Договор транспортной экспедиции

Договор транспортной экспедиции

Договор транспортной экспедиции относится к числу вспомогательных договоров, связанных с оказанием транспортных услуг при перевозке грузов. Смысл его состоит в том, чтобы освободить грузоотправителей и грузополучателей от несвойственных им операций, связанных с отправкой, перевозкой и получением грузов, таких как: определение оптимального варианта способа перевозки, оформление заказов и заявок на подачу транспортных средств под погрузку, оплата провозных платежей, обеспечение отправки груза, сопровождение его в пути следования, перевалочные операции при смешанных перевозках, получение груза и доставка его на склад получателя и др. Экспедитор может также взять на себя упаковку груза, его маркировку, проверку состояния упаковки и маркировки, складирование, совершение других операций с грузом.

Таким образом, договор транспортной экспедиции — это один из видов транспортного договора, предназначение которого состоит в том, чтобы способствовать выполнению основного транспортного договора — договора перевозки грузов. Сам по себе договор транспортной экспедиции лишен какого-либо юридического смысла, если он не направлен на оказание дополнительных услуг клиентуре транспортных организаций, не имеющей, как правило, собственных транспортных средств.

Понятие договора транспортной экспедиции. По договору транспортной экспедиции экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет клиента выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза, а клиент обязуется уплатить вознаграждение и возместить понесенные экспедитором при исполнении договора расходы.

Правовое регулирование договора транспортной экспедиции. Общие нормы о транспортной экспедиции содержатся в главе 41 ГК РФ. Гражданский кодекс предусматривает принятие закона о транспортно-экспедиционной деятельности (п. 3 ст. 801 ГК РФ). Такой закон был принят в 2003 г.: Федеральный закон от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». Транспортные уставы и кодексы также содержат нормы, регулирующие отношения, возникающие из договора транспортной экспедиции (например, ст. 78 УВВТ, VII раздел УАТ).

При этом правила главы 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг» не распространяются на экспедиторские услуги.

Правовая характеристика договора транспортной экспедиции. Договор транспортной экспедиции является возмездным и взаимным. Он может быть как консенсуальным (когда экспедитор организует выполнение экспедиционных услуг), так и реальным (считается заключенным после вручения груза, например когда экспедитором выступает перевозчик).

Существенные условия договора транспортной экспедиции. Существенным условием договора транспортной экспедиции является условие о его предмете.

Предмет договора транспортной экспедиции. Предметом договора транспортной экспедиции являются услуги, связанные с перевозкой груза. Они подразделяются на основные и дополнительные. К основным закон относит:

  • организацию перевозки груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом;
  • обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза;
  • обеспечение отправки и получения груза;
  • другие обязанности, связанные с перевозкой (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

Дополнительные услуги могут включать: получение требующихся для экспорта или импорта документов; выполнение таможенных и иных формальностей; проверку количества и состояния груза; погрузку и выгрузку груза; уплату пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента; хранение груза, его получение в пункте назначения; выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

Договор может быть заключен на полное или частичное транспортно-экспедиционное обслуживание. При полном обслуживании экспедитор принимает на себя выполнение всех операций, в том числе доставку от склада отправителя на склад получателя («от склада до склада»). При частичном обслуживании он выполняет все или часть операций, связанных с отправлением или получением груза.

Срок договора транспортной экспедиции. Срок договора транспортной экспедиции определяется соглашением сторон. Для выполнения разовых экспедиционных поручений заключаются краткосрочные договоры, при наличии постоянной потребности в транспортно-экспедиционном обслуживании — долгосрочные.

Цена договора транспортной экспедиции. Цена в рассматриваемом договоре понимается как вознаграждение экспедитора. Оно определяется по соглашению сторон. Помимо вознаграждения клиент компенсирует расходы, понесенные экспедитором при осуществлении действий, предусмотренных договором экспедиции (по внесению платы за разгрузку и выгрузку груза, по уплате пошлин за хранение груза и др.).

Стороны договора транспортной экспедиции. Сторонами в договоре транспортной экспедиции являются клиент и экспедитор. Клиентами могут быть любые дееспособные субъекты гражданского права, как граждане, так и юридические лица, заинтересованные в получении экспедиторских услуг (прежде всего это отправитель и получатель груза, его собственник).

Экспедиторами могут выступать только предприниматели: коммерческие юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление транспортно-экспедиционной деятельности. Экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц, если из договора не следует, что они должны быть исполнены экспедитором лично. При этом он не освобождается от обязанности перед клиентом за исполнение договора.

