Экспертиза специальной оценки условий труда

СОДЕРЖАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА

I. Общие положения

  • Предмет регулирования Административного регламента
  • Круг заявителей
  • Требования к порядку информирования о предоставлении
    государственной услуги

II. Стандарт предоставления государственной услуги

  • Наименование государственной услуги
  • Наименование федерального органа исполнительной власти, предоставляющего государственную услугу
  • Описание результатов предоставления государственной услуги
  • Срок предоставления государственной услуги
  • Перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги, с указанием их реквизитов и источников официального опубликования
  • Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем
  • Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов и которые заявитель вправе представить самостоятельно
  • Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги
  • Исчерпывающий перечень оснований для приостановления предоставления государственной услуги
  • Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги
  • Порядок, размер и основания взимания государственной пошлины или иной платы, взимаемой за предоставление государственной услуги
  • Максимальное время ожидания в очереди при подаче заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, и получении результата предоставления государственной услуги
  • Срок и порядок регистрации заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в том числе в электронной форме
  • Требования к помещениям, в которых предоставляется государственная услуга, к месту ожидания и приема заявителей, размещению и оформлению визуальной, текстовой и мультимедийной информации о порядке предоставления таких услуг
  • Показатели доступности и качества оказания государственной услуги, в том числе количество взаимодействий заявителя с должностными лицами Министерства при предоставлении государственной услуги, их продолжительность, возможность получения информации о ходе предоставления государственной услуги, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий
  • Иные требования, в том числе учитывающие особенности предоставления государственной услуги в электронной форме

III. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме

  • Состав административных процедур по представлению государственной услуги
  • Последовательность выполнения административных процедур при предоставлении государственной услуги
  • Приём и регистрация заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги
  • Запрос копий документов, на основании которых проведена государственная экспертиза, в рамках межведомственного взаимодействия в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, проводивших государственную экспертизу
  • Рассмотрение заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, и оформление заключения о рассмотрении разногласий (несогласия)
  • Направление (выдача) заявителю и органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда, заключение государственной экспертизы которого оспаривалось, заключения о рассмотрении разногласий (несогласия)
  • Требования к порядку выполнения административных процедур

IV. Формы контроля за исполнением Административного регламента

  • Порядок осуществления текущего контроля за соблюдением и исполнением должностными лицами Министерства положений Административного регламента
  • Порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества предоставления государственной услуги, в том числе порядок и формы контроля за полнотой и качеством предоставления государственной услуги
  • Ответственность должностных лиц Министерства за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) ими в ходе предоставления государственной услуги
  • Положения, характеризующие требования к порядку и формам контроля за предоставлением государственной услуги со стороны заявителей

V. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействий) Министерства, а также его должностных лиц

  • Информация для заявителей о его праве подать жалобу
  • Предмет жалобы
  • Органы государственной власти и уполномоченные на рассмотрение жалобы должностные лица, которым может быть направлена жалоба
  • Порядок подачи и рассмотрения жалобы
  • Сроки регистрации и рассмотрения жалобы
  • Перечень оснований для оставления жалобы без рассмотрения
  • Результат рассмотрения жалобы
  • Порядок информирования заявителя о результатах рассмотрения жалобы
  • Порядок обжалования решения по жалобе
  • Право заявителя на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы
  • Способы информирования заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы

Приложение: Блок-схема последовательности действий предоставления государственной услуги по рассмотрению разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласия работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей, их объединений, страховщиков, организаций, проводивших специальную оценку условий труда, с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда

Отличие специальной оценки условий труда от аттестации рабочих мест

Специальная оценка условий труда (СОУТ) была введена с 1 января 2014 года взамен аттестации рабочих мест (АРМ). На первый взгляд, кажется, что отличий в порядке проведения нет и что специальная оценка — практически та же самая аттестация. Но если проанализировать более детально, СОУТ отличается от АРМ.

