Эффективный контракт в образовании

Порядок заключения эффективного контракта

Новая система подразумевает соответствие определенному порядку ее утверждения.

В учреждении создается специальная комиссия, основной задачей которой будет организовать работу по внедрению новой системы. Комиссия проводит анализ действующих заключенных с работниками соглашений на их соответствие регламентам статьи 57 Трудового кодекса РФ и Приказа Минтруда РФ от 26.04.2013 № 167н.

Работодатель проводит разъяснительную работу с сотрудниками о необходимости введения новых положений о труде.

Комиссия разрабатывает основные показатели эффективности работы педагогов. На их основании в действующие положения об оплате труда вносятся корректировки, утверждается положение об эффективном контракте с педагогическими работниками.

К работе по внедрению контрактной системы подключается профсоюз, с учетом мнения которого формируются локальные нормативно-правовые акты, связанные с оплатой труда сотрудников.

В документе, разработанном для каждого сотрудника, обязаны быть конкретизированы его функциональные обязанности и условия оплаты труда. Индивидуальные договоры (дополнительные соглашения) утверждаются работодателем и обязаны соответствовать основным положениям формы примерного трудового договора.

После внедрения новых положений, изменения следует внести и в должностные инструкции сотрудников.

Каждый работник в обязательном порядке уведомляется об изменениях условий трудового договора.

На конечном этапе внедрения новых положений с сотрудниками заключаются дополнительные соглашения.

Заполнение эффективного контракта

Положения об эффективном контракте с педагогическими работниками подразумевают их соответствие нормам статьи 57 Трудового кодекса РФ. В частности, если обозначенных в этой статье условий не было в ранее заключенных трудовых договорах, то новыми положениями этот недочет следует устранить. Перечислим основные пункты, обязанные присутствовать в эффективном контракте:

  • трудовые обязанности;
  • условия оплаты труда;
  • режим рабочего времени и времени отдыха;
  • компенсации за тяжелую работу и вредные условия труда;
  • условия труда на рабочем месте;
  • условия об обязательном соцстраховании педагога, согласно положениям ТК РФ.

Внося изменения в трудовые договоры (дополнительные соглашения), работодателю важно обосновать необходимость таких действий. Проводя собрание с коллективом, можно сослаться на госпрограмму совершенствования оплаты труда, которой регламентировано требование внедрения показателей и критериев оценки эффективности работы педагогов, что и является главной причиной введения контракта.

Цели внедрения эффективного контракта

Напомним, что эффективный контракт – это трудовой договор с работником государственного (муниципального) учреждения, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, меры социальной поддержки.

Таким образом, под эффективным контрактом понимаются трудовые отношения между работодателем и работниками, основанные:

  • на наличии у учреждения государственного (муниципального) задания и целевых показателей эффективности работы, утвержденных учредителем;
  • на системе оценки эффективности деятельности работников учреждений (совокупности показателей и критериев, позволяющих оценить количество затраченного труда и его качество), утвержденной работодателем в установленном порядке;
  • на системе оплаты труда, учитывающей различия в сложности выполняемой работы, количество и качество затраченного труда, утвержденной работодателем в установленном порядке;
  • на системе нормирования труда работников учреждения, утвержденной работодателем;
  • на подробной конкретизации с учетом отраслевой специфики в трудовых договорах должностных обязанностей работников, показателей и критериев оценки труда, условий оплаты труда.

Главной задачей эффективного контракта в сфере образования является повышение зарплаты различных категорий работников образовательных организаций на основании оценки эффективности их профессиональной деятельности, а также обеспечение эффективности расходования средств в образовательной организации и в системе образования в целом. Однако поскольку заработная плата большинства педагогов к сегодняшнему моменту была повышена, сейчас самое значимое во введении эффективного контракта с педагогами – обеспечение качественного образования.

Помимо основной Программы, для каждой сферы деятельности существуют свои базовые документы, разработанные в целях повышения эффективности и качества оказания услуг при переходе на систему эффективного контракта. Например, для сферы образования это План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 30.04.2014 № 722‑р (далее – План мероприятий), Госпрограмма РФ «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы.

В Плане мероприятий, в частности, обозначены мероприятия, показатели и результаты по повышению эффективности и качества услуг в сфере образования. Свои планы мероприятий также разрабатываются на региональных и муниципальных уровнях.

Согласно Плану мероприятий введение эффективного контракта в дошкольном образовании включает в себя следующие мероприятия.

