Дефекты юридических фактов

Дефектность юридических фактов

В процессе установления юридических фактов нередко обнаруживается, что они имеют различного рода недостатки, дефекты. В одних случаях эти дефекты связаны с содержанием юридического факта (например, отсутствие необходимого стажа), в других — с внешней формой его выражения и закрепления (например, дефект в документе, удостоверяющем стаж).

Юридический факт дефектен в тех случаях, когда его признаки не соответствуют модели, закрепленной в гипотезе юридической нормы.

Дефектность юридического факта может быть абсолютной и относительной. Абсолютная — означает, что социальное обстоятельство вообще теряет юридическое значение, не может использоваться как юридический факт. Относительная — это дефектность только для данного правоотношения. Например, непризнание стажа дающим право на назначение пенсии на льготных условиях не исключает использование этого юридического факта для назначения пенсии в общем порядке.

Дефектность юридического факта нельзя отождествлять с противоправностью. Противоправность поступка, акта — это крайняя форма его дефектности. Но последняя может быть вызвана и такими обстоятельствами, которые не расцениваются в качестве правонарушения (отступление от формы акта и др.). Вместе с тем, не все противоправные действия имеет смысл рассматривать как дефектные, ибо ничто не может сделать их правомерными.

Необходимо разграничивать дефектность самого юридического факта и дефектность доказательств о нем. Однако дефектность одного из доказательств не исключает, как правило, представления иных доказательств, не означает дефектности самого социального обстоятельства (юридического факта), доказываемого в правоприменительном процессе.

Дефектность юридического факта не следует смешивать также с его неправильной юридической оценкой. Если первое — недостаток самого юридического факта, то второе — дефект правоприменительного процесса.

Дефекты в юридических фактах и составах можно классифицировать по нескольким основаниям. В зависимости от их юридического значения выделяются следующие разновидности:

несостоятельность. Юридически несостоятельный факт не может вызывать правовых последствий (если он одновременно не является правонарушением). Если же позитивные правовые последствия ошибочно наступили, то они подлежат полному и безусловному аннулированию;

недействительность. Фактическая предпосылка возникает с существенными нарушениями, при которых невозможно наступление правовых последствий. Законодательство допускает в известных случаях возможность исправления недействительных фактических предпосылок и придания им юридической силы. Так, брак не может быть признан фиктивным, если лица, зарегистрировавшие фиктивный брак, до рассмотрения дела судом фактически создали семью;

частичная дефектность. Здесь фактическая предпосылка разграничивается на «здоровую» и дефектную части. Правовое значение таких предпосылок различно: они могут повлечь возникновение дополнительных прав и обязанностей, связанных с устранением нарушения, наступление правовых последствий в «усеченном» объеме, — наконец, после устранения нарушения — полное наступление правовых последствий;

малозначительное нарушение. Этот тип дефектности связан, как правило, с процедурой установления юридических фактов, их документальным оформлением. Несущественные процедурно-процессуальные нарушения не должны служить препятствием для наступления правовых последствий.

По признаку исправимости нарушения в фактической предпосылке дефекты подразделяются на:

исправимые — это нарушения, которые можно исправить, восстановив полноценность фактического обстоятельства;

частично исправимые — такие нарушения, которые можно исправить лишь в некотором объеме;

неисправимые — это дефекты, которые невозможно исправить.

По признаку момента обнаружения дефекта дефекты подразделяются на:

выявленные до наступления правовых последствий;

выявленные после наступления правовых последствий.

Дефектные ситуации можно классифицировать в зависимости от степени их нормативной урегулированности, тогда они подразделяются на: урегулированные, относительно урегулированные, неурегулированные. Некоторым дефектным юридическим фактам посвящаются целые правовые институты (недействительные сделки, неправильности в записях актов гражданского состояния). Иногда в законе можно найти лишь отдельные указания, ориентирующие на тот или иной способ разрешения дефектных ситуаций, которые в этом случае следует считать относительно урегулированными. Если же в законе нет никаких указаний в юридическом значении дефектной ситуации, ее следует считать неурегулированной. Алексеев С.С. Теория права. — М.: Издательство БЕК. 2001. -С. 152.

