Дискриминация по гендерному признаку

Гендерное равноправие в России: этапы развития

С.В. ПАШЕНЦЕВ,

кандидат исторических наук, доцент кафедры гендерной и семейной политики РГСУ

В современной России актуальность и значимость приобретают исследования, связанные с гендерной проблематикой, изучением особенностей статусных ролей женщин и мужчин в обществе на разных этапах его развития. Совершенствование реализации принципов гендерного равноправия должно опираться на творческое использование накопленного в прошлом опыта. Как справедливо отмечает Г.В. Атаманчук, «нельзя понимать настоящее и управлять на стратегическом уровне, если мы не знаем, не ценим и не изучаем собственной истории». Представляется логичным обратиться к такому аспекту, как правовой статус женщины, его развитие на протяжении столетий нашей истории, и на этой основе сделать выводы об особенностях реализации принципа гендерного равноправия.

Правовой статус женщины постоянно изменялся, постепенно приближая общество к осознанию необходимости достижения равноправия женщин и мужчин. В истории развития гендерного равноправия в России можно выделить два основных этапа: первый связан с эволюцией этого принципа в монархический период, второй — в республиканский период.

Истоки гендерных аспектов развития права при капитализме следует искать еще в Древней Руси. Правовое положение женщины было достаточно тяжелым, что проявляется при анализе как гражданского, так и уголовного законодательства. «По древнерусскому праву дочери не получали наследства, и общество было заинтересованно в том, чтобы они были обеспечены браком еще при жизни содержавших их родителей, в противном случае они оказывались без материальной поддержки и их должна была содержать община или они должны были нищенствовать.»

Согласно Русской правде убийство женщины высокого рода влекло за собой виру (штраф) вполовину того, что следовало выплатить за убийство мужчины того же ранга: 40 гривен за мужчину, 20 — за женщину.

По Салической правде — источнике права франков, которая создавалась на том же этапе развития общественных отношений, что и Русская правда, жизнь женщины ценилась выше, чем жизнь мужчины: в случае убийства женщины, которая могла иметь детей, взимался штраф в размере 600 солидов, в то время как за убийство мужчины он составлял 200 солидов.

Тяжелым было и семейное положение русской женщины. Она должна была подчиняться мужу, который нередко подвергал ее жестоким побоям. С ростом влияния монастырей появился способ избавиться от ненужной, нелюбимой жены — заточить ее в монастырь. Разрыв с мирской жизнью иногда сопровождал и разрыв брачных уз. Так, Иван IV был женат несколько раз, отдаляя предыдущую жену от себя в монастырь под каким-нибудь предлогом (например, бесплодия). Закрепление полной власти мужа над женой произошло в таком источнике, как Домострой, составленном в XVI веке.

По Соборному уложению 1649 года, которое является одним из крупнейших источников русского права, за убийство мужа женщину закапывали живьем в землю, в то время как мужчина за убийство жены подвергался, как правило, только церковному покаянию.

Неравенство женщины проявлялось и в том, что она ценилась менее, чем мужчина, в качестве свидетеля на суде. В одном из указов Петра I, посвященных судебному процессу, отмечалось: «Свидетель мужеска пола паче женска».

В период Российской империи продолжалось ограничение прав женщины, защищались привилегии ее мужа. Законодательство устанавливало практически полную зависимость жены от мужа, обязывало ее «повиноваться мужу как главе семейства».

В Паспортном уставе было установлено правило, по которому замужняя женщина могла получить отдельный паспорт только с согласия мужа, беглую жену муж мог вытребовать к себе по этапу. Беспаспортные считались бродягами, которых по этапу высылали к месту жительства. Жена обязана была повиноваться мужу своему как главе семейства, пребывать к нему в любви, почтении и неограниченном послушании, оказывать ему всякое угождение и привязанность как хозяйка дома.

Жена должна была проживать совместно с мужем, несмотря на ее желание, всюду следовать за ним, за исключением тюрьмы и ссылки (§ 107 Гражданских законов).

В наследственном праве всеми преимуществами обладали мужчины.

Сестра при брате получала только 1/14 часть всего недвижимого наследственного имущества, а из движимого — 1/8. По боковой линии наследования женщины при наличии мужчин вообще ничего не получали. После мужа жена наследовала 1/7 часть недвижимого и 1/4 часть движимого имущества.

Как отмечает О.А. Хасбулатова, «в соответствии с законодательством женщины разных социальных групп были неравны перед законом в различной степени. Так, представительницы привилегированных, имущих слоев находились в лучшем правовом положении, чем крестьянки и работницы».

М.И. Покровская в докладе на публичном собрании клуба женской прогрессивной партии в 1914 году привела следующий пример того, как законодательство довело женщину до самоубийства. «В январе текущего года в Петербурге, в гостинице “Париж”, отравилась жена богатого архангельского купца Архипова. Она приехала в Петербург, чтобы возбудить дело о разводе с мужем. Последний прислал сюда телеграмму, требуя возвращения жены к нему, хотя бы для этого пришлось прибегнуть к высылке ее в Архангельск по этапу. Полиция явилась к ней, чтобы выяснить этот вопрос. Боясь ареста, Архипова схватила бутылку с креозотом и выпила его.»

4 февраля 1914 г. Государственная дума приняла закон, который предоставил всем женам право взять себе отдельный паспорт без согласия мужа. Этот закон как будто давал жене право уйти от мужа, но полиция по-прежнему могла явиться к ней и водворить к мужу. Ведь оставалась в силе ст. 103: «Супруги обязаны жить вместе, а посему: 1) строго запрещаются всякие акты, клонящиеся к самовольному разлучению супругов; 2) при переселении, при поступлении на службу или при иной перемене постоянного жительства мужа жена должна следовать за ним».

С.В. Поленина отмечает: «Чтобы несколько приблизить читателя к реалиям той эпохи, поделюсь историей, которую мы, студенты юридического факультета Института внешней торговли, услышали в свое время от нашего профессора — первой женщины-адвоката в России Е.А. Флейшиц. Екатерина Абрамовна рассказывала, как в дореволюционные годы, будучи молодой замужней женщиной, она поехала с подругой из Петербурга на юг отдохнуть непродолжительное время. Однако отдых не состоялся. Екатерину Абрамовну отправили обратно в Петербург с полицией по этапу, так как у нее не было документов, официально подтверждающих согласие мужа на временную смену его женой местожительства».

Нормы уголовного закона Российской империи также слабо защищали права женщин.

Похищение женщины влекло за собой менее суровое наказание, чем конокрадство и похищение крупного рогатого скота. Напротив, если женщина покинула мужа, дав свое согласие на похищение, ей грозило тюремное заключение на срок от 8 месяцев до 1 года.