Введение эффективного контракта

Совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей систему оплаты труда в дошкольных образовательных организациях

Разработка и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками организаций дошкольного образования

Разработка и внедрение мероприятий по проведению аттестации педагогических работников организаций дошкольного образования с последующим их переводом на эффективный контракт

Внедрение показателей эффективности деятельности руководителей организаций дошкольного образования и педагогических работников

Разработка и внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями организаций дошкольного образования в части установления взаимосвязи между показателями качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг организацией и эффективностью деятельности руководителя этой организации

Информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта

В результате этих мероприятий ожидается улучшение качества услуг дошкольного образования, которое предусматривает обновление основных образовательных программ дошкольного образования с учетом требований государственного стандарта, обеспечение открытости результатов деятельности организаций дошкольного образования с учетом показателей эффективности их деятельности, а также обеспечение обновления кадрового состава и привлечение молодых педагогов для работы в дошкольном образовании с учетом эффективного контракта и внедрения профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

Показатели эффективности

Что касается показателей эффективности, положения о них разработаны государственными органами, имеющими в своем ведении образовательные организации. Например, Приказом Минобрнауки РФ от 08.11.2010 № 1116 «О целевых показателях эффективности работы бюджетных образовательных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации» утверждены перечни целевых показателей эффективности работы бюджетных учреждений, находящихся в его ведении и реализующих программы:

  • основных общеобразовательных;
  • специальных профессиональных училищ;
  • среднего профессионального образования;
  • высшего профессионального образования;
  • дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.

Согласно Методическим рекомендациям Минобрнауки при разработке показателей эффективности деятельности органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления необходимо обеспечить коллегиальность и привлекать организации, осуществляющие государственно-общественное управление в сфере образования, трудовые коллективы, профсоюзные организации.

К сведению:

Информация о результатах деятельности руководителей образовательных организаций и педагогических работников в соответствии с утвержденным перечнем показателей эффективности должна быть размещена в открытом доступе на сайтах этих организаций в Интернете.

На основании утвержденного перечня показателей эффективности локальными актами муниципалитета (учредителя) и образовательной организации определяются механизм и процедура распределения стимулирующего фонда для руководителя и педагогических работников. При этом принятие решений по распределению данного фонда с учетом утвержденных показателей эффективности также должно осуществляться с привлечением представителей организаций, осуществляющих государственно-общественное управление в сфере образования, трудовых коллективов и профсоюзных организаций.

Показатели эффективности в дошкольном учреждении

Как правило, эффективность работы государственных учреждений (в том числе дошкольного образования) и их руководителей оценивается по трем направлениям:

1. Основная деятельность учреждения.

2. Финансово-экономическая деятельность, исполнительская дисциплина учреждения.

3. Деятельность учреждения, направленная на работу с кадрами.

При этом, например, согласно Приказу ФАНО РФ от 16.06.2015 № 19н для данных показателей эффективности в дошкольных учреждениях установлены следующие критерии оценки.

Показатели эффективности

Критерии оценки эффективности работы руководителя

Основная деятельность федерального государственного бюджетного учреждения

Численность воспитанников в расчете на одного педагогического работника (не менее значения, установленного в плане мероприятий учреждения)

Удельный вес численности дошкольников, обучающихся по образовательным программам дошкольного образования, соответствующим требованиям стандартов дошкольного образования, в общем числе дошкольников, обучающихся по образовательным программам дошкольного образования (не менее значения, установленного в плане мероприятий учреждения)

Финансово-экономическая деятельность, исполнительская дисциплина учреждения

Соблюдение сроков и порядка представления в ФАНО бюджетной и бухгалтерской отчетности, статистических форм отчетности

Отсутствие замечаний структурных подразделений ФАНО в части представления учреждением информации по запросам

Размещение информации об учреждении в Интернете на bus.gov.ru

Актуальность информации об образовательной организации в Интернете согласно Постановлению Правительства РФ от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»

Деятельность учреждения, направленная на работу с кадрами

Доля педагогических и руководящих работников учреждения, прошедших в течение последних 3 лет повышение квалификации или профессиональную переподготовку, в общей численности педагогических и руководящих работников учреждения (не менее значения, установленного в плане мероприятий учреждения)

Доля молодых педагогов до 35 лет со стажем работы в общем числе педагогов (не менее значения, установленного в плане мероприятий учреждения)

Отношение среднемесячной зарплаты педагогических работников к средней зарплате в общем образовании соответствующего региона (не менее значения, установленного в плане мероприятий учреждения)

А вот Примерными направлениями для разработки показателей эффективности деятельности педагогических работников образовательных учреждений, утвержденными Распоряжением комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 10.09.2013 № 2119‑р, по должности «воспитатель» установлены направления деятельности и показатели эффективности, и некоторые из них приведены ниже.

