Двухэтапный конкурс

Как провести двухэтапный конкурс

Двухэтапный конкурс отличается от обычного открытого конкурса тем, что лучшие условия исполнения контракта выявляют в два этапа. На первом определяют оптимальный предмет закупки и только на втором – лучшие условия и цену контракта. При этом в рамках двухэтапного конкурса можно предусмотреть предквалификационный отбор участников закупки (ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; далее – Закон № 44-ФЗ).

Когда заказчик может провести двухэтапный конкурс?

Двухэтапный конкурс можно проводить, когда одновременно выполняются условия:

  • объект закупки – проектные работы (в т. ч. архитектурно-строительное проектирование), научные исследования, эксперименты, изыскания, инновационная и высокотехнологичная продукция, энергосервисное обслуживание, а также создание произведения литературы или искусства (или его исполнение);
  • нужно предварительно уточнить и обсудить объект закупки с участниками.

Об этом сказано в части 2 статьи 57 Закона № 44-ФЗ.

В процессе закупки путем двухэтапного конкурса можно выделить довольно большое количество стадий:

  • подготовку к конкурсу;
  • подготовку извещения и конкурсной документации;
  • их публикацию;
  • прием первоначальных заявок (одновременно с предоставлением конкурсной документации и разъяснением ее положений);
  • вскрытие конвертов с первоначальными заявками;
  • публикацию протокола вскрытия конвертов с первоначальными заявками;
  • проведение первого этапа конкурса;
  • публикацию протокола первого этапа конкурса;
  • уточнение характеристик объекта закупки и критериев оценки заявок;
  • направление приглашений на участие во втором этапе конкурса;
  • прием окончательных заявок;
  • вскрытие конвертов с окончательными заявками;
  • публикацию протокола вскрытия конвертов с окончательными заявками;
  • проведение второго этапа конкурса;
  • публикацию протокола рассмотрения и оценки заявок;
  • заключение контракта.

Этап 7. Проведение первого этапа конкурса

На этом этапе комиссия:

  • рассматривает первоначальные заявки;
  • обсуждает объект закупки с участниками, которые подали первоначальные заявки;
  • проводит предквалификационный отбор.

Первый этап конкурса нужно провести не позднее 20 дней со дня вскрытия конвертов с первоначальными заявками.

Его результаты нужно оформить отдельным протоколом.

1. Рассмотрение первоначальных заявок

Заявки должны быть составлены в том же порядке, что и заявки для открытого конкурса. Но есть ряд особенностей. Так, в заявке не должно быть предложения о цене контракта. Кроме того, не требуется обеспечение первоначальной заявки. Об этом сказано в статье 51, частях 3, 4 статьи 57 Закона № 44-ФЗ.

2. Обсуждение объекта закупки

В рамках первого этапа конкурсная комиссия должна обсудить предложения участников по объекту закупки, которые будут в заявках. На таком обсуждении могут присутствовать все участники. Это установлено частями 5–6 статьи 57 Закона № 44-ФЗ.

3. Предквалификационный отбор

Этот этап наступает, если для закупки товаров (работ, услуг) Правительство РФ установило дополнительные требования к участникам.

В ходе предквалификационного отбора нужно отобрать для оценки заявки тех претендентов, которые соответствуют указанным дополнительным требованиям.

Участник к своей заявке должен приложить документы, которые это подтверждают (ч. 6 ст. 56, ч. 3 ст. 57 Закона № 44-ФЗ).

См. также Этап 7. Предквалификационный отбор при проведении конкурса с ограниченным участием.

Оформление результатов первого этапа конкурса

В протоколе первого этапа комиссия должна зафиксировать:

  • место, дату и время проведения первого этапа конкурса;
  • наименование каждого участника (Ф. И. О., если участник – гражданин);
  • почтовый адрес каждого участника;
  • предложение каждого участника.

Протокол подписывают все члены конкурсной комиссии.

Данный порядок приведен в частях 7–8 статьи 57 Закона № 44-ФЗ.

Однако может случиться так, что в предквалификационном отборе конкурсная комиссия:

  • отклонит все заявки или
  • найдет только одну, которая отвечает дополнительным требованиям.

В таком случае конкурс нужно признать несостоявшимся (ч. 10 ст. 57 Закона № 44-ФЗ).

Этап 14. Проведение второго этапа конкурса

На этом этапе комиссия рассматривает и оценивает окончательные заявки с предложениями цены и условий контракта.

При этом нужно соблюсти тот же порядок, который установлен для открытого конкурса.

