Фактический адрес юридического лица

Юридический адрес

Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Добавьте , в противном случае она может быть выставлена на удаление.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (10 ноября 2016)

Юриди́ческий а́дрес — термин (словосочетание), укоренившийся в деловом обиходе в Российской Федерации — России, однако, не определенный в её законодательстве.

В обиходе часто употребляется, как синоним почтового адреса (места нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому с таким лицом осуществляется связь. Аналоги словосочетания (термина) «юридический адрес» в праве других государств и стран неизвестны. Однако согласно Федеральному Закону Российской Федерации от 08.08.2001года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а именно Гл. 3, ст. 8, п. 2 Юридическое лицо, в дальнейшем организация обязана находиться по адресу регистрации, что осложняет использование просто почтового адреса, так как ФНС проводит проверку после регистрации юридического лица на факт нахождения по юридическому адресу. По итогу которой составляется протокол, о факте нахождения или отсутствия юридического лица, при выявления нарушений проводятся налоговые мероприятия для прекращения финансово-хозяйственной деятельности данного юридического лица по всем направлениям.

«Юридический адрес» и право

Действующее законодательство России не содержит определения понятия (словосочетания) «юридический адрес», тем не менее, этот термин укрепился в деловой речи и даже присутствует иногда в официальных документах.

Сомнительность термина «юридический адрес» вытекает, как минимум, из двух оснований:

  • Любое лицо, как субъект права не может иметь адреса; адрес может иметь лишь объект права, причем, лишь такой объект права, как недвижимое имущество.

В обывательском обиходе (просторечии) часто упоминается не только «адрес юридического лица», но, также, и «адрес физического лица». Это — в равной степени абсурдное применение термина «адрес». Физическое лицо, как и юридическое, не имеет адреса. Оно имеет место жительства (пребывания, нахождения), которое уже может иметь адрес.

  • Юридическое лицо, в силу своего абстрактного существа, вообще не может иметь такого места нахождения, которое имело бы адрес. Оно существует в неограниченном пространстве. Юридическое лицо может иметь конкретное имущество, которое может иметь определенный адрес (недвижимое имущество), либо находиться в конкретный момент времени по определенному адресу. Однако, будучи субъектом, а не объектом права, оно не только не может иметь адрес, но даже не может иметь адрес своего места нахождения.

Гражданское законодательство Российской Федерации вводит условное понятие места нахождения юридического лица. Таким местом нахождения согласно статье 54 ГК России является место государственной регистрации юридического лица. При этом, государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа этого лица, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Термин «адрес» при этом не используется. Законодатель умышленно вводит условное понятие место нахождения юридического лица, условно определяемое всего лишь местом его государственной регистрации, но не связываемое с конкретным адресом.

«Фактический» и «юридический» адрес

Термин «Фактический адрес», также часто используемый в обывательском обиходе, наряду с термином «юридический адрес», не является правовым термином. У юридического лица не может быть адреса, а тем более двух: «юридического» и «фактического». В Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) существует запись об адресе места нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (например, директора), по которому с ним осуществляется связь. Никаких иных «адресов» в ЕГРЮЛ не существует.

Между тем, согласно Федеральному закону от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в случае изменения сведений о юридическом лице, включенном в ЕГРЮЛ, такое лицо обязано в течение трех рабочих дней сообщить об этом регистрирующему органу в установленном порядке для внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ. Это, в частности, касается и сведений об адресе места нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица. Таким образом, если даже понимать под юридическим адресом адрес места нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, то расхождение такого адреса с фактическим адресом места нахождения этого органа не может продолжаться во времени более трех рабочих дней. Нарушение этого порядка влечет за собой привлечение к ответственности, предусмотренной статьей 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

«Юридический адрес» в нормативных правовых актах

В некоторых нормативных правовых актах Российской Федерации присутствует термин «юридический адрес», в частности этот термин, без определения его сути содержится в следующих российских федеральных законах:

  • Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (п. 2 ст. 64)
  • «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (абз. 1 ч. 1 ст. 5.12)
  • Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (ст. 16)
  • Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (пп. 5 п. 3 ст. 6.1, пп. 3 п. 2 ст. 8, пп. 3 п. 2 ст. 9, п. 1.1 ст. 27, п. 2 ст. 33)
  • Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (пп. 2 п. 9 ст. 54, п. 4 ст. 61)
  • Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (пп. 2 п. 9 ст. 48, п. 2 ст. 55, прим. 10 к Приложению № 3 к Федеральному закону «О выборах Президента Российской Федерации»)
  • Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (пп. «б» п. 8 ст. 47, п. 2 ст. 54)
  • Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (п. 3 ст. 23) (использует одновременно два понятия и «юридический адрес» и «адрес (место нахождения)» общественных организаций (объединений))
  • Федеральный закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (абз. 7 п. 1 ст. 22, абз. 5 п. 1 ст. 67)
  • Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (абз. 4 п. 3 ст. 11)
  • Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (п. 2 ст. 22) (настоящий федеральный закон использует термин «юридический адрес» применительно к иностранным юридическим лицам)
  • Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (п. 2 ст. 9) (регулируя частные вопросы государственной регистрации благотворительных организаций и используя термин «юридический адрес», настоящий федеральный закон фактически не оперирует терминологией законодательства Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц)
  • Федеральный закон от 12.06.2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» (пп. 2 п. 3 ст. 36)
  • Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (абз. 2 п. 2 ст. 22.1)
  • Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (абз. 3, 7 пп. 2 п. 5 ст. 19)
  • Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (пп. 1 п. 9 ст. 23).

> См. также

  • Адрес массовой регистрации

Примечания

  1. ↑ Гражданский кодекс России (ГК России) от 30.11.1994 N 51-ФЗ — Часть 1, Ст. 54, П.2
  2. ↑ Залесский В. В. Комментарий к закону О государственной регистрации юридических лиц,. М.: Юстицинформ, 2002.
  3. ↑ Федеральный закон России от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Статья 5 Содержание государственных реестров.
  4. ↑ КоАП России, Ст. 14.25
  5. ↑ Адреса, указанные при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами. service.nalog.ru. Проверено 3 декабря 2015.

Гражданское законодательство не содержит понятий «юридический…», «почтовый…» и «фактический адрес», в нем говорится только о месте нахождения организации. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации (ст. 54 ГК РФ) и должно быть указано в его учредительных документах (п. 2 ст. 52, п. 3 ст. 54 ГК РФ). На практике под «юридическим адресом» подразумевают именно адрес места нахождения организации, указанный в учредительных документах, под «фактическим/почтовым адресом» — адрес места осуществления организацией (ее органами управления) повседневной деятельности.

В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ и п. 2 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ) государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (в ООО, например, — генеральный директор, директор, президент и другие (ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»)), а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Подпункт «в» п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ уточняет, что этот адрес места нахождения также рассматривается законом в качестве адреса, «по которому осуществляется связь с юридическим лицом». Он относится к сведениям о юридическом лице, которые содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ). Внесение изменений о месте нахождения организации в ЕГРЮЛ производится на основании документов, представленных организацией в соответствии со ст. 17 Закона N 129-ФЗ.

Таким образом, фактически с точки зрения законодательства, «юридический…» и «фактический/почтовый адрес» организации должны совпадать в адресе места нахождения юридического лица. Несовпадение фактического места нахождения организации с местом нахождения, указанным в учредительных документах и, соответственно, включенным в ЕГРЮЛ, не соответствует закону.

Если сведения о месте нахождения организации (ее исполнительного органа), представленные в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, были указаны неверно при ее создании (или реорганизации), организация может быть привлечена к административной ответственности за представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, недостоверных сведений (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ), а если будет доказано умышленное искажение этих сведений — за представление документов, содержащих заведомо ложные сведения (ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ). Согласно позиции ФНС РФ, отраженной в письме от 13.09.2005 N ЧД-6-09/761@ «О применении дисквалификации в качестве санкции за нарушение законодательства о государственной регистрации», под недостоверными сведениями понимается неумышленное наличие неточностей, искажений в содержании представленных для государственной регистрации документов. Напротив, термин «заведомо ложные» означает однозначную осведомленность о ложности, недостоверности представляемых в регистрирующий орган сведений, например, при представлении сведений об адресе места нахождения юридического лица (фактическое отсутствие юридического лица по месту нахождения, указанному в заявлении при государственной регистрации).