Обязанности экспедитора может осуществлять и перевозчик груза.

Форма договора транспортной экспедиции. Договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме. Несоблюдение письменной формы договора влечет последствия, предусмотренные ст. 162 ГК РФ. Клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей (ст. 802 ГК РФ).

Обязанности экспедитора по договору транспортной экспедиции.

Экспедитор по договору транспортной экспедиции обязан:

Исполнить надлежащим образом все обязанности, возложенные на него договором.

К таким обязанностям можно отнести (п. 1 ст. 801 ГК РФ):

  • организацию перевозки груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом;
  • заключение от имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки груза;
  • обеспечение отправки и получение груза;
  • получение требующихся для экспорта или импорта документов;
  • выполнение таможенных и иных формальностей;
  • проверку количества и состояния груза;
  • погрузку и выгрузку груза;
  • уплату пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента;
  • хранение груза, его получение в пункте назначения;
  • выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

При приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности (п. 4 ст. 4 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»).

При неисполнении экспедитором предусмотренных договором обязанностей клиент вправе требовать применения мер ответственности, предусмотренных в нормах главы 25 ГК РФ (в зависимости от характера нарушения это может быть возмещение убытков (например, при утрате, порче, повреждении груза), уплата неустойки, уплата процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ). То есть в этом случае экспедитор несет полную имущественную ответственность.

Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик (ч. 2 ст. 803 ГК РФ). Это правило влечет ограничение ответственности экспедитора (она ограничивается рамками возмещения фактически причиненного ущерба (ст. 796 ГК) или пределами неустойки (штрафа), предусмотренными транспортным законодательством).

Если нарушение экспедитором своих обязанностей повлекло возникновение ответственности клиента перед перевозчиком, экспедитор может быть привлечен к регрессной ответственности.

Следует отметить, что согласно ст. 806 ГК РФ клиент вправе в любое время отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом экспедитора в разумный срок и возместив ему убытки, вызванные расторжением договора.

Порядок обращения в суд с иском к экспедитору.

Порядок обращения в суд с иском к экспедитору установлен главой 4 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».

До предъявления экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, обязательно предъявление ему претензии, за исключением предъявления иска при оказании экспедиционных услуг для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности. Право на предъявление претензии и иска имеют клиент или уполномоченное им лицо, получатель груза, указанный в договоре транспортной экспедиции, а также страховщик, приобретший право суброгации.

Претензия предъявляется в письменной форме в течение шести месяцев со дня возникновения права на предъявление претензии. К претензии об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза должны быть приложены документы, подтверждающие право на предъявление претензии, и документы, подтверждающие количество и стоимость отправленного груза, в подлиннике или засвидетельствованные в установленном порядке их копии.

Экспедитор обязан рассмотреть претензию и в письменной форме уведомить заявителя об ее удовлетворении или отклонении в течение тридцати дней со дня ее получения. При частичном удовлетворении или отклонении экспедитором претензии в уведомлении заявителю должны быть указаны основания принятого решения.

Для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, срок исковой давности составляет один год со дня возникновения права на предъявление иска.

Обязанности клиента по договору транспортной экспедиции.

Клиент по договору транспортной экспедиции обязан:

1. Исполнить все обязанности, возложенные на него договором.

К таким обязанностям можно отнести:

  • передачу груза для осуществления экспедирования;
  • получение грузов у экспедитора;
  • выполнение иных предусмотренных договором обязанностей.

При невыполнении клиентом своих обязанностей экспедитор вправе требовать применения мер ответственности, предусмотренных в нормах главы 25 ГК РФ (в зависимости от характера нарушения это может быть возмещение убытков, уплата неустойки).

Экспедитор вправе в любое время отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом клиента в разумный срок и возместив ему убытки, вызванные расторжением договора (ст. 806 ГК РФ).

2. Предоставить экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором.

В какой форме должна предоставляться эта информация и какие еще сведения клиент обязан сообщить экспедитору, ГК РФ не указывает. Действующие правила транспортно-экспедиционного обслуживания также не содержат исчерпывающих сведений об информации, требующейся в современных условиях для надлежащей транспортно-экспедиционной деятельности. Поэтому все вопросы, связанные с необходимой экспедитору для выполнения его деятельности информацией о грузе и условиях его перевозки, а также с формой, в которой данная информация доводится до сведения экспедитора, должны быть решены соглашением сторон. Так, например, экспедитору может потребоваться информация о направленных перевозчику заказах и заявках, о транспортных и иных условиях заключенных клиентом контрактов на поставку товаров, о порядке расчетов за поставленную продукцию, о заключенных клиентом договорах об организации перевозок и т.п.

