Добровольная выдача наркотиков

Выемка – следственное действие, заключающееся в истребовании и изъятии у лица либо в учреждении предметов и документов, имеющих значение для дела

Предметы (объекты) поиска при производстве обыска: орудия преступления; предметы и ценности, добытые преступным путем; разыскиваемые лица; трупы; предметы, запрещенные к обращению (огнестрельное оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, яды, наркотики, природное золото и др.).

Виды обыска (по объекту): обыск помещений; участков местности; личный; транспортных средств.

Виды обыска (по последовательности проведения): первоначальный (первичный), проводимый впервые; дополнительный, проводимый в случаях, когда первоначальный обыск осуществлен в неблагоприятных условиях (плохое освещение, темное время суток, отсутствие специалистов и т.п.) или же когда объектом обыска являются объекты (части объектов), не обследованные при первоначальном обыске; повторный, проводимый в случаях, когда первоначальный обыск проведен некачественно.

Виды обыска (по количеству мест обыска, обыскиваемых лиц и времени проведения): одиночный, проводимый у одного лица; групповой, проводимый у нескольких лиц, проходящих по одному уголовному делу; одновременный – проводимый одновременно на нескольких объектах; разновременный – проводимый с разрывом во времени на нескольких объектах.

Основания для производства обыска:

· фактическое основание – наличие достаточных данных, позволяющих полагать, что в определенном месте или у определенного лица хранятся орудия преступления, предметы и ценности, добытые преступным путем, либо предметы и документы, которые могут иметь значение для дела;

· процессуальное основание – мотивированное постановление следователя, санкционированное прокурором (в исключительных случаях следователь может провести обыск без санкции прокурора с сообщением последнему об этом в течение суток).

Источник, достаточных данных для производства обыска:

· данные, полученные из процессуальных источников (результаты осмотров мест происшествий, предметов, документов и т.п.; допросы обвиняемых, подозреваемых, свидетелей, потерпевших и др.);

· данные, полученные в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий:

проверенные процессуальным путем;

не проверенные процессуальным путем, но содержащие информацию о том, что промедление с обыском может привести к утрате важных доказательств или сокрытию разыскиваемого лица.

Общее правило оценки достаточности данных для производства обыска – достаточность данных для производства обыска определяется по внутреннему убеждению следователя и прокурора, основанному на требованиях закона и профессиональном опыте.

Случаи производства обыска без санкции прокурора:

· в целях предотвращения преступлений;

· когда местонахождение преступника и искомых предметов стало известно при расследовании по «горячим» следам;

· когда потерпевший (свидетель) указывают на конкретное лицо, как на совершившее преступление;

· в случае задержания с поличным;

· при наличии сведений о том, что искомые объекты могут быть уничтожены или перепрятаны;

· при наличии сведений, что промедление с обыском может позволить разыскиваемому лицу скрыться;

· когда необходимо срочно проводить обыск, а получение санкции прокурора потребует длительного времени.

Процессуальные положения обыска:

· до начала обыска выносится постановление о его производстве, где должны быть указаны: дата и место составления постановления; кто, где и в связи с каким уголовным делом принял решение о производстве обыска; цели и основания данного следственного действия;

· обыск могут проводить:

следователь, вынесший постановление о производстве данного следственного действия;

следователь – член следственной группы, руководитель которой вынес постановление о производстве обыска;

сотрудник органа дознания (по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно – только по поручению следователя);

· для участия в производстве обыска следователь вправе вызвать соответствующего специалиста;

· участие понятых при производстве обыска обязательно;

· в обыске могут участвовать сотрудники милиции, технические помощники – по усмотрению следователя;

· при обыске должно быть обеспечено присутствие лица, у которого он производится, либо совершеннолетних членов его семьи; при невозможности присутствия указанных лиц обыск проводится в присутствии представителей жилищно-эксплуатационной службы, администрации района (города), местных Советов депутатов или представителей предприятий, учреждений, организаций, где производится обыск;

· лицам, у которых производится обыск, понятым и представителям должно быть разъяснено их право присутствовать при всех действиях следователя и делать по поводу последних заявления, подлежащие занесению в протокол;

· в случаях нахождения в месте производства обыска посторонних людей, а также их появления на месте обыска следователь имеет право запретить им покидать место обыска, а также общаться друг с другом или иными лицами до окончания следственного действия;

· перед началом производства обыска следователь должен предъявить постановление о его производстве (это должно быть подтверждено подписью обыскиваемого на постановлении), а также предложить обыскиваемому добровольно выдать предметы и документы, подлежащие изъятию;

· следователь вправе ограничиться изъятием добровольно выданных предметов, если нет оснований опасаться сокрытия иных предметов поиска;

· следователь, а также привлеченный к проведению обыска специалист, вправе вскрывать (избегая не вызываемого необходимостью повреждения преград) запертые помещения и хранилища в случаях, когда обыскиваемый отказывается добровольно открыть их;