В то же время какой-либо специальной нормы, устанавливающей ответственность за перемещение организации в другое место нахождения после регистрации ее образования (реорганизации), законодательство не содержит.

Налоговые органы, обнаруживающие отсутствие организации по месту нахождения, указанному в учредительных документах и, соответственно, ЕГРЮЛ, например, в результате выездов или неполучения юридическим лицом почтовой корреспонденции по этому адресу, пытаются привлекать должностных лиц организаций по той же ст. 14.25 КоАП РФ (смотрите, например, Обзор по вопросу применения дисквалификации в качестве санкции за нарушение законодательства о государственной регистрации, приложение к письму ФНС от 13.09.2005 N ЧД-6-09/761@, постановление заместителя председателя Челябинского областного суда от 02.09.2008 (надзорное производство N 4-а-793)). Однако из п. 2 ст. 8, п. 1 ст. 13 Закона N 129-ФЗ следует, что закон исходит из того, что местом нахождения юридического лица признается именно адрес, указанный в учредительных документах, достоверность сведений в котором предполагается. Следовательно, фактическое перемещение постоянно действующего исполнительного органа или иного лица, имеющего право действовать без доверенности и указанного в учредительных документах, изменением места нахождения, с точки зрения закона, не считается, изменением места нахождения общества считается изменение указания на таковое в учредительных документах. А изменения в устав общества о месте его нахождения приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации (п. 3 ст. 52 ГК РФ, п. 4 ст. 12 Закона N 14-ФЗ), то есть с момента внесения регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр (п. 2 ст. 11 Закона N 129-ФЗ). При этом срок для представления документов, связанных с внесением изменений в учредительные документы, законом не установлен (п. 5 ст. 5, глава VI Закона N 129-ФЗ).

Исходя из этого, на наш взгляд, организация фактически не может быть привлечена к административной ответственности за непредставление или несвоевременное представление сведений об изменении места нахождения в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

Существует риск предъявления и иных претензий со стороны налоговых органов в случае выявления отсутствия организации по адресу, указанному в учредительных документах. В ряде случаев налоговые органы пытались в судебном порядке ликвидировать организации на основании ст. 61 ГК РФ по причине грубого нарушения законодательства при их регистрации (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 17.07.2007 N Ф04-4814/2007(36344-А03-40), ФАС Уральского округа от 26.02.2007 N Ф09-1166/07-С4, ФАС Северо-Западного округа от 15.09.2006 N А56-22440/2005), а также на основании п. 2 ст. 25 Закона N 129-ФЗ по причине грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов (постановления ФАС Московского округа от 07.05.2010 N КГ-А41/4353-10 по делу N А41-25378/09, ФАС Волго-Вятского округа от 11.01.2010 по делу N А43-21631/2009). Однако, как правило, суды вставали на сторону организаций, указывая, что эти нарушения не являются неустранимыми.

Кроме того, необходимо учитывать, что, с точки зрения действующего законодательства, любое место, по которому организация оборудует стационарные рабочие места, то есть рабочие места на срок более месяца, вне места своего нахождения (в том числе, например, рабочее место единоличного исполнительного органа) признается обособленным подразделением (ст. 11 НК РФ). А в соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах как по месту ее нахождения, так и по месту нахождения всех ее обособленных подразделений.

В настоящее время организации не обязаны предоставлять заявление о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения, такая постановка на учет осуществляется теперь самим налоговым органом на основании сведений, сообщенных налогоплательщиком в порядке, установленном пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ. Таким образом, за несообщение сведений о создании обособленного подразделения организация, на наш взгляд, не может быть привлечена к ответственности по ст. 116 НК РФ и ст. 15.3 КоАП РФ. Это подтверждается и судебной практикой (смотрите, например, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.07.2011 по делу N А33-1854/2011).