В случае неполноты предоставленной информации экспедитор вправе запросить у клиента необходимые дополнительные данные.

Если же необходимая информация не была предоставлена, экспедитор вправе:

  • не приступать к исполнению соответствующих обязанностей до предоставления такой информации;
  • требовать применения меры ответственности (возмещение убытков, причиненных экспедитору в связи с нарушением обязанности по предоставлению информации).

3. Уплатить экспедитору вознаграждение и возместить ему понесенные при исполнении договора расходы.

При уклонении клиента от уплаты вознаграждения или возмещения понесенных экспедитором расходов экспедитор вправе требовать применения мер ответственности: уплаты неустойки, уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ.

Особенности заключения, изменения, прекращения договора транспортной экспедиции

Следует отметить, что гл. 41 ГК РФ, а также ФЗ «О транспортно- экспедиционной деятельности» в своем содержание не определяют процедуру заключения договора транспортной экспедиции и не устанавливают тех или иных особенных правил заключения, рассматриваемого нами договора. Общие правила заключение договора транспортной экспедиции определены в главе 28 ГК РФ, а именно: в п. 1 ст. 802 ГК РФ указывается, что договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме, а это соответствует общему правилу п. 1 ст. 161 ГК РФ, т.е, совершение сделок между юридическими лицами и с гражданами должно быть оформлено в элементарной письменной форме. При этом Гражданский кодекс не лишает стороны договора транспортной экспедиции права представлять доказательства в письменном виде (кроме свидетельских показаний) о том, что договор был заключен в том случае, если не соблюдена письменная форма договора. В качестве такого доказательства может выступать, например, то, что договор фактически был исполнен полностью или частично.

Заключенным договор считается в том случае, если, согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса РФ, стороны пришли к соглашению по важным условиям договора и это соглашение оформлено в письменной форме. Следует отметить, что относительно договора транспортной экспедиции ни одним нормативно-правовым актом не установлен исчерпывающий перечень его значимых для сторон договора условий. В связи с этим нами подвергаются анализу важнейшие условиях договора транспортной экспедиции как совокупность транспортно-экспедиционных услуг, которые экспедитор предоставляет клиенту. В том случае, если присутствуют условия, в отношении которых экспедитор и клиент делают заявление о том, что им следует достичь соглашения, то такие условия рассматриваются тоже как важнейшие и необходимые условия договора.

Глава 41 ГК РФ указывает на то, что существует возможность заключения договора транспортной экспедиции с помощью подписания соглашения между экспедитором и клиентом. Такое соглашение имеет в свободную форму. В таком соглашении участники договора определяют транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые экспедитором клиенту. С того момента как такое определение будет осуществлено договор может считаться заключенным.

Существует еще один инструмент для заключения договора транспортной экспедиции: составление экспедиторских документов. Это момент прописан в статье 2 Федерального закона «О транспортно- экспедиционной деятельности», а именно то, что заключение договора транспортной экспедиции подтверждается транспортно-экспедиционными документами. А пункт 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности определяет перечень таких документов:

— поручение экспедитору;

— экспедиторская расписка;

— складская расписка.

Степанова А. рассматривает оформление экспедиторских документов в качестве заключение договора транспортной экспедиции по «аналогии со ст. 785 ГК РФ, устанавливающей, что договор перевозки груза заключен, если отправителю груза выдана накладная»32. Исключения составляют случаи, когда договор транспортной экспедиции уже заключен, а к нему дополнительно составляются экспедиторские документы.

Хотелось бы рассмотреть ситуацию, когда договор транспортной экспедиции заключается с применением поручения экспедитору, а также особенности заключения договора таким способом. Процедура заключения договора транспортной экспедиции, таким образом, состоит:

1. Клиент выдает экспедитору поручение, которое им заполнено и подписано, а его оформление соответствует Порядку оформления и формы экспедиторских документов, утвержденному Министерством транспорта РФ.

2. Поручение передается экспедитору клиентом в письменном виде.

3. После того как экспедитор рассмотрит поручение, он отдает его обратно клиенту с отметкой о согласовании либо с отказом в согласовании.

Следует отметить, что отметка о согласовании в поручении экспедитора является акцептом сделанной клиентом оферты. В том случае если в оферте имеются все главные условия договора, при получении акцепта клиентом договор будет считаться заключенным.

В практике использования договора транспортной экспедиции очень часто случается, что транспортно-экспедиционные организации устанавливают свои правила, так называемые правила компании, которые определяют виды услуг, расценки и другие условия обслуживания клиентов и имеют свои стандартные формы. В этом случае получается, что условия договора определяются только одной стороной — экспедитором, а то, что клиент дает поручение экспедитору рассматривается как добавление к договору транспортной экспедиции при условиях, которые указаны в правилах компании. В дополнение к вышесказанному поручение, которое получает экспедитор, не может содержать условий, которые идут в разрез с правилами компании. При этом достаточно будет иметь в поручении клиента желания присоединиться к договору транспортной экспедиции на тех условиях, которые прописаны в правилах компании. Фактически договор будет считаться заключенным, после того, как клиент получит согласие экспедитора на осуществление поручения. В случае использования экспедиционной компанией собственных стандартных правил, то согласно статье 428 Гражданского кодекса РФ, договор транспортной экспедиции следует считать договором присоединения. С момента передачи поручения экспедитору можно считать, что клиент присоединяется к договору транспортной экспедиции на условиях экспедитора.

Кроме заключения договора посредством поручения экспедитору, возможно заключение договора с помощью иных экспедиторских документов, таких как экспедиторская и складская расписка. Такая возможность возникает тогда, когда клиент передает груз экспедитору и выдается последним, подтверждаясь в передаче груза экспедиторской распиской. Похожая ситуация может произойти во время сдачи клиентом груза на склад экспедитора, тогда экспедитор выдает клиенту складскую расписку. В этих двух ситуациях заключение договора заключается не по умолчанию клиента, а в ходе подписания клиентом экспедиторской или складской расписки, которую составил экспедитор. Факт подписания расписки клиентом можно расценивать как согласие на присоединение к договору транспортной экспедиции.

Таким образом, появляется вопрос, возможно ли основанием заключения договора транспортной экспедиции считать поручение экспедитору, экспедиторскую расписку и складскую расписку? По мнению Кулешова В.В., «это возможно только при установлении транспортно- экспедиционной компанией стандартных правил компании, регулирующих отношения экспедитора и клиента. При этом договор, заключаемый с использованием экспедиторских документов, будет договором присоединения»33.

Следует отметить, что общих правил, которые нашли свое закрепление в нормативно-правовых актах, недостаточно для полного регулирования рассматриваемых нами общественных отношений.

В ходе выполнения транспортно-экспедиционного обязательства возникают ситуации, служащие причинами для того, что изменения некоторые условия уже заключенного договора необходимо заменять. Статьи 450, 451 и 452 Гражданского кодекса РФ регулируют основания и порядок внесения изменений в обязательства договора транспортной экспедиции, в соответствии с которыми такие изменение договора можно производить только по взаимному соглашению сторон. Из этого правила могут быть исключения, которые должны быть определены законом или договором.

В случае, если отсутствует возможность изменить или расторгнуть договор в виду того, что она не определена законом или договором, а стороны не достигли соглашения о расторжении, то в случае если присутствует серьезное нарушение договора одной стороной и присутствуют случаи, предусмотренные законом или договором (ст. ст. 450, 451 ГК РФ), то договор может быть расторгнут по требованию одной из сторон по решению суда. Одним из таких нарушений согласно статье 450 Гражданского кодекса РФ является нарушение, которое влечет для другой стороны существенный ущерб.

Законодательство четко не определяет существенные нарушения договора. Это связано с невозможностью предугадать в нормативных документах весь круг случаев существенных нарушений договора. Поэтому определение является ли нарушение существенным или несущественным возлагается на решение суда в каждом конкретном случае.

В случае, когда существенно меняются обстоятельства заключения договора также возможно изменение или расторжение договора по решению суда в соответствии с пунктом 4 статьи 451 Гражданского кодекса РФ. Согласно этому положению такие изменения возможны только в исключительных случаях, а именно когда расторжение договора идет в разрез с общественными отношениями или приводит к такому ущербу для сторон, которые крайне больше тех затрат, которые нужны для исполнения договора с измененными условиями. В связи с этим необходимо учитывать наличие одновременно условий, которые определены в с п. 2 ст. 451 и при наличии которых решение суда будет об изменении договора может быть по требованию заинтересованной стороны. К таким условиям согласно вышеуказанному положению относятся такие условия:

— когда в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;

— когда изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям договора;

— когда исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующие договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;

— когда из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона. В особых нормативно-правовых актах, которые посвящены договору транспортной экспедиции, также упоминается возможность заменять условия договора транспортной экспедиции, соблюдая определенный порядок его действия. В пунктах 1 и 2 статьи 3, также в пункте 2 статьи 4 Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» говорится о том, что

«экспедитору предоставляется право в необходимых случаях, в интересах клиента, если иное не предусмотрено договором транспортной экспедиции отступать от указаний клиента, изменять вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта»34. Следует отметить, что должен быть соблюден порядок изменений условий, заключающийся в обязанности экспедитора сразу же информировать клиента в определенном порядке о том, какие изменения были произведены. В случае если порядок договором не определяется то, видимо, это влечет действие обычаев делового оборота.