· при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, находящееся в месте производства обыска, скрывает при себе искомые предметы или документы, следователь вправе произвести личный обыск такого лица без вынесения о том отдельного постановления и без санкции прокурора; результаты личного обыска, который производится лицом одного пола с обыскиваемым и в присутствии понятых того же пола, фиксируются в общем протоколе;

· при задержании лица на месте преступления допускается производство личного обыска без понятых;

· все предметы и документы, обнаруженные в процессе производства обыска и могущие иметь значение по делу, предъявляются понятым и иным участникам следственного действия;

· копия протокола обыска, а также описи изъятого в процессе его производства имущества и имущества, на которое наложен арест, вручается лицу, у которого проводился обыск либо, вместо него, лицам, присутствовавшим при производстве данного следственного действия;

· следователь вправе предупредить участников обыска о неразглашении сведений об интимной жизни обыскиваемого и иных данных предварительного следствия, а также отобрать об этом подписку с предупреждением об ответственности по соответствующей статье Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Стадии проведения обыска:

· подготовка к проведениювключает следующие мероприятия: изучение материалов дела; сбор и анализ информации ориентирующего характера (особенности личности обыскиваемого, места производства обыска; искомых предметов); вынесение постановления о производстве обыска; получение санкции прокурора; определение времени производства обыска; подготовку необходимых научно-технических средств, упаковки для предметов поиска; разработку мер по охране места обыска; разработку мероприятий по недопущению контактов обыскиваемого с иными лицами (случае появления на месте обыска посторонних лиц, получения телефонных звонков и т.п.); разработку способов проникновения в обыскиваемое помещение и противодействия возможному сопротивлению в этом; приглашение специалиста; подбор и инструктаж иных участников; определение способов связи; подготовку транспортных средств; составление плана производства обыска;

· проведение:

предварительная стадия – проникновение на обыскиваемый объект и проведение мероприятий, предшествующих обыску;

обзорная стадия – обход места обыска, непосредственное восприятие обстановки на этом месте, уточнение плана обыска, распределение обязанностей между участниками следственного действия, определение последовательности поисковых действий и порядка применения научно-технических средств, места размещения изымаемых в ходе обыска предметов;

детальная стадия – непосредственное производство поисковых действий на месте обыска;

· фиксация хода и результатов– использование средств фото- и видеосъемки, иных научно-технических средств, составление чертежей, зарисовок и т.п., составление протокола обыска, описи изъятых и передаваемых на ответственное хранение предметов и документов.

Состав участников обыска: следователь (лицо, производящее дознание); понятые; обыскиваемый, члены его семьи, представители жилищно-эксплуатационных служб; иные следственные и оперативные работники, непосредственно выполняющие обыск; охрана места обыска; охрана здания, где проводится обыск; специалисты; вспомогательный персонал (для выполнения отдельных видов некоторых трудоемких работ).

Способы проведения обыска:

· сплошной – обследование всего помещения, территории открытой местности;

· выборочный – обследование части исследуемого объекта обыска при наличии сведений о местонахождении искомых предметов.

Тактические приемы обыска:

· использование фактора внезапности при проникновении на обыскиваемый объект;

· планирование времени производства таким образом, чтобы застать обыскиваемого на месте обыска;

· тщательная подготовка и продуманный выбор предлога для проникновения на обыскиваемый объект (представитель жилищно-эксплуата­цион­ной службы, пожарный инспектор, телефонный мастер и т.п.);

· использование поддержки знакомых и родственников обыскиваемого при проникновении на обыскиваемый объект;

· быстрота и решительность действий в случае противодействия проникновению на обыскиваемый объект;

· учет психологических особенностей, психического состояния обыскиваемого, влияния этих характеристик на выбор мест сокрытия искомых предметов;

· наблюдение за реакцией обыскиваемого, членов его семьи за ходом обыска (реагирование на приближение обыскивающего к месту нахождения искомого объекта: учащенное дыхание, дрожание рук, суетливость, покраснение или побледнение кожи, потение, непроизвольные и неконтролируемые движения и т.п.);

· «словесная разведка» – обращение к помощникам с предложением обследования того или иного места и наблюдение за реакцией обыскиваемого;

· учет профессиональных навыков обыскиваемого;

· учет возможности сокрытия предметов поиска с расчетом на брезгливость следователя и его помощников (туалет, грязное белье и т.п.), сострадание (постель больного человека и т.п.), невнимательность, трудоемкость поиска и т.д.;

· учет возможности маскировки искомых предметов (исправление номеров, зашифровка записей, изготовление огнестрельного оружия под видом иных предметов и т.п.);

· установление психологического контакта с обыскиваемым, уход от конфликтных ситуаций;

· неторопливость, аккуратность, последовательность, методичность производства поисковых действий;

· использование приемов, направленных на тщательность и полноту обыска: прощупывание одежды; пролистывание книг; простукивание стен; использование щупов, ложек, вилок для исследования посуды, заполненной продуктами; обследование частей мебели, скрытых от обзора; прощупывание руками и при помощи щупа диванов, кресел, подушек и т.п.; разбор санитарно-технического оборудования и т.д.;

· использование мер по сохранению внимательности при производстве обыска – одному обыскивающему не следует обследовать длительное время однообразные предметы; необходимо организовывать перерывы для отдыха.