Полученные окончательные заявки должны:

  • учитывать уточнения объекта закупки и
  • в отличие от первоначальных заявок содержать цену контракта.

На это указано в части 12 статьи 57 Закона № 44-ФЗ.

Срок для рассмотрения и оценки – 20 дней со дня вскрытия конвертов с окончательными заявками.

При этом можно продлить срок рассмотрения и оценки заявок на участие в двухэтапном конкурсе на закупку в сфере науки, культуры или искусства. Но это возможно только:

  • при условии что закупка находится на этапе «Работа комиссии» первого и второго этапов и
  • не более чем на 10 дней.

Если заказчик решил продлить срок, то об этом нужно сообщить всем участникам и разместить уведомление в ЕИС. Сделать это нужно в течение одного рабочего дня. Об этом сказано в части 1 статьи 53 Закона № 44-ФЗ и пункте 4 письма Минэкономразвития России от 22 мая 2015 г. № Д28и-1296.

По результатам второго этапа двухэтапного конкурса комиссия оформляет протокол рассмотрения и оценки заявок.

Этап 16. Заключение контракта

По итогам двухэтапного конкурса заказчик заключает с победителем контракт. Это нужно сделать не ранее 10 и не позднее 20 дней со дня, когда протокол рассмотрения и оценки заявок будет размещен в ЕИС (ст. 54, ч. 14 ст. 57 Закона № 44-ФЗ).

Если конкурс признан несостоявшимся, то дальнейший порядок действий зависит от причин этого.

Ситуация 1. Конкурс не состоялся из-за того, что:

  • только один участник подал окончательную заявку на участие, которая соответствует установленным требованиям;
  • по итогам рассмотрения и оценки осталась только одна окончательная заявка, соответствующая установленным требованиям.

В таком случае нужно заключить контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Об этом сказано в части 7 статьи 55, части 15 статьи 57 Закона № 44-ФЗ.

Ситуация 2. Конкурс не состоялся из-за того, что не было подано ни одной заявки или конкурсная комиссия их все отклонила.

В таком случае нужно провести повторный конкурс либо воспользоваться другим способом закупки (ч. 6 ст. 55, ч. 15 ст. 57 Закона № 44-ФЗ).

Ситуация 3. Конкурс не состоялся по итогам предквалификационного отбора.

В таком случае нужно повторить всю процедуру закупки заново (ч. 5 ст. 55, ч. 10 ст. 57 Закона № 44-ФЗ).

Конкурс с ограниченным участием

Как и обычный открытый конкурс, процедура с ограниченным участием доступна широкому кругу лиц, то есть является открытой. Разница в том, что в закупочной документации присутствуют не только общие, но и дополнительные требования к участникам. На основании этих требований заказчик проводит пердквалификационный отбор кандидатов, а в дальнейшем уже оценивает прошедшие этот отбор заявки по обычным конкурсным правилам.

Когда проводится

Уже в самом названии процедуры содержится сообщение о дополнительном ограничении. И понятно, что любую закупку таким способом не провести, ведь суть системы госзаказа как раз в том, чтобы не было ограничения конкуренции. Но некоторые работы в рамках обеспечения государственных нужд должны быть произведены лицами, имеющими должный уровень квалификации. Поэтому любой желающий к участию в процедуре допущен быть не может.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Закупаются посредством «ограниченного» конкурса работы и услуги в двух случаях:

  1. Если они входят в перечень из постановления Правительства № 99 от 04.02.2015. В нем девять видов высокотехнологичных, сложных, инновационных и специализированных работ. Вот часть из них:
    • строительные и ремонтные работы в сооружениях, которые являются сложными или опасными, а также федеральных дорог стоимостью более 150 млн рублей и муниципальных — дороже 50 млн рублей;
    • захоронение ядерных отходов;
    • организация детского отдыха;
    • услуги по питанию в школах, больницах и так далее.
  2. Если они связаны с сохранением исторических и культурных памятников, реставрацией ценных документов и коллекций музеев. Также если закупаются работы, для которых нужен доступ к базам музеев, библиотек, архивов и так далее.

Особенности

Итак, главное отличие от простого открытого конкурса — наличие доптребований к участникам и особых оснований для проведения. Дополнительные требования перечислены в части 2 статьи 31 закона 44-ФЗ. В частности, это наличие:

  • опыта исполнения работ;
  • квалифицированных кадров;
  • ресурсов — финансов или оборудования (в том числе владение им на правах аренды).

В заявках участники должны подтвердить документально, что соответствуют дополнительным требованиям.

В первые 10 дней после открытия заявок заказчик проводит предквалификационный отбор. Он подводит итоги, оформляет их протоколом и размещает его в ЕИС в течение 3-х дней.

Далее к участникам, прошедшим отбор, применяются правила отбора, предусмотренные для открытого конкурса. Заявки оцениваются по критериям, установленным в документации. На этом этапе нельзя учитывать дополнительные требования, установленные для предквалификации.

Что касается сроков, то они таковы:

  • протокол оценки заявок должен быть опубликован не позже 10 дней;
  • заключение контракта происходит не раньше 10 дней, но и не позже 20 дней после протокола;
  • на обжалование дается 10 дней с даты появления протокола в ЕИС.

Двухэтапный конкурса

Этот тип конкурса также является открытым. Ему присущи такие особенности:

  1. К участникам предъявляются единые требования, либо единые и дополнительные вместе.
  2. Характеристики закупаемого товара или услуги можно обсудить с заказчиком.
  3. После первого этапа могут быть уточнены параметры объекта закупки и оценки.

Проводится двухэтапный конкурс на закупку определенных работ, которые связаны с научными изысканиями, исследованиями, проектами, экспериментами, поставкой высокотехнологичной и инновационной продукции, созданием произведений искусства и литературы, а также с реализацией энергосервисных контрактов.

Порядок проведения

Вначале участники подают заявки без указания цены. Они проверяются на соответствие требованиям, в том числе дополнительным, если они установлены (по типу предквалификационного отбора на конкурсе с ограниченным участием). Далее проходит обсуждение поданных предложений в открытом формате, на котором могут присутствовать все желающие участники. Все это составляет первый этап процедуры, длительность которого — не более 20 дней с даты открытия заявок.

В итоге составляется протокол первого этапа, в котором заказчик указывает:

  • сведения об участниках;
  • их предложения;
  • время и место обсуждения этих предложений;
  • итоги обсуждения.

Далее заказчик вправе уточнить параметры объекта закупки и критерии, по которым будут оцениваться заявки. Уточнения отражаются в приглашении прислать окончательные заявки, которое заказчик направляет участникам, и в этот же день публикуются в ЕИС.

Участники подают заявки на второй этап конкурса с учетом уточнений и сообщают заказчику свою цену. В это же время вносится обеспечение заявки. Если участник не желает принимать участие в процедуре после уточнений характеристик объекта закупки и/или параметров оценки заявок, он не направляет заявку.

Поступившие заявки подлежат рассмотрению заказчиком по правилам, установленным для открытого конкурса. Сроки для этого установлены те же.

Процедура не состоялась

Дальнейшее в равной степени относится и к конкурсу с ограниченным участием, и к двухэтапному. Процедура считается несостоявшейся в двух случаях:

  1. Есть лишь один участник, чья заявка полностью удовлетворяет всем требованиям.
  2. Нет ни одного такого участника.

В первом случае причиной является либо отклонение всех прочих заявок, либо подача лишь одной заявки. Заказчик согласует кандидатуру единственного поставщика с ФАС и заключает с ним контракт.

Второй случай возможен, если:

  • на первом этапе или на предквалификации не было заявок;
  • заявки были, но не прошли отбор;
  • никто не подал заявку на второй этап (для двухэтапного конкурса);
  • победитель уклонился от подписания контракта, а участник № 2 не захотел его заключать.

В такой ситуации нужно внести изменение в план-график и вновь проводить ту же процедуру. Условия такие:

  • документация и извещение публикуются в ЕИС не менее, чем за 10 дней до открытия заявок;
  • заказчик может увеличить цену на 10%;
  • срок должен быть продлен на время проведения повторного конкурса.

Случается, что и повторная процедура не дает результата. В таком случае закупить нужный товар или услугу можно путем проведения запроса предложений.

Рекомендуем прочитать статью про электронный конкурс, проводить который заказчики смогут с 1 июля 2018 года.

Первый этап проведения двухэтапного конкурса

Участники подают свои заявки два раза. На первом этапе двухэтапного конкурса участники предоставляют первоначальные заявки. Они содержат предложения касательно объекта закупки, но не цены контракта (ч.4 ст.57 44-ФЗ).

Предоставление обеспечения заявки на участие в таком конкурсе на первом этапе не требуется (ч. 4 ст. 57 Закона № 44-ФЗ).

