Доктрина конституционализма

Демократия

  • ↑ Действительно ли Обама -социалист: анализ обаманомики
  • ↑ Джилиан Тетт. «Панамское досье» может явить нам истинную картину мировых финансов, «Ведомости», 10.05.2016
  • ↑ Классовый мир
  • ↑ Taking on ‘Capital’ Without Marx: What Thomas Piketty misses in his critique of capitalism. «In These Times» Retrieved May 20, 2014
  • ↑ Давид Харви. Лекции о «Капитале» К.Маркса, 2008
  • ↑ 1 2 3 Fishkin J. S. Democratic Theory // International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences / Ed. N. J. Smelser, P. B. Baltes. Oxford: Elsevier, 2001. ISBN 0-08-043076-7
  • ↑ Munck G. L. Democratic Transitions // International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences / Ed. N. J. Smelser, P. B. Baltes. Oxford: Elsevier, 2001. ISBN 0-08-043076-7
  • ↑ Madison J. Letter to an unknown correspondent, 1833 // The Mind of the Founder: Sources of the Political Thought of James Madison / Ed. Marvin Meyers. Indianapolis: Bobbs-Merrill, 1973. P. 530.
  • ↑ Сен А. Развитие как свобода. — М.: Новое издательство, 2004. — Гл. 6. Значение демократии. — ISBN 5-98379-009-9
  • ↑ Идеал политического равенства включает в себя равенство при голосовании, перед законом, в основных политических и гражданских правах. См. Verba S. Thoughts about Political Equality: What Is It? Why Do We Want It? (англ.) // Inequality Summer Institute, Harvard University (June 13-14, 2001).
  • ↑ Черчилль У. Выступление в Палате общин. 1947-11-11 (англ.)
  • ↑ Diamond L. J. Three paradoxes of democracy // Journal of Democracy. 1990. Vol. 1, No. 3. P. 48.
  • ↑ Riker W.H. Liberalism against Populism: A Confrontation Between the Theory of Democracy and the Theory of Social Choice. — Prospect Heights: Waveland Press, 1988.
  • ↑ Барбашин М.Ю. Институциональная демократия и социальные дилеммы: опыт постсоветских трансформаций. — Saarbrucken, Germany: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. — С. 168. — ISBN 978-3-8433-0978-3.
  • ↑ Higley J., Burton M. Elite Foundations of Liberal Democracy. New York: Rowman & Littlefield, 2006. ISBN 978-0-7425-5361-3
  • ↑ Липсет С. М. Размышления о легитимности // Апология. 2005. № 5.
  • ↑ Арон Р. Демократия и тоталитаризм / Пер. с фр. Г. И. Семёнова. М.: Текст, 1993. Гл. IX. О разложении конституционно-демократических режимов
  • ↑ Inglehart R. How sold is mass support for democracy—and how can we measure it? Архивная копия от 22 августа 2011 на Wayback Machine (англ.) // East Asia Barometer Conference on «How East Asians View Democracy: The Region in Global Perspective.» Taipei, December 8-9, 2003.
  • ↑ Authoritarianism — статья из Британской энциклопедии
  • ↑ 1 2 Levitsky S., Way L. A. The rise of competitive authoritarianism (англ.) // Journal of Democracy. 2002. Vol. 13, No. 2. P. 51.
  • ↑ 1 2 Merkel W. Embedded and Defective Democracies // Democratization. 2004. Vol. 11, No. 5. P. 33. DOI:10.1080/13510340412331304598
  • ↑ 1 2 Gandhi J., Przeworski A. Authoritarian institutions and the survival of autocrats (англ.) // Comparative Political Studies. 2007. Vol. 40, No. 11. P. 1279. DOI:10.1177/0010414007305817
  • ↑ Лукин А. Россия и Китай: Ищем новое слово // Ведомости. 2007-11-12. № 213 (1987).
  • ↑ 1 2 Мелянченко Н. Общие методологические подходы к стратегии развития здравоохранения РФ (на период 2008—2017 гг.). Приложение 4. Развитие системы врачебного самоуправления — необходимое условие построения цивилизованной страховой модели М., 2002.
  • ↑ 1 2 О’Доннелл Г. Делегативная демократия / Пер. с англ. (Journal of Democracy. 1994. Vol. 5, No. 1. P. 55.)
  • ↑ 1 2 Undermining Democracy. 21st Century Authoritarians. Архивная копия от 17 июля 2011 на Wayback Machine (англ.) Freedom House, 2009.
  • ↑ 1 2 3 Концепции и определения демократии / Фененко А. В. — М.: КомКнига, 2006. — ISBN 5-484-00878-6
  • ↑ Madison J. Federalist papers. 1833. No. 10. (англ.)
  • ↑ И.Кант Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане
  • ↑ Республика (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 15-05-2013 ) // Большой юридический словарь. 3-е изд. / Под ред. А. Я. Сухарева. — М.: ИНФРА-М, 2007.
    Республика (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 15-05-2013 ) // Энциклопедический словарь «Конституция Российской Федерации». 2-е изд. / Под ред. В. А. Туманова. М.: Большая Российская энциклопедия, 1997.
    Республика (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 15-05-2013 ) // Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М., 1935—1940.
  • ↑ Казаков М. М. Становление церковной организации в христианизирующейся Римской империи в IV в. // Научно-практическая конференция «Вторые Авраамиевские чтения». Смоленск, СГУ, 27-28 октября 2004 г.
  • ↑ Фаткуллин Г. Равенство всех перед Богом и законом неоспоримо // Newslab.ru. 16 ноября 2012
  • ↑ См. Рим. 13:1, 1Пет. 5:5, 1Цар. 10:1
  • ↑ Witte J., Jr. Democracy. Encyclopedia of Protestantism. Vol. 2. в «Книгах Google»
  • ↑ Лютер М. Свобода христианина. 1520.
  • ↑ Должен ли православный человек быть монархистом? // Фома. Март, 2008. № 3/59
  • ↑ Федотов Г. Республика Святой Софии Архивная копия от 26 января 2012 на Wayback Machine // Народная правда. Нью-Йорк, 1950. № 11-12.
  • Теоретические основы доктрины конституционализма.

    1234

    На тему: «Доктрина конституционализма. Проблемы

    конституционного развития России»

    Выполнил:

    Студент Касьянова А. Ю.