Порядок действий при производстве обыска помещений:

· прибыть на место производства обыска;

· проникнуть на обыскиваемый объект;

· предъявить документы;

· ознакомить обыскиваемого с постановлением о производстве обыска;

· разместить всех присутствующих в одной комнате;

· установить личности всех присутствующих;

· разъяснить присутствующим их права и обязанности;

· предложить добровольно выдать искомые предметы;

· ознакомиться с помещением;

· определить наиболее вероятные места хранения искомого;

· распределить обязанности между непосредственными исполнителями и проинструктировать их;

· обследовать помещение, его части и отдельные предметы;

· зафиксировать ход и результаты обыска.

Основная информация, содержащаяся в протоколе обыска:

· место, время, дата производства обыска; должность, фамилия, инициалы лица, составившего протокол; сведения об иных участниках обыска; фамилия, имя, отчество, домашний адрес каждого из понятых; дата вынесения постановления о производстве обыска, кто вынес указанное постановление, кто санкционировал обыск;

· указание на разъяснение участникам обыска их прав;

· факт добровольной выдачи искомых предметов;

· места и обстоятельства обнаружения искомых предметов;

· групповые и индивидуальные признаки обнаруженных предметов;

· основания для производства вскрытия полов, стен, иных преград и объектов;

· факты обнаружения тайников, места их расположения, содержимое, упаковка, следы пальцев рук и иные следы на находящихся в тайниках предметах, особенности устройства тайников;

· факт и порядок использования научно-технических средств;

· замечания и заявления участников обыска (объяснения обыскиваемого в протокол не вносятся);

· меры, принятые следователем против попыток уничтожить или спрятать предметы, документы;

· факты нарушения порядка со стороны обыскиваемых лиц.

Тактические особенности обыска участков местности:

· изучить место обыска и разбить его на отдельные секторы, квадраты, зоны произвольной формы;

· искать демаскирующие признаки (свежевскопанная земля, засохшие растения и др.);

· использовать щупы и перекапывать землю для обследования подозрительных мест;

· искать условные знаки;

· убирать препятствия (дрова, строительные материалы и т.п.) и исследовать участки земли под ними;

· использовать помощь кинолога;

· наблюдать за поведением животных на месте обыска.

Тактические особенности личного обыска (принудительного обследования человека, его тела, одежды, обуви и находящихся при нем предметов):

· соблюдать правила безопасности: обыскиваемого поставить под углом 45о лицом к стене, приказав ему широко расставить руки и ноги;

· проводить обыск методом «cверху – вниз», начиная с головного убора и переходя к иным предметам одежды;

· осмотреть одежду и изъять предметы, которые обыскиваемый может использовать для нападения и самоотравления (оружие, медикаменты, табак и т.п.), а также предметы, имеющие отношение к расследуемому криминальному событию; тщательно осмотреть карманы, швы, подкладку, места под воротником, ремнем, стельками обуви и т.п.;

· использовать пылесос для сбора пыли, грязи, микрообъектов из карманов, швов и иных мест (например при необходимости установления профессии обыскиваемого);

· осмотреть волосы, уши, рот, иные естественные отверстия тела (с участием врача);

· при проведении личного обыска на месте задержания осмотреть само это место;

· провести обыск личных вещей обыскиваемого.

Тактические особенности обыска транспортных средств:

· проводить обыск, начиная с багажника и заканчивая двигателем автомобиля;

· в багажнике обследовать сумку с инструментом, запасное колесо, пространство между покрытием и днищем;

· в салоне осмотреть пространство между ковровым покрытием и днищем, снять и осмотреть чехлы, участки между сидениями и их спинками и полом, пространство за приборной панелью, аптечку, пепельницы, ящик для сопутствующих предметов;

· обследовать пространство под капотом; двигатель;

· осмотреть механизмы и детали, находящиеся под днищем;

· использовать для обыска осветители, зеркала, инструменты.