Направления деятельности

Показатели эффективности

Динамика индивидуальных образовательных результатов воспитанников (по результатам контрольных мероприятий, измерений, мониторингов)

Освоение воспитанниками государственных образовательных стандартов.

Положительная динамика достижений воспитанников по результатам независимой оценки качества образовательного результата

Реализация дополнительных проектов (экскурсионные и экспедиционные программы, групповые и индивидуальные учебные проекты воспитанников, социальные проекты, др.)

Качество творческих, исследовательских, проектных и других работ воспитанников, выполненных под руководством воспитателя.

Участие воспитателя в совместной работе со школой по вопросам преемственности образования воспитанников

Реализация мероприятий, обеспечивающих взаимодействие с родителями воспитанников

Обеспечение условий для социального взаимодействия с семьями воспитанников дошкольных образовательных организаций.

Доля родителей, положительно оценивающих деятельность воспитателя по результатам опроса, в общей численности родителей группы.

Качественный уровень мероприятий, способствующих взаимодействию с родителями воспитанников

Организация физкультурно-оздоровительной и спортивной работы

Организация системы мер по охране жизни и укреплению здоровья и физического развития воспитанников:

– реализация системы комплексных мероприятий оздоровительной и спортивной направленности;

– внедрение передового педагогического опыта, опыта семейного оздоровления и др.;

– анализ заболеваемости воспитанников;

– разработка и реализация мероприятий, направленных на снижение уровня заболеваемости;

– использование в работе новых направлений в области физкультурно-оздоровительной работы с детьми с учетом их образовательных потребностей

На практике помимо критериев, связанных с образовательными процессами, устанавливают такие критерии, как посещаемость воспитанников, отсутствие травм во время образовательного процесса, отсутствие жалоб на воспитателей.

Переход на эффективный контракт

Напомним, что третий, заключительный этап Программы начался в 2016 году и должен закончиться в 2018 году, в котором работодателям необходимо завершить работы по заключению трудовых договоров с работниками учреждений в связи с введением эффективных контрактов.

За прошедшие два этапа, в частности, должны быть:

  • совершены работы по доведению оплаты труда некоторым категориям работников (в том числе работникам дошкольных образовательных учреждений) до средней зарплаты в сфере общего образования в соответствующем регионе;
  • определены показатели эффективности деятельности работников учреждений для обеспечения увязки оплаты труда с повышением качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг;
  • с целью совершенствования квалификационных требований к работникам разработаны профессиональные стандарты.

И на протяжении всех трех периодов должна проводиться работа по внедрению эффективных контрактов.

Обратите внимание:

Новым Планом мероприятий, принятым на смену ранее действующему, который был утвержден Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2012 № 2620‑р и которым введение эффективного контракта в дошкольных учреждениях было запланировано на 2013, 2014 годы, срок был изменен на период 2014 – 2018 годов.

За последний период исполнения Программы работодатели организаций дошкольного образования в соответствии с «дорожной картой» помимо разработки и внедрения механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками должны проводить работу:

  • по совершенствованию действующих моделей аттестации педагогических работников с последующим их переводом на эффективный контракт;
  • по аттестации педагогических работников с последующим их переводом на эффективный контракт;
  • по планированию дополнительных расходов местных бюджетов на повышение оплаты труда педагогических работников дошкольных образовательных организаций в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
  • по разработке и внедрению механизмов эффективного контракта с руководителями образовательных организаций дошкольного образования, в том числе по заключению трудовых договоров с руководителями государственных (муниципальных) организаций дошкольного образования в соответствии с типовой формой договора;
  • по информационному сопровождению мероприятий по введению эффективного контракта (организация проведения разъяснительной работы в трудовых коллективах, публикации в средствах массовой информации, проведение семинаров и другие мероприятия);
  • по мониторингу влияния внедрения эффективного контракта на качество образовательных услуг дошкольного образования и удовлетворенность населения качеством дошкольного образования, в том числе выявление лучших практик.

Рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта утверждены Приказом
Минтруда РФ от 26.04.2013 № 167н (далее – Приказ № 167н).

Введение эффективного контракта с педагогом в дошкольном образовательном учреждении предполагает:

  • проведение разъяснительной работы в педагогическом коллективе по вопросам введения контракта;
  • создание комиссии по проведению работы, связанной с введением контракта;
  • анализ действующих трудовых договоров работников на предмет их соответствия ст. 57 ТК РФ и Приказу № 167н;
  • разработку показателей эффективности труда педагогических работников;
  • разработку и внесение изменений в коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда, о выплатах стимулирующего характера с учетом разработанных показателей, должностные инструкции;
  • конкретизацию трудовой функции и условий оплаты труда педагогических работников;
  • подготовку и внесение изменений в трудовые договоры работников.