На первой стадии двухэтапной процедуры заказчик проводит обсуждение заявок. Конкурсная комиссия обязана обеспечить равные возможности для участия в этих обсуждениях всем участникам двухэтапного конкурса (ч. 5 ст. 57 Закона № 44-ФЗ). Также на этой стадии комиссия заказчика обязана проверить заявки претендентов на предмет соответствия установленным требованиям. Заявка на участие в первом этапе наряду с информацией, предусмотренной в заявке на участие в открытом конкурсе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям или заверенные копии таких документов (ч.2 ст. 31 ФЗ-44).

Результаты обсуждения фиксируются конкурсной комиссией в протоколе. По окончании первого этапа протокол подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссии. Размещается в ЕИС не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания протокола (ч. 7 ст. 57 Закона № 44-ФЗ).

В том случае, если на первом этапе конкурса предусмотрено проведение предквалификационного отбора, то к заявке участника должны также прилагаться документы, подтверждающие его соответствие выдвинутым требованиям.

Срок проведения первого этапа не может превышать 20 дней с даты вскрытия конвертов с первоначальными заявками на участие (ч. 6 ст. 57).

Документация на проведение двухэтапного конкурса

К конкурсной документации в обязательном порядке должен прикладываться проект контракта, который является неотъемлемой частью конкурсной документации.

Согласно ч. 1 ст. 50 Федерального Закона №44, конкурсная документация обязательно должна включать в себя следующую информацию:

  1. название и описание объекта закупки, описание условий контракта и обоснование НМЦК;
  2. сведения о валюте;
  3. принцип применения официального курса валюты, установленного Центробанком и используемого при оплате контракта;
  4. требования к содержанию и описанию непосредственного предложения, а также к составу и форме заявки участника конкурса;
  5. сведения о возможности изменения условий контракта;
  6. сведения о возможности заключения контрактов с несколькими участниками;
  7. сведения о порядке, сроках отзыва и возврата заявок на участие;
  8. порядок предоставления разъяснений отдельных положений документации;
  9. критерии обработки и оценки заявок;
  10. сумма обеспечения заявки,а также условия банковской гарантии;
  11. сумма и условия обеспечения исполнения контракта;
  12. сведения о контрактной службе, управляющем и ответственных лиц за заключение контракта, а также сроки, в течение которых победивший участник конкурса должен подписать контракт;
  13. сведения о возможность одностороннего отказа от выполнения условий контракта.

Размещается конкурсная документация в ЕИС одновременно с публикацией извещения о проведении конкурса.

Алгоритм проведения двухэтапного конкурса: действия заказчика

Рассмотрим пошаговый алгоритм проведения двухэтапной процедуры торгов.

  1. Для начала необходимо приготовить все необходимые документы — конкурсную документацию и опубликовать их вместе с извещением на официальном сайте ЕИС — www.zakupki.gov.ru. Проводится данная работа за 20 дней до момента открытия конвертов с предложениями участников.
  2. Принять предварительные заявки, а по окончании срока — вскрыть конверты. Ход мероприятия фиксируется в протоколе.
  3. Опубликовать протокол вскрытия в ЕИС. Делается это не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания этого протокола.
  4. Провести первый этап госзакупки. Во время него заказчик рассматривает поступившие предложения и проводит обсуждение. Обсуждение проводится в срок не более 20 дней с момента открытия конвертов.
  5. Опубликовать протокол проведения обсуждений. Это нужно сделать в течение одного рабочего дня с даты подписания документа. С этого момента начинается второй этап процедуры.
  6. По результатам первого этапа конкурса Заказчик вправе внести изменения в извещение и конкурсную документацию. Далее необходимо уведомить участников о внесении изменений в извещение и конкурсную документацию, опубликовать изменения в ЕИС.
  7. Разослать приглашения на участие во втором этапе конкурса. В приглашении Заказчик должен сообщить обо всех изменениях, внесенных в извещение и конкурсную документацию, а также указать требование об обеспечении окончательных заявок в соответствии со ст.44 44-ФЗ (ч. 12 ст. 57 44-ФЗ). Претендент вправе отказаться от участия во втором этапе.
  8. Вскрыть конверты с окончательными предложениями участников.
  9. Опубликовать в ЕИС протокол вскрытия конвертов с окончательными заявками. Это нужно сделать в течение одного рабочего дня с момента его подписания.
  10. Рассмотреть и оценить полученные предложения, опубликовать итоговый протокол в течение одного рабочего дня с момента его подписания.
  11. Направить победителю проект контракта. По итогам процедуры контракт заключается не раньше 10 дней и не позже 20 дней с момента опубликования в ЕИС протокола рассмотрения заявок.

«Управление государственными и муниципальными закупками» – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для заказчиков.