Тактические и процессуальные особенности выемки:

· производится на основании постановления следователя;

· осуществляется в присутствии: лиц, у которых производится выемка; совершеннолетних членов семьи; представителей жилищно-эксплуатационных служб, администраций районов или городов; представителей учреждений, организаций, субъектов хозяйствования;

· в случае изъятия документов, составляющих государственные секреты и иную, охраняемую законом, тайну, почтово-телеграфных отправлений выемка проводится с санкции прокурора;

· до начала выемки почтово-телеграфной корреспонденции на нее налагается арест, что также санкционируется прокурором;

· осмотр и изъятие почтово-телеграфной корреспонденции проводится с участием представителя учреждения связи;

· в постановлении о производстве выемки указывается местонахождение искомых предметов, их наименование, отличительные признаки и причины изъятия;

· может производиться с участием специалиста;

· кроме искомых изымаются предметы, запрещенные к обращению;

· если есть информация о том, что лицо, находящееся на месте производства выемки, скрывает при себе искомые предметы, можно произвести личный обыск такого лица;

· при отказе выдать предметы и документы, подлежащие выемке, следователь изымает их принудительно; если же эти объекты спрятаны, то следователь выносит постановление о производстве обыска и проводит его незамедлительно;

· при выемке документов, содержащих сведения об интимных сторонах жизни граждан, понятые предупреждаются о неразглашении тайны личной жизни;

· выемка в жилище или ином законном владении против воли собственника или проживающих в нем лиц проводится с санкции прокурора и с участием понятых.

Глава 17

Основания и процедуры освобождения от ответственности в случаях добровольной сдачи наркотиков

Поиск Лекций

Одним из специфических признаков наркопреступлений является особый характер отношений между преступником и потерпевшим. Существует точка зрения, что потребитель наркотиков (наркоман), которому в результате незаконных действий доставляется наркотик, является потерпевшим от преступления. В частности, в литературе высказывается мнение о том, что «в связи со сложившимися в уголовно-правовой науке подходами потерпевшим в указанной ситуации должен выступать наркоман». Но в данной ситуации потерпевший не похож на классическую жертву, он не заинтересован в раскрытии преступления, в разоблачении преступника – сбытчика наркотиков.

Одной из причин этого является то, что к уголовной ответственности привлекается не только сбытчик, но и приобретатель наркотического средства. Сообщая о совершенном преступлении, потребитель наркотиков сам становится объектом уголовно-правового преследования. То есть существует взаимная заинтересованность потребителя и сбытчика в сокрытии факта совершенного преступления и, следовательно, продуцировании и эскалации распространения наркотиков. Последствием указанного положения является высокая латентность незаконного оборота наркотиков.

Вследствие этого одним из действий, направленных на разрыв создавшегося порочного круга, является установление условий, при которых возможно освобождение от уголовной ответственности за совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Также не следует забывать, что освобождение от уголовной ответственности отдельных участников незаконного оборота наркотиков в обмен на предоставление юридически значимой (способной выступать в качестве доказательства) информации по уголовному делу значительно расширяет возможность собирания доказательств.

Таким образом, одной из наиболее эффективных мер борьбы с незаконным оборотом наркотиков выступает институт освобождения от уголовной ответственности лиц, активно способствующих раскрытию преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Фактически идет речь об индивидуальном случае деятельного раскаяния, но с определенными особенностями.

В основе исследуемой уголовно-правовой нормы лежит идея допустимости компромисса в борьбе с преступностью. Значимость института компромисса состоит в реализации принципа гуманизма в борьбе с преступностью, поскольку он оставляет шанс каждому совершившему преступление искупить свою вину путем непременного совершения положительных посткриминальных поступков.

Преследуя цель предотвращения распространения наркотиков, выявления всей сети наркоторговцев и привлечения их к уголовной ответственности, законодатель предусмотрел либеральные меры уголовной политики, ориентированные в первую очередь на эпизодических потребителей и розничных сбытчиков (хотя не исключается возможность их применения и к руководителям преступных групп). Законодательно они закреплены в примечаниях к ст. 228, 228.3 УК РФ, и распространяются только на преступления, предусмотренные этими нормами уголовного законодательства.

В соответствие со ст. 228 УК РФ уголовная ответственность наступает за действия, связанные с незаконным приобретением, хранением, перевозкой, изготовлением, переработкой наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконное приобретение, хранение, перевозку растений либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества.

Согласно примечанию к данной норме уголовного законодательства, лицо, совершившее предусмотренное настоящей статьей преступление, добровольно сдавшее наркотические средства, а также иные предметы преступления, перечисленные в ней, и активно способствующее раскрытию или пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества добытого преступным путем, освобождается от уголовной ответственности. При этом не может признаваться добровольной сдачей наркотиков их изъятие при задержании лица и производстве следственных действий по обнаружению и изъятию.

Статья 228.3 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за незаконные приобретение, хранение или перевозку прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, а также незаконные приобретение, хранение, перевозку растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ.