    Группа 15-Ю

    Проверил:

    К.ю.н., доцент. Щеголева Н. А.

    Рецензия к курсовой работе

    Орел, 2011

    Введение. 3

    §1. Теоретические основы доктрины конституционализма. 5

    §2. Доктринальное значение Конституции РФ.. 11

    §3. Формирование и развитие конституционной доктрины.. 17

    Конституционным Судом РФ. 17

    §4. Проблемы Конституционного Развития России. 22

    Заключение. 30

    Список используемой литературы.. 32

    Введение.

    Актуальность темы исследования предопределена тем, что политико-правовое реформирование государственной и общественной жизни России не завершено. Россия нацелена на развитие конституционного и правового государства. На протяжении уже более десятилетия выясняются характерные черты конституционализма, пути их реализации и защиты. Обсуждаются необходимость и пути установления многопартийной политической системы, идеологического плюрализма. Интерес к общетеоретической проблематике конституционализма остается по-прежнему высоким, а ее значение не только не уменьшается, а, наоборот, приобретает все большую активность. Ведь, не имея в распоряжении цельной и всесторонне разработанной концепции конституционализма, практически невозможно нормально решать одну из ключевых задач – формировать, упрочивать и развивать на отечественной почве конституционную и правовую государственность.

    Место и роль доктрины в науке конституционного права исследуется Н.А. Богдановой, защитившей в 2001 году докторскую диссертацию на тему «Система науки конституционного права». В последнее время вышло несколько публикаций С. В. Бошно, посвященных доктрине как особому правовому явлению, феномену доктрины, выступающей и как форма и как источник права.

    Предметом исследования является конституционная доктрина как особая форма воплощения теоретических знаний, имеющая практическую направленность, а объектом – являются общественные отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия между властью и обществом, отраженные в правовых теориях и выраженные в системе публично-правовых институтов и практике реализации конституционных идей и норм в Российском государстве.

    Методологические основы курсовой работы. В творческом процессе ис­пользовались различные методы познания. Среди них доминирующее значение отводится общенаучным методам: диалектическому (в аспекте взаимосвязи «общего» и «особенного», «абстрактного» и «конкретного»), системно-структурному, методу абстрагирования, анализа и синтеза. Важная роль при­надлежит таким методам, как: функциональный, конкретно-исторический, формально-юридический, социологический, статистический.

    Теоретические основы доктрины конституционализма.

    В самом общем виде доктрину характеризуют как авторитетное мнение ученых, выраженное в форме принципов, теорий, концепций. Родовое понятие «доктрина» несет различную смысловую нагрузку. Доктрина (лат. doctrina) обозначает учение, научную или философскую теорию, руководящий теоретический или политический принцип. Доктрина — систематизированное учение, целостная концепция, совокуп­ность принципов, используемых в качестве основы программного действия, система официальных положений по какому-либо вопросу государственной жизни. Нельзя не согласиться с Н.А. Богдановой, утверждающей, что по характе­ру логического обобщения конституционно-правового знания, смысловому со­держанию и форме доктрина сравнима и с принципами, и с теориями, и с кон­цепциями.

    Интересно отметить, что ста­тья 38 Статута Международного Суда указывает на доктрины наиболее квали­фицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм. В международном праве под доктриной в широком смысле понимают систему взглядов, концепций о сущности и назначении международного права в конкретных исторических условиях, в узком: научные труды юристов-международников. В целом же следует отметить, что доктрина как самостоятельный источ­ник конституционного права чаще всего упоминается только применительно к зарубежным странам.

    Предпочтительной представляется оценка доктрины в качестве вторично­го источника права, как это предлагает М.Н. Марченко. Об официальном признании доктрины в качестве вторичного источника права, допустимого к применению государственными органами при принятии юридически значимых решений свидетельствует ст. 166 Семейного кодекса Российской Федерации, устанавливающая: «… при применении норм ино­странного семейного права суд или органы записи актов гражданского состоя­ния и иные органы устанавливают содержание этих норм в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной в соответст­вующем иностранном государстве».

    Конституционная доктрина базируется на таких приоритетах, как: человек, его права и свободы; суверенитет (на­циональный, народный, государственный); народовластие; парламентаризм со всеми его составляющими, прежде всего верховенством закона и разделения властей; признание и защита всех форма собственности; идеологическое мно­гообразие, политический плюрализм. Непреложные ценности конституциона­лизма, как правило, находят отражение в основном законе в качестве принци­пов.

    Конституционализм — это целостная система знаний о фундаментальных политико-правовых ценностях демократии, возведенных в ранг конституционных норм и принципов. Конституционализм — это весь комплекс проблем, связанных с воплощением в основном законе государства системы высших правовых ценностей, признание и обеспечение прав и свобод человека, закрепление демократической организа­ции системы власти, социального согласия, исключения насилия.

    В Западной политологии обычно выделяют следующие основополагающие принципы конституционализма:

    — принцип суверенитета народа.»Мы, Народ… устанавливаем и учреждаем эту Конституцию» . В гражданском обществе народ суверенен, т.е. над ним не довлеет никакой власти, кроме власти собственной воли и силы объединения. Суверенитет народа есть выражение юридической и фактической принадлежности всей власти народу. Народ на определенных условиях передает полномочия на распоряжение властью (не саму власть) и на определенное время (до новых выборов) своим представителям. При этом, как сказано в ч. 4 ст. 3 Конституции РФ, «никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону»(1). Народовластие предполагает, что общество в целом (народ) или его часть реализует власть, т.е. осуществляет непосредственно или через своих представителей управление делами общества и государства, добиваясь таким образом удовлетворения общих и не противоречащих им (3).

    — принцип господства права или принцип правового государства означает, что все государственные органы и должностные лица – это всего лишь толкователи и исполнители конституции. Представительный орган, которому теоретически принадлежат неограниченные законодательные полномочия, – это прежде всего инструмент для придания праву, существующему независимо от государственной власти, законной формы. Данный принцип относятся не только к правам и свободам субъекта и гражданина, но в равной степени распространяется и на правителей. Для охраны прав и свобод личности творцы Конституции разработали защитный механизм, не позволяющий отдельным лицам или государству преступать границы этого основного закона страны.