Существенным подспорьем для юридической оценки и правильного разрешения дефектных ситуаций является публикуемая судебная практика.

Классификация нарушений в фактических предпосылках может вестись и по некоторым другим основаниям: степени вероятности нарушения (вероятные и исключительные); в зависимости от причины (по уважительной, по неуважительной причине); в зависимости от элемента состава (материальные, процедурно-процессуальные).

Возникновение дефектного юридического факта или состава — это нарушение правопорядка либо непосредственная угроза такого нарушения. Каким образом реагирует законодательство на дефектность юридических фактов и составов?

Один из видов юридической реакции может быть условно назван стабилизацией правовых последствий. Существо ее заключается в том, что в определенных ситуациях законодательство сохраняет (стабилизирует) правовые последствия, возникшие из дефектных юридических фактов или составов.

Другой вид реакции на нарушение в фактической предпосылке — отсрочка наступления правовых последствий.

Разновидностью юридической реакции на дефектность фактической предпосылки выступает санкция недействительности. Существо этого типа реакции заключается в аннулировании юридического значения фактической предпосылки, невозникновение правовых последствий, на которые рассчитывали субъекты. Например, возвращение лица, признанного безвестно отсутствующим, не влечет автоматического восстановления брака, расторгнутого в связи с безвестным отсутствием. Необходимы дополнительные факты — совместное заявление супругов, восстановление брака органом загса.

Санкции недействительности не всегда в достаточной степени регламентированы, что существенно снижает их эффект.

Одним из средств юридического реагирования на дефектность юридических фактов и составов при сохранении их юридической силы выступают активные санкции. Рассмотрим некоторые разновидности активных санкций.

Изменение содержания возникающего правоотношения. Результатом дефектности фактической предпосылки может быть появление новых прав, отпадение некоторых обязанностей.

Изменение незавершенной части фактического состава. Рассматриваемый тип юридической реакции заключается в том, что в ответ на дефектность начальных звеньев фактического состава законодательство корректирует заключительные звенья состава. Данная корректировка может выражаться, во-первых, в подключении в незавершенную часть состава дополнительных элементов; во-вторых, — в условном признании некоторых фактов существующими (или отсутствующими).

Появление или отпадение прав и обязанностей в других правоотношениях.

Рассмотренные выше санкции реализуются двумя основными способами — в порядке самозащиты или автоматически.

Самозащита — допускаемая законом возможность односторонних действий по обеспечению своего субъективного права.

Автоматическое наступление санкций имеет место в тех случаях, когда негативные правовые последствия наступают непосредственно в силу указания нормы права, без каких — либо действий участников правоотношения или правоприменительных органов.

Дефектные юридические факты и составы — негативное явление в правовой системе, так как затрудняет нормальный процесс правового регулирования.

Одна из причин дефектности юридических фактов — их скрытое перерождение. С течением времени факты не остаются неизменными. Может измениться и общественная оценка факта, его юридическое значение. Изменения в факте бывают и внутренними, скрытыми. Они могут выражаться в расхождении между содержанием факта и внешней формой его выражения.

Виды и формы систематизации нормативных актов

Систематизация нормативно-правовых актов: понятие и формы.

Нормативно-правовые акты — это предписания субъектов правотворчества, содержащие юридические нормы.

Нормативные акты принимаются различными органами в различное время, в различных пространственных пределах и по разному поводу. Такая ситуация не может не влиять на природу действующих законов и подзаконных актов, которые порой могут между собой находиться в противоречии. Поэтому прежде чем общественные отношения будут упорядочены, необходимо, чтобы сами нормативные акты были в порядке, чтобы они были приведены в соответствующую систему.