Указанная статья УК РФ также имеет примечание, которое представляет собой специальную норму закона, касающуюся освобождения от уголовной ответственности лица, сдавшего прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ, а также растения либо их части, содержащие прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ. Условия, при которых факт сдачи наркотиков, признается добровольным в примечаниях к ст. 228 и 228.3 УК РФ идентичны.

Следует отметить, что указанная процедура в примечаниях к ст. 228, 228.3 УК РФ названа «сдачей», а не «выдачей» наркотиков, что указывает на добровольность, т. е. инициативу самого правонарушителя передать запрещенные в гражданском обороте наркотики представителю власти при реальной возможности распорядиться ими иным образом. На это следует обратить внимание, поскольку значение слов «сдать» и «выдать», имеют различное смысловое значение. Слово «сдать» означает передать кому-либо вещь при отстранении от исполнения чего-либо, т. е. отдать официальному лицу вещи, на которые наложен запрет. В свою очередь, «выдать» имеет значение дать, отпустить из места хранения в соответствии с установленным порядком.

Законодатель предписывает обязательным разъяснение лицу возможности добровольно выдать находящиеся в его владении наркотики лишь при проведении следственных действий, связанных с выемкой и обыском, однако выдача их в этом случае в соответствие с текстом примечаний к ст. 228, 228.3 УК РФ не может расцениваться как добровольная сдача наркотиков.

О добровольной сдаче может идти речь только в том случае, когда выемка или обыск, а также осмотр места происшествия осуществляются не по основаниям незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а в силу совершения иных преступлений. Как добровольную сдачу следует расценивать и выдачу соответствующих предметов по предложению следователя или оперативного работника при личном обыске, если он не связан с задержанием по мотивам совершения преступления, предусмотренного ст. ст. 228 и 228.3 УК РФ, либо правонарушения, установленного ст. 6.8 КоАП РФ.

В соответствии с комментируемыми нормами уголовного права освобождение от уголовной ответственности на основании примечаний к ст. 228 и 228.3 УК РФ возможно лишь при наличии совокупности следующих условий, сопровождающих добровольную сдачу наркотиков, это активное способствование:

во-первых, раскрытию или пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков;

во-вторых, изобличению лиц, их совершивших (наркосбытчиков);

в-третьих, обнаружению имущества добытого преступным путем.

Следовательно, факт добровольной сдачи наркотиков признается таковым при выполнении трех вышеперечисленных условий и только до момента, когда лицо стало участником административных или уголовно-процессуальных правоотношений, направленных на обнаружение и изъятие наркотиков. Именно в этих случаях законодатель гарантирует лицу освобождение от уголовной ответственности за преступления, предусмотренные ст. 228 и 228.3 УК РФ.

Что же имел в виду законодатель, и какова процедура освобождения от ответственности?

В рамках административного производства все достаточно просто: лицо, в действиях которого усматриваются признаки правонарушения связанного с незаконным оборотом наркотиков, при добровольной сдаче их сотрудникам правоохранительных органов, освобождается от ответственности. Процедура освобождения от ответственности включает стадии: возбуждения дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, его производство и принятие решения о прекращении дела об административном правонарушении. При этом лицо, совершившее административное правонарушение, в результате процедуры по реализации примечания к ст. 6.8 КоАП РФ в связи с добровольной сдачей наркотиков, освобождается от административной ответственности, формально не принимая статуса правонарушителя.

В отличие от административной ответственности, которая наступает после рассмотрения дела об административном правонарушении и принятия решения по существу, реализация уголовной ответственности начинается с момента совершения лицом преступления и осуществляется в несколько этапов: возбуждения уголовного дела, привлечения лица в качестве обвиняемого, вынесения обвинительного приговора, исполнения наказания. Конечным итогом процесса реализации уголовной ответственности является наказание.

Получается, что законодатель гарантирует лицу, совершившему преступление, предусмотренное ст. 228 и 228.3 УК РФ, освобождение от наказания, которое может быть назначено только судом. В этой связи возникает вопрос, какое решение должен принять следователь (дознаватель) в отношении лица, добровольно сдавшего наркотики на стадии возбуждения уголовного дела и при завершении расследования.

Анализ практики позволяет констатировать различные подходы к решению этого вопроса. В одних случаях это отказ в возбуждении уголовного дела со ссылкой на отсутствие состава преступления ввиду специальной нормы уголовного законодательства (т. е. примечаний к ст. 228 и 228.3 УК РФ), в других – возбуждение уголовного дела и дальнейшее его прекращение по различным основаниям, как реабилитирующим, , так и нереабилитирующим .

Какое же решение, принимаемое практическими работниками, верно, если любое решение, принятое уполномоченным лицом и вступившее в законную силу, считается законным. К сожалению, вопрос остается без ответа, так как законодатель не предусмотрел мер реализации специальных норм уголовного законодательства, касающихся освобождения от уголовной ответственности за незаконный оборот наркотиков.