Тяжелое положение женщины в обществе приводило к росту женской преступности. Положение осужденных женщин было крайне тяжелым. Нередко они содержались в камерах вместе с мужчинами, долгое время к ним применяли кандалы и рогатки, надевавшиеся на шею и не позволявшие женщине лечь. Женщин наравне с мужчинами приговаривали к каторжным работам, беременность лишь приостанавливала исполнение смертной казни. К осужденным женщинам применялось в качестве дисциплинарного наказание битье розгами. Это было отменено только Законом от 28.03.1893. Его принятие, как отмечал М.Н. Гернет, было инициировано массовым протестом против розог после их применения в 1889 году на Карийской каторге к политической каторжанке Сигиде. Наказание розгами вызвало самоубийство самой Сигиды, пятерых ее товарищей и покушение на самоубийство 14 человек.

Подвергались женщины дискриминации и по законодательству о государственной службе. Врачи-женщины, занимавшие медицинские должности, не пользовались правом производства в чины и награждения орденами. Женщины, служившие в учреждениях государственного контроля, адресных столах и на железных дорогах МПС, не пользовались правами, предоставлявшимися государственной службой, а также правом замещения штатных должностей. В остальные учреждения государственной службы женщин вообще не брали.

Характеристикой правового статуса женщины являются ее политические права, прежде всего избирательное право. До 1917 го-да русские женщины были фактически лишены возможности участвовать в государственном управлении и самоуправлении.

Согласно ст. 17 Положения о земских учреждениях 1864 года женщины не могли участвовать в земских избирательных собраниях. Им дозволялось только посылать вместо себя на собрания уполномоченных — своих «отцов, мужей, сыновей, зятей, внуков, родных братьев или племянников».

Городовое положение 1870 года также устанавливало, что женщины могут участвовать в избрании гласных городской думы не лично, а через уполномоченных, снабженных доверенностями (ст. 25).

В начале XX века под нажимом революционного движения правительство пошло на расширение политических прав населения; был создан представительный орган — Государственная дума. Однако согласно Положению о выборах в Государственную думу 1906 года женщины в этих выборах не участвовали.

В Манифесте об учреждении Государственной думы от 06.08.1905 Николай II объявил, что «ныне настало время призвать выборных людей от всей земли Русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов». С этой целью создавалось новое учреждение — Государственная дума, имевшая законосовещательные функции и избиравшаяся в ходе не всеобщих, не равных и не прямых выборов.

Одновременно было опубликовано Положение о выборах в Государственную думу. Вводилась сословно-цензовая избирательная система. Предусматривалось три курии избирателей — землевладельцев, городских избирателей и крестьян. Первые две имели имущественный ценз. Выборы не были прямыми. На съездах избиратели выбирали установленный для каждого разряда процент выборщиков, а затем на собрании выборщиков избирались депутаты в Государственную думу. Не имели избирательных прав женщины, военнослужащие срочной службы и лица моложе 25 лет.

17 октября 1905 г. император подписал Манифест об усовершенствовании государственного порядка. Правительству было поручено даровать населению «незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов». Манифест пообещал расширить круг избирателей и придать Думе законодательный характер.

Широкие слои населения (женщины, военные, учащиеся, городская беднота, многие нерусские народы) не имели права участвовать в избрании Государственной думы. Лишен был собственного представительства в Думе и рабочий класс.

События осени 1905 года (стачки, всероссийская политическая забастовка) сорвали выборы и созыв «Булыгинской думы». Правительство подготовило дополнительный избирательный закон, который был утвержден царем 11 декабря 1905 г., в самый разгар декабрьского вооруженного восстания в Москве. Закон наделял избирательными правами и рабочих. В каждой губернии создавалась рабочая курия. Для рабочих были установлены 3-степенные выборы. Право голосовать получили рабочие-мужчины. От предприятий, насчитывающих от 50 до 1 тыс. человек, они выбирали одного уполномоченного. Крупные предприятия избирали по одному уполномоченному на каждую 1 тыс. рабочих. Уполномоченные всей губернии собирали на губернское собрание уполномоченных от рабочих, на котором выбирали выборщиков.

Закон о выборах 1905 года расширил и избирательные права мелкой буржуазии. По городской курии в число избирателей включались мелкие ремесленники, квартиронаниматели и чиновники-пенсионеры.

3 июня 1907 г. были обнародованы манифест и указ о роспуске Государственной думы второго созыва, назначении выборов в Думу третьего созыва. Одновременно был издан текст нового избирательного закона. Правительство фактически произвело государственный переворот, так как по Основным государственным законам (ст. 86) избирательный закон 1907 года должен был рассматриваться Думой.

Новый избирательный закон сводил избирательные права широких масс населения до минимума. Почти на 33% возросло число выборщиков от помещиков, а число выборщиков от крестьян уменьшилось на 56%. Единая городская курия была разделена на две. В первую входили представители крупной и средней промышленной и торговой буржуазии, помещики, богатые чиновники, владельцы значительных недвижимых имуществ в городах; во вторую — представители мелкой буржуазии, квартиронаниматели, ремесленники и др.

Права избирателей во второй городской курии были урезаны. Так, только семь городов получили право самостоятельно выбирать членов Думы (по избирательному закону от 06.08.1905 их было 21). Сократилось и пред-ставительство национальных окраин. Избирательные права рабочих подверглись еще более жестким ограничениям. Рабочим наиболее промышленно развитых губерний (Петербургской, Московской, Костромской, Владимирской, Харьковской и Екатеринославской) было дано право выбирать своих депутатов в Думу. В остальных же губерниях они имели право участвовать в выборах по второй городской курии при условии, если имели определенный имущественный ценз или снимали отдельную квартиру.

Избирательное законодательство неоднократно менялось, что не способствовало повышению авторитета российского парламента. Все изменения правового положения Думы были направлены на то, чтобы сформировать ее состав как лояльный к самодержавию и способный к работе под контролем правительства. Женщинам в этом составе места не нашлось.

Советский период в истории нашего государства стал временем, когда женщины формально добились почти полного равноправия с мужчинами. Можно встретить противоположные оценки гендерных отношений в тот период — от идеализации существовавшей картины с правами женщин и мужчин до ее полного очернения. Однако гендерные аспекты советского законодательства сложны и диалектичны, практика их реализации требует внимательного изучения.

Историю правового регулирования гендерных отношений в советский период можно разделить на три основных этапа. Такое деление связано с эволюцией отношений государства к женщине, ее роли в обществе, что получало закрепление в праве. Именно изменение правового статуса женщины влияло на изменение гендерных отношений, распределение гендерных ролей в государстве и обществе.

Первый этап начался сразу после октябрьского переворота 1917 года. Когда большевики пришли к власти, они занялись реформированием всей системы социальных отношений, в том числе между полами. Это было связано прежде всего с формальным предоставлением женщинам равных прав с мужчинами, предпринятой попыткой окончательно решить так называемый женский вопрос.