Отсюда,систематизация нормативно-правовых актов — это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование нормативных актов путем их внутренней и внешней обработки для системного воздействия на общественные отношения, это приведение законодательства в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов. Упорядоченное законодательство позволяет хорошо ориентироваться в действующем массиве нормативно-правовых актов: быстро найти необходимый акт, установить его связи с другими актами, выявить изменения, коллизии и т. д.

Виды и формы систематизации нормативных актов

Существуют три основные формы систематизации нормативных актов: инкорпорация, консолидация, кодификация и одна вспомогательная — учет. Учет является необходимым условием приведения актов в систему. Он ведется в журнальной картотеке, на магнитных дисках и т. д. Поэтому поиск нужного акта осуществляется как ручным путем, так и с помощью автоматизированной обработки юридической информации.

Инкорпорация представляет собой внешнюю обработку или объединение в сборники и собрания действующих нормативных актов в определенном порядке без изменения их содержания по существу. При этом юридический статус инкорпорированных актов не изменяется. Различают официальную и неофициальную инкорпорацию.


Официальная инкорпорация — это упорядочение правовых норм их автором либо иным уполномоченным органом путем издания сборников действующих нормативных актов. Она может осуществляться на основе хронологического («Собрание законодательства Российской Федерации») и тематического («Свод законов Российской Федерации») принципов.

Неофициальная инкорпорация — это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами по своей инициативе без специального поручения и контроля правотворческих органов. На них нельзя ссылаться при применении права (сборники нормативных актов по гражданскому, трудовому и другим отраслям права).

Консолидация — такая форма систематизации, при который происходит объединение нескольких близких по содержанию нормативных актов в единый сводный нормативно-правовой акт. Это происходит с целью преодоления множественности нормативных актов и обеспечения единства правового воздействия.

В связи с этим консолидация может рассматриваться и как особый прием, используемый правотворческим органом при совершенствовании действующего законодательства.

Кодификация — это деятельность правотворческих органов по созданию нового, сводного, внутренне согласованного и юридически цельного нормативного акта, которая осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства в определенной сфере общественной жизни.

Кодификация обеспечивает согласование норм общеправового регулирования (норм-целей, норм-дефиниций, норм- принципов и т. д.) с нормами конкретного, специального правового регулирования. Она становится своеобразной нормативной основой комплексного подразделения системы права и законодательства (института, отрасли или комплексного массива законодательства) организованного по предметному, функциональному или целевому критериям.

Кодификационные акты делятся натри вида:

§ основы законодательства, устанавливающие важнейшие модельные нормативные положения определенной отрасли или сферы государственного управления в федеративном государстве;

§ кодекс — комплекс правовых норм, объединенных в одном акте и регулирующих определенную сферу общественной жизни (гражданскую, уголовную и др.);

§ устав, положение — комплексные акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами (президентом, правительством).

72. логико-структурные дефекты системы права понятие, виды и способы преодоления. Под дефектами системы права следует понимать нарушения, деформации логико-структурного построения и развития системы права и ее элементов, в том числе нормативных актов. Виды: нормативное дублирование; пробел (поный и неполный); коллизия; нормативная избыточность. Нормативное дублирование когда одни и теже нормы права содержаться в нескольких нпа. нормативная избыточность воспроизведение в разных нпа общеизвестных положений. Пробелы полные и неполные. Пробел это отсутствие правового регулирования конктретных общественных отношений. Устранить пробел можно при помощи аналогии права или аналогии закона. Аналогия закона – это применение в «пробельной» ситуации сходной конкретной нормы права, регламентирующей схожие отношения. Аналогия права – это применение к не урегулированному в конкретной норме спорному отношению при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения, общих начал и смысла законодательства. Под коллизией в праве следует подразумевать наличие двух и более параллельно действующих правовых норм, которые хотя и призваны регулировать одни и те же общественные отношения, однако противоречат друг другу или просто различны по содержанию.

73 Понятие, признаки и виды правоотношений.