Следует полагать, что специальная норма закона в виде примечаний к ст. 228 и 228.3 УК РФ в современной формулировке не отменяет общие нормы этих статей. В примечании говорится: «лицо, совершившее предусмотренное настоящей статьей преступление, добровольно сдавшее наркотические средства…», т. е. подчеркивается, что освобождается от уголовной ответственности лицо, в действиях которого состав преступления есть, а значит, и событие преступления установлено. Отказать в возбуждении уголовного дела за отсутствием состава либо события преступления в этом случае нельзя. Других оснований для отказа в возбуждении уголовного дела в УПК РФ применительно к рассматриваемой ситуации нет.

Если бы в рассматриваемых нормах закона было указано, что лицо, добровольно сдавшее наркотики, не подлежит уголовному преследованию, тогда было бы понятно, что примечания к ст. 228 и 228.3 УК РФ указывают на исключения из правил квалификации этих преступлений. Однако в них речь идет об освобождении от ответственности, т. е. от наказания. Следовательно, лицо, совершившее преступные деяния, предусмотренные ст. 228, 228.3 УК РФ, в случае добровольной сдачи им предметов преступления, перечисленных в этих статьях, подлежит привлечению к уголовной ответственности, но освобождается от нее.

Аргументами в пользу возбуждения уголовного дела по фактам добровольной сдачи наркотиков являются, во-первых, возможность в рамках предварительного расследования полноценно проверить информацию, представленную лицом в качестве обязательных условий освобождения от уголовной ответственности. Во-вторых, процедура принятия решения в рамках уголовного дела не позволит преступление и лицо, его совершившее, скрыть от учета. Контраргументом нашей позиции является необходимость проведения формальных процедур предварительного расследования, что связано с увеличением срока принятия решения и, соответственно, государственными затратами на его производство.

Примечания к ст. 228, 228.3 УК РФ относятся к так называемым «поощрительным» нормам, которые призваны играть роль стимуляторов правомерного посткриминального поведения лица, совершившего преступное посягательство. В них речь идет о такой разновидности правомерного посткриминального поведения, как явка с повинной, процессуальная форма которой закреплена в ст. 140 УПК РФ.

В ходе проведения доследственной проверки, помимо установления достоверности сведений, изложенных в протоколе явки с повинной, обязательным является производство соответствующих судебных экспертиз. С целью проверки сведений, касающихся изобличения лиц, совершивших преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, а также проведения мероприятий, направленных на обнаружение имущества, добытого преступным путем, может возникнуть необходимость производства различных следственных действий (например: допросов некоторых участников уголовного судопроизводства, опознаний, проверки показаний на месте, выемок, обысков и т. д.).

Не останавливаясь на методике и тактике производства отдельных следственных действий, содержанию которых посвящен целый ряд научных работ, попытаемся определить, кто же из участников уголовного процесса следователь (дознаватель) или судья обязан реализовать нормы права, предписанные примечаниями к ст. 228 и 228.3 УК РФ. Необходимо констатировать, что обязанности этих участников уголовного процесса и основания реализации комментируемых норм уголовного законодательства в УПК РФ отсутствуют.

Представляется, что решение об освобождении от уголовной ответственности в соответствии с примечаниями к ст. 228, 228.3 УК РФ должно приниматься на досудебной стадии уголовного процесса лицом, в производстве которого находится уголовное дело.

Важно определить, какую норму законодательства следует применять при решении вопроса о прекращении уголовного преследования в отношении лиц, совершивших преступления, предусмотренные ст.228, или 228.3 УК РФ, но добровольно сдавших наркотики. Примечания к ст. 228, 228.3 УК РФ не являются основаниями реабилитации, а значит, и решение о прекращении уголовного преследования не может быть принято по реабилитирующим основаниям. Поскольку сам факт добровольной сдачи наркотиков свидетельствует о раскаянии лица, совершившего преступление, следовательно, в качестве основания прекращения уголовного преследования можно рекомендовать «прекращение уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием» (ч. 2 ст. 28 УПК РФ).

Следует отметить, что под освобождение от уголовной ответственности в соответствии со ст. 28 УПК РФ подпадает и лицо, активно способствующее раскрытию преступления, изобличающее соучастников, хотя и вынужденно выдавшее наркотики. Не отрицая в ряде случаев рациональности принятия таких решений в отношении лиц, которые в ходе расследования уголовного дела способствовали разоблачению лиц, организовавших наркосеть, отметим, что в этом случае положение лиц, добровольно сдавших наркотики, и лиц, принудительно выдавших их, законодателем уравнены.

