Денежное содержание

Оплата труда государтвенных гражданских служащих

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.
Денежное содержание является основным средством материального обеспечения и стимулирования служебной деятельности по замещаемой должности гражданского служащего.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее — должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее — оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее — оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее — дополнительные выплаты) (ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются Указом Президента Российской Федерации от 25 апреля 2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных служащих». Размеры окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Для федеральных гражданских служащих индексация окладов производится указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
К дополнительным выплатам относятся:
1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размерах:

при стаже гражданской службы в процентах
от 1 года до 5 лет 10
от 5 до 10 лет 15
от 10 до 15 лет 20
свыше 15 лет 30;
2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада;
3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;
4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);
5) ежемесячное денежное поощрение;
6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе
Размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе составляет при стаже гражданской службы: от 1 года до 5 лет — 10 %, от 5 до 10 лет — 15 %, от 10 до 15 лет — 20 %, свыше 15 лет — 30 %.
В стаж работы, дающий право на получение надбавки за выслугу лет, помимо собственно периода работы на государственной службе, включаются и некоторые другие периоды трудовой деятельности. Перечень таких периодов установлен Указом Президента Российской Федерации от 15.11.2007 № 1532 «Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным государственный гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации.
Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада
Указом Президента Российской Федерации от 25 апреля 2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлены следующие размеры ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы:
— по высшей группе должностей гражданской службы — от 150 до 200 процентов должностного оклада;
— по главной группе должностей гражданской службы — от 120 до 150 процентов должностного оклада;
— по ведущей группе должностей гражданской службы — от 90 до 120 процентов должностного оклада;
— по старшей группе должностей гражданской службы — от 60 до 90 процентов должностного оклада;
— по младшей группе должностей гражданской службы — до 60 процентов должностного оклада.
Вместе с тем необходимо отметить, что отсутствие четкого определения термина «особые условия государственной гражданской службы», приводит к произвольному толкованию представителем нанимателя данного понятия. В некоторых случаях — это компетентность, ответственность, инициативность, исполнение функциональных обязанностей в условиях, отличающихся от нормальных (сложность, срочность, особый режим и график работы, знание и применение технических средств). В других — наличие у федеральных государственных гражданских служащих государственных наград, ученых степеней и ученых званий, других знаков отличия, полученных за личный вклад и достижения в труде. Такая надбавка должна устанавливаться наиболее квалифицированным, компетентным, ответственным и инициативным федеральным государственным гражданским служащим.
Ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну
Размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2006 года № 573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны».
Размер ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, имеющими степень секретности «особой важности» составляет 50 — 75 процентов; степень секретности «совершенно секретно» — 30 — 50 процентов; степень секретности «секретно» при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий — 10 — 15 процентов, без проведения проверочных мероприятий — 5 — 10 процентов.
Сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно к ежемесячной процентной надбавке к должностному окладу выплачивается процентная надбавка к должностному окладу за стаж работы в указанных структурных подразделениях.
Размер процентной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) при стаже работы от 1 до 5 лет составляет 10 процентов, от 5 до 10 лет — 15 процентов, от 10 лет и выше — 20 процентов.
В стаж работы сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны, дающий право на получение указанной надбавки, включается время работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны, других органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.
Премии за выполнение особо важных и сложных заданий
Премии за выполнение особо важных и сложных заданий введены Федеральным законом впервые. Эти премии выплачиваются в порядке и размере, установленных представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента. Максимальный размер премии не ограничивается.
В федеральных органах исполнительной власти установлены различные варианты выплат премий за выполнение особо важных и сложных заданий, они могут выплачиваться единовременно, ежемесячно, ежеквартально и по итогам года.
Но вот что важно — при применении пункта 4 части 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ отсутствует точное и единообразное толкование субъектами право применения собственно понятия «премии за выполнение особо важных и сложных заданий». Отсутствие законодательно установленных критериев оценки особо важных и сложных заданий приводит к произвольному их толкованию.
Так, например, один федеральный орган исполнительной власти конкретные размеры премии работников устанавливает на основании представлений начальников соответствующего органа исполнительной власти, которые должны учитывать: своевременное и качественное исполнение работниками своих должностных обязанностей, оперативность и профессионализм в решении вопросов, входящих в их полномочия, творческий подход к подготовке инициативных предложений по совершенствованию деятельности агентства, оценку личного вклада в результаты выполнения особо важного и сложного задания.
Другой выплачивает премию конкретному гражданскому служащему, дифференцированно в зависимости от результатов его деятельности в процентах от оклада денежного содержания и максимальными размерами не ограничивается.
Однако общая сумма премий не должна превышать сумму денежных средств, предусмотренных на их выплату.
Ежемесячное денежное поощрение
К дополнительным выплатам Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ относит ежемесячное денежное поощрение. Согласно части 6 статьи 50 этого закона размеры ежемесячного поощрения устанавливаются указами Президента Российской Федерации для каждого вида федеральных государственных органов.
Указом Президента Российской Федерации от 25 апреля 2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных служащих» установлены ежемесячные денежные поощрения для федеральных гражданских служащих.
Ежемесячное денежное поощрение исчисляется, исходя из коэффициентов к должностным окладам соответствующих категорий федеральных государственных гражданских служащих.
Единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь
В соответствии с пунктом 6 части 5 и частью 8 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ к дополнительным выплатам также относятся единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих. Порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяется положением, утверждаемым представителем нанимателя. При предоставлении федеральному гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска одни раз в год производится единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания. Следовательно, размер данной выплаты не может быть ниже суммы, указанной в Федеральном законе от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ.
Кроме того, в соответствии с пунктом 9 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент.
Размер районного коэффициента зависит от региона, в котором располагается государственный орган.
Так, например, в соответствии с Постановлением Госкомтруда СССР Секретариата ВЦСПС от 17.08.1971 № 325/24 «О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих в районах Западной Сибири, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения» районный коэффициент в Тюменской области составляет 1,15.
Хочется отметить, что в соответствии с п. 14 ст 50 79 ФЗ для отдельных категорий государственных гражданских служащих могут вводиться особые условия оплаты труда. Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ предусматривает возможность установления для некоторых государственных гражданских служащих единого денежного вознаграждения, в котором учтены все выплаты, кроме ежемесячного денежного поощрения и премии Перечень должностей гражданской службы, по которым может устанавливаться особый порядок оплаты труда, утверждается указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Установление особых условий оплаты труда основано на оценке специальных показателей эффективности и результативности деятельности государственных органов и государственных гражданских служащих. Обобщенные показатели эффективности и результативности деятельности государственных органов, принятия и исполнения управленческих и иных решений должны утверждаться Президентом Российской Федерации.
При применении такового порядка оплаты труда гражданских служащих мы сталкивается с проблемой отсутствия четких критериев, по которым определяется эффективность и результативность деятельности государственного служащего, что в свою очередь приводит к несовершенству данной модели, делая нее применение на практики невозможным.