Проблема правовых отношений является центральной в общей теории права и именно она вызывает наибольшие споры в юридической науке — начиная с определения данной категории и заканчивая более детальными вопросами и положениями.

Правовые отношения — это отношения в связи с правом, на основе права. Они возникают вместе с природными правами и обязанностями, а с появлением государства важнейшие из них получают законодательное оформление. Как естественное право — идеал права позитивного, так и существующие в связи с ним правоотношения — идеал законодательно урегулированных отношений. Различая отношения на основе норм естественного и позитивного (законодательно оформленного) права, можно избежать не приносящих особой практической пользы споров о том, что первично — норма или правоотношение, что из них предшествует одно другому.

В природе человека, в человеческом общежитии процесс формирования естественных прав и свобод,

правил поведения, правоотношений идет параллельно, без особой, строгой зависимости. В позитивном праве взаимозависимость юридической нормы и правоотношения довольно жесткая.

Все имеющиеся в юридической да и философской литературе исследования правоотношений сориентированы на позитивные правоотношения. Так же поступает и автор этой лекции.

Правовым отношениям присущи следующие признаки.

Правоотношение — это общественное отношение, т.е. отношение между людьми и неразрывно связанное с их деятельностью, поведением. Именно между людьми, а не между ними и предметами материального мира. Собственник вещи имеет совокупность прав на нее, но обретают свою жизнь эти права только в отношениях с другими людьми: им собственник может продать вещь, уступить право владения, подарить, от них же он требует соблюдения своего права собственности.

В обществоведении, в том числе и юридической науке, понятия «общественные отношения», «общественная связь» нередко разграничиваются, но чаще всего отождествляются, что представляется наиболее правильным. Как и любые общественные отношения, правоотношения — это результат сознательной деятельности человека. Правовые связи между людьми сознательны и являются результатом разумной человеческой деятельности.

Правоотношение как специфическое общественное отношение обусловлено социальной жизнью во всем ее многообразии. По словам К. Маркса, «правовые отношения, так же точно как и формы государства, не могут быть поняты ни из самих себя, ни из так называемого общего развития человеческого духа, что наоборот, они коренятся в материальных жизненных отношениях…».

Вряд ли можно оспорить это положение, разве только чуточку уточнить: правовые отношения коренятся не только в материальных, но и во всех жизненных обстоятельствах, вызывающих к жизни право. В этой связи уместны верные в своей сути слова известного русского философа Вл. Соловьева: «Что правовые отношения в историческом порядке следуют за насильственными, — это так же несомненно, как и то, что в истории нашей планеты органическая жизнь явилась после и на основе процессов неорганических… Игра естественных сил в человечестве есть лишь материал правовых отношений…».

В качестве характерной черты правоотношений называют обычно их идеологический характер. Современное право России все больше начинает выражать общечеловеческие начала, теряя свои классовые черты. Значит ли это, что, утрачивая классовость, оно перестает быть идеологическим явлением? Думаю, что нет. Идеология выражает классовые интересы и стремления, но с классовостью не совпадает, ибо представляет собой систему разнообразных взглядов на социальную жизнь. Тоталитарное стремление к жесткому централизованному регулированию хозяйственной жизни — это идеология; переход к рынку и свободное предпринимательство — это идеология; отношение государства, общества к церкви, стремление обеспечить малоимущие слои населения — это тоже идеология. Право и сопутствующие ему правоотношения всегда будут явлениями идеологическими. Главное здесь — чтобы идеология выражала не сугубо классовые, групповые, а общечеловеческие начала и интересы, и не демагогически (на словах), а реально.