Кроме этого, отдельные положения ст. 28 УПК РФ не совсем адаптированы к ситуации, связанной с добровольной сдачей наркотиков. Во-первых, прекращение уголовного преследования на основании ст. 28 УПК РФ является нереабилитирующим основанием и возможно в отношении лица в статусе подозреваемого или обвиняемого. Это означает, что статистическая информация о совершенном преступлении сохраняется, а лицо считается привлеченным к уголовной ответственности, но не наказанным. В такой ситуации в незавидном положении могут оказаться лица, участвующие в качестве покупателей наркотиков при проведении оперативно-розыскного мероприятия «проверочная закупка».

Что касается должностных лиц, принимающих данное решение, то и их положение тоже уязвимо. Даже процессуально грамотно проведенное предварительное расследование, завершенное принятием решения о прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям, по оценочным критериям отчетов формы 1-Е и 1-ЕМ, учитывается как отрицательный показатель деятельности органов следствия (дознания).

Во-вторых, ст. 28 УПК РФ указывает на право, (а не на обязанность) суда, следователя с согласия руководителя следственного органа или дознавателя с согласия прокурора прекратить уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления. Однако, нормы уголовного законодательства, касающиеся добровольной сдачи наркотиков, гарантируют лицам, совершившим преступления, предусмотренные ст. 228, 228.3 УК РФ, освобождение от уголовной ответственности. Кроме того, законодатель не упоминает о кратности реализации освобождения от уголовной ответственности в отношении одного и того же лица.

В третьих, в соответствие с ч. 3 ст. 28 УПК РФ при принятии решения о прекращении уголовного преследования лицу должны быть разъяснены основания его прекращения и право возражать против прекращения уголовного преследования. Если лицо, в отношении которого прекращается уголовное преследование, против этого возражает, то в соответствие с ч. 4 ст. 28 УПК РФ производство по уголовному делу должно быть продолжено в обычном порядке, т. е. направлено в суд с обвинительным заключением или обвинительным актом.

Напомним, что в примечаниях к ст. 228, 228.3 УК РФ не указано, по каким конкретно основаниям (реабилитирующим или нереабилитирующим) лицо, добровольно сдавшее наркотики, будет освобождено от уголовной ответственности. Данное обстоятельство не исключает возможности возражения лица против прекращения уголовного преследования на основании ст. 28 УПК РФ и его требования о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям. В этой ситуации даже направление дела в суд не решит проблемы, так как вынесение обвинительного приговора не возможно, поскольку законодатель гарантирует в случае добровольной сдачи наркотиков освобождение от уголовной ответственности, а против принятия решения о прекращении уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям подозреваемый (обвиняемый) возражает.

Кроме этого, в Федеральном законе от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» содержится норма, предоставляющая возможность освобождать от уголовной ответственности лиц, сотрудничающих с правоохранительными органами. Так, в соответствии с ч. 4 ст. 18 данного закона лицо из числа членов преступной группы, совершившее противоправное деяние, не повлекшее тяжких последствий, и привлеченное к сотрудничеству органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, активно способствовавшее раскрытию преступления, возместившее нанесенный ущерб или иным образом загладившее причиненный вред, освобождается от уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с указанной нормой, при наличии перечисленных условий, правоприменитель обязан освободить от уголовной ответственности лицо, сотрудничающее с органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Однако в УК РФ содержится исчерпывающий перечень оснований освобождения от уголовной ответственности, не охватывающий основание, указанное в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности», что не позволяет правоприменителю его использовать и лишает важного инструмента воздействия на преступность.

Таким образом, несовершенство содержания примечаний к ст. 228, 228.3 УК РФ и отсутствие уголовно-процессуальных норм, позволяющих их реализовать, создают немало проблем в правоприменительной деятельности. А значит, возникла потребность в решении вопроса о том, каким образом внедрить политику гуманизации на лиц, добровольно сдавших наркотики. Главное, заключается в том, что «законодатель должен так сформулировать закон, чтобы смысл его был ясен, а форма изложения полностью отражала то, что должно быть в нем выражено, чтобы воля законодателя в полной мере доходила до читающего закон и он был твердо уверен в том, что буква и смысл закона идентичны».

Решение проблем правоприменительной практики, касающейся реализации норм уголовного законодательства, автор видит в необходимости регламентации этого вопроса в УПК РФ, рассматривая в качестве примера ст. 28.1 УПК РФ, регламентирующую прекращение уголовного преследования по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности.

УДК 343

К ВОПРОСУ О ДОБРОВОЛЬНОЙ СДАЧЕ НАРКОТИКОВ

№12, 21.04.2018

Юридические науки

Прощенко Ирина Васильевна

Ключевые слова: ДОБРОВОЛЬНАЯ ВЫДАЧА НАРКОТИКОВ; ДОБРОВОЛЬНОСТЬ ПРИ ЗАДЕРЖАНИИ; ДОБРОВОЛЬНОСТЬ ПРИ ОБЫСКЕ; VOLUNTARY DELIVERY OF DRUGS; VOLUNTARINESS DURING DETENTION; VOLUNTARINESS AT A SEARCH.