Обратите внимание на то, что работа по внедрению эффективных контрактов должна проводиться в обстановке гласности и обсуждения в трудовом коллективе.

Эффективный контракт

В эффективном контракте, в отличие от трудового договора, в отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы:

1. Трудовая функция.

2. Показатели и критерии оценки эффективности деятельности.

3. Размер и условия стимулирующих выплат, определенные с учетом рекомендуемых показателей.

Имейте в виду, что условия получения выплат должны быть понятны работодателю и работнику и не допускать двойного толкования. Если какие‑то выплаты установлены в абсолютном размере (в рублях), рекомендуется указывать этот размер, а если размер выплат устанавливается в баллах, процентах или других единицах, следует указывать их в таких единицах с указанием условий, при достижении которых они осуществляются.

Должностные обязанности работника необходимо отразить непосредственно в тексте трудового договора с учетом обязанностей, предусмотренных действующей должностной инструкцией.

Обязательны для включения в трудовые договоры и условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты). Эффективный контракт предполагает также установление норм труда.

С работниками, состоящими в трудовых отношениях с работодателем, оформление эффективного контракта осуществляется путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору в порядке, установленном ТК РФ. При этом требуется предупреждение работника об изменении условий трудового договора в письменном виде не менее чем за два месяца (ст. 74 ТК РФ).

Если работник отказывается трудиться в новых условиях, вы спустя два месяца с момента уведомления можете его уволить по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ – за отказ от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора, предварительно предложив другую вакансию.

При приеме на работу новичка работодатель заключает с ним трудовой договор в соответствии с Трудовым кодексом, содержащий все необходимые условия эффективного контракта. При этом используется примерная форма трудового договора с работником учреждения, приведенная в приложении 3 к Программе.

* * *

В заключение отметим, что в настоящее время в системе дошкольного образования уже созданы финансово-экономические условия для перехода на эффективный контракт, в большинстве субъектов РФ подготовлена и принята необходимая нормативная правовая база для работы педагогических кадров на условиях эффективного контракта в дошкольных учреждениях, а в самих учреждениях приняты локальные акты, регламентирующие введение эффективного контракта, в том числе критерии эффективности, и даже заключены такие контракты.

Однако часто подобные локальные акты принимались в спешке и являются типовыми, не учитывающими специфику организации. Кроме того, и критерии эффективности, и сам механизм распределения стимулирующих надбавок не всегда прозрачны.

Поэтому до окончания периода исполнения Программы работодателям необходимо осуществлять мониторинг влияния внедрения эффективных контрактов на качество услуг дошкольного образования. А чтобы установить, насколько отвечают целям и функциям дошкольного учреждения критерии оценки и повышается ли качество образования, периодически их следует пересматривать и корректировать.

Письмо Минобрнауки РФ от 20.06.2013 № АП-1073/02 «О разработке показателей эффективности» (вместе с Методическими рекомендациями Минобрнауки России по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений в сфере образования, их руководителей и отдельных категорий работников, утв. Минобрнауки 18.06.2013).

«Об утверждении показателей эффективности деятельности федеральных государственных бюджетных учреждений, подведомственных Федеральному агентству научных организаций, и критериев оценки эффективности работы их руководителей, условий осуществления выплат стимулирующего характера руководителям федеральных государственных бюджетных учреждений, подведомственных Федеральному агентству научных организаций».

«Об утверждении примерных направлений и показателей эффективности и результативности деятельности педагогических работников государственных образовательных организаций, подведомственных комитету общего и профессионального образования Ленинградской области».

4.3 Эффективный контракт в образовательных организациях дополнительного образования

Основания (нормативная база)

Введение эффективного контракта определено:

1. Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;

2. Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 15.05.2013 г. № 792-р;

3. Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 — 2018 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 26.11. 2012 г. № 2190-р (далее — Программа);

4. Приказом Минтруда России №167н от 26 апреля 2013 г. «Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта» (далее — Рекомендации);

5. Письмом Минобрнауки России от 12 сентября 2013 года № НТ-883/17 «О реализации части 11 статьи 108 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»» (далее — Письмо).

6.Показателями эффективности деятельности подведомственных государственных, муниципальных учреждений образования, утвержденными органами местного самоуправления.