Правоотношение — это такое отношение, которое возникает вследствие воздействия норм позитивного права на поведение людей. Между нормой права и правоотношением существует довольно жесткая зависимость — в жизни возникают только те правоотношения, на которые указывает юридическая норма. В строгом смысле слова, правоотношения — это законоотношения. Ситуация, правда, существенно меняется в настоящее время. С введением в действие в сфере экономики принципа «разрешено все, что не запрещено законом» жесткая зависимость правоотношения от нормы права значительно ослабевает. В хозяйственной жизни предприятий, иных коллективных субъектов, в имущественных отношениях граждан возникают и постоянно будут возникать многочисленные правоотношения, не предусмотренные юридическими нормами. Сохраняет свое значение и институт аналогии. При аналогии права правоотношение, например, в гражданском праве возникает «в силу общих начал и смысла гражданского законодательства» (ст. 4 ГК России), а не юридической нормы, которой попросту нет. В остальном же действует правило: есть норма права — возникает правоотношение, нет нормы — нет и правоотношения.

Правоотношение — это связь между людьми посредством субъективных прав и юридических обязанностей. Это особая форма связи, связь через права и обязанности, которые закреплены в нормах объективного права. Носитель субъективного права (т.е. тот, кому принадлежит право) — лицо, управомоченное, носитель юридической обязанности — лицо обязанное. В правоотношении лицу управомоченному всегда противостоит лицо обязанное, будь то другой человек, организация, государственный орган или государство в целом. В этом смысле правоотношение является связью индивидуализированной. Индивидуализация при этом осуществляется двояко: 1) поименно, когда субъекты права называются своим полным именем (фамилией) или полными реквизитами (применительно к организациям); таковы, к примеру, семейно-брачные отношения, отношения между организациями по поставке продукции, перевозке и т.д.; 2) по названию социальных ролей. Во втором случае поименное или пореквизитное определение субъектов не имеет значения, называются лишь их социальные роли: продавец—покупатель, работник милиции—гражданин. Именно этот тип индивидуализации субъектов правоотношений характерен, например, при купле-продаже в магазине, на рынках.

Правоотношение — волевое отношение. Это означает, что помимо нормы права, которая сама по

себе уже выражает определенную волю, для возникновения правоотношения необходима воля его участников. Причем есть правоотношения, для возникновения которых необходима воля всех участников (вступление в брак возможно лишь при согласии обеих сторон, купля-продажа возможна при согласии продавца и покупателя и т.д.), и есть правоотношения, для возникновения которых достаточно воли одного субъекта (уголовное дело, возбуждаемое по воле правоохранительного органа).

Правоотношение — это отношение, охраняемое государством. Государство, обеспечивая в конечном счете выполнение требований юридических норм, охраняет и отношения, возникающие на основе этих норм. Охраняемые государством правоотношения составляют основу правопорядка любого общества.

Итак, правоотношение — это охраняемое государством общественное отношение, возникающее, как правило, вследствие воздействия норм права на поведение людей и характеризующееся наличием субъективных прав и юридических обязанностей у его участников.

виды

Возникающие и существующие в жизни правовые отношения крайне многообразны и могут быть классифицированы, в зависимости от оснований, на различные виды. В юридической литературе предложено несколько таких оснований, хотя далеко не все из них бесспорны. Целесообразно, на мой взгляд, выделить следующие виды правоотношений.

Регулятивные и охранительные правоотношения (основание классификации — функции права). Регулятивные правоотношения — это правомерное поведение субъектов, т.е. поведение, возникающее на основе норм права и им строго соответствующее. Такие правоотношения и составляют суть правопорядка, их подавляющее большинство, в их существовании и развитии заинтересовано общество. Имущественные, трудовые, семейно-брачные, государственно-правовые и иные правоотношения, возникающие на законных основаниях, —

это все регулятивные отношения. Охранительные правоотношения возникают вследствие неправомерного поведения субъектов как реакция общества, государства, других граждан на такое поведение. Цель правоохранительных правоотношений — защита существующего в обществе нормального порядка отношений, наказание правонарушителя. В рамках охранительных отношений ответчик возмещает причиненный его действиями материальный ущерб, на правонарушителя налагается штраф, преступник привлекается к уголовной ответственности, осужденный отбывает наказание в местах лишения свободы и т.д. Целиком охранительной отраслью является уголовное право, но охранительные отношения возникают и на основе предписаний других отраслей права, включая конституционное право. Если, например, Верховный Совет России на основании заключения Конституционного Суда отменяет Указ Президента республики, то происходит это в рамках именно охранительных правоотношений.