    — принцип разделения властей предполагает организационную независимость трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной. В теории и практике конституционного права концепция разделения властей традиционно связывается с именами Д. Локка и Ш. Монтескье, тезис о верховенстве (суверенитете) парламентов в его завершенном выражении — с именем А. Дайси, идея об особых судах как органах конституционного контроля — с именем Г. Кельзена. Таким образом, речь идет о научных доктринах конституционализма, о научной конституционной доктрине, о доктрине конституционного права.

    Согласно этому принципу никакая ветвь власти не может пользоваться правами, предоставленными конституцией для другой ветви власти. Все три ветви власти, функционируя автономно друг от друга, обладают механизмами взаимного контроля и уравновешивания в процессе их взаимодействия. Разделив полномочия государства между тремя независимыми ветвями власти – законодательной, исполнительной и судебной, творцы Конституции исключили возможность монополизации одной ветвью двух остальных (3а; с.22)

    — принцип консенсуса предполагает согласие населения с данной формой правления, с данной конституционной политической системой. В политологии в этой связи современные государства подразделяются на консенсусные, частично консенсусные и неконсенсусные. Степень консенсусности основана на том, как долго общество развивается без революционных потрясений.

    -принцип легитимности связан с обоснованием правомерности тех решений, которые принимает власть, и добровольности их выполнения населением. Термин «легитимность» не имеет строго юридического содержания и не фиксируется в конституциях. В отличие от легальности, которая является юридическим обоснованием власти, ее норм и законов, легитимность отражает степень соответствия власти ценностным представлениям о ней большинства граждан. Конституционализм легитимирует государственную власть, утверждая ее правомерность. Принцип легитимности связан с принципом консенсуса: если в обществе преобладает консенсус (т.е. согласие населения с данной формой правления, конституционной системой в целом), то существующая форма и режим правления легитимны. Доверие или недоверие к власти обычно формирует соответствующее отношение к конституции и наоборот. Разумеется, эта зависимость не абсолютна. Известны случаи, когда защита конституции означала противостояние власти и превращалась в мотив поведения различных политических сил и граждан. Тем не менее, кризис легитимности политической системы не может не отразиться на легитимности конституции.

    — принцип плюрализма предполагает многообразие субъектов экономической, политической и культурной жизни общества. Многочисленные «заинтересованные группы», в том числе политические партии, движения и государственные органы, в процессе взаимодействия сталкиваются, конкурируют и уравновешивают друг друга на основе демократического порядка, соблюдение которого, обусловленное консенсусом, является важным условием плюрализма. Содержание принципа плюрализма можно кратко выразить как единство в многообразии. Наличие в обществе плюрализма предотвращает монополизацию власти в одних руках.

    — принцип федерализма характерен только для государственных территориально — политических сообществ с федеративным устройством. Федеративное устройство является высшей формой автономии частей государства внутри единого государственного целого. С точки зрения конституционализма принцип федерализма обычно рассматривается как разграничение государственной власти по вертикали – между центральными (федеральными) органами и региональными органами власти. Не только европейский, но и глобальный опыт говорит о том, что федерализм может быть воплощен в действительности, если федеративная структура обеспечивает соблюдение прав человека, не допускает их нарушения ни под каким предлогом. Разумеется, главное право человека — это право на жизнь, причем жизнь достойную человека и по законам, которые он одобряет вместе с человеческим сообществом. При этом весьма важно, что международные нормы имеют приоритет, а конституционные гарантии прав человека обеспечиваются отнюдь не харизматическими «главами государств» и не религиозными или идеологическими лидерами, а системой представительной парламентской власти, работающей по принципам демократии. Как и разделение власти между ветвями правления по горизонтали, принцип федерализма используется в конституционном государстве как средство, препятствующее монополизации и злоупотреблению власти. Исходя из всего вышесказанного можно подвести итоги и определить конституционализм как систему идей и взглядов, отвечающих принципам демократического развития устройства государства, организации в нем власти и взаимоотношений последней с гражданами.

    Основные принципы и установки демократии

    Демократия — одна из основных форм политической самоорганизации общества. Комплекс институтов и организаций, структура и функционирование которых основывается на либерально-демократических мировоззренческих и ценностных постулатах, нормах, установках, составляет политическую систему демократии. В настоящее время существует несколько теорий демократии, основными из которых являются плюралистическая, партиципаторная (или демократия участия), рыночная, плебисцитарная, консоциативная, представительная, народная, социалистическая. Наиболее распространенной из них является плюралистическая. Следует при этом отметить, что во всех видах демократии, за исключением социалистической, присутствуют основные элементы плюрализма. Например, консоциативная, или согласительная, модель демократии, в наиболее законченной форме реализованная в Швейцарии, предусматривает систему правления, основанную не на принципе большинства, а на принципе пропорционального распределения власти между политическими, религиозными и этническими группами. Нахождение у власти элит (что дает основание говорить об элитической модели демократии) не обязательно устраняет различия между демократией и авторитаризмом и тоталитарными режимами. Еще Ш.Л.Монтескье говорил, что ‘хотя все пригодны для того, чтобы выбирать, не каждый пригоден быть избранным». По-видимому, правы В.Парето, Г.Моска и другие ученые, которые считали, что при любом политическом режиме ведущие позиции в структурах власти, особенно на ее верхних эшелонах, занимают представители элиты. И действительно, в любом режиме имеются относительно компактные и более или менее организованные группы лидеров, из среды которых выдвигаются руководители государства, политических партий и движений. В совокупности они составляют так называемый политический класс. Но необходимо отметить, что институциональные, социокультурные, идейно-политические и иные факторы и особенно сам тип политической системы оказывают глубокое влияние на роль элит в различных политических режимах. Правящая или политическая элита по-разному осуществляет властные функции при демократических, авторитарных и тоталитарных режимах. В целом демократическая форма правления характеризуется не отсутствием элит, а наличием множества элит, конкурирующих друг с другом за голоса избирателей.

    Одним из важнейших принципов, на которых покоится современная демократия, является система разделения властей, обеспечивающая сдерживание и противовесы в отношении друг друга. Следует отметить, что в любой политической системе, в любом государстве в той или иной форме существует разделение труда или разделение функций между различными органами и уровнями власти. Но собственно разделение власти предполагает самостоятельность и независимость отделенных друг от друга ветвей власти. Эта теория более или менее четко была сформулирована в конце — первой половине XVIII в. Симптоматично, что Т.Гоббс в середине XVII в. категорически отвергал саму мысль о возможности разделения единой суверенной власти, полагая, что ветви власти просто уничтожат друг друга.

