Экологические обязанности юридических лиц

Экологические обязанности и права граждан и общественных экологических организаций и движений (стр. 2 из 4)

Это право обеспечивается :

— планированием и нормированием качества окружающей природной среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей природной среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

— социальным и государственным страхованием граждан, организацией медицинского обслуживания населения;

— предоставлением реальных возможностей для проживания в условиях благоприятной для жизни и здоровья окружающей природной среды;

— возмещением в судебном или административном порядке вреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения окружающей природной среды, последствий аварий и катастроф;

— государственным контролем за состоянием окружающей природной среды и соблюдением природоохранительного законодательства, привлечением к ответственности лиц, виновных в нарушении требований обеспечения экологической безопасности населения.

Право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды осуществляется через реализацию конкретных полномочий граждан в области охраны окружающей среды, содержание которых раскрывается в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» ,Основах законодательства об охране здоровья граждан , Федеральных Законах «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» , «О радиационной безопасности населения» , «Об экологической экспертизе» и других нормативных актах.

В соответствии с нормами указанных законов граждане РФ имеют право:

— создавать общественные объединения, фонды и иные общественные формирования по охране окружающей природной среды;

— принимать участие в собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях, референдумах по охране окружающей природной среды, обращаться с письмами, жалобами и заявлениями по этим вопросам в компетентные органы;

— требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах ее охраны;

— требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении и прекращении деятельности таких объектов;

— ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическим правонарушением;

— выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и получать информацию о результатах ее проведения;

— осуществлять другие права в сфере охраны окружающей среды, предусмотренные законодательством.

Данным правам соответствуют установленные законодательством обязанности граждан (ст. 58 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»):

— сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;

— принимать участие в охране окружающей природной среды;

— соблюдать требования экологического законодательства и нормативы качества окружающей природной среды;

— повышать свою экологическую культуру, содействовать экологическому воспитанию подрастающего поколения.

3. Экологические права и обязанности общественных экологических организаций и движений

Экологические права и обязанности граждане РФ могут осуществлять как в индивидуальном порядке, так и через участие в общественных экологических объединениях.

Хотелось бы немного остановиться на общественных объединениях.

Общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, создаваемое по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения .

К числу целей создания общественных экологических объединений можно отнести охрану здоровья граждан, защиту их прав и законных интересов, разрешение споров и конфликтов при осуществлении природоохранной деятельности, подготовку населения к преодолению последствий стихийных бедствий, промышленных аварий и катастроф, оказание помощи пострадавшим в результате таких бедствий и аварий, защиту животных, охрану и должное содержание особо охраняемых природных объектов и территорий и другие .

Общественные экологические объединения могут осуществлять свою деятельность на правах юридического лица с момента государственной регистрации в установленном законом порядке. Государственная регистрация общественных объединений осуществляется органами юстиции .

Общественное объединение может функционировать и без государственной регистрации, не приобретая прав юридического лица.

Как учредителями, так и членами общественных экологических объединений могут быть физические и юридические лица, которые имеют равные права и обязанности.

Общественным организациям предоставлен ряд полномочий для осуществления их функций в сфере охраны окружающей природной среды. Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» они вправе:

— разрабатывать и пропагандировать свои экологические программы, защищать экологические права и интересы населения, развивать экологическую культуру населения, привлекать на добровольных началах граждан к активной природоохранительной деятельности;

— за счет своих средств и добровольного участия населения выполнять работы по охране и воспроизводству окружающей природной среды, содействовать государственным органам в борьбе с экологическими правонарушениями;

— рекомендовать своих представителей для участия в государственной экологической экспертизе, проводить общественную экологическую экспертизу;

— требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов и ограничении, приостановлении, прекращении или перепрофилировании их деятельности;

— требовать предоставления своевременной, достоверной и полной информации о загрязнении окружающей природной среды и мерах ее охраны;

— организовывать собрания, митинги, шествия, демонстрации, сбор подписей, входить с предложениями о проведении обсуждения проектов, референдумов по охране окружающей природной среды;

— ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных должностных лиц, предъявлять в суде иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, причиненного экологическим правонарушением .