Знаете ли вы, что заработная плата за интеллектуальный труд госслужащих Новой Зеландии, Японии, Бразилии, Швеции напрямую зависит от показателей темпов роста экономического развития?

В то же самое время российские чиновники зачастую не заинтересованы в результатах своего труда, так как им гарантируется ежемесячный невысокий, но стабильный доход.

Вопросу, каким образом рассчитывается денежной содержание руководителей исполнительных органов власти, что влияет на формирование совокупной суммы заработной платы специалистов подразделений и функциональных органов, и посвящена данная статья.

Нормативная база

Оплата труда государственных служащих производится строго по положениям ФЗ № 79.

ФЗ о государственной гражданской службе

В данном нормативном акте вопросам денежного содержания посвящены три статьи – 50, 51 (глава 10) и 55 (глава 12).

Каждая из них описывает следующие положения:

Статья Редакции
№ 50 «Оплата труда» Описывает составляющие части зарплаты госслужащих разных рангов. Действие пунктов 11, 12, которые касаются ежегодной индексации, приостановлено в соответствии с 68-ФЗ от 06.04.2015 г. до 01 января 2019 года.
№ 51 «Фонд оплаты» Эта статья – хорошее подспорье для главного бухгалтера, начальника финансово-экономического отдела. Она позволяет спрогнозировать расходы на оплату труда государственных служащих на год вперед. Таблица составляется совместно с штатным расписанием. Нет изменений.
№ 55 «Поощрения и награждения» Здесь определяется порядок выплат при поощрении, а именно: при объявлении благодарности, награждении почетными грамотами и медалями, присвоении знаков отличия, выходе на пенсию за выслугу лет и т.д. Введены поправки по Указу Президента РФ от № 765 (последняя редакция от 29.03.2013 г.).

Особенности зарплаты госслужащих

Зарплата госслужащих – это фундамент, который формируется «по кирпичикам».