В практической деятельности между разных видов договоров транспортной экспедиции есть длящийся договор на транспортно- экспедиционное обслуживание. В данном виде договора сторонами заранее оговариваются объем транспортно-экспедиционных услуг, условия, сроки и порядок их оказания, порядок расчетов на какой-то определенный, но длительный промежуток времени. А исполняется такой договор посредством заключения и выполнения разовых договоров транспортной экспедиции. Чаще всего случается, что разовый договор входит в противоречие с длящимся договором на транспортно-экспедиционное обслуживание. Это происходит тогда, когда стороны незначительно отклоняются от условий основного договора. Здесь на лицо тот случай, когда условия договора изменяются по взаимному согласию сторон.

Конечно же, обязательства прекращаются их исполнением, но бывают случаи, когда обязательство по каким-либо причинам не исполняются совсем или частично. В отношении этого случая Гражданский кодекс РФ определяет основания для прекращения обязательств:

— исполнение обязательств невозможно;

— присутствует акт государственного органа;

— смерть одной из сторон;

— ликвидация юридического лица.

Гражданский кодекс РФ не допускает одностороннего отказа в исполнении договора, кроме случаев, предусмотренных законом. Именно такое исключение предусматривается главой 41 Гражданского кодекса РФ относительно договора транспортной экспедиции. Статья 806 Гражданского кодекса предусматривает возможность отказа одной из сторон договора в исполнении договора при условии, сторона-инициатор предупреждает другую сторону о своем намерении в разумные сроки. Последствия для стороны, отказавшейся от исполнения договора, будут заключаться в возмещении убытков пострадавшей стороне, связанных с расторжением договора. Законодателю пришлось предусмотреть такую возможность одностороннего отказа от исполнения договора транспортной экспедиции в виду того, что многие договоры транспортной экспедиции имеют элемент

представительства, а такой элемент, как подразумевает доверительные отношений между доверителем и поверенным.

Возникает вопрос, имеет ли сторона договора транспортной экспедиции право воспользоваться положением статьи 806 ГК РФ и изменить условия договора в одностороннем порядке. Буквальное толкование статьи 806 ГК РФ дает основания полагать, что такого права у сторон нет. Если сторона желает отказаться от договора, она может расторгнуть договор полностью, но не изменить его, даже посредством отказа от части исполнения. Такой вывод, в частности, можно сделать из анализа статей 3 и 4 Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности», где говорится об особом порядке изменения некоторых условий договора транспортной экспедиции.

Тем не менее, не каждый договор транспортной экспедиции предполагает в своем содержании представительские начала, да и там где содержится такая обязанность, возможно исполнение экспедитором лично и других обязанностей. Такое обстоятельство послужило поводом к справедливой критике названной нормы закона в юридической литературе.

По этому поводу В.В. Витрянский пишет: » представляется, что ст. 806 ГК нуждается в изменении: возможность одностороннего отказа от исполнения договора транспортной экспедиции для его сторон следовало бы ограничить только теми случаями, когда в соответствии с условиями договора экспедитор заключает сделки и совершает иные юридические действия от имени клиента и по его доверенности.

В настоящее же время, когда нормой о праве любой из сторон отказаться от исполнения договора охватываются все варианты правоотношений, связанных с транспортной экспедицией, в качестве своеобразного ограничения этого права (применительно к определенным ситуациям) могут служить обязанность стороны, отказывающейся от исполнения договора, предупредить об этом другую сторону в разумный срок, а также и возможное последствие отказа от исполнения договора —

обязанность возместить контрагенту убытки, причиненные расторжением договора.»35

Правило о возмещении убытков в случае одностороннего отказа от договора нашло также свое выражение и в Законе «О транспортно- экспедиционной деятельности». В данном нормативно — правом акте установлено более жесткое по сравнению с ГК РФ правило о последствиях одностороннего отказа от договора: кроме убытков сторона, заявившая об отказе, уплачивает другой стороне штраф в размере десяти процентов суммы понесенных экспедитором или клиентом затрат.