    Судебная власть выступает главным гарантом соблюдения конституции и законности двумя другими ветвями власти, арбитром при возникновении трений и споров между ними. Она обеспечивает бесперебойное функционирование системы сдерживания и противовесов. Для этого создается специальный судебный орган. Например, во Франции — это Конституционный совет, в функции которого входят определение правомочности действий президента и парламента, соответствия принимаемых ими указов, постановлений и законов конституции, а также международным соглашениям и договорам. В ФРГ аналогичные функции выполняет Федеральный конституционный суд, обладающий довольно широкими полномочиями. Среди них наиболее важными являются разрешение споров, касающихся прав и обязанностей федерального правительства и земель, толкование Основного закона применительно к тем или иным случаям политической жизни, регулирование принципиальных вопросов политической жизни и т.д. В США конституционный надзор осуществляет Верховный суд, в России — Конституционный Суд.

    Мерилом демократичности и правового характера современного государства стала его приверженность принципам и положениям Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. и дополненной 19 декабря 1966 г. двумя пактами: один об экономических, социальных и культурных правах, другой о гражданских и политических правах. Без принципа неприкосновенности личности, без свободы слова и прессы, а также доступа к информации, касающейся общественных дел, право голоса теряет смысл. Без свободы от произвольных арестов партия, находящаяся у власти, может терроризировать своих противников и серьезно ослаблять оппозицию. В этом плане основополагающее значение имеет система политически независимых судов.

    Одним из ключевых характеристик демократии является политическое равенство всех без исключения граждан перед законом с его принципом «один человек — один голос». Эта характеристика будет не просто декларацией только при реализаций ряда других элементов, которые интегрально входят в само определение демократии. Речь идет прежде всего о том, что правительство должно действовать в соответствии с четко фиксированными и общепринятыми процедурами, позволяющими без каких-либо препятствий выражать и обнародовать позиции, интересы, устремления всех заинтересованных лиц и групп. Демократия предполагает, что все лица, контролирующие политические властные структуры, должны быть ответственны перед своими избирателями и периодически через строго установленное время переизбираться. Избиратели должны иметь возможность организовываться в партии для реализации своих целей.

    Основополагающее значение для теории демократии имели формирование и утверждение современной идеи народного представительства, в соответствии с которой представительные органы власти избираются не пожизненно, а на определенный, строго фиксированный конституцией срок. Периодическая подотчетность выборного представителя перед избирателями стала сущностным элементом демократической теории. И это естественно, поскольку если демократия действительно означает самоуправление народа, то недостаточно, чтобы на государственные посты должностные лица только избирались народом, даже всеобщим голосованием, они еще должны периодически отчитываться перед народом за свои действия. Сущность принципа представительства состоит в том, что в политической сфере избиратели определяют цель, а избранный ими представитель выбирает наиболее подходящие, на его взгляд, средства для ее достижения.

    В плюралистической модели сфера политики рассматривается как хорошо слаженный механизм, в котором участвуют мириады групп, взаимно сдерживающих и уравновешивающих друг друга в процессе реализации своих интересов. Она предполагает наличие в обществе множества центров власти, вступающих в конфликты, соглашения, компромиссы. Такой плюрализм гарантирует условия для борьбы между различными социально-политическими силами, разрешения возникающих между ними конфликтов, достижения равновесия и компромисса в обществе. Общество разделено по многим линиям и параметрам, и суть демократии заключается в признании законности различных социально-политических сил, каждая из которых преследует собственные особые интересы. Исключая монополию на власть со стороны какого-либо одного лица, социальной группы, партии и т.д., либерально-демократическая модель постулирует идею самого широкого выбора во всех сферах общественной жизни. Основополагающее значение с данной точки зрения имеет свобода экономического выбора и соответственно наличие альтернативных источников получения средств существования. Здесь в качестве само собой разумеющихся, самоочевидных постулатов принимаются идеи частной собственности, свободного рынка, свободного предпринимательства и т.д. Наиболее рьяные приверженцы идей рассматривают индивидуализм и свободную в условиях саморегулирующегося рынка в рамках гражданского общества в качестве естественных законов, не подвластных действиям отдельных людей и общественных институтов, политических партий и государства, считая, что свобода, равенство, конкуренция и индивидуализм способны обеспечить социальную справедливость и прогресс.

    Демократия призвана создать условия для беспрепятственной конкуренции различных социально-политических сил за свою долю власти. Она существует только там, где руководители политической системы отбираются в процессе такой конкурентной борьбы, в которой могут участвовать в качестве активных или пассивных субъектов основные категории взрослого населения. Именно в силу той значимости, которая придается данному принципу, на Западе большую популярность получила так называемая рыночная теория демократии. Основные положения этой теории впервые сформулировал Й.Шумпетер в книге «Капитализм, коммунизм, демократия», опубликованной в 1942 г. В ней откровенно и однозначно использовалась рыночная терминология для анализа и трактовки демократии и демократического процесса:

    Демократический метод представляет собой институциональный инструмент для достижения политических решений, на основе которого отдельные индивидуумы получают власть: принимать решения путем соревнования, объектом которого являются голоса избирателей.

    Продолжая эту линию, Э.Доунс, Э.Шатшнайдер, А.Вильдавски и другие ученые отождествляли политический процесс с обменом в условиях конкуренции на рынке. Целью каждого участника в данном случае является максимизация «прибыли при минимизации издержек». При этом сам «торг» ведется по определенным общепринятым правилам игры. Например, голосование рассматривалось как обмен голосов за определенный политический курс, а деятельность политиков — как деятельность предпринимателей, занятых на рынке завоеванием и укреплением позиции путем торгов и наращивания поддержки в поисках коалиций.

    Если в тоталитарных и авторитарных системах государство доминирует над обществом, то при демократии, наоборот, общество доминирует над государством или во всяком случае общество пользуется значительной автономией по отношению к государству. Важной ее особенностью является определенное дистанционирование государства от общества. Показательно, что в индустриально развитых демократических странах средний гражданин в повседневной жизни при нормальных условиях лишь спорадически соприкасается с государством, зачастую имея лишь весьма мутное представление о политических событиях, происходящих в «коридорах власти» и «столицах», за пределами своей общины, деревни, городка. Более того, для него государство — нечто отдаленное, чуждое, вмешательство которого в частные дела желательно и не допускается обычаем, традицией и законом. Например, значительной части американцев присущи недоверие и даже неприязненное отношение к государству, государственным институтам и отождествляемой с ними политике вообще. Общеизвестен тот факт, что американцы предпочитают правительства штатов федеральному правительству, органы местного правительства — правительствам штатов, семью, общину и индивида _ обществу в целом.