Отраслевые правоотношения (основание классификации — деление права на отрасли). Сколько отраслей отечественного права, столько и видов правоотношений — конституционные, гражданские, административные, уголовные и др.

В делении правоотношений по отраслевой принадлежности большое значение имеет разграничение материально-правовых и процессуальных правоотношений. Материально-правовые отношения возникают на основе норм материального права. Их содержание — права и обязанности, составляющие предмет интересов субъектов права, т.е. существо юридического дела: гражданско-правовые, государственно-правовые, административно-правовые и другие материально-правовые отношения. Процессуальные правоотношения возникают на базе процессуальных норм и производны(вторичны) от материально-правовых отношений. Они предусматривают процедуру осуществления прав и обязанностей субъектов, порядок разрешения юридического дела: гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные, административно-процессуальные и другие процессуальные правоотношения.

Особенность процессуальных правоотношений еще и

в том, что они вообще не могут возникнуть и существовать без процессуальных правовых норм. Если материально-правовые отношения соотнести с социальной действительностью и юридическими нормами, то схема здесь будет такова: общественное отношение — норма права — материально-правовое отношение. Норма права как бы «накладывается» на существующие уже общественные отношения, в результате чего появляется правоотношение. Общественное отношение в этом случае возникает и существует независимо от юридической нормы, а соприкасаясь с ней, обретает правовую окраску, становится правоотношением. Иное дело — процессуальные правоотношения. Их нет в природе до тех пор, пока не появляется юридическая процессуальная норма. Она порождает такие правоотношения, а с ее отменой они также прекращают свое существование. Например, процессуальные отношения между субъектами по возбуждению уголовного дела существуют лишь потому, что есть соответствующие процессуальные нормы, предусматривающие порядок этих действий, кассационное производство и соответствующие правоотношения возможны лишь в силу существования процессуальных норм об обжаловании и опротестовании решений и приговоров суда.

В юридической литературе существует также деление правоотношений на абсолютные и относительные, общие и конкретные. В относительных правоотношениях точно определены все участники: и лица управомоченные, и лица обязанные (покупатель и продавец, заказчик и подрядчик и др.). В абсолютных правоотношениях известно лишь одно лицо — носитель субъективного права. Все остальные субъекты (абсолютно все) являются обязанными, т.е. не должны препятствовать осуществлению субъективного права лицом управомоченным. В качестве примера таких правоотношений называют обычно отношения собственности.

Общими (общерегулятивными) считаются правоотношения, возникающие на основе прежде всего конституционных норм, закрепляющих основные права, свободы и обязанности граждан. Граждане государства, имея закрепленные законом правомочия, состоят как

бы в правовой связи со всеми субъектами права. Если же эти права и свободы реализуются, то возникает конкретное правоотношение. Развернутое обоснование эта концепция получила в работах современных отечественных правоведов Н. И. Матузова, В. С. Основина, С. С. Алексеева и др.

Выделение абсолютных и общих (общерегулятивных) правоотношений, на мой взгляд, недостаточно убедительно и практически бесполезно. Какой смысл в конструировании правоотношений, где субъекты не определены, не связаны между собой четкими взаимными правами и обязанностями? Правоотношение всегда конкретно, субъекты его всегда индивидуализированы. Прав Ю. И. Гревцов, считающий, что конструкция абсолютного и общего правоотношений не отвечает такому признаку правоотношений, как взаимодействие субъектов, а введение в юридическую науку концепций абсолютного и общерегулятивного правоотношений сегодня начинает основательно препятствовать более глубокому познанию проблемы осуществления права

Дефекты в оформлении документов

Несмотря на то, что порядок (процедура) оформления документов гражданами не столь детально регламентирован как деятельность с документами в организациях, соблюдение общих условий оформления документов необходимо каждому лицу.