Цель введения эффективного контракта:

  • увязка повышения оплаты труда с достижением конкретных показателей качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг на основе:

  • введения взаимоувязанной системы отраслевых показателей эффективности;

  • установления соответствующих показателям эффективности стимулирующих выплат, критериев и условий их назначения с отражением в примерных положениях об оплате труда работников учреждений, коллективных договорах, трудовых договорах;

  • отмены неэффективных стимулирующих выплат;

  • использования при оценке достижения конкретных показателей качества и количества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) независимой системы оценки качества работы учреждений, включающей кроме критериев эффективности их работы и введение публичных рейтингов их деятельности.18

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» предписано Правительству РФ обеспечить увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4-1,5 раза. В тексте Указа не предусмотрены отдельно педагогические работники учреждений дополнительного образования. Однако в порядке реализации Указа распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р была утверждена «Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 — 2018 годы», которая определяет сроки и размеры повышения заработной платы педагогических работников учреждений дополнительного образования.

В частности, в соответствии с пунктом 8 Приложения 4 к указанной Программе, предусматривается доведение уровня средней зарплаты педагогических работников учреждений дополнительного образования в 2013 году до 75 процентов от уровня зарплаты учителей школ (для учителей этот уровень должен составлять с октября 2012 г. не менее 100% от средней зарплаты по региону); в 2014 году – до 80 процентов; в 2015 год – до 85 процентов; в 2016 году – до 90 процентов, в 2017 году – до 95 процентов и в 2018 году – 100 процентов.

О стимулирующих и компенсационных выплатах

В практике работы образовательных организаций наиболее проблемным в системах оплаты труда работников является конкретизация выплат стимулирующего и компенсационного характера.

Приказом Минтруда России №167н от 26 апреля 2013 г. в системах оплаты труда, трудовых договорах и дополнительных соглашениях к трудовым договорам с работниками учреждений рекомендуется использовать следующие выплаты стимулирующего и компенсационного характера:

а) выплаты за интенсивность и высокие результаты работы:

  • надбавка за интенсивность труда;

  • премия за высокие результаты работы;

  • премия за выполнение особо важных и ответственных работ;

б) выплаты за качество выполняемых работ:

  • надбавка за наличие квалификационной категории;

  • премия за образцовое выполнение государственного (муниципального) задания;

в) выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет:

  • надбавка за выслугу лет;

  • надбавка за стаж непрерывной работы;

г) премиальные выплаты по итогам работы:

  • премия по итогам работы за месяц;

  • премия по итогам работы за квартал;

  • премия по итогам работы за год;

д) выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;

е) выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема выполняемых работ, сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных):

  • доплата за совмещение профессий (должностей);

  • доплата за расширение зон обслуживания;

  • доплата за увеличение объема работы;

  • доплата за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором;

  • доплата за выполнение работ различной квалификации;

  • доплата за работу в ночное время;

ж) надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.

Могут быть предусмотрены другие выплаты компенсационного и стимулирующего характера в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также коллективными договорами и соглашениями.19

В трудовом договоре или дополнительном соглашении к трудовому договору условия осуществления выплат рекомендуется конкретизировать применительно к данному работнику учреждения.

Реализация Указа может быть достигнута с помощью введения так называемого «эффективного контракта» с работником.

В сфере образования введение эффективного контракта обосновано необходимостью исправления недостатков, обнаружившихся в ходе внедрения и применения новой системы оплаты труда (НСОТ), внедряемой на протяжении нескольких последних лет. В программных документах Правительства РФ отмечается, что решить задачу стимулирования работников с учетом результатов их труда не удалось для всех учреждений: показатели и критерии эффективности деятельности работников учреждений недостаточно проработаны, а их применение носит формальный характер. В системах оплаты труда работников учреждений во многих случаях сохранились ранее применявшиеся выплаты стимулирующего характера, имеющие низкую эффективность в современных условиях (например, добросовестное выполнение обязанностей, интенсивность труда, качество труда и др. без указания конкретных измеримых параметров).

Введение «эффективного контракта» связано с проблемами и рисками. При этом основной проблемой являются разработка измеримых показателей результатов работы педагога. Основным же риском представляется опасность «скатывания» деятельности педагогов к деятельности «по производству показателей» (имитации показателей) вместо достижения нужного результата.