Идеологами женского движения в первые годы советской власти, среди которых можно выделить А. Коллонтай, Н. Крупскую, И. Арманд, женский вопрос решался в классовом контексте, рассматривался как производный от буржуазного общества и классовой борьбы. По мнению А. Коллонтай, «отдельного, самостоятельного женского вопроса не существует; противоречие, которое при буржуазном строе угнетает женщину, является неотъемлемой частью великой социальной проблемы борьбы труда и капитала».

В стране активно пропагандировались идеи включения женщины в производство, общественные отношения при полном уравнивании в правах с мужчинами. Такое включение рассматривалось как непременное и обязательное условие построения социализма. В.И. Ленин писал, что «без привлечения женщин к самостоятельному участию не только в политической жизни, но и к постоянной, поголовной общественной службе нечего и говорить не только о социализме, но и о полной и прочной демократии».

Активное вовлечение женщины в общественную жизнь меняло ее гендерную роль и требовало переустройства всего быта на коллективных началах: женщину предполагалось освободить от обязанностей вести домашнее хозяйство, воспитывать детей и т. д. Брак становился браком без быта, предполагал полное равноправие в семейных отношениях, а также упрощение процедуры его заключения и расторжения. Кроме того, требовалось вывести брачно-семейные отношения из-под контроля церкви, которая считалась классовым врагом. Не случайно в декабре 1917 года был принят Декрет о гражданском браке. Он установил новую форму брака — гражданский брак, который заключался не в церкви по религиозным обрядам, а в специальных государственных органах загса.

В сентябре 1918 года был принят Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. Он определял порядок регистрации актов гражданского состояния, регулировал брачно-семейные и опекунские отношения. Единственно законной формой брака признавался гражданский брак, зарегистрированный в отделе загса. Допускались разводы, основанием для которых могло служить как обоюдное согласие обоих супругов, так и желание одного из них. В первом случае развод оформлялся через загс, в котором был зарегистрирован брак, во втором — через суд.

Брак не создавал общности имущества супругов. Внебрачные дети имели равные права с законными детьми. Отец внебрачного ребенка обязан был участвовать в расходах на его содержание. Воспитание детей рассматривалось как общественная обязанность родителей. Усыновление запрещалось, чтобы воспрепятствовать скрытой детской эксплуатации.

Таким образом, законодательство уравняло женщин в семейной сфере с мужчинами, изменив гендерные роли в семье. Началось формирование многомиллионной армии работниц и крестьянок, для которых главным делом должен был стать трудовой коллектив, а не семья. Они были ориентированы не на семейные, а на общественно полезные дела.

Фактически к ноябрю 1917 года женщины были свободны от существовавших прежде ограничений. Они получили право свободно избирать профессию, место жительства, получать образование, расторгать брак, а также право на равную оплату за равный с мужчинами труд. В 1920 году было легально признано право женщин на аборт.

Окончательно равенство женщин с мужчинами в политических и гражданских правах было закреплено Конституцией РСФСР 1918 года В ст. 64 особо отмечалось, что правом избирать и быть избранными пользуются «обоего пола граждане». Сегодня, когда участие женщин в общественно-политической жизни развитых западных государств стало обычным явлением, уместно вспомнить, что советская Россия оказалась в первой пятерке стран мира, предоставивших женщинам право избирать и быть избранными в представительные органы страны.

Избирательные права женщинам были предоставлены в Англии в 1928 году, во Франции — 1944, в Италии — 1945, Греции —1956, в Швейцарии — в 1971 году. До сих пор женщины лишены избирательного права в Иордании, Ливии, Саудовской Аравии и некоторых других странах.

Несмотря на то, что советская власть формально полностью уравняла женщину в правах с мужчинами, положение женщины отличалось от продекларированного. Это отчетливо проявляется на примере трудового законодательства.

В декабре 1918 года ВЦИК принял КЗоТ РСФСР, для которого было характерно сочетание принуждения к труду с провозглашенным довольно высоким уровнем трудовых прав работников. Статья 1 устанавливала трудовую повинность для всех граждан РСФСР, кроме детей, стариков, инвалидов, беременных женщин с седьмого месяца беременности. Продолжительность рабочего времени устанавливалась днем — 8 часов, ночью — 7 часов, а в «особо тяжких» отраслях труда и для несовершеннолетних — 6 часов. Ночной и опасный для здоровья труд запрещался для лиц, не достигших 18 лет. Допускалась многосменная работа, сверхурочная — в виде исключения в случае необходимости. Сверхурочные работы запрещались для женщин и лиц до 18 лет и не могли превышать 4 часов в течение двух суток подряд.

КЗоТ РСФСР 1922 года закрепил положение о том, что женщины и лица моложе 18 лет не допускаются к производству ночных работ (ст. 130), что соответствовало программе Коммунистической партии 1919 года. Но примечание к этой статье предписывало Наркомату труда разрешать ночные работы взрослым женщинам в тех отраслях производства, где это вызвано особой необходимостью. А.А. Тилле в связи с этим отмечает: «Естественно, уже в 1925 году НКТ разрешил ночной труд женщин. Дальнейшим законодательством ночной труд женщин был запрещен или ограничен только для беременных и кормящих грудью женщин».

Таким образом, женщина достигла равноправия там, где в силу особенностей своего организма была вправе рассчитывать на снисхождение законодателя.

Как считает С.Г. Айвазова, идеи перестройки социальных отношений между полами использовались властью для формирования системы тотального господства. Верховная власть вникала во все мелочи жизни, решала вопросы рождений и абортов, браков и разводов. По мере усиления этого господства постепенно уходит в прошлое свобода семейных отношений, продекларированная А. Коллонтай на заре советской власти. Власть начинает поддерживать женщину с помощью ряда льгот, что снова влияет на изменение гендерных ролей. Формально женщина стоит выше мужчины, если муж «нарушает семейную дисциплину» — пьет, изменяет, собирается разводиться. На него можно пожаловаться в партком, профком, администрацию предприятия, и будут приняты соответствующие меры.

Несмотря на усиление значения материнства, исчезновение из законодательства термина «отцовство», фактически происходит обезличивание полов, стирание граней между ними. Главные гендерные роли женщины при социализме — роли труженицы и матери. Однако на практике эти две роли трудно совместимы, одной из них женщине приходится жертвовать.

В конце 1920-х годов начинается второй этап развития гендерных отношений. Стройки социализма требовали все больше рабочих женских рук. Ослабление семейных устоев отрицательно воздействовало на демографическую ситуацию. Государство не сумело выполнить взятые на себя обязательства по созданию общественной системы воспитания детей. Кроме того, наступил этап поворота от космополитических к традиционалистским ценностям и установкам, что постепенно проявилось во всех сферах жизни, включая гендерные отношения.