Аннотация: В данной статье рассмотрены проблемы в правоприменении и толковании примечания к статье 228 УК РФ, проанализированы нормативные правовые акты, а именно Постановления Пленума Верховного Суда. Изучена судебная практика и ее применение, проведён юридический анализ толкования и применения данного примечания. На основе проведённого исследования автором предложено решение данной проблемы.

Исходя из примечания 1 к ст. 228 УК РФ мы видим, что лицо освобождается от уголовной ответственности за совершенное преступление, предусмотренное ст.228 УК РФ, при наличии совокупности двух условий:

1) добровольной сдачи лицом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (далее – наркотиков);
2) активных действий, которые способствовали раскрытию или пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем.

Изучив, данную норму, можно столкнуться с проблемой, которая выражается в том, что толкование и применение примечания 1 к ст. 228 УК РФ, осуществляется следственными органами и судами по-разному. Сложность вызывают вопросы о том, что является добровольной сдачей наркотиков? Всегда ли задержание и обыск исключают основания для применения примечания 1 к ст.228 УК РФ?

Следуя разъяснениям высшей судебной инстанции, добровольная сдача наркотиков означает выдачу таких средств представителям власти при наличии у виновного реальной возможности распорядиться ими иным способом.

Судебная практика показывает, что суды при рассмотрении уголовных дел по существу, трактуют примечание 1 к ст.228 УК РФ ссылаясь на Пленум Верховного суда РФ № 14 от 15.06.2006, где сказано, что при задержании лица, а также при проведении следственных действий по обнаружению и изъятию наркотиков, не может являться основанием для применения примечания 1 к ст.228 УК РФ.

Так П., находясь в состоянии алкогольного опьянения, возвращаясь домой, незаконно приобрел наркотическое средство, после чего был задержан сотрудниками полиции за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.21 КоАП РФ, выражающие в появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения. В ходе чего был проведен личный досмотр и П. выдал наркотики. Суд признал выдачу добровольной, поскольку правоохранительные органы не располагали сведениями о хранении при нем наркотических средств, а поводом его личного досмотра послужило задержания в рамках КоАП РФ и закона РФ «О полиции».

Соглашаясь, заметим, что административное задержание, в отличие от уголовно-процессуального, не всегда исключает добровольность сдачи наркотиков. Например, когда оно не связанно с пресечением наркоправонарушения.

Еще одним примером может служить дело, в отношении Л., который незаконно приобрел наркотическое средство, после чего в ходе личного досмотра добровольно сдал сотрудникам полиции наркотическое средство. По убеждению суда, выдача Л., наркотических средств осуществлена в добровольном порядке, поскольку, как следует из материалов уголовного дела, сотрудники полиции не располагали достоверными сведениями о хранении Л., наркотических средств до того, как он сам не сообщил им об этом перед началом личного досмотра, и у него была реальная возможность распорядиться ими иным способом.

Следовательно, действия Л., расцениваются как добровольная сдача наркотических средств.

Возникают проблемы и с определением добровольности выдачи наркотиков при производстве обыска.

С., незаконно приобрел наркотическое средство, и стал незаконно хранить его в доме без цели сбыта. В ходе проведения обыска в надворных постройках, расположенных на территории своего домовладения, сотрудниками полиции было предложено выдать запрещенные к обращению предметы, в том числе наркотические средства, после чего С., добровольно выдал их сотрудникам полиции. Суд считает, что наркотическое средство было выдано в добровольном порядке, так как следует из материалов уголовного дела, сотрудники правоохранительных органов не обладали сведениями о хранении С., наркотических средств на территории своего домовладения, а также С., имел реальную возможность распорядиться ими иным способом.

Исходя из данного примера, можно сделать вывод, что значительную роль играет место и цель проведения обыска, если лицо осознает, что сотрудники полиции не найдут его тайник и он сможет дальше продолжать хранение наркотических средств, или знает, что сотрудники в рамках другого уголовного дела ищут предметы не касающиеся «наркотических средств», но при этом сообщает сотрудникам о местонахождении их, то такие действия можно расценивать как добровольную выдачу.

Так же немаловажную роль играет своевременность выдачи наркотических средств. Если до начала обыска, лицу было предложено выдать запрещенные к обращению предметы, и он выдал наркотические средства сотрудникам правоохранительных органов, то такие действия так же могут рассматриваться, как добровольная выдача.

Таким образом, мы видим, что не всегда задержание лица и обыск исключают основания для применения примечания 1 к ст.228 УК РФ, в каждой конкретной ситуации, нужно исходить из отдельных обстоятельств для рационального применения нормы.

Предлагаем внести дополнения в пункт 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ №14 от 15.06.2006 и более точно трактовать понятие и вид «задержания», которое исключает основание для применения примечания 1 к ст.228 УК РФ.