Таким образом, перед образовательной организацией дополнительного образования ставятся многоплановые задачи:

  • отказа от стимулирующих выплат за показатели, которые носят общий и формальный характер таких, например, как «добросовестное выполнение трудовых обязанностей» и замена их на показатели, имеющие конкретные измеримые параметры;

  • исключения из числа стимулирующих таких выплат, которые фактически применялись в качестве гарантированной части заработной платы работника;

  • обеспечение оптимального (с точки зрения принципов оплаты труда) распределения ФОТ на гарантированную часть (оплата за должность) и стимулирующую часть (оплата за достижения показателей качества, результативности, эффективности), т.е. обеспечение, справедливой дифференциации в оплате труда. 20

Рекомендованная в целях введения «эффективного контракта» распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р федеральная форма примерного трудового договора предусматривает отражение в трудовом договоре с работником:

  • компенсационных выплат по 3-м параметрам: «наименование выплаты», «размер выплаты» и «фактор, обусловливающий получение выплаты»;

  • стимулирующих выплат по 5-ти параметрам: «наименование выплаты», «условия получения выплаты», «показатели и критерии эффективности деятельности», «периодичность» и «размер выплаты».

Что даёт введение эффективного контракта? Как сказано в Программе, ее реализация позволит:

  • повысить престижность и привлекательность профессий работников, участвующих в оказании государственных (муниципальных) услуг (выполнении работ);

  • внедрить в учреждениях системы оплаты труда работников, увязанные с качеством оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ);

  • повысить уровень квалификации работников, участвующих в оказании государственных (муниципальных) услуг (выполнении работ);

  • повысить качество оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) в социальной сфере;

  • создать прозрачный механизм оплаты труда руководителей учреждений.

В применении к образовательному учреждению самое главное в введении эффективного контракта с педагогом — это обеспечение качественного образования.

Предпосылки для введения эффективного контракта

Повышение заработной платы преподавателей стало одной из целей реализуемых с 2011 г. проектов модернизации региональных систем общего образования. Рост зарплаты педагогов актуализирует введение эффективного контракта с ними, учитывающего современные стандарты профессиональной деятельности и соответствующую оценку качества работы педагогов.

Система образования сегодня концентрирует внимание на развитии профессиональных компетенций учителя, выстраивая систему стимулов, обеспечивающих его заинтересованность в постоянном совершенствовании образовательного процесса. Система аттестации и оплаты труда педагогов должна быть ориентирована на повышение качества преподавания, непрерывное профессиональное развитие, должна создавать пространство для карьерного роста.

Модернизация профессионального образования не произойдет без качественного обновления преподавательского корпуса, что потребует наряду с мерами по повышению квалификации преподавателей привлечения талантливых молодых специалистов в сферу профессионального образования, перехода на эффективный контракт между преподавателями и организациями профессионального образования. Основой эффективного контракта должен стать конкурентоспособный уровень заработной платы преподавателей. С этой целью к 2018 г. планируется довести средний заработок преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования до средней заработной платы в соответствующем регионе, а преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования — до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе (Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»).

Введение эффективного контракта предполагает активное участие преподавателей в исследованиях и разработках, повышение ответственности за результаты работы в связи с перестройкой системы повышения квалификации научно-педагогических кадров, повышением качества управления, переподготовкой руководителей системы профессионального образования.

Одним из ключевых долгосрочных приоритетов для развития системы высшего образования является вовлеченность студентов и преподавателей в фундаментальные и прикладные исследования, разработки для конкретных потребителей. Фундаментальные научные исследования должны стать важнейшим ресурсом и инструментом освоения студентами компетентностей поиска, анализа, освоения и обновления информации, а плата за выполнение этих работ — частью эффективного контракта, что потребует обеспечения учета соответствующих видов работ при расчете и оптимизации учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава.

Понятие эффективного контракта

Согласно Программе «Развитие образования» эффективные трудовые отношения образовательного учреждения с педагогом должны основываться:

  • на наличии у учреждения государственного (муниципального) задания и целевых показателей эффективности работы;
  • на системе оценки эффективности деятельности работника (на совокупности показателей и критериев, позволяющих оценить количество затраченного труда и его качество);
  • на системе оплаты труда, учитывающей различия в сложности выполняемой работы, а также количество и качество затраченного труда;
  • на системе нормирования труда работника;
  • на подробной конкретизации в трудовых договорах должностных обязанностей работника, показателей и критериев оценки труда, условий оплаты труда с учетом отраслевой специфики.

По мнению Правительства РФ, введение эффективного контракта, заключаемого с педагогами, обеспечит мотивацию к повышению качества образования и непрерывному профессиональному развитию, привлечет в школы лучших выпускников вузов, талантливых специалистов в различных областях знания, культуры, техники.