Однако согласно пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения обо всех обособленных подразделениях в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения. Постановка на учет в налоговых органах организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании представленных организацией указанных сведений в течение 5 дней со дня их получения (п. 4 ст. 83, п. 2 ст. 84 НК РФ). В связи с несообщением сведений о создании обособленного подразделения организация может быть привлечена к налоговой ответственности за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ), а также к административной ответственности за то же нарушение на основании ст. 15.6 КоАП РФ.

Во избежание возможных претензий со стороны налоговых органов рекомендуем внести соответствующие изменения в устав в части сведений о месте нахождения организации в соответствии с п.п. 2, 4 ст. 12 Закона N 14-ФЗ. Для этого в регистрирующий орган представляется заявление по форме Р13001, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439, и документы, перечисленные п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ. На основании этого заявления будут внесены изменения в ЕГРЮЛ, касающиеся адреса юридического лица. Дополнительных обязанностей организации, связанных с постановкой на налоговый учет по новому месту нахождения организации, законодательством не предусмотрено. В соответствии с п. 4 ст. 84 НК РФ, если организация изменила место нахождения, снятие ее с учета осуществляется налоговым органом, в котором она состояла на учете, на основании сведений, содержащихся в едином реестре юридических лиц. Постановка на учет налогоплательщика в налоговом органе по новому месту нахождения осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения.

Марченко Юлия Александровна, эксперт-консультант компании ПРАВОВЕСТ

В Гражданском кодексе РФ употребляется выражение «местонахождение юридического лица» – так называемый юридический адрес, официально зарегистрированный в ЕГРЮЛ. В то же время юрлицо может располагаться по другому адресу – фактическому. В гражданском законодательстве не содержится общей нормы, касающейся соотношения или соответствия юридического и фактического адресов организации. Однако в законах, регулирующих деятельность юридических лиц различных организационно-правовых форм, внимание данной проблеме все же уделено. Под юридическим адресом понимается место нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации на момент ее регистрации, а в случае его отсутствия – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, по которому осуществляется связь с данным юридическим лицом. Юридический адрес указывается в учредительных документах организации. Фактический адрес – это адрес, по которому реально располагается постоянно действующий исполнительный орган юридического лица. Юридический и фактический адреса организации могут не совпадать. Каковы же последствия такого несовпадения? Попробуем сделать обзор наиболее часто встречающихся ситуаций.

Местонахождение и регистрация юридического лица

Местом нахождения юридического лица признается место нахождения его постоянно действующего исполнительного органа. В случае отсут-ствия последнего, иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, – место нахождения, по которому осуществляется связь с юридическим лицом1. Место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах2. В п. 1 ст. 54 ГК РФ, п. 1 ст. 4 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об ООО) и п. 2 ст. 4 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, а сведения о месте нахождения юридического лица содержатся в его уставе. В п. 3 Постановления Пленума Верховного Cуда РФ № 90, Пленума ВАС РФ № 14 от 09.12.1999 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» указано, что при разрешении споров, затрагивающих вопросы определения места нахождения общества (в частности, при определении места исполнения денежных обязательств), судам необходимо руководствоваться ст. 54 ГК РФ и п. 2 ст. 4 Закона об ООО, согласно которым местонахождение общества определяется местом его государственной регистрации, и учитывать, что учредительными документами общества местом его нахождения может быть определено место постоянного нахождения органов управления общества или основное место его деятельности. Ранее устанавливалось, что общество должно иметь почтовый адрес, по которому с ним осуществляется связь, и обязано уведомлять органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, об изменении своего почтового адреса3. В целях формирования единого подхода к вопросу о месте нахождения юридического лица, месте его регистрации и почтовом адресе приведенные положения в соответствии с Федеральным законом от 21.03.2002 № 31-ФЗ из ст. 4 Закона об ООО исключены. В настоящее время в действующем законодательстве адрес места нахождения юридического лица не разделяется на юридический и фактический. Между тем место нахождения самого юридического лица Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ) вообще не определено, хотя согласно ст. 19 НК РФ указание места нахождения является обязательным для налогоплательщика. В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» местом нахождения юридического лица является место нахождения его органов. Кроме того, в Законе № 129-ФЗ отсутствует требование о представлении в регистрирующий орган документов, подтверждающих место нахождения органов юридического лица, определенное в его учредительных документах.