В середине 1930-х годов изменение гендерных отношений было закреплено в законодательстве. Главным правовым актом стала Конституция СССР 1936 года, которая провозгласила: «В СССР решена задача огромной исторической важности — впервые в истории на деле обеспечено подлинное равноправие женщин». Статья 122 гарантировала: «Женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной и общественно-политической жизни. Возможность осуществления этих прав обеспечивается предоставлением женщине равного с мужчиной права на труд, оплату труда, отдых, социальное страхование и образование, государственной охраной интересов матери и ребенка, государственной помощью многодетным и одиноким матерям, предоставлением женщине при беременности отпусков с сохранением содержания, широкой сетью родильных домов, детских яслей и садов». В ст. 137 особо отмечалось: «Женщины пользуются правом избирать и быть избранными наравне с мужчинами».

27 июня 1936 г. было принято постановление ЦИК и СНК СССР «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и некоторых изменениях в законодательстве об абортах». Этот правовой акт, по мнению С.Г. Айвазовой, фактически подводил черту под прежней практикой и теорией «свободной любви» и «свободной семьи». Государство начинало брать под свою опеку семью «как ячейку общества». Оно нуждалось в прочной опоре, устойчивых социальных связях и отношениях, которые всегда и везде обеспечивает семья.

8 июля 1944 г. Президиум Верховного Совета СССР принял указ, согласно которому только зарегистрированный брак порождал права и обязанности супругов. Был закреплен поворот в государственной политике в подходе к гендерным отношениям, семье и браку. Указ устанавливал неравенство женщины в том случае, если она решалась на внебрачную связь и свободную любовь. Все фактические браки приравнивались к внебрачным связям. Запрещалось добровольно устанавливать отцовство в незарегистрированных брачных союзах, вся тяжесть последствий ложилась на женщину.

Усложнялась процедура развода. Сам развод стал считаться признаком «моральной неустойчивости», мог повлечь за собой неприятные последствия для карьеры. Гендерная роль женщины снова изменилась: она стала хранительницей семейного очага, воспитательницей детей, нравственной опорой семьи, но при этом не перестала быть труженицей социалистического производства. Ее удерживал на работе, в числе прочего, такой немаловажный фактор, как неспособность мужа прокормить семью. Таким образом, правовой статус женщины был противоречивым, что порождало диспропорцию в гендерных отношениях.

После смерти И.В. Сталина в 1953 году общественные отношения вступили в очередной период изменений, и в сфере регулирования гендерных отношений наступил третий этап, связанный с их определенной либерализацией. Реформа образования, предпринятая в 1954 году, восстановила смешанное образование. В 1955 году вновь был легализован аборт, а в 1965 году — значительно облегчена процедура развода.

В 1968 году были приняты Основы законодательства СССР и союзных республик о браке и семье. Этот документ, имевший декларативный, общий характер, закреплял не столько долг и обязанности женщин, сколько их права и поощрение материнства. Статья 3 содержала норму о «равноправии женщины и мужчины в семейных отношениях», что противоречило норме п. 4 ст. 1, в которой подразумевалась всемерная охрана интересов матери и детей, но не интересов отцов как равноправных членов семьи. Государственная помощь семье трактовалась как помощь женщине-матери.

Таким образом, исторический опыт развития гендерного равноправия в России свидетельствует о постоянном дисбалансе в регулировании гендерных отношений, об ущемлении одного из участников этих отношений — женщины. Сегодня ситуация не изменилась. Как справедливо отмечает Л.Т. Шинелева, «реформирование политической системы со всей очевидностью выявило “двойной стандарт” в отношении общества к женщине: в законодательных актах и в реалиях повседневной практики. Закрепленное в Конституции равенство прав женщин и мужчин оказалось не отождествленным равенству возможностей».

Дисбаланс в правовом положении женщин и мужчин имеет глубокие исторические корни, его невозможно преодолеть в одночасье, решить проблему одним или несколькими законодательными актами. Необходима целенаправленная кропотливая работа, осуществляемая на всех уровнях системы государственной власти при условии взаимодействия всех ее ветвей и направленная на достижение подлинного гендерного равноправия во всех сферах жизни общества.

Библиография

1 Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. — М., 2004. С. 12.

2 Щапов Я. Государство и церковь Древней Руси X—XIII веков. — М., 1989. С. 109.

3 ГАРФ, ф. 516, оп. 1, д. 6, л. 368.

4 См. там же, л. 347 об.

5 Хасбулатова О.А. Опыт и традиции женского движения в России (1860—1917). — Иваново, 1994. С. 18.

6 Айвазова С.Г. Русские женщины в лабиринте равноправия (Очерки политической теории и истории. Документальные материалы). — М., 1998.

7 Поленина С.В. Женский вопрос и строительство социалистического правового государства // Труд, семья, быт советской женщины. — М., 1990.

8 См.: Гернет М.Н. История царской тюрьмы. — М., 1960. Т. 3. С. 397.

9 См.: Михайлова В. Русские законы о женщине. — М., 1913. С. 6.

10 Там же. С. 2.

11 Коллонтай А.М. Труд женщины в эволюции народного хозяйства. — М. — Пг., 1923. С. 109.

12 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 31. С. 165.

13 См.: Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Конституционное право Российской Федерации. — М., 2004. С. 421.

14 Тилле А.А. Советский социалистический феодализм. 1917—1990. — М., 2005. С. 184.

15 См.: Айвазова С.Г. Указ. раб.

16 См. там же.

17 Шинелева Л.Т. Гендерная политика в условиях системного кризиса в России. — М., 1998. С. 31.

Гендер

На странице обсуждения есть подробности. (26 марта 2018)

У этого термина существуют и другие значения, см. Гендер (значения).Гендерные символы бинарной гендерной системы. Красный — символ Венеры, обозначающий женщину. Синий — символ Марса, обозначающий мужчину.Символ трансгендерных идентичностей сочетает в себе символы мужской, женской и небинарных идентичностей. Косая черта, перечёркивающая круг, обозначает агендерность.

Ге́ндер (англ. gender, от лат. genus «род») — спектр характеристик, относящихся к маскулинности и фемининности. В зависимости от контекста, под такими характеристиками могут подразумеваться социальные структуры (в частности, гендерные и другие социальные роли) или гендерная идентичность. В некоторых случаях понятие «гендер» ошибочно используется как синоним понятия «пол», хотя изначально термин «гендер» был введён как противопоставленный ему.

Понятие «гендер» получило распространение благодаря развитию феминистской теории и гендерных исследований. Оно опирается на теорию социального конструктивизма, ряд представителей которой (в основном феминистские авторы) ставят под сомнение природное происхождение различий между людьми и объясняет их социальными процессами. Тем самым понятие «гендер» предназначено для критики обыденных представлений о «биологии как судьбе» и отсылает к идеологии гендерного равенства.