Определение эффективного контракта приведено в Программе «Поэтапное совершенствование систем оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 — 2018 годы»: это трудовой договор с работником, в котором конкретизированы должностные обязанности последнего, условия оплаты его труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов его труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки. В отношении каждого работника нужно уточнить и конкретизировать его трудовую функцию, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установить размер вознаграждения и размер поощрения за достижение коллективных результатов труда. Условия получения вознаграждения должны быть понятны работодателю и работнику и не допускать двойного толкования.

Введение эффективного контракта

В помощь руководству образовательных учреждений Минтруд России Приказом от 26.04.2013 N 167н утвердил Рекомендации по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта (далее — Рекомендации), в соответствии с которыми при оформлении с работником трудовых отношений рекомендуется учитывать нормы, предусмотренные локальными нормативными актами, коллективными договорами и соглашениями, определяющими:

  • систему оплаты труда работников (включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, доплат, надбавок);
  • систему нормирования труда;
  • условия труда работников по итогам аттестации рабочих мест, а также другие особые условия труда;
  • режим рабочего времени и времени отдыха;
  • штатное расписание учреждения;
  • условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути или иной).

Основанием возникновения трудовых отношений между учреждением образования и педагогом в первую очередь является трудовой договор. С вновь поступающими на работу педагогами будет заключаться трудовой договор по форме, приведенной в Приложении 3 к Программе «Поэтапное совершенствование систем оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 — 2018 годы». А для уже работающих педагогов переход к эффективному контракту будет осуществляться путем заключения дополнительных соглашений к трудовым договорам об изменении определенных сторонами условий трудового договора.

На основании ст. 74 ТК РФ о предстоящих изменениях условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено ТК РФ.

К сведению. Дополнительное соглашение к трудовому договору рекомендуется заключать по мере разработки показателей и критериев оценки эффективности труда работников учреждения для определения размеров и условий осуществления стимулирующих выплат.

Само соглашение заключается в двух экземплярах, один из которых передается работнику учреждения, второй — хранится в кадровой службе работодателя. При этом получение работником учреждения экземпляра дополнительного соглашения к трудовому договору рекомендуется подтверждать подписью работника на экземпляре трудового договора или дополнительного соглашения к нему, хранящихся у работодателя.

Какие условия нужно включить в дополнительное соглашение?

При отсутствии в ранее заключенном трудовом договоре информации о работодателе и работнике учреждения, предусмотренной примерной формой трудового договора, рекомендуется указывать эту информацию в дополнительном соглашении к нему. Кроме того, в силу п. 8 Рекомендаций в дополнительное соглашение рекомендуется включать условия, приведенные в ст. 57 ТК РФ (при их отсутствии в ранее заключенном трудовом договоре):

  1. место работы, а если сотрудник принимается на работу в конкретном филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении учреждения, расположенном в другой местности, — место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;
  2. трудовую функцию (работу по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретный вид поручаемой работы). Если на основании ТК РФ, иных федеральных законов с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименования этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны отвечать наименованиям и требованиям, приведенным в квалификационных справочниках или соответствующим положениям профессиональных стандартов;
  3. срок действия срочного трудового договора и обстоятельства (причины), послужившие основанием для его заключения исходя из ТК РФ (если он был заключен);
  4. условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника учреждения, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты). Причем рекомендуется конкретизировать условия осуществления выплат:

а) компенсационного характера (наименование выплаты, ее размер, а также факторы, обусловливающие ее получение);

б) стимулирующего характера (наименование выплаты, условия ее получения, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, периодичность, размер выплаты);

  1. режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника учреждения он отличается от общих правил, действующих в учреждении) и иные условия.

Также в дополнительное соглашение к трудовому договору рекомендуется включить следующие условия:

  • продолжительность ежегодного основного (ежегодного основного удлиненного) оплачиваемого отпуска работника учреждения. При предоставлении ему ежегодного дополнительного отпуска в связи с особыми условиями труда и профессиональной спецификой в трудовом договоре указывается продолжительность ежегодного основного (ежегодного основного удлиненного) оплачиваемого отпуска и дополнительных отпусков с указанием оснований для их предоставления;
  • меры социальной поддержки и другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством (например, особенности установления учебной нагрузки преподавателей образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, исчисления заработной платы учителей, других педагогических работников с учетом установленного объема учебной нагрузки и иные особенности).

Должностные обязанности работника лучше всего отразить непосредственно в тексте трудового договора. Если возможно поручить этому сотруднику с его письменного согласия выполнение дополнительной работы (совмещение, исполнение обязанностей временно отсутствующего сотрудника без освобождения от работы, определенной трудовым договором; в связи с расширением зон обслуживания, увеличением объема работы), конкретный вид и объем такой работы рекомендуется прописать в дополнительном соглашении к трудовому договору.

Обратите внимание! Если трудовые обязанности работников учреждения полностью или частично совпадают с должностными обязанностями, предусмотренными квалификационными характеристиками Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС), характеристиками работ Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) или соответствующими положениями профессиональных стандартов, то при оформлении трудовых отношений рекомендуется применять наименования должностей служащих (профессий рабочих), предусмотренные соответствующими квалификационными характеристиками ЕКС, тарифно-квалификационными характеристиками ЕТКС и профессиональными стандартами.

В трудовом договоре или дополнительном соглашении к нему могут быть указаны дополнительные условия, конкретизирующие права и обязанности сторон трудового договора, не ухудшающие положение работника по сравнению с условиями, установленными трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами:

  • об уточнении места работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения) и (или) о рабочем месте;
  • об испытании (только для вновь принимаемых на работу);
  • о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной), персональных данных работников учреждения;
  • об обязанности сотрудника учреждения отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя, и прочие условия.

В трудовом договоре или дополнительном соглашении к нему могут также предусматриваться случаи, связанные с возложением на работников учреждения с их согласия дополнительных обязанностей с указанием размеров доплат (например, за выполнение функций классного руководителя).

Системы оплаты труда

Системы оплаты труда работников учреждений образования должны обеспечивать не только дифференциацию оплаты труда этих работников, выполняющих работы различной сложности, но и установление зарплаты в зависимости от качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ) и эффективности деятельности работников по заданным критериям и показателям.

Важным моментом при переходе на эффективный контракт является четкое определение критериев и показателей эффективности деятельности работников учреждения образования. В частности, рекомендуется использовать следующие выплаты стимулирующего и компенсационного характера (п. 11 Рекомендаций):

а) выплаты за интенсивность и высокие результаты работы (надбавку за интенсивность труда, премии за высокие результаты работы и выполнение особо важных и ответственных работ);

б) выплаты за качество выполняемых работ (надбавку за наличие квалификационной категории, премию за образцовое выполнение государственного (муниципального) задания);

в) выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет (надбавку за выслугу лет, стаж непрерывной работы);

г) премиальные выплаты по итогам работы (премию по итогам работы за месяц, квартал, год);

д) выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;

е) выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями (районный коэффициент, коэффициент за работу в пустынных и безводных местностях, высокогорных районах, надбавку за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях);

ж) выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема выполняемых работ, сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных);

з) надбавку за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.

В системах оплаты труда, трудовых договорах и дополнительных соглашениях к трудовым договорам с работниками образовательных учреждений могут быть предусмотрены другие выплаты компенсационного и стимулирующего характера в соответствии с трудовым законодательством, а также коллективными договорами и соглашениями. Причем условия осуществления вышеназванных выплат рекомендуется конкретизировать применительно к определенному работнику учреждения.

Условия осуществления выплат стимулирующего и компенсационного характера, предоставления мер социальной поддержки рекомендуется излагать в трудовом договоре или дополнительном соглашении к нему в форме, понятной педагогу и исключающей неоднозначное толкование данных условий. При этом не рекомендуется ограничиваться только ссылками на положения локальных нормативных актов, содержащих нормы, регулирующие вопросы осуществления выплат стимулирующего и компенсационного и характера.

Если какие-либо выплаты устанавливаются в абсолютном размере (в рублях), рекомендуется прописать его в трудовом договоре или дополнительном соглашении к трудовому договору. Размер выплат, устанавливаемых в процентах, баллах и других единицах измерения, рекомендуется приводить в названных единицах с указанием условий, при достижении которых они осуществляются.

К сведению. Если работнику учреждения с его письменного согласия поручается дополнительная работа по другой профессии (должности), в дополнительном соглашении к трудовому договору рекомендуется указывать размер доплаты за совмещение профессий (должностей), определяемый по соглашению сторон трудовых отношений исходя из сложности выполняемой работы, ее объема, занятости работника по основной и совмещаемой работе и других факторов (ст. 151 ТК РФ).

Если в отдельных случаях возникает необходимость конкретизировать режим рабочего времени, прийти к соглашению о неполном рабочем времени, гибком графике работы, определить особенности режима рабочего времени в отдельные периоды деятельности учреждения (например, в каникулярный период, не совпадающий с отпуском работника), данные особенности режима рабочего времени рекомендуется включать в трудовой договор или дополнительное соглашение к нему.

Т.Шадрина

Эксперт журнала

«Учреждения образования:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Продолжительность рабочего времени сотрудника, находящегося в отпуске по уходу за ребенком
Размещение информации об образовательной организации