    Многие мыслители прошлого, будучи не всегда противниками демократии, предупреждали об ее недостатках и таящихся в ней угрозах. Примечательно, что Платон считал демократию самой коррумпированной после тирании формой правления. Аристотель называл демократию самой низшей из всех законных форм правления, в наибольшей степени склонной перерождаться в тиранию. Продолжая эту тенденцию, И.В. Гете писал:

    Ничто так не отталкивает, как большинство, ибо оно состоит из кучки сильных лидеров, из плутов, которые приспосабливаются, из слабых, которые ассимилируются, и из массы, которая движется за ними, не имея ни малейшего представления о том, чего она хочет.

    Подобных, не совсем лестных оценок демократии выдающимися мыслителями прошлого множество. Но достаточно отметить, что опыт XX в. в целом подтвердил правоту А. де Токвиля, предупреждавшего о таящихся в демократии опасностях для свободы, возможностях «тирании большинства», которая может быть не менее, если не более, жестокой, чем тирания немногих или одного. Разумеется, нет и не может быть совершенной демократии, но несмотря на все недостатки она самая лучшая и самая гуманная форма правления из всех до сих пор известных. У. Черчилль как-то говорил, что «демократия — ужасная форма правления, если не считать всех остальных». Демократическая форма правления действительно характеризуется многими недостатками и связана с целым рядом издержек. Но при всем том человечество еще не придумало более эффективную и вместе с тем более соответствующую воле большинства членов общества и одновременно духу свободы личности форму правления. Достоинства демократии могут быть сомнительны, но пороки диктатуры общеизвестны. Очевидны относительность, временная и пространственная ограниченность парламентаризма, системы представительства, всеобщего избирательного права и других атрибутов демократии. Они не способны раз и навсегда разрешить все стоящие перед обществом проблемы. Решение одних проблем чревато возникновением новых, порой еще более серьезных проблем, но это не может служить достаточным основанием для потери веры в саму демократию.

    Демократия есть прежде всего фундаментальная установка, своего рода шкала ценностей, определенная концепция человека и его места в обществе. В некотором смысле демократия представляет собой также образ жизни, базирующийся на фундаментальном постулате о равенстве всех людей перед законом и праве каждого члена общества на жизнь, свободу и частную собственность.

    Очевидно, что демократия предполагает определенные условия для своего утверждения и нормального функционирования. Важно, чтобы каждый человек сознавал не только пределы своих интересов и прав, но также пределы своей ответственности и обязанности к самоограничению. А это приобретается в результате длительного исторического опыта

    Несмотря на большую по сравнению с другими моделями политической системы сложность демократии, ее выживаемость во многом зависит от того, насколько ее принципы и механизмы доступны пониманию человека среднего интеллектуального уровня, от того, что избиратели подразумевают под подлинной демократией. Сущность демократии в политических, социальных и экономических проявлениях определяется ее возможностями как морального и духовного факторов, детерминирующих общественное сознание.

    Демократическая форма правления сохраняет жизнеспособность и эффективно функционирует в силу активного участия граждан в делах общества, обеспечения высокого уровня информации о состоянии общественных дел и глубокого чувства гражданской ответственности. Очевидно, что в современных условиях парламентской демократии, всеобщего голосования, плюрализма партий и политических организаций, представляющих разного рода заинтересованные группы, ни одно правительство не может завоевать власть без согласия и доброй воли большинства избирателей.

    Здесь состояние умов общества, социально-психологический климат, общественное мнение имеют немаловажное значение.

    В этой связи показательно, что при всех различиях, порой существенных, по широкому спектру идей и концепций общественного и государственно-политического устройства большинство политически активного населения стран Запада разделяет идеи конституционализма, индивидуализма, свободы вероисповедания, свободы слова и печати и т.д.

    Соблюдение и реализация этих принципов создавали предпосылки для признания каждой из противоборствующих сторон «законности» существования разнообразных конфликтующих друг с другом интересов, группировок, партий и т.д.

    В этом контексте важно подчеркнуть, что стабильность в обществе и обеспечение такой законности имеют мало шансов, если политические противоречия совпадают с линиями социального, религиозного, культурного, расового, этнонационального или иного разделения в обществе. Стабильность демократии особенно эффективно обеспечивается в случае, если главные политические партии имеют сторонников среди различных слоев и групп населения.

    Конституц пр заруб стран

    Конституц пр заруб стран

    1. Конституция, принятая законным путем, называется:

    писаной

    номинальной

    реальной

    легитимной

    2. … — это закон, принимаемый по прямому предписанию конституции и занимающий в иерархии нормативно-правовых актов место между обычными и конституционными законами.

    федеральный конституционный закон

    специальный закон

    органический закон

    конституция

    3. Прием в гражданство по заявлению называется:

    регистрацией

    оптацией

    натурализацией

    филиацией

    4. Апатридом является:

    иностранный гражданин

    гражданин

    лицо без гражданства

    беженец

    5. … — это самостоятельное, самоуправляемое объединение граждан, образованное на условиях добровольного членства, созданное для участия в политическом процессе.

    митинг

    партия

    клуб

    петиция

    6. Монархия, в которой монарх не принимает участия в фактическом руководстве страной, называется:

    абсолютной

    дуалистической

    президентской

    парламентарной

    7. Федерация, все субъекты которой имеют одинаковый статус, называется:

    ассиметричной

    симметричной

    неправильной

    правильной

    8. Сецессия — это:

    внеочередное заседание парламента

    способ приобретения гражданства

    процедура отрешения президента от должности

    право выхода субъекта федерации из состава федерации

    9. Республика, в которой наряду с президентом действуют высшие духовные органы государственной власти называется:

    президентской

    советской

    теократической

    парламентарной

    10. Контрассигнатура — это:

    утверждение подписи президента премьер-министром

    способ приобретения гражданства

    документ, регламентирующий работу парламента

    право объявления войны

    11. … — это совокупность прав и привилегий, обеспечивающих материальную сторону деятельности депутата.

    инджанкшен

    индемнитет

    мандамус

    иммунитет

    12. Двухпалатный парламент, как правило, свойственен … государству.