Хотя многие источники определяют гендер как «социальный пол», в современных феминистских и гендерных исследованиях такое понимание считается устаревшим. Критикуя понимание гендера как производной биологического пола, современные исследования рассматривают обе эти категории как социальные конструкты, находящиеся в сложном взаимодействии друг с другом.

История понятия

В западной науке терминологическое различение между биологическим полом и гендером как социальной ролью впервые использовал сексолог Джон Мани в 1955 году в своих работах, посвящённых изучению транссексуальных и интерсекс-людей. Но широкое распространение понятие «гендер» получило только в начале 1970-х годов благодаря развитию феминистского движения и феминистской теории. Феминистские теоретики использовали понятие «гендер» как аналитическую категорию для того, чтобы отделить половые различия, обусловленные биологией, от форм поведения и качеств, которые считаются в обществе «мужскими» или «женскими». Разграничение понятий «гендер» и «пол» позволило поставить под сомнение обыденные представления о «биологии как судьбе» и благодаря этому существенно расширить горизонты социальных и гуманитарных наук, изучая тематические области, которые ранее не были предметом научного интереса.

В постсоветскую науку понятие «гендер» вошло на рубеже 1980-х и 1990-х годов со складыванием научной области гендерных исследований. Сегодня понятие «гендер» как противопоставленное понятию «пол» как в постсоветских странах, так и во всём мире широко используется во многих контекстах, в частности в социальных науках и документах Всемирной Организации Здравоохранения. При этом во многих других контекстах, в том числе в некоторых отраслях социальных наук, термины «гендер» и «пол» продолжают использоваться как взаимозаменяемые. Вопрос разграничения понятий «пол» и «гендер» или использования их как синонимов напрямую зависит от философских и политических установок конкретного автора.

Гендер и пол

Различение гендера и пола

Разграничение понятий «гендер» и «пол» опирается на теорию социального конструктивизма, которая объясняет кажущиеся природными и естественными различия социальными процессами. Использование понятия «гендер» в противопоставлении понятию «пол» опирается на тезис о том, что положение женщин и мужчин в обществе и различия между «мужским» и «женским» не имеют биологического происхождения, а являются способом интерпретации биологического, легитимным в данном обществе. Тем самым сторонники социального конструктивизма критикуют «здравый смысл», то есть господствующие в современных обществах обыденные представления, согласно которым в основе социального разделения на мужчин и женщин и вытекающих из него различий в формах поведения, возможностях, правах и пр. лежит «природная сущность». В то же время сторонники социального конструктивизма критикуют и традиционные социологические теории, опирающиеся на тот же «здравый смысл» и присущий ему биологический детерминизм. В отличие от биологического детерминизма, социальный конструктивизм утверждает, что гендерные роли конструируются обществом, что женщинами и мужчинами не рождаются, а становятся. Мужское и женское, как и другие социальные категории (например, молодое и старое) создаётся в различных социальных контекстах, принимает разные формы и наполняется разным содержанием.

В гендерных исследованиях и лежащих в их основе феминистских теориях гендер понимается как социальная категория, организующая социальные отношения власти и неравенства. В классических версиях феминистских теорий речь шла о доминировании мужчин как социальной группы над женщинами: исполнение предписанных и усвоенных гендерных ролей подразумевает неравенство возможностей, преимущества мужчины в публичной сфере, вытеснение женщины в приватную. При этом сама приватная сфера оказывается менее значимой, менее престижной и даже репрессированной. В современных феминистских теориях понимание гендера как структурирующего отношения власти усложняется и уточняется, с одной стороны, за счёт рассмотрения гендера в контексте других иерархических социальных категорий (расы, класса и др.), а с другой стороны — за счёт понимания принудительной гендерной бинарности как одного из базовых компонентов гендерного угнетения. Таким образом, понятие «гендер» является не только аналитическим, но и политическим: оно включает в себя критику существующих гендерных отношений неравенства и предназначено для изменения социального порядка и построения нового социального порядка, основанного на гендерном равенстве.

Определение гендера как «социального пола»

Во многих ранних феминистских теориях гендер понимался как культурный коррелят биологического пола: утверждалось, что пол, то есть биологические различия, делает людей мужчинами и женщинами, а гендер, то есть социальные и культурные различия — мужественными и женственными. Похожие представления лежат в основе распространённых в русскоязычных источниках определения гендера как «социального пола» или «социокультурного аспекта половой принадлежности»: такие определения ставят гендер в прямую зависимость от пола, подразумевают бинарность обеих категорий и однозначное соответствие между ними. Определение гендера через пол основано на представлении о биологическом поле и половых различиях как основополагающих и неоспоримых — то есть, по сути, противоречит социально-конструктивистскому назначению понятия «гендер», возвращая его в рамки биологического детерминизма. Современные феминистские и гендерные исследования рассматривают гендер не как производную биологического пола, а как одну из базовых категорий социального деления и неравенства, находящуюся в сложном и многоуровневом взаимодействии с биологическим полом. Ключевой вклад в эти современные представления внесли исследования социального конструирования биологического пола.

Социальное конструирование биологического пола

Ранние феминистские теории рассматривали гендер как конструируемую категорию, зависящую от социального контекста, а биологический пол понимали как нечто единое и универсальное. Некоторые современные исследования ставят под сомнение как реальность существования двух противопоставленных друг другу биологических полов, так и политическую нейтральность научных исследований, отстаивающих это противопоставление.

Как показывает биолог и феминистка Энн Фаусто-Стерлинг, наблюдаемая биологическая реальность свидетельствует о половом разнообразии, которое плохо вписывается в господствующий научный нарратив о «двух полах». В своей статье об интерсекс-людях она выдвинула провокационный тезис о необходимости выделять пять полов — как сама исследовательница признавалась позднее, целью этого шутливого утверждения было наглядно показать абсурдность дискретной классификации, так как в действительности половое разнообразие человеческих организмов следует понимать как непрерывный спектр. Как показывает феминистский анализ производства научного знания, в действительности ни один из предлагаемых традиционной биологией половых признаков: хромосомы (XX и XY), гормоны (андрогены и эстрогены), гонады (яичники и яички), внутренняя морфология (простата, влагалище, матка и фаллопиевы трубы), внешние половые органы (половой член, мошонка, клитор и половые губы), вторичные половые признаки (волосы на лице и теле, форма груди) — не удовлетворяет требованиям бинарной классификации. Ни один из них не позволяет ни отделить всех мужчин от всех женщин, ни выделить какое-либо общее базовое свойство одного пола. Таким образом, половой диморфизм оказывается не природной данностью, а изобретённым людьми способом осмыслять биологическую реальность.