Доходы напрямую зависят от регионального коэффициента, оклада по должности, на которую претендует гражданин, квалификации, установленной по результатам аттестации, и от продолжительности предыдущего срока государственной (муниципальной) службы.

Не на последнем месте – благосклонность начальства, так как руководство самостоятельно решает вопрос о назначении надбавок за особые условия.

Из чего состоит и как формируется?

Итак, для каждого работника устанавливаются индивидуальные размеры ежемесячных выплат.

Любой новичок может без труда из трудового договора узнать о размере оклада и надбавки за особые условия.

В свою очередь, опытный «воин» получает и доплаты за классный чин, и хорошую добавку за выслугу лет.

Минимальные доплаты

Размер оклада по должности Особые условия Выслуга лет Классный чин
Устанавливается по группе должностей, в нормативных региональных актах, но не менее прожиточного минимума 60 процентов 0 процентов 0 рублей

Максимальные доплаты

Размер по должности Особые условия Выслуга лет Классный чин
Устанавливается по группе должностей, в нормативных региональных актах, но не более чем на 10 процентов больше, чем у «нижестоящих» групп в сетке должностей 200 процентов 30 процентов 33 процента от должностного оклада по самому высокому чину, установленному работодателем за успехи в государственной службе

Различия в оплате для служащих федеральных органов и органов субъектов

Несмотря на единые стандарты при расчётах денежного содержания государственных служащих, принятых на уровне Президента РФ и др. федеральных органов власти, оплата труда государственных гражданских служащих различается по регионам присутствия и осуществления деятельности.

Различия обнаруживаются не только по региональному признаку, но и по профессиональным особенностям.

Не секрет, что зарплата специалиста Счетной платы, Министерства (департамента) финансов выше, чем денежное содержание работника, замещающего должность в Министерстве (департаменте, отделе) образования или социальной политики.

Если данное обстоятельство описано в нормативном акте муниципального образования, края, области, максимальные выплаты также получают те, которые имеют:

  • Звание профессора или кандидата наук.
  • Основной регион проживания и работы – Дальний Восток или регионы Крайнего Севера (максимальный районный коэффициент).
  • Почетное звание.
  • Доступ к работе с данными, которые являются государственной тайной.

Все, что надо знать про прием на работу госслужащих, вы найдете в нашей статье.

Как оплачиваются командировки государственных гражданских служащих? Узнайте .

Размеры окладов (на примере Пермского края)

Самыми малооплачиваемыми категориями государственных служащих в Пермском крае считаются обеспечивающие специалисты.

Так, специалисту 2-го разряда, осуществляющему госфункции в небольшом округе с населением до 90 тысяч человек, фиксируется оклад 3346.95. В других ситуациях, например, министр может рассчитывать на оклад 23260 рублей, начальник инспекции (Комитета) – на 18500, а начальник управления, расположенного в Коми-Пермяцком округе, — на минимум 10000 рублей.

Разница между размерами окладов в зависимости от группы должностей

Показатель Старшая группа должностей Ведущая группа Младшая группа
От 13100 – до 28000 От 12000– до 17300 От 9000 – до 5400 От 5100 – до 2400

Порядок выплаты зарплаты и премии

Регулярная выплата денежного содержания выполняется согласно ТК РФ 2 раза в месяц.

Сроки для перечисления:

  • 15 день каждого месяца (аванс и премия за предыдущий месяц);
  • последний день месяца (окончательные выплаты за месяц).

Для квартальных и годовых премий устанавливаются иные периодичности выплат, что фиксируется в Положении о премировании отдельного функционального органа власти.

Порядок выплаты надбавок

Надбавки за выслугу лет, надбавки за особые условия устанавливаются в соответствии с действующим законодательством об оплате труда госслужащих.

Как правило, новичок получает фиксированный процент сразу же после года успешного труда. Он составляет на тот момент всего лишь 10 процентов.

Что же касается надбавки за особые условия, то ее размер зафиксирован с первого дня, когда служащий приступает к должностным обязанностям.

По мере получения новых инструкций, по приказу и распоряжению начальника, данный показатель может возрасти в геометрической прогрессии.

Надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, могут составлять от 5 до 70 процентов от оклада. Все зависит от характера данных и их грифа.

Порядок выплаты материальной помощи

Материальная помощь выплачивается по заявлению государственного служащего. Обычно она составляет один или два должностных оклада.

Поводом для ее назначения могут быть следующие события:

  • предстоящий ежегодный основной отпуск (два оклада);
  • юбилейные даты, совпавшие с днем выхода на пенсию по старости;
  • гибель близкого родственника;
  • вступление в брак.