Несоблюдение требований о наличии соответствующих юридических фактов либо прав и обязанностей, которые нуждаются в документальном закреплении; дееспособности (правомочности) лица, оформляющего юридический документ; соблюдении сроков и других процессуальных правил приводит к возникновению дефектов документов, как по процедуре, так и по форме и содержанию.

Кроме перечисленных выше причин к видам документальных дефектов можно отнести:

— недостоверность документа;

— отсутствие реквизитов;

— наличие ошибок, неоговоренных исправлений;

— неграмотное изложение текста;

— неправильная форма удостоверения и др.

Требования, предъявляемые к внешней форме юридических документов, зависят от их вида. В одних случаях письменное, с помощью бланков, нотариальное оформление фактов и прав не предписывается законодательством, хотя и не запрещается. В других — закон прямо предусматривает соответствующую форму удостоверения конкретных прав и обстоятельств. Общие (стандартные) требования по форме и реквизитам распространяются и на процессуальные, в том числе судебные документы. Однако процессуальные требования определяют и свои специфические особенности.

Между тем, следует учитывать, что наряду с ответственностью за нарушение требований, предъявляемых к форме и содержанию документа (например, несоблюдение формы – недействительность сделки), возможно применение мер защиты прав по поводу дефектных документов. Недостатки документов могут быть соответствующим образом исправлены. Недоброкачественный документ может быть признан в определенном порядке действительным или аннулируется.

Существует две формы исправления документов:

— простая – исправление посредством зачеркивания и оговорок;

— квалифицированная – специальные надписи в некоторых юридических документах (актовых книгах, трудовых книжках и т.п.).

При этом существуют и определенные правила исправления. Например, зачеркивания делаются так, чтобы ошибочно написанное и зачеркнутое можно было прочесть в первоначальном виде; оговорки (исправленному верить, написанному или вписанному верить, зачеркнутое не читать) удостоверяются лицом, сделавшим исправления; записи актов гражданского состояния исправляются в квалифицированной форме посредством внесения новых сведений в соответствующие графы; в трудовой книжке изменение фамилии и др. производится путем внесения изменений на 1 странице со ссылкой на документ и заверяется подписью руководителя и печатью; исправление и аннулирование документов производится теми же лицами, которые выдали или в специальном порядке, установленном законом (например, судебном).

Наличие прав на документ предполагает возможность судебной защиты. Нарушение требований, предъявляемых к оформлению и использованию документов (неправильности, утрата, отказ в выдаче, незаконное удержание), часто нарушают также чьи-либо права по использованию документов. В соответствии с допущенными нарушениями правил работы с документами в судах рассматриваются требования об исправлении документа (или его аннулировании), о восстановлении утраченных документов, об истребовании документа от других лиц, незаконно его задерживающих.

В суде не производится непосредственно исправление документа или его реальное восстановление. Однако суд устанавливает в судебном решении меру (способ) соответствующей защиты прав на документ, который должны применять полномочные органы и должностные лица органов власти и управления (местные администрации, органы нотариата, загсы и т.д,).

Аннулирование документов в ряде случаев предполагает их изъятие судом и приобщение к материалам гражданского дела (например, свидетельства о браке, признанного судом недействительным; признанной судом недействительной сберегательной книжки и т.д.).

Защита любых прав в суде нередко предполагает, что после вынесения судебного решения и в соответствии с ним компетентные лица оформляют документы, подтверждающие права, установленные в суде. Например, при восстановлении трудовых прав издают приказы и делают необходимые записи в трудовой книжке, а восстановление жилищных прав требует оформления ордеров и договоров о найме жилого помещения. С другой стороны, рассмотрение дел о документах возможно лишь при условии проверки оснований (прав, фактов) их получения и выдачи.