Если в обыденных представлениях «природа» понимается как нечто раз и навсегда данное и неизменное, то исследования в рамках истории и социологии науки показывают, что конкретное содержание даже таких, казалось бы, предельно конкретных понятий, как «генетический пол», меняется в зависимости от используемых учёными технологий, а неосознанные допущения о гендере влияют на то, какие данные исследователи учитывают, а какие исключают из рассмотрения, несмотря на их объективную значимость для изучаемых явлений.

Неразличение гендера и пола

Причиной неразличения понятий «гендер» и «пол», в том числе в научных источниках, может быть незнакомство автора с теориями социального конструирования гендера и гендерных отношений как отношений власти. В то же время смешение этих понятий имеет не только аналитическое, но и политическое значение. Если разграничение этих понятий служит опровержению биологического детерминизма и продвижению гендерного равенства, то использование термина «гендер» как синонима слова «пол» лишает понятие «гендер» его критического политического содержания и тем самым способствует оправданию гендерного неравенства.

Гендерные исследования

Основная статья: Гендерные исследования

Гендерные исследования — междисциплинарная научная область, сформировавшаяся под влиянием феминистских движений и в тесном сотрудничестве с ними. Эта область изучает гендер и сексуальность в литературе, языке, географии, истории, политологии, социологии, антропологии, теории кино, медиа, психологии, праве и медицине. Она также изучает пересечения категорий расы, этничности, класса, национальности и инвалидности с категориями гендера и сексуальности. Гендерные исследования близки к теории конфликта, поскольку рассматривают социальные взаимодействия в перспективе власти — как борьбу между различными группами за власть, ресурсы и статус.

В постсоветской науке гендерные исследования начали развиваться во время Перестройки вместе с независимым женским движением. Постсоветские гендерные исследования изначально опирались на западные феминистские теории и разделяли их политическую ориентацию на изменение социального порядка. Параллельно на постсоветском пространстве возникла область знания, которая частично заимствовала из гендерных исследований терминологию и постановку проблем, но при этом опиралась на традиционные научные теории, не предполагающие критики существующих властных отношений. Эта научная область получила название «феминологии» или «гендеристики»; гендерные теоретики иногда называют её «ложными гендерными исследованиями».

Примечания

  1. ↑ 1 2 What do we mean by «sex» and «gender»?. World Health Organization. Проверено 26 ноября 2015.
  2. ↑ 1 2 Haig, David. The Inexorable Rise of Gender and the Decline of Sex: Social Change in Academic Titles, 1945–2001 // Archives of Sexual Behavior. — 2004. — Т. 33, № 2. — С. 87–96. Архивировано 25 мая 2011 года.
  3. ↑ 1 2 Udry, J. Richard. The Nature of Gender // Demography. — 1994. — Т. 31, № 4. — С. 561–573. Архивировано 3 апреля 2013 года.
  4. ↑ Социальное конструирование гендера как методология феминистско исследования. Здравомыслова Елена, Темкина Анна
  5. ↑ Jane Pilcher, Imelda Whelehan. Gender // 50 Key Concepts in Gender Studies. — Sage, 2004. — ISBN 9781412932073.
  6. ↑ Iris Marion Young. Lived Body versus Gender // A Companion to Gender Studies / Philomena Essed, David Theo Goldberg, Audrey Kobayashi. — John Wiley & Sons, 2009. — ISBN 9781405188081.
  7. ↑ Ярская-Смирнова Е. Возникновение и развитие гендерных исследований в США и Западной Европе // Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / Ирина Жеребкина (ред.). — Харьков, СПб: ХЦГИ, Алетейя, 2001. — С. 17-48. — ISBN 5-89329-397-5.
  8. ↑ 1 2 Гапова Е. Классовый вопрос постсоветского феминизма или об отвлечении угнетенных от революционной борьбы // Гендерные исследования. — 2006. — № 15. — С. 144-164. (недоступная ссылка)
  9. ↑ 1 2 Здравомыслова О. Гендерные исследования как опыт публичной социологии в России. Полит.Ру (24-09-2009). Проверено 9 марта 2016.
  10. ↑ GENDER (недоступная ссылка — история). Social Science Dictionary. Проверено 20 марта 2015. Архивировано 2 февраля 2011 года.
  11. ↑ 1 2 Lindsey, Linda L. Ch. 1. The Sociology of gender // Gender Roles: A Sociological Perspective. — Pearson, 2010. — ISBN 0132448300.
  12. ↑ 1 2 3 4 5 Гапова Е. Итоги съезда: еще раз о классовом проекте постсоветского феминизма // Журнал исследований социальной политики. — 2009. — Т. 7, № 4. — С. 465–484.
  13. ↑ 1 2 3 4 5 Здравомыслова Е., Тёмкина А. Социальное конструирование гендера: феминистская теория // Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / Ирина Жеребкина (ред.). — Харьков, СПб: ХЦГИ, Алетейя, 2001. — С. 147-173. — ISBN 5-89329-397-5.
  14. ↑ Julia Serano. Whipping Girl: A Transsexual Woman on Sexism and the Scapegoating of Femininity. — Seal Press, 2007. — ISBN 978-1-58005-154-5. Архивировано 13 марта 2016 года.
  15. ↑ Lorber, Judith. The Social construction of gender. — Sage, 1990. — ISBN 9780803939561.
  16. ↑ Гендер // Новейший философский словарь / Грицанов А.. — Мн.: Книжный дом, 2003.
  17. ↑ Воронина О. Гендер // Словарь гендерных терминов / Денисова А. (ред.). — М.: Информация XXI век, 2002.
  18. ↑ И.Р. Чикалова, Е.И. Янчук. Гендер // Социология: энциклопедия / А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко.. — Мн.: Книжный дом, 2003.
  19. ↑ 1 2 3 4 Wendy Cealey Harrison. The Shadow and the substance. The sex/gender debate // Handbook of Gender and Women’s Studies / Kathy Davis, Mary Evans, Judith Lorber. — Sage, 2006. — ISBN 9781446206843.
  20. ↑ Fausto-Sterling, Anne. Myths of Gender: Biological Theories about Women and Men, Revised Edition. — Basic Books, 2008. — ISBN 9780786723904.
  21. ↑ Fausto-Sterling, Anne. Sexing the Body: Gender Politics and the Construct. — Basic Books, 2008. — ISBN 9780786724338.
  22. ↑ 1 2 M’charek, Amade. Genetic Sex // A Companion to Gender Studies / Philomena Essed, David Theo Goldberg, Audrey Kobayashi. — John Wiley & Sons, 2009. — ISBN 9781405188081.
  23. ↑ Fausto-Sterling, A. The Five Sexes: Why Male and Female Are Not Enough // The Sciences. — 1993. — С. 20-24.
  24. ↑ Fausto-Sterling, A. Is Gender Essential? // Sissies and Tomboys: Gender Nonconformity and Homosexual Childhood / Matthew Rottnek (ed.). — NYU Press, 1999. — ISBN 9780814774847.
  25. ↑ 1 2 Hawkesworth, Mary, and Lisa Disch. Feminist theory: Transforming the known world // The Oxford Handbook of Feminist Theory / Hawkesworth, Mary (ed.). — Oxford University Press, 2016. — ISBN 9780199328581.
  26. ↑ Першай А. Колонизация наоборот: гендерная лингвистика в бывшем СССР // Гендерные исследования. — 2002. — № 7-8. — С. 236-249.
  27. ↑ Krijnen, Tonny. Gender And Media: Representing, Producing, Consuming / Tonny Krijnen, van Bauwel. — New York : Routledge, 2015. — ISBN 978-0-415-69540-4.
  28. ↑ About — Center for the Study of Gender and Sexuality (CSGS). The University of Chicago. Проверено 1 мая 2012.
  29. ↑ Healey, J. F. (2003). «Race, Ethnicity, Gender and Class: the Sociology of Group Conflict and Change».
  30. ↑ Department of Gender Studies. Indiana University (IU Bloomington). Проверено 1 мая 2012.