Согласно п. 3 ст. 288 ГК РФ в качестве места нахождения юридического лица нельзя указывать адрес жилого помещения. В соответствии с п. 3 ст. 52 Гражданского кодекса РФ изменения учредительных документов, в том числе места нахождения юридического лица, приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, – с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений. Пунктом 5 ст. 5 Закона № 129-ФЗ установлено, что, в случае если изменение указанных в п. 1 данной статьи сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в Единый государственный реестр юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном гл. VI данного Закона. Таким образом, государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Фактическое место нахождения юридического лица и место нахождения, указанное в его учредительных документах, могут не совпадать. Однако юридически местом нахождения компании считается адрес, указанный в его учредительных документах. В Едином государственном реестре юридических лиц должны быть указаны сведения4 о месте нахождения (об адресе) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом. За непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица несут ответственность5, установленную законодательством Российской Федерации.

Ответственность

Согласно п. 3 ст. 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти минимальных размеров оплаты труда. Пунктом 4 данной статьи установлено, что представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию руководителя на срок до трех лет.

Дисквалификация

Письмом ФНС РФ от 13.09.2005 № ЧД-6-09/761@ «О применении дисквалификации в качестве санкции за нарушение законодательства о государственной регистрации» налоговым инспекциям предлагается применять дисквалификацию должностных лиц организаций в качестве санкции за нарушение законодательства о государственной регистрации. В соответствии с п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 18.11.2004 № 23 под представлением заведомо ложных сведений следует понимать представление документов, содержащих такую заведомо ложную либо искаженную информацию, которая повлекла за собой необоснованную регистрацию субъекта предпринимательской деятельности. Об изменении места нахождения юридического лица необходимо уведомить регистрирующий орган в течение 3 дней с момента такого изменения6, иначе также может быть применена административная ответственность, предусмотренная п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ, за непредставление, несвоевременное представление сведений о юридическом лице, представление недостоверных сведений. Кроме того, согласно ст. 19.7 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, равно как и представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьями 19.7.1, 19.8, 19.19 КоАП РФ, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Иски о ликвидации юридического лица

Также в качестве примера еще одного из возможных последствий можно привести Постановление ФАС Московского округа кассационной инстанции7. Инспекцией МНС РФ (далее – Инспекция) был предъявлен иск о ликвидации юридического лица на основании ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Закона № 129-ФЗ8 в связи с тем, что были допущены грубые нарушения законодательства РФ, в частности ответчик на момент его регистрации представил недостоверные сведения о своем местонахождении.

Фабула дела

Ответчик, зарегистрированный Инспекцией, указал свой адрес, однако согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 30.06.2004 адресом ответчика является другое местоположение, зафиксированное в новой редакции его устава, из чего заявитель сделал вывод о том, что ответчик на момент его регистрации представил недостоверные сведения о своем местонахождении, так как из представления Центральной акцизной таможни следует, что ответчик не мог находиться по своему первоначальному адресу. Это свидетельствует о грубом нарушении ответчиком законодательства Российской Федерации, в связи с чем, по мнению заявителя, данное юридическое лицо подлежит ликвидации в соответствии со ст. 61 Гражданского кодекса РФ, а также п. 2 ст. 25 Закона № 129-ФЗ. В удовлетворении заявленного требования судами первой, апелляционной и кассационной инстанции было отказано с указанием на то, что при надлежащем исполнении обязанностей по уплате налогов, представлении бухгалтерской отчетности фактическое отсутствие юридического лица по месту регистрации не свидетельствует о грубом нарушении закона, притом что нарушения ч. 3 ст. 54 Гражданского кодекса РФ ответчиком не допущено, так как в его уставе указано место нахождения общества, в последующем в устав были внесены изменения в части указания нового местонахождения. То есть, если ответчиком ранее и было допущено нарушение в части указания местонахождения общества, то в последующем это нарушение было устранено, а ссылка заявителя на то, что данное нарушение является неустранимым, является необоснованной, в связи с чем заявленные требования о ликвидации ответчика удовлетворению не подлежат.