Государство гарантирует экологическим и иным общественным объединениям, выполняющим экологические функции, и гражданам возможность реализации ими прав в области охраны окружающей среды в соответствии с законодательством РФ.

Государственные органы, их должностные лица обязаны оказывать всемерное содействие общественным объединениям и гражданам в реализации их экологических прав и обязанностей, принимать необходимые меры по выполнению их предложений и требований в организации природоохранительной деятельности .

Заключение

Изучив данный вопрос я пришла к выводу, что – это конечно замечательно, когда за тобой закреплены определенные права и обязанности, но этого не достаточно для изменения подобной ситуации с экологией.

Необходимо наладить механизм работы «граждане – общественные экологические организации и движения – государство».

Если бы наше государство было бы более заинтересовано в улучшении состояния окружающей среды, то оно более жестко следила за соблюдением норм и правил в области экологии.

Еще один не маловажный факт в данной проблеме – это латентность. Многие нарушения и произошедшие не крупные чрезвычайные события остаются не замеченными или тщательно скрытыми.

Когда все человечество поймет, что экология – это важный фактор в будущем нашей страны, семьи, человеке, тогда и начнут относиться к данной проблеме более внимательно.

Все сегодняшние катастрофы – это настоящие и будущие трагедии.

Я считаю, что если гражданам и общественным организациям и движениям даны определенные права и обязанности, то ими непременно нужно пользоваться, чтобы хоть каким-то образом повлиять на будущее – СВОЁ БУДУЩЕЕ!

Вариант 6

В пределах охранной зоны расположенного на территории Татарстана памятника природы «Семиозерский» был произведен ряд землеотводов под дачное строительство и сады.

Представители общественных природоохранных организаций Татарстана, обеспокоенные дальнейшей судьбой этого уникального природного комплекса, обратились в республиканскую прокуратуру, а также в Генеральную прокуратуру РФ с требованием о проверке законности подобных землеотводов.

Каким образом устанавливаются охранные зоны памятников природы?

Какого рода ограничения устанавливаются в пределах территорий, отведенных под охранные зоны памятников природы?

1. Памятники природы — уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения .

Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы федерального значения, а территории, занятые ими, — особо охраняемыми природными территориями федерального значения Правительством Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации .

Основной целью объявления природных комплексов и объектов памятниками природы является сохранение их в естественном состоянии.

Экологическая ответственность фирмы и экономический успех Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

УЧЕНЫЕ

ЗАПИСКИ

Л.И. ГУБАРЕВА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры сервиса и туризма Орловского государственного университета

Тея. (4862) 72-09-77;gubareva88@mail.ru

В.Н. СИНЕЛЬНИКОВА, преподаватель кафедры общих дисциплин факультета среднего профессионального образования Орловского государственного института экономики и торговли

Тел. (4862) 72-35-79; mara4ka@yandex.ru

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ФИРМЫ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УСПЕХ

В статье освещаются вопросы экологической ответственности бизнеса в условиях обострения экологической ситуации как в России, так и в мире в целом. Рассматриваются механизмы оценки деятельности предприятий с точки зрения влияния на окружающую среду, устанавливается зависимость конкурентоспособности фирмы на рынке от публикации ее экологического рейтинга.

Ключевые слова: экосистема, экологическая ответственность, иски, конкурентоспособность, экологический рейтинг.

Экологическая эффективность бизнеса, отражаемая такими показателями, как экологические издержки (объемы потребления воды и энергии, образование отходов, сточных вод и выбросов в атмосферу, площади нарушенных земель), прозрачность экологической отчетности и темпы сокращения воздействия на окружающую среду, является надежным критерием оценки бизнеса. Экологи отмечают, что экологическая эффективность не зависит от взлетов и провалов финансовых индикаторов и может быть использована при принятии решений о вложении государственных инвестиций в реальный сектор экономики.

Всемирный совет по устойчивому развитию (Word Business Council on Sustainable Development) определяет корпоративную социальную ответственность как приверженность бизнеса концепции устойчивого экономического развития в работе со своими сотрудниками, их семьями, местным населением, обществом в целом с целью улучшения качества их жизни. В данном определении прослеживается зависимость между развитием компании и улучшением качества жизни общества в целом.

В последнее время появился ряд работ российских и зарубежных авторов, посвященных развитию экологической ответственности бизнеса. Экологическая ответственность бизнеса рассматривается как добровольная разработка программ и мероприятий, выходящих за рамки законодательства в сфере охраны окружающей среды, и их реальное осуществление.

Само понятие социально-экологической ответственности бизнеса первоначально трактовалось как углубление известного в экономике природопользования принципа «загрязнитель платит» и его развитие до требования социально-экологической ответственности предпринимательства. Одновременно с этим специалистами была введена широкая трактовка принципа устойчивости в рамках «треугольника устойчивого развития». Согласно этому подходу перед современным бизнесом стоит задача объединения в практической деятельности трех взаимосвязанных целей: экономической

© Л.И. Губарева, В.Н. Синельникова

эффективности, экологической ответственности и социальной активности.

Обычно в теории и на практике основное внимание уделяется возможности синергетических (т.е. взаимно усиливающих друг друга) эффектов от реализации бизнесом высоких экологических обязательств и их положительного воздействия на финансово-экономические параметры его деятельности. Достижение синергетического эффекта проявляет себя в устойчивой конкурентоспособности бизнеса, причем как в краткосрочном, так и в особенности в средне- и долгосрочном периодах, что расширяет возможности в области социально-экологических инициатив.

Так, с учетом достижения комплексной цели снижения техногенной нагрузки на природную среду и повышения экономической результативности уже в течение ряда лет реформируется налоговая система в странах Евросоюза. В основе налоговой реформы лежит концепция «двойного дивиденда», т.е. одновременного достижения более высоких экологических и экономических результатов.

То же относится и к отрабатываемому в настоящее время во многих странах, включая Россию, международному механизму торговли разрешениями (сертификатами) на выбросы парниковых газов. Этот механизм среди прочего нацелен на снижение техногенной и антропогенной нагрузки на экосистему Земли до приемлемого уровня с применением наиболее эффективных решений, отбор которых должен стимулировать рыночный кон -курентный механизм.

Вместе с тем не менее важной задачей представляется и учет неоднозначных соотношений между экологическими и социальными задачами. Между этими целями существует тесная, часто положительная взаимосвязь: так, минимизация экологических воздействий предприятий-загрязнителей оказывает прямое позитивное воздействие на повышение качества жизни и укрепление здоровья, причем не только персонала предприятия, но и местного населения.

Социально-экологическая ответственность представляет собой наряду с интернализацией внешних отрицательных эффектов деятельности бизнеса его осознанное и мотивированное участие в разнообразных предупреждающих экологический ущерб и нерациональное природопользование мероприятий, в обеспечении (производстве) общественных социальных и экологических благ, вклю-

чая меры по охране здоровья, повышению качества окружающей природной среды и устойчивому природопользованию. В ее основе лежит экологически и социально ответственное предпринимательство, под которым понимается экономически свободная инициативная деятельность, связанная с риском и направленная на достижение рыночных результатов при соблюдении требований экологической безопасности, закрепленных в нормативно-правовых документах, а также в общественно признанных, отвечающих сложившимся в обществе этическим нормам.