Гендерная дискриминация мужчин: мифы и реалии

Какая первая ассоциация возникает, когда мы слышим словосочетание «гендерное неравенство»? Скорее всего — обиженная женщина, которую притесняет пресловутый «сильный пол». Интересно, а как обстоят дела с правами мужчин? Мы собрали стереотипы восприятия мужчин нашим патриархальным обществом.

«Ребенка должна воспитывать только мать»

Почему после развода родителей ребенка в большинстве случаев оставляют с мамой? Если обратить внимание на украинское законодательство, то можно увидеть, что у женщин нет никаких привилегий, которые позволяли бы им забирать ребенка себе.

В первую очередь суд рассматривает, кто из родителей больше участвует в воспитании, как выполняет родительские обязанности и может ли содержать ребенка. Но все же можно увидеть закономерность: чаще всего принимается решение в пользу матери.

«В свое время в Украине довольно живо развивались школы отцов, которые призывали к ответственному отцовству. Мужчины осознавали важность своей роли в воспитании ребенка, полноценного участия в жизни семьи. К сожалению, стереотипное отношение общества к мужу исключительно как к ответственному за финансовое содержание семьи накладывает на него это обязательство и как бы дает индульгенцию не участвовать во всем остальном», — комментирует гендерный эксперт Николай Ябченко.

Согласно гендерным стереотипам и патриархальным традициям мужчинам не тяжело избавиться от радостей отцовства. Общество мыслит просто: для женщины естественно заботиться о детях, а обязанность мужа — обеспечивать семью материальными благами.

Как рассказывает координатор общественного объединения «Батько має право» в Харьковской области Игорь Бернадин, в Украине распадается каждый второй брак. При разводе часто случается так, что мужчина теряет любую связь с ребенком, а мать использует свое положение, чтобы разделить ребенка и отца.

«Когда отец обращается за помощью к органам власти, то там до сих пор ссылаются на так называемую Декларацию ООН защити прав детей от 1959 года, где указано, что малолетний ребенок только в исключительных случаях должен оставаться с отцом. Руководствуясь этим документом, чаще всего принимают решение оставить ребенка с матерью вне зависимости от обстоятельств», — комментирует Игорь Бернадин.

В этом и проявляется дискриминация мужчин. Ведь оба родителя имеют равные права и обязанности. Семейное воспитание — это когда отец тоже воспитывает ребенка, неважно, в разводе родители или нет. Эти законы часто игнорируются органами местной власти и судами.

«К тому же, этот международный документ, на который ссылаются, не ратифицирован Украиной. Также есть Конвенция ООН 1989 года, которая принята Верховной Радой. В конвенции говорится о равноправии отца и матери и делается упор исключительно на интересы ребенка. Этот документ сейчас также игнорируется, — рассказывает координатор организации.

По словам Игоря Бернадина, общественное объединение «Батько має право» ведет борьбу с несправедливостью и беззаконием в отношении родительских прав. Если суды опираются лишь на один документ, который не принят в Украине, это нарушение.

«Отцу, который попал в такую ситуацию, нужно обращаться в органы опеки и социальной защиты прав детей. И, конечно же, в суд, чтобы защитить как свои интересы, так и интересы ребенка. Также в нашем общественном объединении мы даем консультации и оказываем любую возможную помощь», — говорит Игорь Бернадин.

Сейчас в Харьковской области — 30 активных участников «Батько має право», которые ищут возможности решить эту проблему. В стране таких родителей сотни. Как говорит координатор проекта, сейчас они активно работают над тем, чтобы о проблеме дискриминации прав отцов заговорили во всей Украине.

«Мужчины не плачут»

В современном мире прижился образ «мужчины-мачо». Он не позволяет представителям сильного пола проявлять слабость или излишне демонстрировать свои эмоции. В «мачизме» нет места эмоциональности, чувственности, отзывчивости или сочувствию.

«По моему мнению, это также большая проблема. Именно из-за стереотипа, что мужчины не должны показывать эмоции, они переживают все стрессы и проблемы «в себе», а это приводит к злоупотреблению алкоголем и сигаретами, что, в свою очередь, делает свой вклад в печальную статистику продолжительности жизни мужчин», — утверждает эксперт Николай Ябченко.

Из-за условного запрета «быть слабым» в молодости мужчины пренебрежительно относятся к своему здоровью. Они тянут до последнего, но не обращаются к врачам, запускают болезнь — традиционная «мужская роль» не позволяет им быть осторожными.

«В нынешних условиях мужчины, которые возвращаются из АТО, считают, что они, как «настоящие мужчины», не должны обращаться за психологической помощью и переживают посттравматический синдром в себе. Это дает ужасные последствия, как для них, так и для окружающих».

«Это не мужская работа»

Мужчина может сталкиваться с неуважением и даже насмешками, если он захочет заняться «женской работой». Например, воспитателем в детском саду или же просто папой, который часто берет больничные, чтобы присмотреть за детьми.

То же самое касается «женских профессий». Например, сферу обслуживания, которая сейчас активно развивается, в нашем патриархальном обществе почему-то принято считать женской. Поэтому мужчины не готовы устраиваться туда.

«К сожалению, существует как горизонтальная, так и вертикальная гендерная сегрегация на рынке труда. Вертикальная заключается в так называемом «стеклянном потолке» — чем выше уровень должности, тем меньше там представлены женщины. Например, на госслужбе в целом женщин больше, но на высших должностях их единицы. Также существует горизонтальная сегрегация — образование и медицина очень феминизированы. Никто не заставляет мужчин уходить в мастера педикюра, а женщин спускаться в забои, но речь идет о возможностях. Если женщина хочет быть солдатом или шахтером — она должна иметь такую возможность. И если мужчина хочет уйти в отпуск по уходу за ребенком — общество не должно осуждать», — говорит Николай Ябченко.