Основные отличия:

  • — При АРМ описывались фактические значения состояния условий труда, новая процедура по СОУТ представляет комплексный объем работ по оценке условий труда на рабочих местах, где затрагиваются вопросы охраны труда, социального обеспечения работников, планирования расходов организации на мероприятия по улучшению созданных условий.
  • — СОУТ была принята в рамках Федерального закона «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ от 28.12.2013 г., АРМ действовала на основании Приказа Минздравсоцразвития РФ № 342-н «О порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» от 26.04.2011 года. На уровень Федерального закона спецоценка была выдвинута в связи с Поручением Президента РФ В.В. Путина о замещении рабочих мест с вредными условиями труда. Закон разрабатывался в предельно короткие сроки, чтобы начать 2014 год с «нового листа».
  • — Организация проведения СОУТ по-прежнему возлагается на работодателя и организацию, проводящую спецоценку (Организация по СОУТ), которая привлекается на основании гражданско-правового договора. Права и обязанности организаций по СОУТ, а также работодателей и работников в новом порядке были конкретизированы и выделены в отдельные статьи. При АРМ обязательства участников содержались в тексте документа в разрозненном виде. Также при спецоценке появляется новый участник — эксперт по спецоценке. Ранее функции по оценке и оформлению результатов возлагались на специалиста по АРМ, которым мог быть любой сотрудник, проработавший более 3-х лет, имеющий высшее техническое образование и прошедший профильные курсы обучения в объеме 144 часов. Эти же требования остаются и для эксперта. Единственное, объем профессиональной подготовки был сокращен до 72 часов и впервые была введена аттестация в Министерстве труда и социального развития РФ (Минтруд РФ).
  • — Минтруд РФ — теперь это единственный полномочный орган, который может выдать сертификат на право выполнения работ по СОУТ.
  • — Изменен состав комиссии по спецоценке. Ранее в аттестационную комиссию по АРМ включались представители работодателя, специалист по охране труда, представители первичной профсоюзной организации и аттестующей организации. Комиссия по спецоценке представлена прежним составом, за исключением представителя организации, проводящей спецоценку.
  • — При АРМ аттестации подлежали все рабочие места, за исключением сотрудников, занятых за компьютерами менее 50 % рабочего времени. СОУТ подлежат все рабочие места, за исключением рабочих мест надомников, дистанционных работников и работников, которые вступили в трудовые отношения с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
  • — При аттестации рекомендовалось приведение наименований должностей и профессий в соответствие с ОКПДТР, теперь при специальной оценке в этом нет необходимости.
  • — Периодичность проведения оценки остается прежней — 1 раз в 5 лет, кроме рабочих мест, которые по результатам получили положительную оценку. Для них предусмотрено декларирование, то есть подтверждение соответствия условий труда государственным нормативным требованиям в области охраны труда. Решение о декларировании принимает эксперт по спецоценке на основе анализа, проведенного в ходе идентификации факторов. Работодатель же, оформив декларацию по установленной форме, обязан передать ее в Минтруд. Срок действия этого документа — пять лет, который автоматически продлевается еще на такой же срок без проведения каких-либо исследований, если на рабочих местах не происходит несчастных случаев и профзаболеваний. При АРМ существовала похожая процедура — сертификация соответствия работ по охране труда, но она никак не могла повлиять на то, что аттестацию можно будет не проводить в последующем.
  • — Впервые при СОУТ появились понятия «идентификация потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса» и «декларирование соответствия условий труда». Идентификация подразумевает в себе сопоставление и установление совпадения имеющихся факторов на рабочих местах с факторами, предусмотренными классификатором вредных и опасных производственных факторов. Идентификация проводится экспертом по СОУТ на всех рабочих местах. Не проводится только в отношении рабочих мест, которые по результатам АРМ были признаны вредными или опасными и в отношении рабочих мест работников, чьи профессии относятся к «Спискам № 1 и № 2» на гарантии и компенсации. Для этой группы рабочих мест всегда проводятся инструментальные замеры. На рабочих местах, на которых были идентифицированы ВОПФ, проводятся исследования и измерения, при которых определяется уровень воздействия на работника и устанавливается класс условий труда.
  • — Исследования всех без исключения рабочих мест проводились в три этапа: оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам, оценка травмоопасности и обеспеченности средств индивидуальной защиты (СИЗ, — ред.). На основе выявленных показателей устанавливался класс условий труда и готовился пакет документов. При АРМ нормирование возможности снижения класса (подкласса) условий труда отсутствовало. При СОУТ оценка по гигиеническим нормативам и эффективности применяемых СИЗ проводится (если средства эффективны, то предусматривается возможность снижения класса или подкласса условий труда), но вот оценка травмоопасности рабочего места была исключена.
  • — Изменились сроки проведения внеплановой спецоценки. При вводе нового рабочего места, нового оборудования и приспособлений для работы, при изменении технологических операций и изменении применяемых СИЗ, при несчастных случаях или по требованию профсоюзной организации, внеплановая СОУТ должна быть проведена в течение шести месяцев с момента наступления данных обстоятельств. Внеплановая аттестация рабочего места проходила в течение 1 года.
  • — Подача отчета по результатам проведения АРМ в федеральную систему сбора и хранения данных возлагалась на аттестующую организацию. Работодатель обязан был подать отчет о результатах проведения АРМ в Государственную инспекцию труда в течение 10-ти календарных дней от даты издания приказа о результатах и утверждении отчета об аттестации. Теперь же все отчеты о результатах проведения спецоценки и необходимые сведения будут поступать в Федеральную государственную систему учета результатов проведения СОУТ. Обязанность за передачу информации возлагается на организацию по СОУТ, которая передает эти сведения в течение 10-ти рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении. Работодатель, в свою очередь, обязан будет размещать на официальном сайте своей компании сводную ведомость результатов спецоценки и перечень мероприятий по улучшению условий труда.
  • — При АРМ сроки ознакомления работников с результатами оценки условий труда не были четко определены. Тогда как с результатами СОУТ работники должны быть ознакомлены не более чем за 30 календарных дней со дня издания приказа об утверждении отчета.
  • — Независимо от результатов проведения АРМ дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации работникам, профессии и виды работ которых включены в «списки № 1 и № 2» и «малые списки», по 2014 год включительно работодатель уплачивал в размере 6% и 4% соответственно. Если СУОТ не проводилась, то дополнительные страховые взносы в 2015 году выросли до 9% и 6% соответственно. При проведении СОУТ с 2015 года дополнительный тариф страховых взносов дифференцирован в зависимости от класса (подкласса) условий труда (таблица 3).