    региональному

    федеративному

    конфедеративному

    унитарному

    13. Законодательный орган Израиля называется:

    Бундесрат

    кнессет

    сейм

    конгресс

    14. Предварительный контроль предполагает проверку органом конституционного контроля конституционности … .

    законопроекта

    постановления

    закона

    указа

    15. Система, в которой конституционный контроль осуществляется всеми судами общей юрисдикции, называется:

    абстрактной

    централизованной

    децентрализованной

    конкретной

    16. … — это лица, в силу каких-либо обстоятельств оказавшиеся на территории государства, гражданами которого не являются, и отказывающиеся от продолжения правовых связей со своей страной.

    беженцы

    апатриды

    вынужденные переселенцы

    бипатриды

    17. Предметом конституционного права зарубежных стран являются:

    общественные отношения, создающие основу, устои общества и государства и непосредственно связанные с реализацией государственной власти

    взаимосвязь между государством и его органами

    правоотношения между государствами

    основы конституционного строя и связанные с ними политические отношения

    18. Системой Конституционного права зарубежных стран является:

    иерархическая модель знаний и учений, определяемых под понятием Конституционного права

    основополагающие идеи, начала, определяющие суть и характеристику данной отрасли права

    совокупность конституционно-правовых норм, устанавливающих внутреннюю структуру взаимодействующих и взаимозависимых элементов право

    наиболее важные институты государства и права, регулирующие наиболее значительные, существенные, фундаментальные отношения, существующие в государстве

    19. Конституционно-правовые отношения состоят из… групп.

    двух

    пяти

    трёх

    четырех

    20. Законы (государственно-правовые акты), обычаи, судебные прецеденты, доктринальные источники, являются… права.

    источниками

    нормами

    системой

    отраслью

    21. Конституция — это:

    утвержденный государственными органами документ, определяющий основные направления деятельности государства

    нормативный акт, закрепляющий главные устои государственной и общественной жизни страны, являющийся стержнем ее правовой системы

    совокупность всех правовых актов, собранных в законодательстве определённой страны

    основной закон на уровне исполнительной власти

    22. Родиной конституционализма является:

    США

    Россия

    Франция

    Великобритания

    23. Конституции по форме выражения бывают:

    постоянные и временные

    старые, новые и новейшие

    октроированные

    писаные и неписаные

    24. Первая писаная конституция была принята в… .

    Китае

    Великобритании

    США

    России

    25. Развитие мирового конституционного процесса состояло из… этапов.

    трех

    двух

    четырёх

    пяти

    26. Страной, принявшей конституцию в 1787 г., является:

    Франция

    Испания

    США

    Англия

    27. Политическая партия — это:

    общественная организация объединяющая активную и организованную часть общества, связанную общими целями и интересами

    организация, включающая в себя наиболее одаренных представителей различных объединений и осуществляющая управление государством

    доминирующая организация, оказывающая давление на все элементы общества

    объединение людей, ставящих своей целью изменения легитимного конституционного строя в стране

    28. Страны с консервативными партиями:

    Великобритания, Япония, Испания

    Страны Африки и средней Азии

    Италия, ФРГ, Китай

    Франция, США, Аргентина

    29. Функция политических партий в конституционном праве зарубежных стран:

    участие в выборах президента страны

    разработка политического курса государства

    ратификация законов и иных нормативных актов

    формирование правительства

    30. Общим принципом статуса средств массовой информации, устанавливаемом в Конституциях, является:

    раскрытие информации о вооруженных силах

    оскорбляющий общественную мораль

    запрещение цензуры

    пропаганда насилия

    31. Общественными объединениями являются:

    лишние бюрократические аппараты

    организации, разрабатывающие политический курс государства

    добровольные объединения граждан, созданные на основе общего интереса

    организации граждан для участия в политической жизни общества

    32. Оптация — это:

    утрата гражданства больших масс

    прием в гражданство по заявлению иностранца

    приобретение гражданства по рождению

    выбор гражданства в тех случаях, когда меняется государственная принадлежность территории

    33. Политическими правами и свободами являются:

    свобода слова и выражения мнений

    свобода передвижения и выбора места жительства

    право на социальное обеспечение и социальное страхование

    бесплатное медицинское обслуживание и образование

    34. Группа прав и свобод, определяющая права на владение и распоряжение частной собственностью, социальное обеспечение.

    политические

    социально-экономические

    личные

    смешанные

    35. Учеными, заложившими теоретические основы прав и свобод граждан, являются:

    Джон Локк и Жан-Жак Руссо

    Карл Маркс и Фридрих Энгельс

    Лев Петражицкий и Анатолий Кони

    Людвиг Гумплович и Эмиль Дюркгейм

    36. Гражданство по своей сути является:

    категорией, выражающей территориальную принадлежность

    философской категорией

    экономической категорией

    категорией, подтверждающей факт прописки человека

    37. Состояние безгражданства — это:

    абсентеизм

    нигилизм

    апатризм

    бипатризм

    38. Приобретение гражданства, при переходе определенной территории от одного государства другому, называется:

    филиацией

    эмансипацией

    оптацией

    натурализацией

    39. Приобретение гражданства по рождению называется:

    натурализацией

    эмансипацией

    филиацией

    оптацией

    40. Модель взаимоотношений главы государства, высших органов законодательной (исполнительной) власти установленная конституцией страны — это:

    государственный режим

    законодательство

    форма правления

    форма территориального устройства

    41. Страной, где в настоящее время существует дуалистическая монархия является:

    Саудовская Аравия

    Бутан

    Япония

    Иордания

    42. Полупрезидентской республикой называется:

    государство с элементами монархии

    республика с сочетанием признаков президентской и парламентарной республик

    страна, где парламент формирует правительство, избирает министров, главу правительства и главу государства — президента

    форма правления, характерная для социалистических государств

    43. Формой государственного устройства является:

    территориально-политическая структура государства

    юридическая модель организации и взаимоотношений главы государства, высших органов законодательной (исполнительной) власти

    парламент, который формирует правительство, избирает министров, главу правительства и главу государства — президента

    устройство высшей государственной власти, тип главенствования в данном государстве

    44. Признаком парламентарной республики является:

    президент, избираемый народом

    две сильные ветви

    избрание министров, главы правительства и президента

    ответственность правительства перед президентом

    45. Признаком унитарной формы государственного устройства является:

    территориальные единицы относительно самостоятельны

    единая система исполнительной власти

    наличие конституций федераций

    наличие самостоятельных субъектов

    46. Форма правления государства — это:

    территориально-организационная структура государства

    приемы и способы осуществления государственной власти

    способы организации государственного аппарата

    способы организации верховной власти в государстве

    47. Основной признак президентской республики:

    правительство ответственно перед народом и судом

    президент — глава государства и глава исполнительной власти

    парламент выбирает главу государства

    президент избирается народом

    48. Видом республики, как формы правления, является … республика.