Кассационная инстанция сделала вывод, основываясь на п. 3 Информационного письма ВАС РФ от 13.08.2004 № 84 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации», что юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены. Это и было установлено судами обеих инстанций по делу в обжалуемых Инспекцией судебных актах, а у арбитражного суда кассационной инстанции нет оснований для иной оценки установленных арбитражными судами обстоятельств по настоящему делу. Таким образом, если юридический адрес не совпадает с фактическим, юридическое лицо в совокупности с этими обстоятельствами допускает ненадлежащее исполнение обязанностей по уплате налогов, а также представление бухгалтерской отчетности, то у налоговой инспекции будут основания для обращения в суд с заявлением о ликвидации юридического лица.

Обособленные подразделения

Нахождение юридического лица по другому адресу также может быть квалифицировано налоговыми органами как создание обособленного подразделения. Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации является любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Согласно ст. 209 Трудового кодекса РФ рабочее место определяется как место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой, которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 23 НК РФ физические лица и юридические лица – организации обязаны становиться на налоговый учет. В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Неисполнение данной обязанности является основанием для привлечения к ответственности по ст. 116 или ст. 117 НК РФ. Согласно ст. 116 НК РФ за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе:

  • на срок менее 90 дней – взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей;
  • на срок более 90 дней – взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

Статья 15.3, п. 1 КоАП РФ за нарушение установленного срока постановки на учет в налоговом органе:

  • влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.

Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе, в соответствии со ст. 15.3 КоАП РФ:

  • влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.

Статьей 117 НК РФ предусмотрена ответственность за ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органевлечет взыскание штрафа в размере десяти процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее двадцати тысяч рублей.

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более трех месяцев влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней. Следует отметить, что состав ст. 117 НК РФ трудно доказать, и чаще юридические лица привлекаются к ответственности по ст. 116 НК РФ.

Позиция Минфина по конкретным ситуациям

Пример 1 Юридическое лицо фактически находится и зарегистрировано в одном городе, а в другом городе находятся сотрудники этого юридического лица. Но для них в другом городе не создано хотя бы одного стационарного рабочего места, которое прямо или косвенно находилось бы под контролем этой организации. Становиться ли на учет в другом городе этому юридическому лицу? По мнению Минфина РФ, основания для постановки на налоговый учет юридического лица по месту осуществления этой организацией деятельности, не влекущей создание стационарного рабочего места, отсутствуют9.

Пример 2 Часто бывает, что юридическое лицо зарегистрировано по юридическому адресу на территории одной налоговой инспекции в г. Москве, а арендованное под офис помещение находится на территории другой налоговой инспекции г. Москвы. Фактически обособленного от головной организации подразделения юридическое лицо не имеет. Никаких других помещений, недвижимого имущества и транспортных средств нет. Все расчеты по налогам с бюджетом РФ и с бюджетом субъекта РФ г. Москвы организация осуществляет по реквизитам инспекции, где произведена регистрация по юридическому адресу. Подлежит ли организация регистрации в налоговой инспекции по месту нахождения арендованного под офис помещения? Вопрос, несомненно, неоднозначный, позиция Минфина РФ сводится к тому, что в такой ситуации юридическому лицу необходимо внести изменения в учредительные документы в целях указания в них достоверной информации о месте нахождения10.