Они считают роботу главным занятием своей жизни и главным способом самоутверждения. Поэтому мужчины намного хуже переживают увольнение и плохо адаптируются к новым условиям. А переход на работу с меньшей зарплатой или на «женское место» приравнивается обществом к чему-то унизительному.

«Крашеный п*дар»

В наше время мужчины стали намного больше ухаживать за собой, чем раньше. И, тем не менее, стильная одежда, хорошая прическа, педикюр у представителей «сильного пола» до сих пор продолжают удивлять окружающих. Многие даже начинают осуждать, говоря, что это «не по-мужски».

«Я хотел бы, чтобы мужчины массово начали ухаживать за собой, но это, видимо, встречается только в мегаполисах — таких людей называют метросексуалами. То, что это удивляет других, также последствия гендерных стереотипов».

Как говорит эксперт, по современным меркам мужчина обязан быть грубым, и это подразумевает пренебрежение к своей внешности. Но это также негативно сказывается на представителях «сильного пола».

«В Украине мужчины живут на 12 лет меньше женщин. Даже помню статистику, что 40% 16-летних мальчиков не доживут до 60 лет. Поэтому мне хотелось бы, чтобы мальчики и мужчины больше заботились о себе и своем здоровье».

Что делать?

Но как же бороться со стереотипами? Ведь идея, что женщина должна лишь ухаживать за детьми и вести домашнее хозяйство, а муж зарабатывать, прочно прижилась в обществе. По словам Николая Ябченка, нужно создать условия для реализации мужчин в семье, а женщинам — в работе.

В Украине жена в среднем зарабатывает на 25-30% меньше мужа, поэтому вопрос «кто будет сидеть с ребенком?» обычно даже не поднимается. Однако естественная потребность мамы быть с ребенком (грудное вскармливание) обычно длится полгода-год, потом женщина могла бы возвращаться на работу. А мужчина также вполне способен помогать ухаживать за ребенком.

«К сожалению, гендерное равенство очень часто воспринимают как борьбу. И мужчины так подсознательно и воспринимают, что «гендерные вопросы» = «женские вопросы», а борьба женщин за свои права — борьба против мужчин, — рассказывает Николай Ябченко. — Это заблуждение, поскольку от равенства выигрывают представители обоих полов. Это, в первую очередь, права человека, и когда у нас наконец наступит верховенство права и права человека перестанут быть чем-то экзотическим, возможно, общество поймет, что дискриминация половины общества только потому, что она того или иного пола, — нонсенс».

Существует мнение, что проблема гендерной дискриминации раздута искусственно. Но даже по признаку пола она касается всех, и мы сталкиваемся с ней каждый день. Часто мы сами даже не осознаем, что нас дискриминируют.

«Уровень дискриминации различный — от забавных бытовых ситуаций (у меня есть дисконтная карточка одного из магазинов, которая дает скидку на детские товары и она называется «карта мамы», хотя она всегда была у меня) до вполне судьбоносных. У одной моей знакомой были прекрасные профессиональные перспективы, но она осталась сидеть дома и воспитывать детей, хотя ее муж не имел и доли такого потенциала, и она могла бы лучше зарабатывать и обеспечивать семью. И таких жертв, брошенных на алтарь семьи, множество».

Начинать что-то менять нужно еще со школы. Проблема в том, что дети абсолютно ничего не знают о гендерной дискриминации. На уроках об этом говорить не принято, а большинство родителей этот вопрос интересует редко.

Но школы — это правильный путь. Старшее поколение убедить очень трудно, часто просто невозможно. А дети, жаждущие информации, пластичны и готовы на новые установки.

«Нам важно это не упустить. Еще в роддоме на мальчиков одевают голубые шапочки, а на девочек розовые, ребятам готовят машинки с пистолетами, а девушкам — игрушечное кухонные принадлежности и кукол. Поэтому нам важно успеть девочкам объяснить, что их выбор не ограничен кухней. Женщины успешны в бизнесе, IT, спорте, и только стереотипы их ограничивают. Не стоит ли избавиться от них?»

ГЕНДЕРНАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ

Смотреть что такое «ГЕНДЕРНАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ» в других словарях:

  • Гендерная дискриминация — любое различие, исключение или предпочтение, которое ограничивает или отрицает осуществление прав человека по признаку пола… Источник: МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЯХ РАВНЫХ ПРАВ И РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН … Официальная терминология

  • Гендерная дискриминация — … Википедия

  • Гендерная психология — раздел дифференциальной психологии, в котором изучаются закономерности поведения человека в обществе, определённые его биологическим полом, социальным полом (гендером) и их соотношением. В гендерных исследованиях социальной психологии изучаются… … Википедия

  • Гендерная статистика — это статистика о положении мужчин и женщин в следующих сферах: население, семья, здравоохранение, образование и коммуникации, занятость, права человека и политика. Оценка прогресса женщин в этих и других областях является новой и развивающейся… … Термины гендерных исследований

  • Гендерная асимметрия — непропорциональная представленность социальных и культурных ролей обоих полов (а также представлений о них) в различных сферах жизни. Например, в населении большинства стран женщины составляют более половины (от 51% до 54%), в то время как среди… … Термины гендерных исследований

  • Дискриминация женщин в оплате труда — см. Гендерная дифференциация оплаты труда … Термины гендерных исследований

  • Чикалова, Ирина Ромуальдовна — Чикалова Ирина Ромуальдовна (14 августа 1961(19610814), Минск) историк, социолог, политолог. В 1983 г. закончила с отличием исторический факультет, в 1989 г. аспирантуру Минского государственного педагогического… … Википедия

  • Чикалова Ирина Ромуальдовна — ( 14 августа 1961, г. Минск) – белорусский историк. В 1983 г. закончила исторический факультет, в 1989 г. – аспирантуру Минского государственного педагогического института им. А. М. Горького. В 1990 г. защитила кандидатскую диссертацию… … Википедия

  • Чикалова — Чикалова, Ирина Ромуальдовна Чикалова Ирина Ромуальдовна ( 14 августа 1961, г. Минск) – белорусский историк. В 1983 г. закончила исторический факультет, в 1989 г. – аспирантуру Минского государственного педагогического института им. А. М.… … Википедия

  • ГЕНДЕРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ — (англ. gender род, пол), общественные и психологические проблемы, связанные с ролью в обществе лиц мужского и женского пола, так как различия в моделях поведения мужчин и женщин могут стать причинами внутриличностных, межличностных и межгрупповых … Энциклопедический словарь