    президентская

    буржуазная

    дуалистическая

    конституционная

    49. Непрямые выборы подразделяются на:

    дополнительные и частичные

    очередные и внеочередные (досрочные)

    косвенные и многоступенчатые

    общенациональные выборы и региональные

    50. Срок полномочий президента Франции составляет:

    5 лет

    7 лет

    2 года

    4 года

    51. Штат США, избирающий губернатора выборщиками, это:

    Массачусетс

    Миссисипи

    Джорджия

    Пенсильвания

    52. Принципами избирательного права являются:

    открытость

    равенство

    выборность

    тайна голосования

    всеобщность

    53. Страна, реализующая принцип косвенного избирательного права — это:

    Италия

    Франция

    Япония

    США

    54. Выборы, при которых вопрос об избрании решают сами граждане, называются:

    частичными

    рейтинговыми

    прямыми

    косвенными

    55. Страной, использующей при выборах в парламент многоступенчатые выборы, является:

    Великобритания

    Китай

    Франция

    США

    56. Главой государства в Испании является:

    царь

    губернатор

    король

    президент

    57. Процедура контрассигнации — это:

    массовое шествие граждан по улице

    изменение депутатами своей партийной принадлежности

    скрепление подписи главы государства главой исполнительной власти

    утверждение уполномоченным органом государственной власти международного договора

    58. Полномочия главы государства в сфере правосудия — это:

    отстранение главы правительства от власти за допущенные нарушения конституции, закона, какие-либо правонарушения

    право помилования и право отсрочки приговора

    награждение орденами и медалями, присвоение различных званий, предоставление гражданства

    объявление войны, заключение мира

    59. Полномочием главы парламентарного государства является:

    свержение конституционного строя

    роспуск парламента

    отстранение от должности премьер-министра

    роспуск только Верхней палаты парламента

    60. Неприкосновенность главы государства означает:

    бесконтрольность действий главы государства

    невозможность обращения граждан через органы государственной власти

    недопустимость привлечения к уголовной ответственности и ограничения личной свободы

    возможность беспрепятственно участвовать в заседаниях правительства

    61. Английская модель формирования правительства:

    правительство формирует премьер-министр, назначаемый президентом

    правительство формирует канцлер, выбираемый на пятилетний срок министрами предыдущего созыва

    президент формирует правительство

    правительство формирует лидер партии, победившей на выборах, либо лидер коалиции, блока

    62. Количество министров, входящих в состав правительства Ирландии:

    от 7 до 15

    от 5 до 12

    от 10 до 18

    устанавливает премьер-министр

    63. Правительства бывают:

    однопартийные и многопартийные (коалиционные)

    красные и белые

    большие и маленькие

    привилегированные и отступные

    64. Ветвь власти, которую представляет правительство:

    законодательная

    контрольно-надзорная

    исполнительная

    судебная

    65. Коллегиальный орган государственной власти, осуществляющий руководство государством, в соответствии с ее законодательством, называется:

    народное собрание

    парламент

    министерство

    правительство

    66. Страна, в которой президент может пожизненно назначить пятерых граждан, прославивших Родину, в состав парламента — это:

    Германия

    США

    Италия

    Франция

    67. Название парламента государства Израиль — это:

    кнессет

    конгресс Израильского государства

    сейм

    абренст

    68. Представительный общенациональный выборный коллегиальный орган, работающий на профессиональной постоянной основе в системе разделения властей — это:

    Совет министров

    правительство

    Совет Безопасности

    парламент

    69. Парламенты по структуре бывают:

    общенациональными и федеративными

    однопалатными и двухпалатными

    коллегиальными и единоначальными

    правыми и левыми

    70. Постановка важного вопроса на заседании парламента, по которому дается объяснение, обсуждение и голосование, называется:

    интерпелляцией

    промульгацией

    консолидацией

    оптацией

    71. Ветвь власти, рассматривающая споры, имеющая юридическое значение, называется:

    судебной

    исполнительной

    контрольно-надзорной

    законодательной

    72. Запрет в области судебной власти, содержащийся в конституциях большинства демократических государств — это:

    судьей не может быть лицо моложе 60 лет

    невозможность избрания судей на третий срок

    недопустимость создания чрезвычайных судов

    суды не должны назначаться главой государства

    73. Судебная система, где суды субъектов федерации одновременно являются нижестоящими инстанциями федеральных судов, называется:

    авторитарной

    централизованной

    федеративной

    тоталитарной

    74. Судебная система, практикуемая в США называется:

    федеративной

    децентрализованной

    авторитарной

    централизованной

    75. Название модели судебной системы, в которой существует единая система судов во главе с верховным судом — это:

    континентальная

    англосаксонская

    социалистическая

    мусульманская

    76. Год принятия Советом Европы Европейской хартии местного самоуправления:

    1985 г.

    1995 г.

    1946 г.

    1988 г.

    77. Вопросы, относящиеся к компетенции местного самоуправления, — это:

    общественные

    региональные

    оборонные

    местные

    78. Понятие, которое означает передачу центром отдельных полномочий местным органам власти — это:

    филиация

    интеграция

    деконцентрация

    децентрализация

    79. Понятие, которое означает представление полномочий чиновникам, назначаемым из центра — это:

    интеграция

    деконцентрация

    оптация

    децентрализация

    80. Орган, принявший в 1985 г. Европейскую хартию местного самоуправления — это:

    Совет Безопасности ООН

    Лига Наций

    Совет СНГ

    Совет Европы

    81. Название парламента штата в США:

    Сенат

    Палата министров

    Бундестаг

    Легислатура

    82. Штат США, в котором губернатор избирается выборщиками — это:

    Пенсильвания

    Массачусетс

    Миссисипи

    Джорджия

    83. Федерация США состоит из 50 штатов и …

    зависимых территорий

    двух городов федерального значения

    федерального округа Колумбия

    федерального округа Колумбия и зависимых территорий

    84. Субъект США, в состав которого входит город Вашингтон, называется:

    штат федерального значения Вашингтон

    Федеральный округ Колумбия

    Южная Каролина

    Пенсильвания

    85. Особенностью американских судов является:

    наличие права толковать конституцию и осуществлять конституционный контроль

    все дела рассматриваются в открытом порядке

    наличие права рассматривать как уголовные, так и гражданские дела

    невозможность пересмотра дел апелляционной инстанции

    86. Сенат США возглавляет:

    спикер

    вице-президент

    президент

    премьер-министр

    87. Число депутатов в Палате представителей равно (составляет):

    435 человек

    450 человек

    425 человек

    400 человек

    88. Американская федерация по форме образования субъектов относится к… .