Выводы

Понятий «фактический» и «юридический» адрес не содержится в действующем законодательстве. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия последнего – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Фактическое место нахождения юридического лица и место нахождения, указанное в его учредительных документах, могут не совпадать. Однако юридически местом нахождения компании считается адрес, указанный в ее учредительных документах. Нахождение юридического лица по другому адресу также может быть квалифицировано налоговыми органами как создание обособленного подразделения. Таким образом, в том случае, если адрес, указанный в учредительных документах, не совпадает с фактическим местонахождением юридического лица, рекомендуем внести соответствующие изменения в учредительные документы, указав тот адрес, по которому юридическое лицо фактически располагается. 1) п. 2 ст. 54 ГК РФ; пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

2) п. 3 ст. 54 ГК РФ

3) Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в ред. федеральных законов от 11.07.1998 № 96-ФЗ, 31.12.1998 № 193-ФЗ)

4) п. «в» ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ

5) ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ

6) п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ

7) Постановление ФАС Московского округа от 17.05.2005 № КГ-А40/3899-05

8) п. 2 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ

9) Письмо Минфина РФ от 05.08.2005 № 03-02-07/1-212

10) Письмо Минфина РФ от 05.08.2005 № 03-02-07/1-211

Последствия регистрации предприятий не по месту фактического нахождения

С точки зрения законодательства, регистрация компании не по месту ее фактического нахождения, является серьезным нарушением. В большинстве случаев органы Государственной налоговой инспекции знают все случаи подобных махинаций. В том случае, если использование фиктивного «юридического адреса» не привело к существенным налоговым потерям в регионе и организация не допускает налоговых задолженностей, на подобные факты нередко закрывают глаза. Но следует иметь в виду, что над компанией-нарушителем висит угроза в любой момент лишиться статуса плательщика НДС. Подобная норма предусмотрена российским законодательством и в последнее время достаточно активно используется. Кроме того, органы ГНИ, зная о несовпадении юридического и почтового адресов, могут отказывать в выдаче необходимых документов и справок «на руки», отправляя их по указанному при регистрации адресу. Очевидно, что в этом случае документы могут потеряться, а в лучшем случае, окажутся у требователя с запозданием в несколько суток. Также одним из последствий махинаций с адресами может быть присвоение предприятию в соответствующих документах ГНИ статуса «адрес устанавливается». Хоть это и не будет иметь прямых последствий для работы предприятия, но доверие к нему, как к партнеру может быть существенно испорчено.

МЕСТО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Смотреть что такое «МЕСТО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» в других словарях:

  • Место осуществления деятельности покупателя работ (услуг) — местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг), на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации организации или… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

  • Место осуществления лицензируемого вида деятельности — 8) место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее место осуществления лицензируемого вида деятельности), объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления… … Официальная терминология

  • МЕСТО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ — место государственной или иной аналогичной регистрации предприятия, а при отсутствии такового место, указанное в учредительных документах (уставе, договоре, положении) предприятия. При отсутствии государственной регистрации и указания на место в… … Большой бухгалтерский словарь

  • МЕСТО РЕАЛИЗАЦИИ РАБОТ (УСЛУГ) — место нахождения недвижимого имущества, если работы (услуги) связаны непосредственно с этим имуществом. К таким работам, услугам относятся строительные, строительно монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению и т.п. услуги … Большой бухгалтерский словарь

  • Место реализации работ (услуг) в целях налогообложения НДС — местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если: работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов) … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

  • Место нахождения обособленного подразделения организации — место нахождения обособленного подразделения российской организации место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение;… Источник: Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146 ФЗ … Официальная терминология

  • Место нахождения обособленного подразделения российской организации — место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

  • Место нахождения обособленного — ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ по законодательству РФ о налогах и сборах, действующему в РФ, место осуществления российской организацией деятельности через свое обособленное подразделение (ст. 11 НК РФ ) … Энциклопедия права

  • Место нахождения обособленного подразделения российской организации — Место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение. (нл.) ст. 11 НК РФ … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

  • МЕСТО УПРАВЛЕНИЯ ЛИЧНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ — местопребывания физического лица. являющегося владельцем этого предприятия. Местом управления личным предприятием, единственными участниками которого являются супруги, признается место их пребывания. Если супруги имеют различные места пребывания … Большой бухгалтерский словарь