Поэтому защита прав на документ часто связана с защитой других субъективных прав. Тем не менее, документы являются самостоятельным предметом судебной защиты, когда необходимо принять меры (исправление, восстановление, истребование) по поводу конкретных юридических документов. Понимание этого обстоятельства позволяет избегать ошибок, связанных с неточными формулировками судебных решений по гражданским делам, которые не учитывают особенностей оформления и использования юридических документов.

В некоторой степени разрешению проблемы документальной дефектологии будет способствовать также следующее обстоятельство. С течением времени и развитием правовых отношений в обществе юридические документы будут совершенствоваться и унифицироваться.

Какие-то элементы формы и содержания документов (в том числе выдаваемых органами загса) станут не столь необходимы. Это вполне закономерно, ибо с расширением свобод и самостоятельности граждан в обществе количество формальных элементов документации уменьшается. Вместе с тем документы и документирование не станут проще, поскольку возрастают значение творческого подхода и сложность ситуаций при составлении юридических документов.

Унификация и стандартизация документов направлена на обеспечение сокращения видов документов, единообразного размещения показателей на бланках документов, сокращения из форматов.

Предусматривается регламентация общих принципов унификации, к которым можно отнести:

1) унификацию от общего к частному;

2) достижение единообразия документов в пределах системы сопоставимости их отдельных элементов;

3) комплексность унификации (в рамках отдельных форм реквизиты должны располагаться в порядке, соответствующем последовательности традиционного оформления и обработки);

4) информативность (обеспечение достоверности информации и ее правового статуса);

5) сокращение числа видов документов;

6) стабильность требований к документам;

7) сопряжение с действующими системами классификации информации;

8) экономичность за счет совершенствования документации.

Вопросы для повторения:

1. Назовите признаки юридического документа.

2. Какие функции выполняют процессуальные документы?

3. Какие виды документов в зависимости от стадии их изготовления вы знаете?

4. Какие реквизиты содержания и формы юридических документов являются основными?

5. Дайте определение распорядительным документам и назовите их структуру.

6. Каков порядок внесения исправлений (изменений) в юридические документы?

7. Каковы общие требования к оформлению юридических документов гражданами?

8. Каковы основные правила делопроизводства по оформлению юридических документов?

Тема 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Цельданной темы заключается в ознакомлении студентов с содержанием различных видов процессуальных документов по гражданским делам.

К решаемым данной темой задачам относятся рассмотрение содержания заявлений и ходатайств по гражданским делам, судебных постановлений, заявлений о пересмотре, жалоб на судебные постановления и др.

Процессуальные документы по гражданским делам имеют чрезвычайно важное значение для оценки правильности разрешения судами дел. Судебной практике известны многие случаи, когда неправильно составленные процессуальные документы служили основанием к отмене решений, определений и постановлений. В силу пп.5 и 7 ст.364 ГПК РФ отсутствие в решении подписи кого-либо из судей, а также отсутствие в деле протокола судебного заседания влечет обязательную отмену решения.

В судебной практике сложилась определенная форма процессуальных документов, последовательность изложения в них обстоятельств гражданского дела в решении различных вопросов. Учитывая, что процессуальные судебные документы не могут быть пересоставлены и даже исправлены после их оглашения, очень важно, чтобы каждый из них составлялся правильно, с соблюдением всех требований, предъявляемых как к содержанию, так и к форме.

Процессуальные документы можно классифицировать по различным признакам. Наиболее общее деление по содержанию и процедуре представляется следующим:

заявления, ходатайства лиц, участвующих в деле;

судебные акты (постановления);

протоколы;

замечания, заявления о пересмотре, об отмене;

жалобы на судебные постановления;

судебные извещения;

исполнительные документы и др.

Содержание процессуальных документов складывается из их реквизитов, которые, в свою очередь, можно разделить на:

— общие (свойственные всем или большинству документов) и специальные (свойственные конкретному виду документа);

— обязательные (содержат императивные требования закона о наличии конкретных реквизитов) и факультативные (дополнительные в зависимости от особенностей предмета спора).