    ассиметричным

    национальным

    симметричным

    территориальным

    89. Страна, c неписанной Конституцией — это:

    Китай

    ЮАР

    Великобритания

    Испания

    90. Конституцию Соединенного Королевства характеризуют, как… .

    формальную

    жесткую

    неписаную

    писаную

    91. Должностное лицо, юридически занимающее в системе государственных органов Великобритании первое место, — это:

    председатель парламента

    монарх

    премьер-министр

    президент

    92. Территориальное устройство Соединённого Королевства является:

    конфедеративным

    республиканским

    унитарным

    федеративным

    93. Парламент Великобритании состоит из:

    Сената и Палаты министров

    Монарха и двух палат

    Палаты лордов и Палаты общин

    Премьер-министра и двух палат

    94. Конвенционными нормами Британии являются:

    акты, издаваемые парламентом

    соглашения между органами государственной власти

    нормы обычного права

    акты, издаваемые монархом

    95. Год принятия Конституции Франции:

    1973 г.

    1921 г.

    1958 г.

    1856 г.

    96. Конституция Франции по способу изменения является:

    жесткой

    гибкой

    сложной

    легкой

    97. Форма правления во Франции:

    парламентарная монархия

    суперпрезидентская республика

    президентско-парламентарная республика

    президентская монархия

    98. Количество депутатов в Национальном собрании — Нижней палате парламента Франции:

    99. Муниципальные выборы, или выборы членов муниципального совета Франции, в рамках коммуны проходят каждые:

    4 года

    6 лет

    7 лет

    5 лет

    100. Органом, реализующим юридическую ответственность членов правительства во Франции, является:

    правительство

    Палата правосудия Республики

    президент Республики

    Конституционный суд

    101. Основной Закон ФРГ по способу изменения относится к:

    жестким

    писаным

    гибким

    неписаным

    102. Форма правления в Германии:

    парламентарная республика

    парламентарная монархия

    дуалистическая монархия

    суперпрезидентская республика

    103. Название органа, выполняющего функции законодательной власти в Германии:

    Сенат и Палата представителей

    Бундестаг и Бундесрат

    парламент

    Собрание народных представителей

    104. Федеральный канцлер в Германии избирается:

    Бундестагом

    Бундесратом

    народом

    правительством

    105. День проведения выборов в Бундестаг ФРГ определяет:

    парламент

    федеральный президент

    избирательная комиссия

    канцлер

    106. Формой территориального устройства в Италии является:

    конфедерация

    федерация

    централизованный унитаризм

    унитаризм с широкой автономией

    107. Итальянская конституция по способу изменения является:

    неписаной

    формальной

    жесткой

    писаной

    108. Натурализоваться иностранец, проживающий в Италии, может по истечении… лет.

    семи

    трех

    пяти

    десяти

    109. Принцип, доминирующий при приобретении гражданства по рождению в Италии, называется:

    отсутствие у ребенка венерических болезней

    право единения

    право почвы

    право крови

    110. Партии, восстановление которых в Италии запрещается в какой бы то ни было форме:

    фашистские

    коммунистические

    либеральные

    консервативные

    111. Местный представительный орган в Италии — это:

    джунта

    анклав

    хунта

    сецессия

    112. Год принятия первой Конституция Японии:

    113. Формой правления в Японии является:

    президентская республика

    дуалистическая монархия

    парламентарная монархия

    парламентская республика

    114. Территориальное устройство Японии является:

    федеративным

    региональным

    конфедеративным

    унитарным

    115. Конституция Японии по способу изменения является:

    супержесткой

    жесткой

    гибкой

    полугибкой

    116. Система местного самоуправления в Японии имеет сходство с:

    континентальной

    советской

    англо-саксонской

    гибридной

    117. Год принятия Конституции Индии:

    118. Конституция Индии состоит из Преамбулы, 491 статьи, 25 частей и… .

    27 поправок

    13 приложений

    четырех глав

    двух разделов

    119. Парламент Индии состоит из 2 палат и … .

    монарха

    президента

    премьер-министра

    спикера

    120. Президент Индии избирается сроком на:

    2 года

    5 лет

    8 лет

    4 года

    121. Главой государства Индии является:

    глава правительства

    вице-президент

    президент

    спикер парламента

    122. Низшей ступенью судов в Индии являются суды… .

    мунсифов

    сахибов

    панчаятов

    сипаев

    123. Годом принятия Конституции КНР является:

    1945 г.

    1993 г.

    1982 г.

    1976 г.

    124. Форма правления КНР — это:

    парламентская монархия

    тоталитаризм

    федеративная республика

    советская республика

    125. Территориальное устройство КНР — это:

    децентрализованное государство

    унитарное государство

    федерализм

    относительно централизованное государство

    126. Орган, осуществляющий руководство всеми вооруженными силами Китая — это:

    Центральный военный совет

    Комитет государственной безопасности

    Совет Безопасности

    Федеральная военная комиссия

    127. Основаниями для утраты гражданства в Китае является:

    приобретение детьми граждан КНР, постоянно проживающих за границей, гражданства иного государства по рождению

    удовлетворение в установленном порядке ходатайства лица об утрате гражданства

    измена Родине

    постоянное проживание граждан КНР на территории другого государства и приобретение ими добровольного гражданства данного государства

    128. Первая конституция Польши была принята в:

    1791 г.

    1801 г.

    1900 г.

    1965 г.

    129. Конституция Венгрии была принята в:

    1935 г.

    1950 г.

    1949 г.

    1960 г.

    130. Конституция Болгарии была принята в: