще) собственник земли будет лицезреть проезжающую через участок разнообразную строительную и землеройную технику: краны, экскаваторы, тракторы, компрессоры. Соответственно, построить капитальное здание, гараж или даже разбить сад на этой земле – проблематично. Поэтому такой участок всегда ценится дешево либо вообще забрасывается собственником. Особенно если по нему (по участку, понятно) вообще проложены какие-либо коммуникации.

Несколько слов о законе в целом
Следует честно признать, что его принятие явилось реакцией государства на кризис в разрешительной системе в сфере строительства. Волокита и бюрократия так затягивают согласование, что законодатель вынужден установить предельно сжатые сроки для принятия решений. Но это еще полбеды. Как-то вот так получилось, что наше либеральное законодательство оказалось своеобразным препятствием на пути инвестиций и развития.

Не секрет, что иностранные инвесторы чрезвычайно недовольны, например, сроками рассмотрения дел в российских судах, считают их излишне большими. Зарубежные партнеры приводят в качестве примера для подражания тот же Китай, где многие вопросы решаются вообще в административном порядке, а судебные акты об изъятии принимаются в течение одного дня. Или хотя бы США. Сроки там тоже различны, но в штате Вашингтон, например, собственники земли уведомляются об изъятии вообще только за 10 дней до направления соответствующего ходатайства в суд. Поэтому и в Азии, и на Западе дела об изъятии не могут длиться месяцами, как в России.

Но даже не об этом речь. Уже всем давно известно, что наша судебная система и многие отрасли законодательства нуждаются в серьезном реформировании. Однако ФЗ № 43 в этом случае является скорее временной полумерой, чем полноценным лекарством. Не продуманный до конца, ограниченный в действии территорией Москвы и Московской области, существенно нарушающий права пользователей и собственников, вступающий в серьезные противоречия с действующими нормами, этот закон не может служить основой для фундаментальных изменений. Задача его проста и понятна – помочь построить Новую Москву и кануть в Лету. Кстати, именно поэтому мы не советуем придавать большое значение судебной практике, которая появится в результате действия данного закона. Ведь она станет обслуживать «сиюмоментные» интересы государства до 2020 года и вряд ли будет приниматься во внимание за пределами Московского региона.