Обратим внимание на два важных обстоятельства. Во-первых, согласно современным представлениям социально-экологическая ответственность предполагает не только и не столько компенсацию наносимого деятельностью предприятия ущерба окружающей среде, сколько проведение предупреждающих этот ущерб мероприятий. Сюда же относится поддержка общественно значимых социально-экологических инициатив (мер по охране здоровья, сохранению культурно-исторического наследия, поддержке особо охраняемых природных территорий, сохранению исчезающих биологических видов и т.п.). Во-вторых, реализация социально-экологической ответственности тесно связана с утверждением адекватной этим задачам бизнес-этики, которая призвана дополнить систему формальных правовых норм и требований, зафиксированных в официально утвержденных законах, стандартах, регламентах и т.п., морально-нравственными нормами и принципами, подкрепив тем самым действие формальных институтов.

К настоящему времени сформировался ряд концептуальных подходов и создаваемых на их основе механизмов и инструментов реализации экологической ответственности бизнеса. Представленный ниже перечень этих подходов в целом отражает эволюцию содержания и инструментов реализации экологической ответственности.

— Трансформация внешних негативных экологических эффектов, обусловленных деятельностью фирмы, в ее внутренние издержки на основе налога А. Пигу и производных от него инструментов (включая платежи за негативное экологическое воздействие, как это имеет место в России), применяемых к виновнику загрязнения природной среды и основанных на активном участии государства в деле нейтрализации рыночных провалов.

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

— Методы и механизмы, обеспечивающие экологически устойчивое социально-экономическое развитие, позволяющие раздвинуть временные рамки ответственности бизнеса за счет социально-экологических обязательств перед будущими поколениями и стейкхолдерами, не снимая при этом задачи повышения финансово-экономической результативности.

— Интернализация внешних экологических издержек во внутренние затраты фирмы в ходе прямых рыночных переговоров между «жертвой» (жертвами) загрязнения природной среды и его виновником в условиях четко определенных имущественных прав и минимизации государственного присутствия — в соответствии с теорией Р. Коуза.

— Экономико-правовой метод реализации экологической ответственности, включающий два прикладных направления: 1) страхование экологической ответственности предпринимателей рисковых секторов экономики, обязательное и добровольное, 2) реализация ответственности посредством наложения административных и уголовных наказаний в ходе судебных разбирательств.

— Участие бизнеса в купле-продаже квот на выбросы парниковых газов в рамках формирующихся межгосударственных механизмов разрешения глобальных экологических проблем.

— Добровольные экологические соглашения и партнерства (бизнес-государство, бизнес-бизнес, бизнес-НГО). Это гибкий инструмент выхода бизнеса за пределы законодательно зафиксированных норм экологической безопасности и рационального природопользования и концентрации усилий на решении межотраслевых ресурсно-экологических проблем (утилизация и рециклинг отслужившей крупногабаритной техники, железнодорожных вагонов, самолетов и т.п.). Его использование применимо и для решения проблем высокой степени неопределенности и асимметричного распределения необходимой для принятия эффективных решений информации.

Прозрачность социально-экологической отчетности на встрече Большой восьмёрки в Германии была признана важным фактором для мировых рынков. Для российских регионов экологическая ответственность бизнеса становится все более серьезным аргументом в привлечении инвестиций. Следует отметить, что многие российские компании уже довольно продолжительное время вкладывают большие средства в модернизацию

производства, строят новейшие очистные сооружения, финансируют множество социальных и экологических программ.

Однако это скорее вынужденная мера, поскольку в последние годы в российской экономике отмечается рост воздействия производства на окружающую среду и здоровье населения.

Посткризисный рост экономики всегда чреват резким обострением экологической ситуации. Подъём после Великой депрессии в США поставил на грань гибели экосистемы Великих озёр. Восстановление послевоенной Европы превратило Рейн в сточную канаву, очистка которой впоследствии потребовала колоссальных затрат. При обострении экологической ситуации и снижении социально-экономической напряжённости закономерно возрастает внимание общественности к охране окружающей среды. Это естественный процесс, который также отмечался и в США, и в послевоенной Европе.

В условиях, когда угроза экологической деградации России становится всё более реальной, столь же реальными стали возможности повышения капитализации тех компаний, которые проводят эффективную социальную и экологическую политику.

Показателями, на которые могут ориентироваться как контролирующие органы, так и общественность, — экологические рейтинги. На сегодняшний момент их публикация стала популярной как в деловых, так и в массовых изданиях. Как показывает практика, подобные публикации существенно влияют на экономическое положение фирм.

Так, Автономная некоммерческая организация «Независимое экологическое рейтинговое агентство» (АНО «НЭРА») провело мониторинг реакции фондового рынка на оглашение оценок социально-экологической ответственности ведущих компаний и зарегистрировало суммарный рост ко -тировок в группе, по которой СМИ были представлены позитивные экологические оценки (рис. 1) . Для группы компаний, по которым были упомянуты объективные экологические проблемы, отмечено опережающее снижение котировок.

Эта тенденция вызвана повышенной ролью экологических факторов в конкурентной борьбе на наиболее выгодных европейском и североамериканском рынках. Наряду с прозрачностью корпоративного управления социально-экологическая ответственность оказалась своеобразным «вход-

ЭКОНОМИКА

Реакция рынка на оглашение экологических рейтингов

Рис. 1. Зависимость роста котировок от оглашения экологических рейтингов

ным билетом» в международное деловое сообщество.

Сокрытие или непродуманная подача информации об экологических или социальных проблемах производства вызывает острую реакцию населения и заинтересованных общественных организаций, в том числе в форме демонстраций «красных» и «зеленых» или судебных исков. Намерения или действия сторон в таких конфликтах всегда вызывали ответные контрдействия и кампании в прессе, которые в массе поглощали интеллектуальные и финансовые ресурсы, а главное — ресурсы общественного внимания. Сопоставление затрат на взаимные обвинения и достигнутых результатов показало неэффективность подобных средств согласования интересов. Пока бизнес не уделяет должного внимания взаимодействию с гражданским обществом, будет идти накопление субъективного груза прошлых конфликтов, которое блокирует даже порой очевидное разрешение проблем. Именно поэтому встала задача оптимизации способов информирования общества об экологических и социальных последствиях производства.

До последнего времени ответственность за углубление экологического кризиса вместе с бизнесом разделяло и общество в целом, поскольку оно больше полагалось на эмоциональное восприятие действительности. Людям необходимо освоить

методы воздействия на бизнес своим кошельком, предпочитая тех производителей, кто менее других разрушает природу.

Вместе с тем заинтересованность бизнеса в соблюдении экологической ответственности еще недостаточна. На сегодняшний момент никакого автоматизма в согласовании целей социально-экологической ответственности и конкурентоспособности бизнеса нет. То есть не каждая компания, достигая определенного баланса между экологическими, социальными и финансовыми результатами, способна демонстрировать при этом высокую конкурентоспособность.

Ключом решения данной проблемы является то, что интегрирующим показателем конкурентоспособности компании служит ее способность обеспечивать в соответствующем рыночном сегменте устойчивое лидерство. В этой связи актуален вопрос о предпосылках и условиях, необходимых для того, чтобы активность компаний в социально-экологической сфере сопровождалась высокими и устойчивыми финансово-экономическими результатами, способствовала укреплению ее кон -курентоспособности.

Существенному расширению социально-экологических инициатив, одновременно обеспечивающих для бизнеса приращение финансово-экономических результатов, служит интенсивное развитие

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

в последние годы сферы экологического предпринимательства, в которой напрямую осуществляется совместное достижение коммерческих и экологических целей.

Среди прочих решений проблемы экологической ответственности бизнеса наблюдается устойчивое развитие эко-предпринимательства. Данный сектор был традиционно ориентирован на изготовление приборов по экологическому монторингу, специализированного природоохранного оборудования, призванного сократить загрязнение окружающей природной среды, в настоящее время активно развиваются и расширяются его новые секторы. В их числе индустрия по переработке отходов, в том числе тех, которые ранее практически не утилизировались, например электронных отходов. В Евросоюзе этому в немалой степени способствуют специальные Директивы, которые обязывают компании-производители организовывать у себя системы утилизации для отслуживших у потребителей изделий. Широкие возможности для эко-предпринимательства открываются в области производства био-продовольствия (по некоторым оценкам, за последние годы емкость этого рынка росла ежегодно на 20-25%), а также био-текстиля. Радикальные изменения под воздействием глобальных экологических вызовов переживает мировое автомобилестроение, а в последнее время и авиастроение. Активно развивается так называемая альтернативная энергетика, включая применение ветряных установок и солнечных батарей, биотоплива. На рынке

упаковочных материалов формируется подсектор биоразлагаемой упаковки и т.д. Аналогичные тенденции характерны и для сектора услуг. Так, ежегодные обороты экологического туризма превышают 300 млрд. долл.

Все это дает основание заключить, что в современной, во многом новой конкурентной среде такие общественные вызовы, как возрастающие экологические угрозы, климатические изменения, а также преодоление бедности и глубокого социального расслоения общества, представляют собой не только риски, но и значительные рыночные шансы.

Объектом активного внимания становятся и происходящие изменения в мировой экономике, обусловленные ее глобализацией и вступлением в постиндустриальную эпоху с характерным для нее возрастанием значения информационно-интеллектуальных, а также инновационных факторов эффективности и долгосрочной конкурентоспособности. Экология наряду с повышением качества и реализацией инноваций относится к числу ведущих направлений, по которым разворачиваются в текущем столетии основные конкурентные битвы. При определении приоритетов для перехода на инновационный и социально-экологически ответственный путь развития в поле внимания бизнеса и правительства должны находиться как постепенные, так и в особенности радикальные инновационные подходы при учете всей богатой палитры их разновидностей.

Библиографический список

1. Бобров А. Л. Развитие системы экологического менеджмента в России / А. Л. Бобров // Экологический ежегодник. — 2007. — № 1. — С. 34-45.

2. Ибатуллин О.У. Интеграция инновационной деятельности и системы экологического менеджмента / О.У. Ибатуллин, У.Г. Ибатуллин // Экология и промышленность России. — ЭКиП. — 2009. — Январь. — С. 56-59.

3. Индикаторы устойчивого развития России (эколого-экономические аспекты) / Под ред. С.Н. Бобылева, П. А. Макеенко. — М.: Изд-во ЦПРП, 2001. — 220 с., ил.

4. Малков А.В. Интегрирование систем обеспечения промышленной безопасности в общую систему менеджмента организации / А.В. Малков // Менеджмент в России и за рубежом. — 2003. — № 6. — С. 35-38.

5. Независимое Экологическое Рейтинговое Агентство . Режим доступа: http://www.biodat.ru/ nera3.htm — Загл. с экрана

6. Пахомова Н. В. Экологический менеджмент: Учебное пособие / Н. В. Пахомова, А. Эндрес, К. Рихтер. -СПб.: Питер, 2003. — 536 с.

7. Плущевский М.Б. Стандарты для систем экологического менеджмента / М.Б. Плущевский // Экология производства. — 2009. — № 2. — С. 38-43.

8. Симаганова Л.Б. Экологический менеджмент как инструмент устойчивого развития / Л.Б. Симаганова // Современные аспекты экономики. — 2003. — № 4. — С. 53—57.

9. Трифонова Т.А. Экологический менеджмент: Учебное пособие для высшей школы. / Т.А. Трифонова, Н.В. Селиванова, М.Е. Ильина. — М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2003. — 320 с.

10. Хачатуров А.Е. Экологический менеджмент на промышленном предприятии. / А.Е. Хачатуров, А. В. Малков, Т.А. Якушкина. — М.: РХТУ, 2003. -267 с.

11. Ферару Г.С. Экологический менеджмент: Учебное пособие / Г.С. Ферару. — Москва, 2006. — 336 с.

L.I. GUBAREVA, V.N. SINELNIKOVA

ENVIRONMENTAL LIABILITY COMPANY AND ECONOMIC SUCCESS