Отдельной статьей в спецоценке были оформлены требования по экспертизе качества результатов СОУТ. Заметное изменение — ранее она проводилась на безвозмездной основе вне зависимости от того, работодатель, работник или профсоюзный комитет обратился за услугой, то теперь проведение экспертизы качества СОУТ осуществляется на платной основе за счет средств заявителя. Данное условие в некотором роде ограничивает права работников, так как не каждому придется по нраву отстаивать свои права посредством выплаты госпошлины. Несмотря на то, что СОУТ теперь единственная процедура по оценке условий труда, результаты аттестации организаций, у которых не истек 5-ти летний срок, будут действовать и при СОУТ, но не позднее 31 декабря 2018 года.

В связи с этим, СОУТ в итоге приводит как к улучшению условий труда работников, так и к значительной экономии денежных средств работодателя.

Для того, чтобы сделать условия труда безопасными необходимо проводить их оценку. В случае, когда условия труда оказались небезопасными для работника и произошел несчастный случай на производстве, предусмотрено обязательное социальное страхование.

Отличия специальной оценки условий труда от аттестации рабочих мест



Тема специальной оценки условий труда (далее СОУТ) весьма актуальна, ведь в последнее время уделяется огромное внимание увеличению объема продаж и стоимости покупок в различных организациях, но работодателями перестает учитываться состояние здоровья работников. С целью определения степени воздействия на сотрудников вредных факторов и установления компенсаций раньше проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда (далее АРМ).

Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» вступил в силу с 1 января 2014 г., который предусматривает упразднение процедуры аттестации рабочих мест по условиям труда. Порядок аттестации многократно менялся, но так и остается далеким от совершенства.

Целью СОУТ (а раньше и аттестации) является улучшение условий труда, снижение влияния вредных факторов во избежание получения травм и возникновения профессиональных заболеваний, что в свою очередь приводило бы к уменьшению дополнительного тарифа за работу во вредных условиях труда.

Основной задачей аттестации являлось измерение и сравнение уровня опасных и вредных производственных факторов на рабочем месте с гигиеническими нормативами, установление соответствующих классов условий труда в зависимости от превышения предельно допустимого уровня, осуществление проверки безопасности технологического оборудования, полноту и качество обеспечении работников спецодеждой .