Про отпуск государственных гражданских служащих вы также можете узнать на нашем сайте.

Может ли государственный служащий работать по совместительству? Читайте .

Какие выплаты при увольнении с госслужбы положены сотрудникам? Информацию вы найдете .

Как рассчитывается?

Итак, денежное содержание государственного служащего устанавливается по формуле:

Должностной оклад+ районный коэффициент+ надбавка за особые условия + классный чин + надбавка за выслугу лет + надбавка за работу с секретными данными + надбавка за ученую степень.

Примеры

Пример 1:

На должность государственной службы назначен Иванов И.И. который подтвердил свой продолжительный 15-летний стаж справками с предыдущего места работы и записями в трудовой книжке, военном билете.

В документах указано, что его действующий классный чин определяется как «советник юстиции 1 класса». Данная категория соответствует «советнику государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса». Следовательно, Иванов И.И. может рассчитывать на максимальные добавки к окладу, в соответствии с чином и стажем государственной службы.

Пример 2:

На работу в орган государственной власти поступила Сергеева О.А, которая не имеет опыта и стажа в государственных (муниципальных) структурах.

Все, на что она может рассчитывать, — это оклад, добавка за особые условия и премия по результатам работы за месяц (по его истечению). Остальные виды денежного содержания устанавливаются после успешного прохождения испытательного срока и сдачи аттестации.

Очевидно, что законодатель составил прогрессивную шкалу для установления адекватной заработной платы госслужащих того или иного региона. Ведь работодатель вправе принимать самостоятельные решения о востребованности и нужности того или иного сотрудника.

Ну а те, кто интеллектуально трудится на благо процветания Российской Федерации, должны получать достаточное денежное содержание. Иначе не избежать взяток.

11.3. Денежное содержание государственных служащих как фактор мотивации

Принципы организации и функции денежного содержания государственных служащих

Мотивацию служащих государственного управления, безусловно, повышают материальные стимулы, прежде всего система денежного содержания.

Несмотря на то что природа денежных выплат в системе государственной службы одна, денежные выплаты в различных органах государственной власти называются по-разному: денежное содержание (заработная плата государственных служащих), денежное вознаграждение (заработная плата лиц, замещающих государственные должности категории «А»), денежное довольствие (заработная плата в некоторых специальных видах государственной службы, например в таможенных органах).

В силу ограничений, накладываемых законодательством на возможность получения государственными служащими иных доходов помимо основного места работы, денежное содержание остается основным источником доходов и является мощным стимулом повышения результатов труда.

Государственный служащий получает виды материально-финансового обеспечения строго в соответствии с его государственной должностью, а не в соответствии с выполненной работой или результатами деятельности на службе. В целом денежное содержание является не прямым вознаграждением за проделанную работу, а платой за то, что государственные служащие отдают все свои силы и способности в распоряжение государства и выполняют свой служебный долг в той степени, в какой это позволяют их силы и способности.

Система денежного содержания государственных служащих строится на двух взаимообусловленных и неотъемлемых принципах: единства и нормативности. Принцип единства означает одинаковый подход (предотвращение дискриминации по любому признаку) в организации финансового обеспечения ко всем государственным служащим в соответствии с замещаемой ими государственной должностью.

Принцип нормативности закладывает право государственных служащих с одинаковой профессиональной подготовкой замещать равные государственные должности и получать равное жалованье.

Денежное содержание государственного служащего, как форма заработной платы многофункционально. Можно выделить следующие основные функции денежного содержания: —

воспроизводственную; —

мотивационную; —

социальную; —

учетно-производственную. Воспроизводственная функция денежного содержания — это

возможность обеспечения воспроизводства рабочей силы.

Мотивационная функция денежного содержания государственных служащих — это свойство оплаты труда направлять интересы государственного служащего на достижение в соответствии с должностными инструкциями требуемых результатов труда путем обеспечения взаимосвязи размеров оплаты труда и трудового вклада.

Социальная функция денежного содержания связана с реализацией принципа социальной справедливости в обществе.

Учетно-производственная функция характеризует меру участия живого труда в процессе образования цены продукта (услуги).

Все названные функции денежного содержания представляют собой неразрывное единство, являясь частью единого целого. Каждая функция не только предполагает наличие других функций, но и содержит в себе их элементы. Например, воспроизводственная функция одновременно играет и социальную, и мотивирующую роль.

Денежное содержание государственного служащего помимо должностного оклада включает следующие стимулирующие или мотивирующие финансовые выплаты — ежемесячные надбавки к должностному окладу за квалификационный разряд, особые условия государственной службы, выслугу лет, а также премии по результатам работы.

Мотивирующая роль составляющих денежного содержания

Надбавка за квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг) стимулирует служащего к постоянному про-

фессиональному росту, соответствующему уровню профессиональной подготовки для занятия государственной должности.

Ежемесячная надбавка за особые условия государственной службы призвана компенсировать необходимость пребывания на рабочем месте во внеурочное время, затраты, связанные в основном с интеллектуальным трудом, с командировками, работу с большим объемом информации и т.п.

Ежемесячная надбавка за выслугу лет влияет на снижение текучести кадров, закрепляет служащих на государственной службе, способствует росту профессиональных навыков и опыта.

Выплачивается в следующих размерах (для федеральных государственных служащих):

в % от должностного оклада

-10 -15 -20 -30

при стаже государственной службы

от 1 до 5 лет от 6 до 10 лет от 11 до 15 лет свыше 15 лет

Условия выплаты премий устанавливаются руководителями органов государственной власти и закрепляются в нормативных актах. Их размер определяется исходя из результатов деятельности государственного служащего и максимальными размерами не ограничивается.

Необходимо отметить, что частые премиальные выплаты воспринимаются служащими не как стимулы к повышению эффективности работы, а как должное, перестают выполнять свою мотивирующую функцию и становятся неотъемлемой частью денежного содержания. В то же время премии, выплачиваемые крайне редко, не осознаются работниками как постоянный стимул для напряженной, кропотливой деятельности. Поэтому важно найти «золотую середину», позволяющую им быть действенным рычагом мотивации.

В целом величина денежного содержания гарантируется государственным бюджетом, а не является результатом рыночной деятельности государственных служащих.

В системе государственной службы Российской Федерации положено начало законодательному закреплению не просто материально-финансовых льгот, а системы финансо-

12*

вых гарантий для государственных служащих, которая выполняет важную мотивирующую функцию. Сложившуюся схему денежного содержания можно представить следующим образом:

Замещаемая г + + + +

должность \

Ч 1

Денежное содержание Долж-= ностной оклад + Ежемесячная надбавка за квалификационный разряд ч- Ежемесячная надбавка за особые условия государственной службы

Ежемесячная надбавка за выслугу лет

Премия Федеральный уровень = 4 должностных оклада в год + Ежемесячно до 20% должностного оклада; 2,5 должностного оклада в год1

Ежемесячно 10-30% от должностного оклада; 3 должностных оклада в год1

3 должностных оклада в год1 Региональный уровень

Размер должностного оклада; размеры и порядок установления ежемесячных надбавок определяются законами субъектов Российской Федерации Рис. 16. Система финансовых гарантий для государственного служащего

Выводы

Мотивация как сложное, многоаспектное явление — необходимый элемент системы управления персоналом. Создание условий для мотивации работников и ее практическое осуществление позволяют достичь целей организации.

В настоящее время проблема мотивации персонала требует комбинированных подходов, основанных на знании и исполь-

1 .

зовании как традиционных теорий мотивации, так и последних достижений поведенческих наук. Сочетание экономических и социально-психологических способов воздействия на поведение работников должно быть адекватным их современным потребностям и интересам организации.

Источниками мотивации и получаемого от работы удовлетворения для государственных служащих являются не только внешние факторы, такие, как величина денежного содержания, но и различные факторы, внутренне присущие непосредственно государственной службе. Они включают в себя патриотические чувства удовлетворения от служения на благо народа и государства.

Снижение уровня мотивации государственных служащих вызвано такими факторами, как неустойчивая занятость, неадекватное денежное содержание, невозможность получить льготы, гарантированные нормативными правовыми актами, и др. Реформирование системы государственной службы призвано восстановить престиж и авторитет служения обществу в такой сфере занятости, как государственная и муниципальная служба.

Контрольные вопросы 1.

Перечислите основные теории мотивации и дайте их крат кую характеристику. 2.

Покажите на примерах возможности применения содер жательных и процессуальных теорий мотивации в госу дарственной службе. 3.

В чем, на Ваш взгляд, состоит специфика системы моти вации в государственной службе? 4.

Проанализируйте систему мотивации в Вашем учрежде нии. В чем Вы видите ее плюсы и минусы? 5.

Предложите оптимальное, по Вашему мнению, сочетание стимулов для повышения качества работы государствен ных служащих.