Условия труда по степени вредности подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые,вредные(1–4степени), опасные .

По результатам аттестации формировались определенные списки лиц: кому следует проходить медицинские осмотры, кто должен получать молоко или спецодежду, а каким работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, полагаются какие-либо компенсации.

Механизм реализации аттестации не предусматривал никакой экономической заинтересованности в ней работодателя. Всего с 1 сентября 2008 г. по 1 января 2013 г. аттестация была проведена лишь в 110 тыс. организаций (2 % от действующих хозяйствующих субъектов) и с 1 января 2014 г. была упразднена.

Специальная оценка условий труда регулируется нормами Федерального закона, и создана для устранения недостатков аттестации. Производится независимой специализированной организацией, приглашенной работодателем. Проходит анализ состояния условий труда на заранее определенных рабочих местах с целью выявления на них опасных и вредных производственных факторов, определением эффективности применения средств индивидуальной и коллективной защиты, оценки уровня воздействия на работника факторов и определения степени отклонения от установленных нормативов. По состоянию на март 2015 года СОУТ подверглись более 1 млн. рабочих мест (производство — 30 %, сфера услуг — 43,8 %, прочие виды деятельности — 26,2 %). Мониторинг, проведенный Департаментом условий и охраны труда Минтруда России и ФГБУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Минтруда России, охватил 74 субъекта РФ в основных Федеральных округах.

При АРМ аттестации подлежали все рабочие места, за исключением сотрудников, занятых за компьютерами менее 50 % рабочего времени . Все рабочие места подлежат СОУТ, кроме рабочих мест дистанционных работников, надомников, и работников, не являющимися индивидуальными предпринимателями .

В течение шести месяцев со дня наступления указанных в ч. 1 ст. 17 закона о СОУТ случаев работодатель обязан провести внеплановую СОУТ:

1) организация новых рабочих мест;

2) получения предписания госинспектора труда в случаи выявленных в ходе проверки нарушений закона о СОУТ;

3) изменения технологического процесса, замены производственного оборудования, оказывающее влияние на воздействие вредных факторов на работников;

4) изменения состава применяемых материалов или сырья, способных оказать влияние на воздействие вредных факторов на работников;

5) изменения применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, оказывающих влияние на воздействие вредных факторов на работников;

6) произошедшего на рабочем месте несчастного случая на производстве;

7) наличия предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций о проведении внеплановой СОУТ .

За невыполнение обязательств по коллективным договорам и соглашениям по СОУТ, должностные лица несут следующие виды ответственности в порядке, установленном законодательством (ст.419 ТК РФ):

  1. дисциплинарную (замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям);
  2. административную (дисквалификация, административный штраф)
  3. уголовную (исправительные работы, лишение свободы) .

Можно выделить положительные и отрицательные стороны СОУТ. В качестве положительных будут выступать:

– четкая и понятная процедура проведения СОУТ со всеми правами и обязанностями сторон;

– государственным органам отводится только контролирующая функция;

– установлены классы условий труда (4 класса);

– установлены некоторые льготы для работников в зависимости от класса условий труда;

– определены параметры, предъявляемые к организациям, которые проводят СОУТ;

– открытый доступ результатов проведения СОУТ;

К отрицательным моментам относится:

– большие расходы работодателей на оборудование рабочих мест;

– дороговизна данной процедуры, осуществление за счет средств заявителя;

– в ФЗ не совсем ясно объяснен порядок осуществления государственного контроля за проведением СОУТ;

Литература:

  1. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 06.07.2016)//Российская газета, N 256, 31.12.2001.
  2. Постановление Правительства РФ от 14.04.2014 N 290 (ред. от 25.04.2015) «Об утверждении перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей»//Собрание законодательства РФ, 28.04.2014, N 17, ст. 2056.
  3. Приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н (ред. от 12.12.2012) «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда»//документ утратил силу
  4. Приказ Минтруда России от 24.01.2014 N 33н (ред. от 07.09.2015) «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2014 N 31689) // Российская газета, № 71, 28.03.2014.
  5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. От 30.12.2015) // «Российская газета», № 256, 31.12.2001
  6. Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ (ред. от 01.05.2016) «О специальной оценке условий труда» //Российская газета, № 